Подумайте, что пошло не так. Почему ребенок переживает из-за отметок Как не расстраиваться из за плохих оценок


Здравствуйте, меня зовут Лена, мне 15 лет. У меня есть проблема - я слишком переживаю из-за оценок. Я всегда училась и сейчас учусь на одни пятерки, мои одноклассники уважают меня и уверенны, что я знаю все и всегда. В последнее время получить какую-либо другую оценку, даже четверку, для меня как катастрофа - я очень расстраиваюсь, плачу и еще долго думаю о том, что могла бы получить 5, а получила другую отметку. В начале февраля я долго болела и, естественно, придя в школу, мне было немного сложно вернуться в русло, поскольку много материала было пропущено, из-за этого я получила несколько четверок. И хоть сейчас я наверстала программу, я практически не поднимаю руку на уроках, даже если знаю верный ответ на вопрос, потому что мне все равно кажется, что он неправильный, я опозорюсь, и над мной все будут смеяться. Я очень сильно нервничаю на проверочных и контрольных работах или когда отвечаю у доски, из-за этого начинаю запинаться и нервничать еще больше, т.к. мне начинает казаться, что я ошибаюсь с ответами и отвечаю неуверенно. Подскажите, что я должна сделать, чтобы не волноваться так сильно?


я слишком переживаю

Елена, желательно разобраться с теми страхами , которые скрываются за этим - http://psiholog-dnepr.com.ua/terapiya-strakha

Когда страхи перестанут занимать в Вашей жизни первое место, появится уверенность и вера в свои силы - http://psiholog-dnepr.com.ua/be-your-own-therapist/diary-confidence

С ув., Киселевская Светлана, магистр, психолог - очно, скайп, телефон

Хороший ответ 5 Плохой ответ 0

Елена! Ваши сложности понятны было бы неплохо проработать ваше негативное состояние. Я приглашаю вас на свой сайт, давайте я вам сброшу одну из своих статей. Удачи*

Страх публичных выступлений Опубликовано в Статьи | Февраль 2, 2014

В этой статье я хочу рассказать вам, что может скрываться за этой проблемой. И показать, как легко можно решить то, с чем человек живет долгие годы.

Эта проблема коснулась и моей клиентки из Москвы, успешной и реализованной в работе девушки, занимавшей хорошую должность. По роду своей деятельности ей приходилось выступать на публике, и тут начинались уже проблемы.

Итак, первая проблема называлась «боюсь быть осмеянной». И основное воспоминание шло из возраста клиентки 11 лет, когда она, будучи школьницей, вместе с другими детьми должна была выступать на школьном мероприятии и танцевать. Но танец был подготовлен плохо, и произошел конфуз.

Девушку эта ситуация не отпускала до сих пор. Сейчас мы вытащили зажим, который в ней жил все эти годы.

Далее я, как опытный психолог , смоделировала её состояние при публичном выступлении, и выяснилось, что идет реакция по телу. Она сказала следующее: «я зажимаюсь, отсюда крутит живот, идет бурчание». Я спросила ее, что же ей надо вместо этого, и она ответила: «открытость, и интерес к публичным выступлениям».

Получив это, мы вновь подключились к телу, и клиентка ощутила следующую проблему: что-то защемило в груди, она вытащила из себя виртуальную скрепку. Когда я спросила: кому это принадлежит? Она ответила — *маме*, тут все было понятно, мы даже не стали разбирать эту ситуацию, так как это был кусочек какого-то родительского предписания, и он ушел легко, потому что вместо этого клиентка заполнила себя, сказав следующее: «больше любви к себе и восхищения собой».

И последнее состояние, которое мне предстояло разобрать, как хорошему психологу было следующим: сухость во рту: «Не могу говорить, шепелявлю. Я помню ситуацию, когда я должна была выступать перед жюри, их было 12 человек, и я так разволновалась, что все это заметили, и предложили мне стакан воды, чтобы я успокоилась».

Здесь все было уже легко и просто, мы убрали это состояние, внеся позитивные изменения, наполнив девушку верой в успех.

И при дальнейшей проверке - репетиции её нового поведения, стало понятным, что проблема полностью исчерпала себя.

