Сенсорика в ясельной группе. Конспект нод по сенсорному развитию в группе раннего возраста. «Складывание матрешки с двумя вкладышами»



Занятие по сенсорике в 1 младшей группе «Игра с разноцветными шарами»
Программное содержание:

I. 1. Учить детей самостоятельно составлять множество, выделяя в нем каждый отдельный элемент.
2. продолжать учить различать один и много предметов.
3. Формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету.
II. 1. Побуждать детей к называнию предметов и их признаков (цвет, количество).
III. 1. Формировать у детей первоначальный интерес к познанию.
2. Развивать у детей внимание, мыслительные операции. 3.Учить детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.
Методические приемы:
Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета). Спрашивает о количестве шариков в коробке. Затем раздает шарики детям, спрашивает о количестве шариков у каждого, цвете. Дети складывают шарики в коробку, воспитатель отмечает, что их стало много. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол. Дети ловят шарики, обращают внимание на то, что их стало в коробке много. Затем выставляет 4 коробочки основных цветов. Предлагает детям положить шарики в коробочки в соответствии с их цветом.
В группу вкатывают большой мяч. Воспитатель обращает внимание детей на его величину, спрашивает о количестве мячей, превращает детей в мячики. Стало много мячиков. Дети прыгают как мячики, воспитатель читает при этом стихотворение о веселом мячике.
Ход занятия:

Воспитатель вносит красочную коробку, в которой лежат разноцветные шары по количеству детей в подгруппе. (4 основных цвета).
-Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Трясет коробочку.
-Слышите, что же там такое?
Дети высказывают свои предположения.
Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке. Открывает ее.
-А тут шарики!
Сколько шариков?
-Много.
Возьми, Данил, шарик. И Илюша возьми один шарик.
В процессе раздачи шаров, спрашивает детей о цвете шаров и их количестве у каждого.
Соня, какого цвета у тебя шарик?
-Сколько шариков у Максима?
У Данила один, у Даши один… у всех по одному. А в коробке сколько шариков?
-Ни одного. Пуста коробка.
Давайте снова шарики в коробку положим. Пока дети кладут шарики в коробочку, воспитатель спрашивает их о цвете и количестве шариков.
Все шарики собрали, посмотрите, сколько шариков стало коробке?
-Много!
Шарики любят, чтобы их катали. Воспитатель подбрасывает шарики в коробке, выкатывает их на пол.
-Ребятки, покатились наши шарики, ловите шарики!
Все собрали.
-Посмотрите, у меня еще есть коробочки.
Выставляет 4 коробочки основных цветов.
-Какого цвета эта коробочка?
-Красного.
-Несите красные шарики. Положите в эту коробочку только красные шарики. У кого еще такие же шарики?
-Максим, какого цвета у тебя шарик? В какую коробочку ты его кладешь?
_ Данил, у тебя красный шарик, положи его в красную коробочку.
Аналогично группируем по цвету шарики в остальные 3 коробочки.
Даша, у тебя такой шарик, как эта коробочка, зеленый. Клади зеленый шарик в зеленую коробочку. Сколько у тебя шариков?
Вот какая красота, правильно нашли цвета!
Молодцы, ребятки. Все шарики положили в коробочки.
В группу вкатывают мяч.
- Ой, что это?
-Мячик! Какой это мячик, большой или маленький?
Тимур, скажи «большой».
Даша, сколько мячиков?
-Один!
Как мячик прыгает? Вот как он прыгает. Высоко, еще выше!
Друг веселый, мячик мой
Всюду, всюду он со мной
12345
хорошо мне с ним играть!
-А теперь вы тоже мячиками стали! Вот как много у нас мячиков!
Как мячики детки прыгают! Воспитатель, положив на голову ребенку ладонь, еще раз проговаривает стихотворение.
Мячик прикатился к нам в гости, мы возьмем его с собой гулять? Пойдемте одеваться, покажем мячику, какие у нас шкафчики, как вы умеете одеваться.
Материал к занятию:
Яркая подарочная коробка с крышкой, музыкальная открытка, шарики 4 основных цветов по количеству детей, 4 коробочки 4-х основных цветов, средний мяч.

