Юсуповы и париж. Дом Моды IRFE: история моды, история семьи, история России Ликвидация Дома моды и его воскрешение


О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!

История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.

История Дома Моды IRFE началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.

Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.

Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».

Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.

В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.

Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.


Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:

Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:

Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .

И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.

Ирина Александровна Романова (3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.

Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))

Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов , граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!

И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.

Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.

Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.

У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).

Ирина и Феликс с дочерью.

И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным .

IRFE трубил в рог и восхвалял чрезмерную роскошь, вопиющую красоту и непростительно диковинную экзотику. Он творил драгоценное искусство, окружая себя княжнами и аристократками, черным бархатом и золотым шелком. Столы банкетов IRFE ломились от лукулловых обедов, а за его коллекциями приезжали даже искушенные в делах моды американские миллионерши. Он впитал в себя кровь Романовых, вкус императорской знати и оригинальность самого эксцентричного князя России.


Иллюстратор Наиля Бутусова, nailyabutusova.com

Легендарный Дом моды IRFE – жемчужина истории российской моды. Оригинальность и стиль, ставшие его почерком, во многом были заслугой эпатажного хозяина ателье, самого Фе́ликса Фе́ликсовича Юсу́пова, графа Сумаро́кова-Эльстона. С трудом во всей истории русской моды можно отыскать второго такого. Любитель авантюр, участник убийства Распутина, офицер и монархист, русский Казанова и сердцеед, Феликс Юсупов к тому же обладал незаурядным вкусом, что и позволило ему начать в Париже модное дело.

Попав в Париж вместе с волной эмигрантов и женой, Феликс Юсупов словно исполнил свое предназначение: открыл в 1924 году на улице Дюфо модный Дом. Есть легенда, что для этого Феликсу пришлось расстаться с одним из самых дорогих бриллиантов Картье. Он был назван IRFE – по первым буквам имен основателей Ирины и Феликса Юсуповых. Весь первый этаж дома превратился в ателье, создающее рафинированно-театральные, оригинальные, не похожие на другие наряды. Феликс будто родился под счастливой звездой: его одежда пользовалась успехом, его замечали, к нему тянулись. Российские дизайнеры и по сей день стремятся повторить его успех.

Обладая невыразимым обаянием, князь нанимал на работу друзей и других эмигрантов из России. Ему удалось сделать манекенщицей свою жену и ее знакомых. Он так увлекся новым делом, что не заметил, как прогремел первый залп успеха. Это произошло в отеле Ritz. Сотни гостей пришли, чтобы увидеть первую коллекцию знаменитой четы. Люди ехали со всех уголков земли, чтобы познакомиться с русским Домом моды.

Прекрасный князь с глазами хищника и его экзотичные наряды

Сама персона экстравагантного князя наделяла вещи модного Дома неповторимым очарованием. Приезжающие в ателье американки нет-нет да просили украдкой взглянуть на хозяина. Скоро Париж и весь модный мир наполнился слухами. Одни говорили, что прекрасный и таинственный князь влюбляет в себя даже мужчин, вторые рассказывали про реки вкусного чая, текущие из самоваров его дома, третьи – что его глаза блестят как глаза хищника в темноте.

Упиваясь успехом и вкусом своего величия, Феликс решил продолжить коммерческую деятельность. Взяв в партнеры барона Эдмона де Зюиланома, он открыл небольшой магазинчик фарфора, принялся оформлять рестораны и даже открывать свои собственные. Скоро брат Ирины Юсуповой возглавил филиал IRFE. Второй открылся в Лондоне. А третий – в самом Берлине. Сам Феликс продолжал покрываться ореолами тайн. Его фигура стала самой желанной на всех светских вечерах, о его русской красоте начали ходить легенды. Люди уже интересовались не столько коллекциями русских дизайнеров, сколько тайнами души хозяина Дома.

