Для чего важно быть индивидуальностью. Как раскрыть свою индивидуальность? Индивидуальность - это плохо или хорошо


Ребенок приходит в этот мир уже уникальным, с набором типологических и генетических особенностей присущих только ему, и в процессе социализации становится личностью с индивидуальностью, которую, по мнению российского ученого-психолога А.Г. Асмолова надо отстаивать в обществе.

Что такое индивидуальность?

Человечество как вид, в целом, имеет много объединяющих характерных черт: пол, расовая принадлежность, цвет глаз и волос и т.д., но есть параметры, которые выделяют конкретного человека и проявляются в полной мере в процессе социализации личности. Индивидуальность (с лат. Individuum – особь) - это отличительные особенности каждого человека проявляющие себя в уникальности и неповторимости:

  • психических процессов;
  • темперамента;
  • мышления;
  • внешнего вида;
  • паттернов поведения;
  • интересов, характерных для личности.

Индивидуальность в социологии

Личность человека является неотъемлемым звеном в развитии общества в целом. Социальная структура, с ее нормами и правилами, оказывает непосредственное влияние на формирование индивида и объединяет людей, как носителей данного социума. Проявление индивидуальности в социологии может выражаться вариациями жизненных стратегий в ходе самореализации – у всех они разные в силу приобретенного опыта.

Индивидуальность в психологии

Научная психология разделяет развитие человека на определенные этапы, в ходе которых личность приобретает те или иные новообразования (способности, умения, ). С детства, проходя через кризисы (1 года, 3 и семи лет) ребенок научается многим жизненно необходимым вещам, и раскрывает первые таланты. Индивидуальность это – в психологии три интегрированные формы развития:

  • онтогенез – индивидуальное развитие организма;
  • раскрытие личностных свойств – ;
  • формирование профессиональной реализации и компетенции.

Современная психология рассматривает индивидуальность человека, как сложную многомерную систему с присущими ей закономерностями. Самым важным индикатором успешного проявления индивидуальности является творческая энергия личности, имеющую в основе своей созидательную основу. Сформированную индивидуальность можно отследить по тому вкладу (духовному, материальному), который человек вносит в общественное развитие.


Признаки индивидуальности

Человек рождается со своими задачами, устремлениями и миссией. Окружающая среда, начиная с родительской семьи и заканчивая социумом, вносит свои ограничения в виде запретов, норм, установок и традиций. Как элемент общества люди носят в себе эти соответствия и в этом схожи. Тогда как же происходит формирование неповторимости индивида? Понятие индивидуальность – имеет много уровней, целостность которых возможно замерить только с помощью математической статистики. Факторная индивидуальность включает в себя признаки:

  • особенности познавательной сферы (нетривиальные мышление, воображение, память);
  • неординарные способности;
  • богатый «внутренний» мир человека, формирующийся в ходе развития личности;
  • самоценность;
  • интеграция и активность в обществе: установление уникальных межличностных отношений, свойственных только конкретному человеку;
  • творчество, вытекающее из личностного неповторимого восприятия мира;
  • самореализация через личностный вклад в культуру и духовное развитие города, страны, мира;

Индивидуальность - это плохо или хорошо?

Люди привыкли разделять вещи, события, явления на «черное» и «белое». Все имеет свою полярность. Качества, характеризующие личность, могут быть в переизбытке, становясь резко отрицательными по меркам социума и индивидуальность человека не исключение. Индивидуальный стиль художника и индивидуальный «почерк» преступника окрашены разными оттенками морального отношения. Индивидуальность, переходящая в эксцентричность вызывает у людей, по меньшей мере - недоумение.

Подавляет ли коллектив индивидуальность?

Человеческая индивидуальность на определенном отрезке пути нуждается в группе, где может расцвести и реализоваться. Человек начинает профессионально расти, превосходить в результатах деятельности или по качеству работы «середнячков» коллектива – формируется конфликт между группой и личностью. Ярко выраженная индивидуальность вызывает раздражение у остальных членов коллектива, которые посредственно относятся к своим обязанностям. Другое развитие сценария происходит в творческих коллективах, где индивидуальность личности только приветствуется.

Чем отличается индивид от индивидуальности?

