Игры и упражнения для развития голоса. Этапы развития детского голоса и подборка полезных упражнений Упражнения на громкость голоса для детей


Лариса Бутакова
Упражнения для развития голоса

«Открываем скрипучую дверь»

Открыли скрипучую дверь и увидели за ней разные картинки. Изображаем голосом и показываем рукой , как бы рисуя в воздухе. Чем выше рука. тем выше голос , и наоборот. Например, «домик с трубой» , «зайчик с длинными ушами» , «динозаврик» .

«Отважный лётчик»

В руке дети держат воображаемый самолёт, и, подражая ему, на звук «у-у-у» , выполняют виражи, сопровождая самолёт характерным звуком. Вот самолёт набирает высоту, делает «петлю» , затем ещё вираж, плавно парит, медленно приземляется.

«Катаемся на лифте»

Поднимая руку вверх и опуская вниз, сопровождаем поездку на лифте звуком, меняя тембр голоса (верхний этаж –высоко, нижний – низко) .

«Маляр»

Дети красят забор и водят рукой вверх – вниз, и вместе с рукой меняются их голоса , они звучат то высоко, то низко.

«В лесу»

Дети аукаются в лесу.

«Ленивый мальчик»

Зовёт маму тихо, затем погромче «м-а-а-ам, дай молока!»

«Треск»

«От шёпота до крика»

Произносим любое слово.

Распевки с элементами игры

Задачи. Стимулировать детей к поиску яркого, выразительного пения. Обогащать музыкально – слуховые впечатления. Добиваться чистоты интонирования. Развивать импровизацию и творческое воображение.

«Пение по сигналу»

Цель. Быстро ориентироваться по обстоятельствам.

Ход игры. Педагог держит зелёный флажок – дети поют заданный текст; педагог держит красный флажок – дети молчат.

«Пение с закрытым ртом»

Ход игры. Педагог просит детей спеть с закрытым ртом. Исполнение должно быть ровным, в умеренном темпе. Во второй раз упражнение исполняется чуть быстрее, с усилением громкости к верхнему звуку.

«Найди попевку по карточкам»

Цель. Развивать память и музыкальный слух.

Ход игры. Педагог показывает карточки с иллюстрациями к знакомым детям попевкам. Дети должны по рисунку узнать попевку и спеть её.

«Хор и дирижёр»

Цель. Вырабатывать динамический и мелодический слух. Формировать способность к взаимодействию с партнёрами.

Ход игры. Педагог предлагает одному ребёнку стать «дирижёром» . Остальные дети должны петь по его команде. «Дирижёр» показывает, когда вступить и как петь (тихо или громко, побуждая детей петь в соответствии с его жестами.

«Езда на автомобиле»

Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью голоса изобразить езду на автомобиле. Едем по ровной гладкой дороге, объезжаем лужу справа, слева; едем по плохой дороге, автомобиль занесло в кювет. Едем на большой машине, едем на маленьком автомобильчике.

«От 1 до 10»

Цель. Вырабатывать непрерывное дыхание и динамику.

Ход игры. Педагог предлагает спеть цифры как одно слово, начиная с шёпота, постепенно усиливая звучание голоса .

Публикации по теме:

Упражнения для развития внимания детей 3–4 лет Задачи: Обучающая: - познакомить детей с техникой ТСО- компьютером через игровые задания; - расширять знания об объектах природы; - расширять.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения для развития памяти и речи «На лугу». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «На лугу»: Вот коровка на лугу, Говорит барашку: «Му!» А барашек ей в ответ:.

Игры и упражнения для развития слухового внимания П р и м е р ы у п р а ж н е н и й. · «О чем говорит дом?». Предлагаем ребенку послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора,.

С помощью голоса можно не только передавать информацию, но и раскрывать свои чувства и выражать эмоции, убедить собеседника или растрогать его. Одним словом, голос - это главный инструмент убеждения. Он может быть приятным, мелодичным, сильным, а может быть еле слышным, резким или раздражающим. Стоит помнить, что наши голосовые связки - это тоже мышцы, и неправильное дыхание, напряжение или зажатость мышц может привести к искажению голоса. Для того чтобы восстановить голос или сделать его красивым и приятным достаточно нескольких упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо!

