Игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях. Игры для развития эмоциональной сферы дошкольников Игры на эмоциональное развитие


Всю нашу сознательную жизнь нас приучали прятать и скрывать свои эмоции. И мы по привычке делаем это, даже когда в этом нет необходимости.

В дошкольном периоде детства происходит интенсивное эмоциональное развитие. На данном этапе у ребенка усложняются знания об эмоциях человека, совершенствуется эмоциональная саморегуляция, по выражению лица дети хорошо начинают понимать окружающих людей.

Формируются различные виды деятельности и формы общения с окружающими обуславливают глубокие изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Правильное понимание эмоциональных состояний человека очень важно для формирования адекватных межличностных отношений, овладения собственными эмоциями, их регуляции и воздействий на окружающих. Понимание эмоций и чувств способствует лучшему пониманию художественной литературы и художественных фильмов, театральных постановок, что в свою очередь, обогащает знания детей о мире чувств.

Предлагаю вам сегодня 7 игр-упражнений на улучшение понимания эмоций, выражений лиц других людей и на понимание самого себя.

==1==

Настроение

Подготовьте фото детей с разными выражениями лиц. Рассмотрите вместе такие фото и попробуйте определить, что чувствует ребенок на каждой из них.

Предложите ребенку выбрать из них лицо с настроением, похожим на настроение самого ребенка. Расспросите, как бы он охарактеризовал его. Помогите ему выразить словами свое настроение и настроения на фото..

Предлагайте эту игру в разных эмоциональных состояниях малыша.


==2==

Лица


Эта игра способствует развитию понимания ребенком мимических выражений лиц, умению самостоятельно контролировать выражение своего лица.

Подготовьте карточки с лицами с разными эмоциями, давайте ребенку поочередно и просите изобразить их. Поверье, это будет смешно и весело!

Помогите определить, что это за эмоция. А затем поменяйтесь местами! — Пусть он вам даст задание!

==3==

Маленькое приведение

Игра учит ребенка в адекватном виде выражать, выплёскивать свой гнев.

Как играть? Предложите ребенку или группе деток поиграть в добрых приведений:

«Вдруг приведениям захотелось побаловаться и попугать друг друга. Когда я громко хлопну в ладоши, вам нужно страшно кричать «УУУУУ» и сделать так — показываете позу, когда руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы торчат. Когда тихо хлопну — кричим тихо.»


==4==

Играем в сказку

Суть в том, что детям нужно рассказывать разные истории-сказки про зверей — а дети должны изобразить их эмоции. Сначала вы помогаете, а потом у них начнет получаться самостоятельно!

Например, история о медведе.

Жил в лесу медведь. Спал себе спокойно в берлоге.. Но настала весна, и он проснулся — голодный и недовольный.

Вылез из берлоги — зарычал, рассердился, нахмурился. Оглянулся — а здесь солнышко, травка зеленеет, птички поют. Заулыбался медведь, обрадовался весне, забыл про голод. Рядом лисичка пробегала — удивилась — надо же, медведь уже проснулся!

А недалеко под кустиком сидел зайчик — услышал шум, испугался, прижал ушки и замер, прислушиваясь — «что там за шум?»

Выглянул из-за куста — а там медведь и лисичка. Обрадовался он своим друзьям, поспешил к ним. И начали они вместе веселиться и играть!

А вообще можно взять любую сказку и добавив в нее эмоций — и вот так разыграть!


==5==

Когда я радуюсь… Когда грущу…

Садимся в круг и берем мячик. Бросаем мячик друг другу, бросая, называем по имени и спрашиваем «Когда ты радуешься?». Тот, кому прилетел мячик, должен сказать «Я радуюсь, когда…» — и послать мячик дальше.

Также можно разыграть другие эмоции — грусть, страх, удивление. Эта игра больше раскроет перед вами внутренний мир ребенка, вы сможете больше узнать о его чувствах и взаимоотношениях с вами и другими людьми.


==6==

Нарисуй обиду

Когда ребенок обижается на что-то — дайте бумагу и карандаши и попросите нарисовать свою обиду.

Или просто попросите вспомнить, когда он был обижен и нарисовать ее — обиду. После этого можно поговорить о том, что бы он хотел сделать со своей обидой. Это упражнение имеет терапевтический эффект и учит ребенка одному из способов выведения обиды, что в будущем очень поможет ему во взрослой жизни.


==7==

Создай себе настроение

Терапевтическая игра на воспитание эмоциональной устойчивости.

