История ручных часов. Кто и когда изобрел первые механические часы. История происхождения часов. Историческая победа наручных часов


О том, когда были изготовлены первые наручные часы, многие, наверное, не знают. Сегодня часы — это, скорее, аксессуар, символ статуса их обладателя, нежели прибор для определения времени. Такой раритет, как наручные часы, фото запечатлело.

Удивительно, но еще столетие назад порядочный джентльмен ни за что не надел бы хронометр на руку. В те времена мужчины носили только карманные часы. Изделия с крышкой — это «Хантер», а часы с «окошечком», для того чтобы видеть стрелки, не открывая крышки, «Полухантер». О том, кто и когда создал первые наручные часы, все еще спорят.

Когда были сделаны первые часы?

Согласно одним источникам, первое сообщение о них появилось в 1571 г. Английский граф Лестер преподнес редкостный дар Елизавете I, а именно браслет (с английского — wristlet) с часами, усыпанный жемчужинами и бриллиантами. C тех пор и до XX века наручные часы именовались браслетами и предназначались только для дам. Правда, они были больше модным украшением, нежели полезным прибором.

Старинные женские часы 1813 находятся в музей Musée d’Horlogerie du Locie, Швейчария

Да и производители массивных напольных и настенных хронометров, бывших тогда в обиходе, не верили, что такие миниатюрные изделия смогут показывать точное время. Дело в том, что первые наручные варианты приборов действительно отличались несовершенством. Особенно уязвимыми были хрупкие механизмы, требовавшие бережного отношения.

Согласно другим источникам, наручные часы были изготовлены в 1790 г. Но большинство экспертов все же полагает, что датой их рождения надо считать 1812 г. Они были созданы для королевы Неаполитанской часовым мастером Абрахамом Луи Бреге, основателем всемирно известной впоследствии фирмы Breguet («Брегет»). Как свидетельствует архивный документ, это было уникальное изделие с серебряным циферблатом, арабскими цифрами и термометром.

Первые мужские часы

В 90-е годы XIX века английские армейцы обратили внимание на то, что в битвах пользоваться хронометрами, если они на запястье, намного удобнее. Так что идея надевать на руку кожаный футляр и вставлять туда громоздкие карманные изделия принадлежит военным.

Подтверждение тому — вывод коллекционера Р. Эдвардса, проанализировавшего архивные фотографии той эпохи. Выяснилось, что на запястьях армейцев, воевавших с индийцами, хронометры красуются с 1885 г. Это и есть дата рождения наручных часов. Хотя то были все те же карманные варианты в футлярах.

Позже, в период войны с бурами в Африке (1899-1902), англичане стали применять новейшее тогда вооружение: карабины и пулеметы. Но считается, что одержать победу им удалось благодаря… наручным часам. Они были отлично оснащены, однако новые виды оружия требовали особой слаженности в тактике сражений. И завоеватели стали одерживать победу за победой, вооружившись самодельными наручными приборами.

Часы Британских военных во время англо-бурской войны (1899-1902) в Южной Африке

Резко улучшилась координация действий воинских подразделений, и стали возможными синхронные атаки солдат на укрепления буров. Опыт англичан быстро переняли другие армии.

Наручные часы в XX веке

Не сохранились подлинные документы, подтверждающие, какая из фирм первой начала производство по-настоящему наручных часов. Многие претендуют на пальму первенства, хотя убедительных доказательств для этого нет.

Часы фирмы Girard-Perregaux в 1880 года

Например, часто утверждается, что первую партию в 2000 таких изделий создала для немецких морских офицеров фирма Girard-Perregaux в 1880 г. Но это лишь версия, поскольку ни один экземпляр этих хронометров нигде не сохранился. Однако можно точно быть уверенным: первые наручные часы появились в начале XX века.

В 1901 г. в каталоге английской фирмы Goldsmith’s под фото был помещен хвалебный отзыв некоего капитана, который утверждал, что он носил такие часы 3,5 месяца. Они точно показывали время и ни разу не подвели его. Отзыв имел открыто рекламный характер и преподносил часы как лучший хронометр во всем мире. И все же это был карманный вариант.

Луи Картье (Louis Cartier) 1910 создает модель Santos Dumont мужские наручные часы необычной для того времени прямоугольной формы

Но в 1902 г. появилась реклама Omega наконец-то настоящих наручных часов: фото из газеты свидетельствует об этом. Одной из первых была продукция фирмы Longines. А в 1904 г. Луи Картье создал прибор, встроенный не в футляр, а в браслет. И год спустя была учреждена фирма Wilsdorf & Davis, впоследствии — знаменитый Rolex. Его владелец Г. Вилсдорф страстно верил в будущее таких часов и проявил необыкновенную энергичность при их популяризации.