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

— Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

— Не пляши!.

До чего пугливые камыши!

Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши.

Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

Иду вперед (тирлим-бом-бом) —

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от — (тирлим-бом-бом),

Скажите, от — чего так зябнут ноги?

Упражнение 2. Подберите кричалки, шумелки, считалки (фольклорные или литературные), другие стихотворные произведения, которые, по вашему мнению, можно использовать для тренировки силы голоса.

Упражнение 3. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

Упражнение 4. Произнесите фразу с повышением голоса к ее концу: "Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!"

Упражнение 5. Прочитайте стихотворение таким образом, чтобы повышение и понижение высоты голоса соответствовало содержанию высказывания:

Чтоб овладеть грудным регистром,

Я становлюсь аквалангистом.

Все ниже опускаюсь, ниже!

А дно морское ближе, ближе!.

И вот уж в царстве я подводном!

Распоряжаюсь я легко.

Чтоб овладеть грудным регистром,

Полезно стать аквалангистом.

Упражнение 6. Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

Упражнение 7. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги:

ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Упражнение 8. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 9. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

Упражнение 10. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали".

Упражнение 11. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,

Полети на облышко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

Упражнение 12. Прочитайте стихотворение в заданном темпе:

Еле-еле, еле-еле - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - -(средний темп)

Карусель остановите. - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - -(медленный темп)

Упражнение 13. Укажите, в каком темпе надо читать строчки стихотворения:

Мы идем по кругу,

Посмотри.

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дороге,

Меняем часто ноги.

Поскакали, поскакали:

Скок-скок-скок!

А потом как аист встали —

и молчок!

Упражнение 14. Прочитайте стихотворение. Выбирайте темп речи, соответствующий содержанию текста:

Убежало молоко,

Убежало молоко!

Вниз по лестнице скатилось,

Вдоль по улице пустилось,

Через площадь потекло,

Постового обошло,

Под скамейкой проскочило,

Трех старушек подмочило,

Угостило трех котят,

Разогрелось — и назад:

Вдоль по улице летело,

Вверх по лестнице пыхтело

И в кастрюлю заползло,

Отдуваясь тяжело.

Тут хозяйка подоспела:

— Закипело?

— Закипело!

Упражнение 15. Подберите стихотворное произведение, в котором изменение темпа речи играет важную роль для понимания содержания.

Работа над тоном речи

Упражнение 16. Произнесите фразу "Какая у него профессия" так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

Упражнение 17. Прочитайте текст в соответствии с авторскими ремарками:

Пришла?! Мне страшно за тебя! - -(со страхом)

Во всем вини саму себя! - -(со страхом)

Пришла?! А самолюбье где? - -(с осуждением)

За ним как верный пес везде! - -(с осуждением)

Пришел!? Так обмануть меня! - -(с презрением)

Ты не мужик, а размазня! - -(с презрением)

Пришел?! Вот и попался, друг! - -(с ехидством)

Меня ведь не обманешь вдруг! - -(с ехидством)

Пришла! Знать, так тому и быть! - -(радостно)

Нам друг без друга не прожить! - -(радостно)

Ушел!. Придет иль нет? Загадка. - -(с тревогой)

Я поступила с ним так гадко! - -(с тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч! - -(с облегчением)

Избави бог от этих встреч! - -(с облегчением)

Упражнение 18. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела."

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

"Я ни в чем не виновата!"

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь."

— с сожалением протянула она.

— сказала она тихо, но решительно.

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

Упражнение 19. Определите, каким тоном разговаривают с Золушкой отец, мачеха, сестры, фея, принц. Слова для справок: добрый, злой, восторженный, равнодушный, грубый, нежный, удивленный, испуганный, грустный, официальный, дружеский.

Упражнение 20. Расскажите об опоздании студента на лекцию от лица профессора, читавшего лекцию, самого студента, вахтера.

Упражнение 21. Придумайте речевую ситуацию, в которой об одном и том же событии можно рассказать от лица разных героев. Обратите внимание на тон речи.

