Ассоциации к профессии учитель дефектолог. Эссе «Моя профессия-дефектолог. Обучение на дефектолога
Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог. Для успешной учебной и воспитательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.
Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогической культуры в сфере специального образования, которая интегрируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способностей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогическое мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.
Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетентен в выполнении следующих видов профессиональной деятельности:
Преподавательской;
Конструктивно-организаторской;
Диагностико-аналитической;
Консультативной;
Проективной;
Гностической;
Психопрофилактической;
Коррекционно-развивающей;
Просветительской;
Научно-исследовательской;
Воспитательской;
Координаторской.
Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:
Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, выявления имеющихся образовательных достижений;
Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психологического диагноза);
Умением осуществлять педагогическое консультирование детей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразовательных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников;
Приемами и способами адаптации и трансформации учебного и дидактического материала и образовательных условий в соответствии с возможностями и потребностями детей и подростков, имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением создавать, поддерживать и эффективно использовать специальную образовательную среду;
Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в различных организационных формах процесса специального образования;
Навыками обеспечения экологически благоприятной, психологически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;
Знаниями приемов профилактики и методов коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудничества с родителями с целью повышения их психологической культуры;
Навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенностями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и осмысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.
Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образовательных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях профессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обучающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домашних условиях и осуществлять надомное визитирование для оказания ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с нарушениями развития.
Заметно возросла потребность образовательных учреждений общего назначения в специальных психологах и педагогах в условиях развития интеграции и дифференцированного подхода к учащимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедагога) в силу специфики его профессионального образования не составляет труда компетентно организовать процесс обучения и воспитания детей в классах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.
Необходимый уровень профессиональной компетентности педагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-практиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.
Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важнейшей его задачей является пополнение теоретических знаний и профессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соответствии с регулярным обновлением, дополнением и совершенствованием Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, требованиям которых необходимо всегда соответствовать.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятельности) дефектологов осуществляется в институтах повышения квалификации (институтах усовершенствования) работников педагогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педагогических вузов (факультеты повышения квалификации и переподготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с профессиональными потребностями самого специалиста или образовательного учреждения, в котором он работает.
Занимающиеся в системе повышения квалификации дефектологи могут участвовать в формировании содержания образовательных программ в соответствии со своими потребностями и интересами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.
Учитель-дефектолог- самая гуманная профессия на Земле.
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный, но не легкий труд. А воспитание и обучение детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в двойне не легкий труд. Обучением таких детей занимаются учителя-дефектологи. Эта профессия направлена на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы, на максимальную коррекцию и реабилитацию недостатков в развитии этих детей. А это дети с нарушенной слуховой функцией, слепые, слабовидящие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), умственно отсталые (УО) и другие дети с ограниченными возможностями здоровья.
Профессия дефектолога довольно молода. Лишь в недавнем прошлом люди пришли к пониманию того, что дети с отклонениями в психическом или физическом развитии по-своему уникальны, что их нужно и можно развивать, учить жить в обществе. История свидетельствует, что на ранних этапах своего развития отношение к людям с психофизическими недостатками было нетерпимым. Дети с такими недостатками умерщвлялись, сбрасывали в пропасть. Это происходило в Спарте до IV-V вв. нашей эры. Так было и в Древнем Риме в начале нынешнего тысячелетия, где убивали уродливых, обезображенных детей. В тоже время в Риме разрабатывались способы лечения людей с инвалидностью. Например, Аристотель изучал глухоту, а Гиппократ пытался лечить эпилепсию.
Дефектология тесно связана с психологией, медициной, педагогикой и др. И поэтому учителю-дефектологу необходимо быть компетентным в области специальной педагогики и психологии, знать анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Учитель-дефектолог –это универсальная профессия. Обучением детей с нарушением слуха занимается сурдопедагог, слепых и слабовидящих – тифлопедагог, умственно отсталых – олигофренопедагог.
Работа учителя-дефектолога с такими детьми часто сопряжена большой эмоциональной, психологической, а иногда и физической нагрузкой. Эта работа требует большой выдержки, терпения и самообладания, любви и чувства доброты, потому что каждый день, каждый урок нужно будет открывать мир знаний ребенку, отличающемуся от других сверстников своим психическим или физическим развитием.
Козинец П.А., студентка Макеевского Педагогического колледжа;
Бондаренко Э.А., преподаватель русского языка Макеевского Педагогического колледжа.
Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
- логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
- сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
- амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
- олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
Основные обязанности:
- осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
- работа с медкартами пациентов;
- выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
- проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
- проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
- работа с педагогами, родителями детей;
- изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
- помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
- научная работа, ведение документации.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Плюсы
- Оказание помощи детям и подросткам.
- Профессия важная и нужная.
- Перспективы карьерного роста.
- Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
- Многогранность дефектологии.
- Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
- Социальный пакет, работа с приятными коллегами.
Минусы
- Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
- Сложности, возникающие во время общения с детьми.
- Психоэмоциональные нагрузки.
- Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
- Маленькая заработная плата.
- Огромное количество должностных обязанностей.
Важные личные качества дефектолога
Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.
Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.
- Ответственность.
- Терпеливость.
- Неравнодушие.
- Уравновешенность.
- Строгость.
- Объективность.
- Задатки лидера.
- Коммуникабельность.
- Креативность.
- Внимательность.
Обучение на дефектолога
Работать дефектологом без высшего образования невозможно, поэтому абитуриент, решивший связать свою жизнь с этим направлением, должен подавать документы в вуз, в котором есть дефектологический факультет (код специальности 44.03.03). Поступая в вуз на факультет дефектологии, студент сдает экзамены по математике, биологии и русскому языку.
Переквалифицироваться в дефектолога могут люди, которые имеют профильное образование в сфере педагогики или психологии. В этом случае обучение займет не 5-6 лет, а несколько месяцев, проходить переподготовку можно дистанционно, после чего выпускник получит сертификат государственного образца.
Высшая школа технологии и управления (ВШТУ) проводит обучение по направлению «Дефектология» и другим педагогическим специальностям. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!
Центр «Российское просвещение», дистанционное обучение
Абитуриенты могут пройти курсы переподготовки, занимаясь 6, 8 или 10 месяцев. В течение этого времени студент будет имеет доступ к обучающим материалам, он должен изучать их, в противном случае хорошо написать аттестационную работу не получится. Обучение платное, но в центре есть и льготные программы.
Столичный учебный центр, дистанционное обучение
Платные курсы для людей, которые хотят пройти переподготовку, имея необходимый набор профессиональных знаний. Длительность курса составляет 500-1000 часов, предусмотрена стажировка, студенты в обязательном порядке сдают не только итоговую аттестацию, но и плановые зачеты.
Вузы
- Московский институт психоанализа.
- Московский государственный областной университет.
- Московский педагогический государственный университет.
- Российский государственный социальный университет.
- Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова.
- Государственный социально-гуманитарный университет.
- Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина.
- Институт специальной педагогики и психологии.
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.
- Дальневосточный федеральный университет
Место работы дефектолога
Дефектологи являются востребованными специалистами, которые могут трудоустроиться в следующие государственные и частные образовательные заведения:
- школы-интернаты;
- детские центры;
- детские сады;
- санатории;
- специализированные школьные учреждения;
- медицинские центры.
Очень часто опытные дефектологи занимаются частной практикой, работая с одним или несколькими учениками. Коррекционные педагоги востребованы в учреждениях, специализирующихся на обучении, лечении, социализации детей и подростков.
Карьерный рост
Талантливый и увлеченный дефектолог, находящий время для саморазвития и научной работы, быстро добьется успеха. Карьерный рост коррекционных педагогов заключается в получении научной степени и должности директора учреждения.
Зарплата дефектолога
Зарплата на 22.10.2019
Россия 15000—55000 ₽
Москва 20000—100000 ₽
Профессиональные знания
- Коррекционно-педагогические методики, методы и приемы.
- Умение вступать в психологический контакт с учениками.
- Умение анализировать результаты медицинского обследования, заключений педагогов и психологов.
- Диагностические методики.
- Глубокие познания в сфере психологии, социологии.
- Базовые знания о медицине.
- Навыки и знания, необходимые для разработки индивидуальной коррекционной программы.
- Знание 1 иностранного языка (желательно, но необязательно).
Известные дефектологи
- Роза Евгеньевна Левина.
- Александр Романович Лурия.
- Клара Самойловна Лебединская.
Быть дефектологом – это значит…
Я еще в самом начале своего профессионального пути, поэтому часто задумываюсь над тем, что значит быть дефектологом.
