Если трудно дается учеба что поможет. Каждый ребенок — это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями. Ссоры в семье


Мне 15 лет,учусь слабо,много 3,по математике 2,её вообще не знаю.Учитель говорит,что у таких нет будущего,мне очень плохо.Много раз думала о суициде.Жаль родителей,понимаю это.Каждый день плачу,потому что много унижений было,хотя бы радует то,что я не одна из девочек учусь плохо в классе.Я не знаю,что мне делать,как быть...А мысли убить себя посещают меня всё чаще.Не сдам ГИА,я не знаю куда мне идти... и что делать дальше.Постоянно депрессивное состояние.У меня нет подруг близких и друзей тоже нет.Я-неудачница,вот поэтому и думаю,что не незачем больше жить на этом свете.
Поддержите сайт:

Гость, возраст: 15 / 01.02.2013

Отклики:

Учитель не прав, что так говорит! Каждый человек
талантлив и способен и ТЫ в этом числе! И если
тебе не дается то, что дается большинству - это не
значит, что ты неудачница!у меня тоже в школе не
шли точные науки и учителя внушали что я глупа!
да, это было очень неприятно(((я выбрала
гуманитарную профессию, совершенно не связанную с
точными науками... а по поводу ГИА, в самом
крайнем случае можно пересдать....а от себя я
желаю тебе сдать ГИА успешно!

buday , возраст: 24 / 02.02.2013

Здравствуй! Неужели Ты считаешь, что Твои РАЗМЫШЛЕНИЯ о неудачах в предстоящей сдаче экзаменов настолько верны, что из-за них можно уйти в мир иной? Как Ты считаешь, какова вероятность успешной сдачи экзаменов? Я уверен, что она равна 100% Ты удивишься: "Да не может быть!" Я отвечу: всё в Твоих руках. Чтобы достичь успеха, необходимо научиться концентрироваться на том, что Тебе действительно важно. Так ли Тебе важно поведение учителя? РАЗВЕ ТОЛЬКО ОТ НЕГО ЗАВИСИТ УСПЕШНАЯ СДАЧА ЭКЗАМЕНОВ??? Не устраивает поведение учителя - игнорируй его. Иными словами, абстрагируйся от негатива и стремись к достижению своих целей. Понимаю, что отсутствие друзей - не есть хорошо. Но подумай: нет друзей - больше времени на подготовку к экзаменам, на посещение факультативов, на занятия с репетитором. Попытайся находить положительные моменты в любой ситуации. Конечно же, поддерживай отношения со сверстниками, не замыкайся в себе, стремись к поиску преданных, верных и НАСТОЯЩИХ друзей!!! Не стесняйся просить помощи у родителей и родственников, чаще общайся с ними. Знай: они имеют то, чего недостаёт и Тебе и мне, ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ. Советы старших могут реально помочь в трудную минуту. Чтобы не только выйти из депрессии, но и предотвратить её последующее возникновение, найди своё хобби. Это может помочь направить Твою энергию в сторону творчества, созидания и саморазвития. Не бойся трудностей!!! Если судьба против тебя - ей же хуже!!! Закаляй свою силу воли и добивайся всего того, чего Ты хочешь, чего Ты достоин!!! Цени Жизнь, ибо Она - наше главное богатство. Вот мои тебе советы на ближайшее будущее, надеюсь, я смог Тебе помочь! Удачи!!!

Михаил, возраст: 18 / 02.02.2013

Милая, образование само по себе счастья не дает. Только если
нравится учиться. Будущее не известно никому. Учитель представляет
будущее человека только в ВУЗе? - Это его право. В мире есть масса
специальностей, которые не требуют образования, а требуют
специальных навыков. Они могут приносить и доход, и радость. Да,
не престижно, но мне очень хотелось поработать кассиром. Моя
подруга водила трамваи и перепробовала еще много чего. В итоге
стала поваром. Дело тяжелое, но ей нравится. Менеджеров и
экономистов с бухгалтерами и юристами, по-моему уже солить
можно!!!
А может, Вам дрессировка собак понравится? Или еще что-то? Разве
это плохо? Почему надо обязательно математику с литературой?
Да все не знают, куда идти, не только Вы!!! Родители посоветовали -
это не в счет, потом мало кто работает по специальности). Все еще сто
раз поменяется.
Все мои одноклассники, и отличники, и двоечники, - все устроились в
жизни, никто не пропал. И Вы не пропадете. Вчерашняя отличница,
закончила МАИ, продает шторы. "Троечница" создала ансамбль
народной песни. Разве баллы оценивают Вашу личность и Ваше
будущее?!

ЕленаОбыкновенная, возраст: 37 / 02.02.2013


А что по этому поводу говорят ваши родители? Они не могут взять вам репетиторов?