Предложите ребенку придумать способы повышения себе настроения — построить рожицы, переодеться, поиграть в любимую игру, посмеяться в зеркало, сделать что-то веселое, нарисовать себе картинку, порадовать кого-то и т.д.)

Когда малыш будет грустить — предложите ему выполнить что-то из того, что он придумал — и повеселитесь вместе!


С одной стороны кажется, что распознать эмоции другого человека, а также выражение собственных чувств дело не мудреное, но на деле оказывается, что все не так-то просто. Задача родителей рассказать детям о как можно большем количестве различных чувств и эмоций. А ведь, чем больше и лучше ребенок знает об эмоциях, тем точнее он поймет и отреагирует на состояние другого человека.

Оказывается, что дети точнее определяют позитивные чувства: радость, восхищение, восторг, а вот удивление, грусть, испуг определить не всегда могут. Также в первую очередь они акцентируют внимание на мимике собеседника, при этом не обращая внимания на жесты и позы. Чтобы помочь ребенку научиться распознавать чувства и эмоции других людей, я предлагаю поиграть с ними в некоторые игры.

«Зеркало»

Два ребенка или родитель и ребенок садятся друг напротив друга. Один участник игры изображает какую-нибудь эмоцию, другой должен полностью скопировать мимику и жесты.

С помощью этой простой игры дети научатся распознавать различные эмоциональные состояния, научатся понимать чувства другого человека и разовьют чувство эмпатии.

«Определи эмоцию»

Для игры понадобятся карточки с изображением разных эмоций, либо «эмоциональный конструктор». Чтобы сделать эмоциональный конструктор понадобятся небольшие художественные навыки, цветные карандаши и бумага. Из бумаги вырежете пару овалов — это будут лица, нарисуйте и вырежете несколько пар глаз, несколько пар бровей и губ разной формы. Можно также сделать прически, чтобы собирать персонажей разного возраста и пола.

Играть в эту игру можно по-разному. Самый простой вариант — предложить ребенку собрать ту или иную эмоцию. Можно усложнить задачу и предложить ребенку собрать эмоцию, потом показать ее самому, а после этого рассказать о том, что он чувствовал, было ли приятно изображать эту эмоцию или нет. Еще один вариант — почитать ребенку сказку или рассказ. Затем поговорить о тех чувствах, которые испытывали герои, и после этого попытаться отобразить отмеченные эмоции с помощью «эмоционального конструктора»

«Радуга настроений»

Для игры также понадобятся карточки с эмоциями и наборы картинок с персонажами с изображением различных эмоций. В процессе игры ребенку необходимо вытащить карточку с изображением эмоции, определить ее, а затем найти на других карточках персонажа с аналогичным выражением.

С помощью этой игры ребенок также увеличит запас знаний об эмоциях, научится их определять словами и соотносить изображения между собой.

  • «Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зернышко», «Краденое солнце» К.Чуковский — эмоция грусти и печали
  • «Сказка о царе Салтане» А.Пушкин, «Живая шляпа» Н.Носов, «Под грибком» В.Сутеев — эмоция удивления
  • «Что в углу?» А. Кушнир, «Счастливая ошибка» Г.Семенов — эмоция страха
  • «Вот какая мама!» Е.Благинина, «Четыре желания» К.Ушинский — эмоция радости

«Зеркало»

Глядя в зеркало, дети должны увидеть в нём:

  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения6 голова слегка откинута назад. Брови приподняты, на лице улыбка.
  • Удивлённого мальчика, или удивлённую девочку. Выразительные движения: рот закрыт, брови и верхние веки приподняты.

Печального мальчика или печальную девочку. Выразительные движения6 туловище согнуто, брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены

  • Злой мальчик или злая девочка. Выразительные движения: брови сдвинуты, нос сморщен, губы оттопырены.
  • Испугавшийся мальчик или испугавшаяся девочка. Выразительные движения: брови приподняты вверх, глаза расширены, рот открыт как бы для восклицания.
  • Радостного мальчика или радостную девочку. Выразительные движения: голова слегка откинута назад, брови приподняты, на лице улыбка.

«Передай чувства по кругу»

С помощью мимических и пантомимических движений дети стараются передать друг другу заданное взрослым чувство по кругу.

«Тренируем эмоции»

Под руководством педагога дети выполняют мимическую гимнастику.