Модернизация наручных часов

В 1906 г. появилась новинка, а именно браслеты из гибкого металла для таких хронометров. И примерно тогда же в них стали делать ушки, то есть крепления для ремешка, которые позволяли легко надевать изделие на руку. Недостатком было очень хрупкое часовое стекло, которое приходилось защищать различными решетками и крышками с «окошками». Такие хронометры быстро окрестили окопными (траншейными).

В начале 20 века на карманных часах появились небольшие ушки для крепления ремешка, позволяющие быстро их приспособить для ношения на руке

Со временем приборы становились все более надежными и точными. Уже тогда появились часы, светящиеся в темноте благодаря микрочастицам радия. Наручные часы не могли начать конкурировать с карманными хронометрами вплоть до Первой мировой войны.

Главных проблем при ношении часов на руке была хрупкость часового стекла, поэтому производители предлагали различные варианты его защиты. Обычно это были различного вида решетки или крышки с отверстиями

В те годы часовые фирмы стали получать от военных ведомств заказы на огромные партии именно таких часов, особенно с пыле- и влагозащитным корпусом. Хрупкое стекло вытеснил прочный пластик. В то же время их перестали называть браслетами, слово wristlet заменили на watch (часы). Окончательно наручные часы завоевали всемирное признание, почти полностью вытеснив карманные хронометры, в середине 30-х годов ХХ века.


М еханические часы, по своему устройству напоминающие современные, появились в 14 веке в Европе. Это часы использующие гиревой или пружинный источник энергии, а в качестве колебательной системы у них применяется маятниковый или балансовый регулятор. Можно выделить шесть основных компонентов часового механизма:
1) двигатель;
2) передаточный механизм из зубчатых колес;
3) регулятор, создающий равномерное движение;
4) спусковой распределитель;
5) стрелочный механизм;
6) механизм перевода и заводки часов.

Первые механические часы называли башенными колесными часами, в движение они приводились опускающимся грузом. Приводной механизм представлял собой гладкий деревянный вал канатом к которому был примотан камень, выполняющий функцию гири. Под действием силы тяжести гири, канат начинал разматываться и вращать вал. Если этот вал через промежуточные колеса соединить с основным храповым колесом, связанным со стрелками-указателями, то вся эта система будет как-то указывать время. Проблемы подобного механизма в огромной тяжеловесности и необходимости гире куда-то падать и в не равномерном, а ускоренном вращении вала. Чтобы удовлетворить все необходимые условия, для работы механизма строили сооружения огромных размеров, как правило, в виде башни, высота которой была не ниже 10 метров, а вес гири достигал 200 кг, естественно все детали механизма были внушительных размеров. Столкнувшись с проблемой неравномерности вращения вала, средневековые механики поняли, что ход часов не может зависеть только от движения груза.

Механизм необходимо дополнить устройством, которое управляло бы движением всего механизма. Так появилось устройство сдерживающее вращение колеса, его назвали "Билянец" - регулятор.

Билянец представлял собой металлический стержень, расположенный параллельно поверхности храпового колеса. К оси билянца под прямым углом друг к другу прикреплены две лопатки. При повороте колеса зубец толкает лопатку до тех пор, пока она не соскользнет с него и не отпустит колесо. В это время другая лопатка с противоположной стороны колеса входит в углубление между зубцами и сдерживает его движение. Работая, билянец раскачивается. При каждом полном его качании храповое колесо передвигается на один зубец. Скорость качание билянца, взаимосвязана со скоростью движется храпового колеса. На стержень билянца навешивают грузы, обычно в форме шаров. Регулируя величину этих грузов и расстояние их от оси, можно заставить храповое колесо двигаться с различной скоростью. Конечно, эта колебательная система во многих отношениях уступает маятнику, но может использоваться в часах. Однако, любой регулятор остановится если постоянно не поддерживать его колебания. Для работы часов необходимо, чтобы часть двигательной энергии от главного колеса постоянно поступала к маятнику или билянцу. Эту задачу в часах выполняет устройство, которое называется спусковым распределителем.

Различные виды билянцев

Спусковой механизм самый сложный узел в механических часах. Через него осуществляется связь между регулятором и передаточным механизмом. С одной стороны, спуск передает толчки от двигателя к регулятору, что необходимые для поддержания колебаний регулятора. С другой стороны, подчиняет движение передаточного механизма закономерности движения регулятора. Точный ход часов зависит главным образом от спускового механизма, конструкция которого озадачила изобретателей.

Самый первый спусковой механизм был шпиндельный. Регулятором хода этих часов был так называемый шпиндель, представляющий собой коромысло с тяжелыми грузами, установленное на вертикальной оси и приводимое попеременно то в правое, то в левое вращение. Инерция грузов оказывала тормозящее воздействие на часовой механизм, замедляя вращение его колес. Точность хода подобных часов со шпиндельным регулятором была низка, а суточная погрешность превышала 60 минут.