Понятия Индивидуальность и индивид стоят в одном ряду применительно к описательной характеристике людей. Индивид – это первое определение, которое можно отнести к рожденному человеку, используется как биологический термин. выделяет отличия между схожими на первый взгляд понятиями:

Индивид (лат. – цельный, неделимый):

  • отдельно взятый человек, член общества.
  • более широкое по смыслу определение, включающее в себя обусловленную природой данность – набор генов, фенотипические особенности, гендер, возраст, телосложение.

Индивидуальность:

  • уникальный набор качеств конкретного индивида.
  • развивается со временем: путь человека длиною в жизнь с этапами становления личности, самоопределения, осознания своего места в жизни.

Чем отличается личность от индивидуальности?

Уникальность личности выражена в ее индивидуальности. Эти два понятия часто синонимично связывают между собой. Найти индивидуальность вне личности невозможно. Психологи утверждают что личностью стать гораздо сложнее, индивидуальность и так присуща каждому человеку и только сформировавшаяся личность может полностью раскрыть для общества свою индивидуальность. В психологическом контексте определения индивидуальность и личность имеют различия:

Личность:

  • становление происходит на протяжении всей жизни во время взаимодействия с социумом;
  • зрелый человек с устоявшимися взглядами и мнениями на жизнь;
  • обладает стабильными характеристиками качеств, которые остаются даже при меняющихся условиях среды.

Индивидуальность:

  • человек получает с рождением и у каждого она своя;
  • помогает выделиться человеку из толпы, но при этом сам он может и не являться личностью;
  • часто меняется под воздействием общества.

У каждого из нас есть потребность в счастье. Только счастье мы представляем по-разному. И идем к этому счастью по-разному. Каждый человек — индивидуальность . Так как обладаем разными качествами и талантами, так как имеем за плечами разный .

У всех у нас есть потребности в питании, общении, жилье. Мы хотим, чтобы нас любили, чтобы нам сопутствовала удача, чтобы нас уважали и ценили на работе. Мы хотим устроить свою личную жизнь, завести семью, детей. Однако у кого-то это получается и все в жизни удается, а у кого-то постоянно возникают затруднения. Одних людей можно назвать любимчиками судьбы, а другие только во всем разочаровываются.

Что же управляет человеком? Его индивидуальность . Его видение окружающего мира. Проще говоря, какими глазами на этот окружающий мир посмотришь, так он тебе и ответит. И никогда не может быть, чтобы два человека смотрели на мир одинаково, четко, правильно. Ничего не поделаешь, каждый человек — индивидуальность .

Как раскрыть свою индивидуальность рассказывает следующее видео:

Если мы наберемся смелости и внесем изменения в наше восприятие действительности, мы сможем изменить свою жизнь. Не стоит путать осознанные изменения индивидуальности с подражанием или подстройкой под кого-то. Если мы определимся со своими целями, с тем, что нужно именно нам, мы пойдем в своем сугубо индивидуальном направлении.

Для того, чтобы определиться со своими целями и желаниями, необходимо научиться понимать себя, свой внутренний мир и слышать свой внутренний голос. Это иногда не так просто сделать, как кажется на первый взгляд. В чем может быть сложность? Ну, например, мы можем переоценивать значимость своих желаний и недооценивать собственные возможности. Или наоборот.

Случается, что мы со своей индивидуальностью попадаем под стереотипы и действует и ведем себя шаблонно, как массы других людей. Эти шаблоны могут быть навязаны нам нашей исторической культурой, средой, родителями, друзьями. Эти шаблоны поведения иногда облегчают нам жизнь, но часто и усложняют ее, являясь причинами самых распространенных личностных проблем.

Благодаря такой типизации шаблонов поведения, мы знаем, какие действия нам необходимо выполнить, чтобы получить необходимый результат. Если мы будет выполнять действия в правильном порядке, не меняя порядок и не форсируя события, мы придем к нужному финалу. То есть мы можем изменить свое поведение, эмоциональную реакцию и личные способности, чтобы смоделировать желаемые события в жизни.

Итак, попытаемся достать из глубины души нашу индивидуальность и разобраться в том, что нам действительно необходимо и чего мы на самом деле хотим. Оцените личные приоритеты, прислушайтесь к ощущениям, основываясь на своих жизненных ценностях. Подумайте о том, каким вы видите этот мир? Почему вы видите мир именно таким образом? Как ваша индивидуальность отражается на восприятии окружающей действительности?

