Позитивная психология блоги психологов. Основатель позитивной психологии. Истоки позитивной психологии


Экология жизни: Постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии...

Принудительное счастье

Датский психолог Свен Бринкман считает, что постоянные попытки «мыслить позитивно» и «стать лучшей версией себя» привели людей к эпидемии депрессии . По его мнению, давно пора уволить коучей и начать читать хорошие художественные романы вместо литературы по саморазвитию.

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла его книга «Конец эпохи self-help: Как перестать себя совершенствовать» - он предлагает семь правил, которые позволят избавиться от навязанной позитивной психологии.

Публикуем отрывок.

Тирания позитива

Барбара Хелд, выдающийся американский профессор психологии, уже давно критикует явление, которое называет «тиранией позитива» .

Согласно ей, идея позитивного мышления особенно широко распространилась в США, но и во многих других западных странах в доморощенной психологии бытует мнение, что нужно «мыслить позитивно», «ориентироваться на внутренние ресурсы» и рассматривать проблемы как интересные «вызовы». Даже от серьезно больных людей ожидается, что из своей болезни они «извлекут опыт» и в идеале станут сильнее.

В бесчисленных книгах по саморазвитию и «историях страданий» люди с физическими и психическими недугами рассказывают, что не хотели бы избежать кризиса, так как благодаря ему многому научились.

Я думаю, немало из тех, кто серьезно болеет или переживает иной жизненный кризис, чувствуют давление необходимости позитивно относиться к ситуации. Но очень немногие вслух говорят о том, что вообще-то болеть - это ужасно и лучше бы с ними этого никогда не случалось.

Обычно заголовок подобных книг выглядит так: «Как я пережил стресс и чему научился», и вряд ли вы найдете книгу «Как я испытал стресс и ничего хорошего из этого не вышло». Мы не только испытываем стресс, болеем и умираем, но еще и обязаны думать, что все это нас многому учит и обогащает.

Если вам, как и мне, кажется, что тут что-то явно не так, то следует научиться обращать больше внимания на негатив и таким образом бороться с тиранией позитива. Это даст вам еще одну опору, чтобы твердо стоять на ногах.

Мы должны вернуть себе право думать, что иногда все просто плохо, и точка.

К счастью, это стали осознавать многие психологи, например критический психолог Брюс Левин. По его мнению, первый из способов, как профессионалы в области здравоохранения усугубляют проблемы людей, - это совет жертвам изменить отношение к ситуации. «Просто смотрите на это позитивно!» - одна из худших фраз, которую можно сказать человеку в беде. Кстати, на десятом месте в списке Левина стоит «деполитизация человеческих страданий». Это означает, что всевозможные человеческие проблемы списываются скорее на недостатки людей (низкую мотивацию, пессимизм и так далее), чем на внешние обстоятельства.

Позитивная психология

Как уже говорилось, Барбара Хелд - один из самых активных критиков позитивной психологии. Эта область исследования стала стремительно развиваться в конце девяностых.

Позитивную психологию можно рассматривать в качестве научного отражения одержимости позитивом в современной культуре. Ее процветание началось в 1998 г., когда президентом Американской психологической ассоциации стал Мартин Селигман. До этого он был известен в основном благодаря своей теории о выученной беспомощности как факторе депрессии.

Выученная беспомощность - это состояние апатии или, во всяком случае, недостатка воли к тому, чтобы изменить болезненный опыт, даже когда существует возможность избежать боли.

Основанием для этой теории послужили опыты, в ходе которых собак били электрическим током. Когда Селигману надоело мучить животных (что и понятно) и захотелось чего-то более жизнеутверждающего, он обратился к позитивной психологии.

Позитивная психология уже не ставит в центр внимания человеческие проблемы и страдания, что было характерно для этой науки раньше (Селигман иногда называет обычную психологию «негативной»). Скорее, это научное исследование хороших аспектов жизни и человеческой природы. В частности, рассматривается вопрос о том, что такое счастье, как его достичь и какие существуют позитивные черты характера.

Став президентом ассоциации, Селигман воспользовался своим положением для продвижения позитивной психологии. Это удалось ему так хорошо, что сейчас даже существуют отдельные учебные программы, центры и научные журналы, посвященные этой теме. Немногие - если вообще какие-то еще - концепции в психологии столь стремительно и широко распространялись в массы.

