Логопедического занятия по формированию лексико грамматических. Система логопедических занятий по формированию лексико-грамматических компонентов речи. II. Сообщение темы и задач занятия


В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Домашние птицы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 4. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий на тему «Домашние птицы».

Задачи:

  1. Уточнить, закрепить предметный словарь по лексической теме (названия взрослых птиц и их детёнышей);
  2. Закрепить навыки согласования числительного и существительного;
  3. Совершенствовать навык согласования существительных с числительными в р.п.
  4. Упражнять в словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), в образовании названий детенышей домашних птиц.
  5. Совершенствовать навыки слогового анализа слов и составления схемы предложения из 5-6 слов с включением предлога;
  6. Развивать силу голоса, выразительность речи; логическое мышление, слуховое внимание.
  7. Воспитывать умение сосредоточенно выполнять задания на занятии.

Оборудование: кассета «Голоса птиц», магнитофон, фланелеграф, предметные картинки с изображением домашних птиц, сюжетные картинки с изображением семей домашних птиц на птичьем дворе, наборное полотно, мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?», компьютер, раздаточный материал: маленькие картинки с изображением домашних птиц и животных, цифры, наборы полосок для составления схем предложений.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно назовёт домашнюю птицу. Внимательно слушайте, какую я прошу назвать птицу.

Назови птенца индюка;

Назови его «маму»;

Его «папу»;

- «Мама» - гусыня, а «папа»…?

Назови его птенца;

II. Основная часть:

  1. Прослушивание стихотворения с инструкцией выделения главного героя (читает логопед).

Ребята, мне очень нравится стихотворение об одной домашней птице. Послушайте, его и скажите о ком оно?

Курица - красавица у меня жила.

Ах, какая умная курица была.

Шила мне кафтаны, шила сапоги,

Вкусные, румяные пекла мне пироги.

А когда управится, сядет у ворот,

Сказочку расскажет, песенку споёт.

Назовите, а кто будет парой для моей курочки? (Петух)

– Какая на этой неделе лексическая тема?

  1. Проговаривание чистоговорки:

Цыплята и курица пьют чай на улице.

(Проговариваем, растягивая гласные, дирижируя. Проговариваем по слогам (отстукивание темпа ладонью по столу). Целыми словами, тихим голосом. Целыми словами в медленном темпе. Целыми словами в быстром темпе громким голосом.)

  1. Упражнение «Кто как кричит?» (уточнение глагольной лексики).

Ребята, мама у нас есть – курица, папа - петух, а птенец у них кто?

Петух…? (кукарекает), курица…? (кудахчет), цыплёнок…? (пищит), и т.д. (Прослушивание записи.)

  1. Игра «Догадайся, назови» (развитие логического мышления, слухового внимания, активизация в речи названий взрослых птиц женского пола)

– Петушок и курица очень заботятся о своих цыплятах, следят, чтобы они не потерялись. Но не только они такие заботливые родители. Догадайтесь и назовите маму-птицу, которая так обращается к своим малышам.

Крякушки - детушки, мои непоседушки… (утка);

Балабочет, балабочет, всех собрать их в кучу хочет…(индюшка);

Гогочу, гогочу, всех собрать к себе хочу… (гусыня);

Куд-куда, куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?… (курица)

Называние взрослой птицы, с последующим уточнением слова – подсказки («крякушки», «балабочет», «гогочу», «куд-куда»).

  1. Мультимедийная дидактическая игра-презентация «Кто живет в птичнике?»

Цель: словоизменение существительных по падежам (винительный падеж), образование названий детенышей домашних птиц.

Ход игры: « А кого же не могут мамы-птицы собрать около себя? Давайте отправимся в птичник, где живёт много птиц, и расскажем, кто там живёт.

Дети составляют предложения по образцу (даёт логопед): Гусыня не может собрать своих гусят. Курица не может собрать своих цыплят и т.д.

  1. Динамическая пауза (логоритмическое упражнение «Уточка»).

