Акрил фисташковый лак. Вспомогательные средства для рисования. Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов


Лаки для масляной живописи по своему назначению делятся на 4 основные группы. К ним относятся: покрывные лаки, предназначенные для обработки поверхностей уже готовых картин, связующие - для укрепления живописного слоя, разжижающие - применяемые для разбавления красочной массы, и универсальные, имеющие многофункциональное назначение. Остановимся подробнее на особенностях покрывного даммарного лака, одного из самых востребованных и распространённых.

Выгорание красок на солнце

Известно, что недостатком большинства красителей как используемых в быту, так и применяемых в промышленном производстве, является их слабая устойчивость к воздействию солнечного света. Результатом этого являются выцветшие и поблёкшие обои комнат, уличные баннеры и многие другие окружающие нас вещи. О них обычно говорят: «Выгорели на солнце».

Подобная же участь постигнет и если художник не позаботится о сохранности их первозданного вида. Традиционным методом, используемым с незапамятных времён, является покрытие уже готовых живописных произведений специальными лаками, способными уберечь их от воздействия солнечного света. Изобретены они давно, и их состав на протяжении веков много раз менялся и совершенствовался.

В наши дни химическая промышленность предлагает живописцам широкий ассортимент средств защиты их произведений. Одним из самых распространённых среди них, как было сказано выше, является даммарный лак. Нанесённый тонким слоем, он после высыхания не только создаёт защитную плёнку, предохраняющую живописный слой от нежелательного воздействия ультрафиолетовых лучей солнечного спектра, но и придаёт общему колориту картины большую яркость и глубину. Кроме того, благодаря ему мелкие детали, изображённые на полотне, выглядят более чётко и фактурно.

Ещё одной важной особенностью даммарного лака является его способность противостоять воздействию влаги. Если картина будет храниться в помещении, где её содержание в воздухе повышено, то краска может начать отслаиваться от холста и отваливаться. Не менее пагубно воздействие на незащищённый живописный слой и чрезмерно низкой влажности помещений. В этом случае он может потрескаться и начать крошиться. Особенно этой опасности подвержены полотна, на которых краска нанесена густым, толстым слоем.

Кроме всего вышеперечисленного, могут оказаться подвержены и таким негативным воздействиям, как резкий перепад температур, оседание пыли, а также попадание на их поверхность жидкостей и газов. Таким образом, покрытие готового живописного произведения даммарным или каким-либо иным является неотъемлемым звеном общего процесса создания картины.

Наследие прошедших веков

Основным компонентом, входящим в состав даммарного лака, является смола растительного происхождения, давшая ему своё название. Она относится к группе мягких, спирторастворимых смол, на основе которых изготовление лаков было освоено ещё в XVII веке. Известно, что художники часто использовали их не только для покрытия готовых работ, но и добавляли в масла, добиваясь тем самым скорейшего высыхания красок.

Из истории искусства известно, что многие мастера прошедших веков в работе использовали сделанные на основе мягких смол (и даммарной в том числе) бальзамы и эфирные масла (живицу). Наиболее известными среди них являются венецианский, а также страсбургский терпин и копайский бальзам. Все они давали положительный эффект при использовании с обычными высыхающими маслами.

Эффект, достигаемый с помощью смоляных ингредиентов

Давно было замечено, что смоляные ингредиенты, обладающие высокой прозрачностью и светоотражающими свойствами, способны придавать живописным произведениям дополнительную яркость и глубину. Кроме того, они в значительной степени улучшали рабочие характеристики масляных красок, открывая новые возможности при создании на полотне эффектных лассировок.

Под эти термином имеется в виду техника, при которой за счёт нанесения поверх основного цвета полупрозрачных красок достигается эффект глубоких цветовых переливов. Среди мастеров прошлого наибольшего совершенства в ней достигли такие корифеи живописи, как Веласкес, Тициан, Рембрант и Леонардо да Винчи.

Изготовление лака своими руками

Даммарный лак можно приобрести в магазинах, специализирующихся на товарах данного профиля. Одним из его неоспоримых достоинств как раз является доступность и дешевизна. Однако многие художники предпочитают изготавливать его своими руками, внося в стандартную технологию собственные новшества. Не касаясь их профессиональных секретов, рассмотрим лишь общепринятый вариант этого процесса.

