Методика незаконченные истории г а урунтаева. Изучение развития элементов трудовой деятельности. Сказка ложь, да в ней намек


Диагностика

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость.

У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г. А. Урунтаева, ю. А, Афонькина)

Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал...

Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой».

Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать.

Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое) , но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г. Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине) .

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие...

Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных) , эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал.

Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика - «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу) .

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-) .

Произвольность эмоций

В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+)

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью.

У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.

Материал с сайта nsportal.ru

Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

Время выделения ведущей руки, наличие переучивания.

Адаптация в детском саду.

Основные черты характера (спокойный – возбуждённый, подвижный – замедленный, уравновешенный – капризный и т.д.) .

Основные черты поведения (капризность, слезливость, тревожность, расторможенность, трудность переключения) .

Речевой анамнез

Время появления гуления и лепета.

Особенности гуления и лепета (активность, многообразие звуковых комплексов, характеристика голосовых реакций) .

Время появления первых слов.

Время появления развёрнутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фразовой речи.

Наличие и выраженность итераций.

Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.) .

Социальная среда (где ребёнок воспитывался – в доме ребёнка, детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с матерью, бабушкой) .

Особенности речевой среды: контакты с заикающимися лицами или лицами с другой речевой патологией; при наличии двуязычия – какой язык преобладает в общении.

Особенности речевого общения с ребёнком, недостаточность речевого общения, стимуляция речевого развития ребёнка (в каком объёме читалась детская литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколько быстро запоминал, в каком объёме) .

Культурно-бытовые условия в семье.

Возраст, в котором появилось заикание.

Предполагаемые причины и характер возникновения заикания (остро, психогенно, без видимой причины и пр.) .

Наличие периода мутизма.

Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

В каких условиях облегчается – ухудшается речь.

Изменилось ли поведение ребёнка с момента появления заикания и в чём это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, негативизма, страхов, энуреза и пр.) .

Отношение ребёнка к своему речевому дефекту.

Какие меры принимались для устранения речевого дефекта (лечение у врача, посещение логопедических занятий, пребывание в специальных учреждениях системы здравоохранения или системы образования – детский сад, школа) .

Продолжительность и результативность лечения и обучения .

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

Имеют ли место частые конфликты в семье – чрезмерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребёнком; перегрузки впечатлениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.) .

Отношение членов семьи к речевому дефекту заикающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заикающегося и др.) .

Личностные особенности ребёнка

Имеются ли черты тревожности в характере заикающегося ребёнка.

Отмечаются ли в поведении ребёнка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость) .

Есть ли у ребёнка черты боязливости, пугливости.

Уровень развития игровой деятельности.

Комментирует ли ребёнок свои действия в играх или играет молча.

Предпочитает играть в одиночестве или в коллективе детей.

Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрастом или проявляется реже, чем раньше) .

  1. Анализ заключения специалистов

Анализируется состояние интеллекта, слуха и зрения (заключение специалистов: психоневролога, отоларинголога, офтальмолога) .

Анализируются данные, представленные воспитателем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

3. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребёнка

Анализируется общее развитие ребёнка, особенности деятельности.

Сведения ребёнка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным материалом для данной возрастной группы по всем разделам «Программы воспитания в детском саду» (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на занятиях по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности и конструированию, в чём они проявляются) .

Характер игровой и трудовой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях дежурного) ; любимые игры (творчески организует игру, стереотипно манипулирует предметом) , любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет одной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым) ; сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание) , играет молча.

Отмечаются также:

Повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность утомляемость, истощаемость;

Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы (настроение ребёнка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, радостное настроение; волевые особенности: целеустремлённость, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.) .

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способствующие изменению эмоционального состояния.

Характерологические особенности ребёнка (спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: задирист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.) .

Состояние психических функций:

Особенности восприятия (восприятие цвета, формы, пространственных отношений; наблюдательность ребёнка) ;

Характеристика внимания (устойчивость, переключаемость, распределяемость, рассеянность и др.) ;

Особенности памяти: скорость и объём запоминания, точность воспроизведения;

Особенности мышления (уровень развития логического мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий; при сравнении, при классификации предметов; понимание смысла загадок, пословиц; осмысление причинно-следственных отношений и др.) .

4. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений

1. Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; 1 балл - не удаётся сохранить позу, схождение с места;

б) стоять на «цыпочках». Отмечается: 3 балла - удержание позы; 2 балла - схождение с места, балансирование резко выражено; 1 балл - опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах) . Отмечается: 3 балла - свободно прыгает на одной ноге; 2 балла - касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; сильные взмахи руками; 1 балл - не удаётся прыгать на одной ноге;

б) определяется возможность прыгать с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: 3 балла - прыжок производится легко и свободно; 2 балла - прыжок неловкий, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; 1 балл - прыжок не удаётся.

3. Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каждой стороны (на расстоянии, равном длине спички) ; ребёнку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: 3 балла - одновременные движения обеими руками удаются, спички берутся и кладутся одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременные; 1 балл - одновременные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движений рук и ног; ребёнку предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец. Отмечается: 3 балла - марширует и наматывает нитку одновременно; 2 балла - движения не всегда одновременны; 1 балл - одновременные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; пластичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребёнку предлагается выполнить следующие упражнения:

1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочерёдно сначала на правой, затем на левой руке;

2) загнуть каждый из пальцев поочерёдно на правой и на левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, «пальчики здороваются»;

4) застёгивание и расстёгивание пуговицы, завязывание шнурков.

Отмечается ведущая рука – 3 балла - точное и чёткое выполнение; 2 балла - недостаточно чёткое; 1 балл - плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Для обследования детей от 4 до 6 лет используются тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнтца.1

  1. поднять брови («Удивление») ;

Методы качественного анализа

На современном этапе развития науки психологии имеется множество методик полного и разностороннего изучения личности.

Для разрешения ряда проблем бывает достаточно беседы и методов наблюдения. В более сложных случаях и при массовом обследовании лучше применять легко интерпретируемые экспресс-методики.

Любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель обязан владеть педагогической диагностикой.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны.

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путём систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития.

В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез должен быть проведён в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме, а также охватывать всех учащихся без исключения. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Методы психодиагностики и особенности их использования с детьми дошкольного возраста

НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение– один из основных методов, используемых в педагогической практике.

Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении детей.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность- наблюдение проводится не за ребенком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование- до начала наблюдения необходимо наметить определённые задачи (что наблюдать) , продумать план (сроки и средства) , показатели (что фиксировать) , возможные просчёты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность- наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей.

4. Естественность- наблюдение должно проводиться в естественных для ребенка условиях.

5. Систематичность- наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, регулярно в соответствии с планом. Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми, зависят от их возраста. Чем более ранний возраст мы берем, тем меньше должен быть интервал времени между очередными наблюдениями.

6. Объективность– воспитатель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация- данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение - метод трудоёмкий. Практически невозможно исключить влияние случайных факторов. Фиксировать всё невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

Этот метод пассивный: воспитатель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий. Наблюдение даёт информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Объективность наблюдения можно обеспечить за счет использования нескольких наблюдателей, объединения и обобщения их наблюдений.

Опрос- широко распространен в педагогической практике. Этот метод основан на получении информации в процессе двустороннего или многостороннего обсуждения интересующего исследователя вопроса.

Различают несколько видов опроса:

интервью(устно) ,

беседа(более свободная форма) .

Значительные трудности могут возникать тогда, когда в работе с детьми применяется метод опроса. Эти трудности могут быть вызваны тем, что ребенок не всегда понимает адресованные ему вопросы. По этой причине в психологических исследованиях, связанных с применением опроса детей, рекомендуется, прежде всего, убедиться в правильности понимания ребенком адресованных ему вопросов и только после этого интерпретировать и обсуждать даваемые им ответы.

Перед тем как начать опрос, необходимо дать ребенку приспособиться к новой ситуации. Родители могут присутствовать во время обследования, но должны сидеть в стороне, у ребенка за спиной.

