Рекомендации для родителей по использованию игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста. Рекомендации родителям по развитию математических способностей у ребенка дошкольного возраста в дом


С какого возраста можно учить ребёнка математике?

Как только у ребёнка проявится интерес к числам, так и начинайте учить.

Это важно: Считается, что сензитивный, т. е. наиболее благоприятный для математики период, - это 5 лет. Но это лишь приблизительная привязка и совсем не значит, что начинать надо ровно в пять. Один малыш уже в 4 года, благодаря хорошей памяти, считает до 15 и складывает в пределах 8, другой же и в 5 лет может затрудняться сложить даже колёса у автомобиля. Главное, отталкивайтесь от возможностей самого ребёнка.

Ребёнку трудно даётся сложение, он никак не может обойтись без пальцев. Как с ним заниматься?

Если ребёнку нет пяти лет, то абсолютно нормально и даже необходимо, чтобы ребёнок пользовался пальчиками. В этом возрасте малышу непонятны абстрактные числа, ему обязательно требуется опора на что-то осязаемое, на образ. Если же ребёнку шесть и даже шесть с половиной, в этом тоже нет ничего страшного. Счёт - это операция с символическим пространством: сложение - это шаги «вперёд», вычитание - «назад». Маленькому ребёнку сложно научиться считать в уме: включить это числовое пространство в свой внутренний план и там ориентироваться. Некоторые дети даже к концу первого класса продолжают считать на пальцах (или на палочках, или по линейке, делая ошибки в счёте с переходом через десяток.

Это важно : Главное при обучении счёту совсем не овладение вычислительными навыками, а понимание того, что означают числа и для чего они нужны.

Как заниматься с ребёнком счётом?

Главная рекомендация - постоянно считайте всё, что вы видите. Повторяйте цифры вслух, громко и чётко, прежде чем что-либо сделать - расставляя тарелки, убирая с ребёнком игрушки, раскачивая его на качелях или прикинув, сколько осталось шагов до подъезда. Важно, чтобы счёт для ребёнка вошёл в привычку. Считайте до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин (деталей лего, бусин, пуговиц и т. д.) и попросите отсчитать 3. Раскладывайте их на кучки по 3,5,7 штук в каждой. Предложите ребёнку выложить ряд фасолин, например, из 5 штук, а рядом ряд, в котором фасолин будет меньше.

Считайте поочерёдно: вы говорите 1, ребёнок 2, вы - 3 и т. д. Меняйтесь очерёдностью, приглашайте в эту игру папу или ребят на площадке. Начинайте считать не только с единицы, но и с других чисел.

Ребёнок не научиться вычитать, если не умеет «считать назад». Для того чтобы обучить малыша обратному счёту, воспользуйтесь забавным приёмом - запустите ракету. Надуйте воздушный шарик и считайте, начиная с 10 до 0. Вместо 0 произносите «пуск» и отпускайте шарик. Восторг обеспечен, а как вы помните, особо прочно запечатлевается то, что эмоционально окрашено.

Поиграйте в угадывание «соседей числа»: предыдущих и последующих чисел. Спросите, например, какое число больше пяти, но меньше семи; меньше трёх, но больше единицы и т. д. Или загадайте загадку: задумайте, например, число в пределах 10 и попросите ребёнка называть разные числа, а сами говорите, больше названное число задуманного или меньше. Меняйтесь ролями.

Для изучения состава числа можно использовать любые мелкие предметы. Возьмите, например, четыре палочки, и пусть ребёнок разделит их. Спросите его, как ещё можно разложить четыре палочки. Пусть он поменяет расположение счётных палочек таким образом, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой - три. Точно также последовательно разберите все числа и пределах десятка. Чем больше число, тем больше вариантов разбора.

Учите ребёнка сравнивать. Используйте любой подходящий момент. К примеру, накрываете на стол. Дайте возможность ребёнку положить к каждой тарелке по ложке. Усложните задачу: дайте ложек больше или меньше и посмотрите, как поступит ребёнок. Обсудите с ним: «Чего тут больше и чего меньше?».