Как вы думаете, почему люди бывают оптимистами и пессимистами? Почему одни ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом, а другие не отходят от холодильника? Почему некоторые люди ищут сиюминутной выгоды, а другие готовы работать на успех завтрашнего дня? Почему часть людей в открытую признают себя неудачниками и опускают руки, а другие идут по жизни с высоко поднятой головой?

Каждый человек — индивидуальность. Индивидуально и особенно его мышление, поведение, эмоции. Благодаря индивидуальному набору качеств он отличительно от других получает информацию окружающего мира, по своему понимает ее, анализирует на основе накопленного опыта, делает выводы и предпринимает действия. Действия человека уже могут быть не такими индивидуальными, так как на этом этапе большое влияние играют стереотипы поведения, ведь не во всех ситуациях уместно вести себя определенным образом.

Выбирая реакцию на полученную информацию, необходимо сознательно ориентироваться на свои цели, а не реагировать рефлекторно. Все наши реакции основаны на опыте,. полученном ранее, и основываясь на этом опыте мы решаем как нам поступать сегодня, чтобы добиться желаемого завтра. Таким образом, настоящее, прошлое и будущее переплетается в наших реакциях. На этом этапе очень важно правильно воспринимать опыт, правильно к нему относиться, чтобы не совершить ошибку в выборе модели поведения.

Если мы считаем какой-то опыт негативным, мы не правы. Негативным является наше отношение, наша эмоциональная реакция на какой-либо опыт. Если мы научимся трактовать собственный опыт в удобной нам форме, это значительно облегчит нашу жизнь и уменьшит количество переживаний.


Новые социально-политические и экономические условия развития общества, востребовавшие от своих граждан проявления активности, инициативности, ответственности и риска, актуализировали проблему раскрытия индивидуальности, как социально ценной в своей неповторимости составляющей общей ментальности народа.

Индивидуальность

В многостороннем научном наследии Б.Г.Ананьева большое внимание было уделено проблемам индивидуальности, ее природе, месте в структуре личности, индивидуальным различиям и др. Его понимание индивидуальности в значении "закрытой" системы, в рамках которой внутренне взаимосвязываются и регулируются в неповторимой гармонии своих частей свойства индивида, субъекта различных деятельностей и личности с ее многоплановыми ролями, было созвучно идеям В.М.Бехтерева и С.Я.Рубинштейна.


Индивидуальность развивается из неповторимости и своеобразия морфологических, физиологических, психофизиологических свойств индивида, проявляющихся в способностях, разуме, чувствах, побуждениях, воле, характере. На основе природной неповторимости индивидуальности в результате онтогенетического самораскрытия субъектности индивида, целенаправленной (сознательной и неосознаваемой) работы "души" формируется психическая индивидуальность. В сложном взаимодействии внутреннего и внешнего мира, природного и социального создается определенное взаимосоответствие тенденций и потенций человека, кристаллизуются индивидуально своеобразные черты самосознания и "Я-концепции", как ядра индивидуальности и личности. Во внутренний мир личности Б.Г.Ананьев включал комплексы ценностей (жизненные планы и перспективы, глубокие личностные переживания), определенные организации образов ("портретов", "пейзажей", "сюжетов") и концептов, притязаний и самооценок. Степень насыщенности и напряженности деятельности внутреннего мира (переработка жизненного опыта, устойчивость собственных позиций и убеждений, пути самоопределения) является показателем духовного богатства индивидуальности, а ее жизненный путь - показатель уровня творчества и активности самовыражения. По мысли Б.Г.Ананьева, если принять, что личность - "это вершина всей структуры личностных свойств, то индивидуальность - это глубина личности и субъекта деятельности".

Индивидуальность и субъектная психическая активность

В настоящее время в связи с фундаментальной разработкой понятия "субъект психической активности" (К.Абульханова-Славская, А.Брушлинский, В.Слободчиков, В.Татенко и др.) проблемы раскрытия индивидуальности стали изучаться через механизм интенсивности и направленности субъектной психической активности человека. В этом аспекте исследований выработался теоретический подход, в соответствии с которым быть индивидуальностью - это иметь сформированное, зрелое "ядро субъектности", а быть субъектом - значит быть творцом своего жизненного пути.


Субъектная психическая активность, как внутренний творец индивидуальности, формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным или вызывают внутреннюю реакцию сопротивления, не внося каких-либо изменений в развитие. Одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего "замкнутого контура". Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций.

