Леонид Каганов: дневник. Леонид Каганов: дневник Сад 15 камней в японии


Итак, буддийский храм Рёан-дзи - храм Покоящегося Дракона - известен далеко за пределами Японии и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главная достопримечательность храма - Сад камней. На песчаной площадке внутри комплекса лежат 15 черных необработанных камней: с какой бы точки посетитель ни рассматривал эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный остальными. Наблюдать все камни можно лишь воспарив над садом и, в связи с этим, считается, что полная картина доступна лишь тем, кто достиг просветления. Ну, или тем, у кого есть квадрокоптер.

О Золотом храме Кинкаку-дзи я уже упоминал в посте про лучшую фотографию за сентябрь. Павильон, покрытый листами чистого золота был построен в 14 веке, как вилла для отдыха сёгуна. Здесь он провел последние годы, утратив интерес к политической жизни страны. Для многих российских туристов этот храм знаком не только по красочным буклетам туристических компаний, но и благодаря переводу произведения классика современной японской литературы, человека с необычной судьбой - Юкио Мисима. Роман Золотой храм (в русском названии) был переведен в 70-е годы Григорием Чхартишвили - популярным ныне писателем, известным под псевдонимом Борис Акунин.

Карта территории храма. Сейчас туристический маршрут лежит вокруг пруда и золотого павильона. Заглянуть внутрь дозволено только избранным:

3.

Вековой дуб перед входом на территорию:

4.

Павильон стоит на берегу Зеркального пруда, отражаясь и играя отблесками своей позолоты в водной глади:

5.

6.

Водители такси фотографируют школьников-экскурсантов. Интересно, что в некоторых компаниях принята форма водителей и даже знаки отличия (погоны), отмечающие стаж водителя и его профессионализм.

Такси в Киото популярный вид транспорта не только для туристов, но и для школьных экскурсий. Школьников сюда привозят со всей страны. Знакомство с памятниками национальной культуры - важная часть программы школьного образования. Каждого японского школьника обязательно привозят на экскурсию в Киото и древнюю столицу Нара. Чем перемещаться на большом автобусе, класс разбивается на звенья и группы по 4-5 человек едут по маршруту на такси. Водитель, выполняя функцию гида, показывает город, фотографирует ребят и рассказывает им о достопримечательностях:

7.

Пруд Кинкакудзи прекрасен сам по себе: аккуратно подстриженные сосны и силуэты камней отражаются в зеркальной глади, создавая гармоничную атмосферу единение с природой:

8.

Искусство выращивания деревьев высоко ценится в Японии.

Все знают искусство выращивания карликовых деревьев “на подносе” - “бонсай”. Большим деревьям уделяется не меньшее внимание. Сосны в особом почете, они требуют внимательного ухода, постоянной стрижки. Тяжелые ветки подпирают, а зимой даже бывает прикрывают специальными зонтами от снега. Многие сосны имеют свои имена. Некоторым деревьям осознанно придают форму - на снимке “Сосна Корабль” одна из трех красивейших сосен Киото. Дереву по преданию более 600 лет и оно помнит еще строителя Золотого храма:

9.

Каменные фонари - один из видов пожертвований в храмы и святилища, подобно красным тории в святилище Фусими Инари. Обычно их ставят перед фасадом храма или вдоль аллей, но часто их можно встретить и в “обычном” японском саду или дворе традиционного японского дома:

10.

Небольшой водопад в Кинкакудзи называется Ворота Дракона. По древней китайской легенде карп, который взбирается против течения по водопаду в небо, может превратиться в дракона. Здесь вы видите камень, символизирующий карпа, который вот вот достигнет своей цели:

11.

Покрытый настоящим золотом, гармонично оттененный кровлей из кипарисовой коры, Золотой павильон прекрасен в любое время года и суток:

12.

Однажды в эти места приезжал любоваться павильоном император Гомидзуно, и специально для него был сооружена небольшая чайная хижина - “Прелесть заката” Сэккатэй. Ее с тех пор несколько раз перестраивали, но и сейчас она дает представление о японском искусстве чайной церемонии и устройстве чайного домика:

13.

Идеал - простота и скромность, сочетающаяся с изыском материала и формы:

14.

Японские предсказания - это, в основном, «хорошо», «очень хорошо», «прекрасно», «великолепно». «Плохо» встречается редко На выходе специальное место, куда можно повязать “неудачное” предсказание. Специальная надпись дополнительно информирует, что это место только для несчастливых гаданий. Хорошее принято уносить с собой:

15.