Помимо счёта ребёнок должен усвоить и такие понятия, как «много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну, такой же» . Во время прогулки или игры просите ребёнка называть предметы, которых много, мало или всего один. Например, листьев на цветке много, а ствол один, книг на полке больше, чем дисков, и т. д.

Почаще давайте творческие задания. Например, сосчитать и подчеркнуть в детском журнале все трёх-, четырёх-, пятибуквенные слова, пересчитать все одинаковые слова, например имя персонажа, на странице книги, найти самое короткое и самое длинное предложения и тексте и т. д. Читая ребёнку книжку, просите его отложить столько счётных палочек, сколько, например, было зверей в истории. После того, как вы сосчитали, сколько в сказке было зверюшек, спросите, каких зверей было больше, каких - меньше, а каких - поровну.

Играйте с детьми и все у вас получится!

Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.

Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .

Формирование представлений, выражаемых словами много, один;

- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;

Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.

Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.

В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.

В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.

Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.

Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.

Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .

Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .

Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.

Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

Содержание программы математического развития детей дошкольного возраста построена в соответствии с требованиями государственного стандарта. Основным положением педагогической технологии при реализации программы является организация целенаправленной интеллектуальной - познавательной деятельности дошкольников. Реализация программы осуществляется на основе деятельностного подхода, состоящего в том, что ребёнку не сообщаются готовые знания, а создаются условия для включения его в процесс познания, в процесс получения представлений и знаний в собственной игровой, учебной, практической деятельности, в быту, там, где возникает потребность в ряде знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть на занятиях по математике и в общении с окружающей действительностью.

Работа по развитию наглядных математических представлений начинается во второй младшей группе .

Формирование представлений, выражаемых словами много, один;

- понимание вопроса : «Сколько?» ; выражений : столько - сколько, поровну, по одному, больше - меньше;

Умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;

Знание о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому; ознакомление с тем, как образуется равенство из неравенства путём добавления или удаления одного предмета.

Дети знакомятся и с порядковым счётом. В процессе непосредственного сравнения (путём наложения или приложения) учатся различать предметы по величине (размеру) одинаковые и разные и обозначать словами : длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий.

В этом возрасте дети учатся обследовать величину предметов с помощью зрительного анализатора, также на ощупь, с помощью движений руки.

В этой возрастной группе формируются знания о форме предметов, о геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, а также в этом возрасте учатся анализировать сложные формы, выделять знакомые фигуры в рисунках и создавать новые рисунки из известных геометрических фигур.

Детей четвёртого года жизни учат различать пространственные направления от себя, такие как вперёд (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руку.

Уже в этом возрасте у детей развивают начальные представления об одной из особенностей времени - его сменяемости; необходимо упражнять детей в правильном понимании и назывании времени действий разных событий.

Получать знания по математике ребенок должен не только на занятиях в детском саду, но и из своей повседневной жизни. И в этом ему должны помочь родители . Если родители будут заинтересованы в развитии своего ребёнка , то в этом направлении они могут оказать необходимую помощь.

Знакомить ребенка с математикой нужно тогда , когда он не занят каким-либо интересным делом. По дороге в детский сад, во время похода в магазин, на прогулке, на кухне - всегда можно организовать игру, связанную с математическим развитием вашего малыша .

Играйте с ребёнком всегда и везде . Варите суп, спросите, чего больше картофеля или моркови. Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная и т. д. Играет ваш ребенок с машинками, попросите сравнить его две машинки по размеру (какая машинка больше) . Построил из кубиков домики, спросите какой выше, ниже. По дороге в детский сад или домой можно рассматривать деревья, дома (выше - ниже, толще - тоньше) .

Учите вашего ребенка ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни.

Играя, обращайте внимание ребёнка на то , что находится слева, справа от него, впереди - сзади.

