Разговоры после прощания. "Разговоры после прощания" Я.Реза в театре на Малой Бронной, реж Михаил Станкевич. Что нельзя делать после похорон


Страх перед неизвестным – естественная реакция, заставляющая даже самого отъявленного атеиста пусть и в минимальной степени поверить и придерживаться определённых правил поведения в процессе, до и после похорон.

Для того, чтобы помочь душе усопшего легко покинуть материальный мир, нужно не просто знать рекомендации, но и понимать их глубинный смысл. О том, как правильно вести себя, если в семье случилось подобное горе, знают не все. Поэтому мы составили подробную статью с описанием правил, что можно и нельзя делать.

В православии поминки после смерти проводят 3 раза. На третий день после смерти, на девятый, сороковой. Суть ритуала заключается в поминальной трапезе. Родственники, знакомые собираются за общим столом. Вспоминают усопшего, его добрые дела, истории из жизни.

На 3 день после смерти (в этот же день проводят и похороны) собираются все желающие почтить память покойного. Христианина сначала везут на обряд отпевания в церковь или часовню кладбища. Некрещеных усопших, после прощания с домом, сразу везут на кладбище. Затем все желающие возвращаются в дом на поминки. За этот поминальный стол семья умершего не садится

— В первые семь дней после смерти человека не выносите из дома никаких вещей.

На 9 день после смерти родственники идут в храм, заказывают поминальную службу, дома накрывают второй поминальный стол, почтить память усопшего зовут только близких родственников. Поминки напоминают семейный обед, с той разницей, что фото покойного стоит недалеко от трапезного стола. Рядом со снимком усопшего ставят стакан с водой или водкой, ломтем хлеба.

На 40 день после смерти человека устраивают третий поминальный стол, приглашают всех желающих. В этот день обычно на поминки приходят те, кто не смог присутствовать на похоронах. В церкви заказываю Сорокоуст - сорок литургий.

— Со дня похорон и до 40-го дня, вспоминая имя умершего, мы должны произносить словесную формулу-оберег для себя и всех живых. Одновременно те же слова являются символическим пожеланием для умершего: «Земля ему пухом» , тем самым высказывая пожелания, чтобы душа его оказалась в раю.

— После 40-го дня и на протяжении трех последующих лет мы будем говорить иную формулу-пожелание: «Царствие ему небесное» . Тем самым мы желаем умершему загробной жизни в раю. Слова эти должны быть адресованы любому умершему, независимо от обстоятельств его жизни и смерти. Руководствуются при этом библейской заповедью «Не суди, да не судим будешь» .

— В течение следующего за смертью человека года ни один из членов семьи не имеет морального права принимать участие в каком-либо праздничном торжестве.

— Ни один из членов семьи умершего (включая и вторую степень родства) не мог в период действия траура выходить замуж или жениться.

— Если в семье умер родственник 1 -2-й степени родства и после его смерти еще не прошел год, то такая семья не имеет права красить яйца на Пасху в красный цвет (они должны быть белыми или какого-либо иного цвета - синего, черного, зеленого) и соответственно принимать участие в торжествах пасхальной ночи.

— После смерти мужа жене запрещается на протяжении года что-либо стирать в тот день недели, в который случилась беда.

— На протяжении года после смерти все в доме, где жил умерший, остается в состоянии покоя или постоянства: нельзя делать ремонт, перестановку мебели, ничего не отдают и не продают из вещей умершего, пока душа умершего не достигнет вечного покоя.

— Ровно через год после смерти в семье умершего справляют поминальную трапезу («угодю») - 4-й, завершающий поминальный семейно-родовой стол. Необходимо помнить, что живых нельзя заранее поздравлять с днем рождения, а завершающий поминальный стол следует устраивать либо ровно через год, либо на 1-3 дня раньше.

В этот день надо пойти в храм и заказать панихиду по усопшему, сходить на кладбище - проведать могилу.

