Аксессуары для вышивания и рукоделия. Полезные инструменты для вышивки крестом Выбор материалов для вышивания крестом


Материалы и Приспособления для вышивки крестом

Данная статья ознакомит вас с тем необходимым минимумом, который понадобится как начинающим, так и опытным вышивальщицам.

:
Для вышивки крестом подходит любая ткань с одинаковым количеством поперечных и продольных нитей. Самый же распространенный вид ткани для вышивки крестом - канва , фирмы Zweigart. Данный вид ткани хорош прежде всего тем, что имеет равномерную структуру, образующую отчетливые квадраты и отверстия в углах этих квадратов, облегчающие проведение иглы. Канва бывает крупная и мелкая в зависимости от количества ячеек на один дюйм, отсюда и номер канвы. Например, 11 - это канва с 11-ю ячейками на 1 дюйм, 14 - 14 ячеек на один дюйм (1 дюйм = 2,54 см). Чем мельче канва, тем элегантней крестик. выпускается разных цветов и оттенков.

Льняное (хлопковое) полотно :

Льняная (хлопчатобумажная) ткань с равномерным переплетением нитей и разряженной структурой также подходит для вышивки крестом. По такой ткани обычно вышивают через две нити. Льняные ткани выпускаются с переплетением 18, 25, 28, 32, 36, 40 нитей на 1 дюйм. Льняные ткани также имеют свои названия в зависимости от количества переплетений на 1 дюйм.

Cashel имеет 28 нитей на один дюйм и приравнивается к Аиде 14 (при вышивании через 2 нити). Вышивка производится нитью в два или три сложения.

Belfast – ткань с переплетением 32 нити на дюйм. Приравнивается к Аиде 16 (при вышивании через 2 нити), вышивается нитью в два сложения.

Edinburgh имеет 36 нитей на дюйм и приравнивается к Аиде 18 (при вышивании через 2 нити), вышивается нитью в одно или два сложения.

Благодаря своей плотной структуре лен хорошо подходит для вышивок, где остается много незашитого фона.

Эта канва используется для вышивания по тканям, не имеющим равномерную структуру. Обычно это предметы одежды из трикотажного полотна. Такая канва грубее, чем обычная, и имеет разметку по 10 клеток, синей нитью. Канва приметывается сверху, делается вышивка, канва удаляется.

Эта канва используется для создания объемной вышивки. Она подразделяется на plastic canvas – классическая пластиковая канва - и vinyl weave – виниловая канва, более гибкая, чем классическая пластиковая канва. Как виниловая, так и обычная пластиковая канва выпускаются разных цветов и с разным количеством крестиков на один дюйм.

Это крупная, жесткая канва, использующаяся для вышивки ковриков, подушек, сумок. На страмине вышивают гобелены, для вышивки используют специальное шерстяное мулине.

Перфорированная бумага :

Не самая распространенная основа для вышивки в России, на Западе же перфорированная бумага (Perforated Paper) более популярна. В настоящее время перфорированная бумага выпускается в основном 14 клеток на один дюйм, вышивать на ней следует в 1-2 нитки, т.к. если брать большее количество ниток, бумага может порваться. Для вышивки на такой бумаге не стоит брать схемы со слишком большим количеством цветов. Нитки лучше брать помягче, например, с добавлением шелка.

Шелковые ткани:

Вышивать крестом можно также и по шелковым тканям. Хотя такой материал для вышивки очень специфичен. Обычно его используют для создания вставок в броши, кулоны и в других миниатюрных изделиях. Количество нитей у шелка варьируется от 24 до 112 на один дюйм, благодаря чему вышивка получается очень мелкой. Так же, как и при работе с перфорированной бумагой, для вышивки на шелке лучше брать схемы с небольшим количеством цветов, необходимо избегать протяжек и, крестика.

Пяльцы и станки .

Для того, чтобы ткань во время вышивки была туго натянута, используют .