То, что позитивная психология так быстро стала частью культуры ускорения и инструментом оптимизации и развития, заставляет задуматься.

Конечно, совершенно нормально изучать факторы, которые делают нашу жизнь лучше и повышают работоспособность. Однако в руках тренеров и коучей - или воодушевленных руководителей, прошедших краткие курсы по «позитивному лидерству», - позитивная психология быстро превращается в удобный инструмент подавления критики .

Социолог Расмус Виллиг даже говорит о фашизме позитива, который, по его мнению, проявляется и в позитивном мышлении, и в концепции позитивного подхода к изменениям. Это понятие описывает форму контроля сознания, которая возникает, когда человеку разрешается думать о жизни только в позитивном ключе.

По своему личному опыту могу добавить, что самый отрицательный опыт ведения научных дискуссий, несомненно, связан у меня именно с позитивной психологией. Пару лет назад я критически отозвался о позитивной психологии в женском журнале и газете, и реакция была весьма бурной и неожиданной.

Три датских специалиста, которые профессионально занимаются позитивной психологией (и чьих имен я не буду здесь называть), обвинили меня в «научной недобросовестности» и отправили жалобу руководству моего университета. Обвинение в научной недобросовестности - самое серьезное из существующих в научной системе.

В жалобе говорилось, что я выставляю позитивную психологию в однозначно плохом свете и намеренно смешиваю область исследования с практическим применением.

К счастью, в университете жалобу категорически отклонили, но меня такая реакция сильно обеспокоила. Вместо того чтобы написать письмо в редакцию и вступить в открытую дискуссию, позитивные психологи решили очернить меня как профессионала перед руководством университета.

Я упомянул этот случай, потому что вижу некую иронию в том, что позитивные психологи так активно избегают открытой научной дискуссии. Видимо, все-таки есть пределы открытости и позитивного подхода!

(К счастью, спешу добавить я, далеко не все представители позитивной психологии ведут себя таким образом.)

Как ни парадоксально, этот инцидент подтвердил мою идею тирании позитива . Негатив и критику (особенно самой позитивной психологии!) нужно искоренять. Очевидно, тут хороши любые средства.

Позитивный, конструктивный, восприимчивый лидер

Если вы когда-нибудь сталкивались с позитивной психологией (например, во время учебы, на работе, на мероприятиях по развитию персонала) и вас просили рассказать об успехах, тогда как вам хотелось обсудить досадную проблему, то вы, возможно, чувствовали неловкость, хотя и не понимали почему. Кому же не хочется быть продуктивным и компетентным специалистом и развиваться дальше? Во всяком случае, современные руководители охотно оценивают и поощряют своих подчиненных. […]

Современный руководитель уже не выступает как жесткий и сильный авторитет, который отдает распоряжения и принимает решения. Он практикует форму мягкой власти, «приглашая» сотрудников к разговору об «успехах», чтобы «достичь максимального удовольствия от работы».

Забудьте о том, что до сих пор существует четкая асимметрия власти между руководством и подчиненными, а одни цели намного более реальны, чем другие.

Например, недавно на моей (в остальном замечательной) работе предложили сформулировать «видение» развития нашего института. Когда я сказал, что нам нужно стремиться стать средним институтом, это не вызвало воодушевления. Я имел в виду, что это реалистичная и достижимая цель для маленького университета в датской провинции.

Но теперь все должно быть «мирового уровня» или входить в «топ-5», а путь туда, несомненно, доступен только тем, кто сосредоточен на возможностях и успехах. Это можно назвать принудительным позитивом. Годится только лучшее, а чтобы его добиться, надо просто не бояться мечтать и мыслить позитивно .

Обвинение жертвы

Как утверждают критики принудительного позитива, в том числе и вышеупомянутая Барбара Хелд, чрезмерная сосредоточенность на позитиве может привести к такому явлению, как «обвинение жертвы» .

Это значит, что всевозможные человеческие страдания или неприятности объясняются тем, что человек недостаточно оптимистично и позитивно относится к жизни или что у него недостаточно «позитивных иллюзий», которые защищают некоторые психологи, включая Селигмана.

Позитивные иллюзии - это внутренние представления человека о самом себе, немного искаженные в лучшую сторону.

То есть человек считает себя немного умнее, способнее и эффективнее, чем есть на самом деле. Результаты исследования (хотя они не вполне однозначны) говорят о том, что люди, страдающие от депрессии, на самом деле смотрят на себя более реалистично, чем те, кто от депрессии не страдает .