Основным компонентом лака является смола даммары, поставляемая в Россию из Сингапура. Внешне она представляет собой небольшие прозрачные гранулы соломенного цвета, покрытые снаружи тонким слоем измельчённой порошкообразной субстанции.

Рецепт, доступный каждому

Предварительно размельчив смолу, её помещают в небольшой мешок из тонкой хлопчатобумажной ткани (вполне подойдёт, например, старый чулок), а затем на несколько часов опускают в раствор художественного скипидара. Важно учесть, что ёмкость со скипидаром должна в течение всего этого срока быть плотно закрытой.

Находясь в скипидаре, предварительно размельчённые гранулы растворяются, а все твёрдые примеси оседают на дне мешка. В результате получается раствор смолы даммара, который затем следует тщательно профильтровать через муслиновую или хлопчатобумажную ткань.

Немаловажную роль играет соотношение количества растворяемой смолы к объёму скипидара, поскольку от этого зависит концентрация готового продукта. Согласно общепринятым нормам, она составляет 600 мл скипидара на 300 г смолы, однако многие из тех, кто предпочитает собственноручно готовить раствор, создают пропорции компонентов исходя из личного опыта. В дальнейшем если в процессе нанесения лака на поверхность картины он окажется чрезмерно густым, его можно разбавить спиртом.

Когда можно покрывать картину даммарным лаком?

Этот вопрос чрезвычайно важен, поскольку нарушения технологии, вызванные незнанием или халатностью, могут привести к повреждению, а в отдельных случаях и к гибели живописного произведения. Прежде всего, после завершения написания картины не следует торопиться, поскольку льняное масло, содержащееся в красках, должно успеть полимеризоваться, то есть, полностью высохнув, превратиться в твёрдый полимер. Сколько времени для этого требуется?

Ещё в недалёком прошлом было принято покрывать картины даммарным, а в равной степени и любым другим лаком не ранее чем через год после их завершения. В течение всего этого длительного времени полотна приходилось тщательно оберегать не только от пыли и грязи, но даже и от табачного дыма.

В наши пользуются красками, изготовленными на основе современных технологий, обеспечивающих им большую прочность и сокращающих срок высыхания. Ввиду этого минимальный промежуток времени между окончанием работы над картиной и её покрытием лаком сократился и составляет от одного до полутора месяцев.

Основное правило заключается в том, что при нанесении лакового слоя не следует торопиться, так как при быстрых движениях кисть неизбежно захватывает воздух, на полотне остаются его микропузырьки, образующие мутные белесые полосы. Если это всё же произошло, рекомендуется удалить неудачно нанесённый слой лака при помощи разбавителя и затем повторить попытку.

После того как лакирование завершено, картину следует положить на ровную горизонтальную поверхность и в течение 10-15 мин. дать ещё жидкому лаку равномерно растечься и слегка затвердеть. Затем её вешают в помещении с хорошей вентиляцией. Время высыхания даммарного лака составляет 12 часов. Соответственно, в этот период картину лучше не трогать и предохранять от попадания на неё пыли.

Есть и ещё одна важная деталь, которая может ускользнуть от внимания начинающего художника, - это срок годности даммарного лака. Если его не изготавливать собственными руками, как о том рассказывалось в одном из предыдущих разделов нашей статьи, а покупать в магазине, то следует учесть, что по прошествии 3 лет со дня выпуска он в значительной степени теряет свои свойства.

В результате лаковый слой может не полностью высохнуть и поверхность на долгое время останется липкой. На ней будет оседать пыль, удалить которую не удастся. Чтобы избежать этой проблемы, надо следить за тем, чтобы приобретаемый лак был свежим, поскольку в художественном салоне он мог простоять сколь угодно долго. Старый лак можно добавлять в краску для достижения живописных эффектов, об одном из которых говорилось выше.

В завершение статьи следует упомянуть, во-первых, о том, что даммарный лак пожаро- и взрывоопасен, поэтому обращаться с ним следует, соблюдая необходимые в таких случаях меры предосторожности. И во-вторых, он имеет весьма отрицательное свойство со временем желтеть. Ввиду этого им не рекомендуется покрывать картины, выполненные в холодных тонах. Этот эффект показан на последнем фото.