Наряды, создаваемые IRFE, и, правда, были безукоризненны. Прекрасный вкус Феликса, детство, проведенное среди бриллиантов и роскошных туалетов матери, его неукротимое воображение – все это повлияло на формирование почерка модного Дома. Интерьеры, которые создавал князь, славились восточным колоритом, океаном роскоши, своей вопиющей и неприличной экзотичностью, русским стилем.

Ирина Романова – хозяйка IRFE с лицом без возраста

Но слухи ходили не только вокруг красивого князя. Взгляды мужчин и женщин то и дело обращались на его жену, выступающую в роли манекенщицы. Ее красота была поразительна. Хрупкая, эфемерная, похожая на куколку из французского театра, она околдовывала своей внешностью, демонстрируя наряды отечественного Дома моды. Надо ли говорить, что после ее выхода дамам не терпелось приобрести платья. Ее называли женщиной с лицом без возраста и звали фотографироваться во все журналы. Vogue в 1926 году напишет, что каждая коллекция IRFE – это селекционная работа, исключающая любые неудачные модели.

Благодаря Ирине Юсуповой модный Дом приобрел свое стилизованное лицо: андрогинные, вытянутые девушки с бледно-мраморной кожей и короткими стрижками. Аристократичные, тонкокостные, худые – такими запомнились модели знаменитого ателье Юсуповых. Ирина занималась подбором манекенщиц, приглашала русских девушек, своих приятельниц, в числе которых были княжны и графини. К примеру, наряды Дома постоянно демонстрировала княгиня Мия Оболенская. Модные дизайнеры всей Европы завидовали красоте манекенщиц IRFE.

Ликвидация Дома моды и его воскрешение

В 1926 году Дом IRFE начал выпускать собственную парфюмерию. Это были четыре лимитированных аромата: Blonde – для нежных блондинок, Brunette – для знойных брюнеток, Titiane – для рыженьких и русых девушек. А для дам, которых Феликс величал «женщинами элегантного возраста», был создан аромат Grey Silver. К созданию парфюмерии супружеская чета также приглашала своих друзей; плакат к ароматам нарисовала принцесса Маргарита Греческая. Сегодня купить одежду российских дизайнеров начала 20 века и их парфюмерию очень сложно – и найти можно только в винтажных коллекциях.

О ликвидации Дома Европе стало известно в 1931 году. Расточительный князь, поднимающий красоту на все мыслимые и немыслимые пьедесталы, не смог справиться с финансовыми потоками и направить их в единое русло. Однако парфюмерию модный Дом продолжал выпускать еще несколько лет после банкротства. Но нет ярких звезд, чей свет просто исчез бы бесследно. Дом моды IRFE был открыт вновь. Это случилось через 90 лет после его закрытия.

Старинные платья русского модного Дома IRFE можно увидеть в музее Метрополитен Нью-Йорка и в частной французской коллекции. Прикоснуться к легенде могут и гости Парижа, наведавшиеся на улицу Дюфо, где все эти годы стены дома IRFE хранят о нем память. Сегодня владелица модного Дома Ольга Сорокина держит двери ателье открытыми для всех жителей и гостей Парижа. Кроме того, многие российские марки одежды по-прежнему считают старинный Дом образцом творческого пути.

Говорят, что мы обращаемся к нашим корням, в самых крайних обстоятельствах. Только тогда, когда наступают тяжелые времена. Вы заметили, что мы переживаем времена великих возвращений к корням? Но где та самая точка отсчёта, когда мы начали вспоминать кто мы и откуда? Возможно это началось в лихие девяностые, когда улицам стали возвращать их исторические названия и Проспект Карла Марса вновь стал Охотным рядом, или когда детей стали называть старо-славянскими именами Дементий, Устин, Пелагея или Стефания. Или когда ЦУМ отреставрировали и вернули ему звание центрального универсального магазина, с новым брендовым содержанием. А потом родилось всеобщее желание познать своё генеалогическое древо и тайну фамилии. Кинематограф среагировал молниеносно, как ему и полагается, и стали появляться фильмы и сериалы начиная от «Романовы венценосная семья «и «Адмирал » до «Бедная Настя » и « «.

