Каковы основные методы нравственного воспитания по аристотелю. Педагогические взгляды аристотеля. Что будем делать с полученным материалом


Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист, авторитет которого был непоколебим и в эпоху средневековья, когда церковь отвергала все наследие древней Греции, как языческое. Основатель Ликея. Воспитатель Александра Македонского. Известен Аристотель как представитель материализма. Также известно, что учился будущий философ у не менее известной личности – Платона.

В своих наиболее известных сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития» Аристотель рассматривал многие важные вопросы воспитания. Именно в этих трудах философ обосновывает основные положения своей концепции в русле других наук. Аристотель не отделяет воспитание от социума и культуры, от этики и политики, поэтому его взгляды изложены в таких разносторонних трактатах.

Психологические и педагогические взгляды Аристотеля тесно связаны с его философией. Основа его учения – представления о душе. Он выделял три вида души человека: растительная (функции питания и размножения), животная (функции ощущения и желания) и разумная (функция мышления).

По мнению Аристотеля – именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики – формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.

Аристотель поддерживает мнение о том, что общество нуждается в создании системы государственных школ, в определенных методах воспитания с учетом возрастных особенностей детей. Аристотель – один из первых ученых, который попытался дать возрастную периодизацию от рождения до 21 года.

Аристотель, в своем труде «Политика» тесно связывал воспитание и государство. Он полагал, что законодатель должен внимательно относиться к воспитанию молодежи, потому что именно молодые люди представляют будущее государства.

Аристотель говорил о развитии естественных способностей молодежи, чтобы они могли послужить обществу и государству.

Воспитание Аристотель связывал также и с социальными слоями: он полагал, что школьные предметы разделяются на те, которые положены свободнорожденным людям и на те, которые должны изучать несвободные люди. Например, ремесленник должен изучать такие искусства и предметы, которые развивали его только в русле его профессии. «Свободные науки», такие как философия, предназначены только для свободных граждан.

Однако Аристотель определил 4 предмета, которые являлись общеобязательными: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Грамматику и рисование философ рассматривал как предметы, полезные в быту и имеющие частую практику, а гимнастика способствовала развитию физической красоты, которая была обязательной спутницей красоты нравственной и интеллектуальной.

Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. Аристотель говорил: «Игры должны иметь свое место, но при этом, назначая время игр, нужно пользоваться удобным для того моментом, так как они служат своего рода лекарством». Именно поэтому в качестве общеобразовательных предметов Аристотель предложил музыку и рисование, которые могли бы заполнить время досуга.

Осуждая спартанскую модель, Аристотель критиковал «атлетическое» направление воспитание, которое калечило детей и мешало их естественному росту. По его мнению, излишне суровое физическое воспитание не только превращало детей в «диких животных». Аристотель считал, что физическое воспитание – не залог мужественности, но обеспечение варварского начала в человеке. В пример он приводил племена ахейцев и гениохов, обитающих на берегах Понта, которые были склонны к убийствам и каннибализму. Аристотель говорил, что эти племена являются разбойничьими, но отнюдь не храбрыми.

Другое о образовании:

Второй иностранный язык в сельской национальной школе
В статье обосновывается актуальность и рассматривается специфика обучения французскому языку как второму иностранному после английского в сельской якутской школе. Изучение второго иностранного языка всё более становится практической необходимостью не столько с целью сохранения и пропаганды французс...

Исторические и методические аспекты проблемы преподавания математики в России
Долгое время история математического образования не являлась специальным объектом научных исследований, и ее отдельные грани освещались либо в рамках истории развития различных учебных заведений, либо в контексте истории математики, либо на фоне материалов, посвященных персоналиям. Поэтому отрадно...

Психофизиологические особенности детей с ЗПР
В отечественной коррекционной педагогике понятие "задержка психического развития" является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка. Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного...