Так как в первых часах не было специального механизма заводки, подготовка часов к работе требовала больших усилий. Несколько раз в день нужно было поднимать на большую высоту тяжелую гирю и преодолевать огромное сопротивление всех зубчатых колес передаточного механизма. Поэтому уже во второй половине XIV века главное колесо стали крепить таким образом, что при обратном вращении вала (против часовой стрелки) оно оставалось неподвижным. Со временем устройство механических часов становилось сложнее. Увеличилось число колес передаточного механизма т.к. механизм испытывал сильную нагрузку и быстро изнашивался, а груз опускался очень быстро и его приходилось поднимать по несколько раз на день. К тому же для создания больших передаточных отношений требовались колеса слишком большого диаметра, что увеличивало габариты часов. Поэтому стали вводить промежуточные дополнительные колеса, в задачу которых входило плавно увеличивать передаточные отношения.

Механизмы башенных часов

Башенные часы были капризным механизмом и требовали постоянного наблюдения (из-за силы трения нуждались в постоянной смазке) и участия обслуживающего персонала (подъем груза). Несмотря на большую погрешность суточного хода, долгое время эти часы оставались самым точным и распространенным прибором для измерения времени. Механизм часов усложнялся, с часами стали связывать другие приспособления, выполняющие разнообразные функции. В конце концов, башенные часы превратились в сложное устройство со многими стрелками, автоматическими подвижными фигурами, разнообразной системой боя, и великолепными украшениями. Это были шедевры искусства и техники одновременно.

Например, Пражские башенные часы, сооруженные в 1402 году, были оснащены автоматическими подвижными фигурками, которые во время боя разыгрывали настоящее театральное представление. Над циферблатом перед боем раскрывались два окошка из которых выходили 12 апостолов. Фигурка Смерти стояла на правой стороне циферблата и при каждом бое часов поворачивала косу, а человек стоявший рядом, кивал головой, подчеркивая роковую неизбежность а песочные часы, напоминали о конце жизни. По левую сторону циферблата находились еще 2 фигурки, одна изображала человека с кошельком в руках, который каждый час звенел лежавшими там монетами, показывая, что время - деньги. Другая фигура изображала путника, мерно ударявшего посохом в землю, показывая суетность жизни. После боя часов появлялась фигурка петуха, который трижды кричал. Последним в оконце появлялся Христос и благословлял всех стоявших внизу зрителей.

Другим примером башенных часов было сооружение мастера Джунелло Турриано, которому потребовалось 1800 колес для создания башенных часов. Эти часы воспроизводили дневное движение Сатурна, часы дня, годичное движение Солнца, движение Луны, а также всех планет в соответствии с птолемеевской системой мироздания. Для создания таких автоматов требовались особые программные устройства в движение которые приводил большой диск, управляемый часовыми механизмом. Все подвижные части фигур имели рычаги, которые то поднимались то опускались под действием вращения круга, когда рычаги попадали в особые вырезы и зубцы вращающегося диска. Также, башенные часы имели отдельный механизм для боя, который приводился в движение собственной гирей, причем многие часы по-разному отбивали полдень, полночь, час, четверть часа.

После колесных часов появились более усовершенствованные пружинные часы. Первые упоминания об изготовлении часов с пружинным двигателем относят ко второй половине 15 века. Изготовление часов с пружинным двигателем открыло путь к созданию миниатюрных часов. Источником движущей энергии в пружинных часах служила заведенная и стремящаяся развернуться пружина. Она представляла собой эластичную, закаленную стальную ленту, свернутую вокруг вала внутри барабана. Внешний конец пружины закреплялся за крючок в стенке барабана, внутренний - соединялся с валом барабана. Пружина стремилась развернуться и приводила во вращение барабан и связанное с ним зубчатое колесо. Зубчатое колесо в свою очередь передавало это движение системе зубчатых колес до регулятора включительно. Перед мастерами возникал ряд сложных технических задач. Основная из них касалась работы самого двигателя. Так как для правильного хода часов, пружина должна на протяжении длительного времени воздействовать на колесный механизм с одной и той же силой. Для чего необходимо заставить ее разворачиваться равномерно и медленно.

Изобретение запора, послужило толчком к созданию пружинных часов. Он представлял собой маленькую щеколду, помещавшуюся в зубья колес и позволявшую пружине раскручиваться только так, что одновременно поворачивался весь ее корпус, а вместе с ним колеса часового механизма.

Так как пружина имеет неодинаковую силу упругости на разных стадиях своего разворачивания, первым часовщикам приходилось прибегать к различным хитростям, чтобы сделать ее ход более равномерным. Позже, когда научились изготовлять высококачественную сталь для часовых пружин, в них отпала необходимость. В современных недорогих часах пружину просто делают достаточно длинной, рассчитанной примерно на 30-36 часов работы, но при этом рекомендуют заводить часы раз в сутки в одно и то же время. Специальное приспособление мешает пружине при заводе свернуться до конца. В результате ход пружины используется только в средней части, когда сила ее упругости более равномерная.

Следующим шагом к усовершенствованию механических часов было открытие законов колебания маятника сделанное Галилеем. Создание маятниковых часов состояло в соединении маятника с устройством для поддержания его колебаний и их отсчета. Фактически, маятниковые часы - это усовершенствованные пружинные часы.

