Скачать презентации лекции по теории воспитания. Презентация "теория воспитания". Проведение и организация


Слайд 2

Определение воспитания

Ребёнок – объект педагогического процесса. Важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Воспитание – целеустремлённое, системное управление процессом формирования личности в целом или отдельных её качеств в соответствии с потребностями общества (Н. Е. Ковалёв) Воспитание – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе (Ю. К. Бабанский) Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду (А. В. Петров) Воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик) Цель воспитания – гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. Учебно-воспитательный процесс игнорирует фактор саморазвития личности.

Слайд 3

Основные закономерности воспитания

воспитание детерминированного культурного общества; воспитание и обучение – два взаимопроникающих, взаимозависимых процесса с определяющей долей воспитания; эффективность воспитания обусловлена активностью человека, включённостью его в самовоспитание; эффективность и результативность воспитания зависят от гармоничной связи всех структурных элементов, участвующих в воспитательном процессе: цели, содержания форм, методов, средств, адекватных ребёнку и педагогу.

Слайд 4

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ: Наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Слайд 5

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура (духовность) и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореализация.Средства воспитания – богатейший набор явлений и объектов, предметов окружающей действительности: достижения Духовной и материальной культуры своего народа и народов мира. На развитие ребёнка влияют Виды деятельности: игра, труд, спорт, творчество, общение. В информационном обществе широко используются технические средства (видео, телевидение, кино, компьютерные программы).Ничто не заменит слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога.Обучение дополняет и обогащает процесс воспитания, но не подменяет его.

Слайд 6

«Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приёмов, указывающая, как надо действовать, сообразуясь с общей и конкретной целями».Методы воспитания – совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий.

Слайд 7

Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королёв выделяют три группы методов воспитания: убеждение; упражнение; поощрение и наказание. В.А.Стастелин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Он выделяет 4 группы методов: формирование сознания личности(взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стимулирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.

Слайд 8

Постепенно в традиционной педагогике происходит переход от авторитарности к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. Преобладают методы сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе самосозидания: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импровизация и игра. Эти методы создают ту атмосферу сотворчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по развитию своей личности. Методы воспитания отбираются с учётом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учётом профессионализма, мастерства и культуры педагога. Воспитание осуществляется через воспитательный процесс – целенаправленный процесс взаимодействия: индивид – индивид; индивид – группа; индивид – группа. Этот процесс организуется и осуществляется в различных социальных институтах: семье, воспитательных (детский сад, интернат), образовательных (школа, гимназия, лицей), профессионально-образовательных (колледж, профессиональное, художественное, музыкальное, медицинское училище), учреждениях, ВУЗах, секциях, клубах, музеях, театрах, детских объединениях и организациях. Воспитательный процесс – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Слайд 9

Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:

безоговорочное принятие ребёнка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом; осознание и признание права личности быть не похожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности ребёнка, а его деятельности, поступков; владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребёнка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций; учёт индивидуально-психических и личностных особенностей ребёнка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия; памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я – концепции, активность и т.д.)

Слайд 10

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса – задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры УЧИТЕЛЕЙ; через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребёнка в саморазвитие, САМОВОСПИТАНИЕ, САМОРЕАЛИЗАЦИЮ.

Слайд 11

Технологический подход к воспитанию и обучению как новое направление, зародившееся в 60 -70 - егг. хх в., привлёк педагогов - практиков идеей полной управляемости учебно-воспитательным процессом. Под педагогической технологией понимается систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса. педагогические технологии позволяют создавать гибкую и подвижную структуру учебно-воспитательного процесса, корректируемую на любом её этапе благодаря наличию постоянной обратной связи. Возможность поэтапного воспроизведения педагогической технологии обеспечивающей достижения целей воспитания и обучения для всех учащихся.

Слайд 12

Вказани под руководством М.И.Махмутова была разработана технология проблемного обучения. В 70–е гг. получила известность и распространение методика в.Ф.Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию. Внедрение технологии воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. На эффективность воспитательного процесса в большей мере влияет мастерство педагога, особенности его личности, отношение воспитанника к воспитателю. Продуктивность воспитательной технологии зависит от степени авторитета педагога и др. факторов.

Посмотреть все слайды

1 слайд

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?

2 слайд

Обещание больше не любить «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить»

3 слайд

Мнение родителей: Почему дети так часто спорят по поводу любой нашей просьбы? Может быть, они делают нам назло. Как быть? Призывать к здравому смыслу? Да они просто не слышат, что взрослые им говорят. Угрожать? Это больше не действует. «Мамочка больше не будет любить тебя». Как часто многие из нас произносят эту фразу! Совет родителям: Обещание больше не любить своего ребенка– одно из сильнейших средств воспитания. Однако, эта угроза, как правило, не осуществляется. А дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, вы можете на долгое время потерять доверие ребенка – ребенок будет воспринимать вас как людей лживых. Лучше сказать: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение я не одобряю».

