Как помочь ребенку полюбить чтение. Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению трудности понимания прочитанного


Как помочь маленькому ребенку подружиться с книгой и полюбить сам процесс чтения? Начните с поэзии, которая нравится вам!

Почти все родители, во всяком случае большинство из них, хотят, чтобы их дети любили читать. Потому что это считается очень полезным. Однако читающих детей в нашей стране становится все меньше. Особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что следует делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать. Это понимают абсолютно все мамы и папы. Многие взрослые и в самом деле покупают своему ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают их ему, а результат вопреки ожиданиям почему-то равен нулю. Отчего так получается? Есть несколько причин.

1. Родители часто читают своим детям то, что им самим вовсе не кажется интересным.

Понятно: это же совсем маленький ребенок. Что ему прикажете читать? То, что для таких несмышленышей предназначено. Приведу всего один типичный пример – стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей. Имя автора не называю: это не так важно (поверьте, подобные „поэтические шедевры” буквально у всех авторов совершенно одинаковые). Итак, „Улитка”.

Улитка устала.

Труден был путь.

Тяжел ее домик-ракушка.

Улитка устала.

Пора отдохнуть

На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,

Сыграть в домино или шашки.

А можно еще телевизор включить –

Смотреть целый вечер мультяшки.

Почему это – для детей? Потому что про улитку. Считается, что для ребятишек надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и откровенно скучно. Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит, ребенку может понравиться. Ничего подобного! Так что запомните первую заповедь стихового воспитания: читать детям надо только то, что нравится ВАМ САМИМ.

2. Родители часто думают, что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают.

Разумеется, речь идет об элементарном понимании слов и предложений: их значения и смысла – а не о каком-то „понимании поэзии”. Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны, то есть самые примитивные и опять же „детские”. А во-вторых, не просто читают, а все ребенку растолковывают – как на уроке в школе. На самом же деле, как это ни странно, понимание не имеет особого значения. Главное – не понимание, а эмоциональное проживание стихотворения.

Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы воспитания на стихах в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе этой статьи) читал своим совсем маленьким детям отнюдь не детские стихи. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, вспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского „Пироскаф”:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны.

Вот над кормою стал капитан:

Визгнул свисток его.

Братствуя с паром,

Ветру наш парус раздался недаром:

Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Это он читал, катая детей в лодке по морю. Понятно, что сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям и что им оно очень понравится при этом. Однако было именно так. Причем Чуковский ничего детям не объяснял. Он просто читал стихотворение, передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали: не слова, а эмоции.

3. Многие родители читают своим детям исключительно прозу.

Им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек, а читать стихи надо все-таки уметь. И вот именно они-то и не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят. На самом деле, если человек хорошо читает стихи, то это, конечно, помогает увлечь ими и ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи, это не помеха. Важно не умение, а увлечение. Именно увлеченность взрослого заражает малыша. А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.

Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. „Не-е, не люблю!” – ответил Вовочка. „И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?” – поинтересовалась учительница. „Так я его не слушаю. Я же сказал: я его не люблю!” – логично ответствовал Вовочка. Он ни одной вещи Бетховена не слышал – и поэтому его „не любит”. Так и многие взрослые: никогда не прочли ни одного стихотворения просто из интереса, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе по заданию учителя литературы. Потому их и „не любят”.

На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать. Тем более чтение стихов не требует много сил и времени. И если вам что-то нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это пока малопонятно для него. Важно, чтобы эмоции, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4. Многие думают, что все без исключения стихи несут некую информацию. И именно ее надо донести до ребенка.

Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах, журналах и подобного рода изданиях. А у поэзии совсем иная роль.

Возьмем стихотворение „Веселый гном” Жени Усовича (автор стихотворения сам еще школьник):

В ветхом домике без печки

Жил веселый старичок.

Кипятил он чай на свечке,

Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,

Одуванчики солил

И под вечер на оконце

Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,

Чтоб латать себе штаны.

Вместо зеркала на полку

Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки

Бородою подметал.

То, что падало, в лукошко

Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти

Сеял дома, под окном:

Чтобы знали все на свете,

Где живет веселый гном!

Почему это нравится детям? Даже трехлеткам понятно, что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это забавно и интересно.

Ритм и мелодика. К сожалению, многим взрослым непонятна специфика поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное: между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.

Содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. Дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Корней Чуковский. Некоторые детские „стихи” (самими малышами сочиненные) он называл „экикики”, потому что они бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.

Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие „экикики”, явно получая от этого большое удовольствие. Таким образом ребенок сам себя воспитывает: прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Не отдавайте дело в чужие руки.

Родителям достаточно соблюдать несколько простых правил.

Читайте малышу только то, что вам нравится.

Ничего не объясняйте, не растолковывайте: важно, чтобы ребенок эмоционально прожил стихотворение, а остальное значения не имеет.

Старайтесь читать так, чтобы показать свою увлеченность. Демонстрируйте, что вам нравится это стихотворение, заражайте сына или дочь своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение.

Если ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл – не обращайте внимания: важно, чтобы малышу было интересно.

Не обязательно читать детям только те стихи, которые написаны специально для них. Если это написано именно для детей, не обязательно должно им нравиться. Читайте все, что, по вашему мнению, ребенок может эмоционально воспринять.

Делайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически. Лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпрепровождение.

Не стоит рассчитывать, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог. То, что читает мама, и то, что читает чужой человек, – далеко не одно и то же. Стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые именно с маминого голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Чаще читайте детям»

Как помочь маленькому ребенку подружиться с книгой и полюбить сам процесс чтения? Начните с поэзии, которая нравится вам!

Почти все родители, во всяком случае большинство из них, хотят, чтобы их дети любили читать. Потому что это считается очень полезным. Однако читающих детей в нашей стране становится все меньше. Особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что следует делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать. Это понимают абсолютно все мамы и папы. Многие взрослые и в самом деле покупают своему ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают их ему, а результат вопреки ожиданиям почему-то равен нулю. Отчего так получается? Есть несколько причин.

1. Родители часто читают своим детям то, что им самим вовсе не кажется интересным.

Понятно: это же совсем маленький ребенок. Что ему прикажете читать? То, что для таких несмышленышей предназначено. Приведу всего один типичный пример – стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей. Имя автора не называю: это не так важно (поверьте, подобные „поэтические шедевры” буквально у всех авторов совершенно одинаковые). Итак, „Улитка”.

Улитка устала.

Труден был путь.

Тяжел ее домик-ракушка.

Улитка устала.

Пора отдохнуть

На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,

Сыграть в домино или шашки.

А можно еще телевизор включить –

Смотреть целый вечер мультяшки.

Почему это – для детей? Потому что про улитку. Считается, что для ребятишек надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и откровенно скучно. Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит, ребенку может понравиться. Ничего подобного! Так что запомните первую заповедь стихового воспитания: читать детям надо только то, что нравится ВАМ САМИМ.

2. Родители часто думают, что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают.

Разумеется, речь идет об элементарном понимании слов и предложений: их значения и смысла – а не о каком-то „понимании поэзии”. Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны, то есть самые примитивные и опять же „детские”. А во-вторых, не просто читают, а все ребенку растолковывают – как на уроке в школе. На самом же деле, как это ни странно, понимание не имеет особого значения. Главное – не понимание, а эмоциональное проживание стихотворения.

Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы воспитания на стихах в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе этой статьи) читал своим совсем маленьким детям отнюдь не детские стихи. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, вспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского „Пироскаф”:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны.

Вот над кормою стал капитан:

Визгнул свисток его.

Братствуя с паром,

Ветру наш парус раздался недаром:

Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Это он читал, катая детей в лодке по морю. Понятно, что сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям и что им оно очень понравится при этом. Однако было именно так. Причем Чуковский ничего детям не объяснял. Он просто читал стихотворение, передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали: не слова, а эмоции.

3. Многие родители читают своим детям исключительно прозу.

Им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек, а читать стихи надо все-таки уметь. И вот именно они-то и не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят. На самом деле, если человек хорошо читает стихи, то это, конечно, помогает увлечь ими и ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи, это не помеха. Важно не умение, а увлечение. Именно увлеченность взрослого заражает малыша. А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.

Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. „Не-е, не люблю!” – ответил Вовочка. „И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?” – поинтересовалась учительница. „Так я его не слушаю. Я же сказал: я его не люблю!” – логично ответствовал Вовочка. Он ни одной вещи Бетховена не слышал – и поэтому его „не любит”. Так и многие взрослые: никогда не прочли ни одного стихотворения просто из интереса, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе по заданию учителя литературы. Потому их и „не любят”.