Если ребенок сильно застенчив и робок, то можно предложить родителям сесть рядом, взять ребенка за руку, чтобы тот успокоился. Но необходимо следить за тем, чтобы родители не подсказывали.

Разговор с ребенком следует вести неофициально и доверительно.

Если ребенок испытывает затруднения, то его необходимо подбодрить. Нельзя его торопить, ругать за плохие ответы или их отсутствие. Проявлять недовольство.

Желательно в начале опроса предлагать лёгкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные (требующие принятия решений) , в заключение – снова простые.

На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ребенка. Это касается вопросов относительно личностных качеств ребенка и их оценка им.

Беседу также можно проводить с группой, когда воспитатель задаёт вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех её членов, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с группы, поверхностного изучения различных вопросов или для получения информации о социальных процессах в группе.

Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны равномерно распределяться по всей беседе.

Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой могут быть неприятны ребенку. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать ещё раз в иной формулировке.

Не следует злоупотреблять временем беседы. Опрос ребенка не должен длиться более: 5-15 минут. (в зависимости от возраста) . Снижается интерес и устойчивость внимания.

К несомненным достоинствам беседыследует отнести:

Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы.

Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к ребенку.

Особую проблему представляет фиксация беседы. Магнитофонная запись, производящаяся без согласия собеседника, запрещается по этическим и юридическим мотивам. Открытая запись смущает и угнетает собеседника точно так же, как стенографирование.

Непосредственная фиксация ответов во время беседы становится ещё более серьёзной помехой. Записи, сделанные непосредственно после беседы, таят в себе опасность субъективных трансформаций.

Важным фактором, влияющим на получении объективной информации в ходе обследования, является состояние ребенка.

После окончания опроса диагност должен дать положительную оценку деятельности ребенка. (Молодец! Отлично! Хорошо, постарался!)

ТЕСТИРОВАНИЕ

Тестирование– это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик. Часто оно является наименее трудоёмким способом получить объективные сведения.

Тест как научный инструмент - это результат работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами и педагогами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача воспитателя сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

В педагогике применяются главным образом тесты успеваемости, тесты, определяющие готовность к школе, тесты интеллекта, тесты, проверяющие пригодность к профессиональному обучению, тесты на внимательность и умение сосредоточиться, а также социальные тесты.

С точки зрения формы можно различать тесты, предполагающие свободные ответы(тестируемый должен сам формулировать ответ) , и тесты, предполагающие выбор(тестируемый должен выбрать правильный ответ из предложенных ему вариантов) .

В особую группу выделяют проективные тесты. Они основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных качеств человека.

Такая оценка получается в результате анализа того, как человек интерпретирует и воспринимает некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна, незавершенные предложения и др. Предполагается, что человек в оценку и интерпретацию подобных объектов «вкладывает» или «проецирует» самого себя. К проективным тестам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или, как у детей – неосознаваемых ими психологических особенностей.

Проективные тесты применяются лишь специалистами т.к. они требуют большой специальной теоретической и практической подготовки , опыта их применения. По сравнению с другими видами тестов требуют значительно больше времени.

Очень трудная интерпретация результатов, невысока вероятность их правильности. Снижена объективность исследования.

Для психодиагностики детей обычно используют тесты, аналогичные взрослым, но более простые и адаптированные

ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент- то активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется какой-либо психологический факт.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности и комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности воспитателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приёмов работы.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряжённости, скованности испытуемого, его стеснённости из-за непривычных условий. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса

Естественныйэксперимент отличается тем, что дети, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании. Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствует отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Формирующийэксперимент предусматривает внедрение в педагогическую практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций.

В основе этики – признание права каждого человека на неприкосновенность его психики, его души.

ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ

1. Принцип ответственности:ответственность диагноста за сохранение психического и физического здоровья, эмоционально-соматического комфорта, социального благополучия обследуемого на всех этапах психодиагностического обследования.

