Открытое занятие по речевому развитию. Открытое занятие по развитию речи в старшей группе детского сада Открытое занятие по развитию речи


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

По теме: «Путешествие по острову Вежливости» .

Цель : формирование культуры общения.

Задачи:

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться.

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения. Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход образовательной деятельности:

Ребята, вы любите путешествовать?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим, насколько вы вежливы и воспитаны. Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить, что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ. ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова.

Здравствуйте.

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! — тебе сказали,

Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба» .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается - выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это -

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку -

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» . ( Музыка из мультфильма «Кот Леопольд»)

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный квадратик. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный - что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым.

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым - значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым - значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда - один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. (слайд1)

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

2. Проводится игра «Угадай по голосу» .

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова, а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись!

Вот и закончилось наше путешествие. С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

Юлия Кругликова
«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну сказок»

Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература.

Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и создать радостное эмоциональное настроение при общении с взрослым и сверстниками.

Задачи:

Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам.

Формировать эмоциональную отзывчивость

Развивать воображение, память, внимание; речь детей, инициативу.

Активизировать в речи детей: название сказок, имена сказочных героев.

Воспитывать любовь и интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: видеопроектор, флешка с презентацией, карта (пустая, записка, две разрезные картинки-пазлы, мяч, книжки по кол-ву детей.

Ход занятия:

Под весёлую музыку дети входят в зал,приветствуют гостей и встают в круг взявшись за руки.

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Справа друг и слева друг,

Улыбнемся всем вокруг!

Замечательно! От ваших улыбок в зале стало светлее.

Ребята, вы готовы поиграть? (Да)

Тогда я предлагаю вам удобно расположиться на стульях.

Много сказок есть на свете

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И конечно поиграть.

А вы, любите сказки? (Да) Замечательно!

Сказка – это счастье и тому, кто верит, сказка непременно отворит все двери.

Далеко-далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, за тридевять земель, в Тридесятом царстве, в Тридесятом государстве находится огромная страна Сказок.

Воспитатель: Хотите отправиться в сказочное путешествие? Как же нам добраться в эту Страну Сказок? Предложения детей.

Хорошо, я вас выслушала, но сегодня предлагаю добраться в эту страну по волшебной карте, где указан нам путь.

(Воспитатель разворачивает карту, а это не карта, а пустой лист)

Воспитатель: Что это! Посмотрите, ребята, вы что-нибудь видите, здесь же ничего нет! Диана, посмотри, ты что-нибудь видишь? Ничего не понимаю, кто это так пошутил. Как же нам быть, что делать?

А вот какая-то записка. Сейчас узнаем, от кого она и о чём в ней говорится.

Это я украла у вас волшебную карту, больше вы её не увидите. Есть у меня одна книга, не простая, волшебная книга Сказок, в которой находятся для вас трудные задания. Если вы выполните все задания правильно, то я вам помогу попасть в страну Сказок. Баба яга!

Воспитатель:

Ну что, ребята, выполним задания Бабы - Яги, не испугаемся трудностей? Тогда, вперёд! (Слайд № 2)

Ребята, что вы видите на экране? (Книгу). Какая книга? (Ответы детей). Много в ней страниц? (Много). Значит, заданий будет много! Готовы ли вы их выполнять? (Да). Хорошо! Отправляемся в страну Сказок!

1 задание: “Ушки на макушке” (Слайд № 3)

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) – Слайд № 4

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) – Слайд №5

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята) – Слайд № 6

На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок) – Слайд № 7

Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению) – Слайд №8

Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди) – Слайд № 9

2 задание: «Угадай название сказки?» (Слайд № 10)

Вам нужно посмотреть внимательно на иллюстрацию и назвать название сказки?

Сказки просят: «Друзья, узнайте нас!»