  • Улыбнись, как Буратино.
  • Удивись, как ребёнок, который увидел волшебный цветок.
  • Испугайся, как заяц увидевший волка.
  • Нахмурься, как осенняя туча.
  • Позлись, как ребёнок, у которого отняли мороженное.
  • Испугайся, как ребёнок, потерявшийся в лесу.

«Свет мой, зеркальце, скажи!»

Вы, наверное, все любите и знаете сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях»? Вспомните слова, которые царевна говорила зеркалу:

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

Поставьте ручку на локоток и посмотрите на ладошку, так как вы смотритесь в зеркальце. Спросите у зеркальца радостно (затем гневно. обиженно и т.д.)

Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

«Танец»

Ребёнок должен выразить в танце какое-либо чувство, например, «радость», «страх», «печаль», «удивление», «счастье», «жалость». Педагог использует музыку разную по характеру, чтобы ребёнку легче было выразить то или иное чувство.

Этюды, упражнения, направленные на развитие эмоций.

«Золотые капельки»

Представьте, что пошёл тёплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. И вот из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Вы подставляете лицо золотым каплям дождя. Как приятен тёплый летний дождь!

Выразительные движения: голова запрокинута. Плечи опущены, нежная улыбка.

«Цветок»

Представьте себе, что все вы превращаетесь в цветочки. Тёплый луч упал на землю и согрел в земле семечки. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнышке, подставляет теплу и свету свои лепестки.

Выразительные движения: присесть на корточки, голову и руки опустить, затем поднять голову, распрямить корпус, встать. Руки медленно поднять в стороны – цветок расцвёл. Мимика6 глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Игры и упражнения, направленные на профилактику чувства обиды.

« Что звучит обидно?

Педагог по очереди бросает мяч каждому участнику и предлагает ответить на вопрос «Что звучит для тебя обидно?». Например, «Для меня обидно когда…дети не делятся игрушками, не здороваются, не берут в игру, когда смеются, когда толкаются» и пр.

Педагог обобщает сказанное всеми детьми и побуждает их к тому, чтобы они не обижали друг друга, относились к окружающим людям уважительно.

«Волшебный стул»

Грустному, обидчивому ребёнку предлагают присесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и добрых слов и адресовать их товарищу.

«Мусорное ведро»

Педагог рассказывает детям о роли мусорного ведра и о том, что чувство обиды, как и мусор, нельзя копить, его надо выбрасывать. Но как это сделать? Можно рассказать о своей обиде в бумажный стаканчик, а затем смять его и выбросить в ведро. А можно нарисовать обиду, разорвать рисунок и так же выбросить в ведро.

Педагог предлагает детям использовать один из понравившихся вариантов, чтобы «выбросить» обиду.

«Тух- тиби-дух»

Все дети становятся в круг. Педагог сообщает по секрету волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее: ребёнок, который обиделся на что –либо, идёт по кругу, останавливается напротив одного из участников, смотрит ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнести волшебные слова: «Тух-тиби-дух!» В ответ на сказанные слова участник игры обидевшемуся приветливо улыбается и жмёт руку.

Водящим может стать любой ребёнок группы, если у него плохое настроение, или он на кого-то обиделся.

«Твой друг плачет»

Один ребёнок лежит на подушке, его обидели и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова.

Упражнение делают все дети по очереди, воспитатель помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

Игры и упражнения, направленные на развитие внимания.

«Дотронься до…»

Педагог громко произносит фразу:»Дотронься до…(и называет какой - нибудь цвет), а затем дети как можно быстрее найти в одежде друг друга найти этот цвет и дотронуться до него. То кто не успел, становится ведущим.

«Раскрась вторую половинку»

Нужно приготовить несколько половинок раскрашенных картинок. И ребёнок должен раскрасить вторую половинку точно так же, как раскрашена первая половинка. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половинку кортики, а затем её раскрасить. Это могут быть бабочка, стрекоза, домик, ёлка и т.д.

Найди отличие»

Детям предлагают внимательно посмотреть на картинку, сравнить предметы и их тени, найти сходства и различия.

«Пожалуйста»

Ведущий занимает положение перед игроками, делает любые движения, обращаясь к игрокам с просьбой повторять за ним. Участники же повторяют в том случае, если ведущий добавляет слово «пожалуйста». Игрок, нарушивший правило, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный.

