Открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Где прячется здоровье? Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «В гости к солнышку» для детей младшего возраста Конспект занятия здоровьесберегающие те


Разделы: Начальная школа

По оценкам отечественных и зарубежных специалистов у современных младших школьников в последнее время наблюдается снижение темпов роста и функциональных показателей, отмечается замедленное развитие. Несоответствие между физическим развитием первоклассников и предъявляемыми требованиями ставят ребёнка в условия, приближающиеся к экстремальным, и адаптационный процесс у них протекает напряжённо. В результате этого к концу первого года обучения число абсолютно здоровых детей значительно уменьшается. К числу причин, влияющих на здоровье школьников (социальных, экологических, экономических и генетических), относятся и факторы внутришкольной среды.

“Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов”.

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времён и народов, а в XXI веке она становится первостепенной.

На сегодняшний день одной из важнейших задач школы в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. С 2007 года эта работа является приоритетным направлением деятельности нашей школы. Педагогический коллектив школы четко осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей обучающихся. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается нами как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Пытаясь исправить создавшееся положение, наша школа включилась в эксперимент “Технология создания педагогической системы школы, содействующей здоровью учащихся”.

Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, то есть создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Сравнительный анализ пропусков учащимися по болезни, представлен в таблице:

Учебный год Всего учащихся Всего пропущено уроков Пропущено уроков по болезни
2008–2009 546 36975 35653
2009–2010 533 27817 27817
2010–2011 494 28963 28192

Таблица наглядно демонстрирует неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. По результатам проведенного анализа, очевидно, что состояние здоровья обучающихся ухудшается и лишь 10 % школьников – являются здоровыми. За последние три года уровень здоровых обучающихся снизился с 38 % до 24 %, а больных стало 76 %. Учащиеся школы часто испытывают слабость, утомляемость после занятий в школе и дома, часто испытывают головные боли при волнении, после физической нагрузки, а также без видимых причин. У некоторых учащихся наблюдается нарушение сна, проблемы с дыхательной системой, достаточно часто возникает состояние слезливости. Все это требует контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на здоровый образ жизни, на воссоздание авторитета семьи. Появилась острая необходимость решения данной проблемы , которая играет особую роль в решении этих вопросов, ведь именно здесь должны формироваться основы здорового образа жизни, гигиены, социально-приемлемые способы удовлетворения базисных потребностей личности.

Данные по школе свидетельствуют о необходимости решения проблемы.

Общие данные по заболеваемости учащихся

Типы заболеваний

2008–2009 2009–2010 2010–2011
Миопия 81 99 77
Бронхиальная астма 3 2 1
Сколиоз 42 32 29
ДНЗ I и II степени 33 51 49
Плоскостопие 20 16 58
Нарушение осанки 39 31 43
Болезни ЖКТ 25 17 41
Болезни ССС 2 4 28
Лор 27 16 52
Эндокринолог 47 53 37
Невропатолог 9 15 12

Сведения об учащихся, отнесенных к различным группам здоровья

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение при организации учебно-воспитательного процесса в школе. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности учебного процесса, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, так как это имеет прямое отношение к обучению.

Роль здоровьесберегающих минуток в группе продленного дня

Почему мы вышли на проблему здоровьесберегающего обучения? Этот шаг был неслучаен. Продленный день прочно вошел в жизнь общеобразовательной школы. Он должен быть не только воспитательным, но и оздоровительным. Основными задачами воспитателя группы продленного дня являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни.

Большие возможности, на наш взгляд, в этом отношении имеют оздоровительные двигательные мероприятия в учебном процессе и группе продленного дня.

О значении проведения минут отдыха для физического и умственного развития воспитанников писали и пишут врачи, педагоги и психологи.

Воспитать здорового человека – одна из первейших заповедей нашей общеобразовательной школы. По утверждению В.А.Сухомлинского, добрая половина забот и тревог о детях в течение первых четырех лет обучения связана с заботой об их здоровье. “Я не боюсь, – говорит он, – еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”.

Мы поделимся опытом проведения на занятиях разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху учащихся.

В нашу практику вошло проведение здоровьесберегающих минуток при выполнении домашних заданий. Так как мы используем специальную гимнастику для пальцев, глаз, упражнения на осанку, для мышц шеи, рук и плеч, ритмическую гимнастику в музыкальном сопровождении.

