Все, что вам нужно знать о празднике курбан-байрам до его начала. Жертвоприношение в исламе: курбан и другие виды


  • Значение жертвоприношения (курбан );
  • Для кого обязательно жертвоприношение (курбан );
  • Как и когда выполняется жертвоприношение (курбан );
  • Что делать с мясом и шкурой жертвенного животного;
  • Жертвоприношение по обету (н азр - курбан );
  • Жертвоприношение (курбан ) от имени умершего;
  • Разрешенные и запрещенные для жертвоприношения животные;
  • Разрешенное и запрещенное мясо;
  • Обряды, связанные с рождением ребенка;
  • Виды клятв и их исполнение.

ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН )

Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (ибада ), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб ). Откровение о жертвоприношении (курбан ) было ниспослано во втором году хиджры.

Жертвоприношение (к урбан ) совершается ради Всевышнего Аллаха в знак благодарности за Его дары и служит причиной приближения к Его милости. В одном из высказываний Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Самые худшие из скупых людей - это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умм а ). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Священном Коране говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» .

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас» .

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.

В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН )

В Священном Коране говорится:

فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ

«Совершай (праздничный) намаз и приноси в жертву животное ради Аллаха» .

Жертвоприношение (курбан ) является необходимым (ваджиб ) для:

  1. мусульманина;
  2. разумного;
  3. совершеннолетнего;
  4. свободного от рабства;
  5. не находящегося в путешествии;
  6. владеющего имуществом в размере нисаба (не обязательно владеть нисабом год).

Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ

Жертвоприношение можно совершать в первые три дня праздника Курбан-байрам, но лучше это делать в первый день. Жертвоприношение совершают после праздничного намаза. В местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение можно делать с наступлением рассвета. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, а потом – совершение жертвоприношение (курбан ) . Кто так сделает, тот выполнит нашу с унну. Если кто-то сделает жертвоприношение (курбан ) раньше этого (намаза), то это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» .

После вечернего намаза (аль -магриб ) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан ) нельзя.

Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.

При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать поиски ножа или точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть чутким и внимательным.

Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.

Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

и следующий аят Священного Корана:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества …»

Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях» , надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар» . Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.

До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.

ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО

Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб ) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (к урбан ) не мусульманам в качестве подарка.

Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан ) порицаемо (макрух ) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР - КУРБАН )

Обет совершить жертвоприношение (н азр урбан ) делает его необходимым (ваджиб ). Жертвоприношение по обету (н азр урбан ) бывает 2-х видов:

  1. Обет (н азр ), не связанный с какими-либо условиями. Например, сказав: «Я сделаю жертвоприношение во имя Аллаха», человек волен сделать это жертвоприношение в любое время.
  2. Обет (н азр ), связанный с каким-либо условием. Например, сказав: «Если выздоровеет больной, то я принесу жертву во имя Аллаха», человек должен совершить жертвоприношение, когда больной выздоровеет. Можно сделать жертвоприношение и раньше, не дожидаясь исполнения желаемого.

Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр ), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр ), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН ) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО

Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.

РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ

Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.

Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.

Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.

Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).

Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:

– если животное слепое на один или оба глаза;

– если один или оба рога животного сломаны до основания;

– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;

– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;

– врожденное отсутствие уха или хвоста;

– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;

– если животное больное;

– если животное очень ослаблено;

– поврежденные соски;

– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.

РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО

Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль ) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.

Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль ) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.

Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.

В случае охоты с огнестрельным оружием упоминать имя Всевышнего Аллаха («Бисмиллях, Аллаху Акбар» ) необходимо во время выстрела. Если животное было только ранено, то охотник должен завершить обряд убоя, воспользовавшись ножом.

Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.

Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.

Совсем скоро мусульмане всего мира будут отмечать один из двух важнейших праздников в исламе – праздник жертвоприношения – Ид аль-Адха, или Курбан-байрам. Как совершается этот обряд поклонения? Какие положения обряда существуют, как выбрать животное на курбан – на эти и другие вопросы отвечает имам-хатыб Галеевской мечети Казани Тимергали хазрат Юлдашев.

– Хазрат, для кого из мусульман совершение жертвоприношения является обязательным? Каковы основные положения этого обряда?

В первую очередь надо рассмотреть значение слова «курбан». «Курбан» идет от арабского глагола «караба» – «приблизиться, стать ближе». Этот наш поступок означает приближение ко Всевышнему Аллаху. На арабском этот праздник звучит как «Ид аль-Адха», где «ид» (по-татарски произносится как «гает». – Ред.) – это «праздник». «Гает» на арабском означает «возвращение», то есть этот праздник каждый год возвращается, повторяется.

Кто же обязан совершить жертвоприношение? Есть два условия: человек должен быть совершеннолетним, и второе – имеющим достаток. Если у мусульманина дома есть свободные 18 – 19 тысяч рублей, то он обязать совершить жертвоприношение. Имея достаточно средств, отказываться от исполнения этой обязанности навлекает на мусульманина большой грех.

Для любого человека, исповедующего ислам, мужчина это или женщина, жертвоприношение является ваджибом. Ваджиб – поступок, близкий к фарду, то есть обязательному. Невыполнение действий, являющихся ваджибом – это грех. Тот, кто отрицает ваджиб-действия, становится кяфиром, неверующим. Поэтому, приносить жертву в праздник Курбан-байрам считается одним из ваджиб-действий, это повеление Всевышнего Аллаха, это предписание записано в Коране.


Можно ли совершать жертвоприношение человеку, имеющему долг?

Почему нельзя? Можно! Пусть и долг свой выплатит, и жертву принесет. Жертвоприношение может сделать кто угодно – должник он или не должник. Но ты должен исходить из своих возможностей и думать: «Если я сейчас сделаю жертвоприношение, будет возможность и долг свой в следующем месяце выплатить». Надо, чтобы намерение человека было в его душе. Если человек имеет добрые, благочестивые намерения, мы не можем ему сказать – не делай этого, не совершай жертвоприношения. Но долг свой в будущем тоже надо выплатить. При слове «долг» может подразумеваться разная сумма. У кого-то могут быть миллионные, миллиардные долги.

А если у человека ипотека, которую он должен будет выплачивать всю жизнь, что такому человеку делать?

Должен быть нисаб, то есть свободная сумма, достаточная для наступления обязательности жертвоприношения. Если для выплаты ипотеки не хватает денег, значит, у него нет свободных денег. Но если у человека есть возможность взять ипотеку, выплачивать ежемесячно взносы, думаю, 5 тысяч рублей на покупку барашка он сможет найти.

Какие требования к жертвенному животному?

Животное, предназначенное для закалывания, не должно быть хромым. Рога могут быть сколотые, однако не до основания. Зубы должны быть целые, хвост – на месте. Если животное немного хромает, оно тоже подходит, но лучше такое животное не брать. Овцу, хромую с рождения, можно заколоть в жертву. На арабском это является «горф» – то есть таким создано Всевышним. Но животное, захромавшее из-за травмы, не может быть жертвенным.

Как делить жертвенное мясо?

Мясо делится на три части. Первая часть раздается нуждающимся, неимущим, бедным, вторая – родственникам, третью часть оставляют себе. При желании ее тоже можно раздать. Мусульмане также накрывают столы в праздничный день, угощают единоверцев ужином из мяса жертвенного животного – это тоже хороший и красивый обычай.

– Если человек обозначил себе намерение совершить жертвоприношение, но не смог выполнить это намерение, как ему поступить? Может он сделать это через два-три месяца или лучше ждать следующего курбана?

– Если человек из-за нехватки денег не может заколоть в жертву животное, то он не обязан этого делать. Но если, имея деньги, он не находит времени сделать это, то обязанность за ним сохраняется, и это жертвоприношение становится обещанным. Обещание он должен выполнить как можно скорее. Бывает и так: человек намеревался заколоть животное на курбан, но закрутился-завертелся, забыл, не успел – и пропустил положенное для этого время. Не беда – сейчас возможностей очень много. Можно обратиться в наши мечети. В свободное время можно занести деньги, назвать имя, и обряд организуют в мечети. Присутствия не требуется. Работа будет сделана качественно, по всем правилам. Поэтому сейчас проблем нет.


А обещанное жертвоприношение можно сделать в дни Курбан-байрама?

Это две отдельные категории – обязательное жертвоприношение в день курбана и обещанное. Иногда их путают. Обещанное жертвоприношение должно быть на своем месте, обязательное – на своем. Разрешается закалывать жертвенное животное для обещанного жертвоприношения в дни Курбан-байрама. Но обязательное жертвоприношение надо сделать отдельно. Если человек одновременно двух овец покупает – пожалуйста. Если нет, сначала сделай обязательное жертвоприношение, затем выполни обещанное. Жертвоприношение праздника Курбан-байрам можно приносить только в эти три дня.

Можно ли взять животное для жертвоприношения в долг или в рассрочку?

Нет. Как уже сказал ранее, это должны быть свободные деньги. Должно быть личное имущество. Всевышнему Аллаху нужен не твой барашек, а твое намерение. До него дойдут богобоязненность в нашем сердце и искренность. Жертвоприношение – всего лишь обряд.


Можно ли в жертву принести не барана, а овцу?

Конечно, можно. В жертву закалывается парнокопытное животное. Самое распространенное животное на курбан – это баран, молодой барашек. Ему должно быть не менее года, или внешне и по весу он должен соответствовать этому возрасту.

Что делать с деньгами от продажи шкуры заколотого животного?

Их надо отдать на милостыню. Себе забирать нельзя. Отдашь несчастному, бедному или занесешь в мечеть – это уже твоя воля.

Можно ли овцу заколоть от имени нескольких людей?

У нас нет права закалывать овцу от имени нескольких людей. За одного человека закалывается одна овца. А вот корову можно пожертвовать за семерых.

– Могут ли закалывать жертвенное животное женщины?

– Нет. Женщины не могут, потому что это – дело мужчин.

– Можно ли жертвовать курдючную овцу? Из-за отсутствия хвоста, многие сомневаются.

– Как уже говорил ранее, есть понятие «горф». Аллах создал это животное таким. Он родился с такой особенностью, его природа такая – жить без хвоста. Поэтому курдючную овцу тоже разрешается закалывать на курбан.

– Каков порядок обряда жертвоприношения? Обязательно ли звать муллу? Какую молитву он читает? Если нет муллы, кто может произносить эту молитву?

Жертвенное животное разворачиваем к Кибле, завязываем передние ноги, задние оставляем незавязанными. После этого произносим «Бисмиллу», «Аллаху акбар» и режем горло. Но перед тем как заколоть животное, произносим намерение: «Йа, Всевышний, от имени Такого-то, сына (дочери) Такого-то приношу эту жертву», – с такими словами читается молитва. Если человек не знает эту молитву, тогда он зовет муллу. Мулла заодно могут объяснить порядок совершения этого обряда.

– А можно во время совершения жертвоприношения, если не знаешь арабское произношение молитвы, читать просто ее татарский вариант?

Конечно. Если поискать в интернете «дуа при жертвоприношении», то можно найти текст молитвы.

Если человек в дни Курбан-байрама окажется в пути и не сможет сделать курбан, что ему делать?

Как уже говорил, если человек имеет деньги, то может оставить деньги. Человеку, находящемуся в пути, путнику необязательно закалывать. Но если есть возможность и человек может оставить деньги на жертвоприношение – это намного лучше.

– Можно ли совершать жертвоприношение, посвятив духу умерших?

– Можно. Но сначала человек должен сделать жертвоприношение от своего имени. Главная особенность курбана: если есть деньги, сделай жертвоприношение от своего имени. А если есть деньги помимо этого, тогда можно сделать жертвоприношение за умершего близкого. Тогда во время нията (намерения) произносится имя этого человека: «Бисмиллах ир-рахман ир-рахим! Пусть воздаяние за эту жертву дойдет до Такого-то сына (дочери) Такого-то, дорогого дедушки (бабушки, отца, матери)». С такими словами читается молитва и совершается обряд.


Обсудить ()

Курбан-байрам: 10 фактов, которые должны знать мусульмане Татарстана в преддверии праздника

Редакция KazanFirst подготовила ответы на самые важные вопросы, которые необходимо учесть верующим при подготовке к празднованию Священного дня окончания хаджа

Редакция KazanFirst подготовила ответы на самые ва жные вопросы, которые необходимо учесть верующим при подготовке к празднованию Священного дня окончания хаджа.

Для сравнения: размер нисаба для московских мечетей составляет около 200 000 рублей. Об этом журналисту издания KazanFirst рассказали в пресс-службе Совета муфтиев России.

А вот в соседней республике - Башкортостан - никогда не было такого понятия «нисаб Курбан». Об этом заявил сотрудник местного ДУМ, который отвечает по телефону первого заммуфтия Аюпа Бибарсова. Он сообщил, что сам Бибарсов сейчас в отпуске.

Кто может совершать жертвоприношение

Мусульманин, совершеннолетний, свободный человек и тот, кто не является путником, а также тот, кто обладает свободным имуществом в размере нисаба. По словам Нияза Сабирова, совершеннолетие здесь определяется по закону Шариата. Мальчики достигают совершеннолетия в 12-13 лет, а девочки - в 9-10 лет.

Но если явных признаков совершеннолетия не будет в этом возрасте, то в 15 лет все - и девочки, и мальчики по умолчанию считаются совершеннолетними, - говорит собеседник. - Также паломники в Мекку должны совершать жертвоприношение. Они это делают на территории долины Мина. Хаджии отдают деньги, и от их имени совершаются жертвоприношения. Сами паломники не могут заклать животное. В Мекке собираются же несколько миллионов паломников, поэтому за них животное режут специальные люди.

Какое животное разрешено для заклания

Бараны и овцы, достигшие годовалого возраста. Их в жертву может принести только один человек. Бык, буйвол, корова (достигшие двухлетнего возраста) или верблюд (пятилетний возраст) могут приноситься в жертву семерыми людьми.

При этом участие в коллективном жертвоприношении должно быть добровольным. Если хотя бы один человек участвует в этом деле против своей воли, то жертвоприношение не считается состоявшимся.

В Татарстане по вопросу выбора животного для обряда есть своя особенность. Представители ветеринарных служб вместе с татарстанским муфтиятом настаивают, чтобы привозные животные для заклания не были из Самарской, Саратовской и Оренбургской областей. Там сейчас бушует эпидемия узелкового нодулярного дерматита крупного рогатого скота. Если болезнь попадет на территорию республики, то местное сельское хозяйство понесет колоссальный ущерб.

Адреса 25 площадок для жертвоприношения в Казани:

Какова роль женщины в праздновании Курбан-байрама

Так как женщина - домохозяйка, она должна готовить к празднику дом - сделать уборку, приготовить праздничный стол, ждать гостей. Также помочь своему мужу отправиться в мечеть. За это она у Всевышнего получит большую награду. Испокон веков татарские женщины не посещали мечеть в праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Все готовились к празднику дома. Но это не значит, что им в эти дни нельзя ходить в мечеть. Можно. Но это необязательно для них, в то время как для мужчин это долг, - говорит Нияз Сабиров.

В какой день лучше совершить жертвоприношение

Обряд необходимо совершать только в первые три дня празднования Курбан-байрама. Но настоятельно рекомендуется это сделать в первый день, то есть 1 сентября. Проводить жертвоприношение ночью считается нежелательным. Заклание 4 сентября и позднее не считается обрядовым. Поэтому мусульманам лучше не медлить и все распланировать заранее.

Что делать тем, кто не успел совершить обряд

Нужно все-таки стараться успеть совершить жертвоприношение. Для этого даются три дня. В последний день нужно успеть до захода солнца. Пропущенный Курбан-байрам у мусульманина нет возможности возместить или компенсировать каким-либо образом, - подчеркивает Нияз Сабиров.

ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

ПРЕДЛОЖИТЬ


Эксперт: Снижение процентной ставки укрепит позиции ипотечных займов среди населения

Тренд на снижение процентных ставок Центробанком страны, взятый в этом году, может существенно улучшить положение в ипотечном кредитовании. Банки, работающие в республике, ожидают если не бума, то постепенную тенденцию к увеличению обращений граждан за кредитами на приобретение жилья. Пока рост интереса к ипотеке в республике невысокий и составил в первом полугодии 1,5%

Тренд на снижение процентных ставок Центробанком страны, взятый в этом году, может существенно улучшить положение в ипотечном кредитовании. Банки, работающие в республике, ожидают если не бума, то постепенную тенденцию к увеличению обращений граждан за кредитами на приобретение жилья. Пока рост интереса к ипотеке в республике невысокий и составил в первом полугодии 1,5%.

Александр Жидких - Набережные Челны

В Татарстане, как и в целом по России, в этом году наблюдается интересная тенденция, связанная со снижением процентных ставок на рынке ипотечного кредитования. В прошлом месяце Центробанк России зафиксировал рекордно низкие ставки за все время существования ипотеки - они упали до 11,1%. А к концу 2017 года эта цифра может опуститься и вовсе ниже 10%. В прошлом году, по информации агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК), жилищные кредиты выдавались банками в среднем под 12,9%.

Удешевление ипотеки - это реакция рынка на планомерное снижение ключевой ставки ЦБ России. В этом году Центробанк трижды снижал ставку: в марте с 10 до 9,75%, в апреле - до 9,25% и в июне - до 9%.

Безусловно, снижение ставок - это хороший сигнал для рынка. Но не только ставка по ипотеке формирует рынок, но и наличие ресурсов у населения на первоначальный взнос, а также возможность обслуживать кредит. Поэтому пока можно говорить об улучшении ситуации на рынке ипотечного кредитования, но нельзя считать, что это улучшение носит взрывной характер. Скорее пока идет поступательное движение в сторону увеличения объемов, - считает руководитель развития кредитных продуктов ПАО «Ак Барс» Банка Александр Бунин .

По информации эксперта, в прошлом месяце спрос на ипотечный займ в их банке по Татарстану немного спал по сравнению с июнем (727 выданных ипотечных кредитов в июле, 868 - в июне), но превысил показатели первых пяти месяцев 2017 года. При этом, как отметил собеседник, клиентам, у которых уже есть договор по ипотеке, ставки пересматриваться не будут. Так как банк под эти кредиты так же фондировался по более высоким ставкам, чем нынешние.

Аналогичной позиции придерживаются и в самом крупном банке страны - Сбербанке. По мнению начальника сектора маркетинга и коммуникаций отделения ПАО Сбербанк в Татарстане Светланы Кудряшовой , сниженная ставка положительно скажется на росте рынка ипотечного кредитования, который чутко реагирует на волатильность ставки.

Сбербанк уже внедрил ставки на уровне 7,4-10,5%. В условиях тренда на снижение в 2017 году выдача Сбербанком ипотечных кредитов в Татарстане выросла, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 32,6%, - сказала KazanFirst Светлана Кудряшова.

Более низкие ставки, которые сформировались на рынке, все же могут дать возможность ипотечным заемщикам платить в дальнейшем по более щадящим процентам. Правда, для этого необходимо пройти процедуру рефинансирования.

Практически все банки запустили программы рефинансирования ипотечных кредитов. Сбербанк так же предлагает клиентам, имеющим ипотеку в других банках, рефинансировать ее под более низкие ставки, - заметила специалист.

Татарстан уже давно входит в Топ-10 регионов России по объемам выдачи ипотечных кредитов. По информации АИЖК, на долю десяти регионов-лидеров приходится порядка 49% от всего объема выдачи ипотеки. В этих регионах сконцентрированы и основные объемы жилищного строительства: 53% всего строящегося многоквартирного жилья и 47% введенных в эксплуатацию многоквартирных домов в первом полугодии 2017 года.

При этом республика занимает пятое место по объемам выданных кредитов. Всего за первую половину 2017 года банки, работающие в республике на приобретение жилья по программам ипотеки, потратили 25 млрд рублей. Безусловным же лидером на ипотечном рынке продолжает быть Москва, где объем кредитования граждан составил 103 млрд рублей. За ней идет Московская область с емкостью рынка 61 млрд, Санкт-Петербург - 52 млрд и Тюменская область - 37 млрд рублей.

По итогам первого полугодия в Татарстане уже выдано около 17 000 ипотечных кредитов. Правда, наряду с увеличением количества ипотечных займов наметилась и такая тенденция, как увеличение срока кредита. В республике этот показатель вырос на один год, по сравнению с 2016 годом, и теперь в среднем составляет 14,2 года. Впрочем, есть регионы, где средний срок возврата ипотеки гораздо выше. Рекордсменом тут выступает Ямало-Ненецкий АО, где он превышает 18 лет, а самый низкий – в Ненецком АО (13,6 года).

Рост среднего срока ипотечного кредита в последнее время свидетельствует о том, что для заемщиков этот продукт продолжает оставаться востребованным, а для кредиторов - привлекательным, - приводит слова генерального директора Александра Викулина пресс-служба Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

При этом, по словам топ-менеджера, самыми большими темпами срок ипотеки растет в сегменте наиболее оптимистично настроенных молодых заемщиков, доходы которых не всегда позволяют погашать кредиты в те же сроки, что и более «зрелым» заемщикам.

Так, по информации НБКИ, для самых молодых граждан, моложе 25 лет и от 25 до 29 лет, этот показатель составил 16,1 года при росте за год на 0,5 и 0,3 года соответственно, для заемщиков в возрасте от 30 до 39 лет ипотечный кредит в среднем составляет 16 лет, а для категории 40-49 лет - 14 лет. Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее трудоспособные заемщики берут самые «длинные» кредиты.

(Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха).

Оба намаза являются ваджибом для тех, кому обязательно посещать джума (человек должен быть мужчиной, свободным — не находиться в тюрьме, не иметь болезней и физических недостатков, которые не позволяют ему прийти в мечеть, и не быть путником).

В отличие от пятничного намаза (джума), который не считается действительным без произнесения хутбы (проповеди из двух частей, которая произносится перед намазом), хутба во время праздничных намазов читается после совершения намаза, так что к условиям действительности намаза она не относится. Без хутбы ид-намаз (праздничный намаз) будет действительным, но это нежелательно, так же нежелательно, как чтение хутбы до праздничного намаза.

Что касается празднования Ураза-Байрам (Ид аль-Фитр), для него мандуб (желательно) 13 вещей (для праздника Курбан-Байрам – тоже самое, с небольшой разницей, см. ниже):

1.Перед тем, как пойти на намаз, желательно что-то поесть, хорошо, если это будут финики в нечетном количестве (во время праздника Курбан Байрам наоборот, есть желательно после совершения праздничного намаза).

2. Взять полное омовение (гусль).

3. Использовать мисвак.

4. Воспользоваться благовониями.

5. Одеть лучшую одежду.

6. Если на человеке есть обязанность садака-фитр, то отдать ее до намаза (касается только праздника Ураза Байрам).

7. Показывать свою радость, идти в мечеть с хорошим настроением.

8. Насколько возможно, раздать во время праздника садака.

9. Встать пораньше в день праздника и прийти пораньше на место молитвы.

11. Затем направиться к месту праздничной молитвы пешком, произнося такбир про себя (для праздника Курбан Байрам, наоборот, такбир хорошо произносить вслух).

12. Прекращать делать такбир, дойдя до места молитвы (по одному мнению). По другому мнению – такбир можно читать до начала праздничного намаза.

13. Возвращаться домой другой дорогой.

Время начала праздничного намаза: от времени поднятия солнца на высоту копья или два копья и до начала времени заваль (когда солнце из зенита начинает склоняться к западу).

Порядок совершения праздничного намаза (это касается обеих праздников, и Ураза, и Курбан-Байрам):

Совершается намерение на праздничный намаз. Произносится вступительный такбир. Читается дуа «Сана».

Дополнительно произносятся три такбира (фраза «Аллаху Акбар»), каждый раз поднимая руки.

Потом произносится «аузубиллях», «бисмиллях», читается сура Фатиха и другая сура.

Когда из саджда поднимаются на второй ракаат: произносится «бисмиллях», читается аль-Фатиха, вторая сура — желательно во втором ракаате прочитать суру аль-Гашия.

Во втором ракаате перед руку’ (поясным поклоном) нужно также три раза произнести такбир, каждый раз поднимая руки.

После намаза имам произносит две хутбы, в которых обучает верующих правилам выплаты фитр-садака (соответственно, во время праздничного намаза Курбан Байрама — правилам совершения курбана, жертвоприношения).

Тот, кто пропустил праздничный намаз, его не восполняет. Если намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно оставить на следующий день.

Что касается праздника Курбан-Байрам (Ид-аль-Адха ): делается почти то же самое, что и для праздника Ураза-Байрам,с небольшой разницей:

— Нежелательно есть до намаза, как в предыдущем случае, желательно это сделать после намаза.

— По дороге на праздничный намаз желательно произносить такбир громко.

— Во время хутбы рассказывать про жертвоприношение (курбан) и его правила.

— Во время хутбы произносится такбир ташрик.

— Если праздничный намаз был пропущен по уважительной причине, то его можно откладывать до трех дней (потому что праздник продолжается три дня, а не один день, как в первом случае).

— Является ваджибом произносить ташрик такбир.

По мнению Абу Ханифы, его нужно произносить, начиная со времени утреннего намаза дня Арафата (за день до наступления праздника) до аср-намаза дня праздника, он читается сразу же после каждого фарз-намаза, который выполняется вместе с джамаатом. Это является ваджибом для имама, который живет в городе (не путника), и тем, кто молится за ним, даже если это путник, раб или женщина.

По мнению имамов Абу Юсуфа и Мухаммада, это обязательно делать после каждого фарз-намаза, который человек прочитал, даже будучи один (не в джамаате), даже если он путник. Делается это до времени наступления намаза аср пятого дня после дня Арафата.

Фатва дается по второму мнению.

Такбиром ташрик называется следующая фраза: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля иляха илляЛЛаху ва Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лиЛляхи ль-хамд».

Принесение в жертву животного представляет собой один из самых важных религиозных обрядов в мусульманском вероучении. И хотя жертвоприношение встречается и в иных религиях, а также многих языческих верованиях, принципиальное его отличие в исламе заключается в том, что оно совершается с именем Аллаха и ради Него.

Жертвоприношение – это способ забивания жертвенного скота, совершаемого с соблюдением особых условий:

1) Намерение (ният) – перед совершением жертвоприношения верующий должен обладать соответствующим , подтверждающим тот факт, что сердцем и душой он закалывает жертву исключительно ради Аллаха, а не ради мяса, показухи или по иным причинам.

2) Определённый вид животного – в качестве жертвенного может служить исключительно домашний скот: верблюды, быки и коровы, буйволы, овцы, бараны и козы. При этом закалывание мелкого скота осуществляется за одного человека, а крупного – до 7 человек. В ситуации, когда у человека есть семья, то его жертвоприношение будет засчитано за всех её членов, то есть за каждого члена семьи, какой большой бы она ни была, совершать курбан не обязательно.

3) Возраст животного – требуется, чтобы закалываемая скотина достигла определённого возраста (иногда размера). Для верблюдов он составляет пять лет, для быков, коров или буйволов – два года, а овец, баранов и коз – один год. При этом ряд богословов утверждает, что в исключительных случаях дозволено забивать для жертвоприношения мелкий рогатый скот в возрасте от полугода, если он выглядит как годовалый.

4) У животного не должно быть следующих недостатков:

Отсутствие зрения хотя бы на один глаз;

Невозможность самостоятельного передвижения;

Хромота;

Отсутствие хотя бы одного уха;

Наличие ярко выраженного заболевания;

Излишняя худоба;

Отсутствие хотя бы одного рога (при условии, если это не естественно);

Отсутствие хвоста;

Отсутствие большинства зубов;

Отсутствие хотя бы одного соска на вымени (при условии, если это не естественно).

Если же верующий купил здоровую скотину с намерением принести её в жертву, но в дальнейшем у животного появился один из вышеперечисленных недостатков, то в такой ситуации человек может совершить это жертвоприношение (но и то при условии, что данный недостаток у животного появился не по вине человека).

5) Проявление милосердия по отношению к жертве – верующий не должен проявлять к ней никакой агрессии. Животное необходимо вести к месту забоя мягко, не демонстрируя нож. В случае, когда в одном месте производится забивание нескольких жертвенных животных, то лучше закалывать всех их по отдельности, чтобы другие жертвы не могли наблюдать за этим.

6) Закалывать скотину по направлению к кибле – совершая жертвоприношение, животное следует положить на левый бок, направив голову в сторону Каабы, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). При этом у мелкого рогатого скота связываются три ноги, кроме задней правой.

7) Совершение жертвоприношения своими руками – по возможности, мусульманин должен произвести этот обряд сам.

8) Совершение жертвоприношение с именем Аллаха – перед закалыванием верующему следует произнести имя Господа («Бисмилляхи Аллаху акбар»).

Виды жертвоприношения

1. Удхия (Курбан)

Самым значимым в религии Аллаха является жертвоприношение, совершаемое в дни празднования Ид аль-Адха (Курбан-байрама). Корни этого религиозного обряда были заложены ещё во времена Пророка Ибрахима (а.с.), когда Господь ниспослал тяжелейшее испытание, а именно приказал ему принести в жертву своего старшего сына – Пророка Исмаила (а.с.). После того, как Ибрахим (а.с.) с достоинством прошёл данное испытание, Всевышний в последний момент уберёг Исмаила (а.с.) и повелел его отцу заколоть вместо сына барана.

Жертвование животных в Курбан-байрам входит в число наиболее важных видов поклонения Аллаху. В Своей Книге Он призывает нас:

«Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву…» (108:2)

Тем не менее, в среде мусульманских богословов имеются разногласия относительно обязательности совершения курбана. Одни относят данный обряд к категории ваджиб (необходимые действия) и приводят в виде довода вышеупомянутый аят. Другие же учёные относят к категории желательных действий (суннат). Сторонники такой позиции опираются на хадис Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Пусть тот, кто желает совершить курбан, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесёт жертву!» (приводится Муслимом). Эта часть мусульманских богословов опирается на слова «кто желает совершить жертвоприношение…», что указывает нам на желательность данного обряда.

2. Акыка (Акика)

Ещё одним видом жертвоприношения является акика (акыка) – принесение в жертву животного в знак благодарности Всевышнему за рождение ребёнка. В случае появления на свет мальчика верующему следует принести в жертву двух баранов, а в случае девочки – одного. Желательно данный обряд совершить на седьмой день после рождения малыша.

3. Жертвоприношение за умершего

Далеко не все богословы считали дозволенным данный обряд. Его сторонники аргументируют свою позицию хадисом, гласящим, что Пророк (с.г.в.) совершал жертвоприношение за всю свою умму, включая и усопших. Противники же заявляют, что подобный обряд мог совершить лишь сам Мухаммад (с.г.в.), а простой верующий не вправе жертвовать животных за всех мусульман.

4. Жертвоприношение как обет

В исламе дозволяется приносить животных в жертву и в качестве простой благодарности Создателю за дарованные им блага, а также при соблюдении какого-либо условия. Например, мусульманин может пообещать, что если произойдет что-то позитивное для него, он совершит жертвоприношение в благодарность Господу миров.

Как распорядиться мясом курбан?

После закалывания скотины верующему следует разделить всю тушу на три равные части: одну оставить себе, вторую раздать нуждающимся в качестве милостыни, а третью использовать для приготовления . Допускается направить в качестве садака две части из трёх или даже всё мясо целиком. Кровь, внутренности, шкура и кости забитой скотины не должны достаться диким животным (как правило, их закапывают, а шкуру используют в быту либо сдают скупщику, при этом вырученные деньги так же жертвуются в пользу обездоленных).

Достоинства жертвоприношения

Во-первых, каждое забитое ради довольства Всевышнего животное становится заступником верующего в День воздаяния. «В день жертвоприношения ни одно из деяний человека не будет иметь перед Аллахом большего воздаяния, чем его жертвоприношение. Животное, принесенное в жертву, в Судный день явится вместе со своими рогами, мясом и шерстью, и за всё это его владельцу достанется воздаяние» (хадис от ат-Тирмизи и Ибн Маджи).

Во-вторых, жертвоприношение способствует очищению от грехов. В одном из хадисов говорится: «Вам записывается вознаграждение за каждый волос жертвенного животного» (Ибн Маджа).