Коррекционные занятия психолога с ребенком аутистом. Рабочая программа для занятий с ребёнком аутистом. Детский аутизм — начало всех начал
Утверждаю »
Директор МБОУ БГО СОШ №6
Каверин В.В.
Программа коррекционных занятий для детей с ранним детским аутизмом
Педагог-психолог:__________Евсеева Н.И.
Пояснительная записка
Искаженное развитие - это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos - сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
Недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей - аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Актуальность программы:
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий, стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
Цели программы:
Преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Задачи программы :
Обучающие:
Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
Формирование социально -приемлемого поведения;
Обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого человека;
Обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;
Развивающие:
Развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления
;
Развитие речи;
Воспитывающие: - формировать интерес к художественной деятельности;
Воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;
Формировать умение работать в коллективе;
Формирование навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Основные этапы психологической коррекции:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно- развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Программа разбита на следующие этапы.
Первый этап
Установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности через сенсорную систему.
Второй этап
Усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия, подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе
Важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных психологических процессов.
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов |
|
«Техника безопасности на занятиях» | Введение понятий: «пешеходный переход», «светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра: «Пешеходный переход». Рисунки - трафареты | ||
Диагностика | Aнкетирование, Оценка основных навыков. Составление индивидуального плана работы | ||
Диагностика | Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Составление индивидуального плана работы. | ||
«Я и ты» | Игра №1 «Раскачивание на ручном гамаке» Цель: проприоцептивное и вестибулярное воздействие, совместное внимание. | ||
«Я и ты» | Игра №3 «Сосиска в одеяле» Цель: проприоцептивное воздействие, общение, осознавание своего тела, развитие вестибулярной системы, подготовка к обучению | ||
«Я сам» | Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий | ||
«Мои возможности» | Игра №2«Нащупай в мешке» Цель: соотнесение тактильной и зрительной информации, тактильное распознавание, речевое развитие, снижение тактильной гиперчувствительности. | ||
«Мои способности» | Психотехника «У-СИН» | ||
«Основы безопасности дорожного движения» | Работа с карточками - заданиями, где необходимо распознать и предвидеть опасность, принять эффективное решение. Упражнения - игры: «Иголка в стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных знаков. | ||
«Мои возможности» | Игра №4«Крестики- нолики» Цель: осязательное воздействие, автономность движений пальцев, зрительно-моторная координация, зрительное восприятие, планирование движений (праксис) и мышление | ||
«Мои возможности» | Игра №5 «Веселые пузыри» Цель: зрительные навыки, зрительно-перцептивное развитие, зрительно-моторная координация в системе «глаз-рука»,очередность, осознание своего тела, речевое развитие, тренировка артикуляции и улучшение техники дыхания. | ||
«Мои возможности» | Игра №6 «Спрятанные сокровища» Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие, снижение тактильной гиперчувствительности, первоначальные учебные навыки. | ||
«Мои возможности» | Игра №8 «Кто прячется в башне» Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц верхних конечностей, зрительная память. | ||
«Мои возможности» | Игра №12«Трикотажные качели» Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее воздействие. | ||
«Мои возможности» | Игра № 15«Шум в ушах» Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение. | ||
«Мои возможности» | Цель: зрительно- моторный контроль, тренировка дыхания, контроль и тренировка артикуляции. | ||
«Основы безопасности дорожного движения». «Профилактика несчастных случаев на воде» | Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг школ и домов. Упражнения - игры: «Внимательные глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах дорожного движения, с последующим обсуждением. Рисунок светофора. | ||
«Мои возможности» | Игра №17«Конвейер» Цель: координация крупной моторики, зрительно- моторная интеграция, зрительные навыки. | ||
«Мои возможности» | Игра №18 « Крушение доски-каталки» Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной моторики, вестибулярный аппарат. | ||
«Мои возможности» | Игра №20 «Парящий шарик» Цель: вращение корпуса, моторный контроль, зрительное слежение, зрительно- моторная координация в системе глаз рука, билатеральная(двусторонняя) координация, физическая выносливость, устойчивость туловища, социализация. слуховая интеграция. | ||
«Мои возможности» | Игра №22«Сафари на каталке» Цель: планирование движений(праксис),укрепление мышц верхней конечности, билатеральная (двусторонняя) координация, вестибулярное воздействие, следование в заданном направлении, проприоцептивное воздействие, зрительно- моторные навыки, речевое развитие. | ||
«Мои возможности» | Игра №23 «На велосипеде по лабиринту» Цель: планирование движений (праксис) вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних конечностей, зрительное внимание, вестибулярно- зрительная интеграция. | ||
«Мои возможности» | Игра №24«бросание мячиков» Цель: планирование движений (праксис) зрительно- моторные навыки, зрительное слежение и фиксация | ||
«Мои возможности» | Игра №26 «Ловец с ведром» Цель: : планирование движений (праксис) зрительно- моторные навыки, проприоцептивное воздействие | ||
«Основы безопасности дорожного движения» | Введение понятий: «первая помощь», «дорожно-транспортный травматизм». Обсуждение дорожных ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра: «Дорожные знаки». | ||
«Мои возможности» | Игра №27«Ловим на восьмерке» Цель: вестибулярно-зрительная интеграция, координация движений, слуховое воздействие и интеграция. | ||
«Я сам» | |||
