Что такое дружба? (По тексту С.Лубенец.). Подготовка к ОГЭ (ГИА)


Вариант 8

1.Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения - не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 - 15.

(1)Веньке здóрово не повезло с именем - Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой - бальзамин. (5)А Веня - это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

- (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг - это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

- (27)Это тебе передача… от класса…

- (28)Вот что значит - друзья! - сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

- (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

- (30)За что? - испугался Пашка.

- (31)Как это за что? (32)За твою руку.

- (33)Не может быть… я же сам виноват… - искренне растерялся Пашка.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

- (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

- (36)Ну, дают! - разозлился Пашка. - (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

- (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом - Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни. (По С.А. Лубенец)*

*Лубенец Светлана Анатольевна - современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.

2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Венька решил, что "этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни"?»

1)Пашка Винтуев, представляя Веньку ребятам в больничной палате, назвал его своим другом.

2)Одноклассники хотя и не хотели навещать Пашку Винтуева в больнице, всё же обрадовались его возвращению в класс.

3)Венька понял, что не только его, но и Пашку Винтуева не любят в классе.

4)Пашка Винтуев, решив сесть за одну в Венькой парту, положил конец вынужденному одиночеству своего одноклассника.

Ответ: ___________________________________________

3.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1)А Веня - это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька
в общем-то не обижался.

3)- Ну, дают! - разозлился Пашка. - Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

4.Из предложений 26 - 32 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

Ответ: ________________________________________________

5. Из предложений 33-43 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».

Ответ: _______________________________________________

6. Замените просторечное слово «здóрово» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: _____________________________________________

7. Замените словосочетание ПАПИНОЙ РУЧКОЙ (предложение 17), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ: ____________________________________________

9.Среди предложений 10 - 15 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Венька удивился, (1) что Винт, (2) оказывается, (3) всё правильно понимает, (4) и пояснил:

- Твои родители на него заявление в милицию написали.

- Ну, (5) дают! - разозлился Пашка. - Венька, (6) скажи Антуану, (7) что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

Ответ: ______________________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, (1) но все отказались самым решительным образом. Венька не мог даже предположить, (2) что ещё кого-то в классе не любят так же, (3) как его самого.

Очень хорошо зная, (4) как тяжело быть одному, (5) Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

Ответ: _____________________________________________________

13. Среди предложений 7 - 11 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: __________________________________________________

14.Среди предложений 38 - 46 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________________

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Многоточие - частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Н.С. Валгиной

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни» .

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте текст С. Лубенец, и у вас не останется вопросов, так как вы поймете, что это такое, дружба!

В отрывке из рассказа повествуется о мальчике Вениамине, с которым никто в классе не хотел дружить. Зная, как тяжело быть одному, Венька решил навестить одноклассника Пашку, к которому ребята из класса не хотели идти в больницу. Винт здорово обрадовался приходу Веньки, более того, он назвал его другом, хотя до этого они не дружили. А когда Пашка выздоровел, он сел за парту рядом с Венькой, для которого «этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни». Стал потому, что Вениамин понял: у него появился друг!

В рассказе «Друзья» Е. Чепилки повествуется о двух ребятах, чья дружба проверена временем. Мальчики готовы прийти друг другу на помощь, когда один болеет, объяснить домашнее задание. По-настоящему их дружба прошла испытание в истории с велосипедом. Взять вину друга на себя, как это сделал Саша, способен не каждый. Но и Женя в этой ситуации не остался в стороне, достойно ответив за свой поступок в поломке велосипеда. Вот она, настоящая дружба!

Таким образом, дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. Я думаю, что другу можно доверить любую тайну, что именно он даст совет, в котором ты нуждаешься, и всегда поможет.

Милана

Текст 6. С. Лубенец. Люби меня, как я тебя

(1)Веньке здорово не повезло с именем – Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой – бальзамин. (5)А Веня это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит – друзья! –сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? – испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… – Пашка выглядел растерянным.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает,

и пояснил:

– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. –

(37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записки в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил.

Все прекрасно понимают, что дружба – это не только общность интересов, но и умение откликнуться на беду и прийти на помощь в нужную минуту. Именно о такой дружбе пишет современная русская писательница С. А. Лубенец, рассказывая о мальчике Вене, который с первого класса считал, что одноклассники его недооценивают, и очень обижался, когда его дразнили Веником. Никто не хотел сидеть с мальчиком за одной партой, и Веня от этого чувствовал себя еще более неуютно.