«Замри»

Включите какую- нибудь танцевальную музыку. Пока она звучи, ребёнок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключаете звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

«Передай сигнал»

Участники становятся в круг, держась за руки. Ведущий просит всех закрыть глаза и передать какой-нибудь сигнал (2 раза пожать руку, поднять руку вверх т.д.) Получивший справа и слева сигнал должен передать его следующему по цепочке. Игра окончена, когда ведущий получает переданный им сигнал. В игре используется принцип «Испорченного телефона».

« Запрещённое движение»

Дети стоят полукругом, Взрослый стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять всои вверх. А остальные движения повторяйте за мной.

Взрослый выполняет различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности соблюдали инструкцию.

«Слушай хлопки»

Дети идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на оной ноге, руки в стороны). Ведущий хлопает два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу. На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Суша – вода»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: «Я буду называть слова. При слове «суша» вы делаете шан вперёд, при слове «вода» - шаг назад». Ведущий начинает быстро называть слова, затем неожиданно говорит: «Берег, море, озеро». Игроки сделавшие шаги, выбывают из игры.

«Картошка, капуста, огурец»

Ведущий занимает положение перед игроками и объявляет задание: « Я буду произносить слова, сопровождая их движениями рук. Когда я скажу слово «капуста», нужно поднять руки ладошками вверх, при слове «картошка» - опустить руки вниз ладошками, при слове «огурец» - руки раздвинуть в стороны по диагонали». Затем ведущий начинает произносить слова, при этом показывая и другие движения. Участникам важно не сбиться. Кто собьётся, выбывает из игры.

«Нос-пол – потолок»

Ведущий называет слова «нос» или «пол» или «потолок». И сам показывает пальцем на пол, нос, потолок (иногда не на то что говорят, чтобы запутать играющих). Участники показывают то, что показывает ведущий. То, кто ошибся, выбывает из игры.

«Четыре стихии»

Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», то все должны опустить руки вниз, если слово 2вода» - вытянуть руки вперёд, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.

«Зеркало»

Перед началом игры проводится разминка. Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его движения. Он демонстрирует лёгкие физические упражнения. А дети воспроизводят его движения.

После этого дети разбиваются на пары, и каждая пара по очереди выступает пред остальными. В каждой паре один совершает какое-- либо действие (например, хлопает в ладоши, или понимает руки, или делает наклон в сторону), а другой как можно точнее пытается воспроизвести его движения, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Все остальные оценивают, на сколько хорошо «работает зеркало». Показателями правильности зеркала являются точность и одновременность движений. Если зеркало искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться, и починить испорченное зеркала. Показав два-три движения, пара детей садится на место, а следующая демонстрирует свою зеркальность.

« Да» и «нет» не говори!

Детям предлагают поиграть в интересную игру. Им необходимо отвечать на вопросы, соблюдая одно условие, не употреблять слова «да» т «нет».

Примерные вопросы для беседы:

Ты девочка? Ты мальчик?

У тебя есть игрушки?

Ты ходишь в детский сад?

Ты далеко живёшь от детского сада?

Ты любишь мороженное?

Ночью солнце светит?

Ты любишь ходить к врачу?

Ты ходишь в школу?

Тебя зовут…(неверное имя)? И т.д.


Игры для развития эмоций

«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО...»
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто...
- любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

21 «ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: „Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?“ Или: „Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?“ Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
- Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
- Помогай друзьям.
- Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
- Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
- Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
- Не завидуй.
- Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
- Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
- Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
- Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: „Мое любимое животное“, „Мой самый
радостный день в прошлом месяце“ и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): - Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
- Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
- Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
- Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
- Почему эти средства понимания мы можем назвать „волшебными“?
- Можем ли мы с вами применять эти „волшебные“ средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
- гнев, злость, -страх,- стыд,
- презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение „волшебных “ средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись „волшебными“ средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию… Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: „Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.“
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет - его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: „Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.“ Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары - обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку - хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую.Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

Приходя в этот мир, маленький ребенок начинает впитывать в себя все, что происходит вокруг, осознавать, подражать. Он развивается, учится ходить, говорить, играть, общаться. Мы стараемся помочь ему в этом: покупаем развивающие игрушки, книжки, используем разные методики. Очень часто, в погоне за интеллектуальным или физическим развитием, мы забываем о развитии эмоциональном. Мы учим складывать и вычитать в 3 года, читать в 4, покупаем всевозможные энциклопедии с большим объемом информации о животных, космосе, обо всем на свете, но забываем объяснить ребенку, как нужно реагировать в той или иной ситуации. Забываем рассказать, что помимо тысячи созвездий на небе, здесь, на земле, вокруг малыша, да и в нем самом, есть масса различных эмоций и чувств. И вот уже к 6-7 годам воспитатели и родители пытаются записать ребенка в разряд "трудных", а он просто не может понять и не умеет выразить свои эмоции. Не знает, как реагировать на эмоции окружающих. И попытка выразить себя приобретает резкие, порой грубые формы.

