Виды огранок драгоценных камней. Камень топаз: характеристика видов, свойства и значение Формы огранки ювелирных камней


Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Красотой наделяет камень сама природа, но для того чтобы эта красота проявилась, необходимо придать самоцвету форму. Этим занимаются огранщики. Огранка драгоценных камней придает им блеск и цвет, она выражает яснее оптические эффекты и сильно влияет на стоимость готового изделия. Какие же бывают виды огранки драгоценных камней?

Виды огранки драгоценных камней

Прежде чем разбираться с этим вопросом, выделим, на что же все-таки может повлиять огранка. В зависимости от характеристик минерала для использования его в ювелирном деле применяются различные типы огранки камней. Они будут влиять на то, как камень себя покажет и сколько он будет стоить. Например, для алмазов самая лучшая огранка - это круглая, или бриллиантовая. Но такая форма обладает некоторыми недостатками, в частности, при ее получении спиливается значительная часть минерала. А поэтому он сильно теряет в весе, а, следовательно, и в цене.

Иногда такая огранка видоизменяется для того, чтобы оставить как можно больше исходного материала. При этом декоративные свойства также страдают. Поэтому их разделяют на подгруппы.

Для некоторых камней, обладающих оптическими эффектами, в частности, кошачьим глазом и астеризмом используется огранка кабошон. Она является одной из самых древних и позволяет раскрыть наилучшие характеристики цвета камня, при этом делая его блеск тусклым, а сам минерал непрозрачным. Кабошоном также ограняют камни из категории поделочных и полудрагоценных.

И для изумрудов была придумана своя огранка. Дело в том, что этот камень обладает несколько иными характеристиками, чем бриллиант. Изумруды в природе нередки, имеют крупную форму, а главным критерием их оценки является цвет.

Помимо того, что огранку нужно правильно подобрать, выполнить ее также важно качественно. Как правило, ограняются минералы, твердость которых достаточна для того, чтобы их можно было полировать. При этом чем камень тверже, тем труднее выполнить его огранку. Бриллианты ограняются только алмазами.

Виды ограночной обработки

Помимо форм, огранка отличается также и видами:

  • фацетная огранка;
  • гладкая шлифовка;
  • смешанная.

Фасетная огранка состоит из множества мелких граней, благодаря чему и обретает свои основные черты. Применяется для прозрачных камней и имеет множество форм, большинство из которых можно объединить в две основные группы: бриллиантовая круглая огранка и ступенчатая угловатая.

Бриллиантовая огранка считается наивысшим показателем искусности мастера шлифовки. Ступенчатая применяется для камней, которые имеют средние тона цвета, так как в этом случае получается лучше его передать.

Гладкая шлифовка может быть выпуклой ровной, в виде кабошона или шара. Используется для огранки таких камней, как малахит, агат и другие непрозрачные. Применяется с целью оживить поверхность, раскрыть красоту неприметного минерала, отшлифовать его.

Кабошон, в свою очередь, привлекает внимание своей формой. Обычно тот или иной тип подбирается в зависимости от рисунка и других характеристик минерала.

Работа ювелиров по огранке камней

Смешанная огранка представляет собой смесь двух других, может быть разных форм, например, круглой, овальной, конической, многоугольной. Существуют и фантазийные типы, а также формы, подражающие каким-либо предметам, если того требует дизайнерское решение всего украшения.

Формы огранки

Помимо основных трех видов, они также имеют дополнительное разделение на подвиды и формы. Существуют как разные формы фасетной огранки, так и смешанной. Вот основные типы огранки драгоценных камней.