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Мнение родителей: Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым. Совет родителям: Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает. Можно сказать, например, так: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но я хочу помочь тебе, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе это понадобится, ты можешь спросить у меня совета».

7 слайд

Слишком много строгости «Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная»

8 слайд

Мнение родителей: Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости. Можно сказать: «Ты сейчас делаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим – почему и зачем».

9 слайд

Детей надо баловать «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему ребенку это пока не по силам»

10 слайд

Мнение родителей: Мы готовы все сделать для нашего малыша, ведь дети всегда должны получать самое лучшее. Детство – самая короткая пора, поэтому оно должно быть прекрасно. Так приятно угадывать и исполнять любое желание ребенка. Совет родителям: Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Нельзя держать единственное чадо под колпаком родительской любви, в дальнейшем это может привести к множеству проблем. Когда родители убирают буквально каждый камушек с дороги малыша, от этого ребенок не чувствует себя счастливее. Наоборот – он ощущает себя совершенно беспомощным и одиноким. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу».

11 слайд

12 слайд

Мнение родителей: Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек. Совет родителям: Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям, ведь родители главнейшие люди на свете. Дети даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Мнение родителей: Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т.п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями. Совет родителям: Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого вашего кошелька. Если, разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас самый-самый.

16 слайд

Наполеоновские планы «Мой ребенок будет заниматься музыкой, я не позволю ему упустить свой шанс»

17 слайд

Мнение родителей: Многие взрослые мечтали в детстве заниматься чем-то, но у них не было возможности. И теперь главная цель мам и пап – дать детям самое лучшее образование. Неважно, если детям этого не очень – то хочется, пройдет время, и они оценят старания взрослых. Совет родителям: К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.

18 слайд

19 слайд

Мнение родителей: Неприятности на работе, плохие отношения в семье, как часто взрослые «выпускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом пригласить малыша и купить давно обещанную игрушку, и все будет в порядке. Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радует его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение. Однако если вы чувствуете, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Итак, когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А если плохое – постарайся быть ко мне снисходительным».

Воспитание детей и подростков в семье.

  • Типичные ошибки в семейном воспитании.
  • Педагог-психолог
  • Кичина Светлана Вениаминовна
  • Да, без сомнения, взрослые очень, очень странный народ", - думал он, продолжая путь. Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц«
Ошибки, которые родители допускают при воспитании ребенка, можно условно разделить на два типа:
  • «Инструментальные» ошибки режим дня, обучение приемам деятельности, частные вопросы…
  • Ошибки более глубокие, связанные с родительской позицией по отношению к ребенку и его воспитания.
Мотивы воспитания.
  • воспитание и потребность в эмоциональном контакте
  • воспитание и потребность достижения
  • воспитание как реализация определенной системы
  • потребность в принятии окружающими,
  • в соответствии социальным нормам
  • воспитание и потребность смысла жизни
Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания
  • Авторитарные родители
  • Гипоопека
  • Гиперопека
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
  • 1 Уход от проблемы (чисто деловое общение)
  • 2 Мир любой ценой
  • (для взрослого отношения с ребёнком дороже всего).
  • Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребёнка.
  • 3 Победа любой ценой. (Взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребёнка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.)
  • 4. Продуктивный (компромиссный вариант). Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.
“Родительские директивы» -
  • это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребёнок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным
  • чувством вины перед родителем,
  • давшим эту директиву.
Гулдинги вывел целый перечень родительских директив:
  • 1. “Не живи”
  • (“Мне не нужна такая плохая девочка”, “Поскольку я все свои силы и здоровье отдала, чтобы тебя воспитать, я так и не смогла...”)
  • 2. “Не будь ребёнком” (“Пора тебе думать своей головой”, “Ну ты же не маленький, чтобы...”).
  • 3. “Не расти”
  • (“Ты ещё мала, чтобы краситься”,
  • “Мама тебя никогда не бросит”,
  • “Не торопись взрослеть”).
4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 4. “Не думай” (выражается в требованиях не умничать, не рассуждать)
  • 5. “Не чувствуй” (т.e. “Как ты смеешь злиться на старших”,
  • “Не сахарный – не растаешь”).
  • 6. “Не принадлежи”
  • 7. “Не делай”, “Не делай сам,
  • подожди меня”.
  • 8. “Не будь самим собой”
Общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • . Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
  • . Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • . Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • . Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
  • . Уважать право ребёнка на собственное мнение;
  • . Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • . С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
  • художник
  • В. Степанов,
  • 1966 г.
  • Благодарим за внимание!