Конспект занятия по сенсорному развитию в ясельной группе Тема: «Большой — маленький».

Цель: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов — большой и маленький.

Задачи:
1. Образовательные: учить выделять, выбирать и называть по величине и цвету, Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких предметов;
закрепить знания цветов (); помочь детям называть свойства воды (тёплая, холодная); свойства предмета (пушистый, гладкий, мягкий)

2. Развивающие: Развивать память, внимание, мышление, речь. Активизировать словарный запас языка (хвостик, голова, лапки, ушки, красный, синий); развивать мелкую моторику.

3. Воспитательные: воспитывать у детей радостное настроение; чувство отзывчивости, желание помочь; вызывать интерес и желание заниматься.

.
Оборудование: стол, 2 игрушки — собачки, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» — соответствующие собачкам по величине; вода (тёплая и холодная), мыльные пузыри.

Ход занятия:

1.Вступительная часть.
— Ребята, кто это громко лает? Гав-гав. Да, правильно это лает большая собачка, она прибежала к нам в гости.
— А это кто так тихо лает? Гав-гав. Да, это тоже собачка, но маленькая.
— Они прибежали к нам. Покажите мне большую собачку. Покажите мне маленькую собачку.(дети показывают).

Давайте погладим собачек.
2.Основная часть.
А собачки пришли к нам с просьбой. Им негде жить. Давайте поселим их в домики.

Ребята, посмотрите, тут стоят домики. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).
— Это собака какая? (большая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).
— А это собачка какая? (маленькая). Она будет жить в каком домике? Покажите. (в маленьком).

Ребята, посмотрите, собачки рады.
— А давайте, собачкам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик? А этот какой? (ответы детей).
— Большой бантик какой собачке подарим? (большой).
— А маленький бантик какой собачке подарим? (маленькой); (дети могут показать).
— Посмотрите, какие нарядные у нас стали собачки.
— Большая и маленькая собачки играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.
(показываю большой и маленький мячи).
— Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.
— Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большую собачку).
— А маленький мяч какой отдадим? (показывают на маленькую).
— Пока собачки играют и мы с вами поиграем.
Физкультминутка.

Хомка, хомка, хомячок!

Полосатенький бочок. (руки на пояс наклоны вправо, влево)

Хомка рано встаёт (потянулись вверх)

Щечки моет. Шейку трет. (имитируем умывание)

Подметает хомка хатку (имитируем движения)

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хомка сильным хочет стать. (руки согнуты в локтях, прижимаем к плечам)

«Мы топаем ногами»

Мы топаем ногами

Топ, топ, топ. (шаг на месте)

Мы хлопаем руками

Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки руками)

Мы руки разведем

И побежим кругом. (руки в стороны, бег по кругу, на месте.)

Как собачка большая лает, а маленькая?

— Собачкам понравилось как вы играли. Садитесь. Ребята, Наши собачки — большая и маленькая захотели есть. Давайте покормим их.
— Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).
— Большую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на большую собачку).
— Маленькую тарелку поставим какой собачке? Покажите. (показывают на маленькую).
— Угостим их косточками. (дети должны разделить косточки на две кучки — большие и маленькие косточки) Покормить собачек. А теперь давайте, мы их напоим водичкой

Холодная вода — большой собаке, тёплая –маленькой.(пальчиком найти холодную и тёплую воду)

Молодцы.
3.Заключительная часть.
Итог занятия.
— Вот мы и покормили большую и маленькую собачку. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую косточку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть собачки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

  • Конспект занятия по развитию речи. Тема: Степные загадки
  • Конспект интегрированной НОД по образовательным областям «Познание», «Социализация» в подготовительной группе «Страна, в которой мы живем»
  • Наталья Баранова
    Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры

    СП «Детский сад «Планета детства»

    ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево

    Консультация на тему :

    «Сенсорное воспитание детей ясельного возраста через дидактические игры »

    Подготовила :

    воспитатель группы «Непоседы»

    Баранова Н. А.

    учебный год

    2. АКТУАЛЬНОСТЬ :

    В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание . Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры , упражнения для развития восприятия ребёнка , основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопленные представления о форме, цвете и величине предметов.

    Современный ФГОС и уровень информации требуют всё больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребёнка. Процессу сенсорного развития внимание уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи) . Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе в дошкольном учреждении.

    ЦЕЛЬ :

    Развитие и совершенствование у детей ясельного возраста всех видов восприятия , обогащение их чувственного опыта;

    Развитие осязательного восприятия , а именно тактильных ощущений малышей;

    Повышение уровня знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников .

    ЗАДАЧИ :

    Формировать общие сенсорные способности ;

    Обеспечивать постепенный переход от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (части предмета, его назначение, материал из которого сделан предмет, цвет, форма и размер и т. д. ;

    Получать новые знания, закреплять навыки действия с различными предметами;

    Развивать умение общаться со своими сверстниками и взрослыми.

    Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие .

    Занятия по сенсорике , направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

    Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей , т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

    Значение сенсорного воспитания состоит в том , что оно :

    Является основой для интеллектуального развития

    Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при

    взаимодействии с внешним миром

    Развивает наблюдательность

    Готовит к реальной жизни

    Позитивно влияет на эстетическое чувство

    Является основой для развития воображения, развивает внимание

    Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов

    На расширение словарного запаса ребенка на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

    Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем , воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способностей.

    Функции дидактической игры :

    Дидактическая игра используется при решении

    задач образовательных областей :

    «Познавательное развитие»

    «Физическое развитие»

    «Речевое развитие»

    «Социально-коммуникативное»

    «Художественно-эстетическое развитие»

    Настольные игры : Используется как

    наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

    Игры с предметами или игрушками

    Направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками, развивают творческое воображение, мышление.

    13, 14, 15, 16, 17 Фото

    18. Словесные игры

    Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

    19. Игры – забавы

    В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их предназначение - повеселить, позабавить детей , порадовать их. К играм-забавам относятся такие известные, как "Поймай зайчика", "Жмурки с колокольчиком" (определение направления по звуку, "Кто скорее соберёт картинку" (на координацию движений) и др.

    20, 21, фото

    22. Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей ясельной группы «Непоседы»

    «Башня из кубиков» (учить сравнивать несколько предметов по величине меньше, еще меньше и располагать их по убывающей величине);

    «Что лежит в мешочке?» (закрепить знание о форме) ;

    «Сделаем бусы кукле» (закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку);

    «Воздушные шары» (закрепление знания цветов : красный, желтый, зеленый) .

    «Игры с прищепками : выкладывание предметов по образцу (солнышко, елочка, ежик) развитие мелкой моторики рук;

    «Найди предмет такой же формы» (учить узнавать фигуры) ;

    «Сортировка» развивать у детей стереогнастическое восприятие в связи с визуальными представлениями (шары разного цвета) ;

    «Прыг- скок по дорожке» закрепление цветов : красный, желтый, зеленый (разноцветный коврик - пазл) ;

    Дидактический куб «Домик для каждой фигурки» ;

    Шнуровка «Фрукты» ;

    Дидактическая игра «Найди маму» ;

    Дидактическое пособие «Божья коровка» ;

    Мозаика цветная крупная, средняя;

    Пазлы мягкие;

    Шнуровка «Сыр» ;

    Пирамидка цветная большая;

    Игра «Ферма» ;

    Матрешка деревянная;

    Набор кубиков деревянных и объемных тел (цилиндры, бруски, диски) ;

    Бассейн с цветными пластмассовыми шариками.

    23. Учиться, играя, нам так интересно!

    Тема: «Большой - маленький».

    Цели:Учить группировать предметы разных величин(большой,маленький)путём добавления предмета к предмету.Развивать практические знания о величине предметов в соотношении «большой-маленький;элементы конструктивного мышления,умения понимать словесные указания взрослого,память,активный словарный запас, координацию мелких движений рук и зрительного контроля.

    Оборудование: стол, 2 игрушки- зайцы, отличающиеся величиной; 2 домика, 2 бантика, 2 мяча, 2 тарелки, 2 морковки - соответствующие зайкам по величине; мыльные пузыри.

    Ход занятия:

    1.Вступительная часть.

    Ребята, смотрите,кто это к нам в гости пришёл?. Да, правильно это зайка большой и сегодня он у нас в гостях на занятии.Но он пришёл не один он с собой взял маленького зайку.

    Ребята, покажите мне большого зайца. Покажите мне маленького зайца.(дети показывают).

    2.Основная часть.

    Ребята, посмотрите, тут стоят домики. В них живут зайцы. Это какой домик? (большой). А этот? (маленький).

    Этот заяц какой? (большая). Он будет жить в каком домике? Покажите. (в большом).

    А это зайчик какой? (маленький). Он будет жить в каком домике? Покажите. (в маленьком).

    А давайте, зайчикам подарим бантики. Вот у нас бантики большой и маленький. Это какой бантик по величине? А этот какой? (ответы детей).

    Большой бантик какому зайцу подарим? (большой).

    А маленький бантик какому зайцу подарим? (маленькому); (дети могут показать).

    Посмотрите, какие нарядные у нас стали зайцы.

    Большой и маленький зайцы играли с мячами и потеряли их, а я их нашла, вот они.

    (показываю большой и маленький мячи).

    Это большой и маленький мячи. Покажите мне большой мяч. Покажите мне маленький мяч.

    Большой мяч какой собачке отдадим? (дети показывают на большого зайца).

    А маленький мяч какому зайцу отдадим? (показывают на маленького).

    Физкультминутка.

    А теперь, ребята, встаньте возле стульчиков. Давайте с вами немного поиграем. Согласны? Повторяйте за мной!

    Ну ка,зайка,поскачи,поскачи,

    Лапкой,лапкой постучи,постучи.

    Ты на травку упади,упади,

    Полежи и отдохни,отдохни.

    Отдохнул,теперь вставай,

    Прыгать снова начинай!

    Быстро к ёлочке беги

    И скорей назад скачи.

    Зайцам понравилось как вы прыгали. Садитесь. Наши зайцы- большой и маленький захотели кушать. Давайте покормим их.

    Я сейчас поставлю большую и маленькую тарелки. Это какая тарелка? (большая). А эта? (маленькая).

    Большую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на большого зайца).

    Маленькую тарелку поставим какому зайцу? Покажите. (показывают на маленького).

    Давайте вспомним что любят зайцы? Правильно зайки любят морковку.

    Угостим их морковкой. Это большая и маленькая морковки. Это какая морковка? (большая). Какому зайцу мы дадим большую морковку? Покажите.

    А это какая? (маленькая).Какому зайцу дадим маленькую морковку? Покажите.

    Молодцы.

    3.Заключительная часть.

    Итог занятия.

    Вот мы и покормили большого и маленького зайца. Они живут в большом и маленьком домике, играют с большим и маленьким мячами, едят большую и маленькую морковку из большой и маленькой тарелки, подарили им большой и маленький бантики. Они принесли вам мыльные пузыри. Пусть зайки посмотрят, как мы с вами будем ловить мыльные пузыри. Покажите мне большие и маленькие пузыри. Молодцы!

    Конспект

    Комплексного занятия

    (развитие речи + сенсорика)

    в ясельной группе

    МДОУ № 104 г. Саратова

    Воспитатель

    Лобова О.В..

    2009 год

    Тема занятия:

    В гостях у солнышка

    Программное содержание

    1. Развивающие задачи: развивать речь детей, обогащая словарь; развивать разнообразные виды движений в процессе двигательной активности; развивать воображение, используя эмпатию («отслеживая солнышко»).
    2. Образовательные задачи: продолжать детей знакомить с русскими народными потешками, учить декламировать потешки самостоятельно; обогащать словарь, объясняя смысл непонятных слов для детей (телят, ягнят, ведрышко); обучать умению вести диалог: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

    Продолжать формировать умение детей подбирать предметы по форме, цвету,

    Учить различать круглую геометрическую форму, желтый цвет;

    Расширить знания о значимости солнца для всего живого.

