«Объятия Отча. «Объятия Отча…» — Алексей — Дневник — Православные знакомства «Азбука верности



Свобода должна быть «от чего-то» или «для чего-то»? Чем опасен поиск наслаждений? Почему запрещен блуд? В Неделю о блудном сыне читаются слова апостола Павла, которые дают ответ на эти вопросы. Объясняет архимандрит Ианнуарий (ИВЛИЕВ)


Явным образом не сформулированы «условия спасения», однако их можно вывести от противного: «внешний огонь» предназначен тем, «кто никогда не каялись», т. е. за всю свою земную жизнь не удосужились изменить свой ум, свою душу, обратиться к Богу с мольбой о прощении грехов. О первой стихире на хвалитех, которая будет петься сегодня на всенощном бдении, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


В первые четыре дня Великого поста мы слышим Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Его тропари проникнуты сокрушением в грехах, признанием собственной немощи и негодности. А затем следует торжественное песнопение «С нами Бог!» с призывом «языкам» покоряться. Чем объясняется резкая перемена настроения, рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


На воскресной литургии читалось евангелие о Страшном суде. Людей на нем разделят на овец и козлищ, последних отправят в огонь вечный. Но неужели суд Бога, Который есть Любовь, так неотвратим? А вдруг кто-то там, уже на Страшном суде, все понял и раскаялся. Неужели его не выслушают, не простят? Комментирует протоиерей Георгий КЛИМОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище (Москва), преподаватель Нового Завета кафедры библеистики МДАиС


В субботу на Утрени последний раз в этом году прозвучит 136 псалом – скорбная, покаянная песнь «На реках Вавилонских». О чем в ней поется? Что это за окаянная дочь Вавилона и младенцы, которых надо разбить о камень? Это греховные страсти, которые надо возненавидеть в себе и умертвить, пока они еще не выросли. Рассказывает протоиерей Игорь ГАГАРИН


Воскрешение Лазаря предваряет Воскресение Христа. Поэтому уже в Лазареву субботу, во втором эксапостиларии утрени, мы слышим «Смерть, где твое жало?» Рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ


В воскресные дни Великого поста совершается не привычная нам литургия свт. Иоанна Златоуста (она постом служится по субботам), а литургия свт. Василия Великого. В чем заключаются различия между двумя литургиями – рассказывает священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ.


Размещаем текст для общего народного пения к субботней всенощной и воскресной литургии


Апокалипсис, рассказывающий о Страшном Суде и предшествующих ему великих бедствиях, завершает радостный возглас: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Глядя на нижние части иконы Страшного Суда разделить радость этого ожидания непросто. Возможно, именно поэтому в церковной и околоцерковной среде эсхатологическая тема нередко вызывает определенное напряжение: люди выискивают признаки конца времен даже там, где их нет, ищут чудесных средств «отсрочить» исполнение Откровения, выпадают из социума и даже зарываются под землю… О правильном отношении к грядущим судьбам мира и Церкви наш корреспондент Елена НАСЛЕДЫШЕВА беседует с протоиереем Александром СТЕПАНОВЫМ


Начинается великий пост - особое время для покаяния. О том как правильно подготовиться к первой исповеди рассказывает епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон


В первые четыре дня Великого поста все православные стараются освободиться пораньше, чтобы к пяти или шести вечера успеть в храм – на чтение Великого канона Андрея Критского. О смысле и значении канона рассказывает священник Алексий АГАПОВ, настоятель храма Архангела Михаила в городе Жуковском Московской области


Есть люди, которые всю жизнь ходят на исповедь - и ни разу по-настоящему не каялись. А есть люди, которые не умеют исповедоваться, но их покаяние настоящее. О том, как соотносятся исповедь и покаяние - доктор богословия, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ.


На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере


На первой седмице Великого поста, в храмах каждый вечер с понедельника по четверг читается Великий покаянный канон преп. Андрея критского. Во многих приходах текст канона принято не просто слушать, но, чтобы лучше понимать, следить за чтением по бумаге. Для тех, кто собирается пойти на Канон после работы и не имеет с собою печатного текста, мы приготовили русско-славянский параллельный текст, который можно без труда распечатать на принтере

Объятия Отча отверсти ми потщися,
блудно мое иждих житие,
на богатство неиждиваемое
взираяй щедрот Твоих, Спасе,
ныне обнищавшее мое да не презриши сердце.
Тебе бо, Господи, умилением зову:
согреших на Небо и пред Тобою.

