Беседа вежливость на каждый день. Классный час "Вежливость на каждый день" (7 класс). Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Классный час
по теме:
Азбука вежливости, или Этикет на каждый день
Подготовила преподаватель:
Н.А. Гроза

Цель: Сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения, понимание важности вежливого отношения к окружающим людям, воспитывать стремление совершать добрые дела, развивать самооценку.
Форма: Брейн-ринг.
«Информация к размышлению:
Хорошими манерами обладает тот,
кто наименьшее количество людей ставит
в неловкое положение.»
Дж.Свифт
Подготовительный этап. Для организации и проведения классного часа необходимо разделить группу на 4-5 команд (по 6 человек в каждой). Каждая команда выбирает название, капитана, готовится к классному часу в течение одной-двух недель.
Все вопросы к командам записываются на карточки с четкими формулировками правильных ответов.
Ход классного часа
Учитель:
Ничто не стоит нам так дёшево,
и не ценится так дорого, как вежливость.
Правила вежливости зародились еще в древности.
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить контакт и поддерживать его. Вежливые слова поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается.
Вежливость - моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
Слово «вежливость» образовалось от слова вежливый. Это древнерусское производное с помощью суффикса - ьлив- (совр. –лив-) от неупотребительного сейчас «вежа» – «знаток», производного посредством суффикса -j- отвъ ти – «знать»; di>ж.
Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского владети, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, - это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вестью» и ведет себя в соответствии с ним.
Быть вежливым - значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствуют общению с людьми. Вежливые слова рождают тепло души:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Теперь давайте проведем небольшой тест.
Тест: «Вежливый человек»:
Выходя из дома, вы:
а) так хлопаете дверью, что огромная люстра в зале начинает раскачиваться, а случайный прохожий вздрагивает и чуть не падает с ног. (5 баллов)
б) придерживаете дверь, чтобы она не хлопнула. (1 балл)
В узком переходе, в котором невозможно разойтись двоим, вы сталкиваетесь с прохожим, идущим навстречу. Ваши действия:
а) делаете шаг в сторону и пропускаете его. (2 балла)
б) замираете на месте и тоном, не терпящим возражений, приказываете себе: «Ни шагу в сторону!». (4 балла)
В толпе, спешащей по своим делам, случайно наступил вам на пятку прохожий, идущий сзади вас. Вы:
а) оборачиваетесь, улыбаетесь и произносите: «Ничего страшного. Мне не больно!» (2 балла)
б) немедленно обрушиваете на обидчика поток слов и выражений, среди которых самым безобидным является «медведь неуклюжий». (4 балла)
Когда ты встретишь парня, который обижает девушку, ты:
а) толкнешь его, тоже обидишь; (3 балла)
б) объяснишь ему, растолкуешь словом, поговоришь с ним; (2 балла)
в) пройдешь мимо. (4 балла)
Старушка попросила перевести ее через дорогу. Вы:
а) скажете, что вам некогда, что спешите на спортивную секцию или кружок (5 баллов)
б) возьмете ее под руку и переведете через дорогу, соблюдая все правила дорожного движения. (1 балл).
Итоги теста:
Менее 10 баллов: Вы на верном пути. Вы вежливый человек.
От 10 баллов- до 20 баллов. У вас возникают проблемы в общении с другими людьми. Но у вас есть возможность исправить это!
Более 20 баллов: Увы! Вас приняли за разбойника!
История происхождения вежливых слов.
Ученик 1:
СПАСИБО.
В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
- Спаси вас Бог!
«Спаси Бог» превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит. Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить: «СПАСИБО!».
Ученик 2:
ПОЖАЛУЙСТА.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «ПОЖАЛУЙСТА!».
Ученик 3:
ИЗВИНИТЕ.
Если кто-нибудь причинял кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину»:
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «ИЗВИНИТЕ!».
Ученик 4:
ЗДРАВСТВУЙТЕ.
Здравствуйте - слово, которое употребляется при встрече как приветственная фраза в русском языке. Однако фактическое значение слова - пожелание здоровья. Так же, как и «Здравия желаю», повелось с древних времен и считалось жестом уважения при приветствии. Выражение произошло от слова «здравствовать» - быть здоровым, благополучно существовать:
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов,
Потому что здравствуй – Значит, будь здоров!
Правило запомни. Знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Учитель предлагает ребятам в игровой форме проверить знание ими правил этикета и объявляет правила игры:
1. Игра идет до шести очков.
2. Очередность команд в игре определяется жеребьевкой.
3. На обсуждение дается 1 минута.
4. Право ответа предоставляется команде, первой поднявшей свою табличку.
Примерные вопросы:
1.Что такое вежливость?
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.
2. Что принято считать хорошими манерами?
В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.
3. Кто первым здоровается при входе в помещение?
Первым всегда здоровается входящий, независимо от пола и возраста.
4. Кого кому представляют?
Младшего - старшему, мужчину - женщине, менее известного - более известному.
5. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий?
Проходящий.
6. Какие существуют варианты ответных реплик по поводу состоявшегося знакомства?
Очень приятно! Очень рад! Мне приятно, что мы с вами познакомились! и т.д.
В магазине:
1. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?
Надо пропустить того, кто выходит из магазина.
2. Как правильно спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?» «Кто последний?»
3. Можно ли входить в магазин с собакой? Нет, даже если собака небольшая.
4. Как обратиться к продавцу?
По имени-отчеству, которое указано на бэйдже (специальная табличка на груди), со словами «будьте добры », « пожалуйста », « будьте любезны ».
На улице, в транспорте:
1. С какой стороны обходят прохожих? Идущих впереди обходят слева, а идущих навстречу - справа.
2. При входе или выходе из общественного транспорта кому отдается первенство?
Первой заходит дама, затем мужчина, при выходе - наоборот.
3. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас?
Надо встать и уступить место.
В театре:
1. Паре нужно в театре пройти к месту. Кто идет первым?
Идет и ведет к месту мужчина, причем лицом к сидящим.
2. Чего нельзя делать во время спектакля? Разговаривать, шуршать бумажками или программой, ерзать, кушать, делиться впечатлениями, вставать и уходить во время представления.
Поведение за столом:
1. Как надо есть хлеб, бутерброды?
Хлеб берут руками, кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками.
2. Как едят пирожные, торты, пироги?
Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой, слоеные пирожные и пироги едят, держа их в руках.
3, Как выйти из-за стола?
Из-за стола уходят, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул.
Мини-итоги
По окончании брейн-ринга учитель подводит итоги игры.
ЛИТЕРАТУРА:
Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.
Словарь синонимов русского языка: практический справочник. З.Е.Александрова. – М,: Рус.яз. –Медиа, 2007.
Общий толковый словарь русского языка.
Уроки вежливости.// Ледниковый период – 3. Эра динозавров, № 4, 2010.
Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008.
http://festival. september.ru. – Разработки внеклассных мероприятий.
Л.Ю. Лупоядова. Копилка классного руководителя. – Брянск: Курсив, 2008. – 2-е изд.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.: Просвещение, 1988.
Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. М, 1993.