Лаки для живописи маслом состоят из 30% раствора смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле).

Существуют следующие виды лаков:

  • даммарный;
  • мастичный;
  • фисташковый;
  • акрил-фисташковый;
  • копаловый;
  • ретушный.

Даммарный лак используется как добавка к краске, либо как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак.
Мастичный лак используется для протирки промежуточных слоев в живописи маслом, в качестве добавки к краскам или же как покрывной в масляной и покровной живописи.
Копаловый лак – это лак темного цвета, который применяется как добавка к краскам. Полученная высохшая пленка устойчива к органическим растворителям.

Покрывные лаки

1. Фисташковый лак почти полностью бесцветен и его скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков.
2. Акрил-фисташковый лак почти бесцветной пленкой и обладает большой эластичностью. Этот лак по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного, но высыхает гораздо медленнее мастичного.
3. Даммарный покрывной лак гигроскопичен, но при этом не защищает картину от влажности, а в условиях повышенной влажности может даже мутнеть.
4. Ретушный лак применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев. Наносить его лучше кистью или тампоном.

Разбавители масляных красок.

Разбавитель № 1 — применяется для разбавления эскизных масляных красок, рельефных паст и в различных вспомогательных целях.
Разбавитель № 2 — применяется как разбавитель красок для мытья кистей и палитр.
Для разведения лаков разбавитель № 2 не пригоден из-за низкой растворяющей способности и большей проницаемости, чем у пинена.
Разбавитель № 4 (он же пинен) — окисляется значительно меньше, чем скипидар, но склонен к пожелтению и осмолению. Его лучше применяется как разбавитель красок и лаков в масляной живописи, потому что при разбавлении красок пиненом понижается блеск картин.
Разбавитель № 1 и разбавитель № 4 склонны при соприкосновении с воздухом быстро окисляться, мутнеть с выпадением осадка и желтеть.

Основные правила применения масляных разбавителей:

  • применять в ограниченном количестве;
  • не вводить масло в подмалевок;
  • медленно сохнущие краски следует разводить только лаками;
  • быстро сохнущие краски следует разбавлять уплотненным льняным маслом;
  • чрезмерное введение лака в красочный слой делает его хрупким.

Покрытие картин лаком

Покрытие картин лаком довольно важно. Лаковая пленка играет не только чисто оптическую роль, но и защищает красочный слой от действия агрессивных реагентов, находящихся в воздухе.
Покрывают картину лаком стоит не ранее, чем через пол года после окончания работы. В течение всего этого времени живопись должна предохраняться от пыли, загрязнений, действия табачного дыма и прямых солнечных лучей.

Для покрытия картины лаком используют акрил-фисташковый, мастичный или даммарный лак. Лучшим покрывным лаком считается акрил-фисташковый. Этот лак обладает особой прозрачностью, высокой эластичностью и не теряет своих свойств со временем. Лак должен быть свежим, не более 3 месяцев с момента выпуска.

Перед нанесением лака картину обязательно очистите вашу картину от пыли и дайте ей просушиться. Для нанесения лака применяют широкие флейцевые кисти, ширина которых зависит от размера картины либо стоительные. Кисть должна быть с короткой, но не стриженой щетиной. Чем гуще лак, тем короче должна быть щетина флейца, чтобы она не «затянула» лак, т.е. давала возможность наносить его достаточно тонким слоем. Кроме фланцевой кисти лак иногда еще наносят капроновым тампоном или даже просто рукой.

Для лучшей располировки лака , его следует наносить в подогретом виде, для чего пользуются водяной баней с температурой воды 40°С. Для понижения блеска лакового покрытия, вызывающего блики, лак разбавляют свежим пиненом (разбавителем №4) в соотношении 1:1. Окончив нанесение лака, работу через 10-15 минут устанавливают наклонно, живописным слоем к стене, чтобы защитить полотно от пыли. При этом, картину, покрытую лаком, следует защищать от влажного воздуха и низких температур.

Надеемся, что наша статья была полезна для вас и вы сможете отметить это внизу в комментариях. Удачи в вашем творчестве!