В младенчестве резкие эмоции, такие как: плач, крик - носят непроизвольный характер и выражают неудобство, которое испытывает ребенок (голод, холод, боль и тд.) Но ребенок растет и учится управлять своими эмоциями. И не только сдерживать, но и воздействовать ими на окружающих или выражать свои переживания. Не дали отнять у соседа по песочнице игрушку? И тут же крик разносится по району. И это уже не просто крик обиды, а еще и крик требования – я хочу, дайте.

Маленькие дети спонтанны в своих эмоциях. Грустно – плачу, радостно - смеюсь, больно - кричу. Они не управляют эмоциями. Скорее эмоции управляют малышами. Плачет соседский малыш – плачу и я… Ребенок не контролирует эмоциональные процессы, именно поэтому, так резки бывают смены настроения. Только что он плакал, а через секунду уже смеется, заметив на ветке воробья. Еще нет осознания чувств и контроля над эмоциями, нет понимания правильности или неправильности происходящего. Все сиюминутное: хочу игрушку - беру, не хочу - брошу.

Американский психолог X. Джайнотт отмечал важную психологическую особенность детей 3-лет: индивидуализм. С его точки зрения, для детей этого возраста совершенно естественно не всегда испытывать чувство стыда за то, что сделал что-то нехорошее: толкнул малыша в песочнице, отобрал игрушку, разрушил куличики. И только постепенно, знакомясь с правилами поведения в обществе, ребенок начинает вести себя в соответствии с этими требованиями.

Как правило, у 5-7 летнего ребенка все эмоциональные проявления уже имеют определенную мотивацию. Если у ребенка резко меняется настроение - надо искать причину. Уже какие-то конкретные события приводят к грусти, печали или радости. В наше время все чаще вспоминают феномен "засушенного сердца" (отсутствия чувств), о котором писал Л.С. Выготский. И это не удивительно. При нынешнем ритме жизни многие родители поддаются искушению включить мультфильмы или посадить ребенка за компьютерную игру вместо того, чтобы вместе почитать, вместе поиграть или просто заняться домашними делами, но, опять же, вместе с ребенком. Отсутствие общения приводит к внутреннему ощущению ненужности, незащищенности и к возникновению различных страхов.

Все больше погружаясь в мир виртуальный, дети перестают общаться. Ведь живое общение, распознавание и передача эмоций требует определенных усилий и знаний. Ребенку, вовремя не получившему эти знания, очень сложно найти контакт со сверстниками.

Общению, взаимодействию с окружающими, реакциям на ту или иную ситуацию ребенок учится непосредственно у окружающих его людей. В первую очередь, у родителей. У самых близких и любимых, кому хочется подражать и чей авторитет не поддается сомнению. Дети перенимают манеры, мимику, подражают интонациям, перенимают оценку событий, людей. Именно поэтому очень важно следить за словами и эмоциями, если рядом растет маленький человечек. Воспитатели, друзья, товарищи по игре - все они тоже служат положительным или отрицательным примерами реакций на окружающий мир. Конечно, немалое значение имеют и образцы поведения сказочных персонажей, с которыми мы знакомим своих детей через книжки , сказки , мультфильмы, спектакли.

Но все-таки, лучше всего учится ребенок в живом общении, а самый интересный и захватывающий способ - это игра. В игре можно смоделировать разные события, предложить ребенку побыть на месте разных персонажей. Объяснить любую ситуацию легко и ненавязчиво. В игре дети учатся контактировать друг с другом, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и учатся понимать других. В игре легко показать, как можно выражать свои эмоции не только словами, но и жестами, мимикой, пантомимикой (выражением через движения человеческого тела), голосом (меняя тембр, интонации, громкость, высоту).

Для развития эмоциональной сферы младших дошкольников можно использовать следующие игры:

1. Тренируем эмоции

Попросите ребенка:

Нахмуриться, как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница. Улыбнуться, как солнце; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо. Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устать, как человек, идущий в гору; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху. Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

2. Рисуем

Варианты этой игры ограничены только вашей фантазией. Для игры вам понадобятся: краски , карандаши , фломастеры , ручки, бумага. Можно попросить ребенка нарисовать свое настроение или настроение какого-нибудь персонажа. Рисунок может быть сюжетный, а может быть и абстрактный. Можно нрисовать, что чувствует ребенок когда видит бабочку или когда устал. Поиграть с цветами отображая разные эмоции и т.п.

