Семейный обед традиции и современность. Конспект занятия для учащихся детского дома. Распределение обязанностей в семье Мероприятия семье в детском доме


Тема. «Моя будущая семья"
Цель. Формирование у воспитанников представлений о семье, ее функциях и значении в жизни человека.
Задачи:
познакомить воспитанников с определением семьи; понятием «психологический климат семьи»;
показать (на примере) последствия нарушений семейных отношений;
воспитывать качества, необходимые для создания в будущем счастливой, полноценной семьи.

Ход занятия

Организационный момент.
Прежде, чем приступить непосредственно к занятию, я предлагаю вам игру «Вижу, слышу, чувствую». Послушайте правила игры: игра проводится в кругу, первый участник произносит слово «вижу» и называет то, что видит (здесь и сейчас), второй участник – слово «слышу» и называет то, что слышит и т.д. Каждый участник должен произнести по очереди данные три слова. Вот так, играя, незаметно для себя вы активно включились в работу.
Сегодня я предлагаю вашему вниманию тему занятия «Моя будущая семья». Данное занятие поможет вам сформировать представление о семье, о ее значении в жизни человека. Вы сможете мысленно отправиться в будущее и представить свою будущую семью и себя в ней.
Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходилось без семьи. Для каждого человека семья начало начал. Думаю, не ошибусь, если скажу, что практически каждый из вас думал о том, какая семья у него будет в будущем. Поднимите, пожалуйста, руку, кто задумывался об этом. Мы много говорим о семье, а что же такое семья? (Записываю слово «семья» на доске).
- Ребята, перед вами на столе лежат карточки, фломастеры. Задание заключается в следующем: каждому участнику нужно записать на карточке ассоциацию, которая возникает у вас, когда вы слышите слово «семья». На одной карточке записываете одно слово. (По окончании работы, каждый ребенок по очереди, выходит к доске и прикрепляет карточку возле слова «семья», поясняя свой выбор).
- Обратите внимание на те слова, которые чаще всего встречаются среди ваших ответов. Видимо это главное, что мы можем отнести к понятию «семья». Судя по вашим ответам, данное понятие очень емкое, но существует официальное определение семьи и оно не одно. Я обратилась за ответом к философскому словарю. Он дает следующее определение семьи.
«Семья» - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем, женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. (Слайд)
- У кого есть вопросы по данному определению? Как следует из определения, семья – сложное явление, требует от человека душевных затрат, постоянной работы над собой. И все же большинство людей склоняются к тому, что жить в семье лучше, чем без семьи. А как вы считаете? Почему вы так считаете?
Вывод: семья – лучшее место для восстановления затраченных сил, место, где каждый может показать свои личные достижения, где тебя понимают и принимают таким, какой ты есть.
Но в каждой ли семье такая обстановка? От чего, от кого зависит, будет тепло или холодно, уютно или нет в семье?
Отношения в семье, от которых зависит самочувствие ее членов, называют психологическим климатом семьи.
Приводится пример – зачитываю письмо девочки (слайд). Идет обсуждение, прочитанного текста:
- каков психологический климат данной семьи?
- Счастливая ли эта семья?
- В чем причина несчастья данной семьи?
А сейчас я прошу вас прочитать пословицу (слайд) – «На что и клад коли в семье лад».
- Как вы понимаете данную пословицу? (Ответы детей)
Вывод: если в семье любят и уважают друг друга, то они счастливы и без клада.
В.А. Сухомлинский говорил, что семья это та среда, где человек должен учиться творить добро. Обратите внимание на стенд, на нем вы видите ватман с нарисованной бочкой. Наверное, все подумали – при чем тут бочка и слова Сухомлинского. Объясняю. Бочки нужны для того, чтобы их заполняли чем- то полезным, нужным. Я предлагаю заполнить нашу бочку качествами, которые необходимы всем членам семьи, для того, чтобы в ней царило добро (как сказал Сухомлинский), мир и согласие.
Задание: каждый из участников выходит по очереди к стенду и «положив» (произносит вслух), в бочку необходимое качество, закрепляет ее «обручем» (надписывая на нем, названное качество).
Итак, выполнив задание, мы пришли к выводу, что если все члены семьи будут обладать данными качествами (перечисляю те качества, которые записали ребята), то ее можно назвать счастливой. Но помните, что счастье семьи зависит и от того, умеем ли мы видеть в своих близких хорошее, говорим ли им добрые слова. В каждом человеке много хорошего, надо это только захотеть увидеть. Я предлагаю вам игру, которая называется «Комплименты». Игра проходит под песню Б.Окуджавы «Комплименты».
Наше занятие подходит к концу. Что нового для себя вы узнали на этом занятии? Что вам понравилось? С чем вы не согласны?
Итог. Мы сегодня говорили с вами о том, что такое семья, нужна ли она и почему. Вы узнали, что такое психологический климат семьи и кто его создает. Вы приобрели необходимые качества для построения счастливой, крепкой семьи. Надеюсь, что данное занятие помогло вам представить свою будущую семью и себя в ней.
Дорогие ребята, вы стоите на пороге жизни. Какой будет семья завтра? Человечество строит прогнозы, а создавать семью вам. Перед вами множество дорог. Приведет ли выбранный вами путь к счастью – зависит в первую очередь от вас. Л.Н.Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Я же, заканчивая занятие, говорю вам: «Будьте, пожалуйста, счастливы»!