Как только завершится последняя поминальная трапеза, семья снова включается в традиционную схему праздничных регламентаций народного календаря, становится полноправным членом общины, имеет право принимать участие в любых родовых торжествах, в том числе играть свадьбы.

— Памятник на могиле можно ставить только по истечении года после смерти человека. Причем необходимо помнить золотое правило народной культуры: «Не чапай зямлю пасля Пакравоу да Радаунщы». Это значит, если год по умершему пришелся на конец октября, т.е. после Покровов (и на весь последующий период вплоть до Радуницы), то памятник можно будет поставить только весной, после Радуницы.

— После установки памятника крест (как правило, деревянный) еще на год кладут рядом с могилой, а потом выбрасывают. Его можно также закопать под цветник или под могильную плиту.

— Жениться (выходить замуж) после смерти одного из супругов можно только через год. Если женщина выходила второй раз замуж, то полноправным владельцем-хозяином новый муж становился только через семь лет.

— Если супруги были венчаны, то после смерти мужа его кольцо забирала жена, и если она больше не выходила замуж, то ей в гроб клали оба обручальных кольца.

— Если же муж хоронил жену, то ее обручальное кольцо оставалось с ним, а после его смерти оба кольца клали к нему в гроб, чтобы, встретившись в Царствии Небесном, сказать: «Я принес наши кольца, которыми нас венчал Господь Бог.

— На протяжении трех лет отмечают день рождения умершего и день его смерти. По истечении этого срока отмечается только день смерти и все годовые церковные праздники поминовения предков.

Не все из нас умеют молиться, а тем более не знают молитвы по умершим. Выучите несколько молитв, которые, может быть, помогут обрести вашей душе покой после невосполнимой утраты.

Посещение кладбища в течение года

На протяжении первого года и всех последующих лет на кладбище можно ходить только по субботам (кроме 9, 40 дня после смерти и церковных праздников почитания предков, таких, как Радуница или Осенние Деды). Это признанные церковью дни поминовения умерших. Постарайтесь убедить своих родственников, что постоянно приходить на могилу к умершему не следует, тем самым они наносят вред своему здоровью.
Посещайте кладбище до 12 часов дня.
Какой дорогой вы приходите на кладбище, такой и назад возвращайтесь.

  • Мясопустная суббота - суббота на девятой неделе перед Пасхой.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на второй неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на третьей неделе Великого поста.
  • Вселенская Родительская суббота - суббота на четвертой неделе Великого поста.
  • Радуница - вторник на второй неделе после Пасхи.
  • Троицкая суббота - суббота на седьмой неделе после Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - суббота на третьей неделе после .

Как правильно одеться на годовщину смерти?

Одежда на годовщину смерти имеет немаловажное значение. Если перед поминальным обедом планируется поездка на кладбище – следует учитывать погодные условия. Для посещения церкви женщинам необходимо подготовить головной убор (платок).

На все похоронные мероприятия следует одеваться строго. Неприлично будут смотреться шорты, глубокое декольте, банты и рюши. Яркие, пестрые цвета лучше исключить. Деловые, офисные костюмы, закрытая обувь, строгие платья приглушенных тонов – уместный выбор для траурной даты.

Можно ли делать ремонт после похорон?

По приметам, не относящимся к православию, ремонт в доме, где жил умерший нельзя делать в течение 40 дней. Нельзя делать никаких изменений в интерьере. К тому же все вещи усопшего необходимо выбросить по истечении 40 дней. А на постели, на которой умер человек, вообще нельзя спать его кровным родственникам. С этической точки зрения, ремонт только освежит состояние скорбящих по потере людей. Поможет избавиться от напоминающих о человеке вещей. Хотя многие в память об ушедшем близком стремятся оставить себе кое-то из принадлежащего ему. По приметам, делать этого опять же не стоит. Посему ремонт будет хорошим решением во всех случаях.

Можно ли убираться после похорон?

Пока покойник в доме нельзя убирать и выносить мусор. По поверьям считается, что умрут остальные члены семьи. Когда покойника вынесли из дома, необходимо тщательно вымыть пол. Делать это кровным родственникам запрещено. Православная церковь также отрицает этот пункт и считает его суеверием.