Сад Камней. Схема комплекса:

Пруд в лилиях:

17.

Фишка со скрытым камнем срабатывает только с определенной стороны сада. Там сделана специальная зрительная трибуна:

Макет сада камней для плоховидящих:

19.

По идее, камни должны находится в воде. Для воссоздания этого эффекта, гравий разравнивают специальным рисунком, который имитирует волны:

20.

21.

Неподалеку у здания храма стоят шесть ведер с водой, которые выполняют функцию огнетушителя:

22.

23.

= Япония =

Японский "умный" унитаз

Мясо по 30 000 рублей за килограмм

О чем мечтает японская проститутка?


Высокоскоростной японский поезд


Такси в Японии


Рынок в Киото

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Японцы любят чувствовать единение с природой, и этим объясняется такое большое количество садов в этой стране. Сегодня мы хотим поговорить про сад камней в Японии.

Что это такое, чем он необычен, как устроен – ответы на эти вопросы, а также некоторые интересные факты вы найдете в статье ниже. Кроме того, вы узнаете, где находится самый удивительный сад камней в мире и как его воссоздать на своем участке.

Сад камней – что это?

Японский сад камней имеет два названия:

  • карэсансуй – переводится как «сухая гора в воде»;
  • сэкитэй – в переводе означает «сад из камня».

Понять, что такое сэкитэй, исходя из названия, несложно – это украшенная камнями территория. Она представляет собой выровненную площадку, усыпанную песчаной, галечной поверхностью или гравием, сверху которой установлены большие камни. Вокруг камней на поверхности высечены бороздки, образующие круги.

Сэкитэй появились во времена правления Муромати – в 14-16 столетиях. Изначально их строили при храмах для медитативных практик монахов в . Тогда считалось, что в местах скопления каменных пород обитают божества, поэтому люди старались привлечь их на территорию монастырей, специально выстраивая каменные композиции.

С тех пор и до наших дней сэкитэй строят не только в Стране восходящего солнца, но и в других странах, в том числе на Западе. Многие делают сады на небольшом участке собственной дачи или даже настольные сады в миниатюре – правда, последние носят скорее декоративный характер.

Главное назначение сэкитэй – успокоение ума, расслабление. Он помогает уединиться и настроиться на размышления. Согласно направлению буддийской мысли дзэн сад отлично подходит для медитаций – созерцания природы и взгляда вглубь себя.


Символизм

Правильная расстановка камней в пространстве – настоящая философия, результатом которой может стать произведение искусства – готовый сэкитэй. Он представляет собой своеобразную мировую модель:

  • крупные камни – олицетворение островов, гор, крупных холмов, скал, утесов;
  • песочное или галечное наполнение – окружающая их вода.

В то же время камни отражают мужское начало, энергию Ян, а символичная вода – женскую энергию Инь. Все остальные декорации вроде дорожек, мостов, фонарей – просто фон.

Сад камней – это символ:

  • свободы;
  • бескрайних просторов;
  • совершенства природы;
  • изящества в простоте.


Особенности

Лишь на первый взгляд кажется, что каменные глыбы расположены беспорядочно и находятся в хаосе. В действительности же, если углубиться в искусство сэкитэй, можно понять всю сложность такой минималистичной композиции, которая требует соблюдения особых правил.

Главное правило композиции – с какого ракурса на нее ни посмотришь, можно увидеть равное количество камней. Лучшей для наблюдения называют северную часть – даже находясь в зените, солнце не слепит и не мешает правильному восприятию.

Назовем основные особенности устройства сэкитэй:

  • Соблюдается ассиметричное расположение камней – они не должны находится параллельно друг другу, должны иметь разные размеры, форму, горизонтальную или вертикальную ориентацию.
  • Свободные и загроможденные части уравновешивают друг друга.
  • Камни принято выкладывать на пересечении линий семиугольника для достижения наибольшей гармонии.
  • Высеченные вокруг камней круги символизируют неровную поверхность воды.
  • Крупнейшие камни олицетворяют священную для буддистов , откуда берет начало мироздание, или самого Учителя Шакьямуни.


Какие камни используются

Для композиции чаще всего используются необработанные камни — булыжники, валуны, вулканические породы. Они должны быть разными по размеру, форме, но при этом должны соответствовать одной цветовой гамме и происхождения. Имеется в виду, что не стоит сочетать, к примеру, вулканические, горные, речные, скалистые камни – лучше остановится на чем-то одном.

Выделяют 5 типов каменных глыб:

  • лежащий;
  • выгнутый;
  • плоский;
  • вертикальный;
  • в виде статуи.

Нет строгого правила, сколько камней должно быть в композиции, но желательно, чтобы их было нечетное количество. Кроме того, они обычно объединяются в группы по три, поэтому идеально, если это число еще будет кратно трем.

Иногда выкладывают каменных тотемных животных, например журавля как символ высоты души или черепаху как олицетворение долгих лет жизни.

Известный сад камней

Самый знаменитый сад камней был построен на рубеже 15 и 16 столетий в японском Киото. Его возвел архитектор Соами на территории . Сад известен всему миру под названием Реандзи.


Сад камней Реандзи в Киото

Он входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Территория сада прямоугольная – десятиметровая в ширину и тридцатиметровая в длину. Площадь усыпана гравием белого цвета, а сверху расположены 15 черных глыб, не подвергшихся никакой обработке.

Всего составлено пять групп – по три камня в каждой. Группы окружены аккуратными кольцевыми зарослями мха. Сад искусно составлен таким образом, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней – все пятнадцать можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей.

Считается, чтоувидеть все пятнадцать камней одновременно способен лишь просветленный.

Реандзи находится на территории храма, и увидеть его можно со одной стороны – на террасе, в то время как три другие стороны обнесены небольшим заборчиком. В 18 веке храм неоднократно горел в пожарах, а сад – единственное, что сохранилось в первозданном виде несмотря ни на какие несчастья.


В России тоже существуют сэкитэй – в главном ботаническом саду московской Академии наук и в центральном сибирском ботаническом саду в городе Новосибирске.

Делаем сами

Многие устанавливают сад камней на дачном участке своими руками. В одной из ближайших статей мы подробно расскажем, как это сделать. Пока кратко перечислим основные принципы и правила, о которых стоит помнить при возведении домашнего сэкитэй.

  • Нужно подготовить огороженную прямоугольную площадку и сделать насыпь из гравия или песка.
  • При подборе камней нужно остановить выбор на разных по форме и размеру, но одинаковых по цвету экземплярах.
  • Похожие камни не стоит ставить рядом или в одной параллели и вертикали.
  • Недостаточно просто положить камни – их необходимо углублять в насыпь приблизительно на одну третью часть.
  • Расстояние между объектами помогают вычислить линии пересечения семиугольника.
  • Чтобы достичь баланса энергий Инь и Ян, следует ориентировать большинство камней по горизонтали, а не по вертикали.
  • Вокруг камней стоит сделать узоры на песке, имитирующие круги на воде.
  • Кроме основных элементов, сад требует декорирования дорожками, заборами, башенками, фонарями и так называемым тсукубаи – декоративным бассейном.


Заключение

Японский сад камней, или по-другому сэкитэй – самый настоящий вид искусства, зародившийся еще в 14 веке и популярный до сих пор даже за пределами Японии. Он состоит из мелкой насыпи, символизирующей воду, и крупных камней, олицетворяющих горы. Композиция целиком показывает устройство мира в миниатюре.

Несмотря на кажущуюся хаотичность, устройство сада подчиняется особым правилам. Впрочем, его можно воссоздать на собственном участке. Известнейший в мире сэкитэй находится в Киото, но в российских городах – в Москве и Новосибирске – тоже можно увидеть произведения японского садового искусства и почувствовать его прелесть.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, не пропустите следующие наши публикации – подписывайтесь на рассылку новых статей про буддизм и восточную культуру. Пусть чувство гармонии и единения с природой не покидают вас.

До скорой встречи!

Сад 15 камней храма Рёандзи в Японии — является самым известным садом камней в мире .

Дзен храм Рёандзи — название переводится как Храм Мироного Дракона — расположен в северо-западной части города Киото . Владеет им направление Ринзай , относящееся к школе Мёсиндзи.

За свою долгую историю место, где сегодня расположен Рёандзи, переходило из рук в руки самурайских кланов. Сам храм появился в 14-м веке по воле Хосокавы Хацумото, который завещал возвести здесь после своей смерти святилище дзен . Сегодня в Рёандзи находятся семь могил японских императоров , которые были восстановлены в 19-м веке, после периода запустения. К сожалению, в существующем храме практически ничего не сохранилось от древних построек , так как комплекс многократно страдал от пожаров.

Но самым главным объектом , прославившим храм на весь мир, является, безусловно, сад камней. Это место наилучшим образом подходит для медитаций, которым отводится большая роль в практиках дзен . Рукотворная композиция минималистична — только камни, мох и гравий , но при этом полна глубокого символизма.