Классный час на тему

« Доброта, вежливость, дружба».

Цель : - Сформировать в сознании детей понятие «доброта»,

«вежливость».

Задачи: - Формировать умение давать оценку поступкам, высказывать

свое мнение по теме.

Развивать познавательный интерес, расширять кругозор

учащихся.

- Закреплять и углублять знания детей о вежливости .

Воспитывать у детей культуру общения, прививать этические

нормы поведения.

Форма проведения: Путешествие

Методы : Беседа - игра

Оборудование: использование компьютерных технологий, карточки со словарными словами, с названием города и улиц, с изображением солнышка и тучки, сердечки, цветные карандаши.

Ход занятия.

    Организация

Здравствуйте, ребята.

- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

    Сообщение темы

Сегодня у нас необычное занятие, а чему оно будет посвящено, вы мне скажите сами.

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого... (спасибо ).

    Зазеленеет даже пень, когда услышит… (добрый день ).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо ).

    Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь... (здравствуйте ).

    Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста )

    И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания ).

Как называются слова, которые вы вставляли? (мы вставляли вежливые слова)

Сегодня поговорим о доброте, вежливости.

Давайте вспомним, как называют человека, который употребляет такие

слова? (человека, который употребляет такие слова, называют вежливым)

1. Словарная работа

- Ребята, что обозначает слово «вежливость»?


- До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». (Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». (Карточки со словами, вежа, вежество, вежливость.)

А какие слова вам приятно слышать от других людей? (добрые, вежливые)

Как мы должны произносить вежливые слова? (с улыбкой, искренне,

теплотой, добротой).