Однако существуют опасения, что из-за позитивного подхода общество требует от людей быть позитивными и счастливыми, и это парадоксальным образом создает страдания, так как многие чувствуют вину, если не всегда счастливы и успешны. […]

«Жизнь трудна, но это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна.»

Другая причина критики, которая тем не менее связана с предыдущей, - это преуменьшение роли контекста , что характерно для некоторых аспектов позитивного подхода. Если утверждается, что счастье человека зависит не от внешних факторов (социально-экономическое положение и так далее), которые якобы играют очень незначительную роль, а от внутренних, то вы сами виноваты, если несчастливы.

Как пишет Селигман в своем бестселлере «В поисках счастья», уровень счастья лишь на 8–15% определяется внешними обстоятельствами - например, живет человек при демократии или диктатуре, богат он или беден, здоров или болен, образован или нет.

Важнейший источник счастья, утверждает Селигман, кроется во «внутренних факторах», которые поддаются «сознательному контролю».

Например, можно создавать позитивные чувства, благодарность, прощать обидчиков, быть оптимистом и, конечно, полагаться на свои ключевые сильные стороны, которые есть у каждого человека.

Получается, что для того, чтобы стать счастливым, нужно найти свои сильные стороны, реализовать их и вырабатывать в себе позитивные чувства. Подчеркнутое значение «внутреннего», которое якобы поддается сознательному контролю, ведет к возникновению проблематичной идеологии, согласно которой нужно просто не отставать от других и развиваться - в частности, развивать способность к позитивному мышлению, чтобы выжить в культуре ускорения.

Брюзжание

Барбара Хелд предлагает альтернативу принудительному позитиву - жалобы . Она даже написала книгу, где рассказывает, как научиться брюзжать . Это что-то вроде литературы по саморазвитию для жалобщиков. Книга называется «Хватит улыбаться, начинайте брюзжать» (Stop Smiling, Start Kvetching).

«Кветч» - слово из идиша, и точнее всего оно переводится как «брюзжание».

Я не специалист по еврейской культуре (почти все знания о ней я почерпнул из фильмов Вуди Аллена), но мне кажется, что традиция жаловаться на все и вся способствует счастью и удовлетворенности. Как приятно собраться вместе и побрюзжать! Это дает обширные темы для разговоров и определенное чувство солидарности.

Основная мысль книги Хелд заключается в том, что в жизни никогда не бывает хорошо все абсолютно. Иногда все просто не так плохо. Значит, причины для жалоб всегда найдутся.

Падают цены на недвижимость - можно посетовать на обесценивание капитала. Если же цены на недвижимость растут, можно пожаловаться на то, как все вокруг поверхностно обсуждают растущий капитал.

Жизнь трудна, но, по мнению Хелд, это само по себе не проблема. Проблема в том, что нас заставляют думать, что жизнь не трудна. Когда спрашивают, как дела, ожидается, что мы скажем: «Все отлично!». Хотя на самом деле все очень плохо, потому что вам изменил муж.

Учась фокусироваться на негативном - и жаловаться на него, - можно выработать в себе механизм, который помогает сделать жизнь более сносной.

Однако брюзжание - это не только способ справляться со сложными ситуациями. Свобода жаловаться связана с умением смотреть в лицо реальности и принимать ее такой, какая она есть. Это дает нам человеческое достоинство, в отличие от поведения вечно позитивного человека, который яростно настаивает, что не бывает плохой погоды (только плохая одежда). Бывает-бывает, мистер Счастливчик. И как приятно жаловаться на погоду, сидя дома с кружкой горячего чая!

Нам нужно вернуть себе право брюзжать, даже если это не ведет к положительным изменениям. Но если может к ним привести, то тем более важно.

И обратите внимание, что брюзжание всегда направлено вовне. Мы сетуем на погоду, политиков, футбольную команду. Виноваты не мы, а они! Позитивный подход, напротив, направлен внутрь - если что-то не так, надо работать над собой и своей мотивацией. Во всем виноваты мы сами.

Безработные не должны жаловаться на систему социальной помощи - а иначе можно прослыть лентяем, - ведь можно просто взять себя в руки, начать мыслить позитивно и найти работу.