В конце жизни Галилей стал конструировать такие часы, но дальше разработок дело не пошло. А уже после смерти великого ученого первые маятниковые часы были созданы его сыном. Устройство этих часов держалось в строгом секрете, поэтому они не оказали никакого влияния на развитие техники.

Независимо от Галилея в 1657 году механические часы с маятником собрал Гюйгенс.

При замене коромысла на маятник первые конструкторы столкнулись с проблемой. Она заключалась в том, что маятник создает изохронные колебания только при малой амплитуде, между тем шпиндельный спуск требовал большого размаха. В первых часах Гюйгенса размах маятника достигал 40-50 градусов, что нарушало точность хода. Для компенсации этого недостатка, Гюйгенсу пришлось проявить изобретательность и создать особый маятник, который в ходе качания изменял свою длину и колебался по циклоидной кривой. Часы Гюйгенса обладали несравнимо большей точностью, чем часы с коромыслом. Их суточная погрешность не превышала 10 секунд (в часах с коромысловым регулятором погрешность колебалась от 15 до 60 минут). Гюйгенс изобрел новые регуляторы как для пружинных, так и для гиревых часов. Механизм стал гораздо совершеннее, когда в качестве регулятора начали использовать маятник.

В 1676 году Клемент, английский часовщик изобрел якорно-анкерный спуск, который идеально подходил к маятниковым часам, имевшим небольшую амплитуду колебания. Эта конструкция спуска представляла собой ось маятника на которую насаживался якорь с палетами. Раскачиваясь вместе с маятником, палеты попеременно внедрялись в ходовое колесо, подчиняя его вращение периоду колебания маятника. Колесо успевало повернуться на один зуб при каждом колебании. Такой спусковой механизм позволял маятнику получать периодические толчки, которые не давали ему остановиться. Толчок происходил, когда ходовое колесо, освободившись от одного из зубьев якоря, ударялось с определенной силой о другой зуб. Этот толчок передавался от якоря к маятнику.

Изобретение маятникового регулятора Гюйгенса произвело переворот в технике часового дела. Гюйгенс много сил потратил на усовершенствование карманных пружинных часов. Основная проблема которых была в шпиндельном регуляторе, так как они постоянно находились в движении, тряслись и покачивались. Все эти колебания оказывали негативное воздействие на точность хода. В 16 веке часовщики стали заменять двуплечный билянец в виде коромысла круглым колесиком-маховиком. Эта замена значительно улучшила работу часов, но осталась неудовлетворительной.

Важное усовершенствование регулятора произошло в 1674 году, когда Гюйгенс присоединил к колесику-маховику спиральную пружинку - волосок.

Теперь при отклонении колесика от нейтрального положения волосок воздействовал на него и старался возвратить на место. Однако массивное колесико проскакивало через точку равновесия и раскручивалось в другую сторону до тех пор, пока волосок снова не возвращал его назад. Так был создан первый балансовый регулятор или балансир, свойства которого были подобны свойствам маятника. Выведенное из состояния равновесия, колесико балансира начинало совершать колебательные движения вокруг своей оси. Балансир имел постоянный период колебания, но мог работать в любом положении, что очень важно для карманных и наручных часов. Усовершенствование Гюйгенса произвело среди пружинных часов такой же переворот, как введение маятника в стационарные настенные часы.

Англичанин Роберт Гук независимо от голландца Христиана Гюйгенса также разработал колебательный механизм, который основан на колебаниях подпружиненого тела - балансирный механизм. Балансирный механизм применяется, как правило, в переносных часах, так как может эксплуатироваться в разных положениях, чего не скажешь об маятниковом механизме, который используют в настенных и напольных часах т. к. для него важна неподвижность.

В состав балансирного механизма входят:
Балансирное колесо;
Спираль;
Вилка;
Градусник - рычаг регулировки точности;
Храповик.

Для регулирования точности хода используют градусник - рычаг, который выводит из работы некоторую часть спирали. Колесо и спираль делают из сплавов с небольшим коэффициентом температурного расширения из-за чувствительности к колебаниям температуры. Также возможно изготовить колесо из двух разных металлов, чтобы оно изгибалось при нагреве (биметаллический баланс). Для повышения точности хода баланс снабжался винтами, они позволяют точно сбалансировать колесо. Появление прецизионных станков-автоматов избавило часовщиков от балансировки, винты на балансе стали чисто декоративным элементом.