На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать. Тем более чтение стихов не требует много сил и времени. И если вам что-то нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это пока малопонятно для него. Важно, чтобы эмоции, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4. Многие думают, что все без исключения стихи несут некую информацию. И именно ее надо донести до ребенка.

Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах, журналах и подобного рода изданиях. А у поэзии совсем иная роль.

Возьмем стихотворение „Веселый гном” Жени Усовича (автор стихотворения сам еще школьник):

В ветхом домике без печки

Жил веселый старичок.

Кипятил он чай на свечке,

Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,

Одуванчики солил

И под вечер на оконце

Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,

Чтоб латать себе штаны.

Вместо зеркала на полку

Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки

Бородою подметал.

То, что падало, в лукошко

Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти

Сеял дома, под окном:

Чтобы знали все на свете,

Где живет веселый гном!

Почему это нравится детям? Даже трехлеткам понятно, что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это забавно и интересно.

Ритм и мелодика. К сожалению, многим взрослым непонятна специфика поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное: между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.

Содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. Дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Корней Чуковский. Некоторые детские „стихи” (самими малышами сочиненные) он называл „экикики”, потому что они бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.

Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие „экикики”, явно получая от этого большое удовольствие. Таким образом ребенок сам себя воспитывает: прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Не отдавайте дело в чужие руки.

Родителям достаточно соблюдать несколько простых правил.

Ч итайте малышу только то, что вам нравится.

Н ичего не объясняйте, не растолковывайте: важно, чтобы ребенок эмоционально прожил стихотворение, а остальное значения не имеет.

С тарайтесь читать так, чтобы показать свою увлеченность. Демонстрируйте, что вам нравится это стихотворение, заражайте сына или дочь своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение.

Е сли ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл – не обращайте внимания: важно, чтобы малышу было интересно.

Н е обязательно читать детям только те стихи, которые написаны специально для них. Если это написано именно для детей, не обязательно должно им нравиться. Читайте все, что, по вашему мнению, ребенок может эмоционально воспринять.

Д елайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически. Лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпрепровождение.

Н е стоит рассчитывать, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог. То, что читает мама, и то, что читает чужой человек, – далеко не одно и то же. Стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые именно с маминого голоса.


Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребенком не менее 10–15 минут в день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

5. Беседуйте о том, чему учит книга, что нового ребенок узнал.

6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Памятка для детей

1. При знакомстве с новой книгой рассмотри сначала обложку, прочитай фамилию и инициалы автора, название книги.

2. Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.

3. Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.

4. Читай вслух бегло – произнося первый слог, смотри на второй.

5. Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.

6. Читай книгу постепенно, по страницам, по главам.

7. Помни: хорошая книга – твой лучший друг.

Обучающиеся 1 класса чаще всего допускают следующие ошибки при чтении:

*побуквенное чтение

*искажения (перестановки, вставки, пропуски)

* ошибки при чтении по догадке

* трудности понимания прочитанного

Трудности обучения письму и чтению медлительных детей

Уважаемые родители! К сожалению, школьные трудности медлительных детей часто остаются без внимания взрослых. А эти трудности начинаются с первых дней обучения и уже к концу 1 класса нарастают. Вы должны знать, что медлительность - не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности. Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. Торопить и подгонять такого ребенка не только бесполезно, но и вредно.

Основным критерием успешности формирования, например, навыка чтения не может быть скорость чтения, так как чтение вслух требует фиксированного внимания к произношению слов, а трудность быстрого произнесения заслоняет смысл слова, теряет связь слов, понимание текста. С этой особенностью медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.

1.Дома, до школы не ругать за медлительность, т.к. это особенность человека, его нервной системы, и медлительного ребенка нельзя заставить выполнить задание быстрее.

2.Продумать и организовать домашние дела ребенка равномерно на все дни рабочей недели.

3. Общаться с ребенком не в быстром, а в медленном темпе.

4.Наблюдать за ребенком в школе в начале обучения, т.к. трудности могут возникнуть не сразу.(Во втором полугодии после окончания букварного периода в1 классе увеличивается темп и объем работ, и трудности могут появиться внезапно).

5. Продленка не для медлительных детей, т.к. все нагрузки для них утомительны. После школы ребенку лучше быть в спокойной обстановке.

