Когда в речи люди используют скороговорки. Скороговорки для развития речи: польза, принципы применения. Сложные скороговорки для подростков


С короговорки — зачем они нам нужны? Правила хорошего произношения

Все мы со школы прекрасно помним скороговорку:

На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава.

Какая цель у нас была при чтении скороговорок? Конечно! Быстро-быстро выговорить фразу, при том ни разу не сбившись – ведь так? Здесь я вынуждена открыть Вам маленький секрет: дело в том, что самое главное при произнесении скороговорки- это не скорость, а ЧЕТКОСТЬ. А ведь многие, увидев текст скороговорки, пытаются с ходу прочитать его быстро, даже молниеносно, при этом, вместо слаженного текста у них получается скрипучая телега, мчащаяся на скорости по холмам: слышны отдельные нечеткие слова, периодически “спотыкающиеся” друг о друга. Понятно, что термин “СКОРОговорка” подразумевает под собой “скорое”, то есть быстрое чтение. НО!Существует закон “сценической” скороговорки (то есть быстрого темпа речи при выступлении диктора): чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационный рисунок. Потому, что слушатель должен успеть всё понять, услышать, о чём ему говорят, и увидеть картины, которые диктор передаёт речью. А значит, чем быстрее, тем точнее!

Поэтому увеличивать скорость прочтения нужно только после того, как Вы убедитесь, что сможете прочитать скороговорку медленно и ЧЁТКО, без запинки.

По самой своей сути, скороговорка – специально подобранная фраза с трудным для произношения подбором звуков. Такие фразы по-другому можно назвать трудноговорками, а там, где отрабатываются часто встречающиеся звуки – чистоговорками.

Как же научиться красиво и чётко произносить скороговорки?

  1. Важно произносить сложное слово в скороговорке по слогам, пусть и в медленном темпе, но чётко, без затруднений, осечек, оговорок. Проговаривайте каждую скороговорку сначала беззвучно, но артикулируя, и лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а затем, по мере совершенствования, ускоряйте темп. Но не забывайте о чёткости произношения скороговорки.
  2. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это улучшает дикцию. Запомните правило: не нужно “тяжелить” согласные, “вбивать их в пол”, а их нужно активизировать.
  3. Постепенно старайтесь произносить скороговорки на одном дыхании.
  4. Пробуйте произносить знакомый текст разными голосами: детским, женским, мужским, пропеть слова.
  5. Во время чтения скороговорки используйте разные интонации. Например: поругать кого-нибудь, удивиться, возмутиться, задать вопрос, выразить печаль.
  6. Произнося скороговорку, двигайтесь: приседайте, прыгайте, танцуйте. Это укрепит Ваш голос и дыхание.

Итак, главное правило хорошего произношения: чтобы говорить быстро и быть понятным окружающим– надо научиться говорить медленно, но четко.

Ну, а теперь к делу)

  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
  • В семеро саней семеро Семёнов с усами уселись в сани сами.
  • Вокалист возгласил вокализ.
  • Враль клал в ларь.
  • Грабли - грести, метла - мести, вёсла - везти, полозья - ползти.
  • Два щенка щека к щеке щиплют щетку на щитке.
  • Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
  • Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На мели мы налима лениво ловили, меняли налима вы мне на линя. О любви не меня ли вы мило молили, и в туманы лимана манили меня
  • Пришёл Прокоп - кипел укроп. Ушёл Прокоп - кипел укроп. Как и при Прокопе кипел укроп, так и не при Прокопе кипел укроп.
  • Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
  • Тридцать три корабля лавировали лавировали, лавировали лавировали да не вылавировали.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и накормила кошку.
  • У Милы юбочка одна, она одна, модна она.
  • У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  • У пе́репела и перепёлки пять перепелят.
  • У Сашки в кармашке шишки да шашки.
  • Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.
  • Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, четко.
  • Красный нос у деда, нос красный у сына, красная астра у бабы в красном стакане, на белом барабане.
  • За козою шёл козёл, на козу козёл был зол. Позвала коза козлят, а козла козлята злят.
  • Была у Фрола, Фролу про Лавра наврала. Пойду к Лавру, про Фрола Лавру навру.
  • Осип орет, Архип не отстает - кто кого переорет. Осип охрип, Архип осип.

Какие ещё секреты произношения нужно учитывать при разговоре или при публичном выступлении?

Скороговорка - это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
http://top.thepo.st/

Чем полезны скороговорки?

  • Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
  • Несмотря на то, что скороговорки читаются быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
  • Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
  • Он также учится не только говорить красиво , но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.

Русские скороговорки - бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки - весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей, в первую очередь - игра, а уже после - обучение.

Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага - правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат - без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг - чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку - своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки - близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка - это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Например:

  • Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.
  • Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.
  • Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
  • Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
  • Для звуков [з], [з"]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.
  • Для звука [к]: Около кола колокола.
  • Для звука [г]: Галка села на забор, Грач завел с ней разговор.
  • Для звука [х]: Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.
  • Для звука [л]: Дятел сидел на ёлке и долбил щёлки.
  • Для звука [п]: Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком
  • Для звука [р]: Рама рано розовеет, рама рада - солнце греет.
  • Для звуков [с], [с"]: Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня (Н. Егоров).
  • Отработка звука [т]: Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
  • Для звука [ц]: Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • Для звука [ч]: Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
  • Для звука [ш]: Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Для звука [щ]: Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

Популярные скороговорки

Всех скороговорок не перескороговоришь,
Не перевыскороговоришь. От топота копыт пыль по полю летит На дворе трава, на траве дрова;
Раз дрова, два дрова, три дрова -
Не руби дрова на траве двора. У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась. Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали. Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски;
Надо колпак переколпаковать-перевыколпаковать,
Надо колокол переколоколовать - перевыколоколовать. Пришёл Прокоп - кипел укроп.
Ушёл Прокоп - кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипел укроп. В четверг четвёртого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж. У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра - лучше всякого добра. Мышонку шепчет мышь:
«Ты всё шуршишь, не спишь».
Мышонок шепчет мыши:
«Шуршать я буду тише». Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

От редакции

Говорить выразительно, разборчиво и красиво желает, наверное - каждый. И, совсем необязательно прикладывать к этому массу усилий, занимаясь часами. Есть несколько простых способов развития речи и постановки голоса (в том числе - для детей), с которыми вы можете ознакомиться на этих страницах нашего сайта.


Потренировавшись некоторое количество раз, мы улучшаем произношение, язык уже не так заплетается, и в какой-то момент мы обнаруживаем, что скороговорку мы победили.

А самые известные скороговорки, настолько всем знакомы с детства, что каждый знает их наизусть. Помните, как «кукушка кукушонку купила капюшон» или про Сашу, которая шла по шоссе?

На Руси скороговорки появились еще в глубокую старину. Они помогали ребенку быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Но нельзя сказать, что скороговорки могут служить вспомогательными речевыми упражнениями для достижения внятности и выразительности дикции только у детей. Они также популярны и среди взрослых.

Первым, кто обратил внимание на скороговорки, был известный собиратель русского фольклора В. И. Даль, который в своей книге «Пословицы русского народа» их записал. Записи этих древних скороговорок отражают давно минувшие века. В качестве примера приведу только одну скороговорку, которая, похоже, возникла еще во времена татаро-монгольского нашествия: «Семь те стрел каленых, страшилище».

Для чего нужны скороговорки? Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки обязательно используют в своей работе логопеды против косноязычия, ведь это эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость. Являясь необходимым элементом ораторского мастерства, упражнения в быстром произношении сложных сочетаний звуков «шлифуют» речь.

Существует множество скороговорок, которые по своей тематике могут быть самыми разнообразными, от детских шуточных, похожих на сказку, до всяких прибауток с профессиональным оттенком, например:

Портной пыхтел, поров пальто,
Пришил петельки прочно,
Почистил пыльное пятно,
Пел песенку побочно.

Есть также скороговорочные шедевры в том же шуточном духе с национальными мотивами, например, английские, японские или индейские. В качестве примера предлагаю попробовать повторить маленькую индейскую скороговорку.

Большие бизоны бегут по-бизоньи.

А следующая смешная скороговорка из мира животных, возможно, многих заставит улыбнуться.

Жабы жарили желуди жирные,
Жадно жрали жасмин, жожоба,
Жабы жили жизнью прежирною.
Ждали жалобы, жарко жуя.

Очень увлекательно попробовать самим заняться сочинением скороговорок. Занятие это кропотливое, но творческий результат обычно получается уникальным, не похожим ни на что уже существующее. А если Вы предложите кому-то из своих друзей поупражняться в быстром произношении новых скороговорок, то это можеть стать началом дружеского соревнования. Можно долгими зимними вечерами тренировать свои умения в скороговорочном искусстве, а можно даже попробовать устроить маленький конкурс в какой-нибудь праздник для гостей.

А напоследок хочу предложить большое скороговорочное стихотворение, которое можно использовать в качестве повторения алфавита для школьников.

Азбука-скороговорка

Ах, абрикоса аромат!
Бесшумно бабочки болтают.
Ветвистый вьется виноград!
Грустит гвоздика голубая.

Дубравы древней дремлет дух.
Едят ежата ежевику.
Жужжит жеманно желтый жук.
Здесь загорает земляника.

Индюшка ищет изумруд.
Кот камышовый кличет кошку.
Лоснится луг - лесной лоскут!
Мечтают маленькие мошки.

Немая наступает ночь.
Окрасят остров орхидеи.
Прохладой пролетают прочь
Раздумья радостных растений!

Смешные совы сеют сон.
Темнеют тучи, тропы, травы.
Улыбкой утра упоен
Фламинговый фокстрот фиалок!

Художник- хвоя холодит.
Циклон целует цикламены.
Черешня чарами чудит.
Шафрану шепчет шелк шалфея.

Щебечут щуплые щеглы.
Эх, эдельвейса эпилоги!..
Юрок-юнец юлой юлит.
Явился ястреб ясноокий.

Пусть время, потраченное на скороговорочные тренировки, принесет радостные эмоции, а возможно даже и какую-то определенную пользу!