Деревянные и пластмассовые пяльцы :

Это круглые пяльцы, состоящие из двух обручей, чуть отличных по диаметру, с пластмассовым или металлическим винтом. Диаметр пялец колеблется от 10 до 30 см. Использование таких пялец довольно простое: ткань накладывается сверху на меньший обруч, сверху накладывается больший обруч, ткань натягивают, а винт закручивают наполовину, затем ткань натягивается еще раз, и винт закручивается до упора. В процессе вышивания натяжение ткани может ослабляться, поэтому ее следует подтягивать. Вся вышивка может не уместиться в пяльцы, поэтому их нужно по мере необходимости передвигать. Чем больше вышивка, тем больший диаметр пялец необходимо использовать.

Пяльцы–рамки (flexi-hoop) :

Данный вид пялец также относится к двухобручевым, внутренний обруч сделан из пластмассы, внешний из резинового материала. Они бывают круглой и овальной формы. Однако у таких пялец отсутствует винт, есть лишь кольцо для подвешивания на стену, крепление же ткани производится за счет свойств материала, из которого сделан внешний обруч. Такие пяльцы очень хорошо держат ткань, поэтому их не рекомендуется передвигать во время вышивки, их обычно подбирают под размер вышивки, затем вышивку стирают и вставляют обратно в пяльцы, т.е. они по окончании работы выполняют функцию рамки.

Пяльцы бывают настольными и напольными, что позволяет освободить вторую руку во время вышивки. Обычно подставки под пяльцы продаются отдельно.

Q-snap:

Прямоугольные пяльцы с зажимами для фиксации ткани. Такая конструкция позволяет не мять и не деформировать ткань.

Однако использование пялец для вышивки больших работ неудобно, т.к. работа мнется, а крестики заламываются. В таких случаях лучше всего использовать прямоугольную раму или станок. Рама состоит из двух планок по бокам и валиков сверху и снизу, вся эта конструкция закреплена болтами, в случае необходимости ее можно легко разобрать. На валики обычно накручивается жесткая ткань, к которой и пришивается канва. Такую прямоугольную раму так же, как и пяльцы, можно закрепить на напольную или настольную подставку.

:

Для вышивки крестом используются тупые иглы, т.к. острая игла может расщепить канву или уже вышитые крестики. Также отличительной особенностью вышивальных игл является широкое ушко, чтобы можно было без затруднений вдеть несколько ниток мулине. Иглы различаются по размерам, в зависимости от номера канвы берут и соответствующий номер иголки.

Для Аиды 11 подходят иглы с номером 20-22, для Аиды 14 - иглы 22-26, для Аиды 18, 20 - иглы 24-26. Кроме обычных, существует также особый тип вышивальных игл – двусторонние иглы. Это длинные иглы (обычно 5,5 см) с ушком посередине. Такие иглы подходят для тех, кто вышивает на станке, т.е. вторая рука при вышивке остается свободной. Одну руку при этом держат с изнаночной стороны работы, а вторую с внешней стороны, это значительно убыстряет работу, а рука вышивальщицы не так устает, как при работе с обычной иглой.

:

Нитки для вышивания называются мулине. Фирм, выпускающих такие нитки, очень много. Они различаются между собой по составу, есть нитки из 100%-го хлопка, а также с добавлением шелка и шерсти. Каждому цвету и оттенку соответствует определенный номер ниток, данные номера производитель может периодически менять, поэтому слишком много ниток впрок лучше не покупать. Чтобы нитки во время работы не перекручивались, можно использовать специальный воск, он также и уплотняет их. Такой воск удобно использовать, если во время вышивки берутся нитки разные по составу.

Если вы купили нитки, качество которых у вас вызывает сомнение, то лучше, прежде чем начать вышивать ими, проверить, не линяют ли они. Для этого нужно смочить их и провести с силой через белую ткань. Если следов не останется, то значит, нитки не линяют. Мулине можно хранить по разному: если ниток немного, то можно просто сложить их в пакет, при достаточном большом количестве мулине лучше намотать их на шпули и подписать каждую, чтобы не перепутать цвета. Шпули затем складываются в пластиковую коробку с отделениями.