2. Принцип компетентности: психодиагностическое обследование выполняется всегда квалифицированными специалистами. Психодиагност берется за решение тех задач и вопросов, по которым он профессионально осведомлен.

3. Принцип конфиденциальности: неразглашение результатов без персонального согласия на это того лица, по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключение составляют случаи, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ребенка, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине. На родительских собраниях не следует указывать на конкретных детей: родители сами должны понять, что относится к их ребёнку.

4. Принцип научной обоснованности: психодиагностические методики должны быть валидны и надежны, то есть давать такие результаты, которым можно вполне доверять.

5. Принцип ненанесения ущерба: результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается обследованию. Если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип применяется вместе с принципом открытостирезультатов для обследуемого, который требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования.

6. Принцип объективности:выводы по результатам тестирования должны быть научно обоснованными, и никак не зависеть от субъективных установок тех, кто проводит тестирование.

7. Принцип эффективности: дающиеся на основании психодиагностики рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются.

8. Принцип комплексной диагностики– принцип сочетания различный методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения точности диагностического заключения

Поскольку воспитатель, проводя психодиагностическое обследование, тесно взаимодействует с детьми и может воздействовать на них, он должен обладать определенным личностным качествами: критичность и гибкость мышления, общительность, эмпатия, доброжелательность, терпимость к чужому мнению, умение выслушать, понять и успокоить, тактичность, свободное владение речью, высокая общая культура.

Основная рекомендация, которая касается поведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение - достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.

При психодиагностики несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования ребенка;

Результаты психологического обследования и рекомендации, дающиеся на их основании предоставляются в доступной для правильного понимания форме;

Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бодалев А. А., Деркач А. А., Лаптев Л. Г. «Основы социально психологических исследований» М.: Гардарики, 2007г.
  2. Казанская В. Г. «Педагогическая психология: Учебное пособие» СПб.:Питер,2003г
  3. Немов Р. С. «Психология» Кн.2: Психология образования-М.:ВЛАДОС,2003г.
  4. Немов Р. С. «Психология» Кн.3 Психодиагностика-М.:ВЛАДОС, 2003г.
  5. Шевандрин Н. И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности» М.:Владос,2001г.
  6. Широкова Г. А. «Справочник дошкольного психолога». Ростов н/Д: Феникс, 2004г.

Анализ и интерпретация результатов, полученных с помощью методики «Закончи историю»

Результаты диагностики представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты диагностики с использованием методики «Закончи историю»

В ходе диагностики нами определено, что большинство участников исследования (52%) характеризуются достаточным уровнем осознанности нравственных норм. Мы можем говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, корректным образом оценивают действия детей, а также мотивируют свою оценку.

Несколько сниженный уровень осознанности нравственных норм имеют 19 детей (38%). Можно говорить о том, что данные дети называют нравственную норму, они корректным образом оценивают поведение детей, вместе с тем, они не мотивируют свою оценку.

Три ребенка (6%) корректным образом оценивают поведение детей как положительное или как отрицательное, вместе с тем, отсутствует мотивировка и формулирование нравственной нормы. Два ребенка не смогли корректным образом оценить поступки детей (4%).

Соотношение уровней выраженности показателей осознанности детьми нравственных норм представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Соотношение результатов диагностики методикой «Закончи историю»

Таким образом, на основании результатов диагностики, мы можем заключить, что большинство детей характеризуется достаточно высоким уровнем осознания нравственных норм. Дети в большинстве своем успешно называют нравственные нормы, корректным образом оценивают поведение других людей, вместе с тем, отдельные дети имеют сравнительно низкий уровень осознанности нравственных норм. Можно говорить о том, что в целом для дошкольников характерным является средний уровень сформированности когнитивного компонента нравственной сферы.

1. Методика «Закончи историю»

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Сюжетные картинки»

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников (См. Приложение).