Изобретение нового регулятора требовало новой конструкции спуска. Следующие десятилетия разные часовщики разрабатывали разные варианты спусковых устройств. В 1695 году Томасом Томпионом был изобретен наиболее простой цилиндрический спуск. Спусковое колесо Томпиона было снабжено 15-ю, особой формы, зубьями «на ножках». Сам цилиндр представлял собой полую трубку, верхний и нижний концы которой были плотно забиты двумя тампонами. На нижнем тампоне был насажен балансир с волоском. При колебании балансира в соответствующую сторону вращался и цилиндр. На цилиндре находился вырез в 150 градусов, проходящий на уровне зубцов спускового колеса. Когда колесо двигалось, его зубья попеременно одно за другим входили в вырез цилиндра. Благодаря этому изохронное движение цилиндра передавалось спусковому колесу и через него - всему механизму, а балансир получал импульсы, поддерживающие его.

С развитием науки часовой механизм усложнялся, а точность хода повышалась. Таким образом, в начале восемнадцатого века для балансира и шестеренок впервые были использованы рубиновые и сапфировые опоры, что позволило повысить точность и запас хода и уменьшить трение. Постепенно карманные часы дополнялись все более сложными устройствами и некоторые образцы имели вечный календарь, автоподзавод, независимый секундомер, термометр, индикатор запаса хода, минутный репетир, а работу механизма давала возможность увидеть задняя крышка, выполненная из горного хрусталя.

Величайшим достижением в часовой промышленности и теперь считается изобретение в 1801 году Авраамом Луи Бреге турбийона. Бреге удалась решить одну из самых больших проблем часовых механизмов его времени, он нашел способ побороть гравитацию и связанные с ней погрешности хода. Турбийон - это механическое устройство, созданное для повышения точности хода часов за счет компенсации влияния гравитации на анкерную вилку, и равномерного распределения смазки трущихся поверхностей механизма при смене вертикальных и горизонтальных положений механизма.

Турбийон - один из наиболее впечатляющих механизмов в современных часах. Подобный механизм может производиться только искусными мастерами, а способность фирмы изготовить турбийон является признаком ее принадлежности к часовой элите.

Механические часы во все времена были предметом восхищения и удивления, они завораживали красотой исполнения и трудностью работы механизма. Так же они всегда радовали своих хозяев уникальными функциями и оригинальным дизайном. Механические часы и сегодня являются предметом престижа и гордости, способны подчеркнуть статус и всегда покажут точное время.

Удивительно, но никто не знает даже примерной даты создания первых в мире наручных часов. Многие эксперты и исследователи полагают, что дебютный часовой механизм, предназначенный для ношения на запястье, был придуман известным мастером Бреге.

Такой аксессуар ему заказала сестра великого французского полководца Наполеона Бонапарта. По точности эти часы были просто ужасающими, поэтому их использовали только как украшение знатные дамы. Часовой механизм этого аксессуара требовал колоссальных доработок, чтобы его начали воспринимать как средство для отображения времени. Коренной перелом в производстве наручных часов произошел в период первой мировой войны. В сложных полевых условиях солдатам нужно было постоянно отслеживать время. Карманные часы были не слишком подходящим решением для этой цели. В итоге, наручные часы начали массово производить для армейских нужд.

В 1930-е годы часовые механизмы стали куда совершеннее. наручные часы стали аксессуаром, показывающим статус мужчины, его социальное положение. На рынке появилось множество разных моделей, различающихся по цене и качеству. Но надо сказать, что носить маленький часовой механизм, спрятанный в драгоценном корпусе, могли позволить себе далеко не все.

“Предок” современных наручных часов

А после окончания второй мировой войны наручные часы стали доступны широкому кругу людей с различным уровнем дохода. Тогда этот аксессуар был такой же необходимостью, как и мобильный телефон сегодня.

А в 1969 году в Японии был придуман первый кварцевый часовой механизм. Оснащенные им наручные часы имели высокую точность хода и сравнительно низкую цену. Поэтому они и завоевали такую популярность.

Совершенствование часового механизма привело к тому, что сегодня нам доступны не только обычные механические и кварцевые аксессуары, но и многофункциональные электронные часы.

Мужская мода наступающего зимнего сезона предъявляет самые высокие требования к дизайну часов. Модели должны быть яркими, харизматичными и чуть-чуть претенциозными. Любите ли Вы спортивный стиль, предпочитаете подчеркнутую роскошь или храните верность неизменной классике – выбор идеальных часов не вызовет затруднений.

Современные часы. Сезон 2015.

Часы современного мужчины пропагандирует абсолютное торжество многофункциональности. Если Вам интересны изменения в сфере мужской моды, то обязательно стоит обзавестись часами, оборудованными множеством опций. Это может быть защита от влаги, компас, секундомер. Чем больше функций – тем актуальнее модель. Дизайн таких часов может быть вызывающе ярким или лаконичным и «немногословным».

Спортивные часы, высоко оцененные мужской модой предстоящего сезона, легко переносят низкие температуры и большие нагрузки, им не страшны царапины и влага. Приветствуется оригинальная форма циферблата и яркие расцветки. С такими часами Вы легко сможете заниматься экстремальными видами спорта и вести активный образ жизни.