Вежливый человек обычно злой или добрый? (вежливый человек добрый)

Ребята, а что такое доброта?

Давайте прочитаем, как слово «доброта» определяется в словаре Сергея

Ивановича Ожегова.

    Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим .

    Добро – всё положительное, хорошее, полезное. (слайд )

2. - Сегодня мы отправимся в гости к жителям города

Спасибоград. (карточка с названием города )

Послушайте стихотворение и запомните, какие улицы есть в этом городе?

Вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Там на вежливом бульваре

Вежливо благодарят.

Там на улице Веселья

Вас от грусти смех спасёт,

А на улице Везенья

Вам на друга повезёт!

Там есть улица Нельзя.

В этом городе кругом

Люди говорят друг другу,

Незнакомому и другу,

И особенно гостям:

«Очень рады, рады вам.

Если только захотите,

Не стесняйтесь-

Заходите!»

Скажут адрес, дом, подъезд

И «спасибо» за приезд.

Извините, но за что же

Здесь такой почёт гостям?

А нельзя ль приехать тоже

Посмотреть на город нам?

Приезжайте!

Всех ребят

Встретить рад Спасибоград!

Какие улицы можете назвать? (улица Везения, Вежливый бульвар, улица

Веселья, улица Нельзя)

- Прямо сейчас мы и отправимся туда. А чтобы нам не заблудиться, будем ориентироваться по этому плану.

3 .- А начнём своё путешествие с улицы Везения , ведь там «чудесное везенье» и обязательно «на друга повезёт». Друзей у каждого из вас много. Но в город Спасибоград лучше взять настоящего друга.

Что значит настоящий друг?

Сейчас я буду вам называть качества, если они свойственные дружеским отношениям, то вы делаете хлопок над головой, если несвойственные дружеским отношениям, то сидите тихо.

    Добрый

    Отзывчивый

    Искренний

    Враждебный

    Рассудительный

    Лживый

    Ласковый

    Любознательный

    Общительный.

4.- Пойдём дальше. Пройдём по Вежливому бульвару , где всегда «вежливо благодарят» и где вы «соскучитесь едва ли». А на вежливом бульваре есть театр. Давайте, сходим на одно из его представлений.

Чтобы купить в театр билет, надо вежливое слово сказать. Попробуем?

1.Дядя Саша огорчён, рассказал он вот о чём:

Видел Настю я на улице сейчас,

Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слова: (здравствуйте ! )

2 .Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была,

На меня он, «как торпеда»

Налетел из-за угла.

Но представьте - зря от Вити

Ждал я слова: (извините. )

3 .Он про внучку говорил: экая досада,

Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба

Ну, сказала бы…(спасибо! )

Теперь билет в театр у нас есть. Прошу всех на представление!

Предлагаю побыть артистами, нужно решить ситуации?

(Проблемные ситуации) .

1. Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете? (Здравствуйте, скажите, пожалуйста, который час).

2. Вася и Коля едут в трамвае. На остановке входит старушка. Как вы будете действовать? (Бабушка, садитесь, пожалуйста).

3. "Приходит утром Костя в школу. У двери его класса стоит учительница и беседует с учителем из параллельного класса. Костя, увидев ее, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал".

Какую ошибку допустил Костя? (нужно поздороваться, перебивать старших нельзя).

4. Шёл Боря домой из школы. Видит - по улице слепой человек идёт и палочкой тротуар ощупывает. Подошёл к перекрёстку и остановился. «Это он движение пережидает», - догадался Боря и пошёл своей дорогой.

Как бы вы поступили на его месте? (Помогли перейти улицу)

- Ребята, мы с вами составляли на занятие правила культурного поведения зрителя в театре, давайте их ещё раз вспомним.

Проверим. (слайд ).

5. - Мы выходим на улицу Веселья . - Игра «Будь внимателен».

- Встаньте, если я произнесу слово:

Простите – руки у груди.

Благодарим – руки вверх.

Пожалуйста – 3 хлопка.

6. - Ребята, будьте внимательны, сейчас мы свернём на улицу Нельзя.

Удивительно, почему в Спасибограде есть улица с таким названием

« Нельзя?!».

- Мы к названию улицы Нельзя добавим «и Можно» и у нас получится

улица « Нельзя и Можно» . Поиграем.