Надо просто «поверить в себя» - однако это однобокий подход, который сводит важнейшие социальные, политические и экономические проблемы к вопросу мотивации и позитивности отдельного человека. […] опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

© Свен Бринкман

04.04.2014

Счастливые люди умеют сохранять позитивный образ мыслей и положительный настрой в большинстве жизненных ситуаций. Как им это удается? Позитивная психология раскрывает некоторые секреты счастливых людей

  • Позитивная психология: о пользе и силе позитивных аффирмаций

    15.11.2013

    Наверняка многие из нас слышали о позитивных аффирмациях, которые стали особенно популярными с возникновением и развитием позитивного подхода в психологии. Чем они на самом деле могут помочь? Как составить подобные аффирмации для себя?

  • Позитивная психология: исследование оптимизма

    06.07.2012

    Мы часто слышим о том, что важно сохранять надежду и смотреть на события позитивно и оптимистично. Почему же тогда не все следуют этому совету и действительно ли так необходимо быть оптимистом?

  • Позитивная психология: оптимизм - ключ к успеху

    17.02.2011

    Исследования, проводимые позитивной психологией, утверждают, что оптимизм и позитивное мышление - это настоящие ключи к успеху и счастливой жизни. Как проявляется оптимизм в повседневной жизни и как научиться мыслить позитивно? Об этом вы узнаете из данной статьи

  • О позитивном мышлении

    02.12.2010

    Один из законов жизни гласит, что все взаимосвязано, что то, как мы относимся к миру, возвращается к нам. Именно поэтому очень важными становятся такие понятия, как позитивное мышление и оптимизм (изучаемые в рамках позитивной психологии), ведь они - залог успеха на нашем жизненном пути

  • Позитивная психология о личностном росте и развитии личности

    14.07.2010

    Современный мир меняется очень быстро. Сегодня уже стал ясным тот факт, что ключ к настоящему успеху заключается в развитии своей личности, в личностном росте, профессиональном росте. Это обосновывается такой наукой как позитивная психология и становится возможным благодаря дистанционному обучению в нашем институте

  • Позитивная психология в историях, сказках, притчах

    08.07.2010

    Истории, сказки и притчи возникли очень давно как способ передачи мудрости, знаний и опыта, который накапливало человечество. И очень давно заметили, что подобные истории не только учат чему-то, но и способны вдохновить человека, дать ему надежду и веру в лучшее. В современном мире они также не утратили актуальности и эффективно применяются в ходе психотерапии и психологическом помощи людям

  • Восточные истории как метод позитивной психологии

    07.07.2010

    Восточные истории о мулле Насреддине популярны с давних времен во многих странах. Такой герой вызывает симпатию и, более того, наверно даже живет в каждом из нас. Эту особенность и использует позитивная психология, предлагая совершенно уникальный метод психотерапии

  • Татьяна Гинзбург,

    Доктор психологических наук

    “Можно ли создать в психологии направление, исследующее положительные черты характера?

    Существует ли классификация свойств характера, которые помогают человеку жить?

    И могут ли взрослые научиться жить счастливее и полнее реализовать себя?”

    Мартин Селигман

    Я впервые встретилась с позитивной психологией , на конференции Американской Ассоциации Трансперсональной Психологии в 2010 году в Калифорнии. Один из пленарных докладов был посвящен этому направлению, и мне больше всего запомнилось, что доклад строился на вопросе – «Простит ли Моника Левински Билла?». Докладчик рассказывал, что исследовал феномен «прощения» на протяжении многих лет, и эта тема вызвала сильный общественный резонанс в момент разгара скандала, связанного с Биллом Клинтоном. Тогда, вдруг оказалось, что проблема «прощения» актуальна для многих американцев, и докладчик, Фред Лускин, рассказывал на этом примере, что преимущество позитивной психологии перед трансперсональной в том, что она задевает за живое большинство людей, поскольку стремится решать «насущные вопросы».

    Мне хватило тогда живости доклада и докладчика, чтобы пометить для себя, что, возможно, позитивная психология – это что-то интересное.