Утром с шуткой - прибауткой

(пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)

Прихорашивалась утка:

(показывание перед лицом «зеркала» - две ладони вместе)

«Я пригожа и стройна

(проведение руками по лицу, затем по телу)

И умом наделена!

(наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)

Плавная походочка -

(руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)

Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

  1. Гимнастика для глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 3-4 раз.

Посмотреть на пальчик перед носом и задержать взор на счёт 1-3. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счёт 1-4. Повторить 3-4 раз.

  1. Игра «Есть и нет» (работа с раздаточным материалом , совершенствование навыка согласования существительных с числительными в р.п.).

Пока мы гуляли как уточки, к каждому из вас прибежали гости. Посмотрите, какие животные к вам прибежали.

Поднимите карточки, у кого в гостях домашние животные. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

Поднимите те, у кого в гостях домашние птицы. Назови, кто к тебе прибежал (опрашиваются все дети).

А сколько таких гостей прибежало к вам подскажут цифры, которые есть у каждого из вас. Играем в игру «Есть и нет» (дети знакомы с правилами игры).

(Один ребёнок говорит: «У меня 3 цыплёнка». Другой ребёнок ему отвечает: «У меня нет трёх цыплят, но зато есть 5 гусят». Дети говорят по цепочке.)

  1. Коллективное составление предложения с последующим составлением схемы предложения.

Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения и составлять его схему.

О ком мы слушали сегодня стихи? (о курице, о петухе)

Как называется их птенец? (цыплёнок)

Где они живут? (в птичнике)

Как вы думаете, в птичнике живёт одни петух, один цыплёнок, одна курица? (…)

Как нужно сказать, если их много? (петухи, куры, цыплята)

Теперь кто составит предложение? Скажите, кто и где у нас живёт. (Куры, цыплята, петух живут в птичнике).

Составьте схему этого предложения.

(Дети составляют на столах схемы предложения).

Давайте проверим ваши схемы. (Отчёт детей о работе).

III. Итог занятия.

О чём мы говорили на занятии?

Что вам больше всего понравилось, запомнилось?


Разделы: Начальная школа

Пояснительная записка

В настоящее время существенно увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями. Среди таких детей наибольшую численность составляют дети с речевой патологией.

Общее недоразвитие речи – очень распространённый вид речевой патологии. В современной логопедии под общим недоразвитием речи понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне речи.

Опыт работы в национальной школе с детьми тундровиков КМНС убеждает, что дети, воспитывающиеся в условиях ограниченного количества речевых партнеров, приходят в школу с общим недоразвитием речи, со сниженным фонематическим слухом, недостаточной сформированностью лексико-грамматических конструкций и недоразвитием связной речи.

Единообразие подходов логопеда и учителя к речевой работе, преемственность в требованиях к ученикам, а также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной работы, комплексность и многообразие средств развития речи и устранения ее недостатков, использование ведущего вида – учебной деятельности – залог успеха в логопедической работе.

Актуальность представленного цикла логопедических занятий заключается в том, что система учителя-логопеда направлена на становление и развитие речи детей тундровиков КМНС поступающих в первый класс. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Новизна в практическом плане представляет определение содержания выбранных понятий с выделением не только названий предметов, входящих в это понятие, но связанных с ним качеств и грамматических категорий. Серия логопедических занятий построена по тематическому принципу в игровой форме, так как игра является ведущей деятельностью на протяжении всего младшего школьного возраста.

Логопедические занятия – часть системы коррекционно-образовательного процесса в группе учащихся 1 класса с общим недоразвитием речи III уровня.

Представленный материал включает 7 конспектов занятий, в ходе которых у учащихся обеспечивается закрепление лексико-грамматических навыков, осуществляется коррекция недостатков познавательных процессов.

Содержание конспектов соответствует требованиям программы коррекционного обучения и воспитания детей с недоразвитием речи. При составлении конспектов учитывались как общедидактические, так и специфические принципы логопедического воздействия. Речевой материал, используемый на занятиях, подобран с учётом высокой частотности слов словаря 6-7 летнего ребенка, а также с учетом звуковой и слоговой наполняемости этих слов.