Мужская мода зимой 2014-2015 одобряет торжество красок и дорогих материалов. Образ успешного мужчины будет выглядеть завершенным, если дополнить его часами, декорированными драгоценными камнями, выполненными в ярких цветах. Такой аксессуар не позволит Вам потеряться на вечеринке.

Мужская мода будущей зимы не возражает против классических тенденций. Модные часы могут иметь простые формы, спокойные цветовые решения. Штрих, делающий акцент на респектабельности и изысканности модели, - ремешок, созданный из экзотической кожи. Такой аксессуар станет идеальным выбором для деловой встречи.


Первые механические часы.

Первые упоминания о механических часах относятся к концу VI века. Скорее всего, это были водяные часы, в которые было встроено механическое устройство для приведения в действие дополнительных функций, например механизма боя.

Настоящие механические часы появились в XIII веке в Европе. Они еще не были достаточно надежными, поэтому приходилось постоянно проверять время по солнечным часам. Их часовой механизм работал, используя энергию опускающегося груза, в качестве которого долгое время применялись каменные гири. Чтобы запустить такие часы, приходилось поднимать очень тяжелую гирю на значительную высоту.

Стоит отметить, что механические часы, созданные в XIII-XIV веках, были очень большими и использовались крайне редко. Их устанавливали лишь в монастырях, чтобы монахи вовремя могли собираться на службу. Именно монахи и решили нанести на круг 12 делений, каждое из которых соответствовало одному часу. Только в XVI веке часы появились на городских зданиях.

В XIV-XV веках были созданы первые напольные и настенные часы. Поначалу они были довольно тяжелыми, так как приводились в действие с помощью груза, который надо было подтягивать каждые 12 часов. Такие часы изготавливали из железа, а чуть позже из латуни, и по конструкции они повторяли башенные часы.

Во второй половине XV века были созданы первые часы с пружинным двигателем. Источником энергии в таких часах была стальная пружина, которая во время раскручивания поворачивала колеса часового механизма. Первые настольные пружинные часы были изготовлены неизвестным мастером из бронзы. Высота этих часов составляла полметра.

Первые переносные пружинные часы были сделаны из латуни и имели форму круглой или квадратной коробки. Циферблат таких часов был горизонтальным. На нем по кругу размещались выпуклые шарики из латуни, что помогало определять время на ощупь в темное время суток. Стрелка была выполнена в форме дракона или другого мифического существа.

Наука продолжала развиваться, а вместе с ней усовершенствовались механические часы. В XVI веке появились первые карманные часы. Такие приборы были большой редкостью, поэтому позволить себе их приобретение могли только богатые люди. Очень часто карманные часы украшали драгоценными камнями. Но и тогда время продолжали сверять по солнечным часам. Некоторые часы даже имели два циферблата: с одной стороны механический, а с другой солнечный.

В 1657 году Христиан Гюйгенс собрал механические маятниковые часы. Они отличались необыкновенной точностью по сравнению со всеми существующими на тот момент приборами для отсчета времени. Если до появления маятника точными считались часы, отстающие или спешащие на 30 минут в сутки, то теперь погрешность составляла не более 3 минут в неделю. В 1674 году Гюйгенс усовершенствовал регулятор пружинных часов. Его изобретение потребовало создания качественно нового спускового механизма. Немного позже этот механизм был придуман. Им стал анкер.

Изобретения Гюйгенса получили широкое распространение во многих странах. Часовое мастерство начало активно развиваться. Постепенно снижалась погрешность хода часов, к тому же заводить механизмы можно было уже раз в восемь дней.

В связи с повышением точности часов в 1680 году были созданы первые механизмы с минутной стрелкой. В то же время на циферблатной пластине появился второй ряд цифр для обозначения минут, в котором использовались арабские цифры. А в середине XVIII века появились часы с секундной стрелкой.

В это время во всех видах искусства господствовал стиль рококо. В часовом деле его влияние выразилось в разнообразии форм часов и используемых материалов, обилии резных узоров, завитков, внешних украшений из золота и драгоценных камней. В то же время вошли в моду каретные часы. Считается, что дорожные, или каретные часы появились благодаря французскому механику и часовщику Абрагаму-Луи Бреге.

Чаще всего они были прямоугольной формы со стеклянными боковыми стенками. Сверху к корпусу крепилась латунная ручка, которая служила для переноски часов. Все латунные поверхности часов имели покрытие из золота. Стоит заметить, что внешний вид дорожных часов практически не менялся в течение всего столетия.

Благодаря усовершенствованиям часового механизма во второй половине XVIII века часы стали более плоскими и уменьшились в размерах. Но, несмотря на изменения внешнего облика часов, они все еще продолжали оставаться прерогативой избранных. Только во второй половине XIX века их стали производить в больших количествах в Германии, Англии, США, а также Швейцарии.

Механические часы развивались не менее пяти веков. Сегодня их условно подразделяют не только по типу часового механизма (маятниковые, балансовые, камертонные, кварцевые, квантовые), но и по назначению (бытовые и специальные).

