Современная проблема поликультурного образования: теория и практика. Портал образования в современной школе»
Разделы: Общепедагогические технологии
Сегодня воспитание имеет огромное значение в современном обществе, так как именно оно является фундаментом для формирования личности и играет важную роль в семье, школе, обществе. Но один из самых актуальных вопросов остается вопрос поликультурного воспитания подрастающего поколения.
Актуальность воспитания поликультурности объясняется, в первую очередь, тем, что социальная реальность нашей жизнедеятельности не может существовать в качестве монокультурной. Показатель прогрессивной общественной жизни – это разнообразие культур. Однако столкновение в процессе глобализации различных социальных явлений, ценностных приоритетов, образов жизни, культур, с одной стороны, создает условия для их взаимодействия и развития, но с другой стороны – может стать источником негативного конфликта между различными народами. Это связано с тем, что человеку легче общаться с людьми, которые разделяют его точку зрения, имеют схожие ценности и убеждения, культуру поведения. Но все же ему не всегда уютно среди тех, кто имеет другую культуру, иные взгляды и позиции. Степень данной некомфортности зависит от ситуации, в которой происходит “встреча” различных культур, от личных качеств человека, его изначальной оценки окружающей среды. Если культуры, ценности, идеалы людей не совпадают, это может выразиться в интолерантности, враждебности по отношению к другому, что является серьезным шагом к конфликту. Позитивное решение ситуации возможно, если культурные отличия рассматриваются в качестве одной из альтернатив человеческого бытия. Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является воспитание поликультурной личности, способной адекватно воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.
Поликультурное воспитание призвано подавлять межнациональные и межрасовые конфликты, распространение фашистских идей.
Необходимо отметить, что поликультурность, как качество личности, развивается с детских лет и на протяжении всей жизни под влиянием различных социальных институтов, общественных организаций, образовательных учреждений.
Поликультурное воспитание – это направление педагогической науки и практики, нацеленное на воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия “толерантности”, “гуманизма”, “интернационализма”, развито чувство уважения к народам, нациям, расам и этносам.
Являясь учителем иностранных языков, мне как ни кому другому интересна тема поликультурного воспитания. У меня есть хорошая возможность реализовать его на своих уроках.
Иностранный язык является одним из главных средств воспитания поликультурности. Школьник, изучая иностранный язык, вместе с языком приобретает опыт общения с окружающим миром, с другими людьми, происходит процесс социализации его личности. Это становится возможным благодаря природной открытости и восприимчивости ребенка ко всем обстоятельствам, оказывающим влияние на его развитие. Если учесть, что приобретение опыта чаще всего происходит в монолигвальной (одноязычной) и монокультурной среде, в среде, в которой взаимодействуют субъекты – носители одной культуры, то ребенок усваивает “правила игры”, принятые только в определенном лингвосоциуме – сообществе носителей одного языка и одной культуры. Однако, как известно, современный мир ребенка многолик и многокрасочен с точки зрение как языков, так и культур. И поэтому незнание языков и особенностей чужих культур может привести к проблемам в общении с их носителями. Чтобы избежать этого и дать возможность детям адаптироваться к поликультурным условиям проживания в современном мире, детей следует приобщать к иностранным языкам и через язык – к миру иных культур. Общество и школа, включая программу обучения иностранным языкам, способствуют решению проблемы межэтнической интеграции народов. Именно это обстоятельство диктует необходимость рассматривать изучение иностранных языков в контексте общелингвокультурного пространства страны.
Цель моей работы – адаптация к культурным традициям, сохранение этнической культуры и традиций, создание условий для взаимопроникновения, объединение людей разных национальностей во имя мира на земле.
Воспитательные задачи на уроках иностранного языка:
Воспитание толерантности, терпимости к культурным различиям, признание возможности отклонений от общепризнанных стандартов;
Понимание и принятие другой культуры, изучение и оказание поддержки этнических различий, с которыми дети приходят в школу;
Уважение культурных различий меду представителями разных национальностей.
