Кто такие невоспитанные люди? Правила этикета и поведения для девушки: Как вести себя в обществе Ведут себя как невоспитанные люди


Человеческая невоспитанность может выражаться по-всякому, но более неприятными мы бываем именно тогда, когда сами не понимаем, что творим. Просто следуйте старой пословице: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Если вы не понимаете, воспитанно вы ведете себя или нет, проследите в этот момент за реакцией друзей. По их выражению лица вы поймете, если что-то не так.

1. Вы перебиваете

Первый из семи признаков, это если вы перебиваете. Это должно быть одна из самых раздражающих привычек. Я могу понять, когда люди очень взволнованы, и хотят высказать свою точку зрения, но лучше подождите, пока ваш собеседник закончит свою речь. Мне кажется, мы все знаем об этом правиле, но многие его упорно игнорируют.

2. Вы мусорите

И это не только про улицы (хотя и это тоже считается грубостью и невоспитанностью)! Я имею в виду также наши офисы и наш дом. Скорее всего, вы работаете в одном кабинете с другими людьми, и согласитесь, если вы оставите свою чашку с недопитым кофе на общественном столе, это будет выглядеть не очень опрятно. Убирайте за собой! То же самое касается жизни с вашими соседями по комнате. Задумайтесь над тем как правильно использовать пространство, и о том как другие должны им распоряжаться.

3. Вы постоянно опаздываете

Не опаздывайте! Не стоит опаздывать без важных причин! Если у вас запланирована встреча, постарайтесь прийти хотя бы на 10 минут раньше. Это не только говорит о том, что вы невоспитанный человек, но еще и к тому же, показывает, что вам плевать на время других людей.

4. Вы стоите на проходе магазина

Передвижение по продуктовым магазинам затрудняется во многом из-за огромных тележек, но это не говорит о том, что вы должны стать посреди прохода и отдыхать. Большая вероятность того, что кому-то понадобится пройти там, где вы стоите, а заставлять человека ждать не очень прилично. Это грубо, и говорит о том, что вам нет дела до других покупателей. Только помните о том, что сами можете оказаться в таком же положении.

5. Вы медленно ездите

Ездите на дозволенной скорости. В этом нет ничего сложного. Помните о тех людях, которые едут позади вас, так как они тоже куда-то направляются, и ехать за кем-то, чья скорость еле превышает 30 км/час очень странно.

6. Вы постоянно висите на телефоне

Если вы сидите с друзьями, но постоянно пишите кому-то смс, ваши друзья могут быть обижены. Знаю, что в наше время все просто помешаны на своих телефонах, но постарайтесь относиться более внимательно к таким ситуациям. Если вы хотите погулять со своими подругами, тогда уделяйте внимание им, а своим пальцам дайте отдохнуть! Иначе из вас , хочу сказать.

7. Вы отказываете в последнюю минуту

Если вы строите планы с лучшими с друзьями, а потом, в последнюю минуту, им отказываете – это невоспитанно! Мне кажется, вам было бы неприятно, если бы в последнюю минуту ваши планы рушились, так постарайтесь не поступать так же с вашими друзьями. Если вы понимаете, что у вас может не быть времени для прогулки, тогда не давайте обещания.

Опять же таки, повторюсь, многие люди делают все вышеперечисленное, абсолютно не осознавая, что это грубо и неприлично. Если вы заметили, что делаете что-то из этого списка, тогда берите это себе на заметку, каждый раз, когда выходите куда-то. Я уверенна ваши родители и друзья понимают, что вы не специально, но иногда такие поступки могут вылиться в не очень приятную ситуацию.

Встречаются люди, проявляющие черту характера, которую можно назвать склонностью к грубому или некультурному поведению. К этой категории принадлежат те, кто имеет привычку грызть ногти, ковырять в носу или отрыгивать пищу. Смысл этих привычек становится очевидным, стоит нам понаблюдать за жадным человеком. Он очень прожорлив, а как шумно он ест! Во время еды он откусывает огромные куски. В каких непомерных количествах поглощает он пищу, причем как быстро и как часто! Все мы встречались с людьми, которые счастливы только тогда, когда они едят.