Другие аксессуары

Ножницы:

Ножницы конечно можно взять любые, но для распускания неправильно вышитых крестиков, лучше брать ножницы с острыми концами, т.к. ими легче подцеплять нитки.

Маркеры:

Во время вышивки пригодится и маркер. Маркеры бывают смываемыми и исчезающими. Исчезающим маркером помечают место на вышивке, а через некоторое время след от такого маркера исчезает. Смываемым маркером расчерчивают канву на клетки, чтобы удобнее было сопоставлять вышивку схеме, такие маркеры подразделяются на маркеры для темной и светлой канвы. Следы от маркера для светлой канвы следует смывать только холодной водой, т.к. при горячем воздействии следы могут остаться навсегда. Следы от маркера для темной канвы можно, наоборот, смывать водой или обрабатывать горячим утюгом.

Органайзер:

Для хранения мулине во время вышивания и для того, чтобы держать все необходимые цвета наготове, используют органайзеры. Нитки при этом вынимают из упаковки и каждую вставляют в иголку, затем иголку с ниткой вставляют в специальное отверстие в органайзере и подписывают. Существуют также органайзеры, к которым нитки привязываются, т.е. в иголку их вставлять не нужно.

Магнитные и увеличивающие доски:

Для того, чтобы не запоминать то место на схеме, которое в данный момент вышивается, существуют магнитные доски. Схема кладется на магнитную доску, а сверху крепятся рейки, которые ставят на фрагмент схемы. Увеличивающие доски работают по такому же принципу, только с той разницей, что в середину такой доски встроена лупа, которая увеличивает значки на схеме.

Лупы и лампы:

Для хорошего освещения рабочего места вышивальщицы можно также приобрести напольную или настольную лампу. Существуют лампы, совмещенные с лупой. Лупы продаются также отдельно от лампы и могут крепиться зажимом на пяльцы, ставиться на пол или стол.

Искусство вышивки крестом появилось еще при первобытном строе, с тех пор прошло немало времени. Инструменты для вышивки претерпели огромные изменения, от каменной иглы до современной металлической иглы.

В средние века очень было модно заниматься вышиванием. Умение вышивать было обязательным требованием для образованной девушки. Именно тогда у каждой вышивальщицы появились свои именные наборы инструментов для вышивания. Они были изящны и красивы.

Иглы для вышивания.

Для вышивки крестом чаще всего используются иглы с затупленным кончиком и большим ушком. Толщина игл зависит от плотности ткани, по которой вышивают. Например, для вышивки по канве Aida-14 используют иглы номер 22-24, для Aida-16 иглы номер 24-26, для канвы Aida-18 иглы номер 26.


Чем больше номер иглы, тем меньше ее толщина. Для вышивки по льну или хлопку используют иглы с острым кончиком.
Пяльцы для вышивания.

Пяльцы незаменимая вещь для любой вышивальщицы. Если вы хотите получить ровную и красивую вышивку вам не обойтись без них. Пяльцы используют для натяжения ткани. Натягивая ткань надо избегать морщинок и деформации ткани.
Различают несколько видов пялец:

1. Деревянные – сделанные полностью из дерева, с металлическим винтом. Состоят из двух деталей: Внешней и внутренней;

2. Пластиковые – по строению схожи с деревянными, только сделаны из пластика. Винт так же пластиковый.

3. Круглые – представляют собой два обруча разных диаметров. На нижний обруч накладывается канва и придавливается сверху вторым, и затягиваются винтом.

4. Квадратные – прямоугольная рамка, состоящая из двух планок, между которыми натягивается ткань.

5. Станки для вышивания – это деревянная прямоугольная или круглая рамка, расположенная на подставке или ножках.

Нитки для вышивания.

Для вышивания используют хлопчатобумажные, шелковые или шерстяные нити. Обычно они состоят из шести сложений и легко разделяются. В последнее время появились и металлические нити разных цветов. Нити различных производителей имеют разную цветовую гамму и качество материалов.