Сейчас в качестве основной цели в области изучения иностранного языка выдвигается многоязычие, владение иностранным языком каждым жителем. Иностранные языки определяют в настоящее время языковую политику страны. Наша страна имеет свою социально-экономическую специфику, свои приоритетные международные связи, свои образовательные возможности, свои потребности в кадрах, для которых тот или иной иностранный язык может быть приоритетным.
В нашем случае формирование поликультурной личности непосредственно на уроках иностранного языка ведется через решение определенных задач. Здесь ученик – творец, главное действующее лицо. Формирование поликультурной личности на уроках иностранного языка способствует использованию интерактивных методов обучения, развивающие умение и навыки говорения. Ведущее место на данных уроках занимает творческо-поисковая деятельность учащихся, дискуссии, групповая и индивидуальная работа, ролевые игры.
Полиязычие способствует формированию открытого человека, открытого миру, людям, добру и готового к деятельности на благо других людей. Учителя должны иметь знания о воспитании подрастающего поколения, о педагогике быта, семьи, рода, племени, народности и нации. Только тогда они смогут воспитать настоящую личность, которая обладала бы развитой культурой толерантности.
Поликультурное воспитание направлено прежде всего на сохранение и развитие всего многообразия культурных реалий, существующих в обществе, на передачу этого наследия молодому поколению. Поликультурность основывается на том, что человек – пересечение многих культур, а, значит, он может быть моно- или мультиидентичен.
В условиях поликультурной реальности, когда контактируют люди, принадлежащие к разным лингвокультурным общностям, взаимовлияние и взаимопроникновение культур ведет к аккультурации членов социумов, соединяющих в своем сознании разные культуры, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним. Обучение языку, соединенное с ознакомлением с культурными и социальными ценностями, может и должно служить мощным средством взаимопонимания меду народами.
И именно учитель иностранного языка способен здесь внести свой вклад в формирование у детей толерантности, так как ребенок сталкивается на уроках иностранного языка с новой для него культурой, чуждыми ему идеями. Иностранный язык – инструмент, который должен обеспечивать беспрепятственную коммуникацию, обмен идеями.
1Бессарабова И.С.
В статье актуализируется роль поликультурного образования для современного общества, которое характеризуется обострением этнических конфликтов, нетерпимостью к культурным различиям. На примере России и США автор показывает, что поликультурное образование становится магистральным направлением жизнедеятельности любого многоэтнического и многокультурного общества.
Проблема совершенствования образования принадлежит к числу тех педагогических проблем, которые с течением времени не теряют своей актуальности. Современная ситуация в России характеризуется ростом локальных этнических конфликтов. Задачи сохранения безопасности в российском обществе требуют постоянной работы по изучению природы конфликтов между представителями различных этнических групп, их влияния на социальную и экономическую жизнь общества, а также поиска путей их преодоления. Все это ставит серьезные задачи перед образованием, которое не может не реагировать на происходящие события в обществе. Опыт зарубежных стран, в частности США, показывает, что учебные заведения являются главными структурами, где проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Следовательно, образование может помочь обществу воспитать молодежь в духе гуманного отношения к представителям иных культур и найти эффективные способы снижения межнациональной вражды, которые могут быть применимы в социальной среде.
Проблемы терпимости в разных сферах личной и общественной жизни, так же как и ее антипода - экстремизма, являются особенно актуальными в ситуации современной России, которая отмечена ожесточением нравов среди некоторых групп населения, распространением агрессивных побуждений и действий, питаемых как объективными социально-экономическими трудностями, так и политикой определенных группировок, заинтересованных в разжигании противоправных настроений. Такая ситуация не оставила равнодушными отечественных ученых, которыми осуществлен ряд исследований, опубликованы монографии и научные статьи по проблемам толерантности .
