Красавицы племени химба из намибии. Намибийская обнаженка Милен Магезе. Танзания


У химба почти совсем нет воды: каждая капля, которую удается добыть, будет бережно сохранена и выпита. Чтобы водой еще и мыться - этого тут вообразить невозможно.

Выжить химба с незапамятных времен помогает волшебная мазь, которой они обязаны своим знаменитым теперь красным оттенком кожи: смесь масла, сбитого из молока их тощих коров, разнообразных растительных эликсиров, а также истолченной в тончайшую пудру ярко-красной вулканической пемзы "окра". Этим составом женщины химба намазывают все тело и волосы по нескольку раз в день.

Мазь помогает поддерживать необходимый уровень гигиены, защищает от солнечных ожогов и укусов насекомых.

Удивительным образом, кожа у женщин химба - совершенно идеальная. И пахнут они вполне приятно - разве что чуть-чуть отдает топленым маслом...

Тот же суперкрем служит основой для традиционной прически. Длинные "дреды", впрочем, наращиваются примерно вдвое чужими волосами: обычно мужскими, чаще всего с почтением принятыми от отца семейства.

Между прочим, у каждого жителя деревни химба есть, помимо полученного при рождении, еще и "европейское" имя.

Его дети получают, когда учатся в передвижных бесплатных школах, организованных государством: учиться ходят почти все, так что практически каждый умеет считать, может написать свое имя, сказать несколько английских слов и фраз (прежде всего, пригодятся английские цифры - особенно когда приходит время поторговаться).

После первых двух-трех классов продолжают учиться очень немногие. Отправить ребенка в город, в "большую" школу, может позволить себе только богатая семья: учение, жилье, одежда, еда в городе обходятся в среднем в семь коров в год. Но иногда это случается.

Оттуда же, из города, приходит и самая страшная беда химба: спид. В Намибии спидом заражены почти 20 процентов населения, и химба относятся к опасности заразиться сугубо философски: бог дал, бог и взял.

Ни о какой профилактике у них, конечно, не идет и речи. Но если повезет, и спидом еще в детстве или в юности не заразишься - живут химба довольно долго: часто дольше 70 лет, а иногда доживают и до 100. Впрочем, стариков в деревне не видно: либо на дальних пастбищах, со скотом, либо в хижинах, куда туристов не пускают.

Идеальная отправная точка для путешествия к поселениям химба – городок Опуво (Opuwo). Уже здесь, к слову, вы можете повстречать представительниц химба. Не удивляйтесь, если увидите одну из этих шикарных дам в супермаркете.

Непосредственно в деревню химба лучше ехать с местным гидом. Он сможет провести переговоры с вождем племени о посещении «крааля» (традиционного жилища химба) и он расскажет о быте и культуре химба.

10 Жутких СЕКСУАЛЬНЫХ традиций которые практикуют в Африке в наше время!

1.В племени Химба ежегодно проводят своеобразный конкурс красоты среди девушек от 8 до 12 лет, но вот для победительницы в этом радости мало. Все дело в том что победившей девушке приходится на протяжении месяца заниматься групповым сексом с гориллами.

Если девушка отказывалась, то ее имеет право насиловать любой желающий мужчина сколько ему угодно.

2. В Кении девственность невест чтят так, как нигде. Если девушка лишится своей девственности до брака, то ей уже вряд ли удастся выйти замуж. Именно по этой причине в преддверии свадьбы проверить невинна ли невеста или нет может любой желающий.

3. У некоторых племен Океании, Центральной Африки и Индонезии есть предсвадебный обряд отдавать невесту во временное пользование лучшим друзьям будущего мужа и если мужчины находили ее неподходящей для своего друга, то свадьба отменялась.

4. В Танзании женщины воруют у избранников обувь и мотыгу – эти вещи считаются самыми дорогими, без которых не может обойтись ни один уважающий себя мужчина. Мотыги передаются из поколения в поколение - от отца к сыну и если избранник захочет вернуть свое добро, то ему придется женится на воровке.

5. В Африке, как и в России существует обычай выкупать невесту, но с маленьким отличием: в качестве выкупа претендент на руку девушки, должен удовлетворить ее мамашу, если он не справится с этой задачей, значит не судьба и невеста отойдет следующему претенденту, который сможет откупиться от мамочки. Кстати, претендентов на руку дочери отбирает отец семейства.

6. Нашел этот обычай на одном из форумов и подумал что это полная туфта. Для приличия погуглил и наткнулся на сайт Дискавери, где был в точности описан этот необычный ритуал.