Перед началом выполнения уроков мы разработали и проводим тренинг-настрой:

Только в лес мы вошли, появились комары.
Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз, хлопок другой.
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два, позади уже вода.
Мы шагаем, руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим – на носочках пробежим.
Серый заяц скачет в поле – очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке, непоседе-шалунишке.
И закончилась игра, за работу нам пора.

Проводя, комплекс упражнений гимнастики до занятий решаем следующие задачи:

  • ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
  • достичь оздоровительного и закаливающего эффекта;
  • воспитать правильную осанку, координацию движений, чувство ритма, способность эстетического восприятия движений.

На своих занятиях мы учим детей правильно дышать, используя упражнения на дыхание и формирование правильной осанки. Так как долгое сидение приводит к ослаблению дыхательных мышц.

Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь. (Потягивания, руки вверх .)
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились, раз и два, (Наклоны вперед-назад. )
И за парты нам пора.

Используя упражнения для пальцев рук, мы формируем речедвигательный анализатор, а для того чтобы предупредить зрительное утомление школьников мы используем комплекс упражнений для глаз.

“Замок” (гимнастика для пальцев рук )

На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок )
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны )
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук )
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга )
И открыли! (пальцы расцепились )

“На море” (комплекс упражнений для глаз )

(Под медленную спокойную музыку. ) LANG="EN">

1. “Горизонт”

1–4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта (“на море”) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить линию горизонта справа-налево.

2. “Лодочка”

1–4 – чертим “лодочку” (дуга к низу), глаза повторяют движение, голова прямо.

3. “Радуга”

1–4 – чертим “радугу” (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 – повторить движение в другую сторону.

4. “Солнышко”

1–8 – “На море солнышко” – чертим “солнышко” (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Повторить движение в другую сторону.

5. “Пловец плывет к берегу”

1–4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5–8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.

6. “Яркое солнышко

1–8 – зажмуриться – “солнышко ослепило”, закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.

Использование нами физкультминуток позволяет использовать оставшееся время при выполнении домашних заданий гораздо интереснее и с наибольшей результативностью учебной отдачи учащихся, сохраняя при этом здоровый образ. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшей работе.

По данной работе школьным психологом проводился экспресс-опрос и дал следующие результаты:

Оздоровительные минутки обеспечивают активный отдых учащихся, переключают внимание с одного вида деятельности на другой, помогают ликвидировать застойные явления в органах и системах, улучшают обменные процессы, способствую повышению внимания и активности учащихся во время выполнения уроков.

Эффективно проводить упражнения с простейшим инвентарём (скакалка, мяч, эспандер), под музыку, введение учащихся в мир упражнений с помощью ситуаций, основанных на названии упражнений, позволит превратить 5–10-минутный перерыв в весёлую и увлекательную игру.

Таким образом, рассматривая воспитательный процесс с позиции роли в нём движений установлено следующее:

  • движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения и воспитания;
  • недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
  • знание учителем и воспитателем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю и воспитателю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
  • объём двигательной деятельности учащихся в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

Литература

  1. Баранчукова Г.А
  2. . Об организации физкультурно-оздоровительной работы в школе и группах продленного дня. Методические рекомендации. – Л., 2001.
  3. Гордеева В.В
  4. . Система воспитательной работы в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Дегтерев Е.А., Синицын Ю.Н
  6. . управление современной школой. Выпуск VIII. Педагогика здоровья. Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Учитель, 2005.
  7. Ковалько В.И
  8. . Школа физкультминуток (1–4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для школьников. – М.: ВАКО, 2005.
  9. Ковалько В. И
  10. . Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.

Цель: Закрепить знания о семи цветах радуги.

Задачи: образовательные: обогащать словарь, способствовать усвоению звукового и грамматического строя речи. Учить сочетать движения с речью.

Учить соотносить цвет с предметом, где его можно увидеть. Закрепить знания о явлении природы – радуга, дождь, ветер. Формировать правильное речевое дыхание. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Использовать фонопедические оздоровительные упражнения.

Предварительная работа: беседа о цветах радуги, рисование радуги, рассматривание картинок. Разучивание речевых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики. Разучивание и выполнение оздоровительного точечного и игрового массажа. Разучивание пальчиковых игр.