Воспитание 7 класс

Слайдов: 21 Слов: 1015 Звуков: 0 Эффектов: 0

Цели: Задачи: Направления. Самоуправление. Интеллектуальное воспитание. Правовое воспитание. Трудовое воспитание. Нравственное воспитание. Творческое воспитание. Гражданское и патриотическое воспитание. Спортивно- оздоровительное воспитание. Обратная связь. Принципы. Открытость. Успешность. Сотворчество. Свобода выбора. Деятельность. Ожидаемый результат: Формы работы: План работы с классом. Юля, Зоя, Катя,Света, Толя, Саша и Алёна. Сведения о классном коллективе. Девиз класса: Мы выбираем. Вместо. Заповеди класса. Мы самый читающий класс в школе! Тяжело в ученье – легко в бою! (наши достижения). - Воспитание 7 класс.ppt

Воспитание

Слайдов: 12 Слов: 1058 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современные теории воспитания. Определение воспитания. Основные закономерности воспитания. Цель воспитания. Культура личности. Метод. Убеждение. Воспитательный процесс. Гуманизация воспитательного процесса. Гуманизация воспитательно-образовательного процесса. Технологический подход к воспитанию. Технология проблемного обучения. - Воспитание.pptx

Управление воспитанием

Слайдов: 19 Слов: 796 Звуков: 0 Эффектов: 58

Психология воспитания. Психологические механизмы воспитательного воздействия. Поведение на основе положительных чувств. Изменение личности. Управление воспитанием личности ребенка. Как надоели эти мамины нравоучения. Психологические закономерности воспитания. Умные мысли. Мотивы. Прокомментируйте высказывание. Внушение. Управление воспитанием. Проанализируйте ситуацию. Оцените подтекст. Психологические смыслы. Психологический смысл управления воспитанием ребенка. Готов ли ты уже сегодня воспитывать. Что тебе еще нужно сделать для того, чтоб быть готовым воспитывать. - Управление воспитанием.ppt

Образование и воспитание

Слайдов: 20 Слов: 1027 Звуков: 0 Эффектов: 0

Воспитание подрастающего поколения. Воспитание. Социализация. Сельский социокультурный комплекс. Субъекты социокультурного комплекса. Направления плана деятельности. Формирование культуры здоровья. Работа с семьёй. Профессиональное самоопределение. Воспитание национального самосознания. Социальная деятельность учреждений. Эстетическое образование. Воспитание гражданственности. Ожидаемые результаты. Воспитательный идеал. Деятельность каждого субъекта. Пояснительная записка. Цели и задачи воспитания. Общие задачи. - Образование и воспитание.pptx

Социализация младших школьников

Слайдов: 38 Слов: 1817 Звуков: 0 Эффектов: 0

Воспитание и социализация младших школьников. Нормативная база организации воспитательного процесса. Концепция. Национальный воспитательный идеал. Гражданин России. Задачи воспитания. Формирование основ российской гражданской идентичности. Формирование отношения к семье. Система базовых национальных ценностей. Воспитание нравственных чувств. Направления воспитания. Источники формирования ценностей. Уклад школьной жизни. Воспитание в школе. Воспитание не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности. Воспитание должно продвигать ребёнка от вопроса к вопросу. - Социализация младших школьников.ppt

Слайдов: 17 Слов: 1238 Звуков: 0 Эффектов: 0

Как научить своего ребёнка жить в мире людей. Высказывания знаменитых людей. Вопросы для обсуждения. Задачи взрослых в воспитании культуры поведения у детей. Вежливость и чуткость. Информация к размышлению. Культура личности. Культура внешности. Культура общения. Советы родителям. Любовь. Культура речи. Советы психолога. Культура быта. Памятка для родителей. Проповедь. - Советы по воспитанию детей.ppt

Традиции воспитания

Слайдов: 10 Слов: 740 Звуков: 20 Эффектов: 26

Традиции воспитания в Польше, Литве и Белоруссии. Белоруссия. Семейные ценности и традиции воспитания. Белорусы очень добродушный и хлебосольный народ. Литва. Семейные традиции народа. Современные традиции воспитания. Польша. Старинные семейные ценности. Современное польское общество. - Традиции воспитания.pptx

Ошибки воспитания

Слайдов: 44 Слов: 3056 Звуков: 0 Эффектов: 18

Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали. Выполнение задания родителями «Продолжи фразу». Продолжите следующую фразу: «Воспитание – это…». Ошибки воспитания. Первая роль: «кумир семьи». Другая роль – «маминого (папиного, бабушкиного) сокровища». В семье образуются «коалиции», например, мамы с ребенком против папы. Ребенок выполняет роль «паиньки». Роль «болезненного ребенка». Все перечисленные роли относятся к так называемым позитивным. Роль «ужасного ребенка». В роли «козла отпущения». Взрослые разряжают на нем свою агрессивность. Сущность правильного воспитания. - Ошибки воспитания.ppt