Другим проявлением такого отсутствия манер является неопрятность и неряшливость. Мы здесь имеем в виду не отсутствие педантизма у чрезвычайно занятых людей или естественный беспорядок, который мы порой видим на рабочем месте. Люди того разряда, о котором мы говорим, как правило, почти не занимаются полезным трудом и всегда окружены беспорядком и мусором. Есть индивидуумы, которые, кажется, наслаждаются грязью и развалом, и нам трудно их себе представить без этой отличительной черты.

Это лишь некоторые черты характера невоспитанного человека. Они ясно демонстрируют нам, что он не согласен играть по правилам и предпочел бы удалиться от других людей. Глядя на людей, совершающих перечисленные и другие подобные неприглядные поступки, мы поневоле приходим к заключению, что им мало дела до себе подобных. Чаще всего некультурное поведение начинается в детстве, так как вряд ли можно найти детей, которые развиваются по прямой. Некоторые взрослые просто так и не сумели преодолеть свои детские привычки.

В основе этих проявлений невоспитанности лежит более или менее выраженное нежелание общаться с себе подобными. Любой невоспитанный индивидуум желает отойти от жизни и не склонен сотрудничать с другими. Легко понять, почему эти люди не прислушиваются к увещеваниям стать воспитаннее: когда человек не желает играть в жизни по правилам, подобное поведение для него, в сущности, вполне логично. Едва ли ему удалось бы найти лучший способ отпугнуть от себя других людей, чем грызть на виду у всех ногти или разгуливать в юбке, украшенной пятнами соуса. Какой еще образ поведения мог бы столь эффективно воспрепятствовать ему занять положение, в котором придется состязаться с другими, где он будет открыт для критики и обсуждения? Есть ли более эффективный способ избежать любви и брака, нежели предстать перед людьми в неприглядном виде? Проигрыш такого человека в состязании предопределен, и в то же время он может свалить вину за это на свою невоспитанность. «Чего бы я только не сумел сделать, если бы не эта дурная привычка!» - восклицает он, и в то же время с облегчением шепчет в сторону: «Но к несчастью, она у меня есть!»


Рассмотрим случай, в котором дурная привычка стала орудием самозащиты и использовалась с целью доминирования над другими людьми. Речь идет о двадцатидвухлетней девушке, страдавшей ночным недержанием мочи. Она родилась в семье предпоследней и, будучи ребенком слабым и болезненным, была предметом постоянной опеки своей матери, от которой стала в чрезвычайной степени зависеть. Ей удалось приковать мать к себе и днем, и ночью - днем из-за приступов тревоги, а ночью по причине недержания мочи. Вначале это казалось ей триумфом, было бальзамом для ее самолюбия. Благодаря своему дурному поведению ей удалось монополизировать мать за счет братьев и сестер.

Еще одна особенность этой девушки заключалась в том, что ее нельзя было уговорить с кем-либо подружиться или ходить в школу. Особенно встревожена она бывала, когда ей приходилось выходить из дому. Даже когда она подросла и ей пришлось по вечерам исполнять поручения родителей, идти одной в темноте было для нее сущей мукой. Она приходила домой совершенно изнуренной и охваченной страхом и рассказывала множество историй о том, каким опасностям она подвергалась. Как мы теперь видим, все эти склонности обозначали только одно: эта молодая женщина хотела все время быть рядом с матерью. Но, поскольку финансовые обстоятельства этого не позволяли, ей пришлось искать работу. В конце концов ее удалось уговорить поступить на службу, однако всего лишь через два дня она снова начала мочиться в постель, и ей пришлось уволиться. Мать, которая не понимала истинного смысла ее болезни, обрушилась на нее с упреками. В ответ на это дочь совершила попытку самоубийства и попала в больницу, после чего мать поклялась никогда больше ее не оставлять.