Играя в непосредственной обстановке, вы можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям , способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике .

ИГРЫ

«Цепочка примеров»

Цель. Упражнять детей в умении производить арифметические действия.

Ход игры. Две группы участников садятся на стулья - одна против другой, Один ребенок берет мяч» называет простой арифметиче-ский пример: 3 + 2 - и бросает мяч кому-нибудь из другой группы. Тот, кому брошен мяч, дает ответ и бросает мяч игроку из первой группы. Поймавший мяч продолжает пример, в котором надо про-извести действие с числом, являющимся ответом в первом приме-. частник игры, давший неверный ответ или пример, выбывает из игры. Выигрывает группа детей, у которой остаюсь больше иг-роков.

«Отгадай число»

Цель. Закрепить умение детей сравнивать числа.

Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать числа (чжела) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т.д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При деле-нии детей на 2 группы ответивший неправильно выбывает из игры.

«Назови число»

Цель. Упражнять детей в умении производить устные вычисления.

Ход игры . Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отга-дать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к резуль-тату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

«Сколько взять конфет?»

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результа-том.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке ле-жат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наи-меньшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказа-лись хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3). Задача реша-ется путем логического размышления.

«Цепочка примеров»

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от- 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество кар-точек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречают-ся в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности бе-рет" карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначен-ное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше - правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на ме-сто, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Определение уровня готовности к обучению математике

Для выяснения временных и пространственных представлений, а также начальных знаний математики ребенку можно задать следующие вопросы и попросить выполнить такие задания:
- Сейчас утро или вечер?
- Что бывает раньше - утро или день?
- Покажи правую руку.
- Что находится слева от тебя?
- Какой из этих предметов лежит посередине? Какой - наверху? Что лежит внизу?
- Пересчитай пальцы на руках. На какой руке больше?
- Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
- Назови цифры на карточках.
- Продолжи счет 1,2,3…
- Посчитай от 2 до 8, от 9 до 4.
- Что больше 7 или 4, 2 или 5.
- Реши задачи:
1) На ветке сидело 5 птичек. 3 птички улетели. Сколько птичек осталось сидеть на ветке?
2) В парке посадили 3 березки и столько же елок. Сколько деревьев посадили?
3) На столе стояло 8 чашек. Убрали 3 чашки. Сколько чашек осталось?
4) В гараже стояло 6 машин. Приехало еще 2 машины. Сколько стало машин в гараже?
- Назови фигуры (перед ребенком выкладывают круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
- Сложи прямоугольник из двух треугольников.

Учите ребенка сравнивать различные предметы и явления и находить, что в них общего и чем они отличаются.

На прогулках и при выполнении повседневных дел несложно научить детей считать и решать простейшие задачи, складывая и вычитая камешки, шишки, столовые приборы, полотенца и т.п. Между делом незаметно малыш постигает такие понятия, как «больше» - «меньше», «выше» -«ниже», «дальше- ближе» и т.д. Хороший повод потренироваться в счете - поход в магазин. Познакомиться с основами геометрии помогают, к примеру, занятия аппликацией, во время которых можно наглядно показать, как отдельные геометрические фигуры, так и деление их на части, сложение из них новых фигур.

Развитие логического мышления и внимания

Какие упражнения существуют для развития мыслительных операции?

Для развития мыслительных операций существуют следующие упражнения, которые можно рекомендовать каждому родителю, работающему со своим ре-бенком.

1.Обобщение.

Разложите перед малышом картинки с рисунками предметов или предметы. По-просите его назвать одним словом разложенные предметы, например: огурец, лук, помидор — это овощи; или: стрекоза, муравей, бабочка — это насекомые и т. д.

2.Исключение лишнего предмета из ряда других методом сравнения двух и более предметов.

Спросите у малыша, чем отличается, например, книга от тетради. Разложите книги и положите среди них тетрадь. Пусть найдет лишнее.

3.Сортировка картинок или предметов.