Процесс воспитания

Слайдов: 10 Слов: 690 Звуков: 0 Эффектов: 58

Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания. Пошаговые методические рекомендации по осуществлению процессом воспитания. (методика П.В.Степанова). Что такое воспитание? Смысл диагностики- желание педагогов показать себя. Анализ –отчёт о проделанной работе. Критерии оценки процесса воспитания. 1.Личностное развитие школьника. 2. Сформированность первичных детских коллективов… Коллектив- сложная социальная система, характеризующаяся единством организации и психологической общности. Самоуправление, распределение социальных ролей. Сформированность норм и ценностей. Соединение деловых и неофициальных межличностных отношений. - Процесс воспитания.ppt

Воспитание человека

Слайдов: 20 Слов: 909 Звуков: 0 Эффектов: 0

Составляющие технологии при определении темы педсовета по воспитательной работе: Обсуждение данной проблемы на методическом объединении классных руководителей. 3. Цели педсовета: Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. . Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Духовно- нравственное воспитание содействует формированию у человека: Задачи духовно- нравственного воспитания. Содержание духовно-нравственного воспитания: - Воспитание человека.ppt

Воспитание и развитие

Слайдов: 52 Слов: 1799 Звуков: 0 Эффектов: 0

Концепция. Духовно-нравсвенного развития и воспитания личности гражданина россии. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. Концепция является. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой. Концепция определяет. Концепция формулирует. - Воспитание и развитие.ppt

Социализация и воспитание

Слайдов: 6 Слов: 186 Звуков: 0 Эффектов: 1

Социализация и воспитание. Обществознание. 8 класс. Социализация- освоение человеком социальных ролей, усвоение социальных норм. Жизнь. Старость. Зрелость. Юность. Детство. Рождение. Продолженная социализация. Начальная социализация. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. Воспитание. Культурные нормы. Бытовые правила. Ценности и идеалы. - Социализация и воспитание.ppt

Воспитание девочек и мальчиков

Слайдов: 13 Слов: 629 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Мальчики и девочки – два разных мира». «Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши мальчишки? Из пружинок и картинок из стекляшек и промокашек Сделаны наши мальчишки! Из чего же, из чего же, из чего же Сделаны наши девчонки? Из платочков, из клубочков, из загадок и мармеладок Сделаны наши девчонки!». Данные о различиях в развитии полов. Что изображено на рисунке? Игры девочек. Игры мальчиков. «Наши мамы. Учить употреблять слова «сын», «внук», «брат», «дочь», «внучка», «сестра». Работа с родителями: - Воспитание девочек и мальчиков.ppt

Воспитание в классе

Слайдов: 30 Слов: 495 Звуков: 0 Эффектов: 116

Воспитательная система «Друзья». 5 класс 10 класс. Цель воспитательной системы. Задачи. Привитие навыков культуры в общении со сверстниками, учителями, родителями. Механизм построения и функционирования воспитательной системы. Мой класс- моя семья с четким распределением всех прав и обязанностей. С чего начать? Знакомство с детьми. Знакомство с родителями учащихся. Характеристика коллектива, данная учителем начальных классов. "Один - за всех, и все - за одного.". 5 класс. Основное направление – нравственное воспитание. Поездка в Пушкинские горы. Поход на р. Льста. 6 класс. - Воспитание в классе.ppt

Воспитание в коллективе

Слайдов: 35 Слов: 1275 Звуков: 0 Эффектов: 107

Система воспитания. Воспитание. Процесс воспитания. Совокупность методов и приемов, посредством которых осуществляется процесс формирования личности. Коллектив (от лат. colligere - собирать). Коллектив. Малая группа. Малая группа – небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Классификация групп. Формальные неформальные временные стабильные. Основные признаки коллектива. Стадии развития коллектива. Субъектом управления является коллектив, вся группа. Параметры для оценки развития группы (Ушанский). Номинальная группа ассоциация кооперация корпорация коллектив. - Воспитание в коллективе.ppt

Воспитание школьников

Слайдов: 13 Слов: 340 Звуков: 0 Эффектов: 0

Нравственное воспитание школьников. Борисова Галина Владимировна. В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов: Нравственное воспитание включает в себя восемь основных направлений: Первое направление - диагностическое. Формы: анкетирование, опрос, тестирование, педагогические наблюдения, беседы. Формы: беседы, классные часы, конкурс «Все привыкли мы к порядку…», показ коллекции «Школьная мода». Формы: этические беседы, «уроки мужества», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, классные часы, посвященные знакомству с государственной символикой. - Воспитание школьников.ppt

