Мозаика из камня. Русская мозаика Русская мозаика малахит


К одному из самых сложных методов художественной обработки натуральных природных камней можно отнести «русскую мозаику». Эта техника прославила множество отечественных мастеров, работавших на рубеже 18-19 веков. Сама же техника русской мозаики была изобретена во второй половине 18 столетия.

В технике русской мозаики мастера создавали самые разнообразные произведения: от мебели (малахитовые гарнитуры) до предметов интерьера (вазы, картины, статуэтки, канделябры) и украшений. Техника русской мозаики подразумевает особую технологию обработки камня и создания формы. Первым этапом всегда было создание нужной формы произведения – например, вазы.

После того, как форма готова, на нее наклеивались тонкие пластинки заранее подготовленного камня (к примеру, малахита). При этом перед мастером на данном этапе стоит задача совместить разные по форме пластинки таким образом, чтобы они, словно паззл, сложились в единый рисунок – создали единую гармоничную картинку. Каждую пластинку (толщина до 6 мм) стачивают под определенным углом. Такой подход упрощает последующую подгонку деталей друг под друга.

Еще один немаловажный момент заключается в совмещении элементов таким образом, чтобы швы были незаметны. Раньше в качестве клея мастера использовали олово. При этом для отдельных видов камней (например, для малахита) – применялась специальная мастика.

Следующий этап создания изделия в технике русской мозаики – полировка и шлифовка. Наклеенные пластинки натираются специальным шлифовальным камнем. После этой процедуры камень приобретал особый привлекательный блеск.

Одна из особенностей техники русской мозаики заключается в том, что создавать каменный рисунок из пластинок можно не только на плоской поверхности, как например, в случае с флорентийской мозаикой, но и на искривленных поверхностях. Изделия, созданные в технике русской мозаики, отличаются выразительностью, приятным витиеваты рисунком камня. Увидев однажды, что собой представляет русская мозаика, невозможно спутать ее с чем-то другим.

Познакомиться с искусством русской мозаики просто – достаточно заглянуть в собрание изделий из камня в русском доме подарков «Русь Великая». В галерее магазина «Русь Великая» представлены самые разнообразные работы отечественных художников, созданные в этой удивительной технике. Купить любую работу можно как на сайте, так и в нашем салоне.

Отличительной чертой русской мозаики является ее использование в объемных мозаичных произведениях (рис. 77 из книги Баранова, с.157).

Этот вид мозаики предусматривает предварительное изготовление основы по форме будущего изделия. Основа может быть выполнена из мрамора, змеевика, или металла, шифера, гипса. Основу облицовывают тонкими пластинами цветного камня, чаще всего малахита, лазурита и яшмы. Отдельные пластинки по цвету и природному рисунку должны быть подобраны так, чтобы получить полное впечатление монолита.

Мозаика на сферических плоскостях – трудоемкий процесс. Каменные пластинки для мозаики первоначально заготавливают на шлифовальных станках или универсальных бабках профильными абразивными кругами из карбида кремния. Затем пластины притирают друг к другу, после чего наклеивают на основу.

В русской мозаике, как и во флорентийской, шлифование и полирование производят тогда, когда картина уже набрана. Мастика для склеивания состоит из канифоли, воска, шеллака и мелких частиц камня, из которого выполняется мозаика. Могут применятся и другие клеящие вещества, обладающие прочностью и температурой размягчения не ниже 45 ºС, в том числе эпоксидный клей.

Самой сложной является мозаика из малахита. Набор малахитовых изделий соответственно сортам малахита ведется тремя основными способами: «клеймами», «со щебнем», «рытым бархатом».

При наборе «клеймами» пластинки малахита набирают сначала в отдельные узоры, чаще всего концентрические, с плотно подогнанными швами, не оставляющими пустот. Затем пространство между набранными узорами заполняют кусочками малахита с нейтральным рисунком. Для этого способа набора обычно использую малахит лучшего качества, не имеющий изъянов и пустот.

Для набора «со щебнем» можно использовать малахит более низкого качества, с пустотами. Мозаику набирают также как и при первом способе, т.е. пластинки подбирают по рисунку, но допускается неплотная подгонка швов. Пустоты и швы заполняют малахитовой щебенкой с мастикой.