« Символ жизни – семья» (семейная азбука)

Цель: Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома.

Задачи:

Формировать представления о роли семьи в жизни человека.

Укреплять родственные связи воспитанников.

Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопонимания.

Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Методическое оснащение:

Плакаты с пословицами (демонстрационные),

Карточки с пословицами (индивидуальные),

Схематические изображения (дом, люди, солнце и т.д.)

Видеозапись «Наши увлечения»

Реквизит для конкурсов (куклы, пеленки, ленты, воздушные шары, фломастеры, костюмы для инсценировки)

Предварительная работа:

Цикл занятий по семейному воспитанию по программе «Добрый дом»

Разучивание стихов по сценарию,

Рисование на тему «Наша дружная семья»

Ход занятия:

Вед. Волшебный символ жизни – семья.

В нем капелька Отчизны, в нем я,

В нем все родные, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора,

В нем солнце, и березка, и дом

В нем все тепло смеется кругом.

Задумайтесь, что же такое «семья»? Продолжите на своих карточках фразу «Семья –это…» (Дети зачитывают ответы).

Значимость понятия «семья» очень велика. Семья для каждого из нас – самое главное в жизни, самое нужное. Но иногда случается так, что есть общая крыша над головой (ставит макет дома), есть люди, живущие вместе (силуэты). У них общая фамилия, документы о родстве. А вот потребности общаться друг с другом, быть рядом нет. И каждый стремиться быстрее уйти из дома туда, где его больше понимают и принимают, где ему интереснее.

Можно сказать, что это семья?

Что связывает людей в семье кроме общей фамилии и общего дома?

(ответы детей)

Правильно. Вы перечислили много условий и душевных качеств, которые помогают людям создать счастливую семью. Но как быть? Нет законов, обязывающих людей быть добрыми, любящими, заботливыми. А вот счастливые семьи существуют тысячи лет.

Откуда же люди узнают, как создать и сохранить крепкую семью?

(ответы детей)

Есть еще один источник передачи жизненного опыта. Это русские пословицы – крупицы народной мудрости. Используя их, мы постараемся сейчас оживить этот дом, а его обитателям поможем обрести душевную близость.

Ведущий закрепляет на доске «смайлик».

Что это? (ответы детей)

Ведущий открывает первую пословицу.

Я предлагаю такую пословицу: «Добрый дом держится трудом» Вы согласны?

Тогда вы без усилий сможете собрать пословицы, которые спрятаны под ромашковой поляной. Нужно составить из двух частей одну из известных вам пословиц. А Мише предлагаю вспомнить пословицу по картинке.

(Дети разбирают карточки и составляют пары, зачитывают получившиеся пословицы)

О чем пословицы?

Какое качество необходимо этой семье в первую очередь?

Какой лучик мы им подарим?