– «Красная Шапочка» (Слайд № 11)

– «Приключения Буратино» (Слайд № 12)

– «Три Медведя» (Слайд № 13)

3 задание: “Угадай-ка” (Слайд № 14)

(Слайд № 15)

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

4 задание: «Что напутал художник в сказке?» (Слайд № 16)

Старик поймал Колобка. (Слайд № 17)

Буратино и золотое яичко. (Слайд № 18)

Коза и 7 цыплят. (Слайд № 19)

Разминка «Баба Яга» (Слайд № 20)

(Слайд № 21) - Баба Яга

В тёмном лесу есть избушка (шагают на месте)

Стоит задом наперёд (поворачиваются)

В той избушке есть старушка (грозят пальцем)

Бабушка Яга живёт (грозят другим пальцем)

Нос крючком (показывают пальцем)

Глаза большие (показывают)

Словно угольки горят (покачивают головой)

Ух, сердитая такая (бег на месте)

Дыбом волосы стоят (руки вверх)

5 задание: «Сказочное лото» (Слайд № 22)

Детям предлагаются разрезные картинки-пазлы: разделиться на 2 подгруппы, собрать картинку и сказать название сказки.

Трудно сказочку сложить,

Но не надо нам тужить,

Дружно, смело и умело,

С вами мы взялись за дело!

Молодцы ребята! Правильно выполнили задание.

6 задание: «Какому сказочному герою принадлежит этот предмет?» (Слайд № 23)

Слайд № 24 –золотой ключик; Слайд № 25 – Буратино.

Слайд № 26 – шапочка красного цвета; Слайд № 27 – Красной шапочке.

Слайд № 28 – золотое яичко; Слайд № 29 – курочке Рябе.

7 задание: игровое упражнение с мячом «Дополни имя сказочного героя» (Слайд № 30)

Для выполнения этого задания, давайте ребята встанем в круг. У сказочных героев есть двойные имена и названия. Поэтому сейчас будем передавать мяч по кругу и дополнять имена. Я говорю первое слово, например, Елена, а вы следующее – Прекрасная и т. д.

(Елена – Прекрасная, Василиса – Премудрая, Кощей – Бессмертный, Сестрица – Алёнушка, Братец – Иванушка, Змей – Горыныч, Крошечка – Хаврошечка, Мальчик – с – пальчик, Иван – Царевич, Лягушка – Царевна, Змей-Горыныч и т. д.)

(Слайд № 31) Нужно проговорить заклинание:

Лорики, скорики, бумс!

Дети хором повторяют заклинание.

Слайд № 32 - волшебная книга

Слайд № 33 – страна сказок (замок)

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, в какие игры вы играли, путешествуя по сказкам, какие выполняли задания? (Ответы детей)

Что было интересно и запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось с вами путешествовать! А за ваши старания страна Сказок дарит вам волшебный сундучок со сказками. (Слайд № 34)

Сказочная Страна дарит вам книжки, на страницах которых вы встретитесь со сказочными героями.

Нам сказки дарят чудо,

А без чудес нельзя!

Они живут повсюду,

И нам они друзья!

Под весёлую музыку дети отправляются в группу.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе – Прекрасная Страна слов

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).

Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.

Упражнять в делении слов на слоги.

Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

Упражнять в координации речи с движениями.

Развивающие задачи: формировать у старших дошкольников представление о понятии «фантазия».

Учить фантазировать, развивать образное представление.

Упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания.

Воспитательные задачи : Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

Развивать эмоциональную сферу детей.

Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее, облака, небо, голубо; река: течет, журчит, плывет, шумит; рыбы: сом, карась, окунь, щука, рыба – молот, дельфин, скат; улыбка, добрый, нежный, прекрасный.

Форма проведения: игра – путешествие

Материалы и оборудование: солнце, речка, камешки округлой формы, корзина, «волшебный ключик», аудиозаписи: «Волшебная музыка», «звуки реки», песня «Облака – белогривые лошадки» (муз. В. Шаинский)

ХОД ИГРЫ – ПУТЕШЕСТВИЯ

В группу входит педагог в образе Феи и приглашает детей в путешествие в волшебную Страну слов.