4.Ассоциативное мышление.

Предложите малышу узнать предмет по описанию, по заданным признакам. Для знакомства со свойствами или признаками предметов можно использовать загадки. Например, что описывается в следующих загадках: «Сам алый, сахарный, кафтан зе-леный, бархатный» (арбуз); «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает» (лук) и т. д.

5.Установление причинно-следственных связей.

Разложите перед малышом картинки в соответствии с последовательностью сю-жета. Предложите составить рассказ по картинкам.

6.Выделение признаков предметов.

Предложите малышу назвать, например, признаки треугольника, квадрата, пря-моугольника и т. д.

Рекомендация для родителей .
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни (прежде всего в результате общения со взрослым), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.

В процессе обучения у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое; формируются мыслительные действия, приемы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.

При использовании игровых занимательных математических игр и упражнений, дети лучше усваивают программный материал, решая при этом разнообразные творческие задачи, у них развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала и формируется детская индивидуальность. Закрепляя знания в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Уважаемые родители, дома в игровой форме, Вы можете проверить и закрепить знание Вашего ребёнка по математике.

1. Чаще считайте вместе с ребёнком все, чем вы пользуетесь в обыденной жизни: сколько стульев стоит возле обеденного стола, сколько пар носок вы положили в стиральную машину, сколько картошек надо почистить, чтобы приготовить ужин. Пересчитывайте ступеньки в подъезде, окна в квартире, - дети любят считать.

Измеряйте разные вещи – дома или на улице своими ладошками или ступнями. Помните мультик про 38 попугаев – отличный повод пересмотреть его и проверить, какой рост у мамы или папы, сколько ладошек "поместится" в любимом диване.

2. Купите «липкие» цифры из пенки, наклейте их на пустой контейнер – от 0 до 10. Соберите разнообразные предметы: одну маленькую машинку или куклу, две больших пуговицы, три бусины, четыре ореха, пять прищепок. Попросите разложить их в контейнеры в соответствии с номером на крышке.

3. Сделайте карточки с цифрами из картона и наждачной бумаги или бархата. Проведите пальчиком ребёнка по этим цифрам и назовите их. Попросите показать вам 3, 6, 7. Теперь вытащите одну из карточек из коробки наугад и предложите ребенку принести столько предметов, сколько изображено на его карточке. Особенно интересно получить карточку с нулем, ведь ничто не сравнится с личным открытием.

4. Охота на геометрические фигуры. Предложите малышу поиграть в охоту. Пусть он попробует найти что-нибудь похожее на круг и показать вам. А теперь квадрат или прямоугольник. Играть в эту игру можно по дороге в детский сад

5. Разложите на столе ложку, вилку и тарелку особым образом. Попросите малыша повторить вашу композицию. Когда у него будет хорошо получаться, поставьте какой-нибудь экран между вами и малышом или сядьте спиной друг к другу. Предложите ему разложить свои предметы, а затем объяснить вам, как он это сделал. Вы должны повторить его действия, следуя лишь устным инструкциям. Тоже неплохая игра для того, чтобы занять время ожидания приема в поликлинике

6. Когда ребёнок купается, выдайте ему набор разнообразных чашек – мерных чашек, пластиковых кувшинчиков, воронок, разноцветных стаканчиков. Налейте воду в два одинаковых стаканчика и спросите, одинаково ли воды в обоих сосудах? А теперь перелейте воду из одного стаканчика в высокий и тонкий стакан, а воду из другого стаканчика – в широкий и низкий стакан. Спросите, где больше? Скорее всего, ответ будет любопытным.

7. Поиграйте с ребенком в магазин. Купите игрушечные деньги или нарисуйте их сами. Рубли можно брать из экономических игр, вроде «Менеджера».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по математическому развитию детей.

Рекомендации для родителей по физическому развитию детей, занимающихся по индивидуальным образовательным маршрутам

Материал для родителей: комплексы физических упражнений для детей в домашних условиях....