6. Дозировать объем домашних или дополнительных индивидуальных заданий, т.к. медлительные дети не могут программировать свое действие, составить его план, имеют задержки моторного развития, не позволяющие им контролировать свои движения и управлять ими; не могут успеть воспринять информацию и успеть переключиться с предыдущей деятельности.

Трудности обучения письму и чтению гиперактивных детей.

Трудности обучения чтению и письму встречаются и у гиперактивных детей. Гиперактивность - это повышенная, чрезмерная активность, и с ней связаны серьезные проблемы- нарушения поведения и трудности в обучении. Чаще всего гиперактивность сочетается с трудностями концентрации внимания и импульсивностью. Такое сочетание и дает определение- «нарушение поведения».

Но и педагоги, и родители должны знать, что этот комплекс поведенческих реакций выделяется специалистами как специфическое нарушение психического здоровья- «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Что это значит? Это значит, что ребенок « НЕ НЕ ХОЧЕТ, а НЕ МОЖЕТ изменить свое поведение по желанию взрослых» . Поэтому к такому ребенку необходим определенный подход, а иногда и лечение, помогающее справиться с проблемами.

Внимание родителей должны привлечь симптомы невнимательности, гиперактивности и импульсивности.

Симптомы невнимательности

Симптомы гиперактивности

Симптомы импульсивности

Недостаточно внимателен к деталям

С трудом удерживает внимание

Как бы не слушает говорящего

Не может довести дело до конца

С трудом организует свою деятельность

Избегает выполнение задания

Теряет предметы

Отвлекается на внешние раздражители

Все забывает

Дрыгает руками или ногами, крутится

Не может усидеть на месте, когда это требуется

Чрезмерно разговорчив

Носится и лезет куда- либо, когда это не разрешается

С трудом может тихо играть

Всегда «заведен», «как будто внутри мотор»

Выпаливает ответы

Чрезмерно разговорчив, с трудом дожидается своей очереди

Прерывает других, вмешивается в чужой разговор

Подсказки для родителей

ДА и НЕТ родителей

ДА

· Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

· Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

· Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

· Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

· Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

· Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

· Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

· Дарите ребёнку книги.

· Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

· Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

· Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ

· Не заставляйте читать насильно.

· Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она вас об этом не попросит.

· Не заставляйте читать слишком трудные книги.

· Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

· Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

· Не критикуйте ребёнка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

· Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

· Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

· Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения - читать <что-то> лучше, чем ничего не читать.

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

· Найдите спокойное место.

· Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

· Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

· Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

· Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.

· Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним <Дневник чтения>, занося туда любимые книги.


1.Прочитай текст внимательно.


2.Заметь трудные слова и выражения.

Валерия Попова
Памятка для родителей «Чаще читайте детям»

Как помочь маленькому ребенку подружиться с книгой и полюбить сам процесс чтения? Начните с поэзии, которая нравится вам!

Почти все родители , во всяком случае большинство из них, хотят, чтобы их дети любили читать . Потому что это считается очень полезным . Однако читающих детей в нашей стране становится все меньше. Особенно быстро теряет популярность поэзия. Между тем именно стихи могут помочь ребенку полюбить чтение.

Что следует делать, чтобы малыш полюбил стихи? Во-первых, нужно ему их читать . Это понимают абсолютно все мамы и папы. Многие взрослые и в самом деле покупают своему ребенку многочисленные яркие книжки, старательно читают их ему , а результат вопреки ожиданиям почему-то равен нулю. Отчего так получается? Есть несколько причин.

1. Родители часто читают своим детям то , что им самим вовсе не кажется интересным.

Понятно : это же совсем маленький ребенок. Что ему прикажете читать ? То, что для таких несмышленышей предназначено. Приведу всего один типичный пример – стишок из красочной, отлично иллюстрированной книжки для детей. Имя автора не называю : это не так важно (поверьте, подобные „поэтические шедевры” буквально у всех авторов совершенно одинаковые). Итак, „Улитка”.

Улитка устала.

Труден был путь.

Тяжел ее домик-ракушка.

Улитка устала.

Пора отдохнуть

На мягкой пуховой подушке.

А можно чаю с вареньем попить,

Сыграть в домино или шашки.

А можно еще телевизор включить –

Смотреть целый вечер мультяшки.

Почему это – для детей? Потому что про улитку. Считается , что для ребятишек надо писать о зайчиках, белочках, улиточках. Умильно, бессмысленно и откровенно скучно. Понятно, что самому взрослому человеку это тоже скучно. Но он верит, что раз это для детей издано, значит, ребенку может понравиться. Ничего подобного! Так что запомните первую заповедь стихового воспитания : читать детям надо только то , что нравится ВАМ САМИМ.