В некоторых племенах экваториальной Африки считается, что мужчина не должен страдать, занимаясь любовью с девственницей. Девушек предпочитают отправлять в джунгли, чтобы неприятную обязанность выполнил… самец гориллы. Считается, что дамочка, которая неспособна развратить бедное животное никогда не сможет стать хорошей супругой.

Вот это то и насторожило: гориллы такие большие, а значит у них и хозяйство должно быть внушительным, ан нет оказывается, что у взрослого самца длина пениса в эрегированном состоянии не превышает 3.5 сантиметров, а толщина и того меньше. Среди племен экваториальной Африки даже существует такое оскорбительное выражение: «висит, как у гориллы».

7. Все африканские семьи многодетны, сложно найти такое семейство, где было бы меньше 6 детей. Это объясняется отнюдь не любовью африканцев к малышам и не отсутствие средств предохранения, все гораздо проще: долг каждого отпрыска - забота о своих родителях. И чем больше детей, тем лучше живется старикам. Вот и рожают по 20 детей, мучаются, поднимают их на ноги, зато потом живут, как короли. Красота!

10. Про женские гаремы султанов слышали многие, а вот в африканском государстве Малайя женщины содержат гаремы мужчин.

Намибия для отдыха комфортна. Но она многогранна. В ней есть такие дикие уголки, попав в которые даже современный человек осознает, как же он мал и слаб перед великими силами природы. Таким человечество, наверное, чувствовало себя только на заре цивилизации, когда люди придумывали себе богов и искали у них защиты и помощи. Абсолютно девственные, фантастически красивые, крайне опасные и недружелюбные к человеку места - пустыня Намиб, Берег Скелетов и, ставшая природной границей страны с Анголой, река Кунене. Средняя часть ее течения проходит по особенно труднодоступным местам. Тут начинается огромная территория Каоколенда. Этот северо-западный регион страны почти не имеет проложенных дорог практически не заселен: один человек на два квадратных километра. Но он является домом народности химба.

Одна Намибия - одна нация

Такой прекрасный девиз избрала себе страна после достижения независимости. И есть успехи на этом пути. Действительно, несмотря на пестрый национальный состав, сегодня уже выработалось чувство солидарности среди народов Намибии.

Сейчас мультикультурную нацию составляет сложное переплетение 11 крупных национальных групп и множества мелких этносов, каждая со своей историей, языком и традициями. Однако люди, хоть это не столь заметно в городах, зато отчетливо видно в сельских районах, по-прежнему следуют своему традиционному образу жизни и сильно отличаются внешне благодаря своим неоднородным культурным корням.

Ярким примером этого является народ гереро, чьих женщин не спутаешь ни с кем в толпе. Не менее характерно, но буквально противоположно, выглядит близкородственный им народ химба. Исторический этикет химба требует от женщин обнаженной груди, что является полной антитезой облику женщин гереро, надежно упакованных в десятки метров ткани.

Кузены живописных гереро

Кого из женщин больше всего фотографируют? Светских львиц? Моделей? Киноактрис? Конечно, но не только - очень часто объективы кино и фотокамер направлены на женщин народности химба. Вы их наверняка видели - на фото в журналах или в туристических брошюрах об Африке.

Племя химба - самая популярная и узнаваемая этническая группа Намибии. Этих высоких и скульптурной красоты женщин в ожерельях и браслетах с кожей приятного красноватого оттенка и длинными тугими дредами, что ходят топлесс в короткой юбочке из козлиной шкуры, сложно с кем-либо спутать.

Их образ часто используется как символ страны, настоящая намибийская экзотика, а ведь численность химба в масштабах всего намибийского населения просто мизерная - меньше двух процентов.

Пять любопытных фактов о химба

  1. Кто они и сколько их.

Химба - этническая группа, насчитывающая по разным оценкам от 20 до 50 тысяч человек. Это полукочевой пастушеский народ, все существование которого вращается вокруг стад коровок, коз и овец. С точки зрения химба это немыслимая ценность, определяющая социальный статус человека, и, к тому же источник всех материальных благ.

Правда, экстерьер драгоценных буренок племени мало похож на вид роскошных симменталов, распространенных в России, да удоями они похвалится не могут, зато тощая местная рогатая скотинка обладает несравненно более значимыми здесь качествами - живучестью и неприхотливостью.


  1. Что они едят.

Основа мироздания химба корова. Она дает племени молоко - продукт чрезвычайно важный. Молоко идет на каждодневное питание и на изготовление косметического крема местных леди. Мясо в племени едят редко – такое случается лишь на племенных праздниках, в рационе оно скорее исключение, чем правило.