Раз в году звучат на богослужении эти слова, в , за всенощной. Где-то поются, трогая душу, проникая до самой глубины ее, где-то читаются, скоро и невнятно, никак не обращая на себя внимание, не давая понять заключенный в них смысл. Кому случалось бывать на монашеском постриге, тому в этом смысле повезло больше: там этот тропарь поется трижды, пока постригаемый ползет из притвора храма к алтарю, от грешного мира, куда он удалился, к сим любезным объятиям.

Евангелие о блудном сыне читается за литургией, и в нем много всего, что требует нашего внимания, что заставляет нас задуматься или должно заставить. Неразумие и наглость одного сына. Самомнение и жестокосердие другого. Пища свиней. Любовь отца. Его дары.

Наверное, каждый задумывается о том, что в этот момент лично ему ближе, что почему-либо находит отклик в его сердце. Или даже не задумывается, потому что кажется, что именно сейчас эта притча для него уже «не актуальна». Хотя актуальна, конечно, и как раз сейчас, просто тот, кто «не слышит» ее, отошел на «страну далече» – на какую-то из тех, что поблизости, стоит лишь ступить один шаг. Уверенность в своей праведности, нечувствие сердечное, слепота душевная – мало ли стран этих?..

А я вот задумался на этот раз о том, о чем не думалось как-то прежде – так не думалось. Трудно ли заблудившемуся сыну собраться в обратный путь? Да ясно, что нелегко. И путь не близкий, и стыдно, и страшно, да и прежде того надо «в себя прийти», как сказано в притче, потому что до того и не помыслишь о нем, о возвращении. А легко ли, будучи сыном по естеству, унизиться до звания наемника? И не в каком-то сиюминутном порыве, а сознательно решить проситься в дом родной лишь в таком качестве, не смущаясь ни трудностью подобного положения, ни позорностью его для того, кто в доме этом должен был стать одним из совладельцев!

Трудно сыну... А отцу, отверзающему свои объятия, легко? Или точнее так – Отцу. Мы знаем, что было с сыном, как он сначала веселился, потом бедствовал, мучился, голодал. А что с Отцом? Тайна это... Да и как выглядят эти самые объятия, как именно Он их отверзает – каждому по-разному или одинаково для всех? Что они такое, объятия эти? Непростой вопрос? Может, даже лишний, праздный?..

Но только в каждом храме есть на него ответ – вряд ли случайный, вряд ли напрасный. В каждом храме – икона этих объятий, их единый и ничем более не заменимый образ.

Я не про гравюры с изображением отдельных эпизодов из этой притчи – их-то в храмах как раз нет. Я про Распятие...


Вот они – «объятия Отча». Руки, пронзенные гвоздями и ко Кресту прибитые, струйки Крови, стекающие на землю. Руки, готовые объять весь мир и весь мир обымающие.

Ради чего все именно так? Почему по-другому нельзя – без гвоздей, Крови, Креста? Никто ведь и из святых отцов, учителей церковных не дает единого ответа, почему такие страдания, почему такая смерть...

Кажется, и для того тоже, чтобы мы заметили . Заметили и поверили, что Любовь, Которая и такую цену не усомнилась заплатить за возлюбленных и таким образом для всех открыла Свои объятия, ни от кого, и от нас, в том числе, не отвратится. Для того, чтобы мы могли преодолеть страх, стыд, отчаяние. Чтобы решились поверить: Он всегда ждет нас, что бы мы ни наделали, что бы ни натворили, как бы далеко ни ушли.

Для того Отец на это идет, чтобы детям Его, блудным и грешным, было легче. Он ведь знает, как трудно им, и не может их не жалеть...