2. Родители часто думают , что главное – это ПОНИМАНИЕ ребенком того, что они читают .

Разумеется, речь идет об элементарном понимании слов и предложений : их значения и смысла – а не о каком-то „понимании поэзии”. Поэтому, во-первых, выбирают такие стихи, которые, по их мнению, детям понятны , то есть самые примитивные и опять же „детские”. А во-вторых, не просто читают , а все ребенку растолковывают – как на уроке в школе. На самом же деле, как это ни странно, понимание не имеет особого значения. Главное – не понимание, а эмоциональное проживание стихотворения.

Известно, что Корней Чуковский (именно он разработал основы воспитания на стихах в раннем детстве, и именно его взгляды лежат в основе этой статьи) читал своим совсем маленьким детям отнюдь не детские стихи. Так, например, его дочь, Лидия Корнеевна Чуковская, вспоминала, как отец читал им стихотворение Баратынского „Пироскаф”:

Дикою, грозною ласкою полны,

Бьют в наш корабль средиземные волны.

Вот над кормою стал капитан :

Визгнул свисток его.

Братствуя с паром,

Ветру наш парус раздался недаром :

Пенясь, глубоко вздохнул океан!

Это он читал , катая детей в лодке по морю. Понятно, что сам Баратынский очень удивился бы, если бы узнал, что это стихотворение можно читать маленьким детям и что им оно очень понравится при этом. Однако было именно так. Причем Чуковский ничего детям не объяснял . Он просто читал стихотворение , передавая голосом восторг человека, который влюблен в море, который отправился в долгожданное плавание. И дети понимали : не слова, а эмоции.

3. Многие родители читают своим детям исключительно прозу .

Им кажется, что прозаические тексты может читать любой человек , а читать стихи надо все-таки уметь. И вот именно они-то и не умеют. К тому же они убеждены, что стихи вообще не любят. На самом деле, если человек хорошо читает стихи , то это, конечно, помогает увлечь ими и ребенка. Но если вы совсем не умеете читать стихи , это не помеха. Важно не умение, а увлечение. Именно увлеченность взрослого заражает малыша. А что касается нелюбви к стихам, то все, что мы теперь любим, когда-то нам было неизвестно – и мы этого не любили. Стихи полюбить можно. Большинство тех, кто уверен в своей нелюбви к стихам, к сожалению, подобны герою известной серии анекдотов – мальчику Вовочке.

Как-то учительница музыки спросила Вовочку, любит ли он Бетховена. „Не-е, не люблю!” – ответил Вовочка. „И какие же произведения Бетховена тебе не нравятся?” – поинтересовалась учительница. „Так я его не слушаю. Я же сказал : я его не люблю!” – логично ответствовал Вовочка. Он ни одной вещи Бетховена не слышал – и поэтому его „не любит”. Так и многие взрослые : никогда не прочли ни одного стихотворения просто из интереса, для себя. Стихи они читали и заучивали в школе по заданию учителя литературы. Потому их и „не любят”.

На самом же деле всякий нормальный человек может какие-то отдельные стихи любить, а какие-то другие ему не понравятся. Просто надо их читать . Тем более чтение стихов не требует много сил и времени. И если вам что-то нравится, то можно это и малышу прочесть. Даже если это пока малопонятно для него. Важно, чтобы эмоции, которые передает стихотворение, были переданы при чтении, чтобы ребенок их почувствовал – и тогда все будет хорошо.

4. Многие думают, что все без исключения стихи несут некую информацию. И именно ее надо донести до ребенка.

Ничего подобного! Информацию несут учебники, статьи в газетах, журналах и подобного рода изданиях. А у поэзии совсем иная роль.

Возьмем стихотворение „Веселый гном” Жени Усовича (автор стихотворения сам еще школьник) :

В ветхом домике без печки

Жил веселый старичок.

Кипятил он чай на свечке,

Заварив травы пучок.

Жарил ягоды на солнце,

Одуванчики солил

И под вечер на оконце

Комаров чайком поил.

На сосне искал иголку,

Чтоб латать себе штаны.

Вместо зеркала на полку

Ставил краешек луны.

Ночью звездные дорожки

Бородою подметал.

То, что падало, в лукошко

Осторожно собирал.