Никто не станет оспаривать тот факт, что Живопись одна из удивительных вещей, придуманных когда — либо человечеством! Она, как необычная красавица, трансформировалась и улучшалась, адаптируясь под разные эпохи времени.

Неудивительно, что любителей красок и кистей в мире становится все больше и больше, огромное множество! Мыслитель и философ XVIII века Иоганн Гете однажды сказал: «Живопись самое доступное и удобное из всех искусств». Разве не так?

Конечно почитателей традиционной масляной живописи больше, хотя в последнее время многие профессиональные художники отдают предпочтение новому Арт — искусству — . Но какую бы технику живописи вы не выбрали, по окончании работы, картину желательно защитить.

Живопись самое доступное и удобное из всех искусств

Отсюда вытекает куча мучительных вопросов: «Каким лаком покрыть картину?», «Подойдет ли акриловый лак для картин в масляной технике?», ну и пожалуй главный вопрос: «Покрывать ли картину лаком, стоит ли это делать?»

Если вы решили свою картину не покрывать защитной пленкой, то наверняка есть какая то причина. Возможно вы не любите чрезмерный блеск на картине или не любите видимые мазки от кисти или… В принципе, можно бесконечно философствовать на тему покрывать картину или нет и найти кучу аргументов за и против.

Давайте в этой статье обсудим эти и другие вопросы, и решим, стоит ли покрывать картину лаком , в чем преимущества масляной живописи под лаковой пленкой.

Защита красочного слоя от внешних факторов

Лаковое покрытие живописи необходимо , прежде всего, для того, чтобы защитить картину от влаги, которая содержится в воздухе, солнечных лучей и дыма. Кроме этого, лаковая пленка предохраняет живопись от механических повреждений, небольших царапин и потертостей.

А еще не забывайте, что на масляную живопись годами оседает пыль и делает краски тусклыми и невыразительными. И об этом не принято говорить, но масляные краски сохраняют следы жизнедеятельности мух, а это губительно воздействует на яркость красок.

Слой лака улучшает живописность картины, делает краски более яркими, выразительными и глубокими, выявляет мелкие детали, как бы придавая объемность изображению.

Но иногда можно слышать мнение что покрытие лаком совсем не обязательно, что это как бы дань современной моде, любовь к глянцу.

Дескать, мои картины выглядят и так хорошо, краски сочные, в своей живописи я пользуюсь отличным «тройником», в состав которого входит лак. В этом есть доля истины, ведь мы знаем, что раньше состав масляных красок был совсем иным, они приготавливались в основном из пигмента и орехового масла, которое являлось растворителем. Поэтому живописцы обязательно покрывали картины лаком , чтобы живопись была более долговечной, а еще, чтобы выравнивались лессировки в многослойной живописи.

О том, что раньше вся живопись покрывалась лаком, могут с уверенностью сказать реставраторы, которые восстанавливают картины старых мастеров. Реставрация картин начинается с того, что удаляется старый пожелтевший лак, которым покрыто полотно.

Снятие старого лака со старинной картины

Ну а если почитать историю живописи, то можно узнать много интересного! Например, существуют письменные источники VIII века, содержащие рецепты приготовления лака на основе льняного масла и нескольких природных смол. Этой смесью покрывались любые рисунки и даже резьба по дереву.

Гений своего времени Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» пишет о применении «вечного лака» для покрытия уже просохшего слоя красок. И даже делится составом ингредиентов с будущим поколением! Он рекомендовал использовать ореховое масло с янтарем или выдержанное ореховое масло на солнце до густоты. Думали все же о вечности картин старые мастера!

Секреты живописи старых мастеров

Причем, постоянно изобретали новые рецепты лаков, которые хранились в строжайшем секрете! А знаете ли вы, что живописцы хранили секреты своего ремесла не только по поводу изготовления красок и лаков, а также применение В принципе, сегодня это уже не секрет, а в своем «Трактате о живописи» Леонардо да Винчи упомянул и об этой чудо — оптике.

Сейчас все проще, выбор покрывных лаков для масляной и акриловой живописи огромный, не надо изобретать и выдумывать. Достаточно пойти в художественный магазин и купить подходящий лак, широкую кисть/ флейц и можно полакировать картину самому.