«Мои возможности» | Игра №29 «Скользящий мяч» Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно- зрительная интеграция, зрительно- моторная интеграция, зрительная конвергенция | ||
«Мои возможности» | Игра №30«Попади мячиком в цель» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, планирование движений (праксис) по словесной команде, распознавание букв команде | ||
«Мои возможности» | Игра №31«Черепаший панцирь» Цель: планирование движений (праксис) зрительно- моторная интеграция, укрепление мышц верхних конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание тела. | ||
«Мои возможности» | Игра №32 «Монетки в копилке» Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной рукой, навыки крупной моторики | ||
«Мои способности» | Я рисую пальчиковыми красками «Елка» | ||
«Техника безопасности на занятиях» «Основы безопасности дорожного движения» | Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги | ||
«Мои возможности» | Игра №33«Забиваем колышки» Цель: зрительно- моторная координация в системе глаз рука, моторный контроль, тренировка кисти руки, стабилизация верхних конечностей. | ||
«Мои возможности» | Игра №34 «Город на реке» Цель: формирование свода кисти руки, тренировка мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти руки. | ||
«Мои возможности» | Игра №36 «Собираем на скорость» Цель: тренировка мышц руки, противопоставление большого пальца, внимание, последовательность при выполнении заданий. | ||
«Мои возможности» | Игра №38«Вкусное ожерелье» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, зрительно- моторная координация в системе глаз рука | ||
«Мои возможности» | Игра №39«Лепим и режем» Цель: билатеральная двусторонняя координация, действия одной рукой, проприоцептивное воздействие | ||
«Мои возможности» | Игра №40 «Авангардная живопись» Цель: пинцетный захват, противопоставление большого пальца, тактильное воздействие развитие крупной моторики (мышц плечевого пояса) | ||
«Мои способности» | Работа с соленым тестом | ||
«Основы безопасности дорожного движения» | Как перейти перекресток | ||
«Мои возможности» | Игра №41« схватить пока не убежало» Цель: билатеральная двусторонняя координация зрительно- моторная координация в системе глаз рука,навыки мелкой моторики,зрительные навыки | ||
«Мир эмоций» | Игра №42«Ку-ку» Цель: понимание элементарных свойств объектов, совместнойе внимание, социальное взаимодействие | ||
«Мир эмоций» | Игра № 43«Красный свет, зеленый свет» Цель: контроль над телом, следование подсказкам, речевое развитие, первоначальные учебные навыки, проприоцептивное воздествие, социальное воздествие | ||
«Мир эмоций» | Игра№44 «Ищем пару» Цель: оперативная память, следование правилам, игра по очереди, речевое развитие. | ||
4 6 | «Мир эмоций» | Игра №45«Где в моем мире» Цель: Формирование пространственных представлений, речевое развитие | |
4 7 | «Мир эмоций» | Игра №46«Любимый герой командует» Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки, речевое развитие, | |
4 8 | «Мои способности» | Аппликация к празднику | |
«Основы безопасности дорожного движения» | Как вести себя на остановке,правила посадки и высадки на остановке. | ||
5 0 | «Мир эмоций» | Игра №47«Изображаем предлоги» Цель: речевое развитие | |
5 1 | «Мир эмоций» | Игра №48«Вспомни слово» Цель: речевое развитие, слуховая память, вестибулярное воздействие | |
5 2 | «Мир эмоций» | Игра № 49«Чем заканчивается» Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный интеллект. | |
5 3 | «Мир эмоций» | Игра № 51«Порядок дома» Цель: навыки расположения по порядку, зрительная память, навыки повседневной жизни | |
5 4 | «Я и ты» | Игра №52«щекотка» Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт, совместное внимание | |
5 5 | «Я и ты» | Игра №53«Что не хватает на лице» Цель: эмоциональное распознавание, зрительная память, целостное восприятие | |
5 6 | «Мои способности» | Аппликация « Цветок» | |
5 7 | «Основы безопасности дорожного движения» | Обсуждение схем обращения за помощью, как эффективно оказывать помощь. Ориентирование по дорожным знакам. Рисунки по теме | |
5 8 | «Я и ты» | Игра №54 «Угадай кто» Цель: узнавание лиц, зрительная память | |
«Я и ты» | Игра №«56» Цель: Указываем пальцем,совместное внимание, указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное различение | ||
6 0 | «Я и ты» | Игра № 57« Описание людней на карточках» Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект, речевое развитие | |
6 1 | «Я и ты» | Игра № 59«Я вижу я делаю» Цель: навыки двигательной имитации, навыки сопряженной имитации, тактильное воздействие, социальное взаимодействие | |
6 2 | «Я и ты» | Игра №60 «Показываем телом» Цель: язык тела, совместное внимание | |
6 3 | «Я и ты» | Игра №62«Не урони мяч» Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие, распределение внимания | |
6 4 | «Мои способности» | Работа с пластилином «Украшение пасхального яйца» | |
6 5 | «Основы безопасности дорожного движения» «Профилактика несчастных случаев на воде | Обсуждение правил дорожного движения при катании на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра - «На улице».май | |
6 6 | «Я и ты» | Игра №69«Карточки на каждый день» Цель: соотнесение слова и его значения зрительные навыки, зрительно- перцепривные навыки | |
6 7 | «Я сам» | Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение тренировочных заданий. | |
6 8 | «Я и ты» | Игра № 70«К пазлу через препятствия» Цель: формирование логических выводов планирование движений, зрительно пространственные навыки | |
«Я и ты» | Игра №74 «Гонки на бумаге» Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие понятие о направлениях первоначальные учебные навыки | ||
7 0 | «Я и ты» | Игра №19«Прыгающие медведи» Цель: речевое развитие первоначальные учебные навыки: планирование движений зрительное слежение проприоцептивное воздействие вестибулярно- зрительная интеграция | |
«Я и ты» | Игра «Картофельная голова» Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект | ||
7 2 | Диагностика | Диагностика познавательной, эмоциональной сфер, мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков. |
Предполагаемые результаты
Применение навыков социально- бытового ориентирования и самообслуживания;
Повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
- ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
Развитие познавательных навыков;
Развивать понятийный аппарат и моторику рук;
Развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос родителей обучающихся.