Все ближе и ближе к нам приближается время Великого Поста. И сегодня Православная Церковь вступает во вторую подготовительную седмицу, которая именуется Неделя о блудном сыне. Именно поэтому мы слышим ныне известную всем евангельскую притчу о блудном сыне.
Казалось бы, все мы ее хорошо знаем, что всегда приводим в пример, рассказывая своим близким и родным. Мы помним, что у одного человека была два сына, младший из которых попросил отца разделить имение, на что отец, безусловно, согласился и сделал это. И тогда младший, собравшись, ушел в далекую страну, где, наверное, ему казалась жизнь лучше. Но со временем все даренное имение он истратил, живя в распутстве. Что было делать этому бедному человеку, который вдали от родительского дома находится в нищете, которая заставила его смирить себя и искать пути выживания? Конечно же, сын разумел и понял, что грех его находится перед отцом! И он вернулся, покаявшись перед отцом за свой поступок. Как любой любящий родитель, отец ждал его, поэтому, увидев вдали своего сын, с рвением побежал ему навстречу. И была радость в доме отца, поскольку сын вернулся живым и здоровым.
Действительно, эта притча настолько яркая в своем повествовании, что повсюду в своей жизни мы вспоминаем ее. Но какой же смысл этой притчи для нас накануне Великого Поста?
В первую очередь, смысл этой притчи наводит нашу мысль на то, как мы должны почитать своих родителей? Наша суета настолько стала занимать наше сердце, что она уводит нас вдаль от родительского дома. В зачастую, человек, справляясь с житейскими заботами, делами, работой и похотями, вовсе становится подобным «блудному сыну»! Почему? Все потому что человек получает «имение» от родителей в ходе воспитания: любовь, забота, милосердие, трудолюбие и многое другое вкладывается в детей, которые, получив это с наступлением взрослости, радуются своей свободе и уходят в «страну далекую». Они уходят туда, куда их ждет веселая жизнь, напитанная прогулками, весельем, похотями; они уходят туда, потому что за ними никто не следит и не наставляет, как им нужно поступать! Всё это дает им право жить свободно и задорно! Но проходит время, и этот ребёнок расстраивает всё то имение, которое в него вложили родители. Наступает порог страданий и испытаний, с которыми, возможно, он не справляется только потому, что не был готов к ним, в результате этого он падает. Жизнь приводит его к тому образу, что он начинает искать выходы для своего существования. А что же тогда родители? А они, думая о том, что их чадо живет в тепле и любви, все ждут его, надеясь увидеть его счастливым. Через время этот ребенок, напитанный страданиями и истерзанный жизнью, понимает, что в своем сердце есть та ошибка, которую он совершил когда-то: он забыл своих родителей, не почитая их. И если, разумев сердцем и душой, он осознал это, то возвращается в родительский дом, со слезами прося прощение. Мы знаем, что такие ситуации мы встречаем повсюду. И порой сжимается сердце в груди, видя, как страдают наши родители, проливая слезы за детей, которые вовсе забыли о них. Это притча и приводит нас к заповеди: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле".», которую каждый человек на земле должен помнить в своем сердце.

Другой же смысл этой притчи, как я думаю, более важный. Подумаем, дорогие друзья, ведь все мы живем в мире, который создал Творец. Мы считаемся детьми Божьими, поскольку наш Господь является Отцом Небесным. И получая все самое необходимое от Господа, мы уходим в свои нужды, дела, суета, тем самым отправляемся в ту страну, которая приносит нам расстройства, печаль, уныние, скорбь и боль. Побыв в этой страны и напитавшись чаши страданий, мы понимаем, что стали далеки от Господа. Мы совсем позабыли, Кто нам даровал «имение»: жизнь, счастье, радость. Мы забыли, Кто дал нам любовь и тепло! Мы забыли, Кто есть Творец всего мира! Но Господь, как любящий Отец, всегда готов принять в свои объятия с любовью, ибо знаем призыв Господа ко всем к нам: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». (Мф. 11:28) И все мы, подобны тому блудному сыну, возвращаемся на путь исправления и идем в Храм Божий, порой даже в растрепанном виде от ран и боли жизни со слезами просим Господа простить наши грехи. А Церковь Божия, как тот отцовский дом, радуется каждому, кто приходит возвращается в нее. А если же и есть подобные старшему брату, который вовсе не рад был появлению младшего, мы не будем подобны ему, а лишь возрадуемся тому, что наши ближние вернулись в добрую и светлую жизнь здоровыми.
Именно поэтому, приближаясь к Великому Посту, мы должны, вчитываясь в слова сказанной Господом притчи о блудном сыне, сотворить подвиг, который будет заключаться в том, чтобы всеми мыслями подумать о том, а помним ли мы наших родителей? А помним ли мы, сколько раз Господь помогал нам, а мы не смогли даже вознести Ему благодарение? И тогда, обдумав это, каждый из нас пусть со слезами припадет перед Господом и нашими родителями со словами: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою…». И пусть эти слова смогут разрушить все цепи зла и ненависти тех детей, которые не любят своих родителей. Проливайте слезы, друзья, если вы обидели своих родных, и просите, просите милости простить вас, пока они живы. А мы же будем помнить о том, что Господь даровал нам великую радость и счастье, которое хранится в наших родителях. С Праздником!
12.02.2017г. Лукишин Ал.