В этой профессии, словно крепкие корни векового дерева, сплелись воедино гуманность врача, мудрость педагога и прозорливость психолога. На гибких ветках зреют плоды. Какими они будут? Все зависит от того, сумею ли я вовремя распознать и устранить недостаток, который мешает ребенку развиваться.
Обучение и воспитание детей – это интересный, увлекательный труд, требующий от педагога терпения, творчества, трудолюбия, чувства юмора и профессионализма. А в случае, если этот ребенок с особыми возможностями, все эти качества автоматически умножаются на два. Есть у Федора Достоевского такие слова: «Полюбите нас чёрненькими, а беленькими нас каждый полюбит». Поразмыслив, я поняла, что легко полюбить прилежного ребенка, который горит желанием учиться. Но дефектолог не ищет легких путей. Работая с детьми, имеющими различные нарушения в развитии, которым каждый новый шаг дается с большим трудом, я поняла, что именно люди моей профессии, как никто, умеют любить «черненьких». В своей работе я стараюсь найти к каждому ребенку индивидуальный подход, развить у них познавательный интерес, стремление узнавать новое, достигать самостоятельных результатов и радоваться своему маленькому успеху. А я радуюсь вместе с ними, ведь эта наша общая победа. А еще я учусь видеть мир глазами такого ребенка. Специалисты называют это эмпатией - умением проникнуть в чувства другого, поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, значит понимать и принимать его таким, каков он есть. Но дефектолог работает не только с детьми. Важно взаимодействовать со всем педагогическим коллективом, в том числе с узкими специалистами – логопедом, психологом. Только наша комплексная и систематическая работа с детьми поможет скорректировать отклонения в развитии, приблизить их к норме. Необходимо наладить связь и с родителями «особых» детей, что порой бывает нелегко. Многие папы и мамы не осведомлены об особенностях развития собственного ребёнка. Часто не хотят слышать и принимать дефекты детей как данность, убеждая дефектолога в обратном, что их ребёнок самый хороший, умный и самостоятельный. Моя задача правильно преподнести нужную информацию, дать соответствующие рекомендации, которые помогут им правильно общаться с ребёнком, оказывать ему посильную помощь. И мне это удается.
Так приятно, когда дети с радостью бегут на занятия, родители приходят за советом, легко отзываются на любую просьбу, а педагоги приходят за консультацией.
Конечно, ничто так не влияет на профессионализм, как самообразование . Поиск новых приёмов, методов и технологий особенно актуален в наше время. В этом плане мне повезло. В настоящее время я прохожу переподготовку в НИПКРО по специальности «олигофренопедагогика». Мне посчастливилось общаться с настоящими профессионалами своего дела, «фанатами», не жалеющими для дела ни сил, ни времени. Бесценный опыт своих наставников я впитываю каждой клеточкой. Гимн моей профессии и тем замечательным людям, которые делятся со мной бесценным опытом, будет звучать во мне до тех пор, пока бьется сердце.
Мне есть к чему стремиться, а это главное. День за днем я учусь абстрагироваться от личных проблем и всегда начинать занятие с улыбкой. Учитель не имеет права быть человеком настроения. Даже в трудные минуты жизни он должен нести свет и радость познания.
Л.С. Выготский сказал однажды: «Каждую минуту человек полон неосуществившихся возможностей». Как приятно осознавать, как много ты можешь сделать для своей школы и своих учеников. Быть дефектологом, значит быть человеком целеустремленным, мобильным, творческим. Не взирая на преграды, добиваться поставленных целей и намечать новые.
А. В. Волошина, учитель – дефектолог
МКОУ Баганской СОШ № 2
«ВО ИМЯ БУДУЩЕГО ДОРОГОЮ ДОБРА …»
Морозова Людмила Геннадьевна,
Учитель – дефектолог МБДОУ «Детский сад № 181»
г. Чебоксары
И каждый час, и каждую минуту
О чьих-то судьбах вечная забота.
Кусочек сердца отдавать кому-то
Такая, вот, у нас работа.
Родился ребенок. Новая жизнь, судьба – целая вселенная появилась в мире. Но вместо радости и восторга в глазах матери притаились слезы … Почему? Страшные и малопонятные, а от того еще более пугающие слова врача: «Это детский церебральный паралич, а следствие – трудности в развитии основных движений, системные речевые расстройства, инвалидность». А дальше больше – слова – приговоры, словно нацеленные камни, летят в итак уже разбитое материнское сердце.