Природные условия, каменистая и малоплодородная почка, дефицит воды не позволяют химба разнообразить питание выращенными овощами, гораздо чаще витаминным подспорьем бывают собранные дикие травы, съедобные корешки и плоды.

Однако иногда женщины сажают возле деревни нетребовательные к почве кукурузу и просо. Каждодневное питание в племени - каша из кукурузной или просяной муки. Готовится блюдо просто: утром и вечером греют воду, засыпают в нее муку, добавляют чуть масла, недолго варят и - приятного аппетита.

Интересно, что обе эти культуры сейчас в Европе на пике популярности в качестве здорового питания. А у нас в стране всегда любили вареные молодые початки с солью и пшенную кашу.


  1. Как они живут.

Поселение племени - крааль - представляет собой имеющее круговую планировку собрание конусообразных хижин, обмазанных смесью глины и навоза. В центре крааля, за плетеным забором главное - загон для скота.

Напротив входа в него - хижина старейшины - обычно пожилого и уважаемого человека. Перед ней день и ночь горит священный огонь. Здесь проходят все важные обряды химба, связанные с рождениями, свадьбами, церемония, относящиеся к этапам взросления - когда достигшим подросткового возраста членам племени выбивают 4 нижних зуба.


  1. Во что они верят.

Миссионерам терпения не занимать. Химба сопротивлялись их деятельности в течение более чем 150 лет. В конце концов, не сумев одеть этих упорных язычников и не найдя отклика Слову Божьему в их сердцах, посланцы церкви отступились.

Химба так и остались анимистами. Дым священного огня поднимается к небесам, позволяя им ритуально общаться со своими предками, состоящими, в свою очередь, в непосредственном контакте с невидимым высшим существом, которое рулит всем в этом мире.


  1. Об их гигиене.

Гордые красавицы женщины-химба каждое утро несколько часов посвящают уходу за собой. Правда, при этом они никогда не моются - вода слишком ценный ресурс. Однако они придумали ряд гигиенических процедур и изобрели чудесный крем, которые позволяют им быть даже в искушенных глазах европейцев исключительно привлекательными особами с превосходной кожей.

Состав крема не является производственным секретом, за его приготовлением любой может понаблюдать: к растертому в тончайшую пудру ярко-красному гематиту добавляется молочный жир, зола и как ароматическая отдушка смола растущего здесь кустарника омумбири (Commiphora wildii), называемого намибийской миррой.

Смесь придает телу интенсивный золотисто-красноватый блеск, который, во-первых, соответствует идеалу красоты химба и, во-вторых, защищает кожу от немилосердного солнца, укусов насекомых и в какой-то степени блокирует рост волос на теле.

То, что на голове выглядит красно-оранжевой глиной, на самом деле является той же самой смесью. Химба покрывают этим средством свои оригинально уложенные волосы во время сложных парикмахерских манипуляций.


Также женщины ежедневно принимают очищающую дымовую ванну. Тлеющий уголек нагревает маленькую миску с травами, листьями и веточками деревьев Commiphora, пока не начинает куриться ароматный дым. Дамы наклоняются над ним, для максимального эффекта укрываются одеялами, чтобы хорошенько пропотеть.

Когда открываются поры распарившейся кожи, они очищают ее специальными плоскими палочками, чтобы затем снова обмазаться порцией свежего чудо-крема. Затем, душистые и прекрасные, они могут вновь явить себя восхищенному миру.


На пути к Этоше

К четырем часом мы уже подъезжали к намибийскому городку Каманджаб - шесть тысяч жителей, магазин, автозаправка, почта. Он промежуточная точка в нашем путешествии, целью которого сейчас был Национальный Парк Этоша. Крохотный городок дает путникам не только отдых, но и предоставляет несколько приятных и заманчивых для туриста возможностей:

  • во-первых, познакомиться с племенем химба,
  • во-вторых, в 24 километрах от Каманджаба находится Cheetah Farm - ферма гепардов.


Гепарды - звери особые. Во время бега эти грациозные и стремительные представители кошачьих могут достигать скорости ста километров в час, но не это самое удивительное. Они никогда не нападут на человека, не то, что львы или тигры. Царя зверей нельзя держать дома, обычно такое кончается плохо – известны случаи, а вот гепарда опасаться не надо.


С незапамятных времен гепардов приручали и держали в доме или при доме для охоты. В нашей стране гепарды известны со времен Киевской Руси, тогда их называли пардусами. Историки говорят, что индийский правитель династии Великих Моголов Акбар Великий держал при своем дворе тысячу гепардов.