«Трудолюбие» (прикрепляем лучик к смайлику)

А трудолюбие принесет в дом достаток и благополучие. (прикрепляем к дому цветы, дерево, кошку)

Следующая пословица такая: «Когда в семье лад – не нужен и клад». (открываем пословицу)

Что такое «лад»?

Умение ладить с собой и людьми – это самое ценное качество в человеке. Давайте убедимся в этом.

Инсценировка «Мир в семье всего дороже»

Ведущий: Жили-были дед де баба.

Жили не тужили,

Сухарь чаем запивали,

Один раз в месяц колбасу жевали.

И все бы ладно, да курочка-невеличка

Взяла, да и снесла яичко.

Яичко не простое, яичко золотое.

А теперь по нашим ценам

И вообще оно бесценно.

На семейный, на совет

Собрал внучку с бабкой дед.

Так и так, такое дело.

Что с яичком этим делать?

Может скушать, иль продать,

Иль на доллары сменять?

А может, чтоб упали стены,

Центр музыкальный купим современный?

Что ты дед, побойся бога!

Музыка не стоит много!

Лучше купим телевизор,

Пылесос или транзистор?

Иль возьмем телегу мыла

Чтобы дома чисто было.

Может купим мне духи?

Обалдеют женихи!

Иль французскую помаду?

Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор,

Да житейский шумный спор!

То не се, да то не так!

Ты балда!

А ты дурак!

Начался такой скандал –

Свет такого не видал!

Только курочка молчит, около стола стоит.

Ну, никак не ожидала стать причиною скандала!

Чтобы это прекратить,

Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько,

И крылом взмахнув легонько,

Яичко на пол уронила!

Вдребезги его разбила!

Плачет внучка, плачет баба:

Что наделала ты, Ряба?!

Дед не плакал, как не странно,

Вывернул с дырой карманы.

Нету денег, ну и что же?

Мир в семье всего дороже!

Да, действительно, мир в семье всего дороже. И сохранить его поможет лучик « Взаимопонимание» . Подарим такой лучик? (к смайлику прикрепляем луч)

Вот и улыбаются жители нашего дома! (переворачиваем силуэты).

Открываем следующую пословицу. «Другим не поможешь – сам пропадешь».

О чем в ней говорится? (ответы детей)

Взаимопомощь – великая вещь. А самой идеальной парой, действующей всегда слаженно и быстро, являются наши руки. Предлагаю вам такое задание: вы будете работать как одна пара рук и продемонстрируете нам чудеса взаимопомощи. Играющим связывают вместе пару рук, а свободными руками они должны запеленать куклу и завязать бантом. (играют две пары). Молодцы, справились!

Дарим нашим друзьям лучик « Взаимопомощь» .

Открываем следующую пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось!»

О чем она?

Где-то на белом свете

Наша семья живет

Горя и бед не знает

Дружною слывет.

Вместе читаем книги,

Вместе в кино идем,

В праздник поем и пляшем

В будни дела найдем.

припев

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла

Дружная у нас семья!

Света белье стирает,

Сергей подметает пол,

Дима посуду моет,

Думая про футбол.

Спорится вмиг работа,

Каждый к труду привык,

И отдыхать умеем –

Жарим в лесу шашлык!

припев

Дарим лучик «Дружба»

Следующая пословица «Веселье делу не помеха». Хорошее настроение поможет и в труде, и на отдыхе. А чем больше семья – тем больше хорошего настроения! Предлагаю шуточный конкурс «Большая семья» (Гоша, Валера)

Нужно надуть шарик – это будет дом, и поселить туда большую семью (нарисовать маркером человечков)

Дарим лучик «Веселье» (чувство юмора).

И последняя пословица: «Делу время – потехе час».

Потеха – это не просто развлечение, а еще и общие увлечения всех членов семьи. Они помогают людям объединится и лучше понять друг друга.

Какие семейные увлечения вы знаете?

Чем увлекаются дети нашей семьи?

Просмотр видеозаписи об увлечениях детей семьи «Улыбка».

Дарим еще один лучик «Семейные увлечения».