Как покрыть масляную картину лаком читайте Там вы найдете ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы.

Современные покрывные лаки для живописи изготавливаются на основе натуральной или синтетической смолы и растворителя. А теперь давайте разберемся, Как выбрать именно то, что сделает живопись более долговечной и защищенной?

Огромный выбор защитных лаков для картин

  • Самый распространенный и применяемый еще с 19 века лак для живописи на основе натуральной смолы — даммарный лак. Всем он хорош, этот лак: натуральный, сравнительно недорогой. Есть один недостаток: со временем лаковое покрытие приобретает слегка желтоватый оттенок. Но если картина написана в теплых тонах, этот нюанс может придать живописи благородство и аристократизм!
  • Сегодня можно выбрать другой вариант —акриловый синтетический лак для картин . В зависимости от состава может быть акрил-фисташковый или акрил-стирольный. Хотя многие иностранные производители на этикетке пишут просто Acrylic varnish for paintings , уточняя только для какой живописи подходит. На фото выше я привела такой пример.

Покрытие картины акриловым лаком не дает желтизну, в результате получается восхитительная лаковая эластичная и прочная пленка. Цвет и яркость краски под акриловым лаком не меняется. Такое покрытие защитит картину от высокой влажности в помещении, потому что обладает отличной водостойкостью. Правда лак с резким запахов, так как на синтетических смолах.

Для защиты своих работ, в масляной, акриловой или смешанной технике, я пользуюсь акриловым универсальным лаком для картин. Но бывает так, что акриловую живопись лакирую лаком только для акриловой живописи, там состав иной и конечный результат тоже.

По внешним признакам покрывные лаки для картин тоже отличаются. Выпускаются отечественными и иностранными производителями глянцевыми и матовыми. Какой лучше выбрать?

Примеры глянцевого и матового лака для картин французского производителя

Все глянцевые и блестящие лаки дают блики – это минус для живописи, но они придают яркость и глубину краскам и это несомненный плюс!

Помеха бликов света из окна

Рассмотреть картину целиком трудно, если свет падает на нее, например из окна, но под определенным углом все таки получается. Если вы были в музеях или картинных галереях, то наверное обратили на это внимание.

На фото я пытаюсь «запечатлеть мгновение» возле старинной картины в стиле голландского натюрморта с пожелтевшим старым лаком. Картина большого размера из частной коллекции со временем потребует реставрации, а пока висит и украшает столовую комнату в доме.

Матовый лак для картин также защищает картину, а кроме этого, делает живописную поверхность как бы бархатистой, велюровой. Если картина находится в помещении с ярким дневным освещением, рекомендуется выбирать покрывные лаки с УФ-фильтрами . Как правило, это качество указывается на упаковке. Фильтры предохраняют краски от выгорания и потускнения.

Разница между глянцем и матовым лаком

Есть еще сатиновые лаки , это что – то между матовым и глянцевым вариантом. Если матовый лак полностью без эффекта блеска, а глянцевый сильно блестит, то сатиновый блестит в меру, чем и хорош! У русскоязычных производителей такой вариант мне не встречался. К тому же, можно встретить описание, что как будто бы матовый и сатиновый одно и тоже. Поверьте, это не так, поэтому и названия у них разные!

Satin
переводится как сатиновый, атласный или полу матовый. Покрытые картины сатиновым лаком становятся действительно как будто атласные на вид. Передать тонкость лаков по фото сложно, нужно видеть это воочию, чтобы почувствовать разницу.

Примеры сатинового/Satiné и глянцевого/Brillant лака французского производителя

На фото вверху я стрелочкой указала название лаков на французском языке, чтобы убедить вас в правдивости моих слов.
На заметку: Не рекомендуется покрывать картину залежавшимся в запасах лаком. Просроченный лак для картин может испортить живопись, он плохо сохнет или сохраняет надолго липкую поверхность, не высыхая до глянца, также может оставить видимость кисти на полотне.

Продвинутые художники иногда покрывают живопись медиумом, существуют такие уже готовые материалы, которые продаются в магазинах для творчества. Медиум гарантирует долговечность цвета, а также придает краскам объем и эффект рельефа. Конечно, для использования такой техники, необходимо быть полностью уверенным в своих способностях и знать методику.