Что касается моды за обращение к корням у нас отвечали такие мэтры как Вячеслав Зайцев с его исконно русским мотивом в создании костюма. Многие несведущие люди говорили, что у нас нет никаких модных корней кроме кокошника и что возвращаться нам по сути некуда, только в красный сарафан. Это величайшая модная безграмотность!

Вчера состоялось открытие корнера Irfe в ЦУМе. Воспользовавшись Интернетом и прочитав многочисленные новости на модных порталах, вы узнаете, что Irfe появился в Париже в 1924 году, но связан с Россией: имя бренда состоит из инициалов основателей - Ирины Романовой и князя Феликса Юсупова . Более грамотные в истории моды люди знают, что дом в котором манекенщицами работали русские княгини и графини имел шумный успех, отличался изяществом кроя и изысканностью ручной работы, разорился всего через семь лет существования, потому что у графа Юсупова не было «коммерческой жилки». Но давайте выясним как вообще русский граф и его жена смогли открыть свой модный дом в Париже.

Феликс и Ирина Юсуповы

Начало.

Наше великое модное прошлое началось в эмиграции. В 19010 -1920 переживала бум на женский труд. после веков бесправия квалифицированный женский труд стал востребованным. Связанно это было с колоссальными потерями стран участниц Первой мировой войны. В России ситуация осложнялась Гражданской войной и террором большевиков. Спасая себя и свою жизнь около десяти миллионов россиян всех сословий покинули нашу страну. Особенно притягательной для эмиграции была Франция. Царская Россия была союзницей Франции в Первой мировой войне. Французике граждане работали в русских домах в качестве гувернанток, и между странами были радушные отношения. Вспомним, что французский язык был обязательным в аристократических русских семьях. все выпускники гимназий владели французским и их охотно принимали на работу во франции, как дешевую рабочую силу из России. В годы после окончания Первой Мировой войны модный бизнес Парижа начал расправлять крылья. американцы вновь потянулись за одеждой от-кутюр, французский франк обесценился и доллары имели очень высокий курс. Новые дома мод появлялись как грибы после дождя. все искали оригинального, свежего, экзотичного. Именно такой послевоенной экзотикой стали русские модные дома, которые внезапно открылись в Париже 1920-х годов. их хозяйками стали энергичные и одарённые дамы из первой волны эмиграции, часто знавшие секреты высокой моды так как сами являлись клиентками модных домов Парижа. Аристократки и представительницы древнейших родов России обладали навыками рукоделия и враждённым вкусом. Главными русскими модными домами в Париже стали «Китмир», основанный кузиной императора Николая II великой княгиней марией Павловной. Дом моды «Тао» был основан княжнами Трубецкой и Оболенской совместно с госпожой Анненковой. Дом моды «Поль Каре» владелицей которого являлась княжна Лобановой-Ростовской. Дом моды «Андриас» баронессы Кассандры Аккурти. И, конечно же, модный дом «Ирфе» — дом княжеской четы самых богатых людей России Ирины и Феликса Юсуповых.

Рассвет

И дея открытия собственного дома моды возникла у Юсупова по возращению из Соединенных Штатов, куда он ездил с супругой в 1924 году. Дело “Ирфе” было начато более чем скромно. Объединившись с группой русских друзей, Юсуповы сняли помещение на рю Облигадо — часть квартиры одной русской художницы, где были расскроены и сшиты первые модели. Начиная с 1925 года практически весь персонал дома состоял из русских эмигрантов. Однако никто из сотрудниц и сотрудников, как признавал сам князь Юсупов, не имел никакого представления об организации и работе модного предприятия. Дела шли успешно, что позволило Юсуповым открыть новый магазин в Париже близ Пляс де ла Мадлен, а затем были открыты еще три филиала – в Лондоне, Берлине и в Туке, известном курортном местечке в Нормандии. В 1926 г. дом ИРФЕ совместно с мастерской по вышивке Kitmir стал предлагать изящные вечерние платья. Модели демонстрировали туалеты из крепсатина, вышитые бисером, платья декорировались драпировкой и причудливыми многослойными валиками.