Вот у нас и получилось солнышко, мы поделились своим душевным теплом. Из чего оно состоит? (дети зачитывают)

    Трудолюбие

    Взаимопонимание

    Взаимопомощь

    Дружба

    Чувство юмора

    Семейные увлечения

Я думаю, мы помогли нашим друзьям. Они улыбаются, держатся за руки и дом выглядит веселее. Если они постараются, у них обязательно будет крепкая семья. Может быть она будет похожа на нашу «Улыбку».

Выставка рисунков.

А вам я желаю, чтобы ваши будущие семьи согревало и оберегало тепло ваших сердец, вашей души и вот такое доброе солнышко.

И закончим наше занятие стихами.

Пусть все это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

«Великое чудо семья!

Храните ее! Берегите ее!

Нет в жизни важнее цели!

Чем жива семья сегодня?

Всех проблем не перечесть.

И порою забываем,

Что в тревогах и заботах

Главное – семью сберечь!

В семье как в солнце – много света,

Улыбок много и добра.

Пусть не проста дорога эта,

Зато надежна и светла.

Все дети : Пусть крепкой будет наша семья – иначе жить на свете нельзя!


Конспект занятия "Распределение обязанностей в семье" (возраст 14-16 лет)

Зарипова Файруза Амировна, воспитатель
Место работы: ГУ Республики Коми "Детский дом №4" г.Усинска
Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи, является едва ли не самой заветной мечтой. Поэтому подготовка воспитанников к созданию семьи и семейной жизни - это одно из главных направлений в работе воспитателя детского дома. На занятиях, во время индивидуальных бесед воспитанники знакомятся с историческими традициям семейных отношений, современными взглядами на семью, основами семейного права. Вот одно из таких занятий, посвященное семейным отношениям.
Цель: формировать желание жить в гармоничной, дружной семье.
Задачи:
научить правильно, распределять обязанности в семье;
помочь сформировать правильное отношение к семье;
воспитание у воспитанников ответственного отношения к созданию в будущем своей семьи;
формирование духовных и нравственных качеств личности;
воспитание любви и уважения к семье.
Виды деятельности : беседа – диалог, игра.
Инновационные технологии: использование ИКТ на мероприятии (презентация), личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход мероприятия.
Вступительное слово воспитателя:
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы продолжаем цикл занятий, посвящённых семье. Несколько лет назад ученые в ходе большого исследования подросткам задали вопрос: что для вас самое ценное. И, к удивлению ученых, самой большой ценностью для подростков оказалась «счастливая семейная жизнь». Да, именно в семье люди заботятся друг о друге, делят радости и печали. Рождение семьи это важный этап в жизни для каждого из нас. И для того, чтобы семейная жизнь приносила нам счастье, необходимо уметь правильно строить отношения. Сегодня мы поговорим об обязанностях супругов в семье.
Послушайте, пожалуйста, притчу, которая так и называется «Распределение обязанностей».
(слайд 1)
(дети слушают притчу, обсуждение по содержанию)
-Довольна ли своей семейной жизнью жена? Почему?
-Правильно ли оценивает муж, домашнюю работу жены?
-Какая главная мысль притчи?
(ответы детей)
Воспитатель: Основа дружной семьи - грамотное распределение ролей, прав и обязанностей. А это как?
Например, есть семья МЫ и есть семья Я+Я, и в этих разных семьях вопрос о распределении домашних дел и обязанностей решается по-своему.
Семья МЫ - обязанности у каждого, в основном, кто больше может и умеет: он рад это делать. Приведите примеры.
(ответы детей)
Семья Я+Я - большая семейная нагрузка у того, кто в отношениях больше заинтересован, кто более зависим и кого другой может в большей степени нагрузить...
(слайд 3)
Существует три основных ориентира при распределении семейных обязанностей:
индивидуальные предпочтения (кто, что сам больше хочет);
умения и способности (кто, что лучше умеет делать, тот тем и занимается);
польза (ребенку мы поручим в семье то, что будет для него полезнее освоить для его будущей взрослой жизни)
(слайд 4)
Индивидуальные предпочтения - это самое простое и очевидное. Например, кому-то посуду нравится мыть больше, чем выносить мусор. А кто-то этот мусор может легко захватить по дороге на работу. Жене за тяжелыми покупками на рынок сходить тяжело, а мужчине это весело поразмяться: ему это и нравится, и полезно.