Воспитание личности школьника

Слайдов: 29 Слов: 1119 Звуков: 0 Эффектов: 5

Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования. Педагогическая необходимость-. Задача этнокультурного образования -. «Воспитание россиянина в условиях поликультурного образования». Принципы: Природосообразность; Я – природа. Культуросообразность: Я – культура. Гуманизм; Я – человек. Поликультурность; Я – гражданин. Народность; Я – русский, татарин, аварец… Духовность; Я – совесть. Толерантность. Концептуальные позиции воспитания россиянина: Целостность всего учебно-воспитательного процесса школы по воспитанию ценностей россиянина. Создание воспитательной среды. - Воспитание личности школьника.ppt

Воспитание в семье и в школе

Слайдов: 23 Слов: 972 Звуков: 0 Эффектов: 0

Духовно-нравственное воспитание в семье и школе. Воспитание духовной личности. Воспитание нравственной личности. Цель духовно- нравственного развития и воспитания. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания. Базовые национальные ценности: В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? Данные независимого исследования «Семья и общество» (НИИ Семьи и воспитания 2010г). Результаты анкетирования учащихся 5б класс. Результаты анкетирования учащихся 6а класса(21). Результаты анкетирования учащихся 6в класса(21). - Воспитание в семье и в школе.ppt

Воспитание в начальной школе

Слайдов: 27 Слов: 2197 Звуков: 0 Эффектов: 0

Семья Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность. Общество Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние. Государство Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность. Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. Каким должен быть современный учитель? В 2006 году была начата работа над новыми стандартами образования. - Воспитание в начальной школе.ppt

Воспитание младших школьников

Слайдов: 12 Слов: 545 Звуков: 0 Эффектов: 0

Объект исследования - духовно-нравственное воспитание младших школьников. Предмет исследования - духовно-нравственное воспитание младших школь­ни­ков во внеклассной работе. Рассмотрение идеи духовно-нравственного воспитания детей в историко-педагогическом аспекте; идеи выдающихся педагогов – Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского; Цель эксперимента: выявить уровень духовно-нравственных качеств младших школьников. Этапы проведения эксперимента: констатирующий; формирующий; - контрольный. Сводная таблица уровней культуры поведения детей младшего школьного возраста. - Воспитание младших школьников.ppt

Слайдов: 23 Слов: 1122 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исторический экскурс в советскую систему образования и воспитания подрастающего поколения. Хрущева Светлана Александровна, учитель истории, высшей квалификационной категории. В основе советской системы воспитания лежали педагогические идеи А.С. Макаренко В.А. Сухомлинского С. Т. Шацкого. Антон Семенович Макаренко 1888 – 1939 гг. украинский и советский педагог и писатель. К педагогу А.С. Макаренко предъявлял главное требование – знание своего дела. На практике воплотил свою идею самоуправления школьников. Станислав Тимофеевич Шацкий (1878 – 1934 гг.) советский педагог. Требования к педагогу. - Советское воспитание.ppt

Воспитательное мероприятие

Слайдов: 12 Слов: 592 Звуков: 0 Эффектов: 0

Технология организации и проведения воспитательных дел. Алгоритм организации и проведения ВД. Целеполагание и планирование ВД. Осуществление ВД. Актуальность и злободневность вопросов, которые рассматриваются при проведении данного мероприятия. Анализ процесса подготовки мероприятия. Организационное начало. Степень активности учащихся при проведении данного мероприятия. Какими путями активизировались ученики. Соответствие содержания воспитательного мероприятия интересам и пожеланиям детей. Анализ ВД. Элементы игры, романтики. Выполнение ритуалов, атрибутики. Отработка навыков публичного выступления, спорта, диалога, доказательства. - Воспитательное мероприятие.ppt

Социальное партнерство

Слайдов: 9 Слов: 669 Звуков: 0 Эффектов: 0

Социальное партнерство в сфере воспитания. Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений. Партнеры всегда взаимообусловлены. Запуск социального партнерства нескольких субъектов, обладающих позитивным воспитательным потенциалом, может быть осуществлен, к примеру, следующим образом. Шаг 2. Выявление на переговорной площадке оснований партнерства, то есть взаимных интересов, потребностей, ресурсов сторон, а также ограничений и рисков партнерства. Шаг 4. Определение наиболее приемлемых для участников организационных форм социального партнерства. - Социальное партнерство.ppt

Проведение и организация

Слайдов: 25 Слов: 942 Звуков: 0 Эффектов: 170

Летний оздоровительный отдых. Работа по профилактике правонарушений. Воспитательная деятельность на уроках. Дополнительное образование(кружки, факультативы и т.д). Внутришкольный контроль. Планирование, анализ воспитательной работы. Программа по социально-педагогической деятельности (адаптивные программы «Семья» ,»Милосердие»). Работа школьного самоуправления («государство Надежда»). Общешкольные культурно-массовые мероприятия. Система воспитательной работы в Долговской СОШ. Положение о детской организации Долговской СОШ Тогучинского района Новосибирской области. 1. Общие положения: 2. 3адачи и цели детской организации «Надежда». - Проведение и организация.ppt