Упражнение 22. Подберите отрывок из произведения для детей с прямой речью героев. Проанализируйте, каким тоном надо читать реплики. Какие средства в тесте помогают верно выбрать тон речи?

Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

Кошка и котенок

Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».

Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

Большой и маленький

Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

Скажи на ушко

Для игры понадобится игрушка-собачка.

Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

Передай

Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

? Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

Две машинки

Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

Быстро и медленно

Вам понадобится игрушка-зайчик.

Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

? Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

Ветер и ветерок (с 3 лет)

Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

Три медведя (с 3 лет)

Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

Карусели (с 3 лет)

Встаньте напротив ребенка, возьмитесь за руки и идите по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись

Карусели

(идите и говорите в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигайтесь и говорите в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) -

Карусель остановите

(идите и говорите в медленном темпе)!

Раз, два, раз, два

(хлопать в ладоши и говорить медленно) – Вот и кончилась игра!

При повторении игры слова произносите вместе с ребенком.

? Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Вьюга (с 4 лет)

Расскажите малышу, что зимой часто бывает вьюга – сильный холодный ветер, который несет с собой снег. Снег падает на лицо, забивается под одежду. В такую погоду гулять нельзя. Голосом изобразите, как завывает за окном вьюга. Для этого длительно произносите звук В.

Предложите малышу послушать вас внимательно и определить, начинается вьюга или кончается. Предупредите: если звук сначала был тихий, а потом становится все громче, то вьюга усиливается. Если же звук сначала был сильным, а потом постепенно затих, то вьюга заканчивается и, значит, скоро можно будет идти гулять.

Попросите ребенка самого загадать вам такие же звуковые загадки.

? Игра способствует совершенствованию речевого дыхания, слухового внимания, развитию силы голоса.

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Дыхание йогов для развития голоса У йогов выработана форма дыхания специально для развития, голоса. Они вообще известны своими удивительными голосами, которые всегда сильны, чисты и звучны и обладают замечательной способностью быть слышными на огромных расстояниях.

Из книги 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи автора Ольга Новиковская

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую

Из книги Секреты атлетизма автора Юрий Шапошников

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ Малыш второго и третьего года жизни активно с помощью всех пяти органов чувств исследует окружающий его мир. Ребенку необходимо не только посмотреть на новый предмет, но и потрогать его своими руками, совершить с ним

Из книги Игры с аутичным ребенком автора Елена Янушко

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВСЕХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ Чем лучше сформированы движения у ребенка младшего возраста, тем лучше развивается и его речь. Взаимосвязь этих процессов подтверждается многочисленными научными исследованиями. Поэтому развитие речи малыша невозможно без

Из книги Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет автора Елена Янушко

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ (от 2–3 до 6 лет) На третьем году жизни нормально развивающийся ребенок произносит, хотя и не всегда четко, почти все гласные и ряд согласных звуков: М, МЬ; Н, НЬ; П, ПЬ; Б, БЬ; Ф, ФЬ; В, ВЬ; Т, ТЬ; Д, ДЬ; К, КЬ; Г, ГЬ; Х, ХЬ; Й; СЬ; ЛЬ. При этом

Из книги Все дыхательные гимнастики. Для здоровья тех, кому за… автора Михаил Борисович Ингерлейб

Игры для развития артикуляции Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком. Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые

Из книги автора

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВУГЛАВЫХ МЫШЦ ПЛЕЧА УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА Первое время часть упражнений лучше включать в утреннюю зарядку, а затем уже можно отводить для всего комплекса целиком специальное время. Каждое упражнение повторяйте 15-20

Из книги автора

Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей

Из книги автора

Игры для развития физического слуха

Из книги автора

Игры для развития речевого слуха Кто там? Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку

Из книги автора

Игры и упражнения для развития плавного ротового

Из книги автора

Игры для развития речевого дыхания Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!»

Из книги автора

Игры и упражнения для развития ручной моторики Массаж рук Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. Предлагаем описание массажа рук по методике О. Приходько:Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по

Голос – важнейший инструмент общения человека с окружающими его людьми. С его помощью можно как завоевать доверие оппонента, так и сразу оттолкнуть, произведя негативное впечатление. Упражнения для развития голоса смогут придать ему красивое звучание и решить многие проблемы.