Афанасьева Лилия Вениаминовна, психолог Москва

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Знаешь зачем должны существовать оценки? Они должны, должны(2х) показывать результат твоей работы за некий промежуток времени. Семестровая кр - результат работы за семестр. Ср за тему - за месяц, и т.д.

Но вовсе не всегда оценки ставят справедливо. Если ты знаешь 90% всего материала, что идет по плану школьной программы - то тебе не о чем волноватся. Если нет, и оценка стоит справедливо (хоть и "плохая" для тебя) - то подтягивай, жизнь этому и учит: учиться на ошибках, своих и остальных.

Если спрашивать "взрослых дядь", которые реально мыслять по-взрослому, то они скажут, что со школы тебе пригодится максимум 20% материала, но школа ж учит не только знаниям (теоремы Пифагора, химическими элементами Менделеева), она ж учит жизни.

Однажды, преподавателю математики Джеремми Куну задали вопрос, над которым ломал голову каждый из нас: "и где же мне пригодятся все эти ваши синусы, косинусы, интегралы, и вся прочая алгебра с геометрией"? В отличии от большинства своих коллег, Джеремми не растерялся, и назвал 5 причин, почему математика это важно.

1. Математика учит признавать свои ошибки. И не просто признавать их, но и двигаться вперед, чтобы все-таки одержать долгожданную победу над неразрешимой задачей. Допустим, Карл и Клара стоят над написанным на школьной доске уравнением. Клара уверена, что уравнение решено верно, а Карл точно знает, что нет. Проходит час, за который эти двое меняются ролями: Клара верит, что уравнение ошибочно, а Карл топает ногами и называет Клару невероятной тупицей. Фантастическая ситуация? А ведь математики встречаются с таким чуть ли не каждый день. Спросите любого учителя, что нужно делать, если задача никак не решается. Ответ будет очень простым: "Начните сначала и попробуйте пойти другой дорогой. А главное, не переживайте из-за допущенной ошибки, ведь именно она в конечном счете направила вас по верному следу".

2. Математика помогает подбирать точные и правильные слова. Точность - вежливость всех математиков. С этим Довольно сложно поспорить, ведь у каждого термина и укаждого явления есть свое очень четкое определение. Помните, как учителя заставляли нас наизусть зазубривать определения геометрических фигур или, например, условия теоремы Пифагора? В школе мы понятия не имели, где эти знания смогут нам пригодиться, но давайте подумаем: всегда ли мы произносим слова, ни на секунду не сомневаясь в их значении? Сможете ли вы, не задумываясь, ответить что такое мир, что такое счастье или что такое любовь? Совпадут ли ваши ответы на эти вопросы с ответами ваших родных и близких? А главное, сумеете ли вы назвать то, у чего нет точного определения?

3. Математика учит мыслить на несколько шагов вперед. Решать математическую задачу все равно что играть в шахматы. Любой неверный, неосторожный шаг может привести к катастрофическим последствиям. Как часто, делая домашнее задание по алгебре, вы заходили в тупик лишь из-за того, что вместо плюса ставили минус? Даже самая крохотная ошибка может нарушить все планы и стать огромной преградой на пути к заветной мечте. А математика учит нас быть внимательными и ответственными за собственные поступки. Не мало, правда?

4. Математика учит никогда не сдаваться. Ведь если ты не решишь задачу, ее обязательно решит кто-нибудь другой. Так почему бы не стать первым?

5. "То, что я утверждаю сейчас, - ложно" - Именно так звучит знаменитый "парадокс лжеца", который как нельзя точно описывает то, что происходит в современной науке. Множество теорем, правил и aксиом, которые раньше считались верными, а теперь перестают работать. А это значит, что не стоит слепо доверять даже самому авторитетному мнению до тех пор, пока вы не разобрались во всем сами. Ученые называют это "разумным скептицизмом", которому нас так хорошо учит математика.

ПыСы. Извините за ошибки, я просто хохол.