Фея . Здравствуйте, мои милые дети! Спасибо, что откликнулись на моё приглашение и пришли ко мне в гости. Я – Фея из Страны слов! Попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети. Хотим!

Педагог. Тогда я предлагаю вам совершить путешествие по моей стране. Так как моя страна необычная, то и путешествие мы отправимся необычным образом – с помощью фантазии. А что это такое, вы знаете?

Ответы детей.

Фея. Фантазия – это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что – то выдумываем, представляем, то, чего на самом деле нет.

Фея. Итак, в мою волшебную страну мы попадем с помощью фантазии. Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим леса, поля, слышим журчание реки, чувствуем свежий запах воздуха после дождя. (Звучит «волшебная музыка»). Вот мы и прибыли. Откройте глаза. Чтобы узнать, куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать мою загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце. Догадались?

Дети. Это – солнце!

Вместе с Феей дети, взявшись за руки идут по «тропинке» и обращают внимание на изображение солнца.

Фея. Посмотрите, какое замечательное солнце! От его света мир становится прекрасней. Протяните ладони к солнышку, погрейте их. А теперь теплыми ладошками дотроньтесь до вашего лица. Давайте погладим его.

Массаж лица: Личико солнце согрело, потеплело, потеплело.

Дети выполняют поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей.

Наши ручки потянулись, наши губки улыбнулись.

Медленно тянут руки вверх, улыбаются.

Фея. Как можно сказать о солнышке? Какое оно?

Ответы детей.

Фея. Давайте с ним поиграем.

Пальчиковая гимнастика.

Дети встают в круг.

Солнышко, солнышко, погуляй у речки… Дети шевелят пальцами обеих рук, имитируя ходьбу

Солнышко, солнышко, разбросай колечки! Быстро сжимают и разжимают кулаки

Мы колечки соберем, золоченые возьмем. Выполняют хватательные движения с щепотью

Покатаем, поваляем… Круговыми движениями трут ладонью о ладонь

И назад тебе вернем. Поднимают руки вверх раздвинув пальцы.

Фея. Молодцы! А что вы можете сказать о небе? Каким оно бывает?

Ответы детей

Фея. Прекрасно! А теперь присядьте, отдохните, на облака посмотрите.

Звучит аудиозапись песни « Облака – белогривые лошадки».

Фея. Как быстро по небу бегут облака. Похоже одно на Конька – горбунька.

Другое распахнуто, словно пальто. А третье похоже не знаю на что.

А вы когда – нибудь видели облака? На что или на кого они были похожи?

Рассказы детей. Фея очень внимательна к детям: улыбкой, поощрительными жестами поддерживает речевую инициативу и речевую самостоятельность детей.

Фея . А вы знаете, что слова можно найти везде?

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слово!

Найдите слова на небе, прохлопайте их. (Солнце, облака) Сколько раз хлопнули? Значит, столько слогов в этих словах? (Два, три.) Теперь найдите слово на земле и также прохлопайте его(дети выполняют задание) Назовите предметы, изображенные на панно, прохлопайте их по слогам.

Какие интересные слова! Скажите что делает река?

Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.

За каждое названное слово Фея дает детям камешки.

Фея. Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками, покатайте их в ладонях. (Через минуту собирает камешки.) Вернем камешки реке и скажем ей за игру « спасибо» (Звучит аудиозапись « Звуки реки») , а теперь представьте себе, что мы плывём по теплой речке.

Мы плывём по тёплой речке, тихо плещется река. Дети имитируют движениями рук плавание в воде.

В небе тучки, как овечки, Разбежались кто куда. Выполняют потягивания – руки вверх и в стороны.

Вот летит большая птица, плавно кружит над рекой. Выполняют движения руками, имитирующие махи крыльями.

Наконец она садится на корягу под водой. Садятся на несколько секунд в глубокий присед.

Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть – погуляем. Выполняют ходьбу на месте.

А теперь глубокий вдох – и садимся на песок. Садятся на ковер.

Фея. Как промолвит речка волшебное словечко – засыпают раки, позабыв о драке.

Как вы думаете, дети, кто еще может жить в реке?

Дети . В реке могут жить рыбы.

Фея . Ах, дети, дети, у меня случилась беда – моих рыб заколдовали. Без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.

Фея открывает картинки, прикрепленные к мольберту. Дети называют их хором или индивидуально. Правильно названные картинки дети относят к реке.

Фея . А какие рыбы у нас остались?

Дети. Дельфин, скат, рыба – молот.

Фея. Почему они не могут жить в реке?

Педагог подводит детей к тому, что морские рыбы живут в море или в океане.

Молодцы, ребята! Вы мне очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться, и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают последние слова).

Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),

Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),

Если это рыбище – у неё… (улыбище)

Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.

(Берет корзину с конфетти)

Дует теплый ветерок, у меня есть кузовок.

В нем прекрасные слова, слова любви, слова добра.

Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «улыбка»! Вот вы и улыбнулись. А вы знаете прекрасные слова? Тогда добавьте их в мой кузовок.

Дети передают кузовок друг другу называя «прекрасные слова».

Фея. А кузовок – то мой – волшебный. Все ваши замечательные слова он превратил в частички тепла, добра и нежности. Пусть они разлетятся по всему миру. Отправьте их в путешествие: вдохните носом, губки «трубочкой», плавно выдыхайте через рот.

Дети достают из корзинки конфетти и сдувают с ладоней.

Фея. Вот наше путешествие и подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Закройте, пожалуйста, глаза. Вот мы и дома. Откройте, пожалуйста, глаза. Где вы были? Что вы узнали нового?

Дети делятся своими впечатлениями.

Фея . Теперь вы знаете, друзья, что есть чудесная страна! Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда радовали друг друга прекрасными и добрыми словами. А на память о нашем путешествии я дарю вам «ключики» от «Волшебной Страны слов». Возьмите эти волшебные «ключи» и фантазируйте. Уверена, что вы узнаете ещё очень много новых и добрых слов.

Фея провожает детей и прощается.

МБДОУ ЦРР детский сад №13 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
«Зимняя СКАЗКА О лете».

СОСТАВИЛА: Коваленко Л.Н., воспитатель 2 квалиф. категории.

Г.О. СПАССК – ДАЛЬНИЙ, 2014 год.

ЦЕЛЬ: закрепление представлений детей о временах года (лете и зиме).
ЗАДАЧИ:
1.Формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.
2.Учить группировать предметы по определенному признаку.
3.Продолжать учить составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам.
4.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.
5.Познакомить детей с разными значениями многозначного слова «игла».
6.Обогащать лексику детей родственными словами.
7.Упражнять в делении слов на слоги.
8.Развивать наблюдательность, внимание, память.

Материал. Фланелеграф. Декорации летнего леса. Картинки с летними и зимними сюжетами, с изображениями предметов (для игры «Прошагай слова»). Картинка «Ежи» из пособия «Дикие животные». Флажки с изображениями «веселого» и «сонного» солнца – на каждого ребенка. Презентация «Многозначные слова». Куклы бибабо (еж, лиса).