Журнал “Vogue ” в 1926 представляет платья “Летучая мышь” очень оригинального кроя и “Кувшинки”, напоминавшие по форме русскую рубаху.

Благодаря успеху “Ирфе” князь Юсупов стал получать различные заманчивые предложения в других сферах деятельности.Открыл магазин юуповского фарфора, принял участие в оформлении трех парижских ресторанов.

Эскизы спортивного костюма и платья ИРФЕ

Закат.

В 1927 году были изданы воспоминания князя Юсупова “Конец Распутина”. После чего была опубликована клеветническая статья. Хоть она была и заказная, но дела модного дома пошли далеко не блестяще. Сам Феликс был занят раутами, выставками и светской жизнью, а без серьезного ежедневного руководства подобные предприятия обречены на неудачу. Терпя потери в доме “Ирфе”, князь предпринял отчаянную попытку объединить русские дома “Ирфе” и “Итеб”. В 1929 году разразился финансовый кризис на Уолл-стрит, который принес новые убытки Юсуповым и отразился на состоятельных американских клиентах их дома моды. Дела пошли столь плохо, что парижские банки отказались выдавать кредиты князю Юсупову. Русский дом ИРФЕ просуществовал в Париже семь лет.

Становится понятно, что это великое наследие русской моды, хоть и существовавшей в Париже.

Возрождение.

Естественно узнав об возрождении «ИРФЕ» главным вопросом стало: «Кто?» И ответ на этот вопрос один! Только один без всяческих интерпретаций.

В 2006 году спустя 80 лет после закрытие модного дома 26-ти летняя Белорусская модель Ольга Сорокина вместе с одним знакомым парижским аристократов, вооружились пером, специальной бумагой и написали внучке и наследнице князя Ксении Шереметьевой — Сфири и неожиданно Ольга получила благословение на возрождение дома. Вскоре в Париже был открыт первый Show — room бренда Irfe. Открыв его в доме 4 по улице Фобур Сент-Оноре. Ольга привнесла в обновленный дом свое видение моды, свое понимание и собственный стиль, сохранив дух и творческий подход предков.

Ксения Шереметьева — Сфири

Сама же Ольга Сорокина родилась в Витебске. В возрасте 18 лет сбежала в Москву. За каких-то два года успела поработать на показах в Москве, Нью-Йорке, Милане. А осенью 2005-го стала самой востребованной моделью сезона и победительницей конкурса Fashion TV First Face Model Awards , проходившего во время Российской недели моды. Никакого фамильного родства между Ольгой и Юсуповыми нет.

Ольга Сорокина

Сейчас Irfe представлен в 85 магазинах в 23 странах мира. По случаю открытия корнера гостям вечера представится возможность увидеть исторические документы, фотографии, книги и журналы 1920-30-х годов в рамках выставки, проходящей в корнере IRFE с 16 марта по 18 апреля 2011 года.

Корнер Irfe в ЦУМе

ФОТОГРАФИИ, ВИДЕО С ОТКРЫТИЯ в ЦУМе И КОЛЛЕКЦИЯ IRFE S/S 2011, F/W 2011-2012:

Интерьер бутика Irfe в ЦУМе

Платье и сумочка Irfe

Витрина Irfe

Аксессуары Irfe

Ольга Сорокина (Irfe) и антон Севидов (Tesla boy)

В «предреволюционном» , если так можно сказать, поколении известного княжеского семейства Юсуповых было двое сыновей: Николай и Феликс. Семейное же придание гласило, что над их родом тяготеет проклятие за то, что их предки еще при царе Алексее Михайловиче изменили магометанству и приняли православие.