К бытовым часам можно отнести башенные, настенные, настольные, наручные и карманные часы. Специализированные часы подразделяют в зависимости от назначения. Среди них можно встретить часы для подводного плавания, сигнальные, шахматные, антимагнитные часы, а также многие другие. Прототипом современных механических часов являются созданные в 1657 году маятниковые часы Х. Гюйгенса.

Часы становятся аксессуаром в XVI веке. Карманные часы первым собрал мастер из Нюрнберга Петер Хенлейн около 1510 года. Ранние модели часов часто имели экзотической формы корпус - в виде звезды, черепа, животного или насекомого. Циферблат прикрывала ажурная крышка из свинца, позволявшая видеть стрелку и цифры, - стекло появится только после 1610 года. Часы надо было подводить два раза в день, и все равно они отставали на несколько часов в сутки!

В 1657 году датчанин Христиан Гюйгенс изобрел пружинный маятник в качестве регулятора часов. Благодаря ему погрешность малогабаритных часов снизилась до нескольких минут в день. К 1700 году появился смысл снабдить часы минутной стрелкой.

Часы на цепочке, которую носили на шее, на целый век присвоили себе женщины. В мужской обиход часы вошли только во второй половине XVII века. В моду их ввел английский король Карл II.

Многие марки, мастера и даже знаменитые люди сражаются за право считаться изобретателями наручных часов. Говорят, что французский философ Блез Паскаль был так раздражен необходимостью каждый раз лезть в карман за часами, а потом убирать их обратно, что привязал часы шнурком к запястью. Есть и другая версия: идея наручных часов принадлежит часовых дел мастеру Пьеру Жаке Дро и появилась около 1790 года. Мастер прикрепил часы к браслету, и современники восприняли результат как экстравагантное украшение. В 1791 году появляется мастерская, на основе которой возникнет знаменитая мануфактура Girard-Perregaux, - она настаивает на праве считаться первой, выпустившей наручные часы для мужчин. Что касается женщин, то известно, что у императрицы Жозефины в 1806 году были наручные часы-браслет от фирмы Nitot, которая позже превратилась в марку Chaumet.

Мануфактура Breguet

Мануфактура Breguet, появившаяся в Париже в 1775 году, могла бы претендовать на звание первого в истории часового производства для «звезд»: ей покровительствовали Людовик XVI и Мария-Антуанетта, ее моделям отдавали предпочтение Наполеон Бонапарт, королева Виктория и Уинстон Черчилль, Сергей Рахманинов и Лев Толстой. В честь Марии-Антуанетты была создана первая в истории модель хронометра со многими функциями. Эти карманные часы заказал у Бреге придворный, влюбленный в королеву, и Мария-Антуанетта ничего не знала о готовящемся сюрпризе. Циферблат из горного хрусталя с выгравированными на нем римскими цифрами позволял видеть работу сложнейшего механизма. Казненная Антуанетта так и не увидела чудо-модель, работа над которой была закончена лишь в 1827 году, после того как скончались и заказчик, и сам Абрахам-Луи Бреге.

Именно Абрахам-Луи Бреге в начале 1790-х годов изобрел турбийон - механизм, который корректирует воздействие земной гравитации, - самый дорогостоящий и редкий в часовом производстве. До 80-х годов XX века, когда случилось возрождение часового производства, их производили в считанном количестве.

В 1847 году Антуан Ле Культр изобрел головку завода, позволившую наконец отказаться от использования ключа в заводе часов.

Главной задачей, которую предстояло решить часовых дел мастерам XIX века, являлось массовое производство. В Швейцарии в 1840-е годы первые эксперименты проводит мастер Жорж-Огюст Лешо на мануфактуре Vacheron. Лешо изобрел машину, которая позволяла наладить производство деталей для часов высокого класса в массовом порядке. А в 1852 году в Америке мастер Аарон Деннисон при поддержке часовой фабрики Эдварда Говарда выпускает промышленную партию из 20 наручных часов. Просто огромная цифра по тем временам!

Мода на наручные часы появилась только в начале XX века - через век с лишним после возникновения идеи. На женские вкусы повлияла эмансипация, на мужские - новые военные профессии и Первая мировая воина. В 1903-м братья Райт провели испытание первого самолета на пляже в Северной Каролине, и на летчиках были наручные часы от Vacheron-Constantin: стальной корпус, циферблат с эмалевым покрытием и красными стрелками, очень длинный ремешок, чтобы часы можно было носить поверх рукава кожаной куртки. В 1904 году Cartier разрабатывают модель наручных часов для другого легендарного воздухоплавателя, Альберто Сантоса-Дюмона, - она предназначена для левого запястья и снабжена кожаным ремешком с пряжкой.

Наручные часы вошли в моду после Первой мировой войны, когда офицерам в окопах было неудобно пользоваться карманными часами. Первые массовые модели наручных часов даже называли «trench watches» («окопные часы»). Военной романтике мы обязаны и появлением модели Tank от Cartier: Луи Картье в 1917 году вдохновился формой танков Renault и разработал прямоугольный корпус с металлическим браслетом, плетение которого похоже на след гусениц танка.