На ферме Otjitotongwe можно посмотреть и сфотографировать и самих зверей, и то, как их кормят. А еще их можно погладить и даже сделать совместное фото «я и чита». Как в Таиланде в незабвенном ! Самое интересное то, как они, подобно домашним кошкам сладко спят в обнимку, нежно облизывают друг друга, мяукают с сородичами и мурлычут, причем так громко, словно внутри у них работающие моторы.

Это наш шанс! Хочу увидеть реального гепарда, побыть рядом с этим мощным животным, хочу к нему прикоснуться и запомнить ощущение его шерсти! Какая она: жесткая или шелковистая?


Мы остановились на краю города в кемпинге Oppi-Кoppi, чье напоминающее детский стишок название на африкаанс означает бесхитростное - «на небольшом холме» и это в точности соответствует действительности.

На склоне небольшого холма

Oppi-Кoppi расположен в прямо на краю города. Большая территория, вход увенчанный большой соломенной крышей, внутри разбросаны симпатичные желтенькие бунгало - дерево, камень и черная солома.

Хозяин кемпинга - уроженец благополучного королевства Бельгии, которого так очаровала Намибия, что он перебрался сюда жить. Он еще вполне молодой человек, но, подобно ему, многие европейцы присматривают себе в этой стране уютное местечко, чтобы спокойно, в комфорте и достатке, встретить здесь старость.


У бельгийца нам понравилось: цикады трескучие, домик уютный, еда в ресторане вкусная. Но это я забежала вперед, с дороги мы все-таки первым делом побежали в душ. Намибия - это жарко, сухо и пыльно. В автомобильной поездке, как ни прячься, пыль забивается в нос, пропитывает каждый сантиметр кожи и одежды, ею пахнет каждая прядь волос.


А в душе… Посреди Намибии в душистом мыльном облаке, словно пенорожденая Афродита, стояла русская девушка и чуть не плакала. Водичка в душе подкачала. Неет, она была. И была горячей, но…

Главная проблема засушливой страны - нехватка воды. Постоянно текущих рек мало, спасение приходит от запасов влаги, накапливаемых из эфемерных рек, из подземных водных ресурсов и рекультивированных сточных вод. Вы что подумали? Как раз повторно используемая вода проходит очень много степеней очистки на специальных станциях и отвечает самым высоким стандартам.

А вот состав естественных вод в разных местах Намибии весьма разнообразен так же, как и их качество. В больших намибийский городах вода вполне нормальная, но кто поручится, что она везде как родниковая слеза? Наш экс-европеец в своем кемпинге озаботился всеми степенями ее очистки. Нам, новоприбывшим, горделиво сообщил, что у него воду можно пить прямо из-под крана.

Пить-то может и можно, не пробовала, но под струями душа мыло ни в какую не хотело смываться - вода оказалась чрезмерно мягкая. Похоже, в ней не осталось ни одной самой маленькой молекулы солей кальция и магния, чтобы приданная ими жесткость позволила удалить с волос и тела невидимую скользкую пленку. Точно говорю: если жесткая вода плохо, то и очень мягкая - ничего хорошего.

Чтобы увидеть затворников суровых ландшафтов

Отстрадав положенное в борьбе с мылом и получив вместо волос упрямый пух на голове, который никак не хотел укладываться, пошли в ресторан. Меню было обширным, предлагали блюда из куду, зебры и даже жирафа. Мы заказали вино, салат и отбивные из орикса. Любезная хозяйка подошла к нам поговорить и заметила, что в их саду много птиц, а по вечерам можно посмотреть, как едят дикобразы. Но нас интересовали самые эффектные женщины Намибии химба.

Когда мы решили поехать в Африку, нашлось много вещей, которые мы хотели бы там сделать. Например, побывать в этом племени. Но дело в том, что так просто в деревню к химбам не попасть. Для этого существуют определенные правила:

  1. Нельзя просто взять и ввалиться в деревню без полученного предварительного разрешения старейшины.
  2. В пользу общины вносится некая денежная мзда. Дополнительно разрешаются продуктовые подношения племени в виде кукурузной муки, сахара, емкостей с водой, растительного масла. Подарки делятся между всей деревней.
  3. Приехав в деревню, вы попадаете в чужой дом - так будьте почтительны.
  4. Но на всякий случай, чтоб никто не шарился по поселению, где заблагорассудится, группу сопровождает специальный товарищ, который добрым словом подсказывает: туда не ходи, ходи сюда. Но от него есть и практическая польза: в случае завязавшейся душевной беседы с прекрасными дикарками он может помочь туристам с переводом.

И любезная хозяйка по мобильнику забронировала нам на завтрашнее утро визит в деревню отсталого племени химба.

Да! Вот еще - знающие люди советуют перед съемкой заручиться разрешением у снимаемого объекта. Теперь все - к знакомству готовы!