Как-то один из одноклассников Вениамина попал в больницу, и учительница посоветовала

детям сходить к Паше, чтобы проведать его. Каждый нашел причину, чтобы не идти к Пашке, а Веня решил навестить мальчика. Он отправился к однокласснику с презентом, а в больнице мальчишки долго болтали о школьных событиях, которые пропустил Пашка из-за болезни. Когда Паша выздоровел и вернулся в школу, он сел рядом с Веней за одну парту. Так началась их дружба.

Когда-то в детстве мы дружили с Колей. Нам нравилось вместе гулять, подолгу болтать ни о чем, смеяться над шутками друг друга и делиться каждой даже незначительной новостью. Время шло, и мы взрослели. Я стал увлекаться футболом, а Коля дни напролет играл на своей

гитаре, пытаясь покорить благодарных слушателей. Каждый из нас нашел себе друзей по интересам. Коля организовал в школе музыкальный коллектив, а я все дни пропадал на тренировках. Мы виделись все реже.

После школы Коля уехал учиться, а я устроился на работу. Наша дружба постепенно распалась. Разные интересы и расстояние еще более усугубили нашу отчужденность. Теперь, повзрослев, я понимаю, что у нас с Колей были просто приятельские отношения, а они не всегда перерастают в крепкую дружбу.


Другие работы по этой теме:

  1. Ценность рассматривается в качестве чего-то важного, значимого, полезного. Жизненные ценности люди расценивают, как нечто важное в своей жизни, определяющее цели и мотивы свершаемых ими поступков....
  2. Дружбой можно назвать лишь отношения, основанные на искренности, доверии и общих интересах. Надо уметь отличать дружбу от приятельства. У человека может быть много вызывающих симпатию...
  3. Под понятием дружбы в первую очередь подразумевается взаимопонимание, умение представить себя на месте другого в сложной ситуации и пойти на самопожертвование в случае необходимости. Друзья...
  4. Дружба рассматривается, как многогранное понятие, одновременно, простое и ясное. Дружеские отношения являются вашим пристанищем, отдушиной, и тем источником, из которого мы черпаем поддержку. Поэтому сохранение...
  5. Дружба играет огромную роль в жизни каждого человека. Трудно представить жизнь без верного и надежного друга, который всегда поспешит на помощь и сумеет разделить радость...
  6. Сложно представить жизнь без дружбы. Настоящие друзья имеют общие интересы, поддерживают друг друга и понимают без слов. Судьба нередко проверяет нравственные ценности на крепость и...
  7. Невозможно дать короткое определение любви. Ей посвящают стихи, песни и целые романы, во имя любви совершают подвиги и открытия. Это удивительное чувство делает влюбленного счастливым,...
  8. Дружбу можно считать бесценным даром, которым способен воспользоваться любой человек. Единственным препятствием на пути к дружбе могут быть лишь моральные качества, ведь настоящая дружба предполагает...

1)Веньке здорово не повезло с именем –Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина.(4)Или вот цветок ещё есть такой –бальзамин. (5)А Веня –это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мамадома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг –это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают,что у Винта друг Венька.(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:– (27)Это тебе передача… от класса…– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой. – (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.– (30)За что? – испугался Пашка.–(31)Как это за что? (32)За твою руку.– (33)Не может быть… я же сам виноват… – искренне растерялся Пашка.(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. –(37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:–(42)А можно я с тобой сяду?(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни. (По С.А. Лубенец)* Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Сочинение ОГЭ: "Многоточие - частый и незаменимый знак..."

Лингвист Н.С. Валгина считает, что многоточие - незаменимый знак в любом высказывании. Да, многоточие ставится, когда в высказывании есть определенная недосказанность. Также этот знак используется при большой эмоциональной напряженности.

Например, в предложении 11 Лубенец использует многоточие, которое указывает на недосказанность. А читатель понимает, что герой не такой, как все.

В предложении 27 с помощью многоточия передается эмоциональная напряженность Веньки, его застенчивость и неуверенность.

Таким образом, именно многоточие является незаменимым знаком там, где необходимо передать эмоциональную и интеллектуальную напряженность.

По тексту С.А. Лубенец:

(1)Веньке здорово не повезло с именем - Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой - бальзамин. (5)А Веня - это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
- (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг - это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
- (27)Это тебе передача… от класса…
- (28)Вот что значит - друзья! - сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
- (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
- (30)За что? - испугался Пашка.
- (31)Как это за что? (32)За твою руку.
- (33)Не может быть… я же сам виноват… - искренне растерялся Пашка.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
- (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
- (36)Ну, дают! - разозлился Пашка. - (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
- (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом - Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.