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

3.2 Результаты исследования и их анализ

Нами была проведена диагностика нравственной сферы у 15 дошкольников детского сада № 17 г. Колпашево. Результаты диагностики представлены в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Оценка осознания детьми нравственных норм

Испытуемый

Называет нравственную норму

Оценка поведения детей

Мотивировка оценки

Количество баллов

1 Олег Н. + + + 3
2 Рома Л. + + - 2
3 Витя Г. + + + 3
4 Аня Е. - + - 1
5 Вера Щ. + + + 3
6 Максим Т. + + + 3
7 Оля Т. + + - 2
8 Сережа К. - - - 0
9 Леня М. + + - 2
10 Илья К. + + + 3
11 Антон В. + + + 3
12 Ксюша А. + + - 2
13 Наташа Ц. + + - 2
14 Эля П. + + + 3
15 Игорь П. + + + 3

Из диаграммы мы видим, что почти половина испытуемых (53 %) показала высокое осознание нравственных норм, большая часть испытуемых (33 %) показала среднее осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Таким образом, мы можем сказать, что в проверенной нами группе у детей хороший уровень осознания нравственных норм.

Таблица 2

Оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников

Испытуемый

Раскладывание картинок

Обоснование своих действий

Эмоциональные реакции

Количество баллов

1 Олег Н. + + +/- 2
2 Рома Л. + + + 3
3 Витя Г. + + + 3
4 Аня Е. + + +/- 2
5 Вера Щ. + + +/- 2
6 Максим Т. + + + 3
7 Оля Т. + + + 3
8 Сережа К. + - - 1
9 Леня М. + + - 2
10 Илья К. + + +/- 2
11 Антон В. + + + 3
12 Ксюша А. + - - 1
13 Наташа Ц. + + + 3
14 Эля П. + + + 3
15 Игорь П. - - - 0

Из диаграммы видно, что большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам.

Проводя наблюдения за общением дошкольников в учебной и свободной деятельности, мы пришли к выводу, что проведение специальной работы с детьми по нравственному воспитанию способствует повышению общего нравственного воспитания у детей.

В дальнейшем мы планируем провести тест «Социометрия» для выявления взаимоотношения в группе.


Заключение

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.

Личностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики:

Самоценность личности;

Уважение личности ребенка;

Природосообразность воспитания;

Добро и ласка как основное средство воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного процесса на основе:

Глубокого уважения личности ребенка;

Учета особенностей его индивидуального развития;

Отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.

Для выяснения влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики мы увидели, что после занятий по нравственному воспитанию большинство протестированных детей (47 %) имеют высокое эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам показало всего лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском саду должны проводиться специальные занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия и нормы являются уже сформированными и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода.


Список использованной литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. – СПб., 1994.

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2002.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

4. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М., 1968.

5. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

6. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1973.

8. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

10. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984.

11. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

12. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

13. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

14. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1973.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

16. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1960.

17. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

18. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.

19. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972.

21. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

22. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.

23. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. - М., 1980.

24. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.

25. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

26. Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н.П. Сакулиной и Н.Н. Поддьякова. - М., 1989.

27. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб., 2001.

28. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

29. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.


См.: Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. – С. 46 – 48.

См.: Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабинаковой. – М., 1984. – С. 124 – 128.

См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 76.

См.: Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 56 – 57.

См.: Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, 1995. С. 38 – 40.

См.: Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. – М., 1984. – С. 59.

Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М., 1980. С. 24 – 26.

Им значительно улучшить результативность оздоровительной работы с детьми. Таким образом, можно сделать вывод, что приоритетное направление по оздоровительной работе на основе современных образовательных программ по физическому воспитанию в ДОУ будет способствовать повышению показателей здоровья и уровня физической подготовленности дошкольников, что подтверждает нашу гипотезу. 3.2 Рекомендации...

Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Диагностика

«Особенности нравственного и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста».

У детей старшего дошкольного возраста появляются моральные суждения и оценки, понимание общественного смысла нравственной нормы. Возникает личностная и нравственная са­морегуляция. Нравственные нормы поведения приобретают устойчивость. У большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Дети в состоянии объяснить свои поступки, пользуясь нравственными категориями. Они усваивают социальные формы выражения чувств, начинают понимать переживания других, проявлять забочу, отзывчивость, взаимопомощь, сочувствие, а также адекватно реагировать на удачи и неудачи других Чувства и эмоции становятся осознанными, обобщенными, разумными, произвольными.