Эка невидаль, скажешь ты, прощаться каждый умеет. Помахал ручкой, сказал «пока» - и всего делов-то. Но не все так просто. Не скажешь же ты «чао какао», например, репетитору по английскому? А подружке вряд ли скажешь «Прощай, дорогая Галина!».

Мы часто даже не задумываемся, какие слова произносим при расставании, а ведь они так много значат! А какое выражение лица при этом, в какой позе мы находимся? На все это стоит обращать внимания, чтобы прослыть вежливой барышней. Не забывай также и когда здороваешься, и когда прощаешься, называть имя человека: «Пока, Никита», «До свидания, Вера Павловна». Когда скажешь слова прощания, не отворачивайся сразу: сделай шаг-два назад, лицом к собеседнику, и лишь затем отворачивайся. На Востоке, между прочим, при расставании выходят из помещения пятясь назад, чтобы не повернуться к человеку спиной и тем самым не обидеть его. При этом они улыбаются, кланяются и повторяют вежливые слова.

Как правильно прощаться с людьми?

Говорят, что из гостей можно уйти на английский манер, то есть не заметно и не говоря слов прощаний. Но все-таки, во всем мире это считается неприличным и сразу вызывает подозрение. Кстати, везде, кроме Великобритании, это называется «уйти по-английски», а англичане сами такое правило называют «уйти по-французски». Поэтому лучше все же к этому способу не прибегать. В крайнем случае, если ты уходишь из гостей, где было много народу, можно попрощаться только с хозяевами, кстати, сначала нужно попрощаться, а потом уже одеваться, а не наоборот.

  • Прощай (те) (буквально «прости») - приветствие при расставании надолго или навсегда.
  • Счастливо (счастливо оставаться, счастливого пути) — слова прощания, которыми желают счастья.
  • До встречи, до свидания (до скорого свидания), до завтра - этими словами выражают надежду на будущее приятное общение.
  • Целую, увидимся, свидимся, пока, чао-какао, бонжур, всего хорошего, хай! - наверняка ты сама сможешь дополнить этот список словами, которые в твоей компании принято произносить при расставании.

Слова, которые ты произносишь при прощании, обычно сопровождаются жестами:

  • Помахать ручкой можно при расставании с детьми или близкими людьми. Также обычно машут, когда уже разошлись на приличное расстояние.
  • Сделать воздушный поцелуй можно только с близкими людьми в неформальной обстановке, а ни как не при выходе из кабинета директора.
  • Пожать руку - это вариант для деловых отношений, при этом обязательно добавляют: «рада была познакомиться», «до следующей встречи» и тому подобное.
  • Поцеловать в щечку можно маму, бабушку, подругу, «в губки» - лучше не надо, со стороны это выглядит неэстетично, друга — если только у вас близкие отношения.

Когда говоришь слова прощания, обязательно смотри в лицо человеку. Бурчать себе под нос, отворачиваться, поворачиваться спиной, кричать из далека — неприлично.

В Крыму появится первый крематорий. Построить его планируют на территории мусульманского кладбища, недалеко от села Красная Зорька под Симферополем. Местные жители жалуются журналистам: они не хотят дышать пеплом и протестуют против строительства данного объекта рядом с жилыми домами. Ранее от реализации этого проекта отказались в Ялте.

По данным реестра крымских инвестпроектов, строительство кремационного блока будет вести «Крымская национальная мемориальная компания». Ее генеральный директор настаивает, что крематорий не навредит ни здоровью людей, ни окружающей среде:

«Кремация в мире на сегодняшний день признана самым экологически чистым способом погребения человека. Поэтому у нас будет весь комплекс мероприятий, связанный с экологией. Первое, это экологически чистое оборудование. Второе, мы сейчас ведем переговоры с зарубежными партнерами по использованию экологически чистых гробов. Но одна из главных задач, которую мы ставим перед собой – это именно вопрос экологической безопасности».