Как свидетельствуют результаты социологических исследований, толерантность и склонность к экстремизму среди россиян могут проявляться в самых разных областях и касаться различных аспектов взаимоотношений людей. Так, в целом, в современной России особенно остры противоречия между богатыми и бедными. Второе место после социально-экономических оснований возможных экстремистских выступлений россиян занимают причины, связанные с межнациональными отношениями .
Данная картина прямо противоположна ситуации в США, где главной причиной противоречий между гражданами страны по-прежнему остается цвет кожи. Даже те цветные американцы, которым удается добиться успеха, ощущают себя не такими, как все. Сегодня афроамериканцы занимают руководящие посты в более чем 300 городах США. Но несмотря на это, они продолжают испытывать чувство отчуждения от белого большинства, поясняя, что им приходится жить в двух мирах, в одном из которых о них судят по способностям, а в другом - главным критерием остается расовая принадлежность. Приведем конкретный пример. Афроамериканцы супруги Грейсоны проживают в престижном районе Нью-Йорка в роскошном многоквартирном доме более восьми лет. Глава семьи занимает пост заместителя мэра Нью-Йорка по вопросам финансов, а его жена является вице-президентом Национального медицинского фонда. По словам обоих супругов, им не раз приходилось испытывать пренебрежительное отношение со стороны белых жильцов своего дома, которые, будучи не знакомы с ними, отказывались впустить их в лифт, принимая за посторонних. В настоящее время в США существуют, так называемые «позолоченные гетто», районы, где проживают состоятельные афроамериканцы (Чэтем в Чикаго, Норт-Портал-Эстейтс в Вашингтоне), так как они по-прежнему встречают препятствия при покупке домов в районах, населенных белыми американцами .
Ситуации, подобные описанным выше, очень точно характеризуются словами Глории Лэдсон-Биллингс из книги «За пределами Большого Дома» (так автор называет мир белых американцев): «Афроамериканцы получили право войти в этот дом, но так и не стали его частью» .
Россия, как и США, является мультинациональной, мультирелигиозной и мультикультурной страной, население которой насчитывает около 150 млн. человек. В России проживают более 100 национальностей и этнических групп. Кроме русских, представляющих собой титульный этнос (81%), многочисленными нациями в стране являются татары, евреи, чуваши, башкиры, удмурты, марийцы и др. В России проживают и малочисленные народы, главным образом, на Севере (ненцы, эвенки, алеуты, негидальцы, ороки, тофалары и др.). Исторически сложившееся национальное и культурное многообразие в нашей стране сказалось на системе основных ценностей отечественного образования, в частности, его обязательности и доступности для всех граждан. В то же время образовательная политика советского периода не отражала реальных проблем в отношении различных этнических групп.
Обратимся вкратце к некоторым историческим этапам развития образования в нашей стране, которые явились предпосылками поликультурного образования в России.
В середине 50-х гг. ХХв. с приходом к власти Н.С.Хрущева многим депортированным народам (калмыкам, чеченцам, балкарцам, российским немцам и др.) было разрешено вернуться на родину. Согласно политике Н.С.Хрущева, все люди, проживавшие на территории СССР, должны были стать русскоязычными. При этом родные языки рассматривались в качестве помехи для совершенного овладения русским языком. Данная идея нашла отражение в Программе КПСС (1961г.), провозглашавшей в качестве главной задачи партии создание «общенародного государства». При этом подразумевалось, что в процессе построения бесклассового общества будет происходить стирание национальных различий, не исключая языковых. Данную политику продолжил Л.И.Брежнев, в период правления которого в жизнь претворялась идея формирования «советского человека». Русификация, т.е. обязательное изучение русского языка во всех учебных заведениях страны, считалась необходимым условием рождения гражданина нового типа. Во всех школах страны основное внимание и финансовые средства были направлены на изучение русского языка. В связи с экономическими потребностями СССР, правительственные структуры проводили политику ускоренного перевода образования национальных меньшинств на русский язык обучения, который приобрел статус языка межнационального общения. Следовательно, языки национальных меньшинств, проживавших в стране, остались без внимания, что явилось причиной потери многими этническими группами своих родных языков и культур .