Агния Львовна, возраст: 72 / 02.02.2013

Да какая разница как ты учишься,неужели никогда не слышала о том,что все успешные люди-бывшие троечники,а все закоренелые неудачники-бывшие отличники.Подумай хотя бы про своих учителей-они всегда много и хорошо учились,учатся до сих пор и получают копейки.Знаешь почему,да потому что школа и институты дают знания не нужные для жизни совершенно.
Поверь,я в 2 раза тебя старше,вполне успешная дама,знаю что говорю.Что вообще нужно для жизни из школьной программы...Элементарно уметь считать,ну ты же знаешь таблицу умножения,читать умеешь,да и пишешь вроде без ошибок.(кстати,редкость среди молодежи).
Что тебе делать...Развиваться и самосовершенствоваться.Заниматься тем чем интересно,искать новые увлечения,читать статьи про совершенствование Личности,учиться любить и уважать себя.Верить в себя.
Через несколько лет станешь этакой бизнес леди-красивой,независимой успешной...
Не обращай на них внимания - учителя,одноклассники и прочие,кто хочет убить в тебе Личность.Они сейчас видят в тебе слабую,на которой можно поизмываться. пусть обломаются!!!

Осенняя слякоть, возраст: 30 / 02.02.2013

Привет! Гони эти мысли от себя по-дальше! Не
слушай своего учителя, не обращай внимания на
внешний негатив. Слушай только конструктивную
критику.
Не беда, что ты плохо учишься. Хорошо делай
то, что у тебя получается. Может в какой-то
одной области. Практика показывает, что
отличники потом становятся исполнителями на
предприятиях, а троечники - руководителями! Это
тенденция. Тем более, что профессий разных -
море!
Троечники более приспособлены к практике
жизни, у них нет таких комплексов отличника,
нет такого фанатичного отношения к учебе, как у
отличников, и они меньше беспокоятся по этому
поводу. А беспокойство приносит только
психические и душевные проблемы. Зачем это
нужно? И ты тоже не беспокойся по этому поводу,
а делай то, что можешь делать. Школу закончишь
все равно, так или иначе. Важно
приспосабливаться к практике. Большинство из
того, что человек изучает в школе и в учебном
заведении, ему на работе не понадобится.
Займись интересным делом, отвлекись от этих
депрессивных мыслей. Гуляй чаще на улице.
Займись физкультурой, это закаляет характер,
силу воли. Не смешивай свои проблемы в кучу, а
решай их по отдельности. И на каждый день
определенное количество задач. Так намного
проще. Не забывай отдыхать.
Подруг найдешь себе, надо их искать. Может
быть, ты найдешь их среди своих
единомышленников, например, по какому-то делу,
увлечению. Так часто бывает.

Антоний, возраст: 24 / 02.02.2013

Девочька додогая, знаешь ли ты скоко взрослых
людей, учившиеся на двойки,тройки счастливы в
жизни. Миллионы.Причем многие из них успешны.
Улыбайся!Удачи!

Алексей, возраст: Вау, 39 / 02.02.2013

Дорогая...! Как учитель смею Вас заверить, что Гиа Вы сдадите. Все сдадут, ибо учителя себе не враги, и им еще в этой школе работать. Да и оценка не показатель знаний. Если есть проблемы по математике пиши - разберемся.

Матильда, возраст: 31 / 03.02.2013

Привет! Расскажу тебе о своем опыте. Что думаешь произошло в моей жизни, когда я закончила школу на сплошные пятерки? Ничего абсолютно. Да, я поступила куда хотела и да, школьная база помогала мне легко пережить первый год университетской учебы. А дальше? Дальше уже заботишься только об учебе в университете и там уже не важно как ты в школе училась. Школьным красным аттестатом даже попонтоваться не успела.

В общем, школа, университет, работа, пенсия - это обыденные стандарты большинства. И им не обязательно следовать. Если хочешь преуспеть в них, то стараться стоит. Если это тебя не интересует,обязательно найди то, что в чем захочешь преуспеть.

И вообще гений в голове лучше, чем какие-то оценки в дневниках, зачетках. Не ограничивайте себя пожалуйста этими оценками;)