Вы получите по 2 карточки с изображением солнышка и тучки. Если совершить хороший поступок - можно, « выглядывает солнышко», плохой - нельзя, « солнышко прячется за тучку».

    уступить место старшему в транспорте

    нарисовать весёлую рожицу в книге лучшего друга

    помочь пожилому человеку перейти улицу

    помочь маленькой сестрёнке надуть воздушный шарик

    выходя из школы, громко хлопнуть дверью

    взять у мамы тяжёлую сумку

    зевать, особенно громко во время занятия, праздника, спектакля

    выбрать самый большой кусок торта с розочкой и попросить

положить его к себе на тарелку

    поблагодарить воспитательницу, когда она помогла тебе одеться

    закрывать рот и нос платком, когда чихаешь или кашляешь

    бегом вбежать в автобус, торопясь занять место у окна, расталкивая

при этом пассажиров

    во время спектакля в театре жевать «Орбит» или есть печенье

7. - Ребята, а наша улица выходит к школе, которая тоже находится в Спасибограде. А это нас ко многому обязывает, ведь мы должны пользоваться вежливыми словами и выполнять правила поведения не только дома, в общественных местах, но и в школе.

Чтобы вы не забыли об этом, мы сейчас называем добрые и вежливые слова по цепочке.

3. Итог. Релаксационная пауза « Сердце Доброты».

Наше занятие подошло к концу, и мы вспомнили много хорошего, доброго и полезного.

Я вас попрошу сесть за парты. У вас есть сердечки. Нарисуйте на них эмблему, которой вы покажите своё настроение к сегодняшнему занятию (весёлую рожицу, солнышко, улыбку, цветочек. ..)

(Выходят, строятся )

Ребята, поднимите сердечки те, у кого сегодня хорошее настроение?

Мы сегодня научились быть вежливыми, знаем как вести себя в различных ситуациях, я думаю, что мы можем подарить присутствующим в зале наши теплые добрые сердца, подарим им немного радости и счастья и сами станем от этого счастливее.

Классный час "Вежливость на каждый день" Цель: развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.


Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И.Гёте. - Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. Сервантес. - Вежливость порождает вежливость. Э.Роттердамский. - Остерегайся сам того, что не одобряешь в других. - Не делай другому того, чего не желаешь себе.




В кодексе приличий на востоке приводится старинный стих: Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое- то отношение.


Пословицы: В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив, Потчевать потчуй, а неволить не неволь, К обедне ходят по звону, а к обеду по зову, Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай, В гости ходить – надо и к себе водить, Умей в гости звать, умей и встречать




Ситуация первая Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит Клуб кинопутешествий. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом. Здравствуй, Наташа. Папа дома? Папы нет, Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки. Жаль. До свидания. А как бы вы поступили на месте Наташи?


Ситуация вторая В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: Входите, открыто! На пороге появилась... Марина. Это было полной неожиданностью. Они, конечно, знакомы. Но она и жила далеко, и училась не в его классе. Что надо сделать прежде всего? Как быть с ужином: продолжать или оставить? Можно ли спросить, зачем пришла Марина? Если ей срочно нужна книжка, которую придется долго искать на стеллаже в соседней комнате, как следует поступить?


Ситуация третья Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Тренировали на задержание преступника болонку Тусю. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни. Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?




Дорогие друзья. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.


Заповедь Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них, Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других.


Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслишь, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганья, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздавать с основ,


Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: Иди!


Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть всё в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь человек.







Классный час тема: «Уроки вежливости»

Цель: Учить детей выражать чувства добрыми словами;

формировать навыки вежливого обращения;

воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Задачи:

воспитывать доброжелательность;

умение видеть красоту в простом и обыденном;

умение дарить тепло и доброту;

способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;

развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;

воспитывать у детей чувство талерантрости, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими людьми.

Ресурсы: коробка ощущений с предметами (мягкая игрушка, еловая шишка), мяч, запись с музыкальным материалом.

Ход:

Доброе утро, ребята!

Доброе утро, наши дорогие гости!

Тема нашего классного часа звучит так, «Уроки вежливости»

Учитель: -Сегодня мы с вами поговорим, о вежливости, доброте и дружбе. Я не сомневаюсь в том, что вы добрые, вежливые и умеете дружить. Это моральное требование к человеку - вежливость. Вежливый человек - это тот, кто... (продолжают дети из класса по желанию).