  • Кабошон. Эта технология известна еще с древности. В те времена от камня отрезали кусок и придавали ему форму круга или овала путем шлифовки. Поступают так и сейчас в отношении минералов, которые не пропускают свет и для которых прозрачность не имеет особого значения. При этом нижняя часть камня может быть как выпуклой, так и ровной. Это делается для того, чтобы максимально скрыть недостатки камня и подчеркнуть его достоинства. С помощью кабошона можно придать камню необходимый оттенок. Вогнутая нижняя поверхность сделает его светлее, а ярким становится камень, ограненный двойным кабошоном с выпуклой нижней частью. Такой эффект, как звездчатость также лучше всего проявляется в кабошонах, потому что основным условием для появления звезды является именно криволинейная поверхность камня. В некоторых случаях эта огранка является лучшим решением при условии, что фасетная не подходит из-за каких-либо дефектов поверхности минералов.
  • Бриллиантовая, или круглая огранка. Этот тип огранки был изобретен в Голландии в XVII веке, и основной задачей его было показать бриллианты в наиболее выгодном свете. Такой тип представляет собой две многогранные пирамиды с одним основанием: снизу пирамида полная, сверху - в усеченном виде. Верхушка выполняется в виде многоугольника. Мелкие камни чаще всего имеют 17 граней, это самое минимальное количество для такого вида огранки. Распространенной считается огранка с 57 гранями: 23 на павильоне, то есть нижней части, и 33 сверху. Большие минералы могут иметь даже 240 граней. Обычно этот способ применяется для огранки алмазов и позволяет показать их игру света и блеск во всем великолепии. Как правило, огранка используется не только для бриллиантов. Ее очень часто применяют и для других драгоценных камней, а также для имитаций алмаза. Например, известная компания Сваровски первая начала использовать эту огранку для обработки самого известного заменителя бриллианта - фианита.

Другие виды

  1. Овальная огранка. Используется чаще всего для серег, колец, браслетов, ожерелий и подвесок. Является разновидностью круглой огранки, которая в шестидесятые годы широко вошла в обиход ювелирных украшений. Имеет грани-клинья большой площади и вытянутую форму, что делает более выраженным блеск и переливы оттенков. Находясь в кольце, визуально удлиняет и утолщает пальцы.
  2. Маркиз. Этот вид огранки был назван в честь маркизы де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Что интересно, несмотря на то, что в русском языке это звучит как мужской титул, на самом деле происхождение названия, используемого для формы драгоценных камней, относится к женскому роду. По форме она больше напоминает лодочку, но ее происхождение несколько другое - эта огранка должна была увековечить кокетливую улыбку маркизы. Такое кольцо с камнем также визуально удлиняет пальцы. Однако в этом случае с украшением надо быть аккуратными, потому что клиновидные концы уязвимые и очень хрупкие.
  3. Огранка груша. Вид обработки камней, который в себе объединяет несколько, в частности, огранку маркиз и круглую. Используется чаще всего для серег, кулонов или ожерелий. Имеет один суженый конец, который должен быть защищен в оправе. Как и все остальные огранки подобного типа, удлиняет палец или шею, в зависимости от изделия.
  4. Принцесса. Как и круглая огранка, принцесса передает игру света в камне, но при этом имеет форму прямоугольника. Придумана она была в конце шестидесятых годов и с тех пор является весьма популярной. При обработке таким способом самородок теряет меньше исходного веса и соответственно стоит несколько дешевле. Принцесса чаще всего используется для колец, в этом случае углы должны быть защищены, так как являются очень хрупкими.
  5. Изумруд. Огранка представляет собой прямоугольник и применяется для самоцветов большого размера и очень высокой чистоты. Это связано с тем, что в этом случае любой недостаток невозможно будет скрыть. Несколько уступает огранке в форме круга или принцессе по сиянию, но превосходит их по яркости отдаваемых вспышек света. Используется для колец, браслетов, подвесок, ожерелий и серег. Именно ею ограняются изумруды.
  6. Ашер. Представляет собой квадратную разновидность изумруда, но имеет больше ярусов и граней. Была придумана братьями Ашер, пик ее популярности пришелся на 30-е годы. Количество граней варьируется и зависит от веса камня. Используется для колец, серег, браслетов и ожерелий.
  7. Радиант. Камень имеет вид шестиугольника-квадрата или прямоугольника со срезанными углами. Включает черты огранок принцессы и изумруда. Используется для того, чтобы показать прозрачность камня, игру цвета, блеск, но в основном большие размеры. Чаще всего применяется для мужских украшений, например, перстней, визуально укорачивает пальцы. Может также использоваться для серег и кулонов.
  8. Сердце. По технике близка к грушевидной, играет на свету. В основном используется для романтических подарков. Очень важно соблюдать пропорции, иначе камень будет хрупким.
  9. Триллиант. Представляет собой вид треугольника с равными сторонами и острыми или сглаженными углами. Была придумана в Голландии. Это самый молодой способ по сравнению с другими основными видами. Количество граней различное, так же как и их форма, которая может быть разной в зависимости от замысла мастера и размеров самоцвета.

На самом деле разнообразие типов огранок не ограничивается основными видами. Достаточно много их вариаций или же вовсе фантазийных форм. В некоторых случаях могут выполняться под заказ и необычные формы камней.

Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении.

Серебряные круглые серьги «Митра Ювелир» E-1038-IML с фианитом/ Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1038-IML с фианитом/ Серебряный кулон «Митра Ювелир» P-1038-IML с фианитом

Круглая огранка

«Круглая» огранка – одна из самых популярных, ее стали использовать одной из первых. Существует несколько разновидностей этого вида, самая популярная – «бриллиантовая», количество граней в которой доходит до 57. «Круглая» огранка хорошо пропускает свет и красиво его преломляет, максимально передавая всю красоту и уникальность камня.

Золотой кулон SOKOLOV 731526 с фианитом

Овал

«Овал», появившийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов, представляет собой разновидность «круглой» огранки, он имеет вытянутую форму и клиновидные грани, которые преломляют свет и отражают все сияние и блеск минерала. Удлиненный силуэт является дополнительным преимуществом – «овал» создает иллюзию более крупного драгоценного камня. К тому же, например, кольцо с камнем такой формы позволяет визуально сделать пальцы более длинными и изящными.

Серебряные серьги Liza Geld 2453H/0-040051VL с фианитом

Багет

Эта разновидность огранки имеет прямоугольный контур, она появилась в 1920-1930-х годах, в период распространения стилей ар-деко и модерн. «Багет» сразу стал очень популярным благодаря простым линиям и стильной геометричной форме, которая сильно отличалась от традиционных. При изготовлении «багетов» требуется меньшее количество срезов, чем в других огранках, однако этот тип подойдет лишь для камней исключительной чистоты, иначе будут видны даже мельчайшие изъяны.

Золотые классические серьги SOKOLOV 6024039 с бриллиантом, топазом

Изумруд

Изумрудная огранка имеет форму прямоугольника со срезанными углами. При такой обработке драгоценных камней акцент делается не столько на блеске, сколько на прозрачности и оттенке минерала, которые в этом случае проявляются особенно ярко. Изначально этот вид был разработан специально для обработки изумрудов, но позже стал использоваться и для работы с другими драгоценными камнями, имеющих крупную форму и высокую чистоту.

Серебряные длинные серьги «Национальное Достояние» SEZ5719-B-nd с кварцем, цирконом

Кабошон

«Кабошон» представляет собой технику огранки, а также и сам камень с плоским основанием и полуокружностью правильной формы без каких-либо граней. Название впервые появилось во Франции и происходит слова «caboche», что переводится как «голова». Традиционный «кабошон» имеет овальную форму, но может быть круглым или грушевидным. И хотя большинство ювелиров предпочитают многогранные способы обработки минералов, некоторые драгоценные камни смотрятся выигрышно именно в таком виде. Сегодня этот вид чаще всего используется для полупрозрачных и непрозрачных минералов, имеющих изъяны или невысокие показатели преломления света.

Серебряные серьги «Митра Ювелир» E-1121-SA с сапфиром, фианитом / Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1121-SA с сапфиром, фианитом

Груша

Этот вид огранки произошел от классической круглой. Он имеет каплевидную форму, плоскую поверхность и клиновидные фасеты по краям, которые красиво отражают свет и дают великолепное сияние. При грушевидной обработке драгоценных камней важно стремиться к идеальной симметрии: заостренная вершина должна совпадать с центром закругленной стороны – только при этом условии концентрация блеска будет максимальной. Такая форма огранки особенно выигрышно смотрится в таком украшении, как кулон или длинные классические серьги.

Золотое кольцо SOKOLOV 713585 с раухтопазом, фианитом

Квадрат

Ее название произошло от латинского слова «exquadra», что так и переводится – «квадратная форма». Драгоценные камни в виде квадрата выглядят необычно за счет сторон одинаковой длины и «ступенчатой» огранки, при которой все фасеты – грани – наносятся поэтапно и строго параллельно краям, образуя подобие пирамиды со срезанной вершиной. «Квадрат», как и другие геометричные и угловатые фигуры, чаще всего используется для изготовления вставок в кольца, браслеты, а также серьги.

Золотые классические серьги «Национальное Достояние» 40966A-nd с фианитом

Принцесса

Огранка «Принцесса» занимает второе по популярности место среди остальных видов после круга. В отличие от «квадрата», она имеет большее количество граней, которые отражают свет от поверхности минерала. Преимущества этого вида огранки особенно хорошо видны на прозрачных драгоценных камнях. К тому же, «принцесса» позволяет максимально сохранить первоначальный вес минерала.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S122-4394AM с аметистом, фианитом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» ЛК122-4394АМ с аметистом, фианитом

Маркиз

По легенде столь необычный тип огранки появился во Франции во времена правления Людовика XV. Желая сделать своей возлюбленной подарок, король выбрал поистине роскошный и необычный способ. Удлиненный силуэт камня, по задумке, должен был напоминать великолепную улыбку его фаворитки, маркизы де Помпадур. Для этого типа главное – стремление к совершенной симметрии. Две конечные точки должны совпадать друг с другом, деля камень на две идеальные половины. Камни с огранкой «маркиз» чаще устанавливаются вертикально и, как правило, встречаются в кольцах, серьгах и ожерельях.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S120-1363TL с топазом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» K120-1363TL с топазом

Триллион

Огранка с оригинальным названием «триллион» является самым молодым способом обработки минералов, возникшим в 1980-е годы в Амстердаме, и имеет интересную форму треугольника с ровными или закругленными краями. При такой обработке тоже очень важна симметрия и пропорции – для правильного рассеивания света. Только так удается наилучшим образом подчеркнуть блеск и цвет драгоценных камней в ювелирных изделиях .

Серебряные классические серьги «Национальное Достояние» MT1247-E1335A51BRR_001WG-nd с цирконом / Серебряное кольцо «Национальное Достояние» MT1247-R1335A0BRR_001_WG-nd с цирконом

Сердце

Сердцевидная огранка напоминает «грушу», но в отличие от нее имеет вырез в верхней части. Романтичная форма и изумительное сияние достигаются не только за счет искусной симметричной обработки, но и во многом благодаря интуиции ювелирного мастера при выборе камня. Две половинки сердца должны быть закругленными и совершенно одинаковыми, а вырез – четким и пропорциональным относительно всего камня. Сердце считается очень популярным выбором для сережек, подвесок и колец.

Топаз колеблется от бесцветного (белого) к желтому, оранжевому, красно-коричневому, от светло-голубого к темно-синему, розовому до красного, фиолетовому и светло-зеленому цвету. Это является причиной, по которой он может быть принят за многие другие драгоценные камни. Естественно окрашенный топаз получает свой цвет от железа и хрома; цвет вызывают примеси, тогда как чистый минерал бесцветен. Большинство настоящих топазов бесцветны или имеют бледно-синий окрас. Наиболее редкие и ценные – желтые или розовые до красновато-оранжевого, и известны как «императорский топаз». Красно-фиолетовый кристалл невероятно редок. Многие продавцы драгоценностей обрабатывают минералы для улучшения цвета.

Чистота и блеск

Топаз очевидно прозрачен. Это свидетельствует о высокой четкости с немногими включениями, поэтому драгоценные камни могут быть исследованы невооруженным глазом, что означает, что никакие недостатки не могут быть замечены, высоко ценится за его блеск и гладкость.