Эколог из Сочи, член совета «Экологической вахты по Северному Кавказу» предлагает рассматривать проблему строительства крематория комплексно.

Многие люди выступают категорически против кремации по религиозным соображениям. Эти мнения тоже надо учитывать

– Чтобы оценить возможный ущерб окружающей среде, нужно знать, какую технологию будут использовать в крематории. В мире их известно несколько. Кроме того, есть курортные территории, где запрещено и строительство мусороперерабатывающих заводов, и крематориев. В Сочи это тоже проблема. Были обсуждения, но непубличные, неформальные, и мнения разделились. Проблема крематория не только экологическая, но и социальная, и где-то даже политическая. Она касается всех конфессий, которые проживают на этой территории. Многие люди выступают категорически против кремации по религиозным соображениям. Эти мнения тоже надо учитывать.

Священник Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов отмечает, что в христианстве нет каких-либо запретов на кремацию.

Захоронение в земле или кремация – это не самое важное

Яков Кротов

– В православной традиции способов захоронения было много. Один киевский митрополит в 14-м веке завещал бросить свое тело в болото, чтобы его там съели собаки. Бог всемогущ и не связан материальными обстоятельствами. Те, кто сгорели при взятии Киева в 13-м столетии или в печах Освенцима, все равно воскреснут: Бог их соберет, дополнит. Так что захоронение в земле или кремация – это не самое важное, с точки зрения православного человека. Предпочтительно, конечно, хоронить в земле, но это еще дохристианская традиция. Есть возможность – хорошо, если нет – пусть будет по-другому. В России сейчас господствует консервативная разновидность православия, которая боится всего и плохо знает свою историю. Я бы хотел, чтобы меня кремировали и прах развеяли по ветру над Галилейским морем. Мне очень нравится, как на Западе прах укладывают в горшочки с растениями.

Яков Кротов указывает на то, что мощи князя Владимира погибли в пожаре при взятии Киева, что не мешает православным почитать его как святого и равноапостольного.

Приложу к ожогу рассвет,
...........остужусь в реке расставания...
...........слаще мёда губ твоих нет
...........дай напиться их на прощание
.........................Екатерина Хэн Гальперина

После прощания будет встреча -
Просто иначе не отпускаю,
И пусть не кружит над нами кречет.
Я тебя шепотом заласкаю,

Я разрисую пространство кожи -
Пуантилизм моих губ безбрежен.
Вязь арабесок душа положит
Бризом по сердцу прохладным, свежим.

Солнце оближет планеты персик
(Сизый ноябрь мы с тобой отменим),
И среди множества жизни версий
Вымолим светлую, без затмений.

Рецензии

после прощания будут всплески
не обмелевших омутов горя,
бусины счастья на страстной леске.
море любви, разливанное море.

Сядет твой кречет ко мне на перчатку,
станет клеваться в плечо и в душу,
знай, не останется отпечатка
хоть ты и тряс меня,будто грушу.

Татуировки твоих желаний,
правил, законов и статусов ложных,
я накидала в костёр прощаний
и подожгу зажигалкой... позже.

Я на луне отыщу дорожку.
прямо в холодные осени ночи.
может осталось надежд на крошку,
очень болит. Понимаешь?Очень.

Хотела ответить стихом, но решила не трогать эту тему - не могу сейчас об прощаниях ни в каком ключе.

А у тебя получилось здорово - как обычно:)

И я скучаю. но от этого ещё легче слова выплёскиваются. Но характер пора учиться проявлять, не подросток уже. Так что.. мы скучаем!))

