Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие). Период младенчества (грудного возраста). Теоретическое занятие Основные направления развития ребенка грудного возраста
Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.
Особенности роста и развития
Интенсивное нарастание массы тела. К 4Ѕ мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10-10Ѕ кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75-77см. Окружность головы к году составляет 46-47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3-4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости ври первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7-8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11-12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.
По окончании периода новорожденности ребенок вступает в следующий этап жизни — период грудного возраста, который характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.
Рост доношенного ребенка равен 49 — 51 см. Мальчики обычно крупнее девочек. Наиболее энергично ребенок растет в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются: к 3 мес жизни ребенок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, к 6 мес — 2 — 2,5 см, к 9 мес — 2 см и к концу 1го года жизни — по 1,5 см в месяц. Таким образом, за первое полугодие жизни ребенок вырастает на 15 — 16 см, а за весь первый год жизни — на 25 — 27 см.
Законы нарастания массы тела такие же, как и роста, — чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет прибавка массы: на 1-м месяце жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г (с учетом компенсации физиологической потери массы тела), в течение 2-го и 3-го месяцев жизни по 800 — 900 г, а затем в течение каждого последующего месяца жизни ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце.
Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребенок на первом году жизни, надо к этим показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения массы тела и роста за прожитый год.
При этом удобно пользоваться таблицей.
Средние показатели увеличения роста и массы тела у детей 1-го года жизни
Возраст ребен ка, мес | Увеличение роста, см | Увеличение массытела, г | ||
за месяц | за весь период | за месяц | за весь период | |
1 | 3 | 3 | 600 | 600 |
2 | 3 | 6 | 800 | 1400 |
3 | 2,5 | 8,5 | 800 | 2200 |
4 | 2,5 | 11 | 750 | 2950 |
5 | 2 | 13 | 700 | 3650 |
6 | 2 | 15 | 650 | 4300 |
7 | 2 | 17 | 600 | 4900 |
8 | 2 | 19 | 550 | 5450 |
9 | 1,5 | 20,5 | 500 | 5950 |
10 | 1,5 | 22 | 450 | 6400 |
11 | 1,5 | 23,5 | 400 | 6800 |
12 | 1,5 | 25 | 350 | 7150 |
Первый год жизни ребенка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы — формированием активных движений, различных навыков и умений.
В возрасте 1 мес ребенок уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. К 3-му месяцу объем движений увеличивается: ребенок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, четко определяет направление звуков, узнает близких. В 6 мес ребенок хорошо переворачивается, начинает ползать, произносит отдельные слоги. К 9-му месяцу самостоятельно садится, передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте 1 года ребенок обычно начинает ходить, произносит 10 — 12 слов, умеет хорошо пить из чашки, пытается самостоятельно есть.
В течение первого года жизни в организме ребенка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечнососудистой систем.
После 6 мес жизни у ребенка , к году ребенок обычно имеет 8 зубов.
Продолжается развитие желудочно-кишечного тракта. Начиная с первых месяцев жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к 3 месяцам 150 — 180 мл, а к 1 году 250 мл. В связи с введением в рацион ребенка различных новых видов пищи увеличивается отделение пищеварительных соков с нарастанием их активности. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ.
Практически к концу 1-го года жизни ребенок может получать все основные продукты питания. Частота стула по сравнению с новорожденными уменьшается до 2 — 3, а к концу года до 1 — 2 раз в сутки. У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребенка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.
«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц
Ранний возраст — период жизни ребенка, который охватывает возраст от 1 года до 3 лет. В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма детей. Однако ребенок раннего возраста остается еще в высокой степени ранимым, восприимчивым к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям со стороны пищеварительных органов; ребенок этого возраста легко подвержен любым…
Школьный возраст (7 — 15 лет) характеризуется дальнейшим развитием организма ребенка. У детей школьного возраста усиленно развивается мышечная система, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, формируются вторичные половые признаки. Развитие, детей школьного возраста отличается еще большими неравномерностями. В младшем школьном возрасте преобладают количественные изменения (дальнейшее увеличение роста и массы тела, совершенствование структуры органов, тканей, систем). При…
Очень важно, чтобы в суточном рационе ребенка было правильным соотношение белков животного и растительного происхождения. Для детей первых месяцев животные белки составляют около 100% от общего количества белка, содержащегося в рациона ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет — 70 — 75%, для детей дошкольного возраста — 60 — 65%, для детей школьного…
Период младенчества включает детей от 1 месяца до 1 года (12 мес.).
Основной особенностью периода младенчества являются высокие темпы физического и нервно-психического развития на основе ускоренных процессов обмена веществ. .
Во многом строение и функции основных систем организма сохраняют те же особенности, что были характерны для периода новорожденности:
обильное кровоснабжение;
сниженные защитные функции;
несовершенство регуляторных функций нервной и эндокринной систем.