А малыш лежит, удивленно хлопая глазками, впервые увидевшими этот мир, и никак не может понять, почему каждый раз, когда его берет на руки его самая лучшая, самая сильная и волшебная мама, соленая капелька скатывается с ее щеки...
Протянуть руку помощи, не остаться в стороне, помочь понять болезнь, чтобы стать счастливее - главные принципы моей работы. А если выражаться точнее – не просто работы, а всей моей деятельности в целом и всего моего существования. Потому что невозможно провести четкую грань между работой и личной жизнью, когда дело касается детей….
Дети - это наше будущее, за которое мы – взрослые в ответе. Детство – особый период в жизни человека, время открытий, время закладки фундамента будущей гармонично развивающейся личности. Отрадно, что общество признает огромную ответственность, которую несет учитель на своих плечах.
Все педагоги разные, но схожи в одном: среди нас нет ни одного, кто не желал бы добра своим ученикам и воспитанникам. Особенно, если речь идет о воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждая женщина, каждая мама и каждый педагог, общаясь с такими детьми, болеет душой за безгрешные детские души, принимая ребенка как своего родного… Иначе невозможно, просто не получается, когда осознаешь, что маленький человек « смотрит на тебя глазами, полными надежды, кладет свою ладошку в твою руку и готов идти за тобой… ». Как хочется наполнить жизнь таких детей светом любви, заботы, поддержки и понимания, чтобы вырастить подрастающее поколение здоровым и счастливым!
Максимально приблизить миры здорового и больного ребенка, в которых каждый имеет право на счастливое детство. Помочь детям и их семьям выйти из – под гипноза диагноза, сделать все возможное, чтобы хотя бы на несколько шагов приблизить ребенка пусть не к общепринятым нормам развития, а к своей индивидуальной норме и, конечно же, поверить в своих «особенных» детей, принять их такими, какие они есть, научить детей верить в себя, справляясь с жизненными барьерами – важнейшие задачи в работе педагога с данной категорией детей.
И я счастлива осознавать свою причастность к этому благородному и светлейшему делу. Счастлива творить, потому что просто люблю детей, точно так же как моих самых родных и драгоценных сына и дочку любят и воспитывают кто – то… Огромное им за это спасибо!
Именно поэтому я выбрала профессию учителя – дефектолога. Стремление помочь и не оставить наедине со своими трудностями и проблемами нуждающегося, привело меня в мир «особого педагогического труда».
Когда начинаешь говорить о своей профессии, вновь и вновь понимаешь насколько сложному, важному и нужному делу посвящаешь себя вот уже в течение 8 лет. Некоторый период времени я работала учителем – логопедом, помогая детям преодолеть различные речевые расстройства, вселяя уверенность в собственных силах, повышая уровень их социализации.
Вот уже 3 года я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. Здесь учитель – дефектолог - информационно-энергетический центр галактики «Здоровье и Детство». Для родителей – луч света, надежды и поддержки. Для педагогов - координатор, направляющий, советник. Для детей - неиссякаемый источник знаний, добрый волшебник, первый учитель и помощник в жизни.
Работаю я не одна, а в дружной команде. Мне помогают и другие специалисты нашего детского сада и, конечно же, родители воспитанников. Только в «единой дружной семье» сплоченной общей целью – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья социализироваться в мир нормально развивающихся сверстников, под мастерским и профессиональным руководством педагогов – новаторов, можно добиться видимых и социально значимых результатов.
Чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Я считаю, что у педагога профессионала должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Он должен обладать творческим потенциалом, твердо верить в результат своего труда и, конечно же, любить детей всей душой.
Мне нравится работать с особыми детьми, творить, искать, вселять в них умения и надежду, радоваться их малейшим успехам и достижениям. А дети, в свою очередь, являются для меня учителями доброты, доверия и открытости к людям.
Замечая результаты своего труда, я убеждаюсь, что оставляю часть своей души, ее лучшую частичку, в чем- то светлом, вечном и нескончаемом. В нашем светлом будущем!...
И я благодарна своей судьбе, что мой профессиональный путь – это дорога добра, в которой ты являешься лучиком света и надежды для ближнего.
И я без ложной скромности
Признаться не стыжусь,
Что я своей профессией
Действительно горжусь!