Данная политика партии и правительства СССР, направленная на ассимиляцию и русифицирование наций, на создание новой исторической общности «советский народ», аналогична политике «плавильного котла», проводимой в США, с целью «переплавить» все национальные, культурные и этнические различия прибывавших в страну иммигрантов, а также коренных американцев (индейцев), обязывая каждого изучать английский язык и англоевропейскую культуру среднего класса.
Вследствие глубоких политических, демографических и социальных перемен в российском и американском обществе, и в мире, которые произошли во второй половине ХХв., ассимиляционистская политика не оправдала себя. На смену ей пришло осознание важности этнического разнообразия как непременного условия культурного богатства и стабильности страны. Терпимость и многообразие стали ориентирами для ХХI века.
В этой связи мировая педагогическая мысль начала разработку соответствующей образовательной стратегии. Задача подготовки молодежи к жизни в полиэтническом и поликультурном обществе была названа одной из главных в документах ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивалось, что одна из важнейших функций школы - научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой, - привить ему уважение к другим культурам .
Следовательно, поликультурное образование становится сегодня главной силой, способствующей выживанию и развитию людей не только в России, но и в мире в условиях глобальных антропогенных проблем, этнических конфликтов.
Российские и американские исследователи не дают универсального определения поликультурного образования. Полагаем, что различные подходы к его определению объясняются наличием большого количества трактовок понятия «культура», являющегося ключевым в поликультурном образовании.
Мы систематизировали многочисленные определения поликультурного образования, представленные американскими авторами, по следующим признакам: поликультурное образование - идея, концепция, философия; реформаторское движение; идея и движение за реформирование; область научного исследования .
В целом, отечественные ученые понимают поликультурное образование, как процесс овладения учащимися знаниями о различных культурах своей страны и мира, понимания общего и особенного в родной культуре и мировой с целью духовного обогащения, развития планетарного сознания, формирования умений и навыков для осуществления взаимодействия в условиях поликультурности как российского, так и мирового сообщества.
Учитывая взгляды отечественных и американских авторов, наше понимание поликультурного образования сводится к следующему: поликультурное образование - это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах, вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к культурным различиям - качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: Монография.-Волгоград: Перемена, 2008.364с.
2. Гаганова О.К. Поликультурное образование в системе общего школьного образования США: Дис.... канд. пед. наук. Институт теории образования и педагогики РАО. М., 2003.
3. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование-актуальная проблема современной школы//Педагогика.-1999.-№4.-С.3.
4. Толерантность /Общ. ред. М.П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. 416с.
5. Хайруллин Р.З. Состояние и перспективы развития национальных систем образования в России//http:tatar-history.narod.ru /federal.htm.
6. Ladson-Billings G. Beyond the Big House. New York: Teachers College Press, 2005. 212p.
Библиографическая ссылка
Бессарабова И.С. ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И США: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 5.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1115 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
УДК 372.881. Пилипенко
студент ЮРИУ РАНХиГС Науч.рук.: к.пед.н, проф. Митусова О.А.
ПРОБЛЕМЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: В статье рассмотрены основные проблемы поликультурного образования и воспитания. Перечислены предпосылки возникновения таких проблем. Дана характеристика преподавателю, осуществляющему такую образовательную деятельность.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурное воспитание, поликультурность, поликультурализм.
Непредсказуемые изменения, происходящие в социально-экономической системе страны, усложнение ситуации в межэтнических отношениях, нарастающий объем информации формируют необходимость становления личности, способной жить в условиях поликультурного пространства, личности творческой и толерантной, ответственной, готовой принимать конструктивные действия в сложных жизненных условиях. Основным социальным институтом, осуществляющим адаптацию человека к изменениям в обществе, является система образования.