В Otjikandero - деревню племени химба

О предстоящей встрече с племенем стараемся не говорить, чтоб не сглазить. На коленках у меня бумажка, на ней запас базисных и операционных слов на языке химба (вдруг пойдет содержательный разговор!): «привет» это «моро», «как дела» - «периви», «все в порядке» - «нава».

Двадцать минут езды, еще двадцать минут блужданий по дорожкам в поисках въезда в деревню, и вот мы паркуемся у местной школы. Мда… Школка… Похоже, государство не сильно на нее тратится: глинобитный домик, на стенах плакаты, пластиковые столики и стульчики.


Вход в деревню перегорожен кривыми кольями ограды и шлагбаумом - надо ждать гида. Вокруг - никого… Через четверть часа подъехала еще машина с испанской парой, тоже желающей познакомиться с бытом племени.

Поскучали вместе, наконец-то появился долгожданный экскурсовод, африканец в современной, но видавшей виды, одежде и неторопливо повел нас в деревню, повествуя о здешней жизни.

Химба в фокусе реальной жизни

Редко какое поселение химба - полукочевого народа - существует долго на своем месте. Эта деревня - не совсем типичная. На это место племя перебралось около десяти лет назад, забрав с собой кучу детей, как мы бы сказали - из неблагополучных семей, у спившихся соплеменников.

Поэтому здесь много детей, а мужчин почти совсем нет. Их работа - пасти скот, так что они уходят со стадами далеко и надолго. В последние годы мужчины стали уходить в поисках работы также во внешний мир. Подвергшихся его влиянию членов племени легко узнать по западному стилю одежды. Тут мы более пристально глянули на своего проводника. Да, он тоже химба.

Мы вошли в деревню, оглядывая круг крытых соломой глиняных хижин семьи с утоптанной землей перед ними. Бегают и ползают дети, бродят козы и куры, хозяйки готовят завтрак. Утро - на него приходится самая горячая пора у женщин-химба. Повседневных дел у них много: утром надо подоить коров, взбить масло в сосуде из высушенной тыквы, прибраться в доме, сходить за водой, приготовить еду, ну и себе любимой нужно посвятить пару часов для ухода за красотой.


Понятно, конечно, что если деревня открыта для каждодневного посещения незнакомых, и не всегда деликатных, людей, то сделано это с намерением зарабатывать деньги. Но вот сколько в представленном действительного и сколько от шоу для туристов? Поразительно, но, разговаривая и наблюдая за химбами, мы пришли к выводу, что тут никакой постановкой и не пахнет.

Женщины не обращают на нас никакого внимания. Одна - намибийская мадонна с длинным плетением волос, светясь красно-коричневым оттенком, в теньке своей хижины кормит грудного младенца. Крошечный мальчик держится за нее рукой, рядом играют еще два ребенка.

Обычно головки малышам выбривают, но у более старших детей оставляют пучок волос расти на голове.


У мальчиков этот пучок заплетается в одну косу, идущую к спине. У девочек плетут две косички, их направляют в сторону лица. Толстенькие косички свисают на глаза, мешают смотреть, однако косых девчушек не наблюдается.

На голове матери свой убор - нечто, похожее на корону. Это украшение называется Erembe, оно сделано из кусочка кожи и символизирует… Догадались? Ну, конечно, рога коровы - самого ценного и прекрасного существа в глазах потомственных скотоводов.

Для женщин как сама жизнь, так и ее уклад - ничем не отличается от того древнего, который вели их прапрабабушки, разве что добавились современные ножи и аксессуары из пластиковых бутылок. Не изменилась у них и одежда: они по-прежнему ходят в коротких юбках из мягкой кожи и бессчетном количестве украшений на шеях, запястьях, поясе и лодыжках.


Украшения на лодыжках женщин-химба - своеобразная версия обручального кольца, которая может рассказать даже о количестве детей у нее. На представительницах прекрасной половины всех возрастов без исключения тяжелыми килограммами висят браслеты и ожерелья из железа и меди, бесчисленные бусы из стекла, бисера, проводков, семян, подвески с камнями и ракушками, какие-то сухие плоды на ремешках.

Ребятишки постарше одеты в джинсы и футболки, малыши прикрыты кусочками шкуры на тугом ремешке вокруг пояса, у тех кто еще меньше весь наряд составляет излюбленная национальная паста otjize цвета красной охры.


Где найти общество свободных и прогрессивных людей

Гид, дружелюбно улыбаясь во весь рот (а четырех нижних зубов у него нет!), заметил, что одежда - это дело каждого. Кто как хочет, так и ходит. «Вот он, - мощно тыкает себя в грудь, - Ходит в современной одежде. Но во время праздников или для ритуалов - надевает одежду химба».