И всё-таки импровиз на тему:))

Очень болит. Понимаешь? Очень.
Стихомолчание – средство от боли.
Стихозабвение,
Тихостенание…
Мозг острой болью, как шёлком, прострочен.
Стиховаренье по банкам разлито.
Крики сознания крышкой прихлопнуты.
Стихокамлание,
Тихомоление…
Рыбка свободна и цело корыто.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Пьеса называется, вообще-то, "Разговоры после погребения", но "прощание" звучит и шире, и легче, не столь мрачно, что, вероятно, имеет и маркетинговый смысл, даже более, чем символичный, хотя содержание пьесы и впрямь отнюдь не столь беспросветно, как может показаться по завязке сюжета. В загородном доме на погребение отца, выпавшее аккурат на канун Дня всех святых, собралась семья - взрослые дети покойного, двое сыновей, Алекс и Натан, и дочь Эдит; их пожилой дядюшка Пьер, брат умершего, с женой Жюльеной; а также Элиза, бывшая спутница Алекса, скрывавшая до поры свое увлечение другим братом, Натаном, причем взаимное. Подавленная некогда страсть Натана и Элизы вспыхивает заново, к неудовольствию как Алекса, так и Эдит - у последней не складывается личная жизнь, оттого роман над свежей могилой возмущает ее едва ли не сильнее, чем ревнующего брата.

Почему разладились отношения Элизы и Алекса - неизвестно, вообще при всем многословии "Разговоров..." автором, видимо, предполагалось, что подтекста в них еще больше, чем текста. Перегружая диалоги бытовыми ("атмосфэрными", прости, Господи - а на малой сцене Малой Бронной, куда я впервые попал после ремонта, выстроена усыпанная опавшими листьями веранда в натуральную величину, и окна, ставни, перила, все, вплоть до продуктов, из которых персонажи готовят "мясо с овощами", предельно "достоверно) деталями, режиссер рискует потерять и без того тонкую нить интриги - где тонко, там и рвется. Одновременно с этим пьеса Ясмины Реза - далеко не "Чайка" и не "Дядя Ваня", при том что когда на веранде садятся играть в "монополию", неволей начинаешь ждать известия, что Константин Гаврилыч застрелился. Но никто не застрелится, наоборот, после драки с братом Алекс выбросит пистолет в садовую бочку с водой, Элиза и Натан, отправившись было на вокзал, вернутся в отчий дом вместе, и Алекс уже не будет возражать, а Эдит примириться на том, что сама пригласит с ночевкой ухажера с работы, который до этого уже был ее любовником на одну ночь, но, похоже, там, где у Чехова история закончилась бы, у Резы она только начинается. И тогда не совсем понятно, ради всех святых, стоило ли ради такого просветленного финала городить муторный огород и стряпать из такого количества ингредиентов обыкновенное, в конце концов, "мясо с овощами".

Между тем в "Разговорах..." режиссеру удалось из весьма разных актерских индивидуальностей сложить отличный исполнительский ансамбль. Его камертон, как мне показалось - Мариэтта Цигаль-Полищук в роли Элизы, да и ее героиня - тот центр, вокруг которого так или иначе вращаются остальные персонажи и их побочные сюжетные линии. Замечательно выстроена динамика взаимоотношений Натана (Владимир Яворский) и Алекса (Дмитрий Цурский), колоритной, но не карикатурной получилась "синечулочная" по типажу Эдит (Дарья Грачева). Приятно удивил Александр Макаров в роли Пьера - вообще актеры, при всех подробностях "проживания" своих образов умеют чуть-чуть, легко, с изяществом взглянуть на них как бы со стороны. Но как ни странно, чем плотнее ткань ансамблевого сосуществования, да еще в таком камерном пространстве, тем явственнее обнаруживается непрочность драматургической основы, чьи литературные достоинства и содержательную оригинальность режиссер явно преувеличивает, даже откровенно юмористические, почти фарсовые сценки (хотя до сих пор Реза более известна сатирическими комедиями, а жанр "Разговоров..." в театре обозначают недвусмысленно как "мелодрама") решая, насколько возможно, в драматическом ключе. и к моменту надуманного хэппи-энда "разговорная" пьеса уже трещит и рвется, сколь ни старались бы артисты, в финале словно невзначай "выпадающие" из непрерывного действия, дабы выйти на поклон к публике и сразу вернуться за семейный стол, удержать пресловутую "атмосферу".