    Через пару лет, ища подарок для своего учителя, я увидела в магазине книжку - «ПОТОК». Когда-то мы выпускали одноименный журнал, поэтому само слово «Поток» вызывало у меня позитивные ассоциации, и быстро пролистав ее, я решила ее купить. Оказалось, что это книга классика позитивной психологии – Михайя Чиксентмихайи. ГенШи, мой учитель, прочитал ее с интересом, и я узнала, что согласно Чиксентмихайи, основная концепция правильной и счастливой жизни – это «поток», «жить в потоке»…

    Потоком , или состоянием оптимального переживания , называют состояние при выполнении какой-то деятельности, которое характеризуется ясностью целей и полной сосредоточенностью, ощущением отдачи и обратной связи, полным погружением и отсутствием усилий, чувством контроля, отсутствием беспокойства по поводу неудачи, самозабвением, остановкой времени (Чиксентмихайи , 2011а).

    К настоящему моменту благодаря исследованиям стало известно, при каких условиях возникает и усиливается состояние потока. Одно из основных: баланс и высокий уровень мастерства/высокого вызова ситуации.

    Начав разбираться глубже, я обнаружила, что

    С одной стороны:

    Позитивная психология началась, как новая ветвь в психологии в 1998 году, когда Мартин Селигман, став президентом Американской Психологической Ассоциации, выбрал эту тему, как ориентир для Ассоциации на время своего президентства. Сам термин принадлежит Маслоу, и впервые был использован в его книге: «Мотивация и Личность».

    Мартин Селигман, сделал акцент именно на исследованиях счастья и успеха. Он, в своей первой книге «Аутентичное счастье» писал: «первую половину столетия психология занималась единственным топиком: ментальными болезнями », размышляя над комментариями Маслоу. Он призвал психологов заняться ранней миссией психологии и питать таланты, улучшая качество жизни.

    Таким образом, позитивная психология была рождена, как

    ветвь гуманистической психологии, которая концентрируется на задаче исследовать развитые человеческие существа и методы развития человека к счастью и совершенству.

    То есть, по сути «позитивная психология» - это акцентуация гуманистического направления , поддержанная хорошим административным ресурсом Президента Американской Психологической Ассоциации.

    С другой стороны,

    в позитивной психологии присутствует и некоторая новизна подходов. На мой взгляд новой по отношению к другим психологическим подходам является идея о добродетелях .

    Мартин Селигман разработал концепт основных добродетелей человека, развитие которых и позволяет людям достигать счастья. Точнее, он выделил шесть основных групп добродетелей, в каждой из которых различил еще несколько положительных качеств человека (сил):

    1. Мудрость и знание: творчество, любопытство, открытость, любовь к познанию, умение видеть перспективу, инновационность (изобретательность).
    2. Смелость: храбрость, усердие, целостность, живость.
    3. Человечность: любовь, доброта, социальная адаптивность.
    4. Справедливость: коллективизм (гражданственность), честность, лидерские качества.
    5. Сдержанность: прощение (милосердие), покорность, благоразумие (осторожность), самоконтроль.
    6. Трансценденция: вдохновение красотой, благодарность, надежда, юмор, духовность.

    Также, им было инициировано создание руководства «» (Character Strengths and Virtues (CSV)), которое репрезентует первую попытку части научного сообщества идентифицировать и классифицировать позитивные психологические качества человека, подобно тому, как руководство по диагностике ментальных проблем DSM-IV (D iagnostic and S tatistical M anual of mental disorders) классифицирует болезни для классической психологии.

    Вероятно, подобный шаг является революционным для всей психологической мысли.

    В руководстве «Персональные качества и добродетели » предполагается, что 6 добродетелей имеют историческую основу в большинстве человеческих культур, и кроме того развитие этих добродетелей может привести к повышению уровня счастья.

    Селигман и Чиксентмихайи определяют позитивную психологию, как “научное исследование положительного человеческого функционирования и преуспевания во многих уровнях, включая биологический, личный, уровень отношений, социальных институтов, культурный, и глобальные измерения жизни».

    Таким образом позитивная психология является основной научной дисциплиной изучающей человеческое счастье.

    Позитивные психологи (конечно не только они) рассмотрели ряд факторов, влияющих на счастье.

    Возраст,

    Пол,

    Личные финансы,

    Рождение детей,

    Замужество,

    Образование и многие другие…

    Но, тщательное изучение результатов этих исследований, приведенное в англоязычной википедии, разочаровывает противоречивостью своих результатов. Практически по всем параметрам, найдены разнообразные закономерности, часто противоречащие друг другу.

