Техники эффективной коммуникации педагог ребенок родитель. Эффективное общение с "трудными" родителями. Мини-лекция “Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями”


ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: ТРЕНИНГ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ

Цель предлагаемого вашему вниманию тренинга – обучить родителей и педагогов приемам эффективного вербального общения, способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе, обучить навыкам коллективного взаимодействия, способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

1. Обсуждение цели тренинга, установление общей цели.

Ведущий опрашивает участников, чего они ждут от предстоящего тренинга. Озвучивает поставленную цель.

2. Игра «Геометрические фигуры»

Цель – обучение навыкам командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками эффективного общения.

Участники встают в круг, в руки берут веревку, закрывают глаза. По команде ведущего они должны составить геометрическую фигуру (круг, равнобедренный треугольник, звезда).

3. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.

Вопросы:

· Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

· На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

· Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?

· Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?

· Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

· Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?

· Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

· На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?

· Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

· Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить это?

После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих ощущений.

4. Мини-лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»

Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту.

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с родителями необходимо сознательное использование тактических приемов, например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.

«Я – высказывания»

«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению. Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями, использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я – высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его включение в напряженных обстоятельствах.

Алгоритм построения «Я – высказывания»:

1. Объективное описание произошедшего (без собственной оценки происходящего).

2. Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в напряженной ситуации.

3. Описание причины возникновения чувства.

4. Выражение просьбы.

Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание совместной работы с родителями.

Отработка построения «Я – высказывания».

Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели на улице; у ученика в четверти намечается 2-ка по вашему предмету. Сообщите об этом родителям, используя «Я - высказывания».

Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность, которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает отпечаток на развитие личностных качеств.

Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, так как, во-первых, собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а во-вторых, негативная информация о ребенке, о его поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту педагогом ребенка (или его родителей).

Те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.

В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.

Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника - человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное в позиции «адвокат» - не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации. Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.

Позиция «адвокат»

Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи.

Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

Позиция «прокурор»

В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе.

Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными. Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом.

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему, напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.

Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник. Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

5. Игра «Здравствуйте, мама Пети…»

Педагоги разыгрывают 2 ситуации:

1. Один участник – педагог-«прокурор», хочет рассказать родителю «всю правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.

2. Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку, «адвокат». Второй участник – наглая мама с установкой «все вокруг виноваты».

6. Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного было на тренинге).

Аксенова У. С. ,

к.п.н., доц.,

НИИ ПКРО,

г. Белгород

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Секрет успешного общения

Визуальное воздействие

Акустическое воздействие

Вербальное воздействие

Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. Помните, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание

Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас.

Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили

ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

По данным анализа, основными причинами, тормозящими эффективное взаимодействие с семьями, являются:

  • повышенная требовательность к родителям;
  • внушение им отрицательного образа ребенка;
  • неуверенность в своей правоте;
  • неумение воспитателя принять точку зрения родителей.

Указанные причины, бесспорно, являются негативным фактором, препятствующим налаживанию партнерских взаимоотношений с родителями. Кроме того, критичность по отношению к ним, неумение и нежелание найти индивидуальный подход к семье в целом и каждому ее члену способствуют возникновению сложных ситуаций в практике общения воспитателей с родителями.

Сложные ситуации относятся к ряду явлений, решение которых нельзя отложить на какое-то время, поскольку от характера взаимоотношений педагога с семьей зависит эффективность ВОР с ребенком. Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника - все это ведет к росту недоверия между воспитателем и семьей, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства.

По признанию воспитателей, в повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, избежав конфликта. По мнению психологов, это связано с незнанием педагогов психологических особенностей личности родителей. Например, родители обижаются, что их ребенок не читал стихотворение на празднике. Действия воспитателя: похвалить ребенка за участие в празднике - отметить, что у него получилось - объяснить, что прочитать стихотворение на публике ребенок пока стесняется (боится) - сказать, что нужно поддержать малыша - предложить подобрать для ребенка несложное стихотворение к следующему празднику и прочитать его вместе с ребенком - при необходимости помочь родителям в подборе стихотворения - объяснить родителям, что создав для ребенка ситуацию успеха, они помогут ему преодолеть временные трудности. Т.о., чтобы предотвратить возникновение сложных ситуаций, воспитатель должен владеть определенными приемами эффективного общения с родителями.

Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

  • групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованнее мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
  • дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям.

С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего успешно. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.

Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

  • психолого-педагогической подготовленностью;
  • коммуникативной культурой педагога;
  • личностной психологической готовностью.

В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогические общение воспитателя с родителями становится малоэффективным, либо его совсем невозможно наладить.

По признанию исследователей, большинство из них отмечают достаточный уровень психолого-педагогической подготовленности педагогов наряду с низким уровнем коммуникативной культуры и неготовностью к эффективному педагогическому общению.

Основу коммуникативной культуры составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро их устанавливать. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя:

  • коммуникабельность как способность испытывать удовольствие от процесса общения;
  • эмпатию как способность к сочувствию, сопереживанию;
  • идентификацию как умение переносить себя в мир другого человека.

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому воспитатели с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом. Кроме того, в коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень владения техникой общения. Воспитателю важно научиться общаться с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной оценки ребенка. Эффективно при этом помогает техника «Я-сообщения» , разработанная американским психологом Томасом Гордоном. При условии умелого применения она способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителями, а так же снижению напряжения.

С помощью «Я-сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в сложных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы и при этом, что не маловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того, чтобы овладеть данной техникой общения, необходимо осознать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.

«Я-сообщение» состоит из четырех частей:

  • Первая часть - объективное, беспристрастное описание ситуации или поведения человека, которое вызывает у вас негативные чувства (напряжение, раздражение, недовольство). Чаще всего такое описание начинается со слова «когда»: «Когда я вижу, что…», «Когда я слышу, что…», «Когда я сталкиваюсь с тем, что…». В этой части «Я-сообщения» нужно лишь констатировать факт, избежав при этом, как неясности, так и обвинительного тона и морализаторства. Следует говорить о поведении человека (ребенка или родителя), но не давать оценку его личности.
  • Во второй части необходимо сказать о тех чувствах, которые вы испытываете по поводу поведения человека: «Я чувствую раздражение, беспомощность, огорчение, боль и т.д…»
  • В третьей части «Я-сообщения» надо четко и ясно показать, какое негативное воздействие оказывает это поведение.
  • Четвертая часть содержит просьбу или сообщение о том, как именно ваш партнер по общению может изменить свое поведение.

Необходимо стараться, чтобы «Я-сообщение» не переходило в «Ты (Вы)-сообщение». Эта ошибка приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Ее можно избежать, если использовать безличные предложения. Например:

  • Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверный вариант.
  • Я огорчаюсь, когда у ребенка нет физкультурной формы, потому что ему неудобно заниматься в обычной одежде (он потеет) и т.д. - верный вариант.

По материалам «Справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 2, 2010

Лариса Кузьмина

Тренинг для педагогов ДОУ "Способы построения эффективного взаимодействия с родителями».

Карьерные успехи человека на 80 % зависят от его умения общаться и только на 20 % - от уровня его профессионализма.

Д. Карнеги

В современных условиях жизни воспитатель должен быть подкован в таких областях как психология семьи и детско-родительские отношения, семейная педагогика и домашнее воспитание. еще лучше если он будет владеть методами и приемами эффективного взаимодействия, психолого -педагогического просвещения родителей.

После проведенного мною анкетирования педагогов по анкете самоанализа воспитателя по работе с родителями, выявлено, что одной из причины трудностей в работе, это трудности связанные с взаимодействием и общением с родителями воспитанников. Неуверенность в умении вести конструктивный диалог, а порой и отсутствие знаний психологии общения, подрывают уверенность в себе как профессионала.

В связи с этим просто необходимо интерактивные мероприятия с данной тематикой, поскольку они направлены на расширение знаний и развитие способов эффективного общения, формированию умения адекватно выражать свои чувства и понимание выражений чувств и поведения других людей, повышение уровня рефлексии, создание мотивации для дальнейшего саморазвития педагогов.