Магистрант одного из престижных универов, возраст: 21 / 07.10.2013


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела

Добрый день!
У моей 17-летней дочери эндогенное расстройство личности. В 16 лет у дочери случился первый эпизод психоза. При этом ей все-таки удалось сдать ГИА и поступить в колледж. Но учиться не пошла – взяли академический отпуск. Острую форму сняли в дневном стационаре. Теперь (в течение 7 месяцев) она пьет нейролептик (рисполепт 3,5мг/сут.). На сегодняшний день ее состояние нельзя назвать плохим (по сравнению с тем, что было!). Проблемы таковы: навязчивые мысли, повышенная утомляемость и заторможенность (полагаю, что из-за лекарств, т.к. при увеличении дозы эта заторможенность всегда нарастала).
Так вот, помимо всего прочего, меня очень волнуют вопросы: идти ли дочери учиться в колледж, в который она поступила, или может быть пойти учиться в другое место полегче, или еще год посидеть дома? Поясню, чем вызваны эти вопросы.
Дело в том, что и до психоза учеба в школе была для моей дочери тяжким трудом! По сути, учились всей семьей . Сама она практически не могла делать уроки. Ей было трудно понять задание, осмыслить прочитанное, обобщить, сделать логические выводы, выделить главное - всегда требовались дополнительные объяснения, «разжевывание» смысла. Из-за того, что дочь «туго» соображала, на выполнение уроков (хотя бы в минимальном объеме) уходило почти все время: сидела за учебой каждый день допоздна, в выходные. В школу шла как на пытку, ужасно боялась, что вызовут к доске. По мере приближения к экзаменам, ГИА, напряжение нарастало, тем более на фоне откровенного запугивания со стороны учителей. Как мне кажется, кульминаций всего этого и явился психоз. Так вот, меня раздирают мучительные сомнения по поводу «золотой середины». С одной стороны я понимаю, что дочери нельзя засиживаться дома, это никак не способствует выздоровлению и социализации. С другой стороны, боюсь повторного психоза, который может вновь спровоцировать непомерная нагрузка от учебы! Здесь еще существенным моментом является то, что к ее собственной заторможенности добавилась еще и существенная заторможенность от применения лекарства! А его пить еще долго. В связи с этим, я вообще не представляю, как можно в таком состоянии учиться! Мне советовали вечернюю школу, дескать, там требования невысоки из-за соответствующего уровня учащихся. Но ведь это тоже пугает! В силу характера и заболевания (не пойму, где кончается одно и начинается другое!) моя дочь очень ранимое создание, всегда вежливая, не приемлет хамства и грубости. При этом у нее нет друзей, которые так необходимы для социальной адаптации! Так неужели я сама толкну ее вот в такой вот «интеллигентный» круг общения! У меня мама несколько лет проработала в вечерней школе учителем, поэтому знаю все не понаслышке! Не могу себе представить свою дочь среди такого контингента! Это однозначно не пойдет ей на пользу. Так что же делать? Как поступить правильно? Как не перегнуть палку в том или ином направлении? Понимаю, что вопросы задаю сложные. Но вдруг опытный специалист в какой-то мере прояснит для меня эту ситуацию, поможет советом. Наш психиатр пока молчит. Заранее благодарю за любой совет. Наталья

Вопрос:

Добрый день! У меня физика вообще не получается,я живу в Беларуси и у нас тут 10 бальная система и у меня по физике практически одни двойки из 10 баллов,не знаю что делать,может окончательно поставить крест на учебе? Ничего не выходит не только по физике но и по многим другим предметам...

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Никита! Крест на твоей учёбе ставить рановато, нужно попытаться что-то изменить.

Во-первых, если ты верующий человек, обратись с молитвой к Богу: попроси Его тебе помочь. Но помолиться нужно не один и не два раза, а взять на себя правило молиться перед каждым уроком в школе (можно не гласно, про себя), и садясь делать домашнее задание дома, читая вначале: «Царю Небесный», а по окончании: «Достойно есть». Можно просить Бога и своими словами.

Во-вторых, причиной неуспеваемости бывает слабость воли, ведь учёба требует регулярного напряжения сил интеллектуальных и физических. А потому, нужно себя к этому принуждать: не пропускать уроки в школе, заниматься дома. Опять же, сопровождая все эти усилия молитвой к Богу о подкреплении твоих душевных и телесных сил. Кроме молитвы, нужно прибегнуть к святыне и Таинствам Церкви: каждое утро пить натощак святую воду и вкушать частицу просфоры, а также регулярно (не менее одного раза в месяц) исповедоваться и причащаться в храме. Через всё это Господь будет посылать тебе Свою благодать, освящение и помощь.

И в-третьих, нужно попытаться брать дополнительные занятия по тем предметам, где наиболее очевидно твоё отставание. Думаю, что это – вполне осуществимо. Помоги тебе Господь!

Последние вопросы и ответы

Моя знакомая пила за 8 дней до смерти. Можно ли её отпеть?

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание. Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Категории детей, которые относятся к неуспевающим: Ослабленные дети. Ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дети депривированные семьей и школой (социальная запущенность).

Что делать?! Не паниковать! Принимать и любить ребенка таким какой он есть. Выполнять все рекомендации всех специалистов. В воспитании и обучении детей выходных нет!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обязательно: Беседа с классным руководителем. Беседа с психологом. Консультация педиатра, невропатолога или других специалистов.