Дыхательные упражнения для голоса представляют собой практики из йоги для развития речевого дыхания. Наиболее известными является комплекс, разработанный Александрой Стрельниковой. Он создан для тренировки и массажа мышц, принимающих участие в звукообразовании. Упражнения помогают разворачивать легкие, увеличивая их объемность. Особое внимание уделяется вдоху.

Комплекс упражнений для новичков включает 3 основных занятия.

Упражнение №1

Стоим прямо, локти книзу. Делаем короткий шумный вдох – руки сжаты в кулаки. Разожмите ладони, синхронно выдыхая воздух в произвольной форме (через нос или рот).\

Один цикл включает 4 вдоха. После идет перерыв в 4 – 5 секунд. Всего потребуется провести 24 цикла, в каждом из которых по 4 вдоха-выдоха.

Важные моменты:

  • контролировать момент выдоха не надо – основной акцент на шумном вдохе;
  • задержек воздуха на вдохе либо выдохе быть не должно;
  • если закружилась голова, то упражнение можно выполнять сидя (спина строго прямая).

Упражнение № 2

Стоим прямо, ладони сжаты в кулак, прижаты к талии. Делаем короткий шумный вдох носом. В это же время опускаем кулаки к полу, разжимая пальцы. Возвращаемся в исходное положение. Выдох свободный, руки возвращаются в первоначальную позицию.

Цикл равен 8 движениям. Затем следует короткий отдых – 3…5 секунд – и следует новый цикл.

Важные моменты:

  • на вдохе необходимо напрягать область плечевого пояса;
  • рот при выдохе широко раскрывать не нужно;
  • упражнение можно делать лежа/сидя.

Упражнение № 3

Встаньте прямо. Слегка наклонитесь вперед, скруглите спину, голова опущена книзу. Делаем короткий шумный вдох через нос, слегка распрямляем спину и свободно выдыхаем.

Цикл включает 8 вдохов-выдохов. Затем короткий перерыв и повтор цикла.

Гимнастика для улучшения дикции и артикуляции

За разборчивость речи и четкость слов отвечает дикция. Как развить хорошее произношение? С этой целью необходимо тренировать подвижную часть артикуляционного аппарата.

Любое упражнение для развития дикции является продолжением дыхательной гимнастики.

Чтение с карандашом

Берем карандаш передними зубами, не прикасаясь к нему языком. Вслух проговариваем звуки, в произношении которых губы участия не принимают, – к, г, й, н, л, д. Затем их смягчаем. Потом присоединяем к ним гласные звуки.

Громко читаем любую книгу с карандашом в зубах. Озвучивать нужно по две – три страницы. Заниматься надо каждый день.

Сочетание определенных согласных и гласных звуков

Во время выполнения упражнения нужно произносить сочетание трех согласных звуков с одним гласным. Миксовать необходимо комбинацию звуков КТП с гласными буквами Ы,О,Э,И,А,У. (Пример: ктпы-ктпо-ктпэ-ктпи-ктпа-ктпу). Очередность согласных можно менять, но завершающий звук всегда гласный.

Согласные звуки могут быть другими – БГД, ЖРЛ, МЛР. Гласные остаются без изменений.

Проработка сложных в произношении звуков

У каждого человека есть свои звуки, на которых он периодически «спотыкается». Чаще всего это Р, Ц, Л.

Нужно составить предложения, включающие проблемные согласные как можно чаще, и ежедневно произносить их вслух, четко проговаривая все буквы.

Произношение гласных звуков

Вначале проговариваем гласные буквы И, Ё, О, Я, А – каждую по 4 раза – без звука, а затем вслух. Рот открываем широко, нижняя челюсть двигается без напряжения.

Чтение стихов вслух

Читаем любые стихи вслух, делая раскатистые акценты на звуках Я, А, И, Э, Ё.

Скороговорки

Нужно вслух проговаривать любые скороговорки. В начале занятий это нужно делать медленно, постепенно ускоряясь. Очень важно, чтобы звуки произносились четко и ритмично.