    Например,

    Про ”Пол” в англо-язычной википедии говорится:

    «За последние 33 года, значительное уменьшение женского счастья привело исследователей к пониманию того, что мужчины более счастливы, чем женщины. (Stevenson, B., & Wolfers, J. (2009). The paradox of declining female happiness. "American Economic Journal: Economic Policy. Retrieved June 5, 2011)

    Частично это может объясняться тем, что мужчины и женщины различаются в том, как они оценивают свое счастье. Женщины базируются на позитивной само-оценке, близости в отношениях и религии. Мужчины – на позитивной самооценке, активном отдыхе и ментальном контроле. Поэтому, ни у мужчин, ни у женщин нет какого-то определенного преимущества быть более счастливым, чем другой».

    Почти такие же тексты и про рождение детей, и про возраст, и многие другие среднестатические параметры жизни человека. Тем не менее, ученые продолжают искать закономерности, влияющие на состояние счастья человека.

    Таким образом,

    Позитивная психология – это ветвь психологии, которая использует научные исследования с целью помочь человеку вести более радостную и счастливую жизнь. человека , чтобы создать условия для их реализации, и подобрать методы повышающие вероятность самореализации. Основная цель этого процесса - обеспечить более счастливое существование человека.

    В заключении, мне хотелось бы также отметить, что позитивная психология привлекла мое внимание, поскольку является ближайшим аналогом уникальной системы развития человека, создаваемой и культивируемой мною в России. Эта система называется Школа Игратехников (ШИ), и строится на том, что в человеке выделена система качеств, которые мы назвали «талантами». Большинство талантов, хоть и выбиралось нами независимо от разработок позитивной психологии, тем не менее, очень похожи на добродетели Селигмана. Отличия этих систем, пожалуй, состоят в том, что в подходе Школы Игратехников таланты выстроены в систему (шкалу) от простого к сложному, и эта шкала помогает человеку ориентироваться в развитии своих качеств, переходя от более простых, (сила и ловкость), и дифференцированных талантов, к все более и более сложным и интегрированным, (осознанность, доброта).

    Кроме того, в ШИ, разрабатывается и постоянно культивируется методология развития талантов, причем не «в среднем», а именно в индивидуальном подходе, к каждому конкретному человеку. Дыхательные техники также активно используются в нашей методологии.

    Тем не менее, даже тот подход, который демонстрирует позитивная психология, выделяющая добродетели, как ориентир для человека, на наш взгляд является инновационным и перспективным.

    Основной шаг этой ветви психологии, на наш взгляд – это появление образа человека развивающегося, и приближающегося к совершенству.

    Надеюсь, эти идеи еще получат свое дальнейшее развитие, и новизна подхода к развитию человека откроет большие возможности для развития новых психологических направлений.

    Ждем вас на наших семинарах !

    История

    Идейным предшественником направления является Абрахам Маслоу , впервые использовавший термин «позитивная психология» в своей книге «Мотивация и личность» (1954) . Маслоу и другие представители гуманистической психологии в работах 1950-х-1960-х годов призывали психологов больше обращать внимание на стимулирование психического здоровья, чем на лечение болезней и патологий. Среди современных исследователей в этой области наиболее известны Эд Динер, Михай Чиксентмихайи , Чарльз Снайдер, Альберт Бандура , Дэниел Гильберт и Джон Хайдт.

    Основателем позитивной психологии как академической области является Мартин Селигман , который, при избрании президентом Американской психологической ассоциации в 1998 году, свою речь посвятил именно этому новому направлению психологии. В своем выступлении Селигман подчеркнул, что в течение предшествующих пятидесяти лет психология занималась исследованием и лечением всевозможных патологий, не обращая внимания на позитивные аспекты жизни человека, такие, как способность к творчеству, надежда или упорство в достижении своих целей. Селигман призвал своих коллег «восстановить равновесие» и предложил три основных направления для будущих исследований:

    • положительные эмоции и субъективное ощущение счастья (например, наслаждение, удовлетворение жизнью, чувство близости, конструктивные мысли о себе и своём будущем, оптимизм , уверенность в себе, наполненность энергией, «жизненной силой»);
    • позитивные черты характера человека (мудрость , любовь , духовность , честность, смелость, доброта , творчество , чувство реальности, поиски смысла, прощение, юмор , щедрость, альтруизм , эмпатия и т.д.);
    • социальные структуры, способствующие счастью и развитию людей (демократия, здоровая семья, свободные средства массовой информации, здоровая среда на рабочем месте, здоровые локальные социальные сообщества).