Сегодня не редки случаи, когда хорошо подготовленный, активный и перспективный ребенок в дошкольном возрасте поражает родителей своими успехами, но не оправдывает надежды на хорошую успеваемость в школе. Так почему ребенку трудно учиться?

Проблемы с учебой у детей

  1. Непонимание материала. Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.
  2. Отвлекающие факторы. Самый распространенный недуг нынешней молодежи – неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.
  3. Система нравственных ориентиров. Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

Тревожные сигналы о том, что вашему ребенку трудно дается учеба

  1. Ребенок не хочет обсуждать школьные дела. Он не рассказывает, как прошли занятия, что он изучает и какие у него новости.
  2. Поменялось отношение к школе и учебе. Ребенок стал относиться к школе со злостью и отстраненностью, не хочет туда идти. Возможно, ему скучно сидеть на уроках, потому что он уже знает материал, которые проходят другие дети.
  3. Малыш очень долго сидит за уроками. Время, проведенное за домашним заданием, увеличилось. У сына или дочери не осталось времени для отдыха и хобби.
  4. Плохое поведение в школе. Такая ситуация может быть связана с привлечением внимания. Дети и подростки не всегда могут связно и понятно объяснить свои проблемы. Тогда они приступают к активным действиям, которые, на их взгляд, всё объясняют. Пока ребенок растет, он учится социальным навыкам.
  5. Жалобы учителя на сына или дочь. Часто бывает так, что преподаватели больше родителей осведомлены о школьных проблемах детей. В этом случае необходимо поговорить с учителем или классным руководителем. Если он выражает беспокойство, то стоит приглядеть за своим чадом.
  6. Ухудшение сна и нарушение аппетита. Проблемы со сном и приемом пищи часто бывают связаны у ребенка со стрессом, который он получает в школе. Дети хотят радовать маму и папу хорошими оценками, а когда у них это не получается, они расстраиваются и не могут успокоиться. Подростки же уже понимают, что их успеваемость может повлиять на сдачу экзаменов и поступление в хороший вуз. Из-за этого они тоже волнуются.
  7. Плохая успеваемость. Если ребенок стал чаще получать низкие оценки, то неудивительно, что он не хочет идти в школу. Ему трудно справиться со школьной программой, поэтому он не хочет идти в учебное заведение.

Каким детям трудно в школе?

  1. Стеснительным. Им трудно заводить друзей, они некомфортно чувствуют себя среди незнакомцев и толпы людей. Им удобнее ощущать себя в своем собственном тихом мирке.
  2. Склонным к агрессии. Такие дети пытаются завоевать лидерские позиции в классе путем словесного и физического насилия. Но из-за специфических средств это у них не выходит, они не становятся популярными, что провоцирует их трудности в школе.
  3. Со слабым здоровьем. Физические слабые дети плохо усваивают школьную программу, им нужно больше времени на усвоение материала. Они часто пропускают школу из-за болезней.
  4. С высоким уровнем тревожности. Такие дети могут хорошо учиться и даже завести друзей, но им будет сложно в психологическом аспекте. Им постоянно кажется, что им что-то помешает, что у них ничего не получится.

В чём же причина трудностей в учебе?

Если ребенку трудно учится, нужно понять причины низкой успеваемости у детей. Понимание проблемы - это половина работы по ее решению. Первоклассник, поступая в школу, встречается с новыми задачами, которых действительно немало. Кроме учебных задач появляются эмоциональные трудности - новый коллектив, другие требования к дисциплине, порядки и правила. Способы подачи материала и сама школьная программа не идеальны и не учитывают особенностей развития маленького человека в разных возрастах. До школы ребенок учится в игре, а первоклассник уже должен усвоить информацию, неподвижно высиживая за партой длительное время. Это требует от ученика способности длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности, то есть иметь развитую сконцентрированное внимание.

Часто случается, что ребенок уже с первых дней обучения в школе должен заниматься не тем, что ему интересно и нравится, а тем, что требует от него школьная программа и учитель, и детям трудно начинать это. Процесс обучения невозможен без отработки навыков, без произвольного внимания. Иногда родители считают, что ребенок внимательный, а трудности с обучением возникают по другим причинам. Советуем учитывать следующие особенности: почти у всех детей хорошо развито непроизвольное внимание, а произвольное развивается до 7-10 лет жизни, то есть гораздо позже первого класса.

Именно от того, как ребенок способен концентрировать внимание, зависит успешное обучение. Развитие произвольного внимания поможет ребенку находить в памяти нужную информацию, отделять главное от второстепенного, выбирать правильные решения, осознанно работать на занятии, концентрироваться на поставленной задаче.

Курс эйдетики помогает как взрослым, так и детям развивать внимание и получать большие результаты от процесса обучения.