Можно попробовать начать осваивать . Тренируясь каждый день, вы обязательно освоите ее.

Орехи

Орехи во рту – это старинный метод улучшения дикции. Еще древние ораторы успешно оттачивали свою дикцию таким способом, используя вместо орехов камешки.

Нужно взять горсть орехов и положить их в рот. Произносить вслух скороговорки, четко проговаривая все слоги. Заниматься ежедневно по 20 минут.

Количество и размер орехов определяется индивидуально, главное следите чтобы у вас не было рвотного рефлекса, который определенно будет мешать упражнениям.

Тренировка мышц речевого аппарата

Занятия для укрепления нижней челюсти включают следующие упражнения:

  • Открываем рот и задерживаем нижнюю челюсть опущенной на 5 секунд. Затем медленно закрываем рот.
  • Совершаем опущенной нижней челюстью движения вправо – влево. Выполняем их в медленном темпе.
  • Опущенную нижнюю челюсть выносим вперед и возвращаем в естественное положение. Проводит занятия в медленном темпе.

Тренировка мышц языка обязательна. Малоподвижные, слаборазвитые мышцы языка становятся причиной неразборчивой речи. Упражнения будут следующими:

  1. Нужно сворачивать язык в трубочку.
  2. Высовываем язык так далеко изо рта, насколько получится. Совершайте им движения вверх-вниз-вправо-влево.
  3. Облизывайте губы, уделяя особое внимание уголкам рта.
  4. Активно цокайте языком.

Упражнения необходимо выполнять в свободном темпе, без напряжения мышц.

Занятия для укрепления лицевых мышц и губ включает следующие упражнения:

  • Рот закрыт. Поднимайте/опускайте губы, не открывая десен. Мышцы лица напрягаться не должны.
  • Растягивайте губы в закрытой улыбке, а потом складывайте их в трубочку.
  • Проводите массаж губ: нижними зубами аккуратно мните верхнюю, а верхними – нижнюю.
  • Сложите губы в трубочку и совершайте ими движения вправо-влево.

В тренировке нуждаются и мышцы глотки.

  • Нужно по очереди повторять звуки И, У. Вначале шепотом, потом вслух. Вы должны чувствовать напряжение мышц в районе горла. Всего 15 повторов. Упражнение помогает в разработке подвижности мышц гортани.
  • Через сжатые зубы нужно втягивать воздух.
  • Вытягиваем губы «уточкой» и втягиваем в себя воздух.
  • Имитация пережевывания пищи. Сначала с открытым, потом с закрытым ртом. Нагрузку получают мышцы гортани, мягкого нёба, языка, губ и глотки.

Гимнастика, развивающая силу голоса

  • Нужно вслух проговаривать пары слогов АМ-ОМ, УМ-ЭМ, ЫМ-ИМ. При этом первая из них должна звучать громко, а вторая – тише.
  • Необходимо вслух озвучивать слоги «АЙ-АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ-ОЙ», «ЭЙ-ЭЙ-ЭЙ» в последовательности звонко-приглушенно-звонко.
  • Надо имитировать собачий рык, пароходный гудок, жужжание пчелы, комариный писк. Звуки произносятся вначале по возрастающей и с последующим затиханием так, если бы воображаемый объект сначала приближался, а потом удалялся.
  • Пропеваем вслух в виде музыкальной гаммы следующие слоги: МА-МО-МУ-МЭ-МЫ-МИ. Вначале по порядку, потом в противоположном направлении.

Каждое упражнение необходимо сделать 3 раза. Очень важно дышать равномерно.

Улучшаем тембр голоса

индивидуальная особенность. На него влияет строение голосовых вязок, форма, объемность резонаторов. Изменить его невозможно, но улучшить, украсив обертонами, – вполне решаемая задача.