При наборе «рытым бархатом» можно использовать разные по качеству и рисунку мелкие пластинки, которые не годятся для других видов набора. Пластинки малахита наклеивают не плотно, а на некотором расстоянии друг от друга. Пространство между ними заполняют щебенкой из мелких кусочков малахита с мастикой.

После выполнения каждого из перечисленных видов набора все швы подвергаются повторной штуковке. Штуковку швов производят и после выравнивания, а также после полирования набора.

Русская мозаика требует большого мастерства и терпения. Этим способом изготавливают вазы, колонны, чаши с закругленной поверхностью и с рельефными орнаментами.


Разновидностью русской мозаики является объемная мозаика, которая часто представляет собой трехмерную скульптуру. Она предусматривает создание пластически цельного произведения из одного или нескольких различных камней.

Выполнение объемной мозаики всегда включает резьбу, придающую ей выразительность.

Другой разновидностью русской мозаики является так называемая накладная мозаика. Ее суть состоит в том, что выполненная объемная мозаика, например ветка смородины, накладывается на готовое изделие из камня как декоративное украшение (рис. 13 из книги Белецкой).

При изготовлении изделий небольших размеров (шкатулок, ваз), для декоративного оформления, например, цветами или ягодами, каждую отдельную деталь прорисовывают, производят лепку, а для контроля пользуются контршаблонами.

При создании скульптуры методом объемной мозаики, кроме лепки всей скульптуры, производят лепку отдельных деталей и их цветную прорисовку. Изготовление каждой детали мозаики производят в основном на универсальной бабке, оснащенной необходимыми приспособлениями и инструментом.

Детали для изделия из мозаики обрабатывают и на плоскошлифовальных станках (планшайбах), абразивных или войлочных кругах в зависимости от характера операции. В объемной мозаике обязательно применяется художественная резьба, от которой зависит выразительность объемного изделия. Элементы объемной мозаики соединяют эпоксидным клеем.

Для выполнения объемной мозаики из плоских пластин различных геометрических форм необходимо предварительно изготовить макет будущего изделия в натуральную величину. Его можно сделать из картона или других, удобных для этой цели материалов. Макет раскрашивают под цвет выбранного камня, именно на нем уточняется цветовая гамма каменных пластин.

Каждый геометрический элемент переносят на картон, который играет роль шаблона при разметке заготовок на камне и при их подгонке. Отшлифованные и отполированные смежные пластины склеивают эпоксидным клеем в элементы мозаики в соответствии с макетом.

Технология изготовления объемной мозаики типа ваз, шкатулок и им подобных изделий может быть и другой. Это решают на этапе создания макета. Каждую сторону объемного изделия можно набрать отдельно, а затем склеить.

Одно из первых мест в коллекции из камня Эрмитажа принадлежит предметам из малахита – около 200 ваз, столешниц и других произведений камнерезного искусства. Малахит хорошо знаком большинству людей, как и янтарь – это поделочный камень зеленого цвета различных оттенков, начиная от голубого и кончая почти черным. В разрезе он дает дает красивый слоистый рисунок в виде колец и полос.

Изделия из малахита разнообразны по своим формам и назначению. Монументальные вазы украшали интерьеры дворцов, освещенные торшерами из камня. В парадных комнатах дворцов стояли столы инкрустированные зеленым камнем. Мелкие изделия – шкатулки, ларцы, чернильные приборы, табакерки, - в старину были предметом обихода.

Строгие прекрасные формы малахитовых изделий великолепно сочетаются с цветовым богатством камня и его рисунками. Это впечатление усиливается блеском золоченой бронзы, которая применяется в декоративном оформлении изделий.

Малахит, русская мозаика, и Петергофская фабрика

Все малахитовые изделия, включая огромные декоративные вазы, выполнены способом русской мозаики, принесшей славу Петергофской фабрике.

Вот как академик А.Е. Ферсман описывает технику этой работы в своей знаменитой книге Очерки по истории камня:

Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в б. Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня.

Одним из первых изделий Петергофской фабрики, выполенных в технике русской мозаики из малахита, была круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие веселое шествие вакханок и сатиров, украшают его борт. Трехгранное основание столика украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом.