Арсений Шульгин

…Средземное море. На рассвете очень красиво. Стоишь по щиколотку в теплой воде: легкое прикосновение волны, мягкий песок под ногами. Слегка розовое небо, тишина вокруг. Ещё несколько мазков из палитры Небесного Художника – и ты вплываешь в новый день. В душе благодарность – без берегов, без границ… Благодарность больше, чем ты сам. Благодарность за красоту и гармонию, за то, что даётся даром и не имеет цены. Благодарность Художнику, Мастеру, Творцу и Небесному Отцу…

Мой отец был художником. Он искал равновесие в цвете, в сочетании линий и теней. Он искал чудо на холсте, чудо, которое он подарит всем и которое сможет смягчить нашу общую трагедию жизни здесь, на земле – боль, предательство и, самое главное, одиночество.

Для меня он всегда был кудесником, способным на любое волшебство. Это ощущение не покидало меня до самой его смерти, и даже сейчас мне иногда кажется, что он по-прежнему смешивает краски, разбавляя мою реальность.

Первое чудо он совершил, когда мне было лет 7. «Эй, сынок, а ты знаешь, что я могу наколдовать всё, что хочешь? Ну, например, модельную машинку?» «Жигули» первой модели – дверцы открываются и капот. Чего еще желать мальчишке в семь лет? «Акалай- макалай! Раз, два, три! Ну, а теперь иди и ищи под подушкой».

Не помню, чему я больше удивился – машинке или умениям отца. Удивительно, что только лет в 20 мне пришла в голову мысль, что машинку под подушку можно было просто заранее подложить.

Я никогда не сомневался в нем, а когда сомневались другие, удивлялся, как можно не верить в моего отца, ведь он настоящий кудесник? Я переживал, когда с ним неуважительно разговаривали, но успокаивался, когда видел, как мой отец покрывает любое недоверие или хамство в его адрес снисхождением и прощением. «Прощение – начало самой страшной мести», – так он говорил.

Моя жизнь шла под его флагом. Под нашим флагом. Я ничего не боялся, а это очень важно для ребенка, и особенно для подростка – ничего не бояться, то есть знать, что есть крепкий тыл, знать, что мудрый отец всегда подскажет, поможет, разделит с тобой свое время и будет в твоей жизни всегда рядом – сильный, мудрый, весёлый и надёжный. Лучшего друга подростку не сыскать. Он не будет с тобой соперничать, не будет отбивать твоих подруг, не будет подтрунивать над тобой в компании и самоутверждаться за твой счет.

«Я такой же, как ты, только у меня больше опыта», – так он говорил. И это укрепляло и поддерживало.

Арсений с отцом. Фото из семейного архива.

Мне почти ничего не запрещалось, и поэтому многие «запретные плоды», как правило, кажущиеся очень сладкими, не перешли в скрытую или явную привычку. Не читай чужих писем, не подглядывай в замочную скважину, не трусь, не предавай друзей – вот основные заповеди.

Помню, однажды мы лазили по закрытой стройке, и на нас началась облава, причем за нами бегали такие же пацаны, только постарше, прикормленные сторожем. И вот мой приятель хитро куда-то спрятался, а я об этом не знал. Я мог уже убежать, но переживал за него, не хотел его бросать – и меня поймали. Мы не делали ничего дурного, но, по мнению этих ребят, даже наше присутствие на их территории было большим преступлением. Меня окружили, крепко побили и отобрали велосипед, который я накануне с большим трудом выклянчил у отца.

Я шел домой без велосипеда, с огромной шишкой и с предвкушением, как меня будут ругать и отчитывать. Но, о чудо! Мой отец поддержал меня и даже похвалил за то, что я не бросил своего друга, и это покрыло все синяки и все мое детское горе.

Я помню отцовский юмор и его взгляды на окружающую действительность, часто идущие вразрез с общественными.

К слову сказать, отец еще в школе, классе в 7-ом, организовал «демонстрацию». Наверное, тогда он еще мало понимал в политике, но остро чувствовал фальшь, лицемерие и несправедливость. Компанией школьники прошли по главной улице города, везя за собой санки, в которых сидел такой же юный диссидент с лозунгом «Долой Хрущева!». Моему деду, школьному учителю, сделали строгое внушение – разберитесь с сыном или…

Кстати, у папы отношения с его отцом складывались не очень. Дед рано разошелся с бабушкой и целиком погрузился в школьное воспитание. Он был всем для своих учеников, но собственного сына, похоже, потерял… На совершеннолетие он подарил моему отцу пластмассовую саблю. Это, конечно, была веселая шутка, но для 18-летнего человека все было ясно без слов. Почему так произошло?..