Ткани для вышивания.

Специальная ткань для вышивания, называется канва. Канва представляет собой ткань из поочередного пересечения нитей, которое образует ячейки.

Существует несколько видов канвы: простая одинарная канва, двойная, ковёрная, крупноклеточная канва, и пластиковая. Плотность канвы обозначается цифрами, например АИДА 14 имеет плотность 5,5 клеточек на сантиметр. Чем больше номер канвы, тем больше ее плотность.

Иногда для вышивки крестом используют ткань с четным пересечением нити, например классическое льняное или хлопчатобумажное полотно. Для вышивания рисунка на одежде можно использовать и продергиваемую канву. Ее особенность в том, что после окончания работы ее легко можно удалить, путем продергивания.

Еще одним видом канвы, является канва с рисунком. На канву типографским способом наноситься рисунок. Неудобство такой канвы в том, что рисунок зачастую не совпадает с клеточками и не смывается при стирке.

Лупы и лупы с подсветкой.

Для людей со слабым зрением удобно использовать лупу для увеличения отдельного участка работы. Лупы бывают настольные, которые крепятся к столу, станку или пяльцам специальной прищепкой. Также есть лупы и на веревочке, которые вешаются на шею. Их неудобство в том, что когда вы дышите, лупа то поднимается, то опускается. В большинство луп встроены лампочки, что помогает лучше осветить нужный участок работы.

Ножницы для вышивания.

Ножницы для вышивания должны быть острыми. Существуют специальные ножницы: с кривыми кончиками или можно использовать небольшие плоские в виде зажима. Они позволяют обрезать нить как можно ближе к ткани, и тем самым избегать ненужных торчащих кончиков.

Маркеры.

Для переноса рисунка или разлиновки канвы удобно пользоваться специальными смывающимися маркерами. Маркеры бывают разных цветов. Так же бывают маркеры в виде карандашей или фломастеров. К выбору данного инструмента, необходимо подходить как можно аккуратнее. Дело в том, что дешевые маркеры могут не смыться и даже покрасить всю вашу работу.

Органайзер для хранения ниток.

Нитки удобно хранить в различных органайзерах. Органайзер – это коробка или ящик, в котором хранятся нитки, рассортированные по номерам и цветам. Для хранения нитки наматывают на картонную или пластиковую основу и сверху надписывают фирму и номер нити. Так же в органайзерах можно хранить и палитры, используемые при вышивании. Палитра – это цветовой набор нитей с условными обозначениями, необходимый при вышивании того или иного узора.

Не лишне будет при вышивании воспользоваться сантиметром, для измерения необходимой канвы.

Руки вышивальщицы надежно защитит наперсток. При вышивании острой иглой, часто ранятся пальцы об острый кончик иглы, что бы избежать этого используйте наперстки.

Вышивка крестиком давно стала одним из самых популярных женских хобби. При этом многие хэндмейдеры считают, что такая вышивка - не самое креативное занятие. Схема есть, технология проста и понятна, результат заранее известен. К тому же наборов для вышивки крестиком тысячи, и там уже и канву с нитками нарезали, и иголочку вложили. Но любая вышивальщица скажет вам, что креатив - это КАК, а не ЧТО. Вышивка крестом - это одновременно и квест, и паззл. Откуда начать, куда и каким путем идти, сколькими цветами одновременно работать, озаботиться ли идеальной изнанкой? А с паззлами вышивку роднит то особое удовольствие, когда рисунок начинает проявляться из ниоткуда; недаром многие вышивальщицы фотографируют стадии вышивки. Готовая работа вполне может оказаться им не особенно интересна: я, например, похваставшись результатом онлайн и оффлайн, сворачиваю вышитую картину в рулончик или складываю в папку и забываю о ней.

Рано или поздно работать с готовыми наборами становится уже не так занимательно, как раньше. Многочисленные схемы для вышивки в Интернете, тематические журналы по вышиванию крестиком, подсмотренные у друзей дизайны... И вот тут-то мы сталкиваемся с необходимостью самостоятельно выбирать все то, что в наборе получали «на блюдечке». От выбора голова идет кругом, и хочется найти какую-то точку опоры. Попробуем разобраться, что к чему (и как не потратить весь семейный бюджет).