Суть неотвратимой кары заключалась в том, что все, кроме одного, наследники, родившиеся в семье, не доживали до 26 лет.

Именно в этом возрасте на дуэли, имевшей целью развязать любовный треугольник, погиб старший из
братьев, Николай.



Князь Феликс Юсупов

Феликс остался наследником колоссального состояния. Дворцы, земельные угодья, драгоценности
исключительно художественного и исторического значения, великолепные собрания живописи, фарфора,
бронзы накапливались веками - все поколения Юсуповых, помимо государственной службы, энергично
занимались коллекционированием и знали толк в красоте.

Юный Феликс еще во время учебы в Англии оформлял свои апартаменты по собственным эскизам. В убранстве
комнат чувствовались приверженность хозяина-студента новейшим эстетическим взглядам, особое понимание стиля,
цвета, формы.


«
Валентин Серов -князь Феликс Юсупов – 1903

«Стены были белы. На полу - черный ковер, на окнах - оранжевые шелковые занавески. На стульях - яркая
индийская обивка в синих разводах под цвет фаянса. Стол по вечерам освещала лампа из синего стекла и
серебряные канделябры с оранжевыми абажурами».
Ох уж этот черный ковер! Многочисленные посетители юсуповской квартиры сначала ошарашенно смотрели на сию
новинку, а потом… заказывали себе то же самое. Мода на черные ковры охватила весь Лондон.

…Между тем жизнь Феликса выходила на новый для него виток. В феврале 1914 года состоялась его свадьба с
племянницей царя Ириной Романовой.



Ее высочество княжна Ирина Александровна Романова

Она доводилась внучкой императору Александру III. Эта девушка с точеным профилем считалась первой
красавицей Петербурга. Венчалась Ирина в хрустальной с алмазами диадеме и в кружевной фате, принадлежавшей
некогда казненной французской королеве Марии-Антуанетте.



Феликс и Ирина Юсуповы

После убийства ненавистного «старца» и высылки Феликса из столицы супруги были разлучены. Но февральская
революция буквально как героя вызволила князя из заточения. Грянувшая почти следом Октябрьская совершенно
иначе смотрела на Юсупова и ему подобных.



Ирина Феликсовна Юсупова – 1928 год

И вскоре Феликс и Ирина Юсуповы с маленькой дочкой, названной в честь матери тоже Ириной, устремились в Крым,
еще свободный от большевиков. Но революционный вал докатился и до этих мест. Однажды утром, открыв глаза,
Феликс увидел перед собой дуло револьвера.



Супруги Феликс и Ирина Юсуповы

И вот 13 апреля 1919 года Юсуповы в последний раз смотрели на родной берег с палубы корабля.

Русский Париж… Подобное словосочетание, наверное, так и останется единственным и неповторимым явлением в
истории человечества. Город в городе, где беженцы из России так или иначе сумели обустроиться согласно
национальным пристрастиям и привычкам. Школы, церкви, больницы, рестораны, высшие учебные заведения,
мастерские, библиотеки, театры, клубы, консерватория, благотворительные и научные общества, богадельни,
приюты для сирот, парикмахерские и адвокатские бюро, военные училища и прочее с неизменным добавлением -
«русский», «русская». В этом городе-призраке с размытыми очертаниями шла четко налаженная жизнь по
православному календарю с такой богатой и разнообразной культурной программой на каждый вечер, которая
сегодня воспринимается как нечто фантастическое.

Этот небольшой сколок с огромной России состоял из разномастного населения: молодых и старых, гениев и
неучей, светлых душ и отпетых мерзавцев, из элиты, обладавшей определенными финансовыми возможностями, и
совершенно неимущих. Подавляющее же большинство эмигрантов довезли до берегов Сены лишь родную пыль на
подошвах ботинок. Вот почему для очень и очень многих русских вопрос заработка десятилетиями оставался
наиважнейшим из всех других.