Однако за одиннадцать месяцев происходят и значительные изменения в организме ребенка. Рассмотрим наиболее существенные из них.
Нервная система интенсивно развивается, характерно активное образование новых условных рефлексов (на базе имеющихся безусловных) и их закрепление. Однако под влиянием любых патологических воздействий (болезнь, стресс и т. д.) навыки могут легко утрачиваться.
Масса головного мозга удваивается к 9 месяцам, спинного мозга - к 10 месяцам (к 3 годам масса мозга утраивается).
Масса мозга к году составляет 1/11-1/12 от массы тела.
В связи с развитием моторных функций совершенствуется координация движений, а значит, развивается мозжечок.
Основная часть рефлексов новорожденных угасает к 3 месяцам (лишь несколько из них - к 4-6 месяцам).
У грудных детей сохраняется склонность к быстрой генерализации любой инфекции и к токсическим поражениям головного мозга.
За период младенчества ребенок делает огромный скачок в нервно-психическом развитии.
Кожа и ее придатки также развиваются и совершенствуются. С l-го месяца появляются потовыделение и слезоотделение. К 4-8 неделям (т. е. к 1-2 мес.) пушковые волосы заменяются на более жесткие, улучшаются функции кожи.
К концу 1 месяца полностью эпителизируется пупочная ранка. В связи с сохранением относительной неустойчивости терморегуляции ребенок (как и новорожденный) легко перегревается и переохлаждается. Следовательно, сохраняются те же правила личной гигиены и требования к одежде и белью, как и у новорожденного ребенка.
С 6 месяцев гигиеническую ванну можно проводить через день (кроме летнего периода).
В связи с активным ростом скелета витамина D, образующегося в коже ребенка, становится недостаточно для роста костей. Поэтому всем детям, находящимся на грудном вскармливании, с 4 недель в осенне-зимний период назначается профилактическая доза витамина D - 500 МЕ в сутки.
Костно-мышечная система интенсивно развивается. Накопление моторных навыков развивает силу и ловкость мышц, нарастает мышечная масса. Однако отличается преимущественное развитие крупных мышц. груди, спины, шеи, плеч, таза, бедер. Мелкая моторика (кисти, стопы) развивается значительно медленнее.
К 3 месяцам исчезает гипертонус мышц.
Большой родничок сохраняется практически в течение всего l-го года жизни и закрывается к 12-16 месяцам:
Формируются изгибы позвоночника:
- - к 2 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно держать голову, появляется шейный лордоз (изгиб кпереди в сагиттальной плоскости);
- - к 6 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно сидеть, появляется грудной кифоз (изгиб кзади в саггитальной плоскости);
- - к 12 месяцам, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, появляется поясничный лордоз.
Прорезываются молочные зубы в следующем порядке (рис. 24): - медиальные резцы - в 6-9 мес.;
- - латеральные резцы - в 9-12 мес.,;
- - первые коренные - в 12-15 мес.;
- - клыки - в 16-20 мес.;
- -вторые коренные - в 21-24 мес.
К одному году в среднем должно быть 8 зубов, что соответствует формуле КЗ = n -4, где n - число месяцев до 24.
Молочный прикус составляет 20 зубов и полностью сформирован к 2 годам (24 месяцам).
Костная ткань отличается преобладанием органических ве...
Этот период начинается с 3 – 4 недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последующие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребенка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы – на 12 см, а окружность груди – на 13–15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес. ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4–5 мес. переворачивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес. самостоятельно садится, а к концу года начинает ходить. К 5 – 6 мес. начинают прорезываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.
В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 – 3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сигнальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес. движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес. он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого момента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет простые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется физическое развитие, его опережает психическое.
Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режима, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 - 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10- 11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 - 4 приема; в возрасте 3 - 6 мес длительность сна - 16 чв сут; от 6 до 10 мес. - 15-16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5 - 15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления - бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных условиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высокую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веществах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим дефицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного тракта затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.
В первые 3-4 мес. ребенок проявляет повышенную устойчивость ко многим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутробно через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.
Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.
Особенностями периода грудного возраста можно считать :
1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:
Диатезы (экссудативно-катаральные, лимфатико-гипопластические);
Гиповитаминозы;
Гипотрофии и паратрофии
2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.
3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).
4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)
5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.
6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).
7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.
Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.
Основные направления ухода – это :
Контроль за физическим и нервно-психическим развитием;
Рациональное вскармливание;
Гигиенический уход;
Физическое воспитание и закаливание;
Эстетическое воспитание.
Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.
Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.
Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.
Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).
Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.
Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.
Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:
Масса тела;
Длина тела;
Окружность головы;
Окружность грудной клетки.
Для оценки физического развития необходимо :
1. Определить возраст
2. Провести антропометрию
3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте
4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине
5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов
6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.
Масса тела
Минимальная масса тела доношенного новорожденного ребёнка 2500г; средняя – 3500+ 200 г.