При этом исторически сложилось, что мужчины в семье в принципе больше занимаются заработком денег. А женщины – ведением хозяйства: определенный смысл в этом есть: мужчины и женщины отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеру и предпочтениями. Мужчинам проще, приятнее и интереснее заниматься работой и зарабатыванием денег. Женщинам – воспитанием детей и налаживанием уюта.
(слайд 5)
Нормально ли, если все домашние дела на женщине, а мужчина только смотрит телевизор? Или правильно, если муж делает все вместе и поровну: муж вместе с женой готовит еду, моет полы и стирает белье?
(слайд 6)
(ответы детей)
Воспитатель: А может быть, все домашние дела должны делать быть на муже, а жена в это время занимается собой, как в современном Китае? Единого, правильного для всех ответа здесь нет. Ответы на этот вопрос во многом зависят от того, как вы воспитаны, какое у вас окружение, и какие у вас в семье отношения. Поэтому, уже в подростковом возрасте, нужно себя готовить к семейной жизни, заниматься самовоспитанием.
А теперь выберите те высказывания о взаимоотношениях в семье, которые вам ближе. Объясните свой выбор.
1.Мужчина находит правильную цель в жизни, а женщина – мужчину с правильной целью.
2.Быть женщиной – значит, научится быть «последователем», а не «рулевым».
3.Семья – это где муж почитаем, жена любима, дети беззаботные и счастливые.
4.Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.
(слайд 7)
(дети объясняют свой выбор)
Воспитатель: наблюдения показали, что в счастливых семьях, там, где отношения между супругами отличные, не стоит вопрос, кому какую работу какому супругу выполнять. Распределение обязанностей мужа и жены там происходит естественно, как-бы "автоматически" и поэтому нет спора о том, кто какие обязанности в семье должен выполнять.
(слайд 8)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Я буду…».
(Для этой игры нужны несколько маленьких листочков бумаги с написанными на них обязанностями. Каждый кусочек бумаги свернут так, чтобы написанное не было заметно ни для кого. Дети должны по очереди брать с подноса и разворачивать кусочки бумаги, читая на нем, какая участь им уготована. При этом каждое разворачивание бумаги сопровождайте словами: «Я буду…», - а то, что написано, станет продолжением фразы. Обязанности могут быть следующими: мыть посуду, выносить мусор, зарабатывать деньги и т.д.)
(игра, обобщение по результатам игры)
Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы говорили на занятии? Что вам запомнилось? Я тоже надеюсь, что ваша семья будет дружной семьей и, как в хорошей семье, в ней будут царить уважение и взаимопонимание и взаимодействие. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

План- конспект открытого внеклассного мероприятия

«Семья. Семейные ценностии традиции».

Цель урока: формирование представлений о семье, ее значении в жизни

2.Воспитывать уважение детей к близким.

3.Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи

4. Осуществлять духовно- нравственное воспитание.

Методы: словесный–беседа, сообщения учащихся; творческий–чтение

стихов, игра на музыкальном инструменте, создание ромашки с пожеланиями;

игровой –игра «составь из данных слов пословицу о семье», наглядный–

демонстрация презентации; проектный - подготовка проекта «Моя семья».

Оборудование: мультимедийная установка, ромашки с пожеланиями,

сообщения учащихся, домра, фотографии, рисунки детей.

Ход урока:

I. Организационный момент:

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему его вы узнаете, разгадав этот

ребус «7 Я»:

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» -

Что получится? (Семья)

II. Сообщение темы и вводная беседа:

- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого

человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед

любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его

идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои

всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И

Существует такая заповедь –наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе

счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя

дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая

III. Работа по теме урока:

- Так что же такое СЕМЬЯ?

А) Семья –самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные

люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем

добра и счастья.

Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и

близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить

свой вариант определения семья?