Использование различных дидактических игр и игровых приёмов в процессе занятий пробуждает у детей познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, стимулирует развитие памяти, внимания.

Для коррекционного воздействия всегда важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлечённой лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств или отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Дети с общим недоразвитием речи принадлежат к той категории учащихся, которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без неё они не только испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими отрицательные последствия. Постепенно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи слов в предложении.

Данная серия занятий представляет собой опыт работы с детьми-логопатами по активизации и обогащению словаря и логико-грамматических категорий.

Конспекты занятий с учащимися-логопатами по формированию лексико-грамматических категорий.

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Относительные прилагательные».

Новокузнецк 2015

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с нарушением речи.

Тема: «Относительные прилагательные»

(Старшая группа.)

Цель:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    учить детей называть признаки времен года;

    учить образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним.

Коррекционно-развивающие:

    развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

    развивать мышление и связную речь;

    закреплять навык использования в речи предлога без;

    упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Методы и приемы: загадка, наглядные методы (иллюстрации), словесные методы (беседа, рассказ, вопросы), игровые упражнения.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков; сюжетные картины по теме «Весна» и «Что перепутал художник?»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла... (Весна.)

М. Картушина

Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Весна». На картине допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник?». После этого дети садятся на свои места.

2. Объявление темы.

Логопед: Ребята! Наконец к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

3. Вводная беседа.

Весна

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины. Небо весной голубое, высокое, чистое. Облака на небе легкие, пушистые, перистые - как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу. Некоторые звери меняют старую

вимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок, кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

4. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Дети: Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников. И т.д.

Игра «Образуй новое слово». Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) - весенний дождь, весеннее солнце, весенняя радуга. Март (что может быть мартовским?) - мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи. Апрель - апрельские цветы, апрельское солнышко.

Май - майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнышко.

Дождь - дождливый день, дождливое небо, до ждливая погода. ;

Гроза - грозовое небо, грозовая туча.

Солнце - солнечные лучи, солнечный зайчик| солнечное небо, солнечная поляна.

Физкультминутка «Краски весны» . Выполнение движений по тексту стихотворения.

Снова нет ручьям покоя - День и ночь журчат в кустах.

Бегут по кругу друг за другом.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Спокойно идут друг за другом.

Льет лучи на лес и луг

Приседают - встают.

И на все цветы вокруг.

Б. Асаналис

«Цветок» над головой.

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (Проводится по картинкам.)

Игра «Один - много». Согласование имен числительных и имен существительных. Одна что? (Лужа.) Если несколько, то как о них скажем? (Лужи.) А много чего? (Луж.) Ручей - ручьи - ручьев. Дерево - деревья - деревьев. Туча - тучи - туч. Проталина - проталины - проталин. Сосулька - сосульки - сосулек. Лужайка - лужайки - лужаек. Почка - почки - почек. Гроза - грозы - гроз. И т.д.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло послание от весны. Но послание зашифровано, И нам с вами нужно его расшифровать.

Игра «Составь рассказ». Согласование слов

между собой, составление предложений.

Греет, солнце, ярче.

Окном, за, тает, снег.

Солнце, сосульки, на, тают.

Капель, окном, звенит, за.

Деревьях, на, почки, появляются.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

5. Итог занятия. Логопед: Чей день рождения мы сегодня отмечали? Что бывает только весной? Как вы думаете, почему люди так радуются весне?

Номинация:

Должность: учитель-логопед

Конспект по формированию лексико-грамматических категорий:
«Природа – наше богатство»
(дети старшего дошкольного возраста)

Задачи:

— Обогащать представления детей о многообразии природы сибирского края, о лесе как о сообществе растений, животных и птиц;

— Обогащать и систематизировать представления детей о животных, птицах и деревьях (особенность внешнего вида, строение, видовые признаки);

— Стимулировать познавательный интерес детей к природному миру, способности к самостоятельным умозаключениям и обобщениям;

— Устанавливать связи между природными объектами и условиями их среды обитания;

— Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;

— Способствовать совершенствованию связной и диалогической речи;

— Развивать память, произвольное внимание, быстроту реакции, логическое мышление, связную речь;

— Содействовать воспитания командного духа, уважения к партнерам по игре;

— Развивать умения договариваться между собой, оказывать помощь другим.