На фото справа - Камин Малахитового зала Зимнего дворца. 1839. Государственный Эрмитаж.

В Эрмитаже самые ценные с художественной точки зрения бытовые вещи из малахита выставлены в Малахитовом зале. В убранстве самого зала также широко использован малахит.

Вдоль длинных сторон зала установлено восемь малахитовых колонн, расположенных попарно, вдоль коротких сторон – восемь пилястров с капителями на белых мраморных постаментах. Под огромными зеркалами в деревянных золоченых рамах вделаны малахитовые камины. В центре паркетного пола, откуда расходятся деревянные лучи, стоит малахитовая ваза на треножнике из золоченой бронзы и с крылатыми женскими фигурами. Вдоль стен и окон стоят покрытые малахитовой мозаикой столы, торшеры, вазы. В витринах выставлены разнообразные изделия из малахита – настольные украшения, письменные приборы, шкатулки, коробочки и другие изделия. Это настоящее несравненное малахитовое царство, в которое желательно хоть раз в жизни попасть каждому гражданину нашей большой страны.

Малахитовый храм, выполненный в виде античного храма-ротонды, где малахит применен в отделке колонн, а другие цветные камни в мозаике пола и купола является также одним из памятников камнерезного искусства XIX века Эрмитажа.

Агатовые комнаты в Царском селе

Подобным же достижением в искусстве русской мозаики являются Агатовые комнаты в Царском Селе.

Техника русской мозаики, где пластинки так искусно подбирались по тону, рисунку и цвету, что создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями .

В технике мозаичных наборов применялись такие приемы, как ленточный, мягкий бархат, на две стороны, на четыре стороны, струйчатый и другие.

Ленточный (струйчатый) узор

В ленточном или струйчатом узоре пластинки камня располагались сплошной полосой и подбирались так, чтобы линии рисунка на одной пластинке плавно переходили в линии на соседней. Узор должен был непрерывно струиться.

Мягкий бархат

Мозаичный набор мягкий бархат применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны , а весь набор производил бы впечатление единого камня. Найти стыки иногда просто невозможно!

Узор на две или на четыре стороны

Получить узор на две стороны или на четыре стороны не так сложно, как предыдущие. Для этого нужно опилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, получим симметричный рисунок на две стороны.

Соединив пластины с подготовленными деревянными прямоугольниками, получим стенки или крышки шкатулки. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны.

Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Искусство каменной мозаики

Искусство мозаики позволяет создавать изумительные высокохудожественные уникальные, несравненные произведения!

Одной из вершин мозаичного и камнерезного искусства России является карта Советского Союза, созданная из цветных камней и самоцветов, помещенная в Эрмитаже. Размеры ее просто колоссальны - поражают воображение. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000.

Здесь прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых – для гор, белый опал - это вечные снега, свелот-зеленый амазонский камень – оазисы в пустынях, синий лазурит - конечно же моря и океаны. Из орлеца выложена лента государственной границы.

Карта сделана гранильщиками и шлифовальщиками Екатеринбурга, над ней работали сотни человек 11 месяцев. Они огранили 4000 рубинов, альмандинов, аметистов, изумрудов, топазов, аквамаринов и других драгоценных камней, которые здесь используются.

Мозаичный набор потребовал кропотливой и тончайшей работы. По рисунку, выполненному акварелью, мастера подбирали плитки камня одного тона с таким расчетом, чтобы они идеально гармонировали друг с другом. При этом нужно было соблюсти размеры каменных плиток. Неточность размеров, допущенная в одной части карты, привела бы к тому, что изображенные на ней реки, озера и другие географические элементы не увязывались бы с реками и озерами соседней части. Это настоящая ювелирная работа - в огромном размере.

После сборки планшеты выравнивались на больших шлифовальных кругах. Шлифовка была очень ответственной операцией: неосторожность могла привести к выбоинам тщательно подобранного камня.

Такой же важной была и полировка фрагментов каменной карты.

Каждая столица союзной республики отмечена большой рубиновой звездой , а название ее выложено изумрудами . Рубиновая звезда Москвы украшена серпом и молотом из бриллиантов .