общими интересами.

В современной научной литературе семья определяется как «…малая

социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных

отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства,

правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Игра: «Составьте из данных слов пословицу о семье».

- Как вы их понимаете?(Ответы учащихся)

1.На что лад в семье, коли клад.

На что клад, коли в семье лад.

2.Семья холодно –ней печка: как, собираются все к.

Семья –печка: как холодно, все к ней собираются.

3.Семья на душа месте вместе –вся.

Семья вся вместе –душа на месте.

- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.Действительно,

почему для человека так важна семья.(Ответы учащихся)

Б) В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали

(Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?); приобретаем

хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и

получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои

собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья –

будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас

выбрать правильные ориентиры в жизни.Доброе отношение, любовь, чувство

долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии,

святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть

даёт ей распасться.Что же может объединять семью?

- Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в

ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого

верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель

убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:

«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот

быстро прочитали удивился: на листе было сто раз написано одно и то же

- Как вы думаете, какое это слово?(Ответы учащихся)("понимание").

Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к

взаимопониманию.

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1.Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3.Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10.Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12.Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.

- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список

ценностей счастливой семьи.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги

постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав,

а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая

хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

–Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает.

Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от

пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу

поставила на краешек стола, да так, что вот- вот упадет.

Но тут ее мужу что- то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и

разбилась. "Ох, что сейчас будет!", –думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

–Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

–Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметилвазу. Ну да, ладно.

Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к

–Ну что ты так долго? Посмотрел?

–Ну и как там у них? –У них- то все виноваты. А вот у нас все правы.

- Как вы понимаете эту притчу?(Ответы учащихся)

Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ,

где есть совместные мечты.

- Давайте попробуем назвать качествасчастливой семьи.(Ответы учащихся)

Сопереживание.(Способность чувствовать другого человека, ощущать себя

на его месте.)

Равенство.(Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание.(Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют

обстоятельства.)

Любовь.(Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для

того, чтобы побыть вместе.)

ХОРОШАЯ СЕМЬЯ

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

В) Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками,

обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция?(Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и

передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи,

порядки, правила поведения)

- Для чего нужны семейные традиции?(Ответы учащихся)Чтобы семья была

крепкой и дружной.

- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?

Сообщение учащегося.

Давным- давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с

красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали

дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда

назывались наши предки. Каждая семья –отец, мать, дети –жила в своей

избе отдельно от других семей.

Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала

печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю

семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы.

На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не

разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный

угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по

православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья

«трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На

столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были

символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за

столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола

занимал оте. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для

женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с

краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.

Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и

разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно

почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал

каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было непринято. Если хлеб падал на

пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали.

Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».

Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские

люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди,

вошедшие в дом во время принятия пищи.

Семьи у крестьян были большие и дружные.

Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец

наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом

и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16

годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с

Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть,

плести изкудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду,

воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило

осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все

женскую работу.

Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» - отцовы

помощники, да «красны девицы» - умелицы –рукодельницы, которые, взрослея,

передавали мастерство своим детям и внукам.

распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни

семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на

работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях

приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное

внимание к проблемам друг друга.

- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:

Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья?

(6 человек)

С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных

отношений.

1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих

предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это

было распространено среди знати.

В переводе с греческого слово «генеалогия» означает «родословная». Значит,

2. Ещё одной из традиций является присвоение отчества ребенку.

Сообщение учащегося

Русскиеотчества начали употребляться весьма рано; первое упоминание об

- А вы, ребята, знаете, что такое отчество?

Послушайте, что такое отчество из словаря Ожегова: Отчество - часть

родовогоимени, которая присваивается ребёнку по имени отца.

Отчество в составе именной формулы выполняло тройную функцию:

дополняло имя, отличая его обладателя (в дополнение к фамилии) от тёзки,

проясняло родство в кругу семьи (отец -сын) и выражало почтение (форма

вежливости).

Форма мужского отчества в современном русском языкес окончанием на

«-вич» восходит к отчествам древнерусскихкнязейи знатиМосковской Руси;

«подлые люди» не имели права пользоваться такими отчествами.