В современной политической, экономической, социальной и образовательной ситуации в России всё большую важность приобретает проблема поликультурного образования.
Поликультурное образование - это то образование, которое человек
получает в полиэтническом обществе, где живут и сотрудничают люди,
говорящие на нескольких языках.
Поликультурное образование выступает в роли «ответной реакции» на такие процессы, как:
Процессы глобализации и интеграции образования;
Усиление влияния религиозных течений, имеющих негативное воздействие, на молодых людей;
Интенсивное взаимодействие между российскими и зарубежными организациями;
Рост экстремизма, агрессии;
Необходимость формирования толерантного сознания и т.д. Нередки случаи, когда современная молодёжь демонстрирует
невежество в знании особенностей национальных культур мира, их обычаев, традиций и истории. В этом есть и доля ответственности образования, ведь такое качество, как поликультурность, не закладывается на генетическом уровне, а воспитывается.
Следует отметить, что поликультурное образование имеет неразрывную связь с поликультурным воспитанием, которое, в свою очередь, предполагает учет культурных и воспитательных интересов наций, а также культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания, что способствует становлению мира и сохранению культурной идентичности различных народов.
О.А. Митусова отмечает, что для России, как для многонациональной страны, характерно наличие «внутреннего поликультурного пространства» и
108 Митусова О.А. Языковое образование в условиях межкультурных коммуникаций/Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 3. С. 121-124.
«внешнего поликультурного пространства», которые влияют на образовательные процессы.
Значительную роль в области поликультурного образования и воспитания играет преподаватель. По мнению Э.И. Соловцовой, специалист в данной области должен обладать следующими качествами и навыками:
Развитым критическим и рефлексивным мышлением;
Принятием поликультурности мира;
Уважением и чувством толерантности по отношению к иной культуре.
Основной задачей поликультурного образования является развитие способности и готовности к межкультурной коммуникации, под которой понимается «общение на иностранном языке с учетом культуры страны, где говорят на этом языке»109, однако не во всех вузах обеспечивается такая подготовка. Одной из причин является недостаточное нормативно-правовое обеспечение. Существует не так мало нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательный процесс, но пока ни в одном из них принцип поликультурализма, в качестве приоритетного направления развития, не вынесен, однако некоторые положения соответствуют целям и задачам поликультурного образования. Следует отметить, что и о поликультурной подготовке педагогов - ни в одном нормативно-правовом акте не упоминается.
На данном этапе развития общества большую роль также играет применение инновационных технологий в поликультурном обучении. Но сложность использования таких технологий заключается в «отсутствии
109 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Ученые записки СКАГС. 2011. №3. С. 171-176.
единой методологии и практики комплексной текущей оценки качества и эффективности образовательного процесса»110.
В неязыковых вузах, зачастую, источником поликультурного образования является только дисциплина «Иностранный язык», которая по сравнению с другими дисциплинами «позволяет с большей эффективностью задавать студентам установки толерантности и этической идентичности»111.
Проблемой также является тот факт, что принцип поликультурализма характерен, на данном этапе развития образования, лишь для отдельных курсов, а не всех дисциплин.
Опираясь на исследования в области поликультурного образования, С.М. Мамлеевой были выдвинуты условия, обеспечивающие эффективность поликультурного образования. К ним относятся:
Создание устойчивой нравственно-психологической готовности обучающихся к выбору целей и приоритетов, которые способствуют формированию ценностных ориентаций;
Междисциплинарная интеграция;
Использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе.