«Мы, химба, - самые свободные люди на земле! - гордо заявляет он, знакомя нас со старейшиной. - Вот вам, чтобы приехать сюда и паспорт нужен, и визы, и разрешения, и деньги платить надо, а химба - встал, собрал в мешок нужное и пошел. И на границе никто и ни о чем его не спросит. У меня - нет паспорта! Мы - химба, мы свободные люди!»


Старейшина значительно кивает и представляет нам свою жену, сидящую рядом у хижины. Глаз цепляется за пеструю юбку у соседней лачужки. Я чуть не ахнула вслух: «Ну, точно: гереро! Откуда?» Саня озвучивает наше удивление.

Старейшина обращает в ее сторону лицо, думает и серьезно, как хороший учитель, отвечает, что химба народ не только свободный, но еще и прогрессивный, за равенство. «Эта женщина вышла замуж за мужчину из племени химба. Так что же ей делать? Становиться химба? Нет. Она как жила, так и живет. А дети при посвящении сами решат, кем им быть - химба или гереро». И он умно щурит на меня свои глазки.

А я смотрю на женщину в пышной одежде гереро в компании ее полуголых подруг. И вспоминаю тот день, когда, сделав себе татуировку, пришла на работу. Пятачок кожи в десять квадратных сантиметров вызвал столько комментариев, обсуждений, осуждений, косых взглядов! А тут - глухая многослойная одежда, неправильный головной убор, ненамазанное тело и волосы… Даже браслетов на ногах нет! А никого это не напрягает… Даа.

Бум-бум-бум, - металлический звон понесся по деревне. Ребятишки подняли голову и снова каждый занялся своим делом. «Рпопропопопо!» - шутливо крикнул одному из них наш сопровождающий. Мальчишка в ответ пожал плечами и продолжил сидеть в пыли.

«Это в школу всех приглашают, - пояснил нам гид. Но дети не особенно хотят ходить, да и не очень это нужно для жизни здесь». Увы, не обуяло пока молодое поколение химба стремление к знаниям, не появились все еще у них мечты о более крутой карьере, чем пастух.


Нас пригласили войти в дом, где девушка, чье имя мы ни за что не сумели бы повторить по причине его совершенной непроизносимости для русского человека, показала все премудрости нанесения прославленной пасты на женское тело и все тонкости процедуры придания ему приятных ароматов.

Обитель химба чистенькая и практически пустая - лишь немного какой-то утвари. Шкуры или какие половички, на которых ночью спят люди, все было убрано. Мы с хозяйкой во время урока дружно сидели на гладком, как дно горшка, земляном полу. Девушка сидела как-то особенно ловко, было видно, что ей удобно. А я была, как на иголках.

И да - сидеть жестко. Но важнее было то, что тесное пространство жилища принуждало общаться на чересчур близком, и оттого некомфортном для меня, расстоянии. И, если быть уж совсем честным, то признаюсь вам, друзья мои, что в полной мере наслаждаться лекцией мне мешало недостойное истинного путешественника чувство брезгливости. Но что тут поделаешь - все мы люди.


Хотя к самой девушке - никаких претензий. Милая, естественная, улыбчивая. Мы показали ей сделанные фотографии. Она была в восторге от того, как выглядит на экране и так непосредственно продемонстрировала это.

Под конец экскурсии нас пригласили на площадку в центре деревни, где женщины-химба сели полукругом и выложили перед собой браслеты, игрушки, бусы и прочие поделки. Ничего общего с образом крикливых торговок - воплощенное степенное достоинство, приветливые улыбки. Хочешь - покупай, хочешь - нет.

Но удержаться, чтобы не купить небольшой сувенир, трудно. Мы купили подвеску - деревянные птички на нитке и кучу браслетов на подарки.


Из племени химба в детском состоянии ожидания счастья отправились на ферму гепардов. Но тут с чудом нам не повезло: ферма работала по ограниченному графику, который никак не соотносился с нашими планами. Быстро провели военный совет, записали ферму гепардов в свой список достопримечательностей типа must see для следующей поездки в страну и поехали дальше.

Продвинутые или неприрученные химба?

Одна моя приятельница сморщила носик: «Вот если бы вы побывали у таких химба, которые даже не знают, в какой стране живут, а так…». Понятно, о чем речь. Об аутентичности племени, которую нарушает контакт с цивилизованным миром.