    Речь Селигмана вызвала большой интерес у его коллег, в том числе у таких известных психологов, как Кристофер Петерсон (Christopher Peterson), Эд Динер (en: Ed Diener) и Михай Чиксентмихайи , благодаря чему идеи позитивной психологии очень быстро превратились в новое направление в психологической науке .

    Значение положительных эмоций

    Согласно научным исследованиям последних лет, положительные эмоции делают восприятие мира человеком более открытым и позволяют исследовать и находить новые решения проблем. Кроме того, положительные эмоции делают человека более дружественным, а с увеличением количества друзей человек получает лучшие шансы эволюционного выживания.

    Основные направления

    В настоящее время существует три школы позитивной психологии:

    Центр позитивной психологии

    Центр позитивной психологии (Positive Psychology Center - PPC) находится в Соединенных Штатах Америки. Первым этапом работы центра было создание классификации сильных сторон и положительных черт индивида (по аналогии с «классификацией патологий», которой является нозологическая система DSM-IV). В 2004 году Селигман и Петерсон опубликовали список из 24 положительных черт человека, разделенных на 6 групп :

    • Добродетели мудрости и знания: креативность , любопытство , открытость, любовь к обучению, перспектива .
    • Добродетели смелости: храбрость , усердие , целостность , жизнеспособность.
    • Добродетели человечности: любовь , доброта , социальный разум.
    • Добродетели справедливости: гражданственность, справедливость , лидерство .
    • Добродетели воздержания: милосердие , умеренность , умение предвидеть , самоконтроль .
    • Добродетели трансценденции: умение ценить красоту, благодарность , надежда , чувство юмора , духовность

    Список Селигмана и Петерсона был составлен на основе того, какие черты характера имеют наибольшую ценность в различных культурах и религиях .

    На основе этого списка впоследствии был создан вопросник VIA-Survey (en:Values in Action Inventory of Strengths), состоящий из 240 вопросов (этот вопросник бесплатен и доступен в Интернете , на данный момент он переведен на 17 языков).

    На основе ответов на вопросник VIA-Survey были выявлено, какие черты характера наиболее способствуют преодолению депрессии и достижению счастья. Этими чертами характера являются:

    • Надежда
    • Благодарность
    • Любознательность

    Опросник VIA-Survey может использоваться в психотерапии следующим образом: клиенту предлагается оценить свои сильные стороны с помощью вопросника VIA-Survey, а затем попытаться использовать эти сильные стороны различными новыми способами (например, каждый день недели пробовать новый способ). Рекомендуется также каждый день отмечать в своем дневнике три счастливых события, которые произошли в этот день, а также записывать, какие действия привели к этим счастливым событиям .

    Центр прикладной позитивной психологии

    Центр прикладной позитивной психологии (Centre of Applied Positive Psychology – CAPP) находится в Великобритании. Руководителем центра является Алекс Линли (англ. Alex Linley ). Основным направлением исследований является использование идей позитивной психологии в профессиональной сфере. В центре CAPP был создан вопросник Realise2 , позволяющий определить, какими способностями и сильными сторонами характера обладает индивид, а также установить, в какой степени он использует эти достоинства в своей повседневной жизни (вопросник Realise2 на данный момент существует лишь в англоязычной версии). Исследователи центра CAPP также разрабатывают методики, позволяющие максимизировать использование сильных сторон индивида и минимизировать негативный эффект того, что является слабыми или недостаточно развитыми аспектами его личности .

    Центр Гэллапа

    Этот исследовательский центр создан в Соединенных Штатах Америки. Его основателем стал психолог Дональд Клифтон (en: Donald O. Clifton). На основе идей Клифтона в институте Гэллапа был разработан вопросник Strengthsfinder , 2001), на данный момент переведенный на 24 языка, в том числе на русский язык («Раскройте свои сильные стороны»). Время заполнения вопросника – около 45 минут. Вопросник Strengthsfinder позволяет выявить следующие сильные стороны индивида:

    См. также

    • Система ценностей

    Примечания

    Литература

    • Compton, William C, (2005). «1». An Introduction to Positive Psychology. Wadsworth Publishing. pp. 1-22. ISBN 0-534-64453-8 .
    • Peterson, Christopher; Seligman, Martin E. P.: Character strengths and virtues: A handbook and classification, Oxford University Press 2004. ISBN 0-19-516701-5 .