Активизация словаря:

— названия: лось, сохатый, волк, лиса, рысь, глухарь, скворец, утка, ласточка, кедр, береза, осина, яблоня, названия частей тела животных и птиц, строение кедра;

— признаки: хищные, травоядные, перелетные, зимующие, хвойные, лиственные, сибирский.

Предварительная работа:

— наблюдение за изменениями в природе осенью, чтение рассказов и стихов о лесных обитателях, беседы о животные, птицах и деревьях родного края, рассматривание репродукций картин, иллюстраций по теме;

дидактические игры: «Четвертый лишний», «Логическая цепочка», «Чей хвост?», «Назови меня», «Найди хозяина» (следы).

Методы и приемы:

педагогическая ситуация «письмо от Лесовичка»;

— социоигровой метод;

— ИКТ: видеоролик «Пожар в лесу»; мультимедийные игры «Четвертый лишний», «Подбери части»;

— игра-эстафета «Спасатели»;

— динамическое упражнение «Прогулка по осеннему лесу» с использованием слов антонимов;

— игра-имитация «Как вести себя на природе»;

— игровая ситуация «Экологический плакат».

Моделирование предметно-пространственной среды : мультимедийная установка, презентации «Осенние зарисовки», «Животные и растения Прибайкалья», видеоролик «Пожар в лесу», конверт с письмом от Лесовичка, медали для деления на компании (цвет) по количеству детей, разрезные и целые картинки (лось, глухарь, кедр), схемы к игре «Подбери части», простые карандаши по количеству детей, предметные картинки (животные, птицы, насекомые, растения, грибы, посуда, игрушки), обруч, 3 ориентира, сюжетные картинки «Как вести себя на природе», 3 листа формата А 4, карточки с экологическими символами, клей, салфетки, 3 детских стола, стульчики по количеству детей, музыкальное сопровождение.

Дети входят в зал под музыку и встают в круг.

Ведущая: Здравствуйте, ребята, я Вас всех очень рада видеть. Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

В.: Давайте послушаем стихотворения про осень, которые написали братские поэты. Слайдовая презентация «Осенние зарисовки».

Ведущая зачитывает письмо.

«Ребята, мне нужно напомнить людям, как вести себя на природе. Помогите мне, пожалуйста, сделайте плакаты. А про кого вы будете делать плакаты узнаете, посмотрев на картинки. Желаю Вам удачи!»

В.: Поможем Сибирячку? (ответы детей). Сибирячок отправил еще медали, которые помогут нам выполнить это задание. Каждый из Вас возьмите по одной медали и оденьте. Давайте присядем на осеннею полянку и посмотрим на экран, где узнаем про кого и про что будем составлять плакаты.

Презентация «Животные и растения Прибайкалья»

Игра с использование ИКТ: «Четвертый лишний»


В.: Какие, давайте перечислим? (Яблоня, осина, кедр, береза)

В.: Как вы думаете, какое дерево лишнее? (Кедр) Почему кедр лишний? Варианты ответов нескольких детей (Потому что все лиственные деревья, а кедр – хвойное).



В.: Давайте посмотрим на следующий слайд. Кто это? (слайд 4)

(Птицы). Назовите изображенных птиц? (Глухарь, скворец, утка, ласточка).


Почему глухарь лишний? (Потому что все перелетные, а глухарь у нас зимует не улетает в теплые края).



Почему лось лишний? (Потому что это травоядное животное, а остальные – хищные).

В.: Посмотрите на свои медальки и найдите свое место за столом по цвету кружочка на медальки. У нас получилось три команды, теперь нужно выбрать капитана каждой команды.



Игра «Разрезные картинки»

В.: Подойдите капитаны ко мне и возьмите конверты. В конвертах разрезанная картинка. Ваша задача, узнать про кого вы будете делать плакат.