Князь Феликс Юсупов 1925, художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна...

Князь Юсупов, обосновавшись в Париже и призвав на помощь все свои европейские связи, не жалея ни времени,
ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь. Особенно трудно было женщинам,
зачастую оставшимся без мужской поддержки и, как правило, не имевшим никакой специальности.

Организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогала спасти многих. По инициативе
князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа
и макияжа, чтобы открыть собственное дело.

На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств имени Строганова, готовившая учеников для
работы на эмигрантских художественных предприятиях, а также в Доме моды Феликса Юсупова.



Реклама модного дома, который назвали по первым буквам своих имен – «ИРФЕ»

Дом моды стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя. Цель его была все та же - побольше рабочих
мест для своих. Юсуповский Дом на улице Дюто назывался «Ирфе» - по сочетанию первых слогов имен его
основателей: Ирина - Феликс



Галина Серебрякова. Ирина Юсупова, 1924 г.

Элегантная, высокая, стройная принцесса крови Ирина Юсупова оказалась дельной и энергичной сподвижницей мужа.
Всегда имевшая тягу к прикладным искусствам и великолепный вкус, она сразу придала «Ирфе» оттенок
особой респектабельности. Только что родившееся детище обзаводилось завидной клиентурой. Еще бы!
Посетительниц встречал сам легендарный князь, красота которого продолжала оставаться неотразимой. «Клиентки
были всех национальностей. Приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара.
Другая, американка, захотела видеть «князя», у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у
хищника», - вспоминал впоследствии хозяин «Ирфе».

Однако настоящую славу «Ирфе» создало необыкновенное дефиле, прошедшее в отеле «Риц». Манекенщицы, все как на
подбор красавицы, руководимые Ириной Юсуповой, появились перед публикой уже после показа ведущих Домов моды.
В результате демонстрация первой юсуповской коллекции одежды стерла у зрителей все прежние впечатления почти
без следа.



Ирина Юсупова в наряде Модного дома Ирфе

А между тем той же Ирине потребовалось собрать в кулак все свое мужество и самообладание для того, чтобы
предстать перед публикой в облике манекенщицы. Определенная часть эмиграции, причем очень авторитетная,
крайне негативно относилась к подобным предприятиям, считая их немыслимыми и унизительными для
представительниц столбового российского дворянства.



Ирина Юсупова

Но все негодующие возгласы утонули в том море восторга, который захватил изощренную парижскую публику в
незабываемый вечер дебюта «Ирфе». Газеты писали: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность
работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших Домов моды».

Со временем Юсуповы открыли еще три филиала Дома: в Туке - популярном курорте в Нормандии, Лондоне и Берлине.
Пресса была крайне благосклонна к их деятельности, неизменно отмечая растущий профессионализм и строгость
отбора моделей для коллекций, не жалея красок для описания особенностей кроя, а также исключительного качества
кружев и эксклюзивно расписанных тканей, и подчеркивая поиски оригинального в модельной стратегии Юсупова.
В 1926-м неугомонный Юсупов создал и выпустил в продажу духи «Ирфе». Причем продавались они трех видов -
для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц.



Князь Феликс Феликсович Юсупов умер 27 сентября 1967 года в Париже в возрасте 80 лет.



Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла 26 февраля 1970 года в Париже в возрасте 74 лет.


После революции 1917 года множество достойных людей покинули Россию, и в Париже открылись русские Дома моды, которые стали весьма популярны. Ведь после Первой мировой войны все искали нового, свежего, оригинального. А тут во Франции появилось много русских эмигрантов-аристократов, которые были и одарённые и знавшие секреты высокой моды, так как в прошлом сами были клиентами самых богатых парижских домов. К тому же они получили хорошее художественное образование в Петербурге, в Москве или в Европе.