Поступление в вуз - сложная задача, на реализацию которой уходит много сил, времени и нервов. Однако после того, как вы получили заветный студенческий билет, часто выясняется, что всё последующее будет никак не легче. Принципиально другая система получения знаний и контроля их усвоения (по сравнению со школой) и просто огромные объемы работы часто приводят к проблемам с учебой и даже с психологическим равновесием. Надо признать, что иногда подобные печальные истории заходят совсем далеко. «Где учиться и работать» поговорил с Артемом Шапиро, практикующим психологом, президентом Ассоциации практических психологов «ГИПНАРТ», действительным членом Европейской академии естественных наук и почетным доктором Российской академии естествознания. Обсудили ненужный перфекционизм, взрослую ответственность за свою жизнь и образование и постарались узнать ответ на вопрос: что делать, если ваш ребенок плохо учится.

- Для начала дайте, пожалуйста, обзорный комментарий по поводу психологических проблем с учебой. Кажется, с этим сталкиваются все, от троечников до отличников. При этом кто-то страшно переживает и даже уходит из университета, а кто-то спокойно справляется. Насколько это зависит от самого человека, а насколько - от обстоятельств?

- Да, действительно, многие молодые люди сталкиваются со сложностями в учебе. Причины этого могут быть самые разнообразные. Однако чаще всего это проблемы с самоорганизацией. Студент затягивает с подготовкой к экзаменам, не выполняет заданий вовремя. Все это, кстати, может быть следствием незавершенного подросткового кризиса. Не все, окончив школу, знают, чем хотят заниматься в будущем, поэтому выбирают профессию под влиянием родителей, а не исходя из собственных желаний. Это приводит к детскому отношению к учебе и сопротивлению взрослой жизни.

Один мой хороший знакомый говорил, что институт - это не школа, за 11 лет не закончишь. Именно психологическая неготовность к взрослой жизни, неумение общаться со сверстниками выливаются во множество проблем в учебе.

Конечно, обстоятельства тоже не стоит сбрасывать со счетов. Если приходится поступать в университет другого города и начинать жить самостоятельно, вдали от родителей и друзей, это действительно тяжело. Дополнительная сложность - совмещение учебы с работой. Ведь студентам зачастую приходится зарабатывать себе на жизнь самостоятельно…

Однако я считаю, что от человека действительно зависит многое. Постарайтесь настроить себя на то, что университет - это не только овладение профессией, но и некий переходный этап к взрослой жизни. Это отличная возможность научиться преодолевать трудности, выстраивать отношения в коллективе, брать на себя ответственность за собственную судьбу. Эти умения пригодятся не меньше, чем профессиональные навыки. Такой взгляд на проблемы в обучении позволит психологически легче и спокойнее справиться со сложностями. Ведь это всего лишь еще одна из ступеней взросления.

- Какие основные причины для переживаний можно выделить? Что чаще всего встречается? Насколько это связано с воспитанием ребенка, общим климатом в семье?

- Переживания могут быть связаны и с оценкой студента преподавателем, и с отношениями в коллективе. Безусловно, важна и самооценка самого студента. Все переживания сугубо индивидуальны и зависят от особенностей личности, предыдущего опыта и упомянутого вами климата в семье. Но можно всю жизнь зависеть от чьего-то мнения, а можно развивать уверенность в себе, то есть начинать меньше ориентироваться на сторонние оценки, при этом прислушиваться к ним, но не считать чем-то сверхважным.

Мы уже говорили о психологическом взрослении, и это один из необходимых его этапов. Оценки в зачетке тоже не отражают вашего потенциала и способностей. Известны ученые, которые были далеко не лучшими учениками, и это не помешало им добиться высот в науке. Не придавайте этому слишком большого значения - и вы сможете избежать излишне сильных переживаний.

- Что все-таки делать, если ты оказался в ситуации «мамочки, у меня пять зачетов на этой неделе, я ни к чему не готов - как не сойти с ума»?

- Прежде всего - успокоиться. От зачетов с ума не сходят, а вот от сильных волнений и переживаний весьма страдают. Лучше сосредоточиться на ближайшем зачете и постараться быть к нему максимально готовым. Решать проблемы по мере их поступления в данном случае - хорошая стратегия. Помните поговорку «Глаза боятся, а руки делают»? Скорее всего, все окажется не таким уж страшным, как кажется. Тем более что все мы обладаем гораздо большими возможностями и ресурсами, чем сами думаем. Мой опыт проведения онлайн-тренинга раскрытия внутренних психологических ресурсов человека показывает, что его участники проблемы с учебой решают значительно легче и быстрее. Это говорит о том, что все мы обладаем достаточным потенциалом для этого. И чем спокойнее вы будете, тем больше этот потенциал сможет проявить себя.