Сегодня на рынке встречаются покрывные лаки в баллончиках. Особенно это удобно, если вы пишите рельефно или В свое время я попробовала и такой вариант нанесения защиты на поверхность холста. Расход лака получается больше, чем традиционным способом, зато ложится ровно, не создает подтеки и другие неприятности, например, вылезающий ворс из кисти.

Универсальный лак в баллончике для защиты картин

Друзья, надеюсь, мои небольшие советы помогут вам в творчестве и я развеяла некоторые сомнения по поводу, того, стоит ли покрывать картину лаком. Если таких аргументов за и против вам покажется не достаточно, то задайте их художникам реставраторам. Возможно их точка зрения будет убедительней!

На десерт: для тех, кто любит побродить по выставкам современного искусства, приглашаю это сделать вместе со мной на Лазурном берегу во Франции в городе Канны. Ставьте лайк и не забудьте подписаться на мой канал, чтобы быть в курсе новостей.

Чтобы статья не затерялась в интернете среди множество других статей, просто сохраните ее в закладках, и она всегда будет у вас под рукой в нужный момент.

Задавайте ваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Небольшая шпаргалка по лакам и разбавителям для живописи. Живописные лаки представляют собой 30% раствор смол в пинене за исключением копалового лака (копаловая смола растворена в льняном масле). Выпускаются следующие виды лаков: - даммарный; - фисташковый; - акрил-фисташковый; - ретушный. Даммарный лак используется: - как добавка к краске; - как покрывной. При хранении иногда теряет прозрачность, но при высыхании дает прозрачную пленку. При старении желтеет меньше, чем мастичный лак. Покрывные лаки. Фисташковый лак: - почти полностью бесцветен; - скорость высыхания значительно ниже, чем у других лаков. Данный лак появился ранее, чем акрил-фисташковый, и представляет собой 23-процентный раствор фисташковой смолы в пинене с добавлением уайт-спирита и бутилового спирта. По своим свойствам практически аналогичен акрил-фисташковому лаку, и на данный момент, так же редко встречается в магазинах. Акрил-фисташковый лак: - пленка почти бесцветна, обладает большой эластичностью; - по прочности превосходит пленки мастичного и даммарного; - высыхает медленнее мастичного. Практически прозрачная жидкость представляющая собой раствор синтетической полибутилметакриловой и фисташковой смолы в пинене с добавлением бутилового спирта. Наиболее излюбленный лак у художников, пишущих светлые и холодные по тональности работы. Главный плюс акрил-фисташкового лака в прозрачности и эластичности лаковой пленки после высыхания. Еще недавно этот лак можно было встретить практически во всех крупных художественных салонах, но в последнее время достать акрил-фисташковый лак представляется довольно затруднительной задачей. Даммарный покрывной лак: - гигроскопичен, не защищает от влажности; - в условиях повышенной влажности мутнеет. Даммарный лак является самый распространенным. К его достоинствам относится дешевизна и способность защитить картину от солнечных лучей. Но, со временем такой лак желтеет, поэтому применять его для картин, выполненных в холодных тонах не целесообразно. Он встречается практически во всех художественных магазинах, и его вполне можно назвать традиционным. Густой глянцевый лак, слегка желтоватого тона, представляет собой 30-процентный раствор смолы даммары в пинене с добавлением этилового спирта. Улучшая оптические свойства красок, он придаст глубины вашим работам, рекомендуется он в первую очередь для картин теплого тона, поскольку с годами немного желтеет, но менее чем мастичный. Однако это не лучший вариант для хорошей живописи, так как в условиях повышенной влажности он мутнеет, при этом, не обеспечивая ей необходимой защиты. Зато к плюсам стоит отнести появление в последнее время даммарного лака с UV-фильтром. Ретушный лак: - применяется для предотвращения пожухания при многослойной масляной живописи и для усиления сцепления красочных слоев; - наносится кистью или тампоном. (Совет: простой и действенный способ от старых мастеров - срез головки чеснока - отлично заменяет ретушный лак.) Пихтовый лак: аналогичен даммарному, то есть также изготавливается из смол. Менее распространен, так как обычно используется даммарный лак, либо "тройник" (смесь разбавителя, лака и льняного масла). Акриловый лак: Акриловый лак может использоваться не только для финишного покрытия поверхности, но и в качестве грунтовки или для разбавления акриловых красок. Лак акриловый для масляной живописи на основе скипидара представляет собой прозрачную жидкость с небольшим желтоватым оттенком. Высыхает в течение 24 часов и образует прочную, эластичную, прозрачную пленку, нерастворимую в воде и большинстве растворителей. Лак универсален: он используется для разбавления масляных красок, а также является покрывным. Придает живописи яркость и блестящий вид. Применяется также для покрытия матовых красок с целью придания им шелковистого глянца и глубины. Акриловый лак на основе скипидара является прекрасной альтернативой используемым в масляной живописи классическим лакам, таким как даммарный или акрил-фисташковый. Акрил-стирольный лак: Лак акрил-стирольный для художественно-живописных работ применяется для финишного покрытия законченных произведений живописи. Может применяться для живописи масляными, акриловыми и темперными красками. После высыхания дает обратимую пленку, стойкую к воде. Лак и его пленка почти бесцветны. Время высыхания не более 24 часов. Образует прозрачную глянцевую пленку. Акрил-стирольный лак признан наиболее эффективным, так как не меняет цвет и не желтеет, обладает хорошими водостойкими свойствами.