Обобщая проблему поликультурности с учетом предложенной выше информации, поликультурное образование и воспитание можно определить как инновационный процесс, который направлен на качественное изменение образовательной системы и который ориентирует будущих специалистов на мобильность и самостоятельность, а главное - конкурентоспособность, в условиях поликультурного и полилингвального современного мира. Кроме
110 Пронина Е.В. Необходимые условия реализации инновационных технологий образования в Российских ВУЗах // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. 2016. Ч.2
111 Митусова О.А., Мартиросьян Ю.В. Формирование установок толерантности и национальной идентичности у бакалавров-управленцев // Ученые записки СКАГС. 2013. №1. С. 146-152.
того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.
УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.
студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.
МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.
Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.
Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих
беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)
сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому
способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».
112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.
113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное образование преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство» и «объединение» . В первом случае речь идет об уважении и сохранении культурного многообразия. Во втором – о поддержке равных прав на образование и воспитание. В третьем – о формировании в духе общенациональных политических, экономических, духовных ценностей.
Рядом с обучением (образованием) и воспитанием всегда идет «развитие ». Поликультурное развитие включает способность обучающихся:
– осознавать себя в качестве поликультурных субъектов в родной среде;
– понимать, что групповая принадлежность изменяется в зависимости от контекста коммуникации и интеракции;
– выявлять культурные сходства между представителями различных культурных групп, изучаемых языков с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами политических границ родной страны;
– определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;
– инициировать и принимать активное участие в действиях против культурной агрессии, культурной дискриминации и культурного вандализма.
Моделируя в учебных целях диалог культур , надо иметь в виду, что у каждого народа своя картина мира, что национальная специфика проявляется в наименовании реалий окружающей действительности, в способах их предикации, в речевом пикете. Благодаря диалогу культур ученик лучше осознает родную языковую культуру мира, глубже проникает в ее сущностные характеристики, и менталитет народа и обретает чувство национального достоинства и уважения к культурным ценностям иных народов.
Предпосылками возникновения поликультурного образования считают следующие факты и процессы:
– Современное общество характеризуется разнонаправленными сложно взаимодействующими процессами унификации и диверсификации, глобализации и поликультурализма. Эти процессы вызывают существенные изменения в системе образования как основном институте целенаправленной социализации молодого поколения. Одно из таких изменений – поликультурное образование, сущностью которого является сопряжение нескольких культурных традиций в содержании, методах и организационных формах образования, приводящее к признанию обучающимися явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, к присвоению ими образов культуры и человека как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.
– Поликультурное образование первоначально возникло как отклик на запрос социальных групп этнических меньшинств в обеспечении гармоничного приобщения детей одновременно и к культуре группы большинства, и к собственным культурным традициям. Однако в последнее время признается продуктивность поликультурного образования для всех учащихся независимо от принадлежности к меньшинству или большинству – разные модели поликультурного образования становятся основой формирования общегражданской идентичности обучающихся и воспитанников во многих современных поликультурных обществах.
– В Российском многонациональном обществе наблюдается рост культурного многообразия, борьба разных социальных групп за право на признание, национально-культурное и религиозное возрождение. С одной стороны, в Российской Федерации проводится политика признания ценности все большего количества социальных групп и личностных свобод, разрабатываются программы по реадаптации соотечественников из-за рубежа и адаптации мигрантов, осуществляется борьба с дискриминацией и проявлениями фашиствующего национализма. С другой стороны, рост культурного многообразия порождает ксенофобию, стратификацию по религиозному или этноязыковому принципам, стремление «коренных» граждан дистанцироваться как от зарубежных трудовых иммигрантов, так и от внутренних мигрантов-граждан России из разных регионов.
– Система образования, призванная подготовить молодое поколение к продуктивной жизнедеятельности в ситуации роста культурного многообразия, ожидает от педагогической науки инновационных разработок, эффективных социальных инструментов, адекватных теорий. Одним из актуальных направлений становится разработка теории поликультурного образования в направлении концептуального и технологического обеспечения путей формирования у учащихся гармоничной многослойной идентичности, включающей этническую, региональную, гражданско-страновую, общечеловеческую. Актуализируется создание образовательных инструментов сопровождения учащихся к субъектной позиции по отношению к культурам определенных этносов, региональных сообществ, определенных государств, всего человечества. Важнейшими задачами поликультурного образования становятся не только развитие у учащихся уважения к культурной самобытности, но и формирование готовности и способности к межкультурному взаимодействию.