Вот магазин «Всё для рукоделия». Всё?! Лично у меня уже давно подобраны нитки под большую работу, но они лежат без толку - потому что, как выяснилось, понятие «ВСЁ» не включает в себя нужный оттенок и каунт голубой канвы. К тому же в «магазинах шаговой доступности» (и, чего греха таить, в некоторых сетевых магазинах для творчества) продавцы фактически не в теме, а ассортимент - никакой. Помнится, в свое время, когда в России открылись фирменные магазины Burda, в них стояли огромные очереди. Там не было мулине DMC, но зато были отлично подготовленные продавцы, которые могли вытащить откуда-то из-под прилавка маленькую книжечку и потратить полчаса на то, чтобы помочь перевести нумерацию цветов из одной системы в другую. Сейчас я почти не знаю таких мест! В ответ на молитвы и проклятия вышивальщиц, схемы стали печататься сразу с несколькими цветовыми системами.

Открою вам страшный секрет - в краткосрочной перспективе купить набор дешевле. Например, для работы средней сложности примерно 20×30 см скорее всего понадобится около 30 цветов (если брать привычное DMC, моточек обойдется примерно в 45-50 рублей). Умножаем на 30 и получаем полторы тысячи (только за нитки!) Да, вы можете сказать, что нитки у вас все равно останутся - но если вышивание не входит в число ваших ежедневных занятий, еще неизвестно, когда эти цвета вам снова пригодятся. Дальше, канва. На работу такого размера у вас уйдет канва от 70-100 до 300-400 рублей.

Отсюда, наш первый совет. Подумайте, насколько вы зависите от крестиков и стоит ли начинать путь длиною в жизнь. Все мои знакомые собирают коллекции схем, вожделенную полную карту цветов и накапливают кусочки канвы всевозможных фактур и оттенков.

Нитки

Вышивальщицы вышивают мулине. Мулине - это такая нить из хлопка, чаще египетского, которая, в свою очередь, разделяется на 6 тоненьких ниточек. Обычно мулине продаются в мотках по 8 или 10 метров, и на каждом мотке написан номер, обозначающий оттенок в карте цветов конкретного производителя. Большинство журнальных схем снабжены расшифровкой в нескольких системах, и в России это обычно DMC, Anchor, Madeira и Gamma. По опыту скажу, что покупать нитки на одну работу от разных производителей - идея не лучшая: как и иностранные языки, цветовые системы не переводятся друг в друга «дословно».

Отсюда наш второй совет. Выбирайте систему как спутника жизни - она с вами надолго.


Пример цветовой карты ниток Anchor

Идеальное мулине не красится, не имеет фабричного брака в виде утолщений или узелков, не мохрится во время работы, не скручивается в жгут через каждую пару стежков, стоит недорого, есть во всех магазинах и имеет 500-600 оттенков. Скажу сразу: такого не бывает!

Ближе всего к идеалу - нитки DMC (их основной недостаток - высокая цена). Это старейший производитель мулине в мире: фирма была основана аж в 1746 году, а мулине начали делать в 19 веке. Сейчас все производится в Китае, но «made in China» на качестве не сказывается. Мулине DMC - это роскошная карта порядка 600 цветов основной гаммы плюс затейливые дополнения в виде флюоресцентных, меланжевых, металлизированных и «винтажных» (цвета а-ля натюрель) ниток. DMC можно относительно легко найти в большинстве рукодельных магазинов, кроме самых маленьких и бюджетных. Развита торговля через Интернет, где некоторые поставщики продают мулине DMC почти что по оптовой цене.

Нюансы: мулине DMC гладкое, шелковистое, не склонное к скручиванию, хорошей плотной прокраски. Оттенки одного и того же номера минимально различаются в разных партиях. При работе тонкими иглами на каунте 16-18 перетирание нитей происходит достаточно быстро. Важно: не теряем бумажечки с номерами - восстановить номер мотка по оттенку крайне тяжело.