Гуммиарабик.

Добавка для акварели.
Бледный раствор гуммиарабика (смолы аравийской акации), который увеличивает блеск и прозрачность акварельных красок. Растворяется водой.

Состав: гуммиарабик, вода, антигрибковые добавки.

Лак ретушный.

Ретушный лак предназначен для работы с масляными красками для защиты промежуточного красочного слоя в процессе работы, как временный лак для завершения произведения.
Прозрачный жидкий лак, который, высыхая, не даёт желтизны и блеска. Даёт временную защиту недавно законченным картинам, написанным масляными красками, требующими долгого высыхания. Не требует снятия перед нанесением окончательного покрывного лака.

Лак даммарный.
Раствор смолыдаммара в скипидаре и спирте.
Применяется для завершающего покрытия, разбавления масляных красок, в результате чего масляный слой, высыхая, приобретает характер блестящей эмали.
Лучшие сорта бесцветны. Даёт эластичную глянцевую обратимую плёнку, легко растворимую в растворителях (скипидаре).
Время высыхания до 12 часов.

Пожаро-и взрывоопасен.
Хранить плотно закрытым при температуре не выше 30 градусов.
Срок хранения 3 года.

Масляно-даммарный (тройник).
Прозрачный лак светло-жёлтого цвета, изготовленный по классической рецептуре из осушенного скипидара, рафинированного и отбеленного льняного масла и даммаровой смолы, получаемой из деревьев лиственных пород, произрастающих нао.Суматра.
Свойства:
Светло-жёлтая жидкость лаковой консистенции;
Имеет характерный запах скипидара;
Высыхая, образует эластичную глянцевую и абсолютно прозрачную поверхность;
После высыхания образует бесцветное механически прочное покрытие;
Отлично смешивается с любыми масляными красками;
Лак предназначен для разбавления и разжижения масляных красок без нарушения нормального процесса их высыхания. Способствует боле равномерному единовременному их просыханию. Уменьшает вжухлостькрасок и способствует лучшему прилипанию слоёв друг к другу. Увеличивает твёрдость и выносливость слоя живописи. Придаёт краскам большую прозрачность и красоту тона.
Лак для живописи, содержащий твёрдую даммаровую смолу, позволяет создавать оченьпрочный живописный слой, что положительно сказывается на долговечности произведения, а также предохраняет работу от от порчи при сниманиис неё картинного лака для перелакировки или при реставрационных работах.
Технология применения: При необходимости разбавляется скипидарам.
Лак перемешивается к краске непосредственно, так как это ведёт к разжижению краски, а также к увеличениюеё блеска после высыхания.
Внимание!
Не использовать лак для живописи в качестве покрывного! После окончательного высыхания он даёт чрезвычайно прочный трудно удалимый слой и перелакировка или реставрация работы будет сопряжена со значительными затруднениями.