Щетинина Надежда Ефимовна
Должность:
учитель
Учебное заведение:
МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт:
г. Ессентуки, Ставропольский край
Наименование материала:
статья
Тема:
"Актуальность поликультурного воспитания в современной школе"
Дата публикации:
16.06.2017
Раздел:
полное образование
«Актуальность поликультурного воспитания
в современной школе»
Статья
МБОУ СОШ № 1 , г. Ессентуки, Ставропольский край
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не
уважать оной есть постыдное малодушие»
(А.С. Пушкин)
Современная жизнь ставит перед образованием сложную задачу -
необходимо воспитать молодёжь в духе мира и уважения всех народов,
сформирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных
национальностей, вероисповеданий, социальных групп, глубоко понимать и
ценить своеобразие культур других народов. Проблема подготовки молодёжи
в многонациональной, поликультурной среде является актуальной и занимает
одно из самых важных мест среди проблем образования на сегодняшний
Что же такое поликультурное воспитание?
Поликультурное воспитание – это:
Противостояние расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости,
ненависти, основанной на культурных различиях (Г.Д. Дмитриев);
Выбор интернационального воспитания. (А.Н. Джуринский);
Формирование человека, который способен к активной и эффективной
жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладает
развитым чувством понимания и уважения иных культур, умения жить в мире
и согласии с людьми разных национальностей (В.В. Макаев, З.А. Малькова,
Л.Л. Супрунов).
Специфическими целями поликультурного образования являются:
Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной
к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и
гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей
российской и мировой культуры;
Развитие национальных культур и родных языков народов России как
необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и
важнейшей основы становления и функционирования российской
гражданской нации;
Создание условий для развития и сохранения сотрудничества всех
этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и
культурном сообществе, называемая российской гражданской нацией;
Более эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в
условиях федеративного государства и современной цивилизации,
расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения
качества жизни;
Развитие образовательного и профессионального потенциала России,
воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной
интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в
открытом поликультурном мире.
Поликультурное образование - ещё очень молодая отрасль педагогического
знания для России. Лишь за последние 10 лет появилось большое количество
публикаций по вопросам поликультурного воспитания нашего общества и
объективной необходимости перестраивать систему образования, как
школьную, так и вузовскую. Так в 1999 году была разработана и
Л.Л. Супрунова). Согласно данной концепции уже сейчас работает ряд школ
Кабардино- Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии,
Краснодарского и Ставропольского краёв. Идеи поликультурного образования
творчески развиваются педагогами разных городов. В 2003г. принята
Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ (авторы – Ю.С.
Давыдов и Л.Л. Супрунова).
В своих выступлениях В.В.Путин говорит: «Россия – многонациональная
страна. Она является общим домом для христиан, мусульман, представителей
других концессий. Много веков эти люди живут в согласии и добрососедстве.
Такие отношения не просто норма жизни для нашей страны. Это, без всякого
преувеличения является нашим национальным достоянием. И мы бережём
его как зеницу ока. Имея уникальный опыт взаимообогащения культур и
традиций, мы стремимся к развитию диалога цивилизаций, выступаем за
создание более справедливой системы международного устройства,
основанной на принципах равноправия и уважения всех людей вне
зависимости от их национальности или вероисповедания. Такую политику
Россия намерена проводить по всем направлениям…»
Все миграционные перемещения, которые сейчас происходят в России, за
короткий срок изменили социальный и этнокультурный облик населения
нашего города и края в целом. Соответственно изменился и контингент
учащихся в школах. Поэтому, на базе школ края все чаще возникают
поликультурные образовательные центры, способствующие решению
проблем социальной адаптации и образования детей-мигрантов. Здесь
возникает необходимость поликультурного воспитания с дошкольного и
школьного образования.