Комплекс упражнений, способствующий совершенствованию и улучшению выразительности голосового тембра, включает следующие занятия:

  • Встаньте. Спина прямая. Зафиксировав подбородок, потянитесь шеей вперед. Зафиксируйтесь на две – три секунды. Потом запрокиньте голову и снова задержитесь. Выполните серию движений вперед-назад до приятного утомления. Движения нужно сопровождать произношением слов «вперед – назад».
  • Рот открыт. Язык выдвинут вперед, вниз. Склоните голову по направлению к груди. Потяните язык к носу и синхронно с движением приподнимите голову, не запрокидывая. Напрягите мышцы шеи. Выполнить 6 – 8 раз.
  • Сделайте глубокий вдох. Выдыхая воздух, вслух озвучиваем слово БОМ (с акцентом на последнем звуке) так, чтобы в верхней губе ощущалось четкое вибрирование.
  • Глубокий вдох. На выходе воздуха проговариваем слоги МО-МОО, МУ-МУУ, МИ-МИИ, МЭ-МЭЭ. Первый слог звучит коротко и четко, второй – на распеве, протяжно.
  • Исходное положение – стоя прямо, руки скрещены на груди. Делаем небольшой наклон вперед и на выдохе громко, протяжно произносим звуки У, О. Потом на выдохе пропеваем слова МОЛОКО, ОКО, ОЛОВО, ОКНО.
  • Произносим вслух слова ГАЛЯ и ГОЛУБЬ, имитируя украинское произношение звука «г». Горло напрягать не нужно. Звук должен идти из живота. ГАЛЯ произносим резко, а ГОЛУБЬ – произносим нараспев. Повторить упражнение 8 раз. Нужно обязательно записывать упражнение на диктофон. Это поможет понять, появилось ли какое-либо изменение в тембре голоса.
  • Цокайте в течение одной минуты языком, имитируя топот лошадиных копыт. В ходе выполнения упражнения изменяйте положение губ: вначале они сложены в трубку, в конце – растянуты в широкую улыбку.
  • Рот открыт, нос зажат пальцами. Нужно дышать только через рот. В это время необходимо читать вслух любой текст.
  • Голова опущена, прижата подбородком к груди. На выдохе надо озвучивать звук О или У (о-о-о или у-у-у), пока хватит воздуха. Во время произношения звуков нужно слегка похлопывать по верхней части груди, усиливая имеющуюся вибрацию. Это упражнение для развития тембра способствует улучшению звучания грудных звуков.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание:

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, за тем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает мед ведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания. Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель. Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание:

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель. Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание:

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать дли тельный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового вы доха.

Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание:

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, орган чик и др.

Краткое описание:

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания. Следить, чтобы дети си дели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Громко — тихо»

Цель. Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа. Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание:

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания. В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот.

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель. Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание:

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным мо лоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания. Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Пускание корабликов»

Цель. Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание:

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п.

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п…» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания. Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пи щит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голо сом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Рассказ «Песня-песенка»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

Ты спой, Мурка!

Мяу, мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула утка.

И ты. Мишка!

Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой!

Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

А ты, кукла, что споешь?

Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам… (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с на ми?» Дети: «ко-ко-ко».

Методические указания. Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном вы дохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие - 3 - 4.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание:

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медлен но, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сей час зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у…» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Педагог следит, что бы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Кто внимательный?»

Цель. Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.

Краткое описание:

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому си деть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

Методические указания. Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель. Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание:

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания. Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра «Кот и мыши»

Цель. Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа. Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание:

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Упражнение «Гудок»

Цель. Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа. Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание:

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем мед ленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания. Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Подбери по цвету»

Цель. Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание:

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети вы ходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель. Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Подготовительная работа. Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу. Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук «у» громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Методические указания. Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание:

Педагог вешает на доску картины, изображающие четы ре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания. До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

Цель. Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание:

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания. Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, кто сказал»

Цель. Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание:

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одно го из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания. Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Эхо»

Цель. Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание:

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Определи место игрушки»

Цель. Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание:

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания. Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Краткое описание:

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают вы дох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель. Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Подготовительная работа. Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание:

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, де лают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания. Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

Игра «Вьюга».

Цель: Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание:

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: «ууу…»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: «ууу…»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сиг налу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук «у» тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа. Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание:

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель. Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Подготовительная работа. Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Краткое описание:

Педагог ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза «Волк ушел» говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания. Дети должны внимательно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»

Королева Д.В.