- Что вы могли бы посоветовать родителям, которые вдруг выяснили, что их сын/дочь учится не так успешно, как они рассчитывали? Какие классические ошибки делают мамы и папы?

- Весьма поучительна история про Томаса Эдисона, которого в школе считали ограниченным и даже называли слабоумным, неспособным к учебе. Его мать стала обучать Томаса самостоятельно на дому. Как вы знаете, Эдисон стал одним из величайших изобретателей. Так что мой основной совет родителям: сохранять веру в своих детей и делать все, чтобы дети сами в себя поверили.
Расскажу и трагическую историю. Студентка, не сдав экзамена, покончила с собой. Она опасалась, что родители в ней разочаруются. Конечно, родители все отдали бы, чтобы видеть своего ребенка живым и здоровым. Да и какая разница, окончила бы она вуз или нет. Сделайте так, чтобы ваши дети знали, что вы их любите и цените независимо от успехов или неудач.

- Как избежать безумного перфекционизма по поводу учебы и спокойно работать в своем темпе, не загоняя себя в угол?

- Это сейчас очень модная тема. И, конечно, в Интернете можно найти множество рекомендаций психологов о том, как облегчить жизнь перфекционисту. Значительную часть нашей беседы мы посвятили взрослению. Еще один его аспект, который поможет перфекционисту, - это осознание несовершенства нашей земной жизни. Постоянное стремление к идеалу может обернуться значительным психологическим перенапряжением. Также оно может вылиться в откладывание на потом выполнения учебных заданий из-за неуверенности в их безупречном исполнении. Тем не менее перфекционизм имеет и положительные стороны, если научиться использовать стремление к совершенству разумно. Ставьте перед собой конкретные сроки выполнения заданий. Ведь к идеалу можно стремиться бесконечно, а вам нужно приучить себя к дисциплине. Чтобы работать в своем темпе, не загоняя себя в угол, составьте график учебы, подготовки к сессии. И не забудьте включить в этот график время для отдыха.

Беседовала Анна Глебова

Маленький ребенок воспринимает «5» или «4» не просто как отметку, а как оценку своей личности – хороший я или плохой. Недаром в некоторых педагогических системах отказываются от отметок совсем, чтобы не создавать лишних причин для . То, насколько адекватно ребенок сможет воспринимать оценки, зависит, по большей части, от семьи. Ведь иногда родители забывают, что важен не только результат, но и участие, а учеба – это процесс получения не столько оценок, сколько знаний.

Кроме того, отметки – это всегда субъективно: на результате может сказаться волнение или отношение учителя. Но зачастую на восприятие оценок ребенком влияет именно отношение к ним родителей, а последних, в свою очередь, можно разделить на несколько типов.

Тревожные родители. Чаще всего из-за оценок переживают тревожные родители: для них – показатель успешности их ребенка, а, следовательно, это и их оценка как эффективного или неэффективного родителя: иными словами, как их вклад в ребенка оценил социум. «Для таких мам и пап плохая отметка катастрофизируется – если у него «2», значит, я – плохой родитель», – поясняет Анна Фатеева, детский психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям.

Авторитарные родители. Не менее тяжело ситуацию с оценками переживают дети требовательных, контролирующих, критикующих родителей. Часто такие заставляют переписывать задание до идеального вида, встречают четверку, а тем более тройку в дневнике суровым молчанием, нотациями или наказаниями. Ребенок начинает бояться оценок, особенно если он уже встречался с наказанием – физическим или эмоциональным.

Нарциссические родители. Бывает и так, что родителям важно предоставить результаты ребенка на суд общественности: гордиться, хвалиться, хвастаться и тогда родители – явно или нет – транслируют ребенку: «Ели ты не успешен – ты не оправдываешь наших ожиданий, ты нам такой не нужен». Здесь мы имеем дело с ситуацией отвержения, которая, соответственно, приведет к чрезмерному и панике перед демонстрацией родителям дневника.

Жалостливые родители. Некоторые чрезмерно заботливые мамы склонны и готовы в любой момент облегчить его страдания. С ними дети быстро понимают: если поплакать после того, как получишь двойку, тебя не только не будут ругать, но даже погладят по голове, пожалеют и купят шоколадку. Теперь кроха пользуется этим способом каждый раз просто для того, чтобы перестраховаться.