Но вернусь к рассказу о своем отце.

Новый год в папином офисе… Это был, кажется, 91-ый… Отец разрешил мне собрать одноклассников на вечеринку в своем офисе. Мы притащили большие колонки, украсили комнату разными лентами и шарами, модная музыка, я – в папином костюме. Вечер удался, а мой рейтинг среди женской половины класса резко вырос. Было здорово, и я гордился своим отцом, гордился, что мы с ним наравне и что я полноправный мужчина в нашей семье.

Когда отца не стало, для меня рухнуло всё – ожидания, надежды… Крепкой стены, за которой я жил, больше нет. Матери было очень тяжело, она тоже привыкла к легкой магии нашей жизни…

Он ушел, когда мне шел 21 год – я уже самостоятельный, живу отдельно, но… Почва ушла из-под ног. Я не мог понять, как жить дальше, как вообще можно жить дальше и что это будет за жизнь? Помню, сижу на улице у подъезда, кругом люди движутся туда-сюда, а для меня всё остановилось, я как будто не здесь, я один – и целая жизнь. Что с ней теперь делать, ведь было всё так ясно и понятно, а теперь?..

В то же время я ощутил какую-то доселе не известную мне внутреннюю тишину, я как будто вырван неведомой силой из реальности и наблюдаю за всем со стороны. Психологи скажут, что это просто сильный стресс, а я уверен, что это был первый раз, когда я услышал, что со мной заговорил Бог. Ведь только в такой тишине мы слышим Его голос и Его призыв.

Икона Божьей Матери «Объятия Отча»

Отца отпевал один хороший молодой священник. Он вел себя естественно, свободно, без поддельной скорби, которая часто встречается на похоронах. А я думал: «Как ты можешь быть таким умиротворенным, спокойным ведь у нас горе — его больше нет!» Священник говорил какие-то новые слова – «вечная жизнь», «Царство Небесное», «победа над смертью». И говорил вдохновенно. Я поверил, я успокоился, я получил надежду – оказывается мы не умираем, а просто…

Я очень привязался к этому батюшке, стал ходить в храм (кстати, крестились мы вместе с отцом – это был наш осознанный шаг, вернее, его осознанный шаг, а я просто доверял ему). Вскоре я уже читал в храме и пел на клиросе. Я поверил, отпустил все сомнения – мы бессмертны.

Потом учёба в духовной школе при монастыре, и вот сегодня я служу в Церкви и считаю это великим благом. Я повзрослел, поумнел, наверное… У меня прекрасная жена и трое чудо-детей. Я счастлив и благодарен за всё Творцу. Благодарность больше, чем я сам.

Семя закапывают в землю, и оно, погребенное, даёт новую жизнь. Смерть является здесь началом новой жизни. Одни умирают, когда приходит время, чтобы жили другие. Жили полноценно, жили в любви, ведь только Любовь достойна того, чтобы за нее умереть. Даже не хочется думать, куда завела бы меня жизненная тропа, если бы всё было по-другому. А сейчас я по-настоящему счастлив, и понятно, что всё не случайно. Мой отец умер, чтобы я приобрел Небесного Отца, Который есть начало и конец, альфа и омега, Который есть Любовь.

Мой отец – это мой герой. Он говорил и делал самое главное – просто был в моей жизни, был со мной. Я надеюсь, что придет время, и я встречу его и обниму…

Встречу, стоя в теплой воде на мягком песке, где морская вода, едва вспениваясь, струится между пальцев, где небо словно холст Небесного Художника, рисующего нам новый день вечной радости и покоя…

Июнь 2012 года

10 июля 2018 года после тяжелой и продолжительной болезни священник Арсений Шульгин отошел ко Господу. У него остались жена и четверо детей 12-ти, 10-ти, 8-и и 3-х лет. Просим молитв!
Оказать помощь семье можно через

Притча о блудном сыне — так привычна и знакома, кажется, что мы уже всё про нее знаем, хотя Церковь призывает нас вновь и вновь вникать в слова Христа, в образы героев притчи, отыскивать новые смыслы. Каждый год она может по-разному откликаться в душе, как и любое другое место в Евангелии, если честно вслушиваться в текст.