Великий греческий ученый, философ, ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) развивал теорию и практику воспитания и обучения. В 18 лет он поступил в платоновскую Академию в Афинах и оставался там двадцать лет. Его труды охватывают многие направления: физику, биологию, зоологию, метафизику, логику, этику, эстетику, поэзию, театр, музыку, риторику, лингвистику, политику, философию. Покинув после смерти Платона Афины, Аристотель по просьбе Филиппа Македонского с 343 г. до н.э. давал уроки не только Александру, но и двум другим будущим монархам: Птолемею и Кассандру. Проявляя этноцентризм, Аристотель советовал Александру стать лидером греков и деспотом варваров.

Он автор важных трактатов: «Физика», «Метафизика», «Этика», «Политика», «Поэтика» и «О душе», от некоторых сохранились только фрагменты. Аристотель создал труды по эстетике, экономике, психологии, риторике и богословию, исследовал проблемы образования, литературы и поэзии, его творения составляют энциклопедию греческой науки. После смерти Александра в Афинах возобновились антимакедонские настроения, Аристотель был вынужден бежать, объясняя, что не допустит второго афинского преступления против философии, имея в виду расправу с Сократом. Он умер в Эвбее в 322 г. до н.э.

Аристотель разделял науки на практические - этика и политика; поэтические изучают поэзию и другие искусства; и теоретические науки - физика, математика и метафизика. Исходя из целей организации обучения в Академии и Лицее Аристотель подразделял философию на теоретическую: метафизику, физику и математику; практическую: этику, экономику и политику, поэтическую и логику. Его произведения можно разделить на группы: экзотерические, предназначенные для населения, и эзотерические, предназначенные для использования в школе, часто это его курс лекций или конспекты его учеников. Аристотель писал: «Так как все государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то, ясно, для всех граждан нужно тождественное воспитание, и забота об этом воспитании должна быть заботой государственною, а не делом частной инициативы. Теперь всякий печется о воспитании своих детей по-своему, каждый и учит их по-своему, как ему вздумается. На деле же то, что имеет в виду общий интерес, должно быть и делаемо сообща. Не следует сверх того думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом» . Аристотель отстаивал сочетание благородства, физических и духовных способностей - калокагатию - идею воспитания совершенного человека: цельность человеческой личности и величие души. Она свойственна всем людям, но только в разной степени.

Педагогическую теорию Аристотель изложил в сочинениях «Этика», «Политика», «Афинская полития». В «Политике» он заявил о необходимости создания в полисе системы школ с учетом возрастных особенностей детей и рассмотрел содержание и методы нравственного, умственного, эстетического и телесного воспитания. Аристотель создал возрастную периодизацию развития человека от рождения до 21 года - возраста, когда он становится полноправным членом общества. На первом этапе, от рождения до 7-летнего возраста, ребенок должен физически развиваться, учиться переносить трудности. В возрасте от 7 до 14 лет он обучается гимнастике, музыке, чтению, письму и исчислению. В возрасте от 14 до 17 лет подросток изучает музыку, математику, грамматику, литературу и географию. Молодые мужчины продолжают образование, развивая энциклопедические познания в биологии и физике, этике, риторике и философии. Грамматика и рисование полезны в житейском обиходе и часто имели практическое применение; гимнастикой занимаются потому, что она способствует развитию мужества. Музыкой занимаются не только ради удовольствия, но как общеобразовательным предметом, утверждал философ.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и создал собственную школу Перипатетиков (греч. - «прогулки»), Ликей (Лицей), по названию расположенного рядом храма Аполлона Ликейского, будто бы он преподавал в процессе прогулок вместе с учениками, в течение последующих 12 лет (335-323 до н.э.). В этой неформальной школе учителя и учащиеся проводили философские и научные изыскания, сосредоточившись на изучении и толковании работ Аристотеля. Перипатетическая школа просуществовала около тысячи лет (до VI в. н.э.) и была крупнейшим центром античного образования. Первоначально школа не отличалась формализмом, здесь не было учебных программ, и требования к студентам отличались мягкостью. Аристотель читал лекции и совместно с другими преподавателями школы проводил философские и научные исследования. Многие из дошедших до нас сочинений - это тексты и конспекты его лекций в этой школе. Как и в платоновской Академии, в школе при равенстве партнеров существовало разделение: младшие - ученики и помощники, а старшие проводили исследования и читали лекции. Цель школы при Аристотеле состояла в изучении философских и научных теорий. После смерти Аристотеля в 322 г. до н.э. его коллега Теофраст стал преемником в качестве главы Перипатетической школы, и заложенные Аристотелем основы наук поддерживали его последователи. Философия для Аристотеля означала начало пауки, поэтому он прилагал усилия, чтобы достичь целей исследования методом индукции .