Фирма дает почти вековую гарантию на отсутствие выцветания. Не знаю, так ли это на самом деле - я еще столько не прожила.

Anchor - ближайший аналог DMC на нашем рынке. Его добыть гораздо труднее, но он часто включен в английские наборы. Могу сказать, что сами оттенки Anchor мне зачастую нравятся даже больше, чем DMC, потому что цвета очень чистые, сочные и при этом довольно «сложные» - особенно хорошо смотрятся с ними винтажные схемы. Как и DMC, Anchor недешев. В целом же плюсы и минусы этих брендов между собой схожи.

Madeira - исторически первые нитки, которые вышли на российский рынок, и Burda торговала именно ими. Сейчас их может быть несколько сложнее найти, чем DMC, но если поблизости есть фирменный магазин «Золотого Руна», Мадейра там будет. Большинство наборов «Золотого Руна» также комплектуются этим мулине. У Мадейры нестандартная упаковка спиралью в плоском пакетике, по 10 метров, так что ее больше, чем DMC и Anchor - у тех по 8 метров.

Нюансы : Мадейра кажется более матовой (и мутноватой) и - по субъективному ощущению - толще и жестче, чем Anchor и DMC. Лично у меня Madeira в процессе вышивки быстро разлохмачивается и даже рвется (может быть, потому, что я очень быстро вышиваю). При всем вышеперечисленном, Madeira - вовсе не бюджетное мулине.

Лично я - вышивальный сноб. Если уж и тратить месяцы жизни на серьезный проект, я не хочу сначала долго мучиться с путающимися нитками или несовпадающими оттенками, а потом грустить над выгоревшей или вылинявшей картиной. Поэтому бюджетные виды мулине я опишу скорее для справки. Мне почти не случалось работать с мулине Гамма, но большинство моих знакомых утверждает, что из дешевых ниток это самые лучшие. Для их изготовления сейчас тоже используется египетский хлопок, у них достаточно большая карта цветов, и она более или менее подогнана под стандартные европейские карты. Учитывая, что мулине Гамма стоит в два раза дешевле DMC, это отличный вариант.

Гамма быстро обогнала по популярности мулине «Киров», одним из серьезнейших недостатков которого является ограниченная цветовая гамма. Из «новых» лидеров бюджетного сегмента отметим китайское мулине Bestex, старательно мимикрирующее под DMC (но у меня нет желания проверять, что будет с вышитой работой через пару лет).

За последнюю четверть века на российском рынке появлялись и ичезали (и могут вам попасться) нитки мулине таких брендов, как Mayflower, Presencia, Ariadna, Rosace, Sullivan и др. Может, они и не хуже лидеров рынка, но если серьезно заниматься вышивкой, я не вижу большого смысла покупать их. Полную карту вы все равно не соберете, найти их в продаже трудно, и большинство создателей схем и программ не берут их в расчет.

Совет номер три . Безымянные китайские производители (без маркировок, дешевые) нас вообще интересовать не должны. Брать такое мулине для вышивки - это сэкономить рубль и потерять сто.

Совет номер четыре : выбор бренда мулине всегда связан с назначением конкретной работы. Если Вы вышиваете картину под стекло или открытку, можно спокойно сэкономить, купив Гамму, Киров или Bestex. Если же это нечто более функциональное (подушка, полотенце, скатерть, декор одежды...), я советую ставить на более дорогие бренды - они лучше выдерживают нагрузки и периодические стирки.

Совет пятый. Решили экспериментировать - отшейте пробник и постирайте его. На пробники лучше брать синий, черный, красный, зеленый цвета (самые насыщенные и нестойкие). Возможно, стойкость красителя - вообще самый главный показатель качества ниток, потому что волокно сейчас почти у всех одинаковое.