Развитие индивидуальности

Обращаясь к развитию индивидуальности, В.А.Татенко выделяет два типа субъектных процессов, отражающих онтогенетическую динамику субъекта психической активности: процесс самодвижения и процесс саморазвития. Процесс самодвижения отражает онтогенетическую динамику субъектной активности в функционально-генетическом плане, который побуждает к самоосуществлению как возможности. В процессе самодвижения отсутствует разделение на цели и средства, причинно-следственные детерминации. Направляет этот процесс субъектный механизм самораскрытия на основе внутренних условий родовой программы развития. Самодвижение на определенной стадии онтогенеза становится внутренней причиной саморазвития. В нем уже сложилось ядро субъектной активности как механизм самораскрытия и операциональная система как способ саморазвития. Субъект, обусловливая развитие собственной психики, ядерным элементом которой он же сам и является, опосредованно влияет сам на себя.


Механизм саморазвития разворачивается на неосознаваемом и осознаваемом уровнях. С первого начинается саморазвитие психики плода от момента зачатия и внутриутробной жизни и длится до этапа достижения достаточной зрелости "ядра субъективности", способности к рефлексии и произвольной эмоционально-волевой саморегуляции. "Ядро субъективности", по определению В.Чудновского, есть средоточие внутренней активности, которая по мере созревания определяет весь процесс становления личности и ее внутреннего мира.


По мере созревания на соответствующих этапах онтогенеза субъекта психической активности неосознаваемый уровень саморазвития начинает вытесняться и в большей степени замещаться сознательным, целенаправленным личностным самотворчеством. Эти две формы саморазвития осуществляются на протяжении всего онтогенеза человека, вырабатывая механизмы адаптации к изменениям условий жизни, возрасту, социальным ролям и функциям. Субъект психической активности, помимо развертывания психических функций и новообразований в период роста и созревания индивида, постоянно ориентирован на поддержание психического мира индивидуальности и личности в ее социально-психологическом аспекте: обеспечение внутренней непротиворечивости "Я-концепции", избегание когнитивного диссонанса путем построения психологических защит или напряженной сознательной внутренней работы в направлении изменения иерархии потребностей, ценностных ориентаций, мотивационной сферы, желаний, стремлений в соответствии с реальными возможностями жизни.


Сознательный уровень саморазвития представлен в человеческой психике сложной операциональной структурой, которая реализуется через механизмы самопознания, практически охватывающие все познавательные процессы и механизмы их взаимодействия. В целом же саморазвитие со всеми его компонентами и формами осуществляется с помощью механизмов самодеятельности, включающих процессы самоопределения, целеполагание, выбор средств, принятие решения, оценивание, исполнение, анализ результатов достигнутого.


Индивидуальные различия в показателях интенсивности и направленности субъектной активности определяют различия в личностном саморазвитии. Можно допустить, что уровни интенсивности субъектной активности играют ведущую роль на психофизиологическом уровне структуры личности в плане влияния на скорость сенсомоторного реагирования, уровни чувствительности, психический темп, устойчивость концентрации внимания, действий, проявленность свойств темперамента, т.е. во всем том, что связано с психодинамикой.


Направленность субъектной активности в процессе саморазвития на разных этапах онтогенеза несет определенную смысловую нагрузку и влияет на качественные характеристики саморазвития, способствует развитию новых качеств, разворачивает содержательную картину психических новообразований, насыщает конкретным содержанием "ядро субъектности". Направленность субъектной активности придает процессу саморазвития индивида неповторимость и избирательность путей жизнетворчества, в основе которых лежит внутренняя картина мира.


Субъектность как фундаментальное свойство индивидуальности и личности первично формируется на основе внутренней направленности психической активности на процесс саморазвития, но позднее, по мере того, как она очерчивается в формах сознания, самосознания, рефлексии, эмоционально-волевого созревания. Она начинает сама направлять пути развития индивидуальности и личности.


Соотношение интенсивности и направленности саморазвития на уровне самосовершенствования характеризует значимость этой работы для индивидуальности и ценность личности в социуме. Развитая субъектность говорит о том, что все формы развития и уровни жизнедеятельности являются следствием внутренней работы индивида в форме целеполагания, целеустремленности, ответственности, инициативы, результатом субъектного анализа и соотношения "Я-концепции", "Я-реального" и "Я-идеального". Субъективное выделение мотивов, целей и смыслов превращает "потенциальные миры" индивидуальности в реальность. Развитие индивидуальности - это прежде всего саморазвитие индивида, нуждающееся в спонтанности, свободе, и содействовать ему можно только путем создания благоприятных условий раскрытия внутренней сущности на соответствующих этапах онтогенеза индивида.


В каком бы направлении ни возникала задача саморазвития, для индивидуальности типичной остается потребность быть самой собою, не стремиться к похожести на других, готовность найти свою колею и продвигаться ею в жизни. Путей для этого человечеством наработано много, но все они своей основой имеют некий сформулированный личностный смысл и концентрацию субъектной активности на его реализации. Практически это осуществляется путем активизации внутреннего психологического механизма совершения поступка как свободного выбора жизненно значимого действия: пробуждения потребности в самоизменении, формирования на ее основе мотива и цели саморазвития, выбора способов достижения результатов (систем, методов, методик), самоорганизации в пространстве и времени для их проработки и включения в свою жизнедеятельность как нового способа существования и, наконец, поэтапная оценка достигнутых результатов с чувством удовлетворения или неудовлетворения собой (В. Татенко).


Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия. Именно это отметила Дж.Рейнуотер, говоря о том, что внутренние изменения совершаются с человеком тогда, когда он становится сам собой, а не тогда, когда он стремится быть, как другие.


Быть самим собой - значит быть своей сущностью, а сущность и личность относятся к разным психическим инстанциям, по определению А.Б.Орлова. Личность возникает и формируется в области предметного мира, существует в плане феноменов, тогда как сущность локализована на полюсе субъект-объектного взаимодействия, не имеет атрибутов и осуществляется в плане ноуменов, бытия.


Раскрытию субъектного потенциала индивидуальности помогают мировые системы эволюционного саморазвития, характеризующиеся целостностью и многогранностью влияния на уровень сознания и самосознания человека. Прежде всего эти системы выстраиваются на определенных философских и религиозных основах, устанавливающих модели моральных отношений к обществу, труду и людям.


Обязательной составляющей систем самосовершенствования являются правила психогигиены, которые дополняют методику психофизического развития рекомендациями по образу жизни, питанию, режиму дня, очищению организма и др. В правила психогигиены включается обучение правильному, здоровому мышлению, поскольку однозначно признается, что содержание и качество мыслей обусловливают состояние психофизического здоровья.


Каждая система имеет свои методы обучения управлению психической энергией, регуляцией субъектной активностью. Но при всем многообразии систем саморазвития в них есть общее, что можно отнести к закономерности. Речь идет об усиленной тренировке ряда психических процессов и состояний, определенный уровень развития которых является обязательным условием для результативности актуализации субъектного потенциала человека.


Одним из путей признается сознательная направленность субъекта психической активности на развитие представлений, которыми сопровождается выполнение любого психофизического упражнения. Идет развитие яркой образности и соответственно образного мышления как пускового механизма психической саморегуляции.


Второй важной составляющей психотренингов является выработка способности к достижению высокого уровня концентрации внимания на любом произвольно выбранном объекте и на уровне всех анализаторных систем (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой, кинестетической и др.). Особое внимание уделяется выработке дисциплины ума с помощью различных приемов контроля за ходом мыслей и остановки их потока в сознании, достижения состояния "внутренней тишины" (медитативные практики). Названные психические процессы можно считать внутренними условиями раскрытия субъектного потенциала индивидуальности. Так развиваются способности к программированию психических и физических функций.


Говоря о пользе для общества создания условий развития индивидуальности, правомерно поставить вопрос о социальной престижности и социальной защите индивидуальностей. Это проблема как психологическая, так и социальная. Психологический аспект ее состоит в том, что в системе воспитания с раннего возраста и на протяжении жизни человека должны прививаться уважение и терпимость к "непохожести", "необычности" индивидуальности в различных ее проявлениях, не переходящих моральные и правовые нормы общества. Важно понимать, что оригинальность образа жизни, поведения и мышления может быть проявлением новаторства, идеи могут опережать время или быть ценным дополнением существующих правил. И вообще, каждый человек является индивидуальностью, только с разным уровнем ее развития и проявления своей субъектности. Субъектность индивидуальностей стимулирует к совершению поступков, порождает героев, вождей, пассионариев, творческий потенциал народов.


История показывает, что взаимоотношения индивидуальностей с обществом и государством бывают сложными и конфликтными. На государственном уровне управление ориентировано на "народные массы", т.е. "среднестатистическую личность", на которую рассчитываются все влияния и мероприятия. На уровне личности поведение человека регламентировано всей системой социально-психологического взаимодействия (социальными ролями, статусом, позицией, референтной группой) и определяется, по К.Юнгу, законами "коллективной психики".


Но индивидуальность руководствуется своим отношением к коллективным процессам, отождествление с которыми ведет к ее подавлению, а нереализованная субъектная активность, уже насыщенная социальным содержанием, может обусловливать развитие непродуктивных или деструктивных форм поведения человека.


Роли индивидуальностей в развитии народов, этносов и государств посвятил свои труды Л.Н.Гумилев. Ярко выраженную субъектную активность индивидуальности он назвал пассионарностью - способностью быть энергичной, высоко привлекательной персоной, одержимой какой-то новаторской, часто патриотической идеей. Такая высокая активность индивидуальности, которая не подчиняется законам коллективной психики и несет новую идею, способна поднимать и вести за собой народы, разрушать и создавать государства, совершать перевороты и революции или же явить миру творческого гения. Пассионарии стремятся изменить окружающий мир и делают это нередко ценой собственной жизни.


Итак, развитие индивидуальности - это сложный и трудный путь самораскрытия, который происходит на протяжении всей жизни человека. Развить и сохранить свою индивидуальность - это значит пройти путь индивидуации, стать отдельным существом в своей уникальности, стать собственной самостью и самоосуществиться в жизни.


У каждого из нас есть особенности - то, что нас отличает друг от друга, и чем больше и ярче человек отличается от всех других, тем в большей степени говорят о его индивидуальности.

Индивидуальность личности появляется не сразу, начинается все с вещей гораздо более простых - с индивидуальности биологической или социальной особи, с наших физических или социальных особенностей.

Если вы приведете своего ребенка в спортивную секцию, тренер обязательно обратит внимание на его физические данные, на его особенности: для баскетбола нужен рост, для борьбы - сила, но эти физические особенности, даже ярко выраженные, еще не сама индивидуальность. Там, где еще нет личности, где есть только биология - есть только особенности биологической особи, зачатки индивидуальности, но о самой индивидуальности, об индивидуальности личности говорить рано.

У нас могут быть и социальные особенности, ярко выделяющие нас из массы других. Привычка говорить громко или особенный акцент в речи, привычка смело врать или без спроса пользоваться чужими вещами - такие социальные особенности привлекают внимание, но называть их индивидуальностью также не вполне правильно, это только особенности социальной особи. В этих примерах есть привычки, но нет внутреннего стержня личности. Индивидуальность - это скорее позитивные особенности конкретного человека.

Развитая индивидуальность - яркие позитивные особенности человека, выделяющие его как личность из массы всех остальных. Если индивидуальность воспринимается с восхищением, она формулируется как уникальность.

Виды индивидуальности

Индивидуальность может быть поведенческая и психологическая, как личная, так и групповая. Вы, как член некоторой группировки, можете обладать совершенно уникальными индивидуальными чертами, не свойственным тем, кто в вашей группировке не состоит.

Зачем нужна индивидуальность

Индивидуальность сама по себе – ни хорошо ни плохо, но большинство людей хотят быть индивидуальностями, так же как и понять, какие черты и особенности составляют индивидуальность людей рядом с нами. Там, где все живут по шаблонам и как все, человек особенный, сохранивший свою индивидуальность, воспринимается окружающими весьма неоднозначно: или как вау-избранный, или как белая ворона

Развитие индивидуальности

Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек

Индивидуальность: искусство быть собой

04.08.2015

Снежана Иванова

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность.

Будьте собой. Все остальные места уже заняты. Оскар Уальд

Каждой личности присуще характерное сочетание свойств, черт и особенностей, которые образуют ее индивидуальность. Термин произошел от латинского individuumи в буквальном переводе означает особь. Понятие индивидуальности в психологии используется для описания двух явлений:

  • персональных отличий психологических свойств конкретной личности;
  • высшего уровня иерархического устройства, единства свойств психики человека (так называемая интегральная индивидуальность).

Как проявляется индивидуальность?

Индивидуальность – основополагающая характеристика личности, отличающего конкретного индивида от других людей, его уникальность и неповторимость, определяющая своеобразие психической сферы. Она проявляется в комплексе психологических особенностей, в числе которых:

  • своеобразие динамических свойств психики – темперамент;
  • совокупности постоянных особенностей личности – ;
  • специфические привычки;
  • преобладающие увлечения;
  • качество познавательной деятельности ( , мышление, память, );
  • структура способностей;
  • манера общения;
  • предпочитаемый стиль в деятельности.

В описании индивидуальности недостаточно только указать неповторимые особенности личности, но необходимо характеризовать своеобразные взаимосвязи между вышеуказанными свойствами.

Не существует двух людей с полностью совпадающей конфигурацией индивидуально-психологических свойств: неповторимость личности выражается в ее индивидуальности. По мнению отдельных групп психологических направлений, личность и индивидуальность хотя и образуют единство, но не являются тождественным понятием. Индивидуальность – одна из сторон личности индивида, особенности которой остаются «немыми» до момента пока они не наберут значимости в системе межличностных отношений.

Как формируется индивидуальность?

Отчасти проявления типологических черт человека прослеживаются у новорожденного младенца. Однако индивидуальность у грудничков проявляется в относительно узком спектре: способе восприятия окружающей действительности и особенностях реагирования на внутренние и внешние раздражители. Зачатки индивидуальности имеют биологическую основу: генетическую особенность строения центральной нервной системе и врожденному набору инстинктов человека.

В большей мере индивидуальные особенности – приобретенные свойства личности, сформированные вод воздействием различных факторов, среди которых:

  • Среда, в которой рожден индивид и где проходило становление личности;
  • События детского возраста, связанные с ними ассоциации и выработанное поведение реагирования на них;
  • Принятый стиль воспитания в семье, манера обращения родителей с ребенком.

Как говорил Ларошфуко: «Мы так привыкли носить маски перед другими, что в конце концов стали носить маски даже перед собой». Действительно, индивид имеет только физические особенности, индивидуальность присуща только личности. Типологические черты характера и индивидуальные отличия подвергаются различным трансформациям по мере развития и роста индивида, достигают ярко выраженной кульминации к периоду зрелости личности.

Что характеризует индивидуальность?

Важный критерий в описании индивидуальности человека – качественный и количественный анализ его способностей. Интеллектуальные способности особенная характеристика психики, определяющая возможность человека для продуктивного усвоения знаний, умений, навыков. Однако умственная одаренность это не факт наличия знаний, а предпосылка для их легкого усвоения в интересующих человека сферах врожденной и приобретенной предрасположенности.

В некоторых случаях термин подразумевает наличие у человека оригинальной черты, которая явно выделяет личность от окружающих, делает особу абсолютно непохожей на других людей. К ярко выраженной индивидуальности может быть отнесена пробужденный талант в интеллектуальной сфере, умственная одаренность в сознательно выбранном направлении интересов. «Скрытым», менее заметным для окружающих, однако значимым для человека, проявлением индивидуальности является развитая волевая сфера с интернальным (внутренним) локусом контроля, обеспечивающая человеку самообладание, выдержку, здравомыслие, верную мотивацию волевого акта.

Однако не все социальные особенности, даже ярко выраженные и привлекающие внимание окружающих, корректно назвать проявлением индивидуальности. Например: социальные привычки особы, такие как особенный тембр и выдающаяся громкость голоса, повадки лжеца, склонность к постоянному лицемерию, неправильно относить к проявлениям индивидуальности. Однако некоторые психотерапевты именуют индивидуальностью любые отличительные черты человека, которые нравятся, являются комфортными и значимыми для особы. Такой подход допускает особенности, воспринимаемые обществом как недостатки, относить к проявлениям своеобразия личности. По мнению большинства специалистов области психологии, социологии, педагогике термином «индивидуальность» обозначают исключительно позитивные особенности личности, воспринимаемые социумом с уважением и восхищением.

Важный, отчасти философский, вопрос: нужна ли человеку индивидуальность? Уникальность по своей сути – ни хорошо, ни плохо. В обществе, живущем по шаблонам, своеобразная, отличная от всех личность воспринимается как белая ворона. Впрочем, в современном мире выделяться из серой массы и иметь индивидуальность – престижно, модно и, главное, востребовано.