Тысячи самоцветов обозначили индустриальные центры страны. Рубинами разной формы показаны предприятия тяжелой промышленности, альмандинами – химической, америстами – легкой, изумрудами и горным хрусталем – лесной промышленности, золотисными топазами – пищевой, нежно-голубыми топазами – бумажные фабрики, темно-вишневые альмандиновые треугольники указывали электростанции, ленточки из дымчатого топаза – нефтепроводы. Черная яшма и молочно-белый кахалонг отмечали полезные ископаемые – угль, нефть, марганец, апатит и др.

Обрамляла карту красивая рама из белого мрамора с бронзой. Венчал ее герб Советского Союза. Серп и молот были сделаны из ослепительно сверкающих уральских фенакитов .

Тысячи посетителей стояли возле этой карты часами на Всемирных и Международных выставках.

Затем карту переделали - увеличили: размер возрос до 27 кв. м, а поверхность состояла из 45 тысяч пластин цветного камня, 450 серебряных и позолоченных звездочек изображали города.

" ~- ~- ~- ~" ~&~" ~- ~- ~- ~"

Искусство мозаики
Мозаика - это декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило - на плоскости) цветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов. Это один из наиболее эффектных, долговечных (мозаика сохраняется тысячелетиями) и трудоёмких видов монументально-декоративной живописи. История мозаики восходит к временам 2 половины 4 тысячелетия до н.э., которыми датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии, к 8 в. до н.э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки. В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла - смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки. Расцветом мозаического искусства принято считать эпоху Византийской империи, - византийская мозаика становится более утончённой, используемые составные элементы из камней становятся более мелкими, кладка деликатнее, фон изображений становится по преимуществу золотым. Мозаика широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает широкого распространения из-за дороговизны привозимого из Константинополя материала. Возрождением мозаики в России занимался М.В. Ломоносов, однако, по его смерти, мозаичное дело не получило продолжения. Мозаика, являющаяся необычайно богатой и эффектной техникой живописи, находила широкое применение в прошлом для оформления церквей и дворцов, в недавнем прошлом - в украшении общественных зданий и метро. В настоящее время мозаичные панно используют для украшения храмов, интерьеров жилых помещений и общественных зданий.