3. Колечко

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

4. Зеркало

Ведущий изображает какую-либо эмоцию, а ребенок должен ее повторить и угадать. Например, удивление: рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты. Возможен другой вариант игры: ведущий показывает эмоцию, а ребенок должен показать противоположную. Например: радость - грусть.

5. Угадай эмоцию

Для этой игры вам понадобятся изображеня разных эмоций. Для этого подберите подходящие фотографии или вырезки из журналов. В дальнейшем можно будет перейти на карточки со схематическим изображением эмоций. Детям очень нравятся игры с демонстрационными карточками , поэтому их использование будет создавать дополнительное воздействие.

Пусть ребенок выберет карточку и попытается узнать, отгадать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики или голоса. Если детей несколько, то пусть они попробуют угадать, какую эмоцию он показывает.

6. Найди пару

В эту игру могут играть один или несколько человек. Сначала, подберите картинки с животными с разным выражением мордочек или картинки со схематичным изображением эмоций. Ведущий показывает детям схематичные картинки (или изображает эмоции сам). Дети, в своем наборе карточек, стараются отыскать животное с такой же эмоцией.

7. Что ты чувствуешь?

Для этой игры также можно использовать картинки с разными эмоциями. Ребенок должен выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы и т.д.

8. Испорченный телевизор

Все участники игры, кроме ведущего и первого игрока, закрывают глаза. Ведущий молча показывает какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый игрок, "будит" второго игрока и передает увиденную эмоцию, как он ее понял, но без слов. Далее второй участник "будит" третьего и далее по цепочке. Затем ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошел сбой в передаче информации, или убедиться, что телевизор был полностью исправен.

9. Рассматривание картинки

Для игры пригодятся сюжетные картинки с изображением различных настроений. Задача ребенка: соотнести, что делает тот или иной персонаж на картинке и что он при этом чувствует.

Помимо игр с карточками и картинками, можно предложить детям разыграть различные мини-сценки . Расскажите ребенку краткий сюжет и пусть он попробует его "актерски" обыграть. Сюжеты могут быть самыми разными, как на основе сказок и историй, знакомых вашему малышу, так и придуманными прямо "на ходу".

"Баба-Яга" . Выражение гнева. "Баба-Яга, костяная нога, поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает".

"Фокус" . Выражение удивления. "Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана вылетел голубь".

"Лисичка подслушивает" . Выражение интереса. "Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает".

Но детей надо учить не только общаться, но и учить их эмоционально расслабляться, сбрасывать напряжение. Ведь постоянное сознательное подавление эмоций ведет к перенапряжению не только нервной системы, но и определенных групп мышц. О влиянии чувственных переживаний на мышечную усталось указывал в своих исследованиях еще русский физиолог В.М.Сеченов. На этой же тесной связи эмоциональных переживаний и мышечных напряжений построены принципы телесно-ориентированной терапии.

1. Игра "Прогони злость"

Ведущий: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

2. Игра "Разная поступь"

Ребенку предлагают изобразить поступь людей и животных, например походить: как старый человек, как малыш, как котенок, как лев, как клоун и т. п. Варианты поступи он может придумать и сам. Другие дети по демонстрируемой поступи пытаются угадать, кто именно изображается. Это упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.

4. Игра "Волшебный сон"

Дети будто засыпают "волшебным сном": каждому может "присниться" все, что он захочет. Во время "сна" рекомендуется использовать спокойную тихую музыку. После "пробуждения" дети рассказывают и показывают свои "сновидения". Упражнение способствует снятию эмоционального напряжения.

5. Игра "Насос и мяч"

Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч пустой). Второй игрок начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком "с". Услышав звук "с", первый игрок вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях. На втором "с" выпрямилось туловище, после третьего у "мяча" поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ "выдергивает" шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух: "ш-ш-ш...". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. После чего игроки меняются ролями.

6. Игра "Кулачок"

Игроки сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох медленно с усилием сжимают кулак. Затем делают вдох, ослабляя сжатие кулака. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Можно представить, будто выжимаете сок из лимона. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

Вы можете придумать и свои игры. Главное чтобы это было интересно вам и вашему ребенку.