Букв много, но на практике все не так страшно. Как только Вы сделали выбор в пользу какого-то бренда, выписали номера и закупили нитки - полдела сделано. Теперь вопрос: на чем вышивать? О тканях для счетной вышивки - вторая часть нашего обзора.

Здравствуйте, уважаемые рукодельницы!!!





Этим мастер-классом мы начинаем серию публикаций поэтапного обучения вышивки гладью. Мы надеемся, что Вам понравится простота наших мастер-классов. Выполняя наши рекомендации, Вы увидите, насколько просто вышивать гладью.

Итак, приступим к вышивке!

Что нам для этого понадобится:

1.Иглы.

Основные характеристики игл, подходящих для вышивки гладью:

а) длина иглы должна быть не более 2,5 см,

Б) игла должна быть острая,

В) толщина иголки зависит от плотности ткани. Чем более плотная ткань,тем тоньше игла. Толщина иглы, которой пользуются китайские мастерицы сопоставима с толщиной бисерной иглы.


Стоимость бисерных игл - 50 руб. за упаковку.

2.Пяльца, рамы.

а) пяльца мы используем только при выполнении упражнений и небольших работ. Размер пялец должен соответствовать размеру рисунка или чуть больше, но ни в коем случае не меньше! Важно, чтобы во время вышивки всегда оставалось одинаковое натяжение ткани по всей площади рисунка, а пяльцы приходится постоянно подтягивать и переставлять на нужный нам фрагмент вышивки, что категорически запрещается в глади.

б) пяльцы-рамка Q-Snap. Состоит из четырех полых пластиковых трубок, соединительных уголков и клипов, с помощью которых крепится основа для вышивки. Использовать можно при тех же условиях, что и круглые пяльца: если картина полностью входит в формат пялец-рамки. При переходе на другой участок вышивки, закрепляя клипсу на вышитом участке, клипсы могут порвать нить (мулине).

в) трубчатая рамка с клипсами. Удобна в применении, но обязательно должна соответствовать размеру вышиваемой картины.

г) гобеленовые рамы. Самый оптимальный вариант для вышивки больших картин.

д) гобеленовые рамы с пластиковыми клипсами.

е) китайская рама. Используется китайскими мастерицами, при работе с вышивкой.

Для начала обучения мы приобретаем средние пяльца диаметром 30 см, примерная стоимость деревянных пялец - 250 руб., пластиковые пяльца стоят примерно 150 руб.

3. Основа (ткань).

У нас в России в свободной продаже есть наиболее подходящая под вышивку гладью ткань - бязь. Вышивать можно в принципе на всем, чем угодно, но по основным характеристикам, бязь наиболее оптимальна в вышивке (она почти не растягивается вдоль поперечной нити (утОк)). Лучше всего использовать бязь отбеленную (ГОСТ - плотность 142).

Вот эта работа выполнена на бязи:

Бязь отбеленная стоит примерно 90-70 руб.за погонный метр (1м x 1,5м).

4. Нити (мулине).

а) мулине (шерсть) - мулине шерсть используется для несложных работ, где не требуется особо четкой прорисовки деталей и ровной шелковистой поверхности.

б) мулине (хлопок) - самый оптимальный вариант для обучения и выполнения работ с высокой сложностью прорисовки деталей.

в) льняное мулине.

г) мулине (шелк) - наиболее экзотичное и труднодоступное, как в покупке так и в освоении.

д) металлик - мулине с добавлением металлизированной нити. В этой группе представлены нити с различными эффектами: драгоценного камня, драгоценного металла, античные, перламутровые. Такими нитями можно украсить любую вышивку, особенно широко применяются при вышивании икон.

е) меланж - это когда в одном мотке ниток мулине цвет плавно перетекает из одного оттенка в другой (например, от бледно-розового до тёмно-розового). Эти виды ниток прекрасно подходят для вышивки художественной гладью.


ж) светящееся мулине - очень интересное мулине для создания светящегося и мерцающего эффекта.

з) флюоресцентное мулине - мулине с потрясающим эффектом свечения в темноте.