Дело в том, что хотя в саду 15 камней , но стоя на любой точке веранды храма , можно наблюдать только 14 из них — один из камней всегда оказывается скрыт . Обычно это трактуется следующим образом — только достигнув состояния просветления , можно увидеть все 15 камней . Например, все камни станут видимы одновременно, если воспарить вверх над верандой . Среди множества трактовок символа недоступности 15-го камня есть и такая — невозможно познать весь мир с помощью только научного подхода, но всё недостающее можно найти в своей душе. Можно вспомнить в этой связи и слова буддийского монаха Тэссэн Соки о том, что в саду камней можно найти "искусство сократить тридцать тысяч миль до расстояния одного фута ".

Многие побывавшие в храме отмечают необыкновенное состояние гармонии и умиротворения , которое возникает при наблюдении за камнями .

Размеры сада камней невелики — 30 на 10 метров . Все камни разделены на пять групп, которые отделяются друг от друга зелёным мхом. Поверхность сада засыпана белым гравием, который с помощью грабель разделён на ровные полоски. Вокруг сада, где он не примыкает к веранде, поставлен невысокий глинобитный забор .

Интересно, что до сих пор неизвестно, кто был автором непосредственно сада камней, созданного в 15-м столетии. Остаётся загадкой , какой именно смысл был заложен творцом этого необыкновенного произведения искусства в своё творение. В дальнейшем делалось множество предположений по этому поводу, например, что камни символизируют 5 архатов — учеников Будды (якобы один из 16-ти архатов был упущен, чтобы число камней было нечётным ). Кто-то видит в камнях тигрицу с тигрятами, переходящими через ручей — это сюжет одной древней китайской легенды. Другим людям камни представляются островами и скалами на море , волны которого образуются полосами белого гравия. Есть мнение, что камни сада — это застывшие духи.

Интересна версия японского специалиста Масао Хаявкава , который считает, что до 17-го века главным объектом созерцания и поклонения в саду была редкой красоты сакура , а камни были просто фоном , на который не обращали особого внимания . И только в 20-м веке люди стали интересоваться каменной миниатюрой храма Рёандзи и искать её сакральные смыслы в чередовании наполненности и пустоты.

Если подойти к веранде для созерцания камней с обратной стороны , то можно увидеть необычный каменный сосуд , в который постоянно течёт вода, предназначенная для ритуальных омовений . Это Рёандзи цукубай — его край находится почти вровень с зёмлей , поэтому чтобы зачерпнуть воды, нужно наклониться , тем самым, выразив своё почтение . Сверху на камне вырезаны четыре иероглифа , которые можно прочитать как "я только много знаю ". Считается, что это изречение связано с антиматериалистической сущностью буддизма, т.е. только знания имеют значения . Или более философская трактовка — "То, что каждый имеет, является всем, в чём он нуждается ".

Добраться до Рёандзи можно пешком или на автобусе от Кинкаудзи (Золотой павильон): в первом случае дорога займёт 15 минут, а во втором — 5. Чтобы попасть в сад камней нужно пройти через храмовый комплекс на специальную веранду — только с неё разрешается смотреть на сад.

Японский сад камней - это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней , они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий "расчесан" граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Не все 15 камней , уложенных на ровную площадку у буддистского храма Рёандзи в японском городе Киото, удается сразу охватить взглядом. Где бы ты ни расположился, видишь максимум 14 камней. Стоит переместиться немного в сторону – выглядывает из-за одного камня другой, поменьше. Зато теряется из виду один из тех, что только что видел. Сколько ни пытайся – результат всегда одинаковый.

Что хотел сказать своим философским посланием древний монах? Разгадку его наставления ищут до сих пор: от готовых медитировать сутки напролёт паломников до вездесущих туристов, знающих о Будде лишь то, что этот вечно молодой Бог умеет улыбаться.

Группа ученых из Университета Киото заявила о своей разгадке мистической природы сада камней Рёандзи . Они провели компьютерный топографический анализ сада и обнаружили, что расположение камней, казавшееся совершенно беспорядочным, на самом деле формирует невидимый глазу рисунок древесной кроны.
Ученые провели серию экспериментов, чтобы выяснить, какие еще расположения камней могут создавать этот эффект, но не нашли больше ни одного. Малейшие изменения в топологии компьютерной модели сада разрушали дерево.