Ход деятельности.
Орг. момент.
Ведущий: « Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!»
Ребята, посмотрите друг на друга, на наших гостей, улыбнитесь и подарите всем хорошее настроение.
Собрались все дети в круг. Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться?
Я - Лариса Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя зовут, ласково.
Здравствуйте, милые дети, вы прекрасней всех на свете. Вот таких хороших, пригожих я приглашаю поиграть. Сегодня мы с вами побываем в сказке, но чтобы в нее попасть, нужно отгадать загадки.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, купаться приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(Лето).
Дел у меня немало: я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лед реки убираю,
Белю поля, дома - зовут меня...(Зима).
(Подводит детей к фланелеграфу, на котором выставлены картинки с летними и зимними сюжетами).
Что такое?! Все картинки перепутались! Разложите их по временам года.
(Дети выполняют задание, объясняя свой выбор).
Какое сейчас время года? (Лето). Давайте отправимся в летнюю сказку.
Ой, кто это шевелится под кустом? (Достает ежа – куклу бибабо.) Д а ведь это ежик! Здравствуй, ежик!
Еж (за него говорит ведущий). Здравствуйте! Очень рад вас видеть. Мне так скучно одному, давайте поиграем. Проводится разминка «Еж».
Вот свернулся еж в клубок, может ежик ты продрог?
(Дети садятся на корточки, обхватывают колени руками.)
Солнца луч ежа коснулся – ежик сладко потянулся!
(Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Хитрый ежик, хитрый еж, на клубочек он похож.
(Вытягивают руки перед собой, сжимают кулаки, делают ими вращательные движения.)
На спине иголки очень-очень колки.
(Несколько раз сжимают и разжимают кулаки.)
Еж по тропке побежал, нам колючки показал.
(Руки сгибают в локтях, соединяют пальцы в щепоть.)
А колючки тоже на ежа похожи.
(Поднимают руки над головой, делают вращательные движения кистями.)
На ежа мы поглядим, молочка ему дадим,
(Ладони складывают черпачком.)
Но не тронем колкие на спине иголки мы.
Еж (смотрит на сюжетные картинки). Что это такое?
Ведущий. Дети разложили картинки, на которых нарисованы лето и зима.
Еж. Зима?! Что это такое? После лета приходит осень - время, когда я засыпаю в теплой норке. Просыпаюсь я весной. А что происходит, пока я сплю, не знаю.
Ведущий. Мы расскажем тебе о зиме. Ты, ежик, будешь составлять предложения о лете, а дети – о зиме. Договорились?
Еж. Летом земля покрыта зеленой травой. А зимой? (Зимой земля покрыта белым снегом.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой деревья стоят без листьев, на их ветках лежит снег.)
Летом на деревьях растут листья. А зимой? (Зимой реки и озера замерзают, покрываются льдом.)
Ведущий. Ежик, теперь ты знаешь, что происходит зимой?
Еж. Какие вы молодцы, умеете составлять такие длинные предложения. Я многое узнал от вас о зиме. Интересно, что вы делаете в это холодное время на прогулке?
Проводится разминка «Зимой».
Дети идут по кругу и в соответствии с текстом выполняют движения.
Ведущий.
Мы зимой в снежки играем, по сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим, на коньках по льду скользим.
Еж. А зимой солнце светит? Какое оно, зимнее солнце? (Бледное, холодное.)
Проводится игра «Зима-Лето». Ведущий зачитывает предложения. Если в них говорится о лете, дети поднимают флажки с «веселым» солнцем и улыбаются, если о зиме - поднимают флажки с «сонным» солнцем и хмурятся.
Ребенок читает стихотворение.
МЫ СНЕЖНУЮ БАБУ ЛЕПИЛИ ВЧЕРА,
И ШЛЯПА У БАБЫ БЫЛА ИЗ ВЕДРА,
А НОС ИЗ МОРКОВКИ, А РУКИ ИЗ ПАЛКИ,
МЕТЛА ИЗ МЕТЛЫ, А КОСА ИЗ МОЧАЛКИ.
НО СОЛНЦЕ ПРИПЕКЛО СЛЕГКА –
И СНЕЖНАЯ БАБА БЫЛА ТАКОВА.

Дима пошел на речку купаться. Весело стрекочут кузнечики. Дети на поляне лепят снеговика. Маша и Марат взяли санки и побежали кататься с большой горы. Прошел дождь, и над рекой появилась радуга. Морозно на улице, дует холодный ветер.
Еж. Вы так много знаете о временах года! А вот обо мне, еже, что вам известно?
Ведущий. Дети знают много загадок о ежах.
Дети.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки - ни одной.