Сегодня я не буду томить вас загадочными фотографиями создания шедевров высокой моды, надеюсь, вы уже посмотрели детально летнюю коллекцию Chanel и вдохновились на подвиги, так что предлагаю от созерцания перейти к делу и разобраться с чего же все-таки начинается вышивка люневильским крючком. А именно какие материалы и инструменты должны быть в нашем арсенале, чтобы сделать первый шаг в этот увлекательный мир.

- Пяльца.

Их существует великое множество и для каждого отдельного фрагмента можно использовать пяльца разной формы и диаметра. Думаю, у некоторых еще со школьных лет остались чудесные маленькие круглые пяльца. Такие тоже подойдут для небольших работ. Лично я пользуюсь разборными пяльцами прямоугольной формы, они состоят из четырех частей, соединяя которые между собой, можно добиться необходимой формы и натяжения ткани. Хорошее и равномерное натяжение ткани снижает риск того, что крючок зацепится за нее и, как следствие, ее порвет. А это, как вы понимаете, сразу два шага назад)

- Ткань.

Впоследствии, воплощая свои самые смелые fashion-мечты, можно использовать и шелк, и темные материалы, и даже бархат, но для начала пусть это будет прозрачная шелковая органза. Она должна быть прочной и желательно полупрозрачной, вышивать ведь придется с изнаночной стороны)
- Лента.

Если используются большие пяльца, где необходимо растянуть материал для большей площади работы, для натяжения материала основы на сами пяльца используют ленту. Она должна быть мягкой, достаточно плотной, чтобы выдержать такое натяжение в течение долгого времени, ведь ткань будет в натянутом состоянии до тех пор, пока вы не закончите работу. Лента, в свою очередь, крепится к материалу основы с помощью булавок.

- Крючок.

Люневильсий крючок (crocket de Luneville) обязательно французский. Просто примите это за правило. И его цена колеблется около 50 евро. Он состоит из трех частей: ручки, иглы и винта, который как держит иглу в колбе, так и показывает направление прорези на игле. В эту прорезь входит нить, чтобы затем стать петлей в цепочке тамбурного шва. Иглы имеют разный размер и меняются в зависимости от толщины и плотности ткани, вида работ, которые вы выполняете и нитей, которыми вы работаете.


- Декоративные элементы.

Вся эта техника с прорисовыванием узора, подготовкой заранее декорированной ткани к раскрою, не имеет, конечно же, смысла, без тех материалов, которые в последствии и служат украшением изделия. Пайетки, бисер, камни и стразы, в их выборе можно утонуть и забыть зачем ты, собственно говоря, пришел в магазин. Здесь выбор зависит от результата, к которому вы стремитесь. Но, думаю, не стоит повторять, что эти материалы должны быть качественными. Бисер лучше использовать чешский, а пайетки французские. Тут вообще, если не хотите промахнуться, лучше использоваться все французское) Если из купленного вами пакетика бисера в 4 из 10 бисеринок не пролезает ушко бисерной иглы, - вам нужен другой бисер, или есть риск вместо творческой медитации получить нервный срыв)


- Нити.

Толщина, как и состав, будут зависеть от работы, которая будет выполняться с использованием этих нитей. Они могут быть как и шелковые, так и 100% polyester, так и полностью хлопковые, но эти используются преимущественно для нашивания декора с помощью иглы. При работе крючком правил немного: нить должна быть очень прочной и хорошо завязываться в узелки. И почти при любой вышивке, кроме, пожалуй, темной, хорошо использовать цвет близкий к цвету ivory, он почти невидим глазу и почти всегда к месту. Можно использовать немецкие Mettler Seralene №120 или Gutermann №100, обе 100% polyester.


- Ножницы.

Конечно, они должны быть удобными, небольшими и желательно с заостренным кончиком, но без фанатизма, чтобы снизить риск случайных повреждений, как материала, так и вышивальшицы) Я использую в меру острые, небольшие, удобные и красивые. И да, конечно же французские!)

А в следующей статье мы рассмотрим основы вышивки люневильским крючком и ее отличия от других техник.