Все эти средства - недержание мочи, страх темноты, боязнь остаться одной и попытка самоубийства - были направлены к достижению одной цели. Как мы понимаем, они означают: «Я должна оставаться рядом с матерью» или «Мать должна постоянно обо мне заботиться!». Таким образом, такая неприемлемая в обществе форма поведения, как ночное недержание мочи, наполняется ценным смыслом. Мы уже понимаем, что по этим дурным привычкам можно проанализировать всего человека. В то же время мы видим, что подобные отклонения в поведении могут быть устранены только в том случае, если мы вполне понимаем место пациента в его социальном контексте.

Одним словом, мы, как правило, обнаруживаем, что детские дурные привычки направлены на привлечение внимания взрослых. К ним прибегают дети, которые хотят либо играть во взрослом мире значительную роль, либо показать взрослым, насколько они слабы и беспомощны. Порой в самых благонравных детей будто бес вселяется, как только порог дома переступает гость. Ребенок хочет играть роль и не оставляет своих попыток до тех пор, пока не достигнет своей цели и не будет удовлетворен. Когда такие дети вырастают, они пытаются с помощью аналогичного поведения уйти от необходимости выполнять требования общества или нанести ущерб общему благу, расколов социальную группу. Под всеми подобными проявлениями скрываются властолюбие и самовлюбленность. Только то, что они искусно маскируются и их формы разнообразны, не дает нам распознать истинную причину их появления и цель, которой они служат.

13 ДРУГИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА

– Я человек мягкий, неконфликтный! – часто говорит о себе знакомая Алиса. – Ругаться, скандалить, выяснять отношения не люблю и не буду. Ну не мое это! Предпочитаю решать споры мирно, не опускаясь до выяснения отношений на повышенных тонах. Ведь недаром говорят, что худой мир лучше доброй ссоры...

Крики и скандалы, шумная ругань – это признак невоспитанности и небольшого ума, считает Алиса. Умный человек всегда найдет способ скандала избежать: перевести разговор, отвлечь собеседника, что-то «не услышать», на что-то не обращать внимания. Алиса считает такое умение несомненным достоинством.

– Только вот одного не понимаю, – недоумевает Алиса. – Почему многие принимают мою доброту за слабость?.. Да что там многие – почти все! Распоясываются и садятся на голову в буквальном смысле слова…

– Потому что это слабость и есть! – отвечает ей подруга. – Ты совсем не можешь себя защитить. Муж об тебя ноги вытирает, ни в грош не ставит, мать веревки вьет всю жизнь, до сих пор решает, куда тебе пойти и что делать... А ведь тебе уже тридцать пять! Да что там говорить, тебя и ребенок-то твой не воспринимает серьезно. Ты все спускаешь на тормозах, а окружающие от безнаказанности только больше на шею садятся. Сильный человек так с собой обращаться никому не позволит! Конфликтовать нужно уметь. А если не умеешь – учись. В жизни без этого никак!

В глубине души Алиса подруге завидует: та ловкая, хваткая, уверенная в себе, всегда знает, что хочет. Алисе очень хотелось бы быть такой, как она. У подруги замечательный муж, правда, уже второй, который в буквальном смысле слова пылинки сдувает с жены и ее дочери от первого брака, вменяемая свекровь и прекрасная понимающая мама, готовая всегда выслушать и прийти на выручку.

– Все потому, что я их всех воспитала! – смеется подруга. – Маме дала понять, что я уже не маленькая девочка, а взрослый человек, с моим мнением надо считаться. Знаешь, какие у нас с ней были конфликты поначалу? Пережили, зато теперь друг в друге души не чаем. С мужем тоже притирка была – ого-го. Теперь он знает, что некоторых вещей я терпеть не буду. Первый муж этого не понял – я просто забрала дочь и ушла. Бесконфликтной меня не назовешь… Я всегда выясняла отношения сразу, не загоняла проблемы внутрь, не боялась конфликтовать и отстаивать свою точку зрения. Тебе тоже надо этому учиться! Без умения постоять за себя в жизни никак не обойтись…

Впрочем, в то, что Алиса когда-нибудь научится конфликтовать, требовать и скандалить, никто не верит. Слишком уж она «нежный цветочек»: чуть что, сразу в слезы, в сопли, в красные пятна.

– Я совсем не боец! – говорит она про себя.

И это правда. Скандалы – это действительно «не ее», поэтому она всеми силами старается их избегать: худой мир ведь лучше доброй ссоры! Только почему-то этот «худой» мир у нее уже со всеми, кого не возьми: и с мамой, и со свекровью, и с мужем, и с начальницей, и с одиннадцатилетним сыном... Подруга права: нормальных, здоровых отношений у Алисы нет ни с кем.

Выходит, доброта и бесконфликтность – это слабость? И не достоинство вовсе, а, наоборот, недостаток сродни трусости. Можно ли в таком случае этот недостаток в себе искоренить, из слабого человека стать сильным? Например, книжки почитать, к психологу сходить, на тренинги какие-нибудь, где научат правильно скандалить и отстаивать свои принципы. Или уж что выросло, то выросло, и если нет внутренней силы характера, ее ниоткуда не возьмешь? Лучше и не пытаться изменить себя – будет только хуже?..

Вы встречали в жизни таких людей? Что думаете?

Невоспитанный ребенок – это ребенок, чье поведение не соответствует принятым в обществе нормам этикета и взаимодействия. Характерны частые истерики, протесты, капризы, отказы, неустойчивость эмоциональных состояний, игнорирование потребностей окружающих, а также неумение устанавливать продуктивный контакт, как со сверстниками, так и с взрослыми. Невоспитанный ребенок своими поступками может ставить в неловкое положение родителей, для которых довольно значимым является желание соответствовать стандартным требованиям. Многие задумываются, что делать, если ребенок невоспитанный, но немногие способны взглянуть на причину такого поведения и собственные поступки и отношения провоцирующие это.

Невоспитанность, как нарушение социальных норм часто является признаком личностного кризиса, тяжелого переходного периода или сложной ситуации в жизни человека. Это своеобразный бунт, которым ребенок пытается привлечь к себе внимание мира, сигнализируя, что не все в порядке. Самое страшное, что могут сделать в данной ситуации взрослые – это заставить малыша силой выполнять требования. Оптимально при проявлении невоспитанности ребенка выяснять ее причину. Особенно часто в раннем возрасте до трех лет воспитание и поведение детей ухудшается при возникновении усталости или пребывании в новой ситуации. Проведя весь день без сна, малыш вполне может перевернуть тарелку с ужином, и причина будет не в плохом воспитании или намеренном желании ребенка испортить вечер.

Недостаток опыта ограничивает возможности детей в выборе реакций, и если в младенчестве о любых желаниях или неудобствах они сигнализировали плачем и криком, то теперь необходимо устраивать другие ситуации привлечения внимания. Задача взрослого состоит в помощи ребенку разобраться с тем, что действительно вызывает недовольство и найти способы адекватного решения.

В подростковом возрасте человек проживает самый серьезный личностный кризис, происходит активизация различных комплексов, смена ориентиров. В данной ситуации может меняться отношение со знакомыми и вхожими в дом людьми. Часто подростки отличаются грубостью и замкнутостью, они могут пройти мимо родственников, которых обожали несколько лет назад. Бить тревогу и искать шприцы по всей квартире бессмысленно, в большинстве случаев такая резкость скрывает неуверенность и стеснительность.

Когда невоспитанность обусловлена возрастными кризисами и личностной незрелостью в понимании собственных реакций, родители могут выполнять исключительно поддерживающую роль, запасаясь терпением. Можно помочь детям разобраться в их чувствах и показывать, что требовалось сделать в конкретной ситуации и почему.

Признаки невоспитанного ребенка

Когда дети невоспитанны и избалованы самими родителями, это проявляется капризами и неустойчивой психикой, кроме того подобные проявления будут каждый раз носить индивидуальный характер. Это особенно отличает момент общей избалованности молодых поколений. Частая ситуация, когда бабушки обвиняют своих внуков в невоспитанности и бескультурии объясняется своими масштабами именно потому, что меняется культурная основа. То, что было принято ранее, может по форме отличаться от тех же посылов сейчас. Не выражать благодарность привычными «спасибо, очень приятно» становится повсеместной нормой, вместо этого люди все чаще комментируют сам подарок или свои чувства относительно произошедшего. Разобравшись глубже, можно увидеть, что такой подход вовсе не про отсутствие воспитания, а про другое качество взаимодействия, где вместо формальной и обезличенной благодарности с вами делятся собственными переживаниями и выделяют вашу уникальность.

Если дети невоспитанны и избалованны, то для постановки подобной характеристики существуют определенные признаки. Стоит помнить, что невоспитанность может касаться исключительно поведенческих социальных реакций, но не эмоциональной сферы. Даже если вам кажется, что любить маму это нормально, а ребенок ее не любит, то не является ни признаком невоспитанности, ни отклонением в поведении.

Социальные правила и общественные нормы будут различаться в зависимости от страны проживания человека, его национальной принадлежности и традиций, преобладающих в родной местности. Именно эти категории вносят индивидуальные оттенки в определение признаков невоспитанности, но существуют и основные понятия.

Следующим моментом является разбрасывание мусора или отказ убирать постель и игрушки. Это может касаться, как поведения на улице (выбрасываются обертки на асфальт), так и дома (в своей комнате или в гостях). Особенно неприятны переживания для родителей, когда малыш мусорит в гостях. Подобное поведение может быть протестным, если до этого вы очень жестко нарушили границы ребенка, а может быть следствием копирования вашего поведения. Ребенок не заметит, что вы ночью перемыли всю посуду, но он запомнит, что ее можно оставлять грязной после еды, ему неважно, что вы перевернули все шкафы, потому что искали важный документ – для него это выглядит, как занимательная игра. Культура поведения на улице во многом формируется внешними примерами, словесные объяснения, как правило, бессильны, и если большинство детей из его группы в садике или школы будут кидать мусор на улице, то он также будет это делать.

Многие родители детей среднего и старшего школьного возраста причисляют к невоспитанности их опоздания. Действительно этот маркер относится к социальным нормам и отражает уважение к другим членам общества. Однако стоит внимательно проследить, когда и почему ребенок опаздывает. Если это касается только походов в музыкальную школу, а в остальном он пунктуален, проблема не в воспитании или плохом характере, даже не в забывчивости – так проявляется бессознательный протест посещения определенных мест. В раннем возрасте еще нет умения ориентироваться во времени, дети часто путаются в показаниях часов и тогда опоздания объяснимы не невоспитанностью, а возрастной неподготовленностью. Только в случае систематического нарушения временных норм при понимании и умении планировать свое время можно говорить о намеренных нарушениях.

Избирательность в пище также относится к признакам избалованности и невоспитанности. Естественно, это не отмечает отличных индивидуальных предпочтений, но когда вся семья составляет меню под притязания ребенка, это не является нормой.

Немотивированный отказ от принятых и стандартных вещей (еда, одежда, сон в определенное время и прочее) свидетельствуют о нарушении процесса воспитания. Требовать от ребенка в таких случаях моментального изменения не обоснованно, поскольку причины возникновения нежелательного поведения появились давно, а чаще всего вызваны моделью поведения родителей.

Что делать, если ребенок невоспитанный

Что делать, если ребенок невоспитанный зависит от возможностей и глубины понимания родителями проблемы. В большинстве случаев именно от родительского поведения зависит дальнейшее поведение ребенка. Чтобы предотвратить избалованность, родителям необходимо пресекать возможные варианта баловства чада и попытки откупиться от него дорогими подарками и выполнением прихотей. Чаще всего, вследствие невозможности родителем предоставить достаточное количество любви и тепла, они пытаются восполнить эти пробелы материальными подарками или покупают послушание малыша исполнением его желаний. Данная стратегия пагубно влияет на детско-родительские отношения, все больше увеличивая эмоциональную пропасть, замедляет личностное развитие самого ребенка и формирует манипулятивный стиль общения, а также мешает ему устанавливать здоровые отношения со сверстниками. Последнее ярче всего отображается на ежедневной жизни и препятствует дальнейшей , поскольку такого ребенка исключают из группы одногодок.

Но помимо постоянного потакания есть и другая крайность – излишняя строгость и эмоциональная холодность родителей. Чаще всего она приходит на смену баловству, и основная проблема остается той же – нехватка искреннего взаимодействия, любви и понимания. Только в первом варианте родитель пытается откупиться от ребенка, а во втором стремится подчинить его себе силой, продолжая игнорировать чувственную сферу.

Так что делать, если ребенок невоспитанный? Вместо такой всепоглощающей вседозволенности или строгости необходимо ввести ряд правил. Малышу всегда нужны границы, поскольку он еще не умеет определять окружающий мир, как доброжелательный или опасный – это ограничительная функция лежит на взрослых.

Необходимо установить набор минимальных правил, следовать которым требуется всегда. То есть если было оговорено, что ребенок приходит домой в семь вечера, то так происходит всегда, и не зависит от настроения мамы, которая может потребовать более раннего возвращения или разрешить прийти позже. Обозначение правил внешнего пространства дает ребенку уверенность и убирает половину истерических припадков. Но вместе с тем набор требований должен быть действительно минимальным и соответствовать правилам безопасности. Относительно проявления личностных качеств, притязаний, интересов у ребенка должна быть полная свобода, что создает условия для личностного роста. Тотальный контроль и образ жизни по расписанию родителей приведет к бунту, поэтому должна оставаться большая доля свободного выбора. Правила вводимые в семье должны поддерживаться солидарно, не зависимо от того к кому из родителей ребенок обращается. Если хоть раз кто-то уступит, то дальше требовать поблажки ребенок будет именно у этого родителя и вся система рамок станет недействительной.

Если невоспитанность связана с кризисными возрастными моментами, то родителям остается только запастись терпением. В данном случае они могу объяснять малышу, что с ним происходит, когда в раннем возрасте ребенок знакомится со своими эмоциями. Также можно поддерживать, но не навязываться при подростковом возрасте, хорошо обеспечивать ощущение любви и принятия.

Чем лучше манеры у ребенка, тем лучше его социальная адаптация и благополучие. Нарушение социальных норм всегда является индикатором, что существуют проблемы психологического характера, в семье или же ребенку банально плохо физически. Нужно выяснить причину, а не бездумно читать нотации о необходимом поведении.

Как в садике воспитывать невоспитанного ребенка

В детском садике поведение детей может меняться и отличаться от домашнего, особенно в самые первые посещения. Невоспитанность может быть вызвана тестированием ситуации, только непослушание и вызывающее поведение помогает ребенку на практике узнать, что можно себе позволить относительно сверстников и относительно воспитателя. Соответственно, именно в первые дни нахождения ребенка в новом коллективе, крайне важно установить правила допустимого поведения и контролировать ситуацию.

Возникающие, как требование чего-то необходимо игнорировать. Чем больше вы будете пытаться утешить такого ребенка, тем ярче будет приступ в следующий раз, но полностью отмахиваться не стоит. С ребенком обязательно нужно обсудить произошедшее, только после того, как он успокоится. Нужно спокойно поговорить, объяснив ситуацию, спросив его мнение и придя к общему решению. Поддаваясь на детские слезы, вы закрепляете манипулятивную модель, больше того другие дети группы, заметив, что это работает, могут быстро подхватить метод.