Источником проблемы может быть не только семья, но и обстановка в школе: чрезмерно строгий учитель или конкурентная среда в классе также могут спровоцировать гипертрофированную реакцию на оценки. В этом случае ребенок начинает бояться, что одноклассники не примут его из-за плохой успеваемости.

Дарья Дмитриева

психолог Кризисного центра помощи женщинам и детям

Что делать, если ребенок слишком сильно переживает из-за оценок?

Когда ребенок только , его страх перед отметками почти наверняка связан с тем, что он не знает, какой реакции ждать от родителей, и поэтому испытывает тревогу. Если это уже не маленький ребенок и негативная реакция на оценки стала систематической, значит, ситуация требует внимания.

«Постарайтесь понять, почему ребенок так сильно переживает из-за оценок, – советует психолог Дарья Дмитриева. – Боится, что мама будет ругаться? Ему стыдно? Ему кажется, что он глупый? Над ним смеялись ребята? Учительница оскорбила его? В каждом индивидуальном случае подход к проблеме будет разным».

Тем не менее, можно постараться дать какие-то общие рекомендации.

1. С первого класса научите ребенка правильно относиться к учебе. «Мне приятно, когда ты получаешь «5», но и другие отметки – не конец света». Не стоит говорить: «Ах, ты четверку получил? Ты что, глупый? Вот я в твои годы…» Ребенку стоит сказать, что «4» не сообщает ничего плохого о его личности, характере, и т.п. Это лишь один из инструментов измерения знаний.

2. Объясните ребенку, что он имеет право на ошибку. Может быть, ребенок стесняется сказать, что недопонял тему, или не может , или виной тому пропуски по болезни. Малышей важно поддерживать, чтобы они не боялись сказать: «Я не понимаю, объясни».

3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше. Это как минимум неконструктивно. Если хотите, сравнивайте сегодняшние результаты с успехами вашего же ребенка вчера: «Смотри, ты научился писать это слово без ошибок», «Смотри, ты уже лучше пишешь сочинения».

Малыши проводят в школе большую часть своего активного детства. И если у одних трудности вызывает только «домашка» по математике, то для других школа становится синонимом проблем, плохого настроения и всяческого рода страданий. Причиной испорченного впечатления о первом образовании может стать многое: не сложившиеся отношения с одноклассниками или учителями, плохая успеваемость… Что делать, если вы понимаете, что ваш ребенок столкнулся с проблемами, из-за которых посещение школы превратилось в пытку?

Проблема: ребенок слишком сильно переживает из-за плохих оценок

Ваш сын или дочь приходит из школы в слезах, на вопрос «что случилось?» не отвечает, прячет глаза, отказывается показывать дневник… В результате оказывается, что такое поведение связано с тем, что он схлопотал двойку (или тройку) в школе. И так происходит каждый раз, как учитель ставит оценку ниже «пятерки».

Что делать:
Почти наверняка подобное глубокое расстройство ребенка плохой оценкой тесно связано с ожиданиями, которые вербально или невербально транслируете вы сами. Одни родители прямо говорят «ты должен учиться на одни пятерки», другие намекают - «вот бы у тебя дневник был такой же красивый, как у твоего друга Пети». В обоих случаях ребенок чувствует себя обязанным учиться на «отлично», особенно, если такие завуалированные или не очень фразы проскакивают в вашей речи частенько. А быть отличником получается не у всех и не всегда.

Поэтому первое, что вам нужно сделать, чтобы помочь своему ребенку меньше переживать из-за плохих отметок, - это перестать концентрироваться на них. Хвалите ребенка за его достижения - например, за то, какой красивый у него стал почерк, как быстро он решил задачку по математике, с каким выражением прочитал стихотворение, а не за пятерки. Вы должны транслировать, что хорошие оценки - это здорово, но главное - реальные знания, а еще важнее - интерес к учебе и приложенные усилия. Только для этого вам нужно самой в это поверить.