Проверка задания. Ваша команда про кого будет готовить плакат?

В.: Наши плакаты будут про кедр, глухаря и лося. А где мы можем их всех встретить, увидеть? (В лесу).

В.: Я предлагаю Вам отправиться в осенний лес. Для этого встанем в круг. А чтобы нам не было скучно по дороге будем играть в игру «Далеко-близко»

В осенний лес всех на прогулку приглашаю я пойти

Интересней приключенья нам, ребята, не найти

Друг за дружкой становитесь, крепко за руки беритесь.

Вижу кедр далеко. А вы?

А мы видим близко.

Сидит глухарь высоко. А вы?

А мы видим низко.

Вижу лося большого, а вы?

А мы видим лосенка-маленького.

Вижу ствол у кедра тонкий, а вы?

А мы видим ствол у кедра толстый.

Думаю лосю в лесу тепло, а вы?

А мы думаем, что лосю в лесу холодно.

Слышу глухарь токует тихо, а вы?

А мы слышим глухарь токует громко.

В.: Давайте сядем за столы и посмотрим следующее задание.

В.: Капитаны получите задание на листочке. Ваша задача внимательно посмотреть на картинку и простым карандашом обвести только то, что подходит к вашему герою.

В.: Команда кедра выполняет задание про кедр, команда глухарей – глухаря, команда лосей – лося.



Слайд 10 Слайд 11


ВИДЕОРОЛИК «ПОЖАР В ЛЕСУ»

Игра-эстафета «Спасатели»

В.: Ой, ребята, какая беда в лесу случилась? (Пожар)

Нужно спасти всех живых существ. Будем спасать? Команды стройтесь за своими капитанами. В другом конце зала обруч, в котором картинки Вы должны будете добежать до обруча и взять картинку, которую нужно спасти. Пока играет музыка надо спасти жителей леса.

В.: Давайте проверим кого вы спасли, кого спасла команда глухарей, кого команда кедра, кого лося. Надо отвечать так, полным предложением: Я спас…..

В.: Ребята мы спасли лесных обитателей от огня.

Игра-имитация «Как вести себя на природе»

В.: Садитесь на коврике командами, образовав три кружочка. А от чего бывает пожар в лесу? Какие еще действия человека могут угрожать природе? Предлагаю поиграть, друг другу загадки загадать. А загадки не простые, покажем картинки живые. Для этого мы выполним следующее задание, капитаны команд выйдите и возьмите конверт. В конверте сюжетная картинка из серии «Как вести себя на природе», каждая команда тихонько совещается кто и что будет показывать. Когда все готовы, одна команда выходит и показывает свой сюжет, остальные отгадывают.

Ведущий подводит итог.

В.: Я думаю, вы теперь будете бережно относиться к природе.

Игровая ситуация «Экологический плакат»

В.: Ребята, нам пора приступить к изготовлению плакатов, о которых просил Лесовичок. Садитесь за столы. У Вас листочки и знаки. Ваша задача отобрать только те знаки, на которых изображены символы представляющие угрозу вашему герою и приклеить их на свой листок. Вам, которые угрожают деревьям, вам птицам, вам животным. Знаки нужно перечеркнуть, что так делать нельзя.

Выступление капитанов по защите плакатов.

В.: Ой, какие вы молодцы! Я Ваши плакаты отправлю по почте Лесовичку. Я думаю, что Лесовичок вам будет очень благодарен за помощь. А еще я надеюсь, что вы сами будете соблюдать правила поведения в лесу и не нарушать их.

Список литературы

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. СПб.: Детство – Пресс, 2010.
  2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  3. Букатов В. М. Шишел-мышел, взял да вышел. Настольная книжка воспитателя по социально-игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями… — СПб: Образовательные проекты, 2008. – 144 с.
  4. Горбунова В. А., Мишарина Л. А. Ориентировочная региональная программа знаний о растениях. – Иркутск, 2002.