В своих требованиях соблюдайте последовательность, оптимально, чтобы были единые требования у всего коллектива садика. Если сегодня вы что-то ребенку позволили, завтра запретили, его поведение не станет дисциплинированным, поскольку дисциплина изначально отсутствует в требованиях взрослых.

Отличным способом является делегирование простых поручений малышам – так они чувствуют нужность и не требуют внимания другими методами. Кроме того выполнение поручений помогает воспитать ответственность. Можно создать группы, соревнующиеся в протирке столов после обеда, а самого невоспитанного назначить главным в команде.

Обращайте внимание на то, как взаимодействуют с малышом родители, поинтересуйтесь ситуацией в семье. Воспитание в детском саду может оказать сильное влияние на формирование личности и подкорректировать некоторые проявления, но если причина во внутрисемейном стиле общения, то кардинально изменить ситуацию не получится. Можно проводить просветительские лекции для родителей, скорее всего они тоже имеют трудности с невоспитанным ребенком, и объединять ваши усилия в общую, согласованную концепцию.

Муж вернулся домой и застал любовника, который тут же бросился

бежать прочь. «Вот невоспитанность! Ни мне — здравствуйте, ни жене —

спасибо, ни нам обоим — до свидания…»

Невоспитанность – склонность к грубому и некультурному поведению.

Однажды муж и жена копались в огороде. Вдруг лопата мужа на что-то наткнулась, и он достал из-под земли старинную, запечатанную сургучом бутылку, открыл ее и оттуда выскочил джинн. - 1000 лет я провёл в этой проклятой бутылке и дал себе слово: тому, кто меня из неё выпустит, я буду служить до скончания его дней! Проси, что хочешь! - Полезай назад в бутылку, - ответил муж. Джинн повиновался. Муж крепко запечатал бутылку, привязал к ней камень, пошёл на берег моря и швырнул бутылку с джинном как можно дальше, так, чтобы её невозможно было найти. - Ты что?! - набросилась на него жена. - Зачем ты это сделал? Этот джинн мог бы исполнить все наши желания! - Во-первых, что это за джинн, который за 1000 лет даже не в состоянии выбраться из бутылки? Во-вторых, он пообещал мне служить до скончания моих дней. А вдруг через какое-то время ему покажется, что мои дни тянутся слишком долго? И, в-третьих, и это самое главное, - он не представился.

Невоспитанность еще в детстве обокрали, не дав нужного воспитания и не научив себя вести. И вот она сиволапая, шагу ступить не умеет, ни встать ни сесть не умеет, ее чураются, боясь попасть в неловкое положение. Неотесанная, прямолинейная и неделикатная она в любой момент может выкинуть фортель, за который придется долго краснеть перед друзьями и знакомыми. Если она не агрессивная, что бывает крайне редко – мешает эгоизм, над ней можно подшутить: «Скажи, чем отличается пианино от унитаза?» Она наморщит лоб и выдаст: «Не знаю». А вам того и надо: «Вот и приглашай тебя после этого в приличное общество!»

Невоспитанность – это далеко не Маугли, который в силу обстоятельств оказался за рамками человеческого социума. Число ее приверженцев неисчислимо. Листая личные дела людей, состоящих в ее штате, с удивлением обнаруживаешь и академиков, и докторов наук, крупных политиков, артистов, руководителей предприятий и фирм. Словом, разношерстная публика, имеющая различные социальные статусы.

Что же объединяет этих людей? Неужели только то, что им в детстве не сказали, что рыгать за столом недопустимо, нельзя шумно есть, заглатывать, как крокодил, огромные куски и упоенно чавкать, вытирая масляный рот грязными руками? Как-то на званом обеде поручик Ржевский начал есть салат не той вилкой. «Фу, какая невоспитанность», — сказала старая графиня. С тех пор про поручика рассказывают разные гадости. Оказывается, можно быть энциклопедистом, назубок знать этикет, преподавать этику и эстетику и, в то же время, быть невоспитанным человеком.