Проблема: ребенка обижают одноклассники

Печальная реальность такова: почти в каждом современном классе находится свой «изгой». Его обижают, над ним смеются, ему не дают прохода и в прямом, и в переносном смысле. Часто причиной насмешек и издевок одноклассников становится какая-то «особенность» ребенка, которая отличает его от остальных. Слишком высокий, полный, одевается иначе, имеет иной разрез глаз или цвет кожи, учится слишком хорошо или слишком плохо, не ест мясо, - причиной издевательств может стать все, что угодно.

Что делать:
Не вмешиваться «напрямую». Если вы решите «провести беседу» с детьми, которые обижают вашего сына или дочь, вы лишь ухудшите ситуацию. Потому что находиться рядом все время, пока ваше чадо в школе, вы физически не сможете, а как только уйдете - его начнут дразнить еще и потому, что «за него заступается мамочка».

Давать ребенку советы и читать лекции о том, что ему следует сделать в такой ситуации, тоже не эффективно. Потому что советы мы даем из «взрослой» позиции - если бы ребенок обладал нашей уверенностью, знанием и силой, возможно, у него бы и не было никаких проблем.

В этой ситуации вы можете только одно - оказать максимальную поддержку ребенку. Выслушать его, когда он хочет пожаловаться, рассказать, как вы его любите. И попробовать найти для него общество таких же, как он, где его особенность будут ценить, а не отторгать. Если ребенок слишком много болтает и кривляется - отдайте его в театр, если слишком высокий для своего возраста - в секцию баскетбола. Увидев, что он не один такой, ребенок станет меньше стесняться своей «особенности», а вполне вероятно - начнет ей гордиться, и чужие насмешки уже не будут его задевать. А как только орудие не добивает до цели, оно перестает стрелять.

Если же ситуация со временем лишь ухудшается и доходит до рукоприкладства, возможно, вам стоит подумать о том, чтобы перевести ребенка в другую школу. Лишние полчаса дороги или не такой высокий рейтинг по отдельным предметам - не так страшно, как разрушенная психика ребенка.

Проблема: у ребенка нет друзей в школе

Проблемы с отношениями в школе не всегда связаны с тем, что ребенка кто-то обижает – иногда его просто игнорируют. Если одноклассники делают это нарочно, «бороться» стоит теми же способами, что и при активных «наездах», но чаще всего отсутствие друзей у ребенка в школе все же связано с его природной скромностью. Часто с этой проблемой сталкиваются дети, которые перешли в новую школу, где уже сложились свои коллективы и кружки по интересам. И, если для активного и бойкого ребенка влиться в новое окружение - не проблема, то застенчивый будет стоять в сторонке, не решаясь подойти и заговорить с новой компанией.

Что делать:
Для начала убедитесь, что желание иметь друзей принадлежит вашему ребенку, а не вам. Большинство детей испытывают потребность принадлежать к группе, но из любого правила есть исключения - возможно, ваш ребенок – как раз одно из них. Если же ваш маленький школьник очень хочет с кем-то подружиться, но не может, помогите ему - устройте какое-нибудь веселое мероприятие, на которое пригласите других детей.
За стенами школы в ситуации, где им интересно и приятно, дети обычно более расположены к контактам - и будут не против поиграть с вашим сыном или дочерью.

Если организовывать пикники и походы вам некогда, попробуйте позвать в гости родителей кого-то из одноклассников. В конце концов, вам тоже не помешает завести друзей в школьной среде. Попросите своих новых знакомых взять в гости своего ребенка, чтобы вашему было не скучно. И обязательно придумайте какое-нибудь сплачивающее увлекательное занятие, которым дети могут заняться вместе - собрать новый конструктор, построить крепость из подушек, расчесать собаку, что угодно, что они могут делать сообща.

Проблема: перегруженное расписание, ребенок устает и не справляется с нагрузкой

Учителя жалуются, что ваш ребенок спит на уроках. Дома он отказывается не то что помогать по дому - но и играть, потому что слишком устал и хочет отдохнуть. А может, у него и вовсе нет времени на игры, потому что после школы нужно не только сделать уроки, но и сходить на урок верховой езды, а затем позаниматься с преподавателем испанского…

Что делать:
Поумерить свои родительские амбиции - почти всегда, когда ребенок оказывается на грани нервного срыва из-за переутомления, оказывается, что, помимо школы, он посещает еще несколько различных кружков и спортивных секций. Заботиться о всестороннем развитии ребенка - это хорошо и правильно, но ровно до тех пор, пока не страдает его физическое и психологическое здоровье.