Формы огранки

Топаз — очень универсальный материал. Поэтому при огранке ему можно придать разнообразную форму, такую как квадрат, круг, восьмиугольник, груша, овал, сердце и даже форму рыбы или птицы. Яркие цветные экземпляры подвергаются обычной огранке, тогда как слабо окрашенные – бриллиантовой. Аспекты показывают ясность и блеск драгоценного камня. Образцы с нерегулярными включениями обрабатываются кабошоном. Присущая этому камню твердость делает его стойким к царапинам. Однако эксперт по драгоценным камням должен обращаться с ним аккуратно, из-за его хрупкости, потому что он может легко расколоться.

Обработка покрытием и облучением.

Минерал часто облучается, чтобы получить наиболее желательные цвета. Самый популярный- голубой, но в природе, как правило, бледно-голубого оттенка, а не яркого или темно-синего. Искрящиеся синие оттенки обычно достигаются искусственными средствами. Топаз подвергается радиации и затем обычно нагревается для получения яркого синего цвета. Темно-синий топаз известен как « »; более светлый называют «швейцарским синим», а голубой назван «лазурным». Обработка для улучшения цвета обычно выполняется на серовато-синих или серебристо-серых драгоценных камнях. Более темно-синие оттенки наиболее ценны, потому что необходимо больше энергии, чтобы произвести более темные оттенки. Эти процессы широко распространены, так как они приводят к постоянному изменению цвета, однако, продавцы драгоценностей должны об этом предупреждать. Существуют строгие правила относительно обработки, чтобы обеспечить безопасность огранщиков и покупателей.

К минералам может применяться тонкое покрытие парами диоксида титана. Может также быть покрыт для изменения его цвета. Покрытие не является постоянным и может постепенно исчезать с течением времени. Камни, которые были обработаны таким образом не должны повторно резаться, так как покрытие будет удалено и покажет отличающийся, нежелательный цвет внутри. Обработка покрытием позволяет получить радужно переливающиеся камни, известные как «мистик топаз».

«Азотик топаз» – белый кристалл, цвет которого был получен путем напыления тонкой пленки, которая придает ему эффект радуги. Он назван в честь компании, которая запатентовала этот азотный процесс. Также покрывают, чтобы получить яркий розовый оттенок, известный как искусственный «имперский», может также быть подвержен обработке химикатами и высокой температурой, чтобы изменить поверхностный тон. Эта обработка выполняется, чтобы получить «зеленый», но обработка изменяет только поверхностный цвет. после обработки смотрятся оригинально и как в случае с облучением, любые поверхностные обработки или покрытия должны быть указаны при продаже украшений.

Когда возникает желание приобрести такой красивый самоцвет, как топаз, всегда появляются вопросы: сколько стоит натуральный камень, от чего зависит его цена и почему один стоит дороже, а другой дешевле. Мы поделимся с вами базовым знаниями о качествах этого минерала, чтобы вам стало ясно, как оценить топаз.

Одним из примечательных естественных свойств топаза является его способность изменять цвет. Топаз имеет кристаллическую структуру, но отличается от многих кристаллов тем, что изменяет цвет не по причине нахождения в нем посторонних примесей, а потому, что его кристаллы имеют погрешности в конструкции их решетки. Современные специалисты освоили технологии изменения окраски топазов путем их нагревания до определенных температур, а также с помощью интенсивного облучения рентгеном. Если топаз нагреть, он может совсем обесцветиться и стать прозрачным, а если подвергнуть его радиоактивному воздействию, он приобретет густую и насыщенную окраску.

Критерий стоимости - цвет камня

Прозрачные камни стоят в соответствии с определенными критериями. Это масса камня, качество его огранки, сам цвет и чистота кристалла. Цвет и происхождение камня стоят на первом месте. Очень высокий спрос существует на камни желтых, розовых и оранжево-красных цветов.

Следует иметь в виду, что топазы ярко-красного цвета в естественных условиях почти не встречаются, поэтому их общепринятая цена является очень высокой. Поскольку покупатели часто спрашивают именно редкие кристаллы, умельцы впадают в искушение и начинают думать о том, как изготовить их имитацию. Таким образом на рынке и появляются всевозможные подделки - как хорошие, так и плохие.

Поэтому не лишним будет обучиться тому, как отличать настоящий от рукотворного, или попросту поддельного. Например, натуральный розовый топаз будет стоит гораздо дороже, чем камень такого же цвета, но выведенного искусственным путем.

Что представляют собой императорские топазы

Как камням придаются искусственные оттенки

Это может показаться странным, но любой розовый экземпляр, даже если цвет его сделан искусственным путем, стоит дороже, чем естественный голубой - несмотря на то, что кристаллы холодных цветов более долговечны. Это говорит о том, что редкость розового цвета топазов вообще вместе с технологическими усилиями (в человеческом понимании) оказывается дороже природной красоты.

Но это превосходство в цене присутствует только в том случае, если искусственно-розовый топаз имеет вес до определенных цифр. Если камень весит максимум 10 карат, перекрашивать его есть резон, и цена на него поднимется во много раз. Но если камень весит больше, такие манипуляции могут ему навредить - по причине того, что для более крупных камней часто характерно неравномерное распределение цвета, либо просто обесцвечивание. По этой причине большие топазы чаще окрашивают в голубые тона: они более стойкие и надежные.

В Таиланде розовый топаз в 10 карат стоит от 10 до 15 долларов, а голубой (например, синий, который называют лондонским) стоит всего 5-10 долларов за один карат. Небесно-голубые и швейцарские голубые кристаллы стоят в Таиланде гораздо дешевле.

Бесцветные кристаллы перед продажей подвергаются искусственной коррекции цвета, потому что природные оттенки могут быть не такими яркими и выразительными (серыми, буроватыми или грязно-молочными). Считается, что из таких камней невозможно сделать никаких украшений, но и у них тоже есть верные поклонники, готовые купить их без всякой обработки.

Бесцветные топазы еще называются белыми. Среди них особую ценность имеют экземпляры с причудливыми объемными рисунками. Рутиловые иглы, создающие такие узоры, могут располагаться внутри кристалла хаотично или, наоборот, в определенном порядке, создавая тем самым изумительные зрительные эффекты.

Яркие топазы - самые дешевые

Не секрет, что среди неискушенных покупателей большой популярностью пользуется недорогой, но очень красивый , получаемый с помощью магнетронного напыления металлическими частицами. Специально для этого был изобретен прибор, который называется магнетрон. Это генератор электромагнитных колебаний сверхвысокой частоты. На камень направляется мощное излучение, которое «впаивает» металлические молекулы в кристаллическую поверхность камня. В результате такого воздействия световой поток разлагается на границах сред, и получается прекрасная картина оттенков всего цветового спектра.

Стоят такие камни недорого, всего пять долларов за один карат - отчасти по той причине, что результат обработки магнетронным излучателем недолговечен. Совестливые и знающие продавцы сразу настоятельно рекомендуют не оставлять «мистический» топаз в местах прямого солнечного цвета, потому что его цвета могут поблекнуть.

Блеск и прозрачность кристаллов

И то, и другое создает привлекательность украшения ничуть не меньше, чем цветовой показатель. Если при обработке кристалла использовались хорошие полировочные и шлифовальные материалы, он будет выглядеть гладким.

Чистота кристалла, особенно привлекающая внимание покупателя, часто тоже создается рукотворными средствами. Многие камни, добытые в естественной среде, не имеют такой прозрачности: обычно они на просвет полупрозрачны, как будто налиты молоком или сливками. Однако с помощью современной обработки люди научились «управлять» кристаллической решеткой топаза так, чтобы камень приобретал полную прозрачность.

Но если такой прозрачный топаз повторно нагреть, к нему может вернуться его природная мутноватая дымка. Именно поэтому «мистические» топазы и другие обработанные виды камней нельзя оставлять в местах, где присутствует прямой солнечный свет.

Как видите, топазы бывают разные - как природные, так и те, которым волей человека был передан тот или иной цвет. Безусловно, это дело вкуса. Кому-то нравятся более холодные и естественные оттенки, а кто-то является поклонником недорогого, но удивительно красивого мистик-топаза, который «боится» солнечного света. Иногда цветовая обработка выполнена настолько мастерски, что назвать такие изделия подделками просто нет желания. Многие кристаллы доступны по цене, и при желании можно подобрать камень любого типа - за исключением тех экземпляров, которые и по сей день являются самыми редкими.