    Ссылки

    • Центр позитивной психологии в Пеннсильванськом университете (англ.)

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Позитивная психология" в других словарях:

      - (англ. peace psychology) область исследований в психологии, связанная с изучением психических процессов и поведения, порождающих насилие, предотвращающих насилие и способствующих использованию ненасильственных методов, а также создание … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Поток. Поток, потоковое состояние (англ. flow), психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением,… … Википедия

      Мартин Селигман Martin E. P. Seligman … Википедия

      Селигман, Мартин Мартин Селигман Martin E. P. Seligman американский психолог Дата рождения: 12 августа 1942(1942 08 12) (67 лет) … Википедия

      Martin E. P. Seligman американский психолог Дата рождения: 12 августа 1942 года Место рождения: Олбани, Нью Йорк Мартин Селигман американский психолог, основоположник позитивной психологии. Директор Це … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Твёрдость (значения). Твёрдость (также твёрдость характера, твёрдость воли) черта характера, характеризующаяся последовательностью и упорством в достижении целей или отстаивании взглядов.… … Википедия

      Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

      - (РГО) «Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими орган … Википедия

      Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi, 29 сентября 1934, Риека) профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия и весёлости,… … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Мартин Селигман (Martin Seligman) – американский психолог, преподаватель и автор множества книг, основатель одного из последних направлений психологической науки – позитивной психологии. Теория выученной беспомощности, сформулированная Селигманом в 1967 году и отмеченная премией Американской психологической ассоциации, пользуется большой популярностью среди ученых и клинических психологов. Селигман регулярно входит в число двух-трех десятков наиболее часто цитируемых психологов 20-го столетия.

    В настоящее время он занимает должность профессора психологии на факультете психологии Пенсильванского Университета, где и сам когда-то учился. До этого он руководил программой клинического обучения на факультете, сейчас же возглавляет Центр позитивной психологии университета. В 1998 Селигман был избран президентом Американской психологической ассоциации. Он основатель и главный редактор электронного журнала "Prevention and Treatment Magazine", а также член консультативного совета журнала "Parents". Среди книг Селигмана о позитивной психологии, переведенных на русский язык - "Оптимизм, которому можно научиться" (1991), "Что вы можете изменить и чего вы не можете" (1994), "Оптимистичный ребёнок" (1995), "Подлинное счастье" (2002).



    Селигман родился 12 августа 1942 года в Олбани, штат Нью-Йорк (Albany, New York), учился сначала в государственной школе, затем в элитной школе для мальчиков Академия Олбани, одной из самых старых школе в Америке. В 1964 Мартин окончил Принстонский Университет со степенью бакалавра по философии с отличием, и в свой последний студенческий год ему пришлось выбирать между несколькими интересными предложениями. Оксфорд предлагал ему стипендию для изучения аналитической философии, Пенсильванский Университет желал заполучить сей светлый ум для исследований по экспериментальной психологии животных, и Селигман выбрал Пенсильванию. В 1967 он защитил докторскую степень по психологии и уже имел к этому моменту внушительный список собственных исследований.

    В том же году в Пенсильванском Университете стартовали эксперименты Селигмана, которые легли в основу его теории выученной беспомощности. Неожиданно для себя Селигман с коллегами обнаружили что поведение собак в ходе эксперимента с ударами током было совершенно противоположно тому, которое ожидалось согласно теории бихевиоризма, ведущей психологической теории того времени. Дальнейшие исследования на животных и на людях показали, что действительно существует такое психологическое состояние, при котором человек или животное учится бездействовать в тяжелой ситуации – даже если на самом деле у них есть возможность изменить неприятные или даже болезненные обстоятельства. Впрочем, некоторые подопытные, несмотря на неудачи, раз за разом пытались изменить ситуацию. Наблюдая за ними, Селигман совершил второе самое значимое свое открытие, сформулировав теорию сознательного оптимизма, из которой вышла вся современная позитивная психология.

    Селигман – заядлый игрок в бридж, он регулярно принимает участие в крупных турнирах и выиграл более пятидесяти региональных чемпионатов. У него семеро детей, четыре внука и три собаки. Мартин и его вторая жена Мэнди (Mandy Seligman) живут в трехэтажном особняке, в котором когда-то жил знаменитый дирижер Юджин Орманди (Eugene Ormandy). Трое из пяти их общих детей обучались дома, а не в школе.