В клубок свернется, а взять не дается.

Лежала между елками подушечка с иголками.
Тихонечко лежала, потом вдруг убежала.

По тропинке идет, лес на спинке несет.
Проводится ритмическое упражнение «Ежик и барабан».
Дети хором произносят текст и выполняют движения по показу ведущего.
С барабаном ходит ежик: бум-бум-бум!
Целый день играет ежик: бум-бум-бум!
С барабаном за плечами: бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно: бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он: бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он: бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались: бум-бум-бум!
И удары раздавались: бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули: бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули: бум-бум-бум!
(Г.Виеру.)
Ведущий. А еще дети знают много стихов про ежей.
Дети.
На заре в лесу спросонок умывается ежонок.
Мать – ежиха таз берет, мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину не потрешь родному сыну.
Ходит по траве лесной он с немытою спиной.
Вот как, посудите сами, дело обстоит с ежами.
Хорошо, ребята, все ж, что никто из вас не еж!
(Г. Виеру.)
В траве живой колючий мяч щетинится и ежится.
- Ну, покажись, дружок, не прячь свою смешную рожицу!
Но ежик фыркает, бормочет – со мной знакомиться не хочет.
(Г.Сапгир.)
Еж оценивает четкость и выразительность чтения.
Ведущий. (Показывает лису и ежа - кукол бибабо). Ежик, к нам пришла лиса, она хочет побеседовать с тобой.
Двое детей надевают игрушки на руки и инсценируют диалог Л.Воронковой «Лисица и еж».

ЛИСА. Всем ты еж и хорош, и
пригож, да вот колючки тебе не к лицу.
ЕЖ. А что, лиса, я с колючками
некрасивый, что ли?
ЛИСА. Да не то чтобы некрасивый.
ЕЖ. А может, я с колючками неуклюжий?
ЛИСА. Да не то чтобы неуклюжий.
ЕЖ. Ну так какой же я с
колючками?
ЛИСА. Да какой-то ты с ними... несъедобный.

Ведущий. Да, острые иголки не всем нравятся. Подумайте, дети,
какие предметы, кроме игл на шкурке ежа, мы называем этим словом?
Какие еще бывают иголки? (Презентация «Многозначные слова»). (Дети называют изображенные на экране предметы.)
Ведущий. Верно, есть иголки у елки и кактуса, у сосны, швейные иглы и медицинские. Все они называются одним словом - «иголки», но обозначают разные предметы. А чем все иголки похожи? (Они тонкие и острые). Что- то ты, ежик, опять загрустил?

Еж. Вам, дети, хорошо, с вами рядом мамы, папы, бабушки, воспитатели,
а я совсем один.
Ведущий. Не грусти, лучше посмотри на эту картину. (Выставляет на мольберт
сюжетную картину «Ежи»).
Еж. (Рассматривает картину, радуется). Это папа, мама, это мои братья и сестры.
Ведущий. Какая дружная у тебя
семья! Как мы назовем папу этого семейства? (Еж). А ласково? (Ежик). Как назовем маму? (Ежиха). А маму с папой? (Ежи). А деток? (Ежата). Сколько слов мы назвали! Во всех этих словах есть
общая часть - «еж». Такие слова называются родственными.
Еж. Спасибо, дети! Вы помогли найти мне семью.
Ведущий. Ежик, не уходи. Давайте, ребята, еще поиграем. Проводится игра «Прошагай слова» (деление слов на слоги). Каждый ребенок получает по картинке, произносит слово по слогам и делает соответствующее количество шагов.
Под елкой, в траве вы листок поднимите, картинку найдите, ее рассмотрите, самое длинное и самое короткое слово назовите. Ира, назови слово. (Дом).
Сколько шагов ты прошла? (Один шаг). Почему ты сделала один шаг? (В слове «дом» один слог).
У кого самые длинные слова?
А самые короткие?
Ведущий. Ну что, ежик, справились дети с заданием?
Еж. Молодцы! Отлично справились. А мне пора уходить.
До свидания!
Дети. До свидания, ежик, приходи к нам еще.
(По впечатлениям от занятия детям можно предложить выполнить рисунок или аппликацию на тему «Ежи»).