В притче можно выделить много линий рассмотрения, одна из них – образ отца и его отношений с детьми . Проблема образа Бога представляется особенно важной в т.ч. в связи с тем, что мы нередко проецируем на Бога образ своих родителей, думаем, что Он относится к нам так, как отнеслись бы в том или ином случае наши мама или папа. И это становится одним из препятствий для со Ним. Конечно, вряд ли кто-то осмелится сказать, что имеет подлинный образ Бога, но мы можем вглядываться в предлагаемый Евангелием образ Отца и Его отношений с нами, в том числе сравнивая это с привычными для нас представлениями о Боге.

«Отче, дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение» (Лк., 15, 12)

Сын просит, и отец не препятствует, хотя мог бы сказать «нет» или хотя бы поуговаривать сына для начала, поувещевать, как-то воспользоваться своей властью, авторитетом. Владыка Антоний Сурожский , что иными словами сын говорит отцу следующее: «Отец! Дай мне сейчас то, что мне достанется, когда ты будешь мертв», о том, что «ты мне не нужен; мне нужно только то, чем я могу воспользоваться». Конечно, это очень узнаваемая для нас модель отношений: мне нужен не ты, а то, что ты можешь мне давать . Иначе говоря, человек имеет ценность прямо пропорционально тому, что от него можно получить, а не сам по себе. Такая модель неценностного отношения к другому, как правило, распространяется и на отношение к себе (я хорош только когда делаю добрые, полезные дела и т.п.), и на отношение к Богу (я обращаюсь к Богу, когда мне что-то от Него надо, но не ищу Его Самого).

В ответ на такое отношение сына что делает отец? Владыка Антоний далее о том, что отец «склонил голову и принял как бы преждевременную смерть; он принял смерть из уст своего сына: пусть буду я для него трупом, мертвым, раз он хочет только того, чем он может воспользоваться из моей жизни…».

Поражает, как велика мера смирения и уважения к свободе человека, насколько бережно отношение к выбору другого. Ни тени обличения, хотя отцу может быть больно и обидно слышать такое от родного сына. И, может быть, отец догадывается, что решение сына не самое лучшее и безопасное, но тихо позволяет ему пройти тот путь, который он сам выбирает.

Нередко мы недоумеваем, почему Бог не вмешивается в тут или иную ситуацию, неужели Он не видит, что творится, Он же все может и т.п. Отец в притче ведет себя предельно деликатно и бережно, и не использует свою силу и власть.

«Придя же в себя, сказал: …встану, пойду к отцу моему» (Лк., 15, 17-18)

Обычно этому месту в притче уделяется много внимания. Действительно, очень важно, что сын сначала пришел в себя, а потом встал, и потом пошел. Уйдя с территории Бога, человек теряет себя. Приход к себе и возвращение к Богу находятся где-то очень близко. Интересно, что дважды повторяются глаголы «встать» и «пойти» (стихи 18 и 20), хотя очевидно, что нельзя пойти, не встав. Возможно, здесь есть какой-то важный акцент, ведь стоять, это не то же самое, что сидеть или лежать. Чтобы встать, нужно некоторое усилие, однако, встав, можно почувствовать опору, устойчивость, а также можно иметь большую свободу двигаться. Но сначала нужно прийти в себя, иначе пойти можно не туда.

«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк., 15, 20)

Важный эпизод в контексте обсуждения наших представлений об Отце. Сын еще не пришел, то есть «был еще далеко», а отец его уже выглядывал и увидел, и сам побежал к нему навстречу! Он его ждал, он страстно хотел его возвращения, но не посылал слуг, не принуждал сына вернуться. С распахнутыми объятьями он подбегает к сыну. Не просто подходит – бежит. И дальше даже не дает сыну договорить свою заранее заготовленную речь — сын не успевает попроситься в наемники, как отец уже дает распоряжения рабам и восстанавливает полноту сыновнего достоинства. Сын об этом и подумать не смел, и слов своих сказать не успел…

Нередко приходится слышать: «Богу нет до меня дела, Он не обращает на меня внимания, бессмысленно молиться таким грешникам, как я». Не надо быть прозорливым, чтобы догадаться, что такие тексты рождаются из детско-родительских отношений, спроецированных на Бога. В притче мы видим, насколько отцу есть дело до сына. Просто у нас в опыте, чаще всего, не было встречи с такой любовью , поэтому нам так трудно принять Любовь Бога, позволить Ему себя любить так, как Он этого жаждет. Страшно рискнуть – встать и пойти. Но для начала – прийти в себя.