Материально- техническая и учебно- методическое обеспечение программы
Учебно-методическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи, игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные коробочки, видео- и аудио диски.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами вразвитии. -СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.-« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»- СПб.: Речь,2006
8.Хилтунен Е.А.- «Дети Монтессори»- М.: Астрель: АСТ,2008
9.Монахова А.Ю._-«Психолог и семья: активные методы взаимодействия»- Ярославль:Академия развития,2004
10.Хухлаева О.В.- « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»-11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. -«Дневные и ночные страхи у детей»- СПб: Издательство « Союз»,2004 1.
Разделы: Школьная психологическая служба
Актуальность проблемы.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
Недостаточное или полное отсутствие
потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по
отношению к близким, даже к матери, вплоть до
полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и
неодушевленные предметы. Нередко таких детей
считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые
раздражители заставляет многих родителей
обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это
ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот,
очень чувствительны к слабым раздражителям.
Например, дети часто не переносят тиканье часов,
шум бытовых приборов, капанье воды из
водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности
окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у
детей – аутистов очень рано. Дети не переносят
смены места жительства, перестановки кровати, не
любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к
стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные
интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная
отсталость.
Цели программы:
Преодоление негативизма при общении и
установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей
сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения
с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации
целенаправленного поведения.
Задачи программы:
Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам
поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного
ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.
Основные этапы психологической коррекции:
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.
Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.
На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.
Эффективность программы.
Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.
Примерное тематическое планирование занятий по программе
Кол-во часов | Номера занятий | ||||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | |||||
1.ЭТАП | |||||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | |||||
Диагностика активности | |||||
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | |||||
Диагностика оценки своего поведения | |||||
Диагностика внимания, памяти | |||||
2.ЭТАП | |||||
1.Формированнннние эмоционального контакта психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | |||||
2.Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки». | |||||
3.Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | |||||
3.ЭТАП | |||||
1.Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. | |||||
2.Развитие зрительного и осязательного восприятия. Психотехнические игры: найди место для игрушки, собери фигурки (доски Сегена) | |||||
4.ЭТАП | |||||
1.Развитие аналитико-синтетической сферы. Таблицы Равена. Графический диктант. Продолжи ряд. | |||||
2.Развитие внимания. Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | |||||
3.Развитие памяти. Запомни слова. Найди отличия. | |||||
4.Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | |||||
5.Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | |||||
5.ЭТАП | |||||
1.Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’ | |||||
2.Развитие подвижно-ролевой игры. ”Обезьянка озорница’’ | |||||
3.Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. | |||||
6.ЭТАП | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально-поведенческих особенностей. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | |||||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | |||||
Установление контакта с аутичным ребенком.
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет
ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести
анализ, найти закономерность и следовать ей при
продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра « Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа
занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ,
2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений
общения младших школьников \\ Семья в
психологической консультации \ Под редакцией А.
А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.-
Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии
для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе.- М.,1998
Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.
Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?
В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.
В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.
Цель занятия с аутичным ребенком
Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить .
Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.
Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.
Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.
Однако есть и второстепенные задачи. является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.
Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.
Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.
Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия
Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:
- «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
- «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
- «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
- Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.
Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».
Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.
Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы
Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.
Для развития эмоциональной сферы можно применять такие :
Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.
Взрослый: Мы капусту
Ребенок: Режем, режем
Взрослый: Мы капусту
Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).
Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.
Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.
Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.
Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.
Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.
Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители . Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.
Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:
- Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
- Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
- Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.
Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать .
На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:
- Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
- Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
- Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
- Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
- Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.
Групповые занятия с детьми аутистами
Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут .
В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.
Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.
Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом
Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:
- Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
- Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.
Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:
Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »