«Одежда. Головные уборы. Обувь». (Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе). Конспект занятия по развитию речи и рисованию «Головные уборы Вязание головного убора цель занятия


Познание :

  • расширять представления детей о головных уборах.

Социализация :

  • продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть;
  • формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми.

Коррекционные задачи :

  • учить образовывать относительные прилагательные (шерстяная);
  • учить образовывать притяжятельные прилагательные (полицейского, повара);
  • учить образовывать существительные с помощью суффиксов (панамка).

Оборудование : ноутбук; видеозапись обращения Незнайки; изображения трех деревьев; карточки, с изображением головных уборов, одежды, обуви; стрелочки указатели; карточки для игры «Времена года и головные уборы»; изображения головных уборов разных профессий; изображения сказочных героев и их головных уборов.

Логика НОД

Ребята, к нам в группу пришло видеописьмо от сказочного героя Незнайки. У него что-то случилось. Он хочет нам об этом рассказать. Давайте посмотрим это письмо.

Дети смотрят видеообращение Незнайки.

Обращение: Дорогие ребята, у меня случилась беда. Я гулял на улице, вдруг налетел ветер и унес мою шляпу в далекую страну головных уборов. Теперь, я хожу без нее, и меня никто не узнает, и даже имя новое для меня придумали –

Безшляпкин. А я вовсе не хочу быть Безшляпкиным, я хочу снова стать Незнайкой. Помогите, пожалуйста.

Ребята, ну что будем делать? Давайте отправимся в страну головных уборов и найдем шляпу Незнайки. А попасть туда нам поможет чудо дерево. Если назвать правильно все предметы на нем, то оно пропустит нас в эту волшебную страну. Посмотрите на деревья.

Стоят 3 дерева. На одном располагается шляпа, на другом — кофта, на третьем — ботиночки. А вокруг на полу разбросаны картинки, с изображением одежды, обуви и головных уборов.

Как у наших у ворот,
Чудо-дерево растет.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нем,
Не цветочки на нем,
Чулки, шляпы, башмаки
Словно яблоки!

Ребята, посмотрите, какое из этих деревьев нам подходит? Но, кажется, проказник ветер и тут нахулиганил и спутал все картинки с деревьев. Что же нам делать? Давайте распределим все по местам.

Дети играют в игру: «Разложи на группы»/

Разбирают картинки на три группы: одежда, обувь и головные уборы и помещают их на соответствующие деревья.

Теперь наше дерево пропустит нас в страну головных уборов.

Ребята, это ведь необычная волшебная страна, а там, где есть волшебство, там должна быть сказка. Давайте, разыграем сказку, чтобы нам сопутствовала удача в пути.

Артикуляционная гимнастика.

Жил был в красивом домике Язычок (Домик). Как-то раз в один прекрасный день, когда солнышко всем улыбалось (Улыбка), Язычок решил погулять. Он надел свою любимую шляпу и вышел на улицу (Иголочка). Язычок посмотрел на право, посмотрел на лево (Маятник), нет ли где его друзей. Потом посмотрел вверх, вниз (Качели) и пошел по тропинке. Вдруг он увидел красивую лошадку (Лошадка), она стояла и любовалась большим грибочком (Грибочек). Язычок подошел к грибочку и тоже залюбовался им. Вдруг налетел ветер и сдул шляпку грибочка (Грибок). Язычок испугался, что его шляпка тоже улетит и убежал домой.

Ну вот, сказку разыграли, и может отправляться на поиски шляпы. А как вы думаете, кто живет в стране головных уборов? Конечно, здесь живут как раз все головные уборы. А как вы думаете, они все одинаковые? Правильно, они все разные и живут в разных частях этой страны.

Обращает внимание детей на то, что вокруг разложены стрелочки с указателями, куда нужно идти.

А какие бывают головные уборы? Правильно, а еще в этой стране живут головные уборы большие и маленькие. Для взрослых и детей. (Указывает на 2 стрелочки – взрослый, ребенок). Как вы думаете. В сторону каких головных уборов нам надо идти?

Игра «Большой-маленький»: панама-панамочка, шляпа-шляпка, платок-платочек, косынка-косыночка, кепка-кепочка, шапка-шапочка.

Логопед показывает еще 4 стрелочки (времена года)

Скажите, ребята, а в разное время года, мы носим одинаковые головные уборы? А давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете, какие головные уборы нужно носить в разное время.

Дети садятся за стол.

Пальчиковая гимнастика.

В шапочках желтых мы стали цыплята,
Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата,
Показывает заячьи ушки.
В шапочках красных мы стали грибочки,
Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках,
Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали
Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали.
Прыгает вперед на двух ногах.

Работа с карточками.

Дети соединяют головные уборы с изображением времени года, к которому они относятся.

Для девочек: времена года и женские головные уборы.

Для мальчиков: времена года и мужские головные уборы.

Молодцы, справились с заданием. А как вы думаете, почему одни головные уборы мы носим зимой, а другие летом? Они из разного материала.

Игра с мячом.

Шапка из шерсти-…
Шляпа из фетра-….
Платок из шелка-….
Косынка изо льна — ….
Кепка из кожи -….
Шляпа из соломы — ….

Ребята, посмотрите, еще 2 стрелочки. На одной изображены люди разных профессий. На другой, сказочные герои. Давайте пройдем сначала по направлению одной стрелочки, потом по другой.

Дети идут по направлению первой стрелочки.

Игра «Подбери головной убор».

Дети подбирают головные уборы для людей разных профессий.

Повар –
Врач -
Полицейский -
Моряк -
Пожарный -
Летчик -

Как вы думаете, среди этих головных уборов, может найтись шляпа Незнайки? Давайте пойдем по направлению другой стрелки.

Игра «Подбери шляпу сказочному герою»

Кот в сапогах -
Буратино -
Красная шапочка -
Шапокляк -
Пьеро -

Одна картинка перевернутая.

Ребята, смотрите, одна картинка перевернутая. Давайте посмотрим, что там спрятано.

Дети находят шляпу Незнайки.

Вот мы и нашли ее. Молодцы. Нам пора возвращаться.

Дети садятся на стулья.

Ребята, понравилось вам наше приключение? С какими головными уборами мы повстречались? Я думаю, что Незнайка будет рад, что мы нашли ему шляпу.

Толстова Татьяна Сергеевна,
учитель-логопед,
структурное подразделение
«Детский сад «Аленушка»» ГБОУ СОШ,
с. Исаклы

Цель: Знакомство детей с головными уборами Задачи Образовательные: Познакомить детей с разнообразием головных уборов. Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа. Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями, слова с уменьшительно-ласкательным значением. Формировать способы словообразования прилагательных. Развивающие: Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи. Воспитательные: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища. Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Головные уборы"»

Головные уборы.

Узнавание (различение) головных уборов.

Цель: Знакомство детей с головными уборами
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием головных уборов.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе, учить передавать словесное содержание картины в форме короткого рассказа.
Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обобщающими наименованиями, слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать фонематическое восприятие и интонационную сторону речи.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное отношение к головным уборам.

Материалы и оборудование : разрезные картинки (платье и шуба) ; картинки с изображениями одежды , головных уборов .

Ход занятия.

Приветствие.

1.Вводная часть .

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Беседа о времени года, погоде.

Знакомство с основными видами головных уборов.

Материал: шапка, платок, панамка, кукла.

Давайте посмотрим и расскажем кукле Ани, какие бывают головные уборы.

Назовите головные уборы, которые лежат перед вами.

А почему уборы называются головными? Правильно, потому что мы их носим на голове.

А зачем же нужны головные уборы? Летом, чтобы солнце не припекало а зимой, чтобы не было холодно.

Значит головные уборы бывают зимними и летними.

Летние головные уборы шьют из лёгкой ткани, а зимние из тёплой.

А ещё головные уборы делятся на мужские и женские.
- Расскажите в каком головном уборе вы сегодня пришли? Какого он цвета?

Развитие мелкой моторики руки. Мозаика. Панамка.

Материал: планшеты мозаики, контур шляпки из цветной бумаги, который прорезан внутри.

Давайте для Анечки сделаем красивую панамку, чтобы когда наступит лето, Аня могла не боятся загорать на солнышке.

Дети втыкают фишки мозаики разных цветов внутрь контура шляпки.

Ох, какая красивая панамка получалась, спасибо.

Подвижная игра. Будем прыгать и скакать.

Дети становятся в круг. Движения выполняем в соответствие с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок.

(Наклоны туловища влево–вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (руки вверх)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку (садимся на пол) ,

Разомнём мы ножки.

Согнём правую ножку (сгибаем ногу в колене) ,

Раз, два, три!

Согнём левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (поднимаем ноги вверх)

И немного подержали.

Головою покачали (движения головой)

И все дружно вместе встали (встаём) .

Лепка из пластилина. Зимняя шапка.

Материал: пластилин, горох, куколка.

А теперь давайте для Анечки тёплую шапочку сделаем, чтобы она зимой не замёрзла.

Дети катают из пластилина маленький шарик - помпончик. Затем из другого кусочка пластилина катаем шарик большего размера и превращаем его в толстый блинчик. Соединяем получившиеся детали шапки.

Шапочку из пластилина украшаем горохом.

Маленькие дети втыкают горошины в хаотичном порядке, а дети постарше могут сделать узорю

Пальчиковая гимнастика. Помощницы.

Две сестрицы - две руки

(показать руки с растопыренными пальчиками)

Рубят (поочерёдные движения по столу рёбрами ладоней) ,

Строят (кулачок одной руки ставится поочерёдно на кулачок другой) ,

Роют (делаем копающие движения руками по столу) ,

Рвут на грядке сорняки (имитируем движение)

И друг дружку моют (одна рука «моет» другую) .

Месят тесто в две руки (движения кулачками по столу) .

Левая

И правая (показываем руку с растопыренными пальчиками) .

Воду моря и реки

Загребают, плавают

(изображаем плавательные движения руками) .

Массажная пауза. Шарик.

Этот шарик не простой

(катаем шарик между ладошками) ,

Весь колючий вот такой

(кладём шарик на одну ладошку,

а другой ладошкой стучим по нему) .

Меж ладошками кладём,

Им ладошки разотрём

(трём шариком одну ладошку, затем другую) .

Вверх и вниз его катаем,

Свои ручки развиваем

(катаем шарик вперёд"назад в ладошках,

как колбаску) !

Можно шар катать по кругу

(катаем шарик между двумя ладошками) ,

Перекидывать друг другу

(перекладываем шарик из одной руки в другую) !

Аппликация из бумаги и ваты. Зимняя шапочка.

Материал: вырезанные из бумаги шапка помпон, вата, снежинки из цветной бумаги, образец, картон.

Скоро зима придёт и будет очень холодно. давайте, чтобы не замёрзнуть сделаем себе зимнюю шапочку.

Посмотрите, вот такая шапочка у меня получилась.

Педагог показывает детям образец.

Дети приклеивают шапочку на картон, затем приклеивают помпон. Украшаем шапочку снежинками из цветной бумаги и приклеиваем на помпон и низ шапки вату.

Вот, какая красивая зимняя шапочка получилась, спасибо.

Прощание.

Хоть и жалко расходится,

Время нам пришло проститься.

Мы сюда придём опять

Заниматься и играть.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Джалильский детский сад №1 «Березка» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района Республики Татарстан

«Одежда. Головные уборы. Обувь».

(Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе)

Воспитатель

I категории

Егина З.В.

2015

Тема:«Одежда. Головные уборы. Обувь» .

Программное содержание: Формировать обобщающее понятие «одежда», «головные уборы», «обувь» Познакомить с назначением одежды закрепить представления о профессиях, связанных с производством одежды, головных уборов, развивать умение классифицировать. Уточнить, расширить обогащать словарь детей. Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Учить отвечать полным предложением; упражнять в подборе слов – антонимов. Продолжать знакомить детей с понятиями «художник-модельер, закройщик, портной, демисезонная » развивать мышление; развивать мелкую и общую моторику; учить находить соответствующую обувь и показать стрелкой. Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивая, воспитывать усидчивость, умение слушать информацию и делать выводы.

Оборудование: компьютер - проектор – экран, слайды, электронная презентация заданий, мяч, листы с заданиями, карандаши для всех детей, картинки одежды, обуви, головного убора, три магнитные доски.

Предварительная работа:

Рассматривание, примерка одежды, выделение особенностей конструкции, формы, материала. Обогащённая практика узнавания и моделирования комплектов одежды по признакам назначения и функции. Чтение художественной литературы, рассматривание дидактических альбомов, ряженье, игры с одеждой, отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Отгадай одежду по описанию», «Где шьют одежду», «О чём может «рассказать» одежда?». Разучивание стихотворений и пальчиковых игр.

Ход НОД

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом, улыбнемся! А теперь поздороваемся с нашими гостями и тоже им улыбнемся! Садитесь на стульчики. Сели все удобно. Приготовьте свои пальчики, немного поиграем с ними.

Пальчиковая гимнастика «Гномики – прачки».

Жили-были в домике маленькие гномики: Сжимаем и разжимаем кулачки.

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики. Загибаем пальчики, начиная с больших

Раз, два, три, четыре, пять - пальцев.

Стали гномики стирать. Разгибаем пальчики, начиная с мизинцев.

Токи – рубашки, Трём кулачки друг о друга.

Пики – платочки, Загибаем пальчики, начиная с больших пальцев.

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Мики умница был,

Всем водичку носил.

1. Основная часть.

Молодцы! А сейчас послушайте загадку, которую я для вас приготовила.

Загадка про одежду:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда. Мы сегодня будем говорить об одежде и головных уборах.

В. Что такое одежда?

Д. Что мы на себя надеваем, то одеждой называется.

В. Какие предметы одежды вы знаете еще?

Д. Комбинезон, куртка, пальто, плащ, платье, брюки, рубашка, кофта.

В. Для чего человеку нужна одежда?

Д. От холода спасает, от мороза, чтобы не заболеть. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

Давайте посмотрим на экран. (Слайды)

В. Одежда появилась в глубокой древности как средство защиты от холода, солнца, дождя. Современная одежда очень многообразна. Вся одежда подразделяется на виды: нижнее белье, верхняя одежда (летняя), верхняя одежда (весенняя и осенняя), верхняя одежда (зимняя), спецодежда. Для разных профессий и видов деятельности существует специальная одежда. Посмотрите на экран и расскажите, для кого она предназначена.

Игра «Кто носит эту одежду» (слайды) ( школьники, повара, врачи,

военные, спортсмены).

Физкультминутка.

Мы зимой гуляли - шубы надевали,

Шубы надевали и в снежки играли.

Мы весной гуляли - плащи надевали,

Дети имитируют игру в снежки.

Плащи надевали - лужицы считали.

Летом мы гуляли - шорты надевали,

Летом мы гуляли - платья надевали.

Прыгают.

По лугу ходили - бабочек ловили.

Имитируют ловлю бабочек.

А теперь поиграем в игру «Четвертый лишний» (слайды)

В. Как можно назвать одежду для занятий спортом? (для дома, для работы, для праздников).

Д. Спортивная, рабочая, специальная, домашняя, праздничная, нарядная.

В. Какую одежду носят мужчины? (женщины, дети)

Д. Мужская, женская, детская, взрослая, летняя, зимняя, демисезонная.

В. Ребята, скажите, а откуда берется одежда, кто их шьет?

Д. Верно, из магазина. Как же она туда попадает?

В. Откуда ее берут?

В. Вся чудесная одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея. Одежду шьют из разных тканей: из шелка, меха, кожи, драпа, фланели, хлопка.

В. На чем шьют одежду. На швейной машине.

В. А где шьют одежду? В ателье, в швейной мастерской, на швейной фабрике.

В. Кто такие модельеры? Они придумывают фасон одежды и рисуют его. Потом над моделью работают разные люди закройщики, швеи.

В. София расскажи стихотворение про «Портниха»

Лена куклу нарядила:

Платье новое ей сшила

На подол и рукава

Пристегнула кружева.

Куклу хвалят все игрушки

« До чего же красив наряд!

Лену хвалят все подружки.

«вот портниха» - говорят.

В. А теперь поиграем с мячиком. Игра «Лови и отвечай»

Я буду бросать вам мяч, и задавать вопросы, а вы будете отвечать и бросать мне мяч обратно.

Где продают одежду?

- А кто шьет одежду?

Где шьют одежду

Какие ткани и материалы вы знаете?

Как называется одежда, которую мы носим летом? Зимой?

Кто покупает одежду?

Какая одежда бывает?

Молодцы, ребята, а сейчас назовите мне головные уборы, которые вы знаете.(Шапка, панама, косынка, шляпа, берет, кепка.)

Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то.. .». Поощряется оригинальность ответов.

Что будет, если летом носить меховую шапку? То в ней будет жарко и голова вспотеет.

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке? То зимой можно замерзнуть и заболеть.

Что будет, если в дождь обуться в тапочки? То в них промокнут и замерзнут ноги.

Что будет, если в жару не надеть панамы? То можно получить солнечный удар.

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки? То можно голову продуть и заболеть.

Что будет, если в мороз гулять без варежек? То руки можно отморозить. В осенних ботинках? От можно ноги отморозить. В кепке?

Игра «Выбери одежду по сезону» На столе картинки с предметами одежды, обуви, головные уборы. Детям нужно «разложить» одежду в шкаф, головные уборы «повесить» на крючок, а обувь «поставить» на полочку.

Игра «Назови ласково».

Молодцы. А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Назови ласково», мы с вами будем называть ласково одежду и головные уборы.

Пальто – пальтишко Свитер – свитерок Плащ – плащик

Брюки – брючки Рубашка – рубашечка Платье – платьице

Штаны – штанишки Шапка – шапочка Панама – панамочка

Кепка – кепочка

Игра «Скажи наоборот».

Следующая игра «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы наоборот.

Надевать – снимать Одевать - раздевать

Продавать – покупать Завязать - развязать.

Застёгивать – расстёгивать Гладить - мять Пришивать – отрезать Яркий – бледный Снимать – надевать Толстый – тонкий Вешать – снимать Сухой – сырой Расстёгивать – застёгивать Лёгкий – тяжёлый Завязывать – развязывать Дорогой – дешёвый Чистить – пачкать Длинный – короткий Шнуровать – развязывать

Молодцы, дети. Хорошо справились с заданием.

Упражнение «Детали одежды, головных уборов».

В. Ребята, а какие вы знаете элементы или детали одежды, головных уборов. (деталь одежды – это карман, воротник, манжет, пуговица, петелька, застёжка, кнопка, пояс, молния, штанина; детали головных уборов – поля, козырек, помпон, завязки.)

А я знаю одну музыкальную игру со шляпой. Хотите поиграть? Вставайте в круг.

Сейчас зазвучит музыка, и пока она звучит, вы передаете по кругу шляпу. Как только музыка остановится, тот, у кого в руках оказалась шляпа, надевает ее на голову и называет детали одежды.

В. Молодцы ребята. А сейчас приглашаю вас за столы. Проходите пожалуйста, и садитесь.

Работа за столом

У вас на столах листы с заданиями. Вам нужно показать, стрелкой кто во что обут, приступайте к работе.

Анализ занятия

Молодцы, ребята!

Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами на занятии говорили?

Что нужно делать, чтобы одежда была чистой и вы выглядели в ней опрятно?

Д. Бережно относится к одежде, уважать труд своих мам, бабушек.

Какие задания выполняли?

Молодцы, сегодня на занятии все хорошо работали и занятие окончено. До свидания.

СКАЗКА ПРО ТО, КАК ОДЕЖДА ОБИДЕЛАСЬ

Ирина Гурина

Жил-был мальчик Андрюша. Он очень не любил одеваться. Летом бабушке удавалось с ним справиться, потому что ничего особенного одевать на Андрюшу не приходилось, а вот с наступлением холодов начиналось трудное время.

Не хочу, не буду, не одену… - кричал Андрюша и убегал от бабушки.

Но однажды случилось вот что.

Андрюша с бабушкой как всегда собирались гулять.

Надень колготочки, - упрашивала бабуля.

Не буду! – отпихнул бабушкины руки Андрюша.

Почему? – расстроилась бабушка.

Они некрасивые, - ответил Андрюша.

А какиеколготочки ты бы хотел?

Я бы… Я бы… Я бы хотел зеленые, как листики на деревьях. Вот! – выпалил Андрюша и победоносно посмотрел на бабушку. В это мгновение колготки вдруг превратились в две тонкие ветки, покрытые густой зеленой листвой.

Ой, что это? – удивился Андрюша.

Колготки, как ты хотел, - ответила бабушка.

Ветки изогнулись и звонко шлепнули вредного Андрюшу по попе.

Ай, они дерутся, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – А свитер тебе тоже не нравится?

Не нравится! Он противный, колючий!

А какой свитер ты хочешь?

Я хочу, чтобы он был мягкий, как птичий пух! – ответил Андрюша.

Внезапно свитер взмахнул рукавами и превратился в огромную птицу. Птица вытянула шею и постаралась ущипнуть непослушного мальчишку за коленку.

Ай, он щиплется, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А комбинезон ты наденешь?

Нет. У него слишком много всяких застежек, я не люблю засовывать руки в рукава и ноги в штанины! Я хочу, чтобы он был живой и сам на меня надевался!

Раз! И комбинезон ожил, затопал штанинами, захлопал рукавами и замахнулся на Андрюшу.

Ай, чего это он, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такой, - ответила бабушка. – А ботиночки ты тоже не любишь?

Нет, у них шнурки. Я не хочу их завязывать. Хочу, чтобы они сами налезали мне на ноги, и чтобы никаких шнурков не было!

В это мгновение шнурки, как две юркие змейки, выскочили из ботинок и куда-то уползли. А сами ботинки превратились в двух маленьких собачек и, свесив язычки, начали наскакивать на Андрюшу, пытаясь его укусить. - Ай, они кусаются, - испугался Андрюша.

Но ты сам захотел такие, - ответила бабушка. – Ну, а шапочка тебе тоже не по нраву?

Нет, - упрямо ответил Андрюша. – Она плохая, с помпоном! А я хочу, чтобы у нее были ушки, как у медвежонка!

Тут же помпон подпрыгнул как мячик и ускакал вслед за шнурками. А шапка превратилась в ушастую медвежью голову, да как зарычит:

Ну, что тебе еще не нравится, вредный мальчишка. Давай одеваться. Теперь все вещи такие, как ты хотел!

Бабушка, - заплакал Андрюша. – Я хочу, чтобы вернулись мои старые вещи. Расколдуй их, пожалуйста!

Как же я их расколдую, если ты их такими сделал. Только ты можешь вернуть все обратно.

Колготочки, свитер, комбинезон, ботинки, шапочка! – закричал Андрюша. – Вернитесь, пожалуйста, ко мне! Я теперь всегда буду одеваться сам и не буду спорить с бабулей!

Раз! И зеленые ветки превратились в Андрюшины синие колготочки. Два! И злая птица сложилась на стуле аккуратным свитерком. Три! И комбинезон послушно лег рядом. Четыре! И откуда–то приползли шнурки, а собачки перестали тявкать и превратились в Андрюшины ботиночки. Пять! Пестрым мячиком прискакал помпон, прыгнул на медвежью голову, и она опять стала Андрюшиной шапочкой!

Ура! – обрадовался Андрюша. – Здравствуйте мои дорогие вещи! Какие вы, оказывается, замечательные. Бабуля! Давай одеваться и пошли гулять. Я обязательно должен рассказать друзьям эту волшебную историю.

КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА.

Константин Ушинский

Видела Таня, как отец её горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

Что ты, тятя, делаешь?

А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке.

Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли. Недели через две покрылась полоска зелёной шелковистой травкой и подумала Таня: "Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка". Раза два мать и сёстры Тани приходили полоску полоть и всякий разговорили девочке:- Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло ещё несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки. "У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала".

Когда цветочки опали, то на место их показались зелёные головки. Когдаголовки забурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён скорнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезывать, а потом потопили в речке безголовые пучки и ещё камнем сверху завалили, чтобы не всплыли. Печально смотрела Таня, как её рубашечку топят; а сёстры тут ей опять сказали:- Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить, сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лён чесать железным гребнем, пока не сделался мягким и шелковистым.

Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сёстры. Но Таня подумала:

"Где же тут рубашка? Это похоже на волоски Васи, а не на рубашку".

Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани надели лён на гребни и сталииз него нитки прясть.

"Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?"

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сёстры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые как снег рубашечки.

О чем мы говорили на занятии?

Перечислите осеннюю одежду, головные уборы.

ЗАГАДКИ

Вы внимательны, как прежде. И загадки про одежду сразу отгадаете, потому, что знаете, в чём гулять, а в чём играть, в чём укладываться спать. Что зимой надеть, что-летом, в этом нет для вас секрета.

От холода и снега согреет, где б ты ни был.

Пусть в ней похож ты на мишутку, зимой наденешь что ты? (шубку)

Оно из шерсти иль из драпа, из меха-воротник богатый.

А чтобы вы не заболели, согреет вас от злой метели! Отгадайте, это что? Это - (зимнее пальто)

Ветер дует-дует - никак не сорвёт! Солнышко пригреет - само спадёт. (Пальто)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (варежка)

А ну-ка, ребята, кто угадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (варежки)

Едва повеяло зимой, они теперь всегда с тобой. Согреют две сестрички, зовут их (рукавички).

Пять мальчиков, пять чуланчиков. Разбежались мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик –в свой чуланчик. (пальцы в перчатке)

Пять чуланов, одна дверь. (Перчатка)

Я как зонт не промокаю, от дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою. Ну, так что же я такое? (плащ)

Рукав длинный, иль короткий, планка, иль косоворотка, на груди кармашки. Что это? (рубашка)

Дуйся-не дуйся, а через голову суйся. Попляши день-деньской и пойдёшь на покой. (рубаха)

Входишь в одну дверь, а выходишь из трёх. Думаешь, что вошёл, а на самом деле-вышел (рубашка)

Вход один, а комнат-две. Маша в домик входит и в нём гулять уходит (колготы)

По дороге я шёл, две дороги нашёл и по обеим пошёл (брюки)

Зимой наденешь шапку, шубку. А летом что? Футболку.. (юбку)

Как избавиться от скуки? Надоели джинсы, брюки. Веселее стать мне, что поможет? (платье)

Оля, наша, на песочке мирно загорает. Что для этого надеть, Оля точно знает! (Купальник)

Знаю я друзья на «пять» в чём мне спать, а в чём гулять!

Днём на солнце я в панаме, ночью сплю я в чём? (в пижаме).

Кто мало кушает конфет, и не любит тортики, летом будет очень стройным и наденет…(шортики)

Спортивную одежду не знает лишь невежда. На теннисные корты что надевают? (шорты)

Нарядненький Серёжка – на груди-дорожка (галстук)

Яркая, короткая тканая бородка. По рубашке бежит, на груди лежит (галстук).

Днем обручем, ночью змеей. (Пояс)

Всё в шерсти, а кожи нет. В них упрячешь две ноги, и в мороз гулять беги (валенки)

Снег на улице, мороз! Что надеть мне, вот вопрос. Босоножки не годятся, будут все вокруг смеяться. Чтобы не замёрзли ножки, нужно нам надеть…(сапожки)

Бывает снег весной летает, на землю падает и тает. Тогда на валенки в порошу наденем мы с тобой…(галоши)

Если дождик-мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять-нам под вешалкой стоять (рез.Сапоги)

Два братца ростом по колено с нами гуляют, от воды защищают (рез.Сапоги)

Отгадай загадку, кто мы? В ясный день сидим мы дома, если дождь – у нас работа: топать, шлёпать по болотам (рез.Сапоги).

Сшили их из чёрной кожи, в них теперь ходить мы можем. И по слякотной дороге не промокнут наши ноги(сапоги)

Стоят в прихожей две трубы, чернокожие столбы. Сунул в них ноги, зашагал по дороге (сапоги)

Добрый дом для каждой ножки-это тёплые (сапожки)

Каблукастые подружки не отстанут друг от дружки.

То на улицу, то в дом, и всегда вдвоём, вдвоём (туфли).