В домашнем воспитании в России, не только в крестьянской среде, но и в аристократических семьях, девочек учили рукоделию, часто это было вышивание. Поэтому и графини были обладательницами прирождённого вкуса и навыков в рукоделии.


В то время одним из самых известных стал Дом моды «Ирфе» - «IRFE», основанный княжеской четой – Феликсом и Ириной Юсуповыми. Дом был основан в 1924 году.



Дом моды быстро завоевал признание состоятельных клиентов, которые были восхищены его аристократическими основателями.


Ирина Юсупова, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II. Она была ослепительно красива. В 1914 Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших и богатых семей России. Богатство Юсуповых превосходило даже царскую семью.


Феликс был известен не только своим огромным состоянием, но и удивительной внешностью – красивые тонкие черты, гордая осанка, загадочный взгляд. Он учился в Оксфорде и часто посещал самых почтенных представителей русских семейств и европейской аристократии.


Феликс Юсупов рос в роскошных дворцах, принадлежавших его семье, один из которых теперь стал музеем-усадьбой Юсуповых в Архангельском. Его мать Зинаида Юсупова, красивейшая женщина того времени, портрет который оставил В.Серов, научила его любить красоту и восхищаться совершенством. Княгиня Зинаида Юсупова была не только красива, её образованность и элегантность были широко известны. Юсуповы обладали необычайной коллекцией ювелирных изделий, содержащей бесценные бриллианты.



В 1919 году Россию пришлось покинуть. С собой они смогли увезти малую часть наследства, которое состояло из драгоценностей и картин. Ведь многие русские эмигранты, бежавшие из России, предполагали вскоре снова вернуться. И лишь малая часть из них была уверена в том, что покидают родину навсегда. Продав несколько картин, Юсуповы купили дом в Париже, в котором затем было открыто ателье Irfe.


В названии ателье первые слоги имён владельцев - Ирина и Феликс. Работали в нём также русские эмигранты, оказавшиеся по прибытии во Францию ещё в более трудных условиях, чем Ирина и Феликс. Если сравнить то положение, в котором оказались Юсуповы во Франции с тем, какое было в России, то их парижская жизнь не шла ни в какое сравнение с той роскошной жизнью. Но это было в прошлом.


А здесь супруги искали возможность не просто вернуть былую славу, но как-то заработать и создать условия в какой-то мере сносной жизни…. Первыми манекенщицами Дома оказались княжны Трубецкая и , среди сотрудниц – золовка Ирины, в девичестве - графиня Воронцова-Дашкова. Да и сама княгиня не раз примеряла наряды своего Дома, чтобы послужить рекламой, и это было куда действеннее на парижан, ведь сама княгиня Романова фотографировалась в платьях дома IRFE, хотя никогда и не была манекенщицей. Их первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».



В начале был успех, были открыты даже три новых отделения – в Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Выпуск духов продолжался до 1940 года. В 1931 году Дом разорился и на многие десятилетия прекратил свое существование. Как выяснилось, что Феликс Юсупов, обладающий художественным вкусом и знаниями, не имел знаний в бизнесе.


Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября в 1967 году, ему тогда исполнилось 80 лет, а Ирина Юсупова умерла там же, в Париже, 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет.



Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, а сегодня жительница Парижа, решила возродить Дом IRFE. Накануне принятия своего решения, она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметеву-Сфири - наследницу Юсуповых. И с тех пор Ольга возрождает русский Дом в Париже. Она одновременно является и владелицей и дизайнером Дома, старается сохранить традиции – аристократический романтизм, русскую культуру, и рассказать о них на языке «fashion», внедрить их в современную моду. Много внимания она уделяет аксессуарам – сумкам, обуви, ремням, украшениям.


Многое из того, что сделано Ольгой, напоминает о великой княгине Ирине и князе Феликсе Юсуповых. Например, клатч, который украшен короной княжеского рода Юсуповых. Его по достоинству можно назвать – Princesse.







Сейчас вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках, стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире.