Вирус сквернословия. Классный час "вирус сквернословия. Скрыть собственную слабость


«Вирус сквернословия»

Цель :

формирование духовно-ценностных качеств, навыков здорового образа жизни.

Задачи:

1.Расширить знания воспитанников о влиянии сквернословия на духовное и физическое здоровье,

а также на личность в целом.

2.Формировать стойкую неприязнь к матерщине, побуждать к нравственному самосовершенствованию, что способствует воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

3.Продолжить работу над формированием коммуникативных и общественных навыков: умение слушать, вести диалог, аргументировать свой ответ, анализировать, обобщать, делать выводы; отрабатывать коммуникативные модели общения через ведение диалога и совместную деятельность.

Форма проведения: час общения

    Здравствуйте ребята! Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема: «Вирус сквернословия». Сегодня мы определим причины употребления бранных слов, выявим, как влияет мат на здоровье, наметим пути избавления от этой вредной привычки. Но вначале я раздам вам анкеты, которые вы заполните в конце урока, чтобы я смогла определить поняли вы тему или нет.

Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал. И тем самым призывают зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

Игра «Эстафета добрых слов» .

Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово.(

Мне кажется, в классе стало немного теплее. Вот если бы такие слова звучали каждый день!

    А сейчас включите ноутбуки. Итак, слово – не просто набор звуков, выражающих мысль.

Ученые разных стран изучали воздействие человеческой речи …… НА ВОДУ!

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее!) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. Структура Воды - это то, как организованы ее молекулы. Молекулы Воды соединяются в группы. Эти группы соединяются в кластеры. Именно кластеры являются своеобразными ячейками памяти, на которые Вода, как на магнитофонную ленту, записывает все, что видит, слышит, ощущает.

Знайте! Вода видит, слышит, ощущает!

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило… На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.

Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Одной ВОДЕ сказали СПАСИБО.

ТЫ МНЕ ПРОТИВЕН

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы.

Как утверждает современная наука, водная структура организма каждого человека идентична структуре Воды того места, где он родился. Поэтому наша внутренняя связь с местом рождения сохраняется на всю жизнь. И значит понятие родины имеет не только возвышенный поэтический смысл, но и вполне конкретное физическое содержание.

Доктор Массару Эмото провел еще один любопытный эксперимент, который мы сами можем легко повторить. Он поместил в три стеклянные банки рис и залил его Водой. И каждый день в течение месяца говорил:

Первой банке - «Спасибо...» Второй банке - "Ты дурак!" На третью вообще не обращал внимания. Через месяц, рис, которому говорили спасибо начал бродить, издавая сильный и приятный запах, рис из второй банки почернел, а рис, на который не обращали внимания, начал загнивать.

Вода проявляет себя как мыслящая субстанция, которая обменивается информацией со всей Вселенной, и у нее есть очень важное сообщение для человечества. Она предлагает нам глубже заглянуть в нас самих

«В ответ на человеческие мысли и эмоции кристаллы Воды могут принимать разнообразные формы... Мы действительно способны излечить Землю с помощью любви, доброты, внимания…» . Зло разрушает структуру воды, а добро улучшает.

Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Страшно представить себе, что происходит с человеком, когда его ругают, матерят. Вот почему так мало здоровых людей остается, вот почему болеют дети, чьи родители постоянно матерятся.

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

    Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, он не только способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет нас, но и впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

ДЛЯ ДЕВУШЕК

Косметологи знают, что в молодежных компаниях, где матерная речь становится обыденной, у некоторых девушек возникает избыточное оволосение, портится кожа, начинает ломаться голос, как у мальчиков, - то есть возрастает продукция мужских половых гормонов. Если мужчина не хочет причинить девушке и женщине вред, при них выражаться нельзя, матерная речь им вредна, провоцирует гормональные нарушения. Особенно это опасно, если матерятся дети, если матерность становятся частью их интересов, гормональное развитие нарушается.

ДЛЯ ПОДРОСТКОВ

Подросток, изощренно бранясь, хочет скрыть свою внутреннюю слабость, инфантильность. И вместо того чтобы делом доказать, что он уже взрослый, надевает на себя броню грубости и неприступности. Вот какой я крутой - и ругаюсь, и курю, и пью. А выглядит смешно и по-детски. Тому, кто и правда силен, не нужно доказывать это всему миру. По-настоящему независимый человек - не тот, кто живет по закону стада: куда все, туда и я. Сильный человек не позволяет вредной привычке господствовать над ним.

Как вы думаете, почему подростки в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? (ответы детей)

Мат используется для:

    Самоутверждение в компании сверстников.

    Казаться взрослым.

    Скрыть собственную слабость.

    Показать отсутствие страха.

    Демонстрация агрессии.

    Оскорбление и унижение других людей.

Знаете ли вы, что согласно результатам исследований:
а) среди учащихся 71% используют при общении со сверстниками нецензурную лексику,
б) 59% преподавателей школы сталкивались со сквернословием и непристойными жестами.

    Итог классного часа, рефлексия. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

    На столе перед вами листы, тучки и капельки, где вы используя данный материал изобразите на кластере «Вирус сквернословия» . (Мат, брань, агрессия, плохое поведение, ругательство, невоспитанность, грязь. гадкий, мерзкий, омерзительный, отвратительный, дурной, плохой, безобразный, уродливый, негодный)

Анализ кластера.

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим «целебная трава»,–
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой с собою нету сладу,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова, пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождаюшие слезы,–
Горькие слова, слова-полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить.
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый.
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

Ирина Слесарева

А сейчас пожалуйста заполните анкеты.

На этом наш урок окончен, спасибо за работу. До свидания ребята.

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости;

б) из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?

а) во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость;

б) храбрость;

в) мне иногда станет легче.

6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

б) невоспитанность;

в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней;

б) от девушек;

в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?

а)не хочу, потому что, это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

в) пусть используют, когда надо.

10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

б) развивать культуру своей речи;

в) я употреблял, и буду употреблять эти слова.

Русский язык считается самым богатым и красивым, тогда зачем мы «разговариваем матом». Готовы ли мы разрушать свой организм на молекулярном уровне, приумножая болезни, или мы можем при помощи аутотренинга запрограммировать наш разум на благополучное течение речевого потока.

В моей семье не злоупотребляли нецензурными выражениями, все члены семьи читали книги, но при этом я довольно в незрелом возрасте стала использовать в своей речи жаргонные словечки и мат . Конечно, в большей степени это было влияние сверстников и постановка себя в кругу одноклассников. Я не задумывалась над тем, как это глупо и скверно выглядит, родители от меня этого не слышали, а вот в кругу друзей и знакомых я «заливалась соловьем».

Позже эта шалость превратилась в ужасную привычку , от которой нелегко было избавиться. Мне было стыдно общаться с людьми старшего возраста, так как в любой момент из моих уст мог вырваться поток дурных слов, я уже не могла контролировать свою речь . Это было еще не самым страшным, мои профессии всегда соприкасались с взаимодействием с людьми, показывать свою неграмотность и незрелость подростка не было никакого желания. И наконец, мои детки впитывают всё как губки – и хорошее, и плохое. Вы никогда не задумывались, что слова «мат» и «мать» имеют один корень, со словом «мат» связаны негативные ассоциации, что переносится и на слово «мать», это осложняет правильное понимание и отношение к значению слова.

Данные факторы толкали меня на то, чтоб раз и навсегда избавиться от дурного лексикона . Одна моя подруга посоветовала мне два способа:

  • За каждое бранное слово 1 рубль в копилку . Приличная сумма денег накопилась за первые дни. Позже я уже контролировала свое изречение, финансовая составляющая всегда бьет в ту точку мозга, в которую необходимо.
  • Резинка на руке. Надеваешь обычную канцелярскую резинку на руку и при каждом употреблении скверного слова, щелкаешь себе по запястью. Отлично включает функции контроля.

Таким образом я научилась контролировать выразительность своего языка, теперь встала задача, чем заменить тот пробел, который образовался.

  • Чтение литературы , при этом она может быть не только классической или художественной, но лучше, чтоб это были книги, а не журналы.
  • Запоминание стихов , афоризмов, цитат.
  • Посещение культурных заведений : выставки, театры, галерей и пр.
  • Аутогенная тренировка.

Теперь мне не страшно говорить. Я могу общаться с людьми, не причиняя себе и им вреда. Желаю и вам наслаждаться красотой и богатством русского языка .


















1 из 17

Презентация на тему: Вирус сквернословия

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Что такое сквернословие? Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».

№ слайда 4

Описание слайда:

«Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова»Логан Пирсолл Смит В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно остротой. Ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, знак языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда подражание молодежным кумирам, например, популярным телеведущим, актерам, певцам и т.д.

№ слайда 5

Описание слайда:

А знаете ли вы, что… …сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно для подростка полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!» Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово - не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».

№ слайда 7

Описание слайда:

История возникновения Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат «пробуждает» в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, «ломается» сама жизнь.

№ слайда 8

Описание слайда:

Заблуждением является и общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и очень долго являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному положению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

№ слайда 9

Описание слайда:

Потом пришли иные времена. Великий перекройщик России Петр Первый ввел пьянство в обычай русского народа. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. Теперь мат используется для:1) повышения эмоциональности речи,2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи,4) демонстрации агрессии,5) демонстрации отсутствия страха,6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,7) демонстрации принадлежности к «своим» и др.Но на деле, сквернословие отражает скудность лексического запаса языка, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

№ слайда 10

Описание слайда:

Информационные свойства водыПод действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и от смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли.С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

№ слайда 11

Описание слайда:

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды.Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Очень любопытные исследования, если взять во внимание тот факт, что человеческий организм на 70 процентов состоит из воды, а мозг - на 90. (на фото вверху вода после слов «Ты меня достал»;на фото внизу вода после слова «Любовь»)

№ слайда

Описание слайда:

Влияние сквернословия на ДНК Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской Академии наук пришли к ошеломляющему выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

№ слайда 15

Описание слайда:

Эксперименты с семенами растений О том, что сквернословие - далеко не безобидная привычка, говорят нам научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания слов в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все обруганные матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетически ущербными, неспособными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи "обласкали" самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в "благословленных" семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

№ слайда 16

Описание слайда:

Сквернословие – это вирус! Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. Таким образом, было доказано, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. И, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его.

№ слайда 17

Описание слайда:

Проблема культуры общения стоит достаточно остро на сегодняшний день. Молодое поколение должно осознавать, что грамотное владение речью - это показатель общей культуры человека, его развития. Поэтому овладение русским языком, культурой речи, постоянное её совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением окружающих.

Цель проекта: сформировать приоритеты здорового образа жизни, понять смысл добрых слов, почувствовать их глубину и перспективу, проникнуть в тайны слова.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам вообще и в частности, сквернословию посредством проводимых акций;

Содействовать осознанию влияния слова на жизнь человека, развитие ответственного отношения к своим словам;

Развитие коммуникативной культуры в школьной среде;

Содействовать формированию позитивного образа будущего и обучение конструктивному целеполаганию; создание в школьной среде психологически безопасного пространства, свободного от сквернословия.

Ожидаемые результаты.

Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка, и в частности к сквернословию и причинам его возникновения;

Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме

Активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе;

Повышение уровня речевой культуры учащихся посредством уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города;

Рост общего уровня воспитанности учащихся, искоренение случаев жестокого обращения подростков и молодёжи друг к другу; развитие товарищеских отношений среди учащихся школы;

Развитие гражданской ответственности и активности участников данного социального проекта.

Мероприятия социального проекта «Вирус сквернословия».

Изучение общественного мнения. Проведение анкетирования «Твое отношение к сквернословию» в старших классах школы. Приложение №1.

Формирование из числа активистов ученического самоуправления в классах отрядов содействия по созданию атмосферы нетерпимости к сквернословию.

Чтение для начальных классов лекции по профилактике сквернословия. Составить план беседы с одним из клиентов. Приложение № 2.

Выпуск памятки «Памятка добрых слов». Приложение № 3.

Оформление стенда «Вирус сквернословия!».

Проведение выставки детского художественного творчества «Аллея деревьев добрых слов».

Анкетирование «Твое отношение к сквернословию»

В анкетировании участвовали ученики 10 класса «Б» МБОУ СШ № 16 Сергей М. в возрасте 15 лет и Юлия С. в возрасте 16 лет.

Сергей М.

Сергей: «К сквернословию отношусь плохо, так как это некрасиво и говорит о низкой культуре человека и скупости его словарного запаса»

Сергей: «В какой то мере волнует. Мне хотелось бы слышать чистую речь при разговоре с любым собеседником».

Сергей: «Низким уровнем культуры».

Сергей: «Просто потому, что не умеют выражать свои мысли по-другому»

Сергей: «Я думаю бороться бесполезно, проблема отпадет сама собой, когда в нашем обществе будут больше уделять внимание моральным ценностям».

Сергей: «Думаю, что самовоспитанием. Пока человек сам не захочет следить за своей речью, его никто не заставит это делать».

Сергей: «Я надеюсь, что они будут следить за своей речью и смогут изъясняться, обходясь без ругани».

Спасибо за ответы!

Анкета «Твое отношение к сквернословию»

Как ты относишься к сквернословию?

Юлия: «Отрицательно! Особенно если это касается детей»

Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова и выражения?

Юлия: «Очень редко»

Волнует ли тебя проблема чистоты языка?

Юлия: « Конечно да. Мне бы хотелось, чтобы школа уделяла этому больше внимания»

Чем, по-вашему, можно объяснить столь широкое распространение нецензурных слов в нашем обществе?

Варианты ответа: свободой слова, низким уровнем культуры, безнаказанностью за ругань.

Юлия: «Безнаказанностью»

Нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что…

Вариант ответа: не хватает других, хороших слов; это способ самоутверждения в глазах других людей; свой вариант.

Юлия: «Не хватает других слов, наверное.. . Далеко не у каждого ребенка благополучная семья, а как всем, известно, ребенок подражает своим родителям, копирует манеры поведения отсюда и ругань»

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

Вариант ответа: это бесполезно; можно попробовать; борьба необходима в любом случае.

Юлия: «Борьба необходима в любом случае»

Как бороться со сквернословием?

Вариант ответа: системой штрафов; воспитанием; самовоспитанием; свой вариант.

Юлия: «Системой штрафов»

Хотел бы ты, чтобы в будущем твои дети употребляли в своей речи нецензурные слова?

Юлия: «Конечно же, нет, и я буду следить за своими детьми и за своей речью в том числе»

Спасибо за ответы!

На основании данного анкетирования можно сделать вывод, что ученикам старших классов МБОУ СШ № 16 небезразлична культура речи в том учебном заведении, в котором они обучаются, а также за его пределами.

Лекция для начальных классов «Вирус сквернословия»

Данная лекция читалась в 3 «А» классе МБОУ СШ № 16. Целевая аудитория 16 человек.

Формирование навыков здорового образа жизни

Формирование культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения

Расширить знания учащихся о вредных привычках

Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества

Побуждать к нравственному самосовершенствованию

Что такое сквернословие?

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.

Кроме того, дети старшего возраста стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса

говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В 20-м веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости - с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.)

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК

способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сказка «Тайны Злюки и Колюки»

Летали среди людей два плохих и прожорливых приятеля: Злюка и Колюка. Нельзя было их увидеть, но зато почувствовать их мог каждый. Стоило человеку чуточку рассердиться, как два приятеля тут как тут. Злюка умел быстро внушать людям разные злые и нехорошие мысли. А Колюка

думать совсем не любил и не умел. Но зато он знал, как вовремя подсказать всякие колкие, гадкие и грубые слова, чтобы человек тут же их вспомнил.

Много было вредной работы у этих нехороших приятелей. Ко всем сердитым и разозлившимся взрослым и детям нужно было успеть прилететь, мысли злые подсказать, да плохие, грубые слова напомнить. А уж что потом будет с людьми, их совсем не интересовало.

Нравилась Злюке и Колюке их ужасная работа. Где они ни появятся, всюду ругань и ссоры между людьми начинаются, да плохое настроение у всех делается. А приятелям только этого и надо. Даже весело им было смотреть, как люди с их помощью ссориться начинают, а потом подолгу злятся и простить друг друга не могут.

У злых приятелей была одна особо важная тайна, которая держалась под строжайшим секретом. Больше всего на свете Злюка и Колюка боялись только одного: что когда-нибудь люди узнают их тайну.