- умеет уступать место женщине и старикам;

Приветствует друга при встрече;

Умеет прийти на помощь в нужный момент;

Не перебивает собеседника при разговоре;

Не употребляет бранных и грубых слов;

Не отмахивается от просьб друзей и старших;

Не мешает в работе другим людям;

Не опаздывает на встречи, уроки, в гости;

Поздравляет с днем рождения окружающих;

Своевременно отвечает на письма;

Не забывает возвращать взятые книги, вещи;

Умеет встречать гостей и т.д.

«Урок вежливости»

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, орёл, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

«Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!

(Садятся на места) Знаете ли вы, что значит быть вежливым?
Давайте проверим.


-Какого человека вы считаете вежливым?

Учитель: -Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

Как они помогают людям в различных ситуациях, например:

как вежливые слова помогают найти друзей: (найдите среди карточек нужное вежливое обращение) «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

как вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости пожалуйста»

как вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости я всегда здороваюсь с ними, говорю им «Проходите, пожалуйста»

Упражнение «Коробка ощущений» (в коробке лежат шишки, мягкая игрушка)

Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?

Ученики: Не видно, она закрыта.

Учитель: А как можно узнать?

Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.

Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.

Учитель: Мягкий, как что?

Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.

Учитель: Что ты почувствовал, когда его гладил?

Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.

Учитель: А у кого возникли другие ощущения

Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.

Учитель: Что же ты почувствовал?

Ученики:

Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.

Учитель: Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать и почувствовать добрые, вежливые слова приятно для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

"Путешествие по городу Вежливости"

Тема: «Путешествие по городу «Вежливости».
Цель: формирование у детей нравственного представления о вежливости;
Задачи: 1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы
Оборудование: названия станций, пословицы, ролик « Ералаш», плакат с изображением паровоза, звонок, слайды.

Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей.

1). Стихотворение О. Дриз «Добрые слова».

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!»- я кричу.
«Добрый день!»- кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!»- так встречаю всех домой спешащих к чаю.
Ведущий: Не только слова, но и поступки должны быть добрыми.
Давайте вместе решим задачу:

2). По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, а другому 8 лет. У первого в руках было несколько предметов:1 портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.
- У Вас упала книга,- закричал мальчик, догоняя прохожего.
- Разве,- удивился тот.
- Конечно,- объяснил мальчик,- у Вас было 5 вещей, а осталось 4.
- Я вижу, ты хорошо знаешь вычитание и сложение,- сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако, есть правила, которых ты ещё не усвоил.
- Какие это правила? Что должен был сделать мальчик?

Ведущий: Сейчас вы ещё младшие школьники, но уже не малыши. Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.

Игра «Вежливо или невежливо».
1. Мама послала вас к соседке взять в долг муки. Как вы это сделаете?
2. Вы хотите пригласить своих товарищей на день рождения. Как вы это сделаете?
3.Вы пришли в магазин, чтобы купить тетради. Как вы обратитесь к продавцу?
4. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, потому что не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение?


Ведущий: Иногда в школе ребята ведут себя хорошо, ну, а после школы…Об
этом говорит А. Л. Барто в своём стихотворении «Любочка».

Ученик: Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
(Звучит полька. Любочка танцует под неё.)
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придёте в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае-
Она билета не берёт,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается в перёд.
Говорит она, толкаясь:
- Фу, какая теснота!
Говорит она старушке:
- Это детские места.
- Ну, садись!- вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей своей красе.
Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.

Ведущий: Ребята, а почему вежливые слова называют ещё «волшебными»? А какие «волшебные» слова вы знаете? (Дети называют) Послушайте стихи об этих словах.

Добрый день.
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали-
Теплоты и доброты.
Доброго пути.
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему- нибудь.
Здравствуйте.
- Здравствуйте!- ты скажешь человеку.
- Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.
И, наверно не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы-
Кому сказали, сколько раз?
Простите.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал- забывать.
Но если я всё же забуду-
Простите, я больше не буду.
Пожалуйста.
Отменить, что ли, слово «пожалуйста»-
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Добрые слова.
Эти слова всем известны давно,
Видишь- они просты и не новы.
Но я ещё повторю всё равно:
- Добрые люди, будьте здоровы!

Слова: «До свиданья!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте»-
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо
Очень
Сказал муравью:
_Можешь и ты наступить на мою!

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старушке.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,

Не будете с товарищем трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте....

И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя возьмёте не на веке.