Продолжительность тренинга: 1 час

Материал: матрешка 5 составная, фломастеры на каждого участника, листы бумаги А4, по числу участников, 1 шляпа, бельевая веревка 2,5 метра, мяч, музыкальный центр, запись веселой музыки для игры со шляпой.

Цель: способствовать восполнению знаний педагогов и само -рефлексии во взаимоотношениях с родителями.

Задачи:

1. Актуализировать понимание проблемы во взаимодействии с родителями.

2. Обучить приемам эффективного вербального и невербального общения.

3. Способствовать самопознанию и самосовершенствованию.

Ход занятия

Вступление и упражнение «Матрешка»

Сконцентрировать внимание педагогов на понятии ценности каждой личности и подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого человека.

Цель: осознание своих личностных качеств, принятие себя, активизация своих внутренних ресурсов для изменений и совершенствования.

Участникам предлагается 5 составная матрешка, которую разбирает ведущий и с помощью участников составляет портрет человека с внешними и внутренними качествами.

В первом случае (внешняя, видимая часть матрешки) обсуждается вопрос:

1) Как вас воспринимают окружающие?

Во втором (вытаскивается вторая матрешка) участники отвечают на вопрос:

2) Как вас воспринимают на работе коллеги?

В третьем (вытаскивается матрешка) участники отвечают:

3) Как вас воспринимают дома?

В четвертом (вытаскивается четвертая матрешка)

4) Какое свое качество вам хотелось бы скрыть от других?

В пятом случае (вытаскивается последняя маленькая матрешка)

5) Какая я вы на самом деле?

Обсуждение:

Какие черты (качества) труднее было найти (положительные или отрицательные? Почему?

Какие чувства возникли? Ответы участников.

Практическая часть

Упражнение «Геометрические фигуры»

Цель: обучение навыкам сплоченной командной работы, формирование понимания о возможных коммуникативных сложностях, необходимости овладения техниками невербального общения.

Педагоги встают в круг, берут в руки веревку. Закрывают глаза. По команде ведущего они должны встать в ту геометрическую фигуру, которую назовет ведущий (квадрат, круг, треугольник)

Обсуждение. Что мешало и что помогало выполнить это упражнение?

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать искажение информации в процессе коммуникации и органично перейти к разговору об эффективном общении. Показать эффект избирательности; в первую очередь как искажаются и теряются блоки информации, без эмоционального окрашивания информации.

Все участники кроме одного выходят за дверь. Оставшемуся ведущий передает в устной форме сообщение. Содержащее несколько предложений, знакомой и интересной для участников.

Пример сообщения

Для нашего детского сада купили новые

компьютеры. Через месяц в помещение где

сейчас находится пед. кабинет, поставят

компьютеры, а пед. кабинет перенесут в

пустующий кабинет на втором этаже. По

вечерам в нерабочее время можно будет

работать на них тем, кто отработает 30

минут после работы на благоустройство

территории детского сада.

Получивший сообщение участник зовет следующего и передает сообщение ему, тот – следующему и т. д. очень полезно записать это упражнение на видеокамеру, при обсуждении иметь возможность воспроизвести и проанализировать ход искажения информации. (при получении сообщения можно задавать уточняющие вопросы, после упражнения сравнить результат.

Обсуждение. Что вызвало искажение сообщения при его передачи от участника к участнику?

По окончанию упражнения ведущий рассказывает педагогам о том, как в психологии понимается сущность общения, для чего оно нужно и от чего зависит его эффективность (длительность беседы 10-15 минут). Вот план подобной информационного блока.

Информационный блок «Психология общения».

1. Общении: единство процессов обмена информации, взаимодействия и восприятия друг друга.

2. Функции общения.

Обмен информацией, необходим для совместных действий людей;

Объединение людей;

Передача эмоций, переживаний;

Инструмент передачи опыта от поколения к поколению.

3. Непосредственное и опосредованное общение.