Мозаика из камня
Материалом для создания мозаичной композиции служат плоские кусочки камня, подогнанные плотно друг к другу, которые создают узоры и картины. Толщина пластин из камня составляет от 3 мм (для мозаики размером 50-100 мм) до 6 мм. Для мозаик большего размера используют более толстые пластины, способные выдержать механизированное шлифование и полирование. Флорентийцы использовали для мозаики мрамор, серпентин, агат, лазурит, яшму и другие камни, имеющие интересную текстуру и легко поддающиеся обработке. Материалы для набора должны иметь одинаковую твердость, иначе шлифовка и финальная полировка мозаики будут затруднены. После распиловки на кусочки их подрезают или обкусывают для удаления острых выступов, обращая особое внимание на то, чтобы прямые стороны были действительно прямыми, изгибы - плавными, а боковые грани - перпендикулярными поверхности пластин. Все это необходимо для точной подгонки деталей набора. При этом необходимо помнить, что даже незначительный скол на лицевой стороне пластинки - это всегда брак, который будет непросто исправить. Сперва набор мозаики выполняют всухую: на рисунок раскладывают готовые детали. Все детали должны подгоняться плотно. При необходимости некоторые детали дорабатывают вручную.
Привлекательность мозаичного панно зависит не только от умения мастера выбрать композицию, но и от набора камней (их цвета, текстуры, размеров). Работа начинается с выбора композиции и переноса рисунка. Рисунок композиции не должен иметь сложных контуров. Рисунок переводят через копирку на чистый лист плотной бумаги, копию разрезают на отдельные детали с таким расчетом, чтобы каждая из них могла быть изготовлена из одного кусочка (пластинки). Поэтому контуры деталей должны быть как можно более простыми, без резких поворотов и волнистости. Элементы рисунка, вырезанные из бумаги, наклеивают на подходящие по цвету и текстуре пластинки камней водостойким клеем. В качестве подложки, или основы, для мозаичных наборов больших и средних размеров служат обычно асбестоцемент и камень. Небольшие наборы монтируют на стекле, дереве, пластмассах. Поверхность подложки должна быть ровной, но шероховатой. Материалом для основания монументальной мозаичной композиции обычно служит фанера толщиной 12 мм и более, пропитанная водонепроницаемым составом (например, горячей олифой). Для закрепления набора самоцветных пластинок на подложке используют разнообразные водостойкие клеевые составы. Поскольку большинство из них после отвердевания дают усадку, в них добавляют наполнитель - толченое стекло, кирпичный порошок. Клей с наполнителем наносят слоем на подложку. Затем тыльную сторону детали смазывают тонким слоем слегка разжиженного клея и вдавливают ее в клеевой слой подложки. Для лучшего сцепления на тыльной поверхности деталей
Лучшим во всех отношениях клеевым составом является эпоксидная смола, обеспечивающая высокую прочность склеивания. Детали наклеивают последовательно одну за другой, начав, например, с центра композиции или одного из ее углов. При этом их лицевые поверхности должны располагаться в одной плоскости, выступы и впадины не допускаются, иначе шлифовка набора будет невозможна.
Флорентийская мозаика
Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.
Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.
В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.
Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена. Однако к концу XIX века этот вид искусства вышел из моды.
В России флорентийская мозаика появилась при императрице Елизавете Петровне в середине XVIII века. Русские мастера быстро освоили секреты этого искусства и уже в XIX в. составили конкуренцию итальянским художникам. Флорентийская мозаика оказалась востребованной и в советское время - ею украшались потолки и стены метрополитена и многие общественные здания. Размеры произведений в этой технике в иных случаях достигали сотен квадратных метров. Однако, приобретя монументальность, флорентийская мозаика утратила ювелирную филигранность. Сейчас искусство флорентийской мозаики переживает в России новый подъем. Как и прежде, отличительными чертами хорошей флорентийской мозаики являются изящество вкуса, умелый подбор камня, оригинальное цветовое решение, тонкий рисунок, отсутствие видимых швов, гармония линий и цвета, тщательность исполнения.
Мозаика-арт - авторская модификация флорентийской мозаики, в которой из тонких пластин камня набирается только сам рисунок. Фон - специальный состав, а тонкую шлифовку и полировку заменяет стекло, на которое и набирается рисунок.
В наши дни флорентийская мозаика вызывает восхищение и представляет собой огромную ценность для коллекционеров, именно поэтому ее образцы не часто встретишь даже на крупнейших мировых антикварных аукционах, и ее стоимость с каждым днем поднимается. Дивный художественный эффект флорентийской мозаики основан на тщательном подборе оттенков камней с использованием их естественного рисунка. При этом тонким каменным пластинкам придают контуры изображаемого предмета или соответствующей детали, а сами пластинки идеально подгоняют друг к другу. В Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана экспонируется один из лучших примеров флорентийской мозаики - картина-панно, вставленная в шкафчик из дерева "амбоин", выложенная из 20 тыс. кусочков самоцветов; использованы лазурит, яшма, мрамор, амазонит и другие минералы. На Петергофской гранильной фабрике в 80–90-е годы XIX века было сделано несколько таких шкафчиков, два из которых выставлены в Эрмитаже, а этот экземпляр делался для императрицы Марии Федоровны и работа над ним шести художников заняла более пяти лет. Флорентийская мозаика высокого уровня всегда будет пользоваться большим спросом у коллекционеров и ценителей искусства. Являясь произведением искусства, флорентийская мозаика имеет яркую индивидуальность и идеально подходит для украшения интерьеров, и в этом плане может достойно соперничать с хорошим антиквариатом.
Русская мозаика
Особенность русской мозаики заключается в том, что пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из дешевого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбирают по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Русская мозаика отличается от классической и флорентийской еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Кроме малахита в русской мозаике широко используют агат, лазурит, родонит и другие камни с красивым цветом и рисунком. Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений. А.Е. Ферсман так описывает технику русской мозаики в книге "Очерки по истории камня": "Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе - все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня".

Большим достижением в искусстве русской мозаики являются "Агатовые комнаты" в Царском Селе. Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором - применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного и камнерезного искусства России - карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов и помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых - для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит - оазисы в пустынях, лазурит - моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Литература:
Банк Г. -В мире самоцветов. М: «Мир», 1979.
Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески. - М.: Искусство, 1973, 512 с.
Лебединский В.И. - В удивительном мире камня. Изд. 3-е, перераб.и доп. - М.: Недра, 1985.- 224 с.
Смит Г. -Драгоценные камни. М: «Мир», 1980
Ферсман А.Е. -Очерки по истории камня, т.1(1954) и т.2 (1961) //М, изд. АН СССР

Содержит славяно-арийские ведические символы

В начале апреля 2010 в британских средствах массовой информации появилось сообщение о том, что двое братьев Боб и Джон Вудворд (Bob and John Woodward) сделали копию уникальной, так называемой, римской мозаики площадью 200 квадратных метров. Эта мозаика одна из самых больших из всех, когда-либо обнаруженных на территории Соединённого королевства.

Оригинальную мозаику датируют 325 годом н.э. Впервые она была обнаружена в 1793 году на территории церковного кладбища деревни Вудчестер (Woodchester) , графство Глостершир (Glostershire) , что на юго-востоке Великобритании. Там раскопали руины просторного здания из 60 комнат, из них 20 были устланы великолепными мозаиками, самую большую и красивую из которых периодически показывали людям и также периодически зарывали обратно . В последнее время это происходило каждые десять лет.

Последний раз её демонстрировали публике в 1973 году. Тогда 150 000 посетителей наводнили деревню. Братья поняли, что прекрасное произведение искусства древних мастеров может не пережить ещё одной подобной демонстрации и решили сделать его копию в натуральную величину. Для этого им понадобилось 10 лет и 1,6 миллиона крошечных камешков-кубиков.

Восстановленная мозаика поражает не только своими размерами, но и сложностью композиции. Центром мозаики является восьмиконечная звезда. Затем идут три концентрических круга, на одном из которых изображён, как полагают современные специалисты, Орфей с лирой в окружении диких зверей и птиц. В каждом углу четырёхугольника, в который заключён последний круг, расположены две нимфы. Всю композицию широкой каймой обрамляет необыкновенный, завораживающий своей красотой и сложностью, орнамент.

И здесь начинается самое интересное. Потрясающий орнамент включает в себя немыслимое количество славяно-арийских ведических символов в самых разных комбинациях, среди которых легко распознаются свастичные Сваор, Рубежник, Рысич и Коловрат. Судя по количеству обереговых символов и их расположению, а также количеству животных в среднем круге (12), мозаика играла роль не только и не столько декоративного элемента интерьера, хотя её красота и гармония несомненна и захватывает дух. Что же означают все эти невероятные узоры, и какую функцию они выполняли? Увы, ответа на этот вопрос пока нет. И с большой долей уверенности можно сказать, что при сложившемся положении вещей, от современной науки мы его вряд ли дождёмся.

Да потому что ортодоксальная историческая и археологическая вряд ли захочет и сможет объяснить наличие такого количества славяно-арийских символов на объектах, которые она очень долгое время приписывала культуре совсем другого народа и совсем другой империи. Им весьма затруднительно будет объяснить, почему мозаики в 277 «римских» виллах, которые британские археологи раскопали на сегодняшний день, содержат славяно-арийские , а НЕ римские символы. Равно, как не смогут они объяснить присутствие этих же символов на многих сотнях «римских» вилл в десятках других стран, якобы входивших в пресловутую «Римскую империю».

И уж совсем невозможно будет признать, что не было никакой «Римской империи», что это всё очень большой обман, что на её месте была совсем другая империя - Славяно-Арийская! Та Империя, чьи символы так широко использованы на многочисленных мозаиках. Чьи символы тысячелетиями использовались практически во всех странах мира, используются сейчас, и будут использоваться в будущем!

Потому что это не просто символы! Скорее всего, это не просто картинки или произвольные значки, придуманные кем-то в порыве творческого озарения.

Эти знаки были специально созданы для наших предков после мировой ядерной войны и около 13 тысяч лет назад и имели вполне определённое назначение. Они помогали нашим предкам, потерявшим Знания, выживать в тяжелейших условиях на протяжении этих суровых тысяч лет, помогали защищаться, охранять жилище, сохранять здоровье и т.п.