Ну а утром звезды эти

Сеял дома, под окном :

Чтобы знали все на свете,

Где живет веселый гном!

Почему это нравится детям ? Даже трехлеткам понятно, что это шутка. Не может никто подметать небо бородой. Это забавно и интересно.

Ритм и мелодика. К сожалению, многим взрослым непонятна специфика поэзии. Дело в том, что поэзия – искусство пограничное : между музыкой и литературой. Иногда – ближе к музыке.

Содержание в стихах выражается в значительной мере РИТМОМ и МЕЛОДИЕЙ – независимо от слов. Дети как раз особо чувствительны именно к ритму и мелодике стиха. Это отмечает опять же Корней Чуковский. Некоторые детские „стихи” (самими малышами сочиненные) он называл „экикики”, потому что они бессмысленны, но ритм в них есть. И вот малыша привлекает именно этот ритм.

Некоторые маленькие дети способны часами громко повторять такие „экикики”, явно получая от этого большое удовольствие. Таким образом ребенок сам себя воспитывает : прививает себе любовь к поэзии. Но взрослых это часто почему-то раздражает.

Если вы действительно хотите, чтобы ваш малыш полюбил чтение, начинайте со стихов. Любой маленький ребенок способен их полюбить. И добиться этого несложно. Не отдавайте дело в чужие руки.

Родителям достаточно соблюдать несколько простых правил.

Читайте малышу только то , что вам нравится.

Ничего не объясняйте, не растолковывайте : важно, чтобы ребенок эмоционально прожил стихотворение, а остальное значения не имеет.

Старайтесь читать так , чтобы показать свою увлеченность. Демонстрируйте, что вам нравится это стихотворение, заражайте сына или дочь своим увлечением, покажите, что стихи – это весело и интересно, что они поднимают настроение.

Если ребенок, как вам кажется, ничего не понял, не может пересказать стихотворение, искажает его смысл – не обращайте внимания : важно, чтобы малышу было интересно.

Не обязательно читать детям только те стихи , которые написаны специально для них. Если это написано именно для детей, не обязательно должно им нравиться. Читайте все , что, по вашему мнению, ребенок может эмоционально воспринять.

Делайте это достаточно регулярно, но не в виде уроков, не дидактически. Лучше, если это будет выглядеть просто как общение, как приятное совместное времяпрепровождение.

Не стоит рассчитывать, что увлечь вашего ребенка чтением может какой-то наемный педагог. То, что читает мама , и то, что читает чужой человек , – далеко не одно и то же. Стихотворение может понравиться малышу уже потому, что он его услышал впервые именно с маминого голоса.

Памятка для родителей по поддержанию в детях интереса к чтению:

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста.

3. Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться их фондом.

4. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

5. Выделите дома специальное место для чтения (уютный уголок) .

6. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

7. В доме должна быть детская библиотека.

8. Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты о своём городе.

9. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их детям.

10. Пусть дети сами придумывают продолжения к любимым книгам и историям.

11. Устройте вечер, посвящённый любимым книгам.

12. Просите детей нарисовать иллюстрацию к понравившемуся произведению.

13. На видном месте дома повесьте список, где будет отражён прогресс ребёнка в чтении (сколько книг прочитано и за какой период) .

14. Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.

15. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах.

16. Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить их спать.

17. Просите детей советовать другим детям, что почитать.

18. Подарите ребёнку энциклопедию для увлекательного чтения.

19. Рассматривайте обложки книг перед их чтением.

20. Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас никто не беспокоил.


Подарите внимание в этот момент только своим детям!

Памятка для родителей.

1. Чаще читайте своим детям вслух. Не прекращайте чтения вслух даже когда ребёнок начинает читать сам. Помните, что чтение для школьников – это, прежде всего, общение с родителями.

2. Дарите ребёнку книги. Приучайте бережно относиться к книге.

3. Подбирайте в домашнюю библиотеку адекватные возрасту и содержательные книги, чтобы они были понятны и интересны ребёнку. Не спешите с приобретение новых книг, пока не исчерпано содержание тех, которые уже есть у ребёнка.

4. Разрешайте ребёнку самому выбирать из домашней библиотеки книгу для совместного чтения. Обсуждайте прочитанное.

5. Сделайте процесс начального приобщения к чтению занимательным, игровым. Сочиняйте с ребёнком собственные истории и сказки, мастерите по ним маленькие книжки с рисунками – иллюстрациями.

6. Выбирая между телевизором, компьютером и книгой отдавайте предпочтение книге.

7. Читайте сами, показывая ребёнку пример. Если вы любите читать, то возможно, однажды и ваш ребёнок возьмёт в руки книгу сам.

Памятка для родителей.

1. Читайте с ребёнком вслух не менее 15минут каждый день.

2. Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

3. Во время чтения выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

4. Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит эта книга, что нового ребёнок узнал.

5. Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги.

6. Предлагайте ребёнку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Наполните день ребенку потешками, прибаутками, приговорками;
Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом;
Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду;
Каждый вечер читайте своему ребенку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить уход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
Если ребенок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение « с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребенку очень хочется узнать, что же произойдет дальше с любимыми героями.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ

Не делать в книге пометок, подписей, рисунков;
Не читать во время еды;
Не загибать листы пользоваться закладкой;
Класть книгу только на чистый стол;
Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте;
Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим книгам».

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННУЮ КНИГУ

Объясните перед чтением или во время его трудные слова;
Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
Что нового интересного узнал?
Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения;
Как описана природа?
Какие слова и выражения запомнились?
Чему научила книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.


Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Это особенно важно, когда речь идет об объемных произведениях, которые за один вечер прочитать невозможно.
В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Иногда сложной бывает сама сюжетная линия, которую тоже необходимо раскрыть. То, насколько ребенок понял прочитанное, легко определяется при попытке пересказать текст или ответить на вопросы. Особенно на следующий день. Он должен вспомнить, о чем читали вчера, и ждать не просто вечернего ритуала чтения, а продолжения конкретной книги.
Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после чего они начинают отвлекаться и перестают внимательно слушать.
Не рекомендую внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но, в общем, цель не будет достигнута, а время потрачено впустую.

Если ребенок не хочет слушать

Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.
Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Книги, о которых говорилось в статье – классика детской литературы. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут не менее замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств и , читайте отзывы, и, возможно, так у вашего ребенка появятся новые любимые книжки.
Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты.

Первые книги должны быть литературой самой высокой пробы. Найдите собрание «Библиотеки мировой литературы для детей», посоветуйтесь с библиотекарями или просто ориентируйтесь на свой вкус: со времен вашего детства мало что изменилось, читайте ребенку книги, которые вам самому нравились в детстве. Что читать от 3 до 6 лет. Всевозможные сказки и сказочные истории, лучше народные – авторские сказки не всегда однозначно воспринимаются ребенком. Но проверенные временем произведения, конечно же, будут только на пользу. Это русские (и прочие) народные сказки, сказки Пушкина, «Конек-Горбунок» П. Ершова, сказки Шарля Перро «Золушка» и «Красная Шапочка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Винни-Пух», «Сказки дядюшки Римуса», «Маугли» (и сказки Киплинга для маленьких), «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинный чулок». Книги про Чиполлино и про Буратино, Незнайку и его друзей, Муми-тролля. Это «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева и т. д. Это русские былины и античные мифы в переложении для детей. Библейские сказания, также адаптированные для ребят.
В более взрослом возрасте, когда ребенок идет в школу, происходит знакомство с классикой – русской и зарубежной. Замечательно, если он читает эти книги не только в соответствии со школьной программой или , но и ради удовольствия. Ведь запоминается именно то, что мы читали по доброй воле, а не принудительно. А без этих книг в будет что-то безвозвратно упущено. Сказочные истории в этом возрасте тоже никуда не деваются: ребенок еще находится в том счастливом состоянии, когда продолжает верить в чудеса.


Памятка для родителей

Ходите с ребёнком в детскую библиотеку,

Чтобы вернуться в мир своего детства и вновь переждать радость встречи с героями любимых книг.

Чтобы от души насладиться мастерством детских писателей.

Чтобы образы детской литературы помогли вам лучше понять вашего ребёнка.

Чтобы найти своему ребёнку книги по душе.

Чтобы чтение укрепляло ваш духовный контакт с ребёнком.

Родители, посещайте детскую библиотеку,

Чтобы следить за новинками и иметь представление о для детей.

Чтобы открыть для себя новые темы и имена в детской литературе.

Чтобы найти книги на те темы, на которые раньше для детей не писали.

Чтобы не упустить ни одного интересного издания.

Чтобы знать лучших писателей и художников книги.