В 86 г. до н.э. Афины разграбили войска Суллы, Академия и Ликей прекратили свое существование, однако Перипатетическая школа уцелела.

Сулла привез труды Аристотеля и Теофраста в Рим, где они стали основой библиотеки. Андроник Родосский продолжил традицию Перипатетической школы, сосредоточившись на сохранении и защите наследия Аристотеля. После падения Римской империи труды великого философа оказались утрачены на Западе, но на Востоке их изучали ранние исламские философы Аль-Кинди (Alkindus ), Аль-Фараби (Альфараби), Авиценна (Ибн Сина) и Аверроэс (Ибн Рушд), что будет играть большую роль в возрождении учения Аристотеля в Европе в период Средневековья. Впоследствии неоплатоники стремились включить философию Аристотеля в собственную систему и занимались толкованием его трудов. С XII в. труды Аристотеля начали переводить на латынь, что повлияло на возникновение философии Фомы Аквинского.

  • Аристотель. Политика Книга VIII // Аристотель. Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль,1983. С. 628.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. Гл. VIII. Учение Аристотеляо воспитании. М.: Мысль, 1993.

АРИСТОТЕЛЬ

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского - будущего основателя громадной империи.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотелю чужда Платонова тоска по запредельному миру. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания. Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Данная мысль, на мой взгляд, отражает истинность познания. По-настоящему образован то человек, который, ведя беседу об одном предмете, способен апеллировать знаниями из разных областей.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика".

Рассматривая извечную проблему соотношения социальных и биологических детерминант в воспитании, Аристотель занял гибкую позицию. С одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой - "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников -педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей традицию передать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Рано, однако, разошелся во взглядах со своим учителем, не принял его учения о разделении мира на мир идей и мир вещей. Оставшись на позициях объективного идеализма, он разработал ряд материалистических положений.

Аристотель признавал единство мира, неотделимость идей вещей от самих вещей, единство вещи и формы. Идею, по мнению Аристотеля, можно уподобить форме. Всякая вещь есть единство материи (вещества) и формы: так, медь — вещество, а медный шар — предмет определенной формы (вещь). Точно так же душа и тело относятся друг к другу, как материя и форма. Аристотель считал мир постоянно развивающимся, качественно изменяющимся, причем процесс развития совершается не под влиянием внешних сил, а как внутреннее развитие. Исходя из своей теории развития Аристотель говорил о трех сторонах души: растительной, которая проявляется в питании и размножении; животной, проявляющейся в ощущениях и желаниях; разумной, которой свойственно мышление и познание, а также способность подчинять себе растительное и животное начала.

Соответственно трем сторонам души, каждая из которых требует особого воздействия, Аристотель выделил три стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, составляющий одно целое.

Аристотель видел цель воспитания в гармоническом развитии всех сторон души, тесно связанных природой, но особенно важным считал развитие высших сторон — разумной и волевой. При этом он полагал необходимым следовать за природой и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание, а также учитывать возрастные особенности детей. Опираюсь на принятое. в народе деление времени соответственно, лунному календарю “по седмицам”, он разделил время воспитания, определив его, в 21 год, на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержание и методы воспитания в каждый период. Это была первая в истории педагогической мысли возрастная периодизация.