    1. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к природе, показывая красоту

    Солнца; формировать доброжелательное отношение к друг другу и к окружающим;

    Приучать детей говорить спокойно

    1. Задачи здоровья сберегающего характера: предупреждать переутомление детей сменой видов деятельности и нахождению в облегченной одежде.

    Материалы и оборудование:

    Фланелеграф, магнитофон; туча и солнышко из бумаги, картинки (корова, теленок, овечка, ягненок, арбуз, яблоко, колесо, мяч, кубик) , игрушки желтого цвета.

    Ход занятия

    I часть. Сюрпризный момент

    На стене висит большая туча из бумаги, за ней на нитки бумажное солнышко

    Дети, посмотрите, какая большая туча в нашей комнате. Она закрыла собой яркое, ласковое солнышко. Ребята, вы хотите помочь солнышку выйти из-за тучи? (Да)

    Давайте позовем теплое солнышко потешкой.

    Воспитатель читает потешку, дети договаривают отдельные слова:

    «Солнышко – ведрышко!

    Взойди поскорей,

    Освети, обогрей –

    Телят, ягнят,

    Еще маленьких ребят»

    Нет, не выходит солнышко. А кто еще позовет солнышко?

    Дети могут вспомнить потешку:

    «Солнышко – ведрышко,

    Выгляни в окошечко!

    Твои детки плачут,

    По камушкам скачут»

    Под музыку солнце появляется из-за тучи. (вытягиваю за нитку)

    II часть. Словарная работа

    Солнышко спустилось к нам на землю с неба, чтобы побыть с нами, обласкать маленьких ребят, поиграть, обогреть.

    Давайте, сядем на подушечки и погреемся на солнышке. (Дети рассаживаются на подушки на ковре).

    Солнышко еще согревает телят. Это детки коровы (вывешиваю картинки). Солнышко согревает ягнят – это детки овечки. (вывешиваю картинки). Кого согревает солнышко? (Телят, ягнят).

    Солнышко называют ведрышком, потому что, когда светит солнце стоит хорошая погода.

    III часть. Игра «Солнышко и дождик»

    А теперь давайте играть.

    «Смотрит солнышко в окошко,

    Светит в нашу комнатку.

    Мы захлопали в ладошки,

    Очень рады солнышку!»

    Ребята, пойдем погуляем.

    Ходьба врассыпную. Дети выполняют движения, подражаю воспитателю, топают ножками, хлопают в ладоши, выполняют прыжки на двух ногах на месте.

    Ой, дождик идет! Скорей домой!

    (Дети бегут и садятся на скамеечку)

    Ребята

    «Дождик, дождик, веселей,

    Капли капай не жалей!

    Только нас не замочи,

    Зря в окошко не стучи!

    Никого дождик не замочил!

    IV часть. 1) Детская игра «Найди предмет такой формы, как солнышко».

    Ребята, нам солнышко предлагает поиграть с ним. Какой формы солнышко? (Круглое)

    Давайте подарим солнышку круглые предметы.

    (На столике картинки: арбуз, яблоко, мяч, колесо, кубик) Дети берут по одной картинке и прикрепляют на фланелеграф.

    Молодцы!

    А почему не взяли кубик? (Он не круглый)

    2) Детская игра «Найди предметы такого цвета, как солнышко».

    Ребята, а солнышко какого цвета? (Желтое)

    А давайте подарим солнышку предметы желтого цвета.

    (Дети находят предметы желтого цвета и приносят их в корзину)

    Молодцы! Солнышко вам говорит «Спасибо!»

    V Итог занятия.

    Ребята, хорошо вам было с солнышком? (Да)

    Солнышко ласковое, а еще какое? (веселое, теплое, яркое, хорошее, доброе и т.д.)

    А кто еще может быть таким? (Мама)

    А давайте нарисуем для наших мам много солнышек, чтобы в группе и у вас дома всегда было светло и тепло. Идем возьмем бумагу и карандаши.

    (Переход занятия в полезную деятельность).