Поликультурное воспитание – сложное социально-воспитательное явление,
которое требует расширения коммуникативных каналов диады «педагог –
ребенок (подросток, молодой человек) в рамках открытой воспитательной
среды. Это предполагает осуществление педагогического взаимодействия на
трех уровнях:
Первый уровень:
Ориентирован на осознание этнической принадлежности и культивирование
положительных черт «национального характера»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является:
Стимулирование интересов детей к межкультурной коммуникации.
Второй уровень:
Предполагает обогащение знаний о многомерности этнического мира,
формирование положительного образа «этнического соседа»;
Направлением деятельности педагога на данном уровне является
Использование интерактивных технологий обучения;
Создание ценностно-смыслового воспитывающего поля на основе обычаев
и традиций в режиме поликультурного диалога.
Третий уровень:
Включает формирование и развитие осознанного отношения к
межэтническому и межкультурному взаимодействию, приобретение и
применение коммуникативных умений и навыков в режиме «диалога
культур».
На этом уровне деятельность педагога сводится к:
Формированию позиционности в поликультурной среде;
Стимулированию осмысленного взаимодействия.
Причём формы работы, я считаю, должны быть разнообразными: беседы,
устные рассказы, доклады, сообщения, сочинения о межнациональных
отношениях, экскурсии в музеи национальных культур, проведение концерта
ко дню Народного Единства, конкурсы рисунков, газет, где отражается
история своего народа, конкурсы чтецов (знакомство с национальной
поэзией). Мною был проведён опрос учащихся нашей школы.
Какие вы могли бы предложить мероприятия по поликультурному
воспитанию, которые бы проводились регулярно в нашей школе?
Было опрошено – 100 уч-ся.
1. Уделять большее внимание проведению предметных уроков, классных
часов по поликультурному воспитанию в нашей школе - 40% учащихся.
2. Проводить фестиваль «Национальных культур» - 25% уч-ся.
3. Организовать конкурс-смотр национальных костюмов – 20% учащихся.
4. Проведение школьного конкурса песен и танцев народов Кавказа – 10%
учащихся.
5. Включить в школьную программу по информатике создание учащимися
презентаций, где отражается быт, традиции, культура народов Кавказа – 5%
учащихся.
Одним из главных способов организации поликультурного воспитания
является обеспечение культурологической направленности филологического
образования и введение поликультурного компонента в различные учебные
дисциплины. Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное
обучение (родной язык, язык доминирующего этноса, иностранные языки),
которое не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к
различным способам мышления, чувствования, поведения. Воспитание и
обучение должны содействовать тому, чтобы человек осознал свои корни и
тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире и
привить ему уважение, ценностное отношение к другим культурам. Мы
сейчас живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.
Глобальными сейчас являются такие системы как, экономика, политика,
рынки, миграция населения Земли. От того как качественно укрепляются
межкультурные связи и общения, это и есть основа благополучия,
безопасности и экономической стабильности наций, населяющих нашу
планету. Известен отечественный опыт межнационального сотрудничества.
Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились
многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в
боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в
послевоенном возрождении страны. Так в культурной сфере сотрудничество
обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти
этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В
СССР в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась
вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других
регионах мира исчезли сотни малых культур.
Испокон веков Россия являлась посредницей между различными культурами,
и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению
Ф.М.Достоевского) . Всем нам необходимо любить и признавать другие
умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расы и
национальные выражения духа.
Перед российской государственной властью всегда стояла «задача» -
«заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими».
Таким образом, поликультурное воспитание является важнейшим элементом
в современной системе образования, направленной на интеграцию
представителей различных народов, сохранение и защиту этнокультурной
самобытности, и способствует формированию форм толерантного
взаимодействия в обществе.