В 1920-м примерно 25 процентов часов, которые экспортировали из Швейцарии, были наручными, а 75 процентов - карманными. К 1934 году соотношение изменилось: 65 процентов - наручные, 35 - карманные. Сегодня за карманными часами нужно отправляться в антикварный магазин.

В 1910-е годы мануфактура Longines решила положить конец диктатуре круглых циферблатов и начала экспериментировать с прямоугольными формами корпуса.

С 1920-х часы оказались подверженными сиюминутным вкусам: корпус и циферблат начали украшать цветными эмалевыми вставками, гравировкой, рисунками, в моду вошли цветные циферблаты - например, модный оттенок слоновой кости - и цветные кожаные ремешки.

В 1923 году часовых дел мастер Джон Харвуд создает автоматический механизм для наручных часов на основе принципа ротора. Это решило проблемы тех поклонников наручных часов, которые после джазовой ночи в дансинге забывали подводить любимую игрушку.

В 1960-е часы становятся свидетелями главных достижений научно-технического прогресса человечества. Omega летит в космос, а модель Rolex отправляется в глубины Марианской впадины (почти 11 км), прикрепленная к борту батискафа Жака Пикара.

В 1960-е годы стало возможным использовать в механизмах часов кварцевые кристаллические резонаторы, изначально созданные для нужд радиопромышленности. Первыми кварцевыми часами, запушенными в производство, оказались 35 SQ Astron Seiko (1969 год). Они стоили как автомобиль Toyota, однако уже за первую неделю было куплено около 100 экземпляров.

Первой моделью электронных часов с дисплеем, на котором время представлено цифрами, оказалась Pulsar LED 1970 года в металлическом корпусе с темным циферблатом, на котором время высвечивалось красными цифрами, - совместная разработка Hamilton Watch Company и Electro-Data. На создание подобной модели дизайнеров вдохновили часы для фильма Стенли Кубрика «2001: космическая Одиссея». До 1975 года модели Pulsar выпускали из золота, с красным светодиодным дисплеем, и стоили они несколько тысяч долларов.

В 1973-м Seiko представили необыкновенно популярную модель 06LC с экраном на жидких кристаллах. К концу 70-х кварцевые часы обрели более современный - и дешевый - облик: победу праздновал цветной и прозрачный пластик. Одновременно стало ясно, что у механических часов появился опасный конкурент.

Швейцарские часовщики и не думали сдаваться.

В 1972-м Audemars Piguet выпускают модель Royal Oak - первые в мире спортивные часы класса люкс из нержавеющей стали. В 1979-м Vacheron Constantin выпускают механическую модель Kallista: корпус вырезан из цельного золотого слитка и украшен 118 бриллиантами весом в 130 карат - создание этого хронометра потребовало 6000 часов ручной работы, он был оценен в 11 миллионов долларов. В 1985-м IWC Schaffhausen выпускают механическую модель Da Vinci - часы с функцией вечного календаря, запрограммированного на 500 лет вперед. Немалую роль в «спасении» механических шедевров от вымирания сыграли Swatch Group и харизматичный президент компании Николас Хайек. Ренессанс механики пришелся на 1980-е - эпоху, когда была заложена современная система статусных символов, имидж стал требовать капитальных вложений, а управление часовыми мануфактурами взяло на вооружение современные достижения PR и маркетинга.

В 1970-е годы благодаря модным Домам часы стали частью большого fashion-бизнеса. В 1975 году свою первую модель часов Black Moon выпускают Christian Dior (совместный проект с Benedom). В 1990-м появилась линия Bagheera, разработанная под руководством Джанфранко Ферре, и сейчас у Dior много известных часовых моделей: Chiffre Rouge (дизайн Эди Слимана), Christal (дизайн Джона Галльяно), ювелирные часы от Виктуар де Кастеллан. Дизайнер Жак Элле создал первую модель часов Premiere для Chanel в 1987-м, второе его успешное детище - модель J12 - в этом году празднует 10-летие. В 2005-м признанный трендсеттер, Дом Prada, представляет первую часовую линию Plexi, поражая всех сочетанием циферблата из розового золота и корпуса из пластика и резины. В 2000-х, когда к созданию часов приложили руку и fashion-дизайнеры, и знаменитости, становится понятно, что, заключив союз с модой, часовое производство стало неотъемлемой частью современной империи люкса.

Самыми точными часами принято считать Парижские часы, находящиеся в Париже, в Институте Времени. Эти часы - эталон времени, по ним «сверяют стрелки» во всем мире. На самом деле они совсем не похожи на часы, а больше напоминают прибор сложной конструкции, в основе которого лежит квантовый генератор, а основная идея заключается в исчислении пространства и времени посредством частот и колебаний с погрешностью, равной лишь 1 секунде в целую тысячу лет.