4. Факторы, определяющие успешность общения: искренность, умение внимательно слушать, восприятие через «эмпатию», учет ситуации, разборчивая и грамотная речь.

5. Обратные связи в общении.

Дискуссия «Я и родители моей группы»

Вопросы к участникам:

Какие трудности вы испытываете на сегодняшний день в общении с родителями?

Предъявляют ли родители какие-то претензии, а Вам?

Какие ситуации наиболее сложные были в вашей работе?

Ответы участников обсуждаются и выявляются причины.

Информационный блок «Правила построения эффективного общения»

Общаясь с родителями, нужно не забывать, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношений к нам человека закладывается в первые 15 секунд. Для того, чтобы благополучно пройти по минному полю этих первых секунд, необходимо применить правило трех плюсов (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум при психологических плюса.

Самые универсальные способы – это:

Имя собеседника

Комплимент.

Для эффективного общения вы сами должны демонстрировать готовность к общению. Необходима доброжелательная улыбка, искренний интерес.

Не забывать что имя человека – это самый важный и сладостный звук для него. При приветствии не забывать использовать имя отчество собеседника.

В общении можно применять косвенный комплимент. Похвалить можно не самого человека, а то, что ему дороже. Например: охотнику – ружье, а родителю – ребенок.

Помните, что усталые, загруженные после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому лучше сконцентрировать внимание на хорошем, расскажите об успехах только в конце тактично можно поведать о проблемах, которые сегодня или недавно произошли.

Игра «Тренировка интонации»

Цель: осознать значение интонации, проанализировать варианты воздействия в общении, выбрать наиболее приемлемые для общения с родителями.

Ведущий назначает одного участника который должен произнести стихотворение (про Бычка А. Борто) с оттенком иронии, затем другого участника упрека и так далее, с оттенком безразличия, агрессии, вопросительно, требовательно, доброжелательно. После окончания упражнения участники делают вывод, удалось ли на их взгляд достичь цели при общении и какая из продемонстрированных интонаций наиболее приемлемая в общении с родителями передать.


Игра «Волшебная шляпа»

Цель: упражнять воспитателей в умении высказывать комплименты родителям.

Когда зазвучит музыка, передаем шляпу по кругу, когда музыка остановится, тот у кого она окажется в руках, должен одеть её на голову и сказать комплимент, касающийся непосредственно родителей, а так же можно сказать, что то положительное о ребенке. По окончанию игры все участники обмениваются впечатлениями: легко ли было говорить комплименты, приятно ли слушать их.

Ведущий подводит итог занятия. Высказываются желающие.

Рефлексия «Что понравилось, что запомнилось, что будете применять?»

Передается мяч по кругу участник у кого мяч отвечает в свободной форме мнение о тренинге.

Литература.

1. Грецов А. «Тренинг развития с подростками: творчество, общение, самопознание».

2. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт. - сост. О. И. Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.

3. Самоукина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Желаю вам творческих успехов дорогие коллеги!

ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

План ЗАНЯТИЯ

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.

3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей.

4. Психологические основы проведения родительского собрания.

5. Психологические качества учителя в профессиональной деятельности (практическая часть)

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей учащегося

Одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя является установление контакта с родителями учеников (либо конкретного ученика). Данная проблема особо актуальная для классных руководителей , а также педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и педагогом и как следствие невозможность прийти к решению какой-либо важной проблемы, может осложнить процесс образования ребенка в школе, а также усугубить психологическое состояние всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей). Очень часто процесс общения превращается в монолог одной из сторон (учителя или родителей), состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

В связи с этим чрезвычайно важно разобраться, какими психолого – педагогическими способами должен владеть педагог (начинающий педагог, классный руководитель), чтобы взаимодействие с родителями стало средством решения многих проблем, возникающих в процессе обучения ребенка.

Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями.

Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также как и родители обеспокоен их судьбой.

Основным средством установления контакта с родителями для учителя является он сам, а точнее его психолого – педагогическая компетентность, включающая в себя профессиональные знания, умения их использовать на практике, а также личностные качества, главным из которых является эмпатия по отношению к детям (безусловное принятие детей такими, какие они есть).

С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.

Первое правило. В основе работы учителя (классного руководителя) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон учителя в процессе общения с родителями неприемлем в работе, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться может исчезнуть, после того как они услышат от учителя «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают, и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования , очень часто с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Учитель, классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи и понимания родители могут доверить ему личное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен сохранять в строгой конфиденциальности и обращать с целью помощи ребенку, а также родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, проблемы переформулировать в задачи, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.

Очень часто особые затруднения возникают в процессе индивидуального общения учителя (классного руководителя) с родителями, организация которого требует учета особых условий.

Индивидуальное общение

При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.

Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:

3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.

Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Возможны два варианта такого общения:

1) по инициативе учителя;

2) по инициативе родителей.

2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя

1) Постановка психологической цели

Учителю важно понять и ответить самому себе на вопрос: «Что я хочу от встречи с родителями?»

При ответе на данные вопросы учитель может понять, что целью беседы может стать следующее: например, вылить свое раздражение на ребенка; наказать ребенка руками родителей; показать родителям их педагогическую несостоятельность.

При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение учителя и семьи.

2) Организация начала диалога

Церемония приветствия.

Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним по имени–отчеству.

3) Установление согласия на контакт

Это означает, что учитель обязательно обговаривает время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.

4) Создание обстановки диалога

Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель – за ученическим.

Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.

Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе – «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).

Для снятия напряжения родителя и перехода к обсуждению проблемы следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка ), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю (имя ребенка ), мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.

Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.

5) Проведение диалога

Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, конкретных достижениях ребенка, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.

Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».

Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, но неорганизованный».

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Петю, могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за этим…».

Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей. В данном случае лучше называть ученика по имени.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.

От учителя требуется умение слушать и слышать, о чем говорят родители ученика. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.

Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по поводу рассказа родителя: «Я рада тому, что у нас единые взгляды на…», «Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и способствует взаимопониманию сторон.

Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него этого совета.

Они будут эффективны лишь тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.

6) Завершение диалога

Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.

Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.

Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей

1) Установление согласия на контакт

При установлении согласия на контакт участники диалога обговаривают время его протекания.

Представьте ситуацию: Визит мамы одного из учеников стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?

Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей и учителю время.

Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на неблагополучные обстоятельства.

2) Проведение диалога

Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ ситуации, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.

Важно следить за своей мимикой и позой.

Очень важным является выражение со стороны учителя сочувствия, понимания переживаний родителям: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять Вас…», «Давайте вместе разберемся». Использование данных фраз придаст беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.

В процессе разговора с родителями с целью определения степени обоснованности тех или иных фактов (например, когда ребенок совершил конкретный проступок, связанный с нарушением дисциплины, драка) учителю необходимо использовать убедительные аргументы. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.

Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы на деловой уровень общения и выяснению всех аспектов, так называемых «болевых точек» родителя в области обучения и воспитания его ребенка.

Закончить беседу следует по выше описанным правилам.

4. Психологические основы проведения родительского собрания

Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей. Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.

Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.

Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится.

В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.

1) Начало разговора

· Главное требование – начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.

· Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

· Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

· Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось; в разных ситуациях могут возникнуть какие-либо накладки и недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.

Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

· Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.

· Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце разговора нам с вами предстоит…».

· Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

2) Изложение информации.

· Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.

· Учителю не следует сидеть за учительским столом во время проведения родительского собрания! Данная позиция молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.

· Если класс большой, придется стоять. Опять-таки – рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Перемещение в пространстве около доски позволяет управлять вниманием слушателей.

· Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам.

· Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:

– повторение последних слов,

· Вербальная информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.

· Следите за паузами. Паузы обязательно должны быть, так как именно во время пауз у родителей появляется возможность осмыслить поступающую информацию.

· Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.

При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.

Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: например, движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя.

· Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.

· Четко определите тему и придерживайтесь ее.

· Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, в связи с этим в конце разговора необходимо вернуться к его началу и подвести итоги.

· При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.