Всегда шагаем мы вдвоём, похожие как братья.

Мы за обедом-под столом, а ночью-под кроватью (тапки)

Что же летом на ногах, летом жарко в сапогах. Чтоб рады были ножки, надену (босоножки)\

Их в былые времена надевала вся страна. Но теперь наденешь вряд ли

Ты из лыка липы… (Лапти)

Мы покинули кроватки, в зал выходим для зарядки,

Чтобы прыгать, как орешки, все скорей обуем… (Чешки)

И не туфли, не ботинки, но для ног они нужны.

Без застёжек и резинки, всунул ноги и - иди.

Торопиться в них нельзя - с ног в момент они слетят. (Шлепанцы)

Отгадай загадок ворох, все о головных уборах. Какие бывают, с чем надевают, как носят, обо всём спросим!

Вязаным корытом горка накрыта. Круглая горка спряталась в норке.

Лес на горке стих да к земле приник. Горка под корытом от холода укрыта.

Ты ту тайну разгадай, да корыто опознай! (шапочка)

Чтоб мои не мёрзли уши, стану мамочку я слушать.

И надену не спеша я что-о тёплое, с ушами! (ушанка)

Коль простудиться не хотите, наседку тёплую купите.

Пусть погода будет зябкой – голову согреет…(шапка)

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу - привечу. (Шапка)

У дяденьки на голове-поля! Но это вовсе не земля (шляпа с полями)

Если модной хочешь быть, успевай за ней следить!

Даже цвет твоих перчаток должен подходить под..(шляпу)

Как спортивный стиль решают? Шорты, кеды надевают, разноцветную футболку.

А на голову?...(бейсболку)

Головной убор крестьяне выбирали себе сами. И работать, и гулять. Что же нужно повязать? Собирали в узелок из материи…(платок)

Меня на голову надень и бегай в самый жаркий день.

А снимешь-недовольна мама. Я шляпа летняя… (панама)

Я любой девчонке прикрою волосёнки. Прикрою и мальчишкам стрижки-коротышки.

От солнца я защита, для этого и сшита (панама)

Твоя бабушка повяжет, а потом тебе расскажет, что за головной убор знает, любит с давних пор. Даст материи кусочек, повяжи и ты …(платочек)

Что за головной убор мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой любят надевать…(фуражку)

Он военными любим, по форме им необходим. Он в десанте-знаковый, он бордовый, краповый. Ты отважен, спору нет. Коли так- бери …(берет)

С виду нам напомнит лодку головной убор-…(пилотка)

СЧИТАЛКИ

Раз, два, три, четыре, пять -собираемся гулять. Завязала Катеньке шарфик полосатенький.

Наденем на ножки валенки-сапожки, пойдем скорей гулять, прыгать, бегать и скакать

Раз! Два! Три! Четыре! По дорожке я скачу. Раз! Два! Три! Четыре! Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре! Обломился каблучок. Раз! Два! Три! Четыре! Заблудился башмачок.

Программное содержание:

Развивать системность мышления в процессе расширения

знаний о предметах одежды.

Различать и называть существенные детали головных уборов,

группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции

предметов.

Активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама,

каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка,

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых

изготавливаются предметы.

Создать образы головных уборов, сделанных из материалов:

дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод

фокальных объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей на тему: «Головные уборы»

Программное содержание:

Развивать системность мышления в процессе расширения

знаний о предметах одежды.

Различать и называть существенные детали головных уборов,

группировать их по функциональному признаку.

Уметь выделять главные и второстепенные функции

предметов.

Активизировать и обобщать словарь: шапка, шляпа, панама,

каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка,

папаха.

Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых

изготавливаются предметы.

Создать образы головных уборов, сделанных из материалов:

дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод

фокальных объектов.

Материал:

Головные уборы разного назначения (картинки) .

Две шапки (мятая, старая и аккуратная, красивая) .

Шапка - ушанка и шляпа.

Иллюстрации - схемы, головной убор повара.

Две атласные ленточки, хрустальная ваза, деревянный кубик,

бумага, металлическая миска.

Ход занятия:

Беседа по пословице «По Сеньке и шапка».

Представим себе, что где-нибудь в селе жили два Сеньки. Один был ленивый, неряшливый, все делал кое-как, и дом у него плохой, крыша дырявая, и шапка был на нем (какая… Вот эта - мятая, неказистая (показываю старую шапку). Про него и говорили с усмешкой: «По Сеньке и шапка! »

А другой Сенька был ловкий, дом у него исправный, забор всегда починен, одевался он опрятно, и шапка у него была (какая… Аккуратная, красивая – вот эта.)

Про такого люди говорили с уважением, как - бы любуясь им: «По Сеньке и шапка! »

А, что означает слово «шапка»?