Пособие по воспитанию

Слайдов: 10 Слов: 877 Звуков: 0 Эффектов: 0

Книжная полка куратора. Литература из фондов НТБ - 2009. Боно Эдвард. Новая религия позитиffного мышления 5+ : пер. с англ. СПб. : Питер, 2009. - 125 с. : ил. Однако мэтр мышления не остановился на достигнутом. Открывайте книгу, читайте, мыслите и творите! Воспитательная деятельность педагога: учебное пособие для вузов /под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 334 с. Анализируются различные точки зрения на предмет, процесс, проблемы воспитания. Автор далек от претензий на то, чтобы сказать «последнее слово»… Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания. -

Если педагогика хочет воспитать человека
во всех отношениях, то она должна прежде
всего познать его также во всех
отношениях.
К.Д. Ушинский

Базовые понятия

Воспитание, виды воспитания,
развитие, методы воспитания,
взаимосвязь обучения и воспитания,
методы и приёмы воспитания
Классный руководитель, функции
классного руководителя, обязанности
классного руководителя

Воспитание как педагогический процесс

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ
СУБЪЕКТ
ДЕЯТЕЛЬНО
СТИ
(учитель)
ОБЪЕКТ
И
СУБЪЕКТ
(учащийся)
СОДЕРЖАНИ
Е ПРОЦЕССА
ВОСПИТАНИ
Я
СРЕДСТВА
ВОСПИТАНИ
Я
РЕЗУЛЬТАТ ВОСПИТАНИЯ

Виды воспитания

По
содержанию
Трудовое
Умственное
Физическое
По
Семейное
Школьное институционным
Внешкольное признаком
Конфессиональное
Воспитание в детских и
юношеских
организациях
Воспитание по месту
жительства
Воспитание в закрытых
и специальных
воспитательных
заведениях
По доминирующему
принципу и стилю
отношения воспитателей и
воспитанников
Авторитарное
Свободное
Демократическое
По аспектам
воспитательного
Физическое
процесса
Этическое
Правовое
Военно-патриотическое
Экологическое
Интернациональное
Эстетическое
Половое
Экономическое
Трудовое

Методы воспитания (по М.И. Болдыреву)

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ
СОЗНАНИЯ
МЕТОДЫ
СТИМУЛИРОВАНИЯ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА
ПОВЕДЕНИЯ

Методы формирования сознания

Рассказ
Объяснение
Разъяснение
Лекция
Этическая беседа
Внушение
Инструктаж
Диспут
Доклад
Пример

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Упражнение
Приучение
Поручение
Педагогическое требование
Общественное мнение
Воспитывающие ситуации

Методы стимулирования

Соревнование
Поощрение
Наказание

Процесс воспитания и его принципы

Процесс воспитания –
целенаправленная, организованная
деятельность по формированию и
развитию человека,
характеризующаяся взаимодействием
воспитателей и воспитанников и
осуществляющаяся в рамках
педагогической системы учреждения.

Компоненты педагогического (воспитательного) процесса

Целевой – определение целей воспитания
Содержательный – разработка содержания
воспитания
Операционно-деятельностный – организация
воспитательной деятельности и взаимодействие
участников процесса
Оценочно-результативный – проверка, оценка и
анализ результатов воспитания, суждения об
эффективности процесса
Коммуникативный – отражает наличие в
воспитательной системе субъекта и объекта
воспитания и означает общение, их взаимодействие в
процессе воспитания

Принципы (законы) воспитания

1
Гуманистическая направленность
воспитания на развитие личности
Направленность воспитания на
овладение культурой, ценностями
общества, нормами поведения
Связь воспитания с жизнью и трудом

Принципы (законы) воспитания

2
Воспитание в деятельности
Воспитание с опорой на активность личности
Воспитание в коллективе и через коллектив
Объединение педагогического руководства с
инициативой и самостоятельностью
воспитанников
Уважение к воспитываемому лицу в соединении
в требовательностью к нему
Воспитание с опорой на положительные
качества человека

Принципы (законы) воспитания

3
Учет возрастных и индивидуальных
особенностей
Единство требований (школы, семьи,
общества)

Группы принципов воспитания
Группа 3
Социопсихологиче
ские
Группа 1
Ценностносодержательные
Группа 2
Педагогические
(методические),
технологические

СТРУКТУРА ПРОЦЕССА САМОВОСПИТАНИЯ

Осознание потребности,
желания изменить себя,
усовершенствовать свои
личные качества
Самоанализ
Определение целей,
программ, плана
деятельности
Самооценка
Деятельность,
направленная на
самоизменение,
самоусовершенствовани
е
Методы, приемы,
средства деятельности,
направленные на
самовоспитание