Попробуйте отказаться, хотя бы на время, от уроков фортепиано, и не водить своего сына или дочь на занятия к частному преподавателю шахмат три раза в неделю. Понаблюдайте за ребенком: стал ли он более бодрым, веселым, активным? Если нет, возможно, ему нужно больше времени, чтобы прийти в себя. Также не лишним будет проверить, не вызвана ли переутомляемость и нервная истощаемость нехваткой витаминов в организме.

Если, помимо школы, у ребенка нет дополнительных нагрузок, при этом учителя все равно жалуются на его невнимательность, возможно, вам стоит проверить ребенка на синдром дефицита внимания. При СДВГ (так сокращенно называется синдром) в силу неврологических особенностей ребенок с трудом концентрируется на чем-то, не может долго удерживать внимание, что сказывается на успеваемости в школе. Детям с этим синдромом нужна особая помощь в усвоении информации.

Проблема: учительница за что-то недолюбливает ребенка и беспричинно занижает оценки

В идеальном мире учителя должны быть беспристрастны, оценивать истинный уровень знаний ребенка, не обращая внимания на свои личные симпатии и антипатии. Но в реальности, увы, часто происходит совсем наоборот. И учитель выбирает себе «любимчиков» и «мальчиков (девочек) для битья». Причем далеко не всегда в «нелюбимчики» попадают дети, которые славятся плохим поведением или не знают предмет. Просто, например, учительница любит активных ребят, которые всегда тянут руку и стремятся ответить на любой ее вопрос, а тех, кто спокойно отсиживается (возможно, потому что в силу своего темперамента не стремится «лезть вперед») по умолчанию ставит «на ступень ниже».

Что делать:
Для начала попробуйте «разведать обстановку». Поговорите с родителями других детей - а как эта учительница относится к ним? Не жалуются ли на нее? Возможно, у конкретного преподавателя что-то глобально идет не так в жизни, и он «срывается» на детях. В таком случае стоит обратиться к директору и решать проблему административно – менять учителя всему классу.

Если же ваша догадка о том, что учительница недолюбливает конкретно вашего ребенка, подтвердится, попробуйте открыто поговорить с ней. Главное – не начинайте с угроз или негатива. И для вас, и для вашего ребенка будет куда лучше, если вам удастся уладить конфликт мирно. Спросите, что нужно сделать Васе, чтобы его оценки улучшились? Скажите, что чувствуете, что ваш сын «не тянет» ее предмет - что бы она могла посоветовать, чтобы улучшить ситуацию? Расскажите об особенностях своего ребенка - может, поняв, что руку он не тянет не потому, что ничего не знает, а потому, что флегматик по темпераменту, она начнет чаще спрашивать его сама - и удостоверится, что он все знает лучше многих.

Если же несмотря на все ваши беседы, преподаватель не оставит в покое вашего ребенка, используйте этот случай в качестве примера, рассказывая ребенку о том, что в жизни так бывает - даже если мы очень стараемся и делаем все хорошо, другие не всегда это оценивают адекватно. Похвалите ребенка и скажите, что вы уверены, что он знает математику (литературу, английский) лучше многих, и если оценки не будут отражать эти знания - это не его вина.

Вообще, когда ребенок жалуется вам на что-то, что происходит в школе (и не только там), попробуйте слышать не только слова, но и эмоции. Выслушайте все, что хочет сказать вам ваш малыш, и озвучьте чувства, которые, как вам кажется, он испытывает. «Мне кажется, ты очень расстроен» - и замолчите. Ребенок сам даст вам понять, правильно вы «угадали» или нет, а главное - получит «разрешение» высказать все то, что у него накопилось на душе. Такой глубокий эмоциональный контакт - это лучшее, что вы можете дать своему ребенку при наличии проблемы любого характера.

А еще можете почаще напоминать ему, что он замечательный и вы его любите, а школа - это лишь один из этапов долгой-долгой жизни. Бывшие обидчики и вредные учителя останутся в прошлом, и он обязательно встретит тех, кто по достоинству оценит все его замечательные качества.

Фото - фотобанк Лори