И ежели вы вежливы, вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном и целом переплёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое ребёнку воспитание.

Был вежлив этот мальчик

И, право, очень мил

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил, «Спасибо!» - говорил.

Нет ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!

И на последок доскажите словечко:

И во Франции и в Дании на прощание говорят... (до свидания).

Спасибо за урок!

Молодцы, большинство из вас понимают, что значит быть вежливым человеком. К этому надо стремиться.

О че поговорим на следующем кл. часу?

Ребята, наш разговор подошел к концу.
вежливые, добрые люди они как солнышки, а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка. А вы бы хотели быть солнышками или тучками?


Дата публикации: 16.12.17

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.(М.Сервантес)

Классный час в 5 классе

Тема: Азбука вежливости.

Цель: Развить представления учащихся о вежливости, речевой этике и культуре общения.

Задачи:

Ø развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом;

Ø развить эмоционально-нравственную сферу учащихся;

Ø содействовать воспитанию культуры общения друг с другом, содействовать самовоспитанию личности ребенка;

Ø развить умения сравнивать, анализировать, обобщать;

Ø развить речь учащихся:

Ø развить умение совместно работать в группе

Оборудование: карточки со слогами, плакат, карточки-эпиграфы, карточки с ситуациями, текст стихотворения, карточки с правилами вежливости

Форма: беседа.

Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре).

Форма работы: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Технологии: проблемные, витагенные, модерации.

Ход классного часа.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть! Сегодня мы отправляемся в удивительную страну, она необычна, её нет на карте, однако она существует. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи, нарушивший эти правила автоматически лишается гражданства. Итак, попробуем получить гражданство этой страны. А чтобы узнать ее название, вы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. На столе у каждой группы лежат карточки. Приступим! Посмотрим, кто быстрее справится.

(Ребята собирают название загадочной страны)

Разгадали тайну. Молодцы! Что же это за страна?

(Это « Страна вежливости»).

Учитель: Замечательно! Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Какова тема нашего классного часа?

(О вежливости, о вежливом отношении людей друг к другу, о культурном общении.)

Учитель: Спасибо, правильно. Тема нашего занятия – «Азбука вежливости».

Как вы полагаете, какова цель нашего занятия?

(Развить свое представление о вежливости, о речевом этикете, о правилах поведения в обществе).

Учитель: Молодцы! Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят перед нами?

(Повторить вежливые слова, изучить правила вежливого и доброжелательного общения друг с другом, научиться употреблять слова вежливости).

3.Беседа.

Учитель: Сегодня наш урок посвящен вежливости - тому, чему нужно учиться с самого детства, чтобы вырасти настоящими людьми, добрыми, отзывчивыми, культурными. Это очень важные качества для человека. Что же такое вежливость?

Вежливость – это умение вести себя так,

чтобы другим было приятно с тобой.

4. Работа над речевой этикой (работа с плакатом – «Страна вежливости»)

Учитель: Итак, в путь! Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом (индивидуальная работа).

1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого….(спасибо)

2.Зазеленеет старый пень, когда услышит….(добрый день)

3. Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече…(здравствуйте)

4.Когда нас бранят за шалости, мы говорим, извините…(пожалуйста)

5.И во Франции, и в Дании на прощание говорят… (до свидания)

Учитель: Спасибо, молодцы! Все хорошо помнят вежливые слова!

Первая область нашей страны называется «Слова приветствия».

Пусть один представитель от каждой группы напишет по одному слову на плакате (на лепестках цветка).

(Дети пишут слова : здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро,

добрый вечер, приветствую вас.)

Учитель: Спасибо, ребята. Продолжим наше путешествие. Чтобы попасть в другую область нашей страны, поработайте в парах и вспомните слова извинения и благодарности, просьбы и прощания.

(Дети называют слова: простите, извините, виноват; спасибо, благодарю, очень признателен, очень приятно; прошу вас, будьте добры, будьте любезны, вас не затруднит; до свидания, прощайте, пока)

Учитель: Какие вы молодцы! Как хорошо знаете эти слова! Надеюсь, что вы не просто знаете эти слова, но и применяете их в жизни. Соответственно области нашей страны будут называться

«Слова извинения и благодарности». (Простите, извините, виноват. Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признательны.)

«Слова просьбы и прощания». (Пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит.

До свидания, прощайте, до встречи, всего доброго, пока, счастливо оставаться.)