Диагностика нравственного и эмоционального развития.

Для отслеживания эффективности работы по нравственному и эмоциональному развитию детей мы предлагаем использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравно­вешенности в начале и в конце работы.

Методика «Закончи историю» (Г.А. Урунтаева, ю.А, Афонькина)

Цель . Изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость.

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку говорят следующее: «Я буду рассказывать истории, а ты их закончи».

1. У девочки из корзинки па дорогу высыпались игрушки. Рядом стоял мальчик. Он подошел к девочке и сказал... Что он сказал? Почему он так сказал? Как он поступил? Почему ты так думаешь?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя начала играть. К ней подошла младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Катя ответила...

3. Дети строили город. Оля не хотела принимать участия в игре, она стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница: «Пора ужинать. Кубики надо сложить в коробку. Попросите Олю помочь вам». Оля ответила...

4. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?». Петя ответил...

Обработка результатов.

1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.

2 балла - ребенок может оценить поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

4 балла - ребенок называет норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика - «Сюжетные картинки»

(Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что указаны в предыдущей методике.

Материал. Картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине).

Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребенку показывают картинки: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие... Объясни, почему ты именно так разложил картинки».

Обработка результатов:

1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных поступков, гак и отрицательных), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам.

2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия.

3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.

Методика - «Раскрась рисунок» (ГЛ. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина)

Цель. Изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку. Материал. Три листа с черно-белыми рисунками, цветные карандаши.

Проведение. Ребенку предлагают:

1) самостоятельно закрасить рисунок;

2) помочь ребенку, у которого раскрашивание не получается;

3) докрасить рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. Ребенок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый

объясняет, что он пошел за карандашами. Если ребенок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Обработка результатов. Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.

Методика - «Наблюдение»

Составление карты наблюдения за эмоциональным и нравственным развитием детей в различные режимные моменты проводится в течение одной-двух недель (см. таблицу).

Параметры

Критерии оценки

Эмоции (социальные)

Понимает переживания других, проявляет заботу, взаимопомощь, сочувствие, адекватно реагирует на неудачи других; мотивирует свое решение нравственной нормой (+)

На неудачи других реагирует адекватно, но не проявляет заботу, сочувствие, взаимопомощь Равнодушно или неадекватно реагирует на неудачи других, не проявляет заботу, сочувствие, сострадание (-).

Произвольность эмоций

В некомфортных ситуациях терпелив, спокоен, уравновешен, умеет сдерживать эмоции (+) .

В некомфортных ситуациях не всегда терпелив, сдержан В некомфортных ситуациях не сдержан, может быть агрессивным, вспыльчивым (-)

Нравственное развитие (моральное суждение, осознание нравственной нормы)

Умеет правильно оценивать развитие свое поведение,

мотивируя (моральные оценку нравственной нормой;

суждения, владеет моральными суждениями, разумно объясняет свой поступок (н) ной нормы)

Называет норму, правильно оценивает поведение детей,

по не мотивирует свою оценку

Оценивает поведение детей как положительное или отрицательное, но оценку не мотивирует и нравственную

норму не формулирует (-)

поведение ребенка устойчиво, положительно направлено,

он вежлив, тактичен (+)

Нравственная саморегуляция

Не всегда прислушивается к замечаниям и требованиям взрослого, может нарушать правила, не всегда вежлив и тактичен Поведение ребенка неустойчиво, ситуативно, он часто проявляет негативное поведение, нетактичен, невежлив (-)

Обработка данных. Дети, получившие большее количество плюсов (75-100 %) характеризуются хорошо развитыми нравственностью и эмоциональностью. У детей, набравших 50-75% знаков «+», эмоциональное и нравственное развитие достаточное, но следует обратить внимание на некоторые его особенности. Дети, набравшие менее 50% плюсов, - это дети с недостаточно развитыми нравственными качествами и возможным эмоциональным неблагопо­лучием.