Один раз уж очень сильно повеселились и наелись Злюка с Колюкой. Услышали они, что два мальчика-первоклассника в одной школе никак не могут поделить между собой кусочек парты. Каждый расставляет свои локти пошире и норовит, чтобы у соседа меньше места осталось. Принялись тут же Злюка с Колюкой за свою привычную работу. Сначала Злюка подсказал обоим первоклассникам злые мысли, а потом Колюка помог им придумать всякие ругательства и обидные колкие слова. Так здорово поработали Злюка с Колюкой, что после урока на перемене аж целых десять минут, забыв об играх и веселье, первоклассники изо всех сил лупили друг друга кулаками и портфелями. Под конец перемены оба драчуна громко плакали. Им обоим было больно, они перепачкались и порвали свою одежду, учитель вызвал их

родителей в школу и вдобавок ко всему у каждого после этой драки еще очень долго оставалось плохое настроение.

Вот здорово мы с тобой поработали и покушали, - сказал Колюка Злюке. - А все из-за какого-то маленького и ненужного никому кусочка парты.

Но с некоторых пор работы и еды у Злюки с Колюкой стало намного меньше. А всему виной был один очень умный ученый, который раскрыл их страшную, тщательно скрываемую от людей тайну. Много лет ученый работал в лаборатории, изучал людей, производил разные опыты. И в конце концов ему удалось раскрыть секреты злых слов и плохих мыслей. Сразу же обо всех своих открытиях ученый рассказал людям.

Оказалось, что каждая плохая мысль и колкое грубое слово невидимо забирают силу и здоровье у злобного и сердитого человека. Даже когда человек вроде бы незаметно сердится и не сильно злится, то знайте, - сказал ученый людям, - он приносит себе большой вред и кормит в этот момент своими силами разных невидимых Злюк и Колюк, которые этому только рады. Многие из людей поверили словам ученого и постарались свои мысли и слова сделать добрее и лучше. Но были и те немногие, которые до сих пор не верят словам ученого и, сердясь, отдают много своего настроения, здоровья и сил на корм вечно голодному Злюке и прожорливому Колюке. И вы тоже подумайте, может, совсем не стоит их кормить?

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! Давайте будем надеяться, что проведенное сегодня нами, занятие принесет положительный результат и привыкшая к сквернословию молодежь задумается.

Выводы по теоретическому материалу:

Вред от зломыслия.

От злых мыслей и чувств у человека душа и энергия не только загрязняются, но и теряют и растрачивают внутреннюю силу (душа перестает расти). Потерю энергии и отравление злыми мыслями легко почувствовать - это тоска (подавленность и нервозность), плохое настроение и самочувствие, недомогание и даже заболевания...

Человеку вредит его собственное сквернословие.

Тот, в ком часто возникают злые мысли, очень вредит себе. Но еще больше вредят себе и отравляют свою душу те, кто любит ругаться и обзываться. В злых словах и ругательствах собирается много плохой силы, которая не только загрязняет, но и понемногу разрушает энергию того, кто сквернословит. Этот вред бывает виден не сразу, а проявляется постепенно.

Беседа с клиентом.

Беседа проводилась с учеником 3 класса «А» начальной школы МБОУ СШ № 16.

Борис С. 10 лет.

Здравствуйте, Борис! Мы хотели бы провести с Вами беседу на тему сквернословия и узнать Ваше мнение по данному поводу.

Как вы считаете, могут ли быть на самом деле невидимые существа, питающиеся силами и энергией человека?

Борис: «В сказке говорилось что существуют, теперь я тоже так думаю»

Вам хорошо живется со злыми мыслями, а плохие, грубые слова приносят чистую добрую радость?

Борис: «Я редко злюсь, потому что это портит мне настроение»

Вы знали раньше, что добрые мысли приносят вам пользу, а злые вредны и немного ядовиты?

Борис: « Не знал. Я вообще люблю больше смеяться, чем злиться»

Вы знали, что от плохих мыслей надолго портится настроение и уменьшается желание чем-то заниматься?

Борис: «Конечно знал. Я не люблю злиться»

Спасибо Вам за участие в беседе. Всего доброго!

Анализируя проделанную работу, мы пришли к мнению, что в целом, цель и задачи проделанной работы достигнуты, хотя сама работа не закончена. Общим голосованием Совета старшеклассников и администрации школы было решено продолжить работу в данном направлении и ввести данную акцию в традицию школы.