Вспомогательные материалы (масла,лаки,разбавители)

МАСЛА

Масло льняное рафинированнео отбелённое.

Масло льняное, очищенное от нежировых примесей путём щелочной рафинации с последующей отделкой активированными землями, отстоянное в течении 6 месяцев.

Масла льняные уплотнённые

Представляют собой однородные прозрачные жидкости светло-жёлтого цвета. Применяются в качестве разбавителя для масляной живописи.При работе лессирующими слоями употребляют уплотнённые масла. Масла не токсичны, пожароопасны. В живописи используются льняное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечные масла.

ЛАКИ

Лаки масляные.

Лак даммарный. Лак мастичный. Лак фисташковый. Лак кедровый. Лак пихтовый. Лак ретушный.

Представляют собой растворы соответствующих смол и бальзамов в пинене или скипидаре.

Лак ретушный содержит и другие добавки. Время высыхания масляно-смоляных лаков:

даммарного - 12 часоа

фисташкового - 20 часов

мастичного -6 часов

кедрового - 18 часов

пихтового - 4 часа

ретушного - 0,5 часа

Лаки масляно-смоляные

Лак копаловый представляет собой сплав копала с маслом, разбавленный пиненом (скипидаром) с добавлением сиккатива. Лак тёмного цвета. Время высыхания не более 24 часа.

Лак бальзамно-пентамаслянный представляет собой раствор смеси бальзама кедра сибирского с ПЭ в Уайтс-спирите. Плёнки масляно-смоляных лаков необратимы, после высыхания не расстворяются в растворителях. Время высыхания не более 48 часов.

Лаки покрывные покрывают картину лаком не ранее чем через год со дня окончания работы. В течении этого времени живопись должна сохраняться от пыли, загрязнений. Перед нанесением лака поверхность должна быть очищена от пыли и просушена. Для нанесения лака применяются щетинные флейцевые кисти. Чем выше вязкость лака, тем короче должна быть щетина, чтобы наносить его достаточно тонким слоем. Для лучшей располировки лак наносят подогретым на водяной бане при температуре не выше 40 градусов С.

Лак акрилфисташковый представляет собой раствор плибутилметакриловой и фисташковой смол в пинене или скипидаре с добавалением бутанола. Светлый лак после высыхания даёт обратимую плёнку, стойкую к воде. Время высыхания не более 24 часов.

Лак-фиксатив представляет собой раствор поливинилацетата в смеси этилового и бутилового спиртов. Почти бесцветный, быстросохнущий. Время высыхания не более 15 минут. Лак-фиксатив предназначен для закрепления рисунков, выполенных карандашом, углём, пастелью.

Лак мастичный также может быть использован в качестве покрывного. Они пожароопасны и взрывоопасны, токсичны, что обусловлено свойствами растворителей, входящих в их состав.

Лак АК-575 представляет собой раствор полибутилиеталкрилата в смеси пинена и Уайт-спирита. Этот лак предназначен для переноса печатного рисунка с бумаги (деколи) на фарфоровые изделия, подлежащие обжигу.

РАЗБАВИТЕЛИ

Разбавители для художественно-живописных работ.

Разбавитель №1 - смесь отфильтрованных обезвоженных скипидара и Уайт-спирита.

Разбавитель №2 - отфильтрованный обезвоженный уайт-спирит.

Разбавитель №4 - отфильтрованный и обезвоженный пинен.

Представляет собой бесцветные прозрачные жидкости без механических примесей. Применяются для разведения художественных масляных красок и мытья кистей.

Разбавитель для масляных художественных красок (эскизных) - представляет собой раствор льяного рафинированного отбеленного масла а уайт -спирите с добавлением кобальтового сиккатива. Разбавитель - однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для разведения масляных художественных красок (эскизных). Они пожароопасны и токсичны.

Смывка для художественных темперных поливинилацетатных красок представляет собой смесь водного раствора этилового спирта с этилацетатом. Смывка - бесцветная однородная прозрачная жидкость без механических примесей, предназначенная для удаления художественных темперных поливинилацетатных красок с полотен, палитры и кистей. Смывка пожароопасна, взрывоопасна, умеренно токсична.