Сейчас весь мир помешан на аутентичности в разных областях культуры - от еды до мебели. Не отстает и туристический бизнес - сейчас модны путешествия по экзотическим и уединенным местам и сообществам, которые все еще, предположительно, не испорчены современностью. Поиски такой подлинности часто приводят в Каоколенд, где живут почти при первобытном строе люди химба.

Что и говорить, гораздо интересней было бы увидеть абсолютно неприрученных химба… Но… И этих «но» набирается слишком много.

  • В этой удаленной северо-западной части страны, где нет дорог, можно путешествовать только на полноприводных автомобилях с автономными запасами горючего и продовольствия.
  • Безводная местность, суровый климат, в котором сказывается близость пустыни Намиб, предполагает наличие знающего проводника.
  • Да и немногочисленные люди племени проживают на территории отнюдь не компактно.
  • Более того, они не привязаны ни к какому определенному месту, так что поиск их может затянуться. Надолго. Или даже на очень надолго.

Так что такая задача уже тянет на организацию серьезной экспедиции, большие финансовые затраты и приличный запас времени в активе. Это явно не наш случай.

Да, вот еще. Чуть ли не основным признаком аутентичности считается подлинная «простота» - бедность и примитивизм первобытных племен, противопоставленные богатству и материализму современного мира.

Простота и бедность, царившие в племени в реале, - вышибали слезу. Кашка детям варилась в какой-то жестяной банке, мать ковыряла ее подобранной с земли палочкой, а детвора потом пригоршней тащила слегка остывшее варево в рот, обходясь без ложки. Внешний вид обитателей деревни на должном уровне, соблюдение обычаев - все, как учили.

Короче говоря, мы непоколебимо уверены, что место, в котором мы побывали, по всем статьям соответствует самым строгим критериям подлинности народа химба. Кто так не считает - его дело, вон Каоколенд - он рядом, ищите подходящих…

О неизбежности грядущих перемен

Химба на протяжении столетий ревностно охраняли свои обычаи и традиции, но сейчас приходит время, когда они должны отказаться от некоторых своих культурных практик. В первую очередь - от обычаев многоженства и распространенных внебрачных связях, чтобы обуздать бушующую в племени эпидемию ВИЧ и СПИД.

Очень возможно, что к переменам в образе жизни, которого они упорно держались так долго, приведет политика государства, предоставляющая детям химба даже в самых отдаленных уголках возможность учиться в своеобразных мобильных бесплатных школах.

В школе молодое поколение племени учат не только читать и писать. Еще там они узнают о существовании другого мира. И вполне возможно, что однажды им захочется побросать свои краали с коровками в этом практически изолированном краю и уйти на время пожить в город. А тогда домой вернутся уже совсем другие химба.


Популярность племени, появившегося на телеэкранах и ставшего героем множества документальных фильмов, стала для его членов источником постоянного дохода. Все больше его членов начинают работать экскурсоводами, переводчиками, создают кемпинги для туристов, предоставляющие так называемые «химба-туры».

Растущий поток туристов, фотографов и кинематографистов нарушает повседневную жизнь племени и невольно они постепенно утрачивают те черты, которые в свое время сделали их столь привлекательными в глазах иностранных гостей и СМИ.

Древнее и удивительное племя химба с его ускользающей аутентичностью… Но ведь, если подумать, культура народа не является данностью, она меняется с течением времени, ее меняют контакты с другими культурами. Поэтому, может быть, и аутентичность следует рассматривать не как нечто неизменное, застывшее в прошлом, а как свойство, находящееся в динамике?

Email ​

Время прочтения:

В рамках проекта «Рожденные дикими» фотограф Алегра Элли провела четыре года в отдаленных уголках планеты среди племен, сохраняющих традиционный уклад, несмотря на влияние внешнего мира. Эта фотоподборка посвящена женщинам племени химба, проживающего в северной части Намибии. По словам фотографа, роль женщины здесь чрезвычайно высока. В то время как мужчины работают, уходя даже в города, их сестры, жены и матери растят детей и занимаются хозяйством.

Малышка химба играет с одной из своих косичек. По традиции она будет укладывать волосы в две косы так, чтобы те росли на лицо. Когда девочка достигнет половой зрелости, она отбросит свои волосы назад, заплетет их в несколько жгутов и украсит смесью молочного жира и охры

Традиционная прическа девушек племени

Козы играют большую роль в жизни этого народа: обеспечивают его мясом и молоком, а шкуры животных используются для создания одежды и украшений

Отдых около традиционной грязевой лачуги после доения коз и сбора воды

Юбки из шкуры козы здесь очень популярны. Их носят и маленькие девочки, и взрослые женщины