Большое внимание Аристотель уделял воспитанию в дошкольном возрасте. “Ко всему, к чему можно приучить ребенка, лучше приучить его непосредственно с пеленок”,— говорил он, причем утверждал, что до 7 лет дети должны воспитываться в семье. Следуя своему принципу природосообразности, Аристотель дал общую характеристику дошкольного возраста. До 7 лет, считал он, в детях преобладает растительная жизнь, поэтому надо в первую очередь развивать их организм. Главное для маленьких — питание, движение, закаливание. Дети должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), детей следует обучать речи. С 5 лет родители должны готовить их к школе.


В 7 лет мальчики переходят в государственные школы (женщинам, считал философ, не нужно давать такого образования, как мужчинам). Аристотель подчеркивал, что школы должны быть именно государственные, а не частные, потому что воспитание граждан — забота государственная: “Не следует думать, будто каждый гражданин — сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. А забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о всем целом, вместе взятом. В школах дети прежде всего попадают к учителям гимнастики, которые заботятся об их физическом воспитании. Кроме того, в школе дети обучаются чтению, письму, счету, рисованию и музыке.. В более старшем возрасте юноши изучают литературу, историю, философию, математику, астрономию. Музыке Аристотель придавал очень большое значение как средству воспитания и эстетического и нравственного.

Нравственное воспитание детей, по Аристотелю, основывается на упражнении в нравственных поступках — частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, которые должны быть продуманными и умеренными. Такое уравновешенное поведение можно считать добродетельным. Заниматься нравственным воспитанием детей должны главным образом родители.

Характерно, что, развивая свою педагогическую теорию, Аристотель как представитель рабовладельческой аристократии заботился в первую очередь о воспитании свободнорожденных граждан, о процветании рабовладельческого государства.

Взгляды Аристотеля оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: "Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

Вплоть до смерти Платона, около двадцати лет, Аристотель провел в афинской Академии, затем три года был наставником Александра Македонского.

Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет. Ликей - символ всей последующей деятельности Аристотеля. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые он вел со своими учениками в Ликее.

Аристотель полагал, что человек обладает одновременно душой растительной (она нуждается в питании и обречена на разложение), душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной - чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. В отличие от Платона Аристотель не трактовал бессмертие как проявление индивидуального, но как частицу вселенского, всепроникающего разума. Вот почему при воспитании он не ставил во главу угла заботу о загробном бессмертном бытии и настаивал на том, чтобы в равной степени заботиться о всех трех видах души человека.

Идеал счастья - блаженство Аристотель видел прежде всего в напряженной работе по постижению основ мироздания.

Аристотель заложил важные предпосылки теоретического осмысления бытия и процесса воспитания и обучения как части этого бытия. Так он пришел к заключению, что всякая идея является "внутренней сущностью вещей". Не менее важна мысль Аристотеля о необходимости включения знания о единичном в систематическое знание об общем.

Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате "Политика".

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости. Утверждалась при этом целесообразность равного ("однородного", "тождественного") воспитания для свободного населения в идеальном государстве.

Аристотель допускал домашнее воспитание в традиционных формах до 7-летнего возраста под началом отца. Однако настаивал, чтобы семейное воспитание находилось под присмотром государственных чиновников - педономов, а также отвергал самоустранение родителей от воспитания детей и традицию передавать их в руки рабов. В семье, с 5 до 7-летнего возраста, он предлагал проводить предварительное обучение.

Мальчиков с 7 лет должно было воспитывать государство. В круг предметов начального образования должны включаться грамматика, гимнастика, музыка и иногда - рисование.

Начинать воспитание школьника предлагалось с "заботы о теле", а затем "заботиться о духе", чтобы "воспитание тела способствовало воспитанию духа". Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний. Придавая в воспитании особое значение гимнастике, Аристотель одновременно резко осуждал спартанскую традицию применения тяжелых и жестоких физических упражнений, в результате которых дети превращаются в "диких животных". Гимнастика предназначена для формирования "прекрасного, а не дико-животного", писал в этой связи Аристотель. Особую роль в формировании прекрасного начала должна была играть музыка.