Воспитанность предполагает основным условием, пропуском в свои обители – уважение и любовь к людям, отсутствие эгоистичного желания жить сугубо для себя. Если человек не уважает окружающих, не любит людей и братьев наших меньших, не милосерден, не правдив, не сострадателен и не требователен к себе – это невоспитанный человек. Представим профессора, у которого эгоизм пропитал ум, чувства и разум. Будучи молодым, он грыз гранит науки и ставил перед собой высокие цели. «Остепенившись», он постепенно стал пристанищем для гордыни: «Я всё знаю по своему предмету. Мне не нужны теперь чужие знания». Такой человек не будет никого слушать. Слушать другие мнения он не может, потому что реально испытывает боль в уме, чувствах и разуме. Кто-то излагает свою точку зрения, а он не может усидеть на месте, сдержаться. Эгоизм исключает возможность услышать и пропустить через разум слова другого человека. Разум отключен эгоизмом. Как результат, профессор будет вести себя не прилично: перебивать оппонента, делать подмену тезисов, заниматься демагогией, переходить на личности, припоминать другому его ошибки. Ошибки – наши учителя, усвоив их уроки, человек развивается и самосовершенствуется, и только невежа будет спекулировать на ошибках других людей. Это равнозначно, вручать человеку диплом кандидата наук и говорить: «Как выяснилось, ты в первом классе писал «ча» и «ща» через «я», и буквы у тебя были кривые».

Невоспитанность – ближайшая подруга невежества, у них много общего. «Нет ничего страшнее деятельного невежества», — писал И. Гёте. Невежественный человек живет с пониманием счастья – жить для себя и не обращать ни на кого внимания, используя все средства и нечистоплотные приемы. Его интересы узко ограничены – алкоголь, разврат, наркотики, низкопробное кино и сериалы, ужастики, компьютерные «стрелялки», сплетни и пустопорожние разговоры. Невежество питает невоспитанность отбросами и испражнениями человеческих выдумок, воплощенных в жизни на потребу публики, жаждущей хлеба и зрелищ. Человек – продукт среды, в которой он живет. Если воспитанность надолго поселить в среду невежества, грубости и хамства, она постепенно переродится в невоспитанность. Если целомудренная женщина будет жить в борделе в обществе проституток, от ее невинности в скором времени не останется и следа.

Невоспитанность, если она стала проявленным качеством личности, косит всех без разбору, будь ты простолюдин или английская королева. Иван Грозный проявил вопиющую невоспитанность, написав письмо английской королеве Елизавете I в настолько грубой форме, что будь он обычным англичанином, не миновать ему смертной казни или как минимум Тауэра. Русский правитель осыпал бранью «невоспитанных» советников королевы, а ее саму назвал старой девой: «Мы думали, что ты правительница своей земли и хочешь чести и выгоды своей стране. Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но и мужики торговые и о наших государевых головах, и о честех, и о землях прибытка не ищут, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину как есть пошлая девица».

Невоспитанность не умеет ладить с людьми. Вообще, умение быть в ровных, доброжелательных отношениях с наибольшим количеством людей – признак зрелой, целостной и воспитанной личности. Воспитанность предполагает гармонию с самой собой и полную гармонию с внешним миром. Если взглянуть на мир «звезданутых» представителей поп-музыки, ужасаешься, что с ними сделало тщеславие, эгоизм и корыстолюбие. Достаточно спеть одну песенку – однодневку, и она уже не просто звезда, а звездища. О какой гармонии с окружающими можно говорить, когда они погрязли в скандалах, сплетнях и склоках?

Оказывается, для того чтобы быть воспитанным, мало иметь навыки правильного поведения в обществе, нужно еще обладать и проявлять на людях позитивные качества своей личности. Человек, обладающий доброжелательностью, уважительностью, деликатностью, словом солидным, презентабельным букетом добродетелей, будет для окружающих желанным и востребованным. Удел невоспитанности – отстраненность людей, тоска одиночества и, как логический конец, полное разочарование от своей жизни.

Петр Ковалев