«Совместное рассказывание сказки «Волк и козлята»

(старшая разновозрастная группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми.

Программное содержание:

1. Развивать и активизировать речь детей, зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, побуждать их проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов и фраз.

2. Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал, умение пересказывать вместе с воспитателем сказку.

3. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

4. Упражнять в ходьбе с перешагиванием через предметы, в прыжках с продвижением вперед.

5. Воспитывать любовь к животным, умение сопереживать героям, разделять их чувства.

6. Способствовать оздоровлению детей с помощью совершенствования основных видов движений.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, театрализованные игры «Теремок», «Колобок»;

Материал: шаблоны кувшинчиков, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), клеенка, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Ребята вы любите слушать сказки?

Предлагаю вам отправиться в путешествие к героям одной интересной сказки. А что это за сказка, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (козлята)

Как называется сказка (Волк и козлята)

В хорошем настроении, с улыбкой на лице отправляемся путешествовать. Путешествие будет необычным, на пути будут встречаться препятствия, но вы смелые, ловкие, у вас все получится. В путь!

Воспитатель:

В лес ребята мы пойдем, (дети встают друг за другом)

Друг за другом мы встаем,

По дорожке мы идем,

Прямо в сказку попадем.

Мы пойдем по тропочке, (идут по узкой тропинке)

Мы пойдем по узенькой,

По траве, по песочку,

По камушкам, по кочкам. (прыжки на двух ногах)

Прыгнем раз, прыгнем два,

Прыгать рады мы всегда.

По дорожке мы шагаем,

Тишину не нарушаем.

Ой, какое трудное препятствие (тоннель для подлезания)

(дети выполняют движения по указанию воспитателя)

Стой, ребята, мы пришли

И поляночку нашли.

Вот мы и пришли к домику, где живет коза с козлятами.

Посмотрите, а на полянке цветочки, давайте присядем и отдохнем, и послушаем сказку «Козлята и волк». Вы слушайте, запоминайте, и мы с вами вместе ее еще раз расскажем.

Воспитатель: Кто герои этой сказки? (волк, коза и козлята)

Какой волк в этой сказке? (злой, хитрый)

Давайте вместе с вами изобразим, каким сердитым был волк.

А какая была коза? (добрая)

Изобразите добрую козочку.

А как вы думаете, почему коза уходила из дома? (ходила за кормом)

Что наказывала коза козлятам? (дверь никому не открывать)

Ребята, помните, что в отсутствие взрослых детям нельзя даже подходить к дверям, может случиться беда.

А теперь давайте с вами встанем и споем песенку, какую пела коза. (дети встают около стульчиков)

Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мама пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сыру землю!

Кто подслушал козу? (волк)

А сейчас все вы будете козлятками. Хотите? (да) Тогда побежали, поскакали, попрыгали козлятки по полянке. (прыгают, резвятся)

Ребята, когда волк заходил в дом к козлятам, то он все кувшинчики с молоком разбил. И теперь им некуда наливать молоко. Давайте мы им подарим новые кувшинчики, но только их нужно украсить, чтобы они были красивыми. Хотите? (да)

(Воспитатель предлагает пройти к столам, где лежат шаблоны)

Ребята, посмотрите, а чем мы будем украшать, что лежит у вас в розетках? (геометрические фигуры)

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с клеем.

Дети приступают к работе (звучит музыка)

Андрей, чем ты украсил?

Ксюша, покажи мне треугольник?

Варя, какого цвета у тебя круг?

Воспитатель: - Молодцы! Теперь козлята будут рады новым кувшинчикам.

Какую сказку мы сегодня рассказывали?

Кто герои сказки?

Спасибо вам ребята за общение.