(Было дано задание нескольким детям, чтобы они с родителями узнали происхождение слова "шапка" и они выяснили, что слово «шапка» нерусское. Оно произошло от французского «шапо»или «шап»- что значит- покрышка). Рассказ детей.

Для чего нужны шапки- покрышки? (Чтобы голове было тепло; от солнца голову закрывать, чтобы не пекло; от дождя, чтобы голова не намокла) .

Какие головные уборы покрывают голову летом? (Косынки, панамы, бейсболки, пилотки) .

Какая главная работа у этих головных уборов? (Защищать голову от солнца) .

Какими они должны быть? (Легкими) .

Назовите осенние головные уборы. (Капюшон, вязанные шапки) .

Какими должны быть головные уборы зимой (Зимние шапки должны быть теплыми, меховыми или пуховыми). А если шапка вязаная, не очень теплая, можно еще платок надеть вниз, чтобы теплее было.

Рассмотрение подсистемных признаков шапки в сравнении задание: Чем шапки и шляпы похожи? Отличаются?


А чем раньше покрывали голову, когда еще не было ниток и люди не умели шить и вязать? (От солнца можно было какой-нибудь большой лист найти и накрыть им голову) .

А зимой? (Из шкур зверей мастерили) .

Чем современные шапки отличаются друг от друга? (Цветом, меховые, вязанные, с узорами, с цветами и т. д.) .

КОНКУРС «Головные уборы сказочных героев» .

А сейчас поиграем в игру и узнаем, кто лучше знает сказки и сможет назвать их по головным уборам главных героев.

У меня на столе картинки, которые лежат изображением вниз. На них изображены головные уборы сказочных героев (колпачок

Буратино, шляпа Гулливера, красная шапочка, бабушкин чепец, шляпка старухи Шапокляк, шлем древних воинов-витязей, чалма для волшебника, шапка-невидимка). Водящий будет крутить волчок, брать картинку на которую указывает стрелка и отгадывать сказку.

За правильный ответ получаете фишку. Победителей ждет приз.


(Итоги конкурса )

(Воспитатель вносит белую шапочку, надевает на ребенка (куклу) .

Как вы думаете, кем работает Оля, если она надела эту шапочку?

(Медсестрой, врачом) .

Кто еще носит белую шапочку (Продавец, повар, мл. воспитатель) .

Вот повар в белом колпаке

Стоит с половником в руке.

Готовит суп он из гороха,

И получается неплохо.

Для чего надевают колпаки повар и продавец? (Чтобы волосы не

мешали работе: не падали на глаза и не попадали на продукты).

Значит все люди надевают белые шапочки на работе (Нет, не все) .

Может расскажете мне, какие головные на какой работе надевают?

(На стройке – каски; милиционеры, офицеры – фуражки; солдаты-

пилотки; мотоциклисты – шлемы; водолазы – скафандры и т. п.)

Посмотрите на эти ленточки. Какой головной убор они напоминают?

(Бескозырку) .

Как вы думаете, для чего на бескозырке длинные ленты?

Могут ли они помочь морякам в ветреную погоду?

(Их подвязывают под подбородком) .

А сейчас я приглашаю вас в свою «фантастическую» мастерскую и

предлагаю поэкспериментировать с необычными головными уборами.

У меня в сундучке есть разные предметы. Представим, что это-

шляпы (хрустальная ваза, деревянный кубик, металлическая

миска, бумага) .

Игра «Хорошо- плохо»

Шляпа «Хрустальная ваза»:

Что хорошего в такой шляпе? (Она красивая, прозрачная,

сверкающая, оригинальная) .

Что плохо? (Шляпа может разбиться, холодная, тяжелая) .

Кто может носить такую шляпу? (Стеклянный человек, Снежная

Королева)

Шляпа «Деревянный кубик»:

Что хорошо (Прочная, не промокает, экологически чистая, надеж-

ная)

Что плохо? (Тяжелая, твердая, неудобная)

Кто может такую шляпу носить? (Дедушка - Добрынюшка – в

деревянной шапке, он же деревянный)

Шляпа «Бумага»

Что хорошо? (Ее не надо покупать, можно сделать самому пилотку

от солнца, она легкая и т. д.)

Что плохо? (Может намокнуть, легко порваться)

Кто может носить? (Бумажные куклы, Петрушка, мы сами.)

Шляпа «Железная миска»

Что хорошо? (Непромокаемая, не поломается, не разобьется)

Что плохо? (Тяжелая, на солнце перегревается, зимой – холодно)

Кто может носить? (Железный дровосек)

А теперь попробуем сами придумать необычные головные уборы,

может быть даже головные уборы будущего.

(Изготавливают головные уборы из отдельных деталей и украшают

бросовым материалом.)


Что в ваших уборах можно делать? Какую работу выполнять?

(Ответы детей.)

Устроим выставку головных уборов.