(17 оценок, среднее: 4,29 из 5)

Сад камней («сухие воды и горы») как культурно-эстетическое сооружение появился в Японии в середине ХIV века. Булыжник любой формы или осколок скалы для японцев символизирует нечто божественное, священное. Несколько веков назад у этого народа считалось, что в местах наибольшего скопления камней, самых совершенных природных творений, обитают боги. Возводить каменные сады монахи стали из желания стать ближе к богам. Значительно позже, помимо украшения территории возле дома, карэсансуй стал местом для уединённых размышлений и медитаций, помогая отстраниться от мирской суеты и в каменных изваяниях увидеть изящную прелесть простоты.

Карэсансуй

По японской традиции, сад камней представляет собой ровную площадку прямоугольной формы. Открытое пространство символизирует свободу, раскрепощённость, безбрежность мира. Невысокая глинобитная ограда с трёх сторон композиции создаёт ощущение закрытости, уединённости. В Японии вода - символ тёмного женского начала, а камень - светлой мужской силы. Поверхность сада камней, олицетворяющая океан, засыпается песком, мелкой галькой или гравием. Каменные глыбы, на первый взгляд хаотично разбросанные, располагаются по схеме, подчинённой традициям дзен-буддизма.

Сад 15 камней

Одним из самых известных каменных садов является сад храма Рёан-дзи, или сад 15 камней, построенный в 1499 году. По его подобию построено большинство каменных композиций при храмах Японии.

На площадке, засыпанной белым гравием, расположено 15 тёмных булыжников в первозданной форме, разделённых на пять групп. Каждая каменная группа обсажена зелёным мхом, а гравий «причесан» граблями вдоль длинной стороны сада и кругами вокруг «островов». Каменная композиция построена таким образом, что пятнадцатый элемент всегда остаётся невидимым . Увидеть все 15 камней возможно только паря в высоте.

В ХVIII веке практически все постройки храма Реандзи были уничтожены пожаром. И только каменная композиция сохранила свой первозданный вид до наших дней. Монахи считают что лицезреть весь сад способен лишь «просветлённый».

Галерея: сад камней (25 фото)













Создание японского сада

Обустройство японского сада на даче своими руками потребует колоссального терпения и максимальной кропотливости . Чтобы композиция выглядела гармонично, необходимо соблюсти некоторые принципы обустройства японских каменных садов .

  • Ощущение пустоты - это первое впечатление при созерцании японского сада камней. Открытые и заполненные участки должны гармонировать .
  • Расположение каменных групп ориентируется на определённую точку созерцания. Традиционно место наблюдения устанавливается с северной стороны садика, чтобы полуденное солнце не ослепляло смотрящего.
  • Японский каменный сад асимметричен. Не допускается размещение камней и других элементов одного размера и избегается параллельность относительно ландшафта, построек или друг друга.
  • Проектируя сад камней на даче, следует ориентироваться на основополагающий принцип размещения объектов - семиугольную геометрическую сеть линий. Все элементы устанавливаются на точках пересечения линий семиугольника. Размер выбранной под каменную композицию территории может быть любой, но чем она больше, тем вероятней вписать весь семиугольник в пространство и получить визуально более просторный сад .
  • Вся площадь японского сада засыпается песком, галькой или щебнем. Затем, имитируя водную рябь, граблями наносится волнообразный рисунок.

Основные и декоративные атрибуты

Камень

Важную роль при создании японского сада своими руками играет выбор камней . Все отобранные экспонаты должны безупречно сочетаться и подчёркивать гармоничность пейзажа.

Декоративные элементы

Использование малых архитектурных форм придаёт композиции законченность.

Дорожки

Если площадь сада позволяет, тропинки из плоского камня, бетонной плитки или кирпича станут символическим дополнением каменной композиции. Дорожка в японском каменном саду имеет смысл жизненного путешествия . Извилистая, без чётких геометрических форм, дорожка призвана провести своего посетителя через сад по всем точкам созерцания и неспешно рассмотреть все картины сада.

Укладывая элементы тропинки, необходимо избегать образования чётких квадратов и пересечения четырёх линий. Камни или кирпичи не укладываются вплотную, между ними остаётся как минимум сантиметровый зазор, в который можно посадить мох или траву. Удобная и прочная, с мягкими изгибами, тропа должна гармонировать со всеми элементами японского сада, не привлекая к себе внимание яркостью и чёткой графикой.

Процесс создания

При правильной расстановке каменных групп возникает ощущение вечности и постоянства.

Оформив свободную часть своего приусадебного участка в традициях японского сада камней, вы получите комфортабельное место для уединения, где можно поразмышлять и очистить сознание от повседневной суеты .