Интернет-ресурсы

http://sibiryachok.net/

Номинация: конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей 5-7 лет

Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «ДСКВ № 37»
Месторасположение: Иркутская область, город Братск

Разделы: Работа с дошкольниками

Задачи :

  1. упражнять детей в образовании относительных прилагательных;
  2. упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;
  3. упражнять в правильном употреблении предложно-падежных форм;
  4. обучать пересказу небольшого текста с опорой на серию сюжетных картин;
  5. развивать память, мышления, внимания, общую и мелкую моторику.

Оборудование :

  • игра «Чего нет?» с предметами одежды;
  • предметные картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов;
  • конверты с письмами от сказочных героев;
  • мнемодорожки для составления предложений;
  • сюжетные картинки «Помоги Незнайке найти его шляпы», «Помоги Незнайке найти его вещи»;
  • мнемозагадки об одежде, обуви, головных уборах;
  • сундучок;
  • игра «Магазин»
  • мнемотаблица к отрывку из стихотворения З.Александровой «Мой мишка»;
  • шаблоны «штанишки», карандаши, листы бумаги по количеству детей;
  • серия сюжетных картинок «Таня шьет штанишки»
  • Ход занятия:

    I. Оргмомент
    Игра «Чего нет?» - образование Р.п.мн.ч.
    Дети рассматривают картинки на столах и фланелеграфе и составляют предложения:

    • У меня нет платьев.
    • У меня нет брюк. И т.д.

    Картинки с изображением предметов одежды, которых нет на столах у детей, помещаются на фланелеграф (Рисунок1 )

    II. Сообщение темы и задач занятия

    • О чем мы будем сегодня говорить?
    • Да, мы будем составлять предложения, рассказы, отгадывать загадки об одежде и обуви.
    • Я сегодня утром проверяла почту и нашла в почтовом ящике письма от сказочных персонажей и даже одну посылку. Хотите узнать, что они пишут?

    III. Выполнение лексико-грамматических упражнений
    1. Игра «Письмо от Незнайки»
    а) упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций.
    Логопед достает первое письмо от Незнайки.

    • Незнайка прислал нам фотографии своего дома. Он просит вас подсказать, куда подевались его вещи. (Рисунок2 )

    (картинка из книги Ткаченко Т.А. Лексико-грамматические представления: Формирование и развитие. Логопедическая тетрадь. – М.: Книголюб, 2008. – 32с)

    Дети рассматривают картинку и составляют предложения о том, где лежат Незнайкины вещи:

    • Портфель стоит под столом.
    • Свитер лежит на диване.

    И т.д.

    б) Упражнение в составлении предложений по мнемодорожкам (Рисунок3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

    • Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп.
    • Какие шляпы подарили Незнайке друзья?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам о том, кто какую шляпу подарил Незнайке : Знайка подарил голубую шляпу и т.д.

    в) Упражнение в употреблении предложно-падежных конструкций

    • Но Незнайка носил только голубую шляпу, а остальные просто разбрасывал по комнате. Однажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Давайте поможем Незнайке. Рассмотрите картинку, найдите все шляпы в комнате и составьте предложения: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал красную шляпу из-под стола» (Рисунок7 )

    (картинка из книги Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2. – М.: ГНОМ и Д, 2007. – 32с.)

    2. Игра «Письмо от портного Ежика» - упражнение в образовании относительных прилагательных

    • Следующее письмо пришло нам от портного ежика. Он решил для лесного народа сшить одежду. Хотите узнать, кому какую одежду сшил ежик?

    Дети составляют предложения по мнемодорожкам. (в пустые клеточки приклеиваются кусочки материала, дети определяют, какой это материал и составляют предложения) (Рисунок8, Рисунок9, Рисунок10, Рисунок 11 )
    (В случае необходимости логопед подсказывает название материала:

    • Ежик сшил белке юбку из трикотажа. Какую юбку сшил ежик для белки?)

    IV. Составление рассказов-описаний одежды по плану-мнемотаблице - Игра «Письмо от Василисы Премудрой»

    • Василиса Премудрая, как всегда, прислала нам свои мудреные загадки. На этот раз они о предметах одежды, обуви и головных уборах. (Рисунок12, Рисунок13, Рисунок14, Рисунок15 )

    Дети отгадывают мнемозагадки и объясняют, как они догадались
    (Примерный рассказ по мнемотаблице: Я думаю это ботинки, потому что они бывают коричневого, черного и серого цвета. Они сделаны из кожи, они кожаные. У них есть шнурки, язычок, маленький каблучок, подошва. Ботинки носят осенью, зимой и весной. Ботинки – это мужская обувь)

    Картинки-отгадки помещаются на фланелеграф.

    V. Игра «Магазин» - упражнение в употреблении относительных прилагательных, согласовании прилагательных с существительными, образовании Р.п.мн.ч. существительных.
    А еще нам пришла посылка. Интересно, что в ней.
    Логопед достает из сундук.

    • Кто же его прислал? (Али-Баба)
    • Хотите посмотреть, что в нем лежит?
    • Это же деньги для покупок в нашем волшебном магазине.

    Логопед раздает детям «деньги». (Рисунок16 )

    • Посмотрите внимательно, что можно «купить» в нашем магазине на эти деньги.

    Дети выходят к фланелеграфу и «покупают» предметы одежды, обуви, головные уборы, составляют предложения:

    • Дайте мне много платьев.
    • Дайте мне синюю юбку.
    • Дайте мне джинсовый сарафан.

    VI. Динамическая пауза. Игра «Письмо от неряхи»

    • Наша почта еще не кончилась. От кого же это письмо? Оно такое грязное.
    • Это письмо от неряхи. Он просит нам помочь постирать его одежду.

    Дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.

    Ох, испачкалась одежда,
    Мы ее не берегли,
    Обращались с ней небрежно,
    Мяли, пачкали в пыли.
    Надо нам ее спасти
    И в порядок привести.
    В тазик воду наливаем,
    Порошочку насыпаем.
    Всю одежду мы замочим,
    Пятна тщательно потрем,
    Постираем, прополощем,
    Отожмем ее, встряхнем.
    А потом легко и ловко
    Все развесим на веревках.
    А пока одежда сушится,
    Мы попрыгаем, покружимся.

    VII. Игра «Письмо от Тани»
    1. Рассказывание стихотворения по мнемотаблице (Рисунок17 )

    • Нам письмо прислала Таня. Послушайте, я его прочитаю.
    • Давайте вместе его прочитаем.
    • Кто хочет прочитать все письмо полностью?

    Я рубашку сшила мишке,
    Я сошью ему штанишки.
    Надо к ним карман пришить
    И конфетку положить.

    2. Пересказ текста по серии сюжетных картинок. (Рисунок18 )

    • Таня просит нас помочь ей сшить штанишки для мишки.
      • Что нужно сделать сначала? (выкройку)
      • Давайте сделаем выкройку: обводим по шаблону штанишки.
      • Теперь выкройка готова. Как вы думаете что Таня должна сделать дальше?
      • Выкроить штанишки из ткани.

    Логопед выставляет на фланелеграф первую картинку.

    • Что сделала Таня.
    • Таня выкроила штанишки из ткани.
    • Что нужно сделать потом?

    Логопед выставляет на фланелеграф вторую картинку.

    • Что делала Таня после?
    • Таня строчила на швейной машинке.
    • А что делал мишка в это время?
    • Мишка внимательно следил за Таниной работой.
    • Как вы думаете, что произошло дальше?

    Дети высказывают свои предположения.
    Логопед выставляет следующие картинки.

    • Таня примеряет штанишки и сажает мишку за стол

    3. Послушайте, как Таня сшила обновку
    Однажды Таня решила сшить мишке новые штанишки. Она выкроила их из ткани. Потом строчила на швейной машинке. Мишка внимательно следил за Таниной работой. Шортики готовы! Таня примерила мишке обновку и усадила его за стол.

    4. Рассказы детей

    VIII. Подведение итогов занятия
    Оформление сундучка знаний в групповой комнате: Дети рассказывают о том, чему они научились на занятии, а логопед помещает на стенки сундучка мнемотаблицы, серию сюжетных картинок.