Принцип целостного подхода к воспитанию

Критерии оценки воспитанности учащихся

Название
качества
личности
учащегося
Критерии воспитанности
Любовь к Родине
Знание истории, уважение к историческому
прошлому, традициям народа; забота об
интересах, исторической судьбе страны;
чувство гордости за великих людей страны, её
культуру, достижения; привязанность к месту
проживания (город, село, область, страна в
целом);бережное отношение к природе,
народному достоянию; знание современных
важных событий
Интернационали
зм
Интерес к культуре, искусству других
народов; дружба с людьми разных
национальностей; добровольное участие в
мероприятиях интернационального характера
Отношение к
Участие в делах своего класса; привычка

Гуманность
Доброжелательное
отношение к людям, забота о
них; помощь, чуткость,
уважение, доверие; ;
внимательное отношение к
интересам, желаниям людей,
тревожащим их вопросам, к
мнениям, чувствам
окружающих; понимание
мотивов, которыми
руководствуются люди в
своем поведении; тактичное
отношение к их самолюбию,
гордости, достоинству;
исключение грубости,
чванства, напыщенности,
нетерпения, недоверия
Честность
Правдивость, искренность;
выполнение обещаний;
привычка не брать без
разрешения чужие вещи;
нетерпимость ко лжи,
воровству, обману,
добровольное признание

Отношение к труду (трудолюбие)
Любовь, потребность и привычка
к труду; добросовестность,
старательность в труде;
постоянная занятость полезными
делами; привычка качественно и
своевременно выполнять работу;
наслаждение от самого
трудового процесса;
заинтересованность в
достижении положительных
результатов; помощь членам
семьи по хозяйству
Дисциплинированность
Соблюдение установленных в
обществе правовых, моральных,
политических, эстетических норм
поведения, правил для учащихся,
определенных обычаев,
традиций; быстрое и точное
выполнение требований
родителей и учителей
Активность
Стремление отвечать на уроках,
дополнять ответы других;
знакомство со вспомогательной;
добровольное участие в разных

Любознательность
Систематическое чтение
литературы по разным отраслям
науки и техники, постоянная
потребность расширения и
углубления своих знаний;
привычка пользоваться
словарями, справочниками;
участие в работе факультативов,
кружков, секций; хорошая
успеваемость
Смелость
Способность к преодолению
чувства страха; готовность
помочь с риском для себя;
готовность отстаивать свое
мнение
Сила воли
Способность заставить себя
выполнить то, что надо, а не
только то, что нравится;

Достоинство, честь
Отношение к себе и к другим как
к определённой ценности;
осознание положительных черт,
не позволяющее поступаться
ими, самоуважение, вызванное
осознанием достигнутых успехов;
требование от других уважения к
себе, своим правам
Любовь к прекрасному
(эстетическая воспитанность)
Интерес к урокам литературы,
пения, рисования; знание и
понимание произведений
литературы, музыки, живописи,
киноискусства; посещение
театров, музеев; опрятный
внешний вид; участие в
художественной
самодеятельности; желание
творить прекрасное
Стремление к физическому
совершенству
Стремление быть сильным,
ловким, здоровым; правильная
осанка; привычка ежедневно
делать физзарядку; участие в

Обучение = воспитание

1. Воспитание неотрывно от обучения, в
процессе которого оно осуществляется
(через содержание, формы, средства
обучения). Это именно тот тип
отношения между двумя процессами, в
котором они будто сливаются воедино.
В такой форме воспитание входит в
учебный процесс, который опреде
ляется как обучение, которое
воспитывает

Обучение = воспитание

2. Воспитание осуществляется в
образовательном процессе
определённой системы или учреждения
и вне обучения, параллельно ему
(кружки, общественный труд, трудовое
воспитание). Здесь должны под
крепляться все эффекты обучения и
оно в свою очередь должно
действовать на воспитание

Обучение = воспитание

3. Воспитание осуществляется вне (в
соответствии с его общими целями)
семьей, трудовым коллективом,
группой, сообществом, где происходит
и некоторое стихийное обучение
4. Воспитание осуществляется и
другими (не образовательными)
учреждениями, сообществами,
сопровождаясь стихийным, а иногда
целенаправленным обучением

Классное руководство

Классный руководитель – работник,
осуществляющий педагогическую деятельность
с коллективом учащихся класса, отдельными
учащимися, их родителями, организацию и
проведение внеурочной и культурно-массовой
работы, способствующий взаимодействию
участников учебно-воспитательного процесса в
создании надлежащих условий для выполнения
задач обучения и воспитания, самореализации и
развития учащихся (воспитанников) , их
социального развития

Функции классного руководителя

Функциональные

Всестороннее изучение и воспитание учащихся
Оказание учащимся помощи в учебе и развитии
Взаимодействие с учителями класса в решении
педагогических задач
Решение проблем учебного и
профессионального самоопределения учащихся
Контроль за успеваемостью, посещаемостью и
поведением учащихся
Взаимодействие с родителями и оказание им
помощи в воспитании детей
Развитие внутригрупповых и межличностных
отношений учащихся

Цикл воспитательной работы классного руководителя (1-2)

1. Изучение учащихся класса: получение
демографических, медицинских,
психологических, педагогических данных
(семья, социальное и материальное положение,
состояние здоровья, уровень развития,
воспитанности, индивидуальные особенности)
2. Формулирование воспитательных задач,
общих для класса или отдельных групп,
учащихся класса, типичных для определенного
периода обучения и индивидуальных

Цикл воспитательной работы классного руководителя (3-5)

3.Планирование воспитательной работы – составление
плана, оперативного документа, содержащего
перечень заданий и дел по их решению и путей их
реализации
4.Организация, проведение и корректировка
деятельности в соответствии с заданиями и планами:
проведение классных часов, экскурсий, вечеров,
походов, родительских собраний и пр.
5. Анализ и оценка результатов воспитания, состоящих
в уровне воспитанности учащихся. Наблюдение, опрос
и прочие методы позволяют судить о результатах и
ставить новые задачи, а также о собственной
профессиональной компетенции и личном росте
классного руководителя как воспитателя

Варианты форм планов воспитательной работы классного руководителя

А)
Б)
№п/
п
Содержание
, формы и
методы
работы
Срок
выполнения
Исполните
ли
Дат Программа деятельности
а
здоровь общени обучени досу
е
е
е
г
Исполнит
ели
Отметка о
выполнени
и
Отметка
о
выполнен
ии

Права классного руководителя

Посещать уроки, занятия по теоретическому и
практическому обучению, производственной практике и
внеклассные занятия в своём классе (группе),
присутствовать на мероприятиях, проводимых для
учащихся (воспитанников) учебными, культурнопросветительскими заведениями, другими
юридическими или физическими лицами
Вносить предложения на рассмотрение родительского
собрания класса (группы) о материальном обеспечении
организации и проведения внеурочных мероприятий в
порядке установленном законодательством
Инициировать рассмотрение администрацией учебного
заведения вопросов социальной защиты учащихся
(воспитанников)

Права классного руководителя

Вносить предложения на рассмотрение
администрации учебного заведения и
педагогического совета относительно
материального и морального поощрения
учащихся
Посещать учащихся (воспитанников) по месту их
проживания (с согласия родителей, опекунов,
попечителей), изучать условия их быта и
воспитания
В соответствии с целью выбирать содержание,
средства, методы и формы организации учебновоспитательного процесса в классном коллективе

Права классного руководителя

Право на защиту профессиональной
чести, достоинства в соответствии с
действующим законодательством
Материальное поощрение за
достижение весомых результатов в
выполнении возложенных на него
задач
Выбирать формы повышения
педагогической квалификации по
проблемам воспитания

Обязанности классного руководителя

Осуществлять педагогический контроль за
соблюдением учащимися(воспитанниками) устава и
правил внутреннего распорядка учебного
заведения, других документов, регламентирующих
организацию учебно-воспитательного процесса
Выбирать адекватные средства реализации задач
обучения, воспитания и развития учащихся
(воспитанников)
Соблюдать педагогическую этику, уважать
достоинство учащегося (воспитанника), защищать
его от любых форм физического или психического
насилия

Обязанности классного руководителя

Информировать о состоянии воспитательного
процесса в классе и уровне успеваемости
учащихся (воспитанников) педагогический совет,
администрацию учебного заведения, родителей
Своей деятельностью утверждать уважение к
принципам общечеловеческой морали,
пропагандировать здоровый образ жизни
Вести документацию, связанную с исполнением
полномочий классного руководителя (классные
журналы, личные дела, планы работы и пр.)
Постоянно повышать профессиональный уровень,
педагогическое мастерство, общую культуру

Технология индивидуальной работы со сложными подростками

Общая структура деятельности педагога
Установление
контакта,
возможности
диалога
Выяснение проблем Обсуждение
учащегося, его
проблем
индивидуальных
качеств, в том
числе мешающих
успешной
адаптации
Оказание
психологопедагогическо
й поддержки

Техника поведения педагога

Прояви интерес к собеседнику, научись
смотреть ему в лицо и слушать его
Дай высказаться, умей держать паузу,
молчать, попробуй понять состояние и
проблемы учащегося
Умей выразить сочувствие, понимание его
состояния и проблем
Умей ставить вопросы, чтобы всё понять,
получить необходимую информацию
Направь собеседника к осознанию им самого
себя и его проблем и к их решению. Не поучай
и не давай советов: «Я бы на твоём месте…»,
но пробуди его собственную решимость.