Женщины племени собрались в лачуге для участия в церемонии посвящения девочки в девушку в начале ее менструального цикла. Во время обряда они жгут разные корни и травы, чтобы получить ароматный дым, которым пропитывают свое тело, как мы - духами

Местные женщины регулярно втирают в кожу смесь из молочного жира и охры. Ее используют и для создания прически. В этом засушливом месте, где воды всегда не хватает, женщины редко моют голову, и такая маска служит для защиты кожи головы, не дает распространяться неприятным запахам и улучшает внешний вид

Частью инициации девушек народа химба является кожаная корона, которая устанавливается на голове представительницы прекрасного пола как символ того, что она достигла брачного возраста

Кожаная корона на голове девушки, прошедшей инициацию

Девушка позирует на притоке реки Кунене, которая образует границу между Анголой и Намибией

Браслеты украшают ноги девушек и защищают от укусов ядовитых насекомых. Когда у девушки умирает мать, браслет с левой ноги снимается на целый год в знак траура

Пока мужчины пасут скот или ищут работу в городе, женщины остаются в клане матери. Замужние - живут в клане своего мужа

Женщина народа химба в свадебном головном уборе. По традиции этот народ полигамен, поэтому замужние женщины часто делят кров с другими женами своего мужа и их семьи постоянно увеличиваются

Молодые мамы смотрят через реку Кунене, на их спинах дети в традиционных переносках. Для мальчиков и для девочек переноски разные. Если у женщины есть только мальчики, а она хочет девочку, то она будет носить на себе переноску для девочки. Считается, что так предки услышат желание ее сердца и пошлют ей ребенка желанного пола

Повседневная жизнь в Намибии: женщина химба в супермаркете September 3rd, 2016

Шведский фотограф Бьорн Перссон (Bjorn Persson) во время посещения супермаркета в городе Опуво на севере Намибии запечатлел там женщину из племени Химба, покупающую предметы первой необходимости. По словам автора, химба ведут очень традиционный образ жизни и одеваются одинаково, независимо от того где они находятся - у себя в деревне или в городе.

Химба — кочевой народ, живущий в северной Намибии в области Кунене. Из-за сурового климата пустыни, в которой живут химба, и их изолированности от внешнего мира, племя сумело сохранить свой традиционный образ жизни.

Для химба прическа, одежда и украшения имеют немаловажное значение в их традиционной культуре. Даже новорожденных младенцев украшают жемчужным ожерельем, а дети постарше носят браслеты из меди, украшенные ракушками.

Женщины химба носят юбки из козлиной кожи, украшенные ракушками и ювелирными изделиями из меди. И мужчины и женщины покрывают своё тело смесью из охры, жира и пепла, чтобы защитить кожу от солнца и насекомых. Довольно часто в эту пасту добавляется ароматическая смола кустарника омузумба. Эта смесь придает их коже красноватый оттенок, который символизирует кровь, которая в свою очередь символизирует жизнь.

Женщины заплетают друг другу косы и также покрывают их этой смесью. По прическе женщины можно определить её семейное положение. Прически мужчин также отражают их семейное положение. Например, женатые мужчины носят тюрбаны.

Современная одежда у химба практически отсутствует, но если она и появляется, то её получают мужчины. Из современных предметов быта химба используют в основном пластиковые бутылки и целлофановые пакетики, для хранения вещей, и украшения.

На этих фото запечатлен необычный для химба аксессуар - мобильный телефон, но скорее всего он не работает и используется просто в качестве украшения.

Химба живут в родовом строе, основанном на билатеральном наследовании. Согласно концепции билатерального наследования, каждый член племени принадлежит к двум кланам: по отцовской линии (патриклан) и по материнской линии (матриклан). Возглавляют кланы самые старые мужчины. Сыновья живут в клане своего отца и матери, а дочери, когда выходят замуж, отправляются жить в клан мужа.

Химба занимаются разведением рогатого скота, коз и овец. Женщины являются ответственными за дойку коров. Также женщины заботятся о детях (одна женщина может взять на себя заботу о детях другой). Помимо этого женщины зачастую выполняют более тяжелую работу, чем мужчины: носят воду в деревню и строят дома.

Химба сохранили свои традиционные верования, в том числе ритуалы, связанные со священным огнём. Сама религия Химба является монотеистической, с верховным божеством Мукуру. Также важную роль играют духи предков. Каждая семья химба строит в хижине алтарь со священным родовым огнём, где совершается поклонение предкам и Мукуру через каждые 7-8 дней. Другой важный элемент верования Химба — существованое омити или чёрного колдовства, которым, как считают химба, наделены злые люди, способные насылать порчу на остальных или даже внушать тёмные мысли.

Фото: Bjorn Persson/Caters News Agency