Чтобы знание книг укрепило ваш родительский .

Чтобы ваш ребёнок дорожил вашими советами о чтении.

Приходите в библиотеку за детскими книгами,

Чтобы убедиться в том, что книги для детей очень интересны и разнообразны.

Чтобы удостовериться в том, что для каждого члена семьи в библиотеке найдётся книга по вкусу.

Чтобы найти именно те книги, которые с удовольствием прочтёт вся семья.

Чтобы чтение вслух стало любимым семейным занятием.

Чтобы семейные чтения укрепили отношения детей и родителей.

Чтобы развить читательские навыки своего ребёнка.

Чтобы ваши внуки были благодарны вам за то, что получили от вас в наследие чудесный дар – талант читателя!

Ходите в библиотеку, чтобы помочь своему ребёнку в учёбе

(Для родителей будущих школьников)

Чтобы получить представления о тех изданиях, которые могут быть полезны вашему ребёнку в школе.

Чтобы подобрать литературу, которая поможет грамотно подготовить ребёнка к поступлению в первый класс.

Чтобы найти то издание, которое объяснит, почему у ребёнка возникли трудности в учёбе.

Чтобы взять на заметку те книги, которые помогут выйти за узкие рамки программы, расширить и углубить знания.

Чтобы подобрать книги для чтения в каникулы.

Чтобы затраченные на работу с книгой усилия принесли хорошие плоды – прекрасное образование и успех в жизни!

Библиотека нужна вам,

Чтобы подготовиться к роли родителей, когда вы ожидаете ребёнка – в библиотеке есть книги о воспитании.

Чтобы освоиться в библиотеке до того, как вы придёте туда вместе со своим ребёнком.

Чтобы знать всё о библиотеке, в которой ваш ребёнок будет проводить время, когда станет её читателем.

Чтобы дать своему ребёнку хорошие советы о чтении и быть для него настоящим авторитетом.

Чтобы помочь своему ребёнку стать хорошим читателем.

«Подсказки для родителей»

(информация в каждую группу, в педагогические рекомендации для родителей)

(«ДА» и «НЕТ»)

    Как можно чаще читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером). Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице). Читайте сами, показывая пример своему ребенку. Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения. Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку. Дарите ребенку книги. Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзь­ям, знакомым. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением. Всегда хвалите ребенка, если он/она читает.
    Не заставляйте читать насильно. Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит. Не заставляйте читать слишком трудные книги. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении. Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей. Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами. Никогда не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать.

Будем надеяться, что наши консультации, беседы и памятки помогут нашим родителям принять правильное решение, которое благотворительно отразиться на воспитании детей.

А вам, уважаемые коллеги, спасибо за ваше внимание!

Читаем всей семьей (родителям о детском чтении).

На книжных прилавках никогда не было такого изобилия и разнообразия детских книг, как в последние годы. Тут и русская классика, и зарубежная, произведения современных авторов, сказки и приключения, детективы и фантастика. Огромный выбор того, что можно почитать детям или предложить им для самостоятельного чтения.


Важно, при этом, не забывать о том, какое огромное влияние оказывает художественная книга на душу ребенка. Далеко не всегда влияние это бывает положительным. Книга может подарить радость жизни, а может ввергнуть во мрак безысходности, может научить и мужеству.

Пока дети малы - выбор за вами. Сделать его не только ваше право, но и обязанность. Но и когда они подрастут, не оставайтесь в стороне, ваши подсказки очень нужны и важны. Ведь никто не знает вашего ребенка лучше вас: его особенности, интересы, устремления.

Пусть книги, отобранные в круг чтения ваших детей, принесут им только большую пользу и большую радость.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РУКОВОДСТВУ ДЕТСКИМ ЧТЕНИЕМ

* Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

* Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.

*Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга у него в руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.

* Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову, как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги - яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

* Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель , а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, зачитывайте отрывки, делитесь впечатлениями о прочитанном. Ваш пример будет заразительным для детей.

* Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и талантливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, даже если он что-то понял не так, как вам этого хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевные беседы, и это согреет его сердце.

* Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем о выборе книг ребенку. Доверьтесь его рекомендации как специалиста.

* Читая книги, нужные сегодня, не следует забывать и о прошлом опыте чтения: домашняя библиотека тем и хороша, что в любую минуту можно взять книгу с полки и перечитать ее целиком или в отрывках, вспомнить, как она появилась в вашем доме.