Отчества «подлых», то есть незнатных людей, в Россиипервоначально

образовывались так: «Иван сын Петров» или, в более позднем варианте, «Иван

Петров»; «Фёдор сын Лукин» -«Фёдор Лукин».

3. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи

занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных,

строителей, артистов, учителей.

4. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

«Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет –она булочки вкусно печет.

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это –мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня –словно всех срисовали с меня!

7.00 – подъем. Пожелать воспитанникам доброго утра. Уважительное отношение друг к другу, уступить, если это необходимо. 7.05 – зарядка. (проводят физорги класса). Ц.: укреплять здоровье детей. Корректировать двигательную активность. 7.15 – уборка постелей. Всем воспитанникам встряхнуть и натянуть простыни. О.В.! Сережа Жуков, Гафар. 7.20 – утренний туалет. Ц.: прививать навыки личной гигиены. Воспитанникам умыться, почистить зубы, расчесаться. Закреплять санитарно-гигиенические навыки. О.В.! Влад, Света Кушнир, Саша. 7.30 – завтрак; 14.30 – обед; 18.30 - ужин. Ц.: Развивать навыки культуры питания, поведения в столовой. Спокойно без шума заходить в столовую, садиться на свои места, соблюдая тишину и порядок. После еды дежурные убирают со столов, подметают пол, все благодарят поваров за приготовление пищи. (Проверить сервировку столов, знакомить с названием блюд) Зад.: требовать аккуратности и порядка во время приема пищи от Новикова Дмитрия, Юли; учить правильно пользоваться столовыми приборами Никиту. 7.50 – утренняя уборка в группе по графику. Контролировать качество уборки. Дежурные сдают объекты. 8.10 – подготовка к школе: переодевание (проверка внешнего вида воспитанников). Стимулировать потребность к занятиям. Приготовить всё необходимое к урокам, дежурные проветривают классную комнату, готовят доску к работе. Напомнить об ответственности каждого за работу на уроке 8.30 – сдача детей учителю. 14. 00 – прием детей из школы; Узнать у ребят, как прошел учебный день. Чистка и уборка школьных форм. Ц.: убедить детей в важности содержания в порядке своего гардероба. Проверить формы у каждого! О.В! Фомин Влад, Кирилл! Ц.: убедить детей в важности содержания в порядке своего гардероба. 14.20 – подготовка к обеду. Мытье рук с мылом. Контроль! модульное оригами (кружок) 14.00-15.00 - Гафар, Света, Коля, Дима, Юля; 15.00-16.00 – Амина, Юля, Саша, Гафар – вокальная студия. 15.30 – приведение в порядок спален. (Контролировать качество уборки). 16.00 - воспитательное занятие по направлению «Семья» Анкетирование «Какой бы я хотел видеть свою семью»

16.20 - самоподготовка. Цель: убедить детей в пользе знаний. Воспитывать потребность в добросовестном выполнении домашнего задания. Задачи: добиваться тишины и порядка при выполнении д.-з. от Саши, Кирилла; требовать аккуратности при написании письменных работ от Гафара, Влада; следить за правильной посадкой за столом (Кирилл, Амина); своевременно оказывать индивид. помощь слабым ученикам (проводить физкультминутку; подведение итогов с.-п.).18.30 - вечерняя прогулка на свежем воздухе. Прогулка-наблюдение. Коррекционные задачи: развивать внимание, память. Наблюдать за живой природой, явлениями в природе, отвечать на вопросы и задания воспитателя. 20.00 – вечерняя уборка в группе по графику. Контролировать качество уборки. 20.15 – вечерний туалет. Ц.: прививать навыки личной гигиены. (Воспитанникам умыться, почистить зубы, помыть ноги и прочее.) Девочкам постирать колготки; мальчикам – носки. Контроль!20.30 – отбой. Воспитанникам раздеться, сложить аккуратно свои вещи, покрывало и лечь спать. (Напомнить воспитанникам о поведении после отбоя).21.00 – сдача воспитанников ночной няне.