Учитель: Напишите, пожалуйста, эти слова на лепестках цветов для каждой области нашей страны. Спасибо, ребята, в нашей «Стране вежливости» выросли прекрасные цветы доброго и чуткого отношения людей друг к другу. Однако вежливость может выражаться не только с помощью слов.

4. Игровая минутка

Учитель: Выражая благодарность, люди в разные времена совершали определенные действия. Они могли поклониться друг другу в пояс, могли лишь слегка наклонить голову, а женщины делали реверанс.

Встаньте, повернитесь к соседу, улыбнитесь друг другу и, в благодарность за улыбку, поклонитесь, а девочки пусть сделают реверанс.

Учитель: Как прекрасно у вас получилось! Человек живет среди людей. Люди постоянно влияют друг на друга. Это влияние может быть неприятным, болезненным, если люди не учитывают интересы друг друга. Оно может быть ярким и теплым, если они заботятся друг о друге. Именно поэтому люди выработали правила поведения. Эти правила называются вежливостью.

Отсутствие вежливости называется хамством. В ответ на вежливость одного человека другой выражает ему благодарность.

5. Правила вежливости (игра «Горшочек»)

Учитель: Нам всем нужно учиться быть вежливыми, чтобы было приятно находиться в школе и взрослым, и детям. Давайте откроем несколько важных правил вежливости для себя – это будет наш первый секрет. Эти правила находятся в волшебном горшочке.

(Дети выходят к столу, берут карточки-бабочки, читают правила и наклеивают их на плакат.)

На карточках напечатаны правила вежливости:

Учитель : Если мы будем думать друг о друге, будем вежливы друг к другу, а в ответ на вежливость отвечать благодарностью , то нам будет всем хорошо в классе, в школе и в любом другом месте.

6. Ситуативный практикум.

Учитель: Что ж, посмотрим на практике, как хорошо вы владеете правилами культуры общения. (Каждая группа получает карточку с заданием, время на обдумывание – 1 минута)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Вежливый человек постоянно думает об окружающих людях.

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Будь вежлив со своими товарищами .

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

- Привет, Серый!

- Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

7. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: А сейчас послушаем отрывок из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы» (читает подготовленный ученик)

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

Учитель : Вот и подошел к концу наш классный час. Посмотрите, как расцвела наша «Страна вежливости», сколько много в ней вежливости и доброты. Давайте подведем итог. Продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

1.Теперь я знаю, что…

2.Теперь я научился…

3.Для себя я отметил, что…

Спасибо за высказанные суждения.

Ребята, вы должны помнить о том, что уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

Ребята, вы должны оставаться друзьями. Когда вы окончите школу, вы станете рабочими, врачами, строителями, капитанами... Есть сотни профессий, среди них каждый из вас выберет себе ту, которая для вас станет самой интересной. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, вежливыми. А этому нужно учиться.

Так что же такое вежливость? (Открываются слова: уважительность, внимательность, заботливость, порядочность, тактичность, доброжелательность.

Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

В чём заключается вежливость?

Это и слова, и поступки, и внешние проявления, характеризующие доброе отношение к людям. Воспитанность человека характеризует определённые признаки вежливости, которые не исчерпываются только обиходными вежливыми словами. Понятие вежливости глубже.

До XVI века “вежа” означало “знаток”, тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям.

Воспитанность проявляется, прежде всего, в вежливом поведении человека. Проявление вежливости - это не только слова, но и поведение человека в целом, когда им руководит стремление показать уважение и доброе отношение к человеку, быть тактичным и внимательным к нему.

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость»

(М.Сервантес)

Ситуация 1.

После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».

Задание:

Ситуация 2.

Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.

Задание: прокомментируйте поступок девочки. Как бы вы поступили на её месте?

Ситуация 3.

Коля, вбежав в класс, закричал:

Привет, Серый!

Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!

Задание: прокомментируйте поступок мальчика. Как бы вы поступили на его месте?

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

Правила вежливости

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

С. Маршак «Ежели вы вежливы»

Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
То место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы-то есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным, не робея.

В вежливости проявляется отношение к другим людям.

Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Вежливый человек не причиняет другому человеку неприятностей и обид.

Вежливый человек не отвечает грубостью на грубость.

Вежливый человек приветлив и внимателен к другим людям.

уважительность

внимательность

заботливость

порядочность

тактичность

доброжелательность