Человек должен добиваться в себе баланса божественного и животного. Для этого надо научиться правильно мыслить. Осмыслять гармонию человека с самим собой и с другими. Для этого необходимо образование. Цель воспитания - развить и завершить природу, дать человеку то, чего нет в природе. Необходимо единое одинаковое образование. Дать его может только государство. Это не частное дело. Образование согласно Аристотелю необх еще и потому, что человек наедине с собой склонен к крайностям, а человек должен их избегать. Только тогда будет счастлив, если осознает, поймет и увидит крайности. Найдет золотую середину. счастье - привычка ума. Цель образования - также и счастье. Только сильное государство служит всем индивидам и тогда система образования направлена на благо каждого человека.

В «Политике» выдвинул ряд практических идей, до сих пор актуальных в педагогике:

Логика - ясность преподавания и содержания всех дисциплин

Против узкой специализации.

Надо изучать те предметы, которые необходимы, но не все подряд.

Учебный процесс не должен быть слишком напряженным, но учение не забавно, когда учатся - не играют.

Развитие навыков должно предшествовать воспитанию умственному.

Интуиитвно-дискурсивная парадигма. Задача - научить человека правильно видеть вещь в ее самобытности а также уметь достоверно известить других об уникальных св-вах вещи. В античной педагогике воспитание и обучение человека определяется государством и должно служить благу и счастью общества а вместе с тем отдельного человека.

Педагогика не выделяется А. в особую дисциплину, но трактуется как часть теории государства и общества. Идея воспитания (пайдейи) у А. выходит за рамки школьной педагогики, перерастая в понятие "культура" как трансляция знаний, этических ценностей и норм поведения, регулируемая государством. Т.о., законодатель, по А., оказывается воспитателем, его деятельность - своего рода социальной педагогикой; в этом смысле уже не педагогика подчинена политике, но политика - педагогике: именно пайдейа оказывается целью аристократической формы правления

Соглашаясь с Платоном, что интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, Аристотель подчеркивает значение общего образования, в зависимости с строем того общества, в котором питомцу придется действовать. Аристотель различает: 1) физическое воспитание, 2) воспитание неразумной части человеческой души или нравственное воспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указывает образовательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисования) и политики, которую мы бы теперь назвали социологией.

Аристотель

Педагогика Аристотеля – в русле идей Платона.

Считает, что

Достижения Аритотеля:

1) гимназия – место для философских бесед

Образование – дело гос-ва, это одна из главных функций гос-ва.

Человек – «звон политикон»: животное тело + божественная душа. => Чел постоянно должен балансировать м-ду своим животным и божественным началом. Если чел достиг баланса, то можно говорить об идеальном человека. Баланс возможен только тогда, когда чел научился правильно мыслить.

Только образование учит ясно мыслить. Цель образования – развить и завершить природные начала чел-ка. => Необходимо единое и одинаковое образование, даваемое гос-вом.

Наедине с собой собой чел склонен к крайностям, счастье возможно только тогда, когда чел осознает, что постоянно выбирает м-ду крайностями и научится выбирать не крайности, а золотую середину.

Т.о, еще одна цель образования – поведение согласно «золотой середине». Моральным, добрым чел становится только тогда, когда научается во всем придерживаться «меры» (золотой середины)

По Аристотелю, образование особенно необходимо тем, кто не дисциплинирован, не умеет самостоятельно придерживаться меры. Образование помогает выработать привычку жить в соответствии с мерой.

Т.о, конечная цель образования – счастье чел, т.к. счастлив только тот, кто в деятельности соблюдает меру.

Практические советы Аристотелю:

1) всеобщее изучение логики

2) выбор предмета должен соответствовать

3) учебный процесс не д.б. слишком напряженным, но учение не забава

4) Аристотель против слишком узкой специализации

5) Развитие практических навыков должно предшествовать развитию умственных навыков

Т.о, образовательная парадигма Др Греции (Платон и Аристотель) – интуитивно -дискурсивная

1) научить сел правильно видеть вещь (в ее самобытность)

2) научить чел извещать других о свойствах вещи

3) образование определяется гос-вом, образованный чел должен служить благу об-ва, гос-ву и счастью личности.