Ребята, у нас сегодня не обычный день. Мы с вами отправимся в Волшебную страну красок. А так как нам, предстоит дальняя дорога, мы должны окончательно проснутся. Сначала мы разбудим наши пальчики.

Гимнастика с мячом «Ежик»

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу. (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

А теперь мы проверим, проснулись ли наши глазки.

Упражнение «Бабочка»

(офтальмологические упражнения)

Посмотрите, какая красивая бабочка к нам прилетела.

Давайте проследим за ее полетом только глазками

Бабочка летела, летела

И на цветочек села.

Пальчики проснулись, глазки проснулись, осталось только проверить проснулись ли наши ножки и ушки.

Встаем в круг. Когда бубен звучит громко:

Мы идем по кругу и топаем ногами,

когда бубен звучит тихо:

Мы встаем на носочки и идем очень тихо по кругу.

Упражнение «тихо-громко»

Теперь мы точно готовы к нашему путешествию (звучит музыка)

Встаем друг за другом в паровозик (руки на плечи впереди стоящему).

Приехали! Выходите из вагончиков. Давайте подышим свежим воздухом.

Давайте глубоко вдохнем через нос, а на выдохе скажем «Хорошо». И еще раз вдохнем медленно, глубоко, а на выдохе скажем радостно «Как хорошо».

Упражнение на дыхание «Как хорошо».

(воспитатель одевает берет и берет кисточку с палитрой)

Взяв бумагу я краски

И пустилась в дальний путь

На природе, над пейзажем

Поработаю чуть-чуть

Только вот беда какая

Вся палитра здесь пустая!

Краски вдруг все разбежались!

Ни одной здесь ни осталось!

Игра «Найди свою коробочку» (дети из волшебного мешочка достают цветной кружок и по команде воспитателя должны подойти к коробочке своего цвета).

(Звук грома и дождя.)

Ребята, у нас в Волшебной стране красок пошел дождик. Давайте с ним поиграем.

Речевая игра с самомассажем «Дождик»

Кап-кап, надо нам расходиться по домам

(Дети поглаживают спинку друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек

(кулачками стучат по спинке)

Град-град, сыплет град,

(пальчиками стучат по спинке)

Все под крышами сидят.

(делают «Крышу» руками над головой).

(звучит звук ветра)

Ребята, посмотрите что сделал с нашими картинками ветер. Он перепутал их цвета. (Картинки с синими листочками, красными бананами, желтыми баклажаны, зелеными тучками, голубые помидоры, фиолетовое солнце, оранжевый дождик.)

Игра «Такого не бывает»

Сортируем картинки по цветам (которым они должны быть)

Ребята, какие цвета у нас получились? А какой один рисунок мы можем нарисовать, используя эти все цвета? Правильно, радугу.

Давайте постараемся дотянутся до радуги.

Упражнение для развития мышц спины «Потягушечки»

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную страну сказок?

(Ответ детей.)

Вы хотели бы еще в ней побывать?

(Ответ детей.)

Мы обязательно еще вернемся туда, так как там каждый день происходит что-то интересное. А сейчас нам пора подкрепится.

Занятие, направлено на формирование представления детей дошкольного возраста

о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;

развитие умение выделять компоненты здоровья человека

и устанавливать их взаимосвязь; закрепление основных понятий:

«распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»;

воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе

«Путешествие в город Здоровье»

Выполнила:

Кокорина Ольга Владимировна

Воспитатель МБДОУ ЦРР

Детский сад №164, 2 подразделение

Воронеж 2016

Цель: формировать представления детей дошкольного возраста о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия: «распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый образ жизни»; воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Предшествующая работа: просмотр иллюстраций на тему «Мое здоровье - мое богатство», чтение книги «Мойдодыр» К. Чуковского, чтение и занятие по Г. Остеру «Вредные привычки», беседы «Что такое здоровье».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла на работу, я встретила Симку. Она бежала в аптеку. Оказывается Нолик заболел. Сейчас мы расскажем Симке, что надо делать, чтобы не болеть. Для этого мы отправимся с вами в путешествие в город Здоровье.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое здоровье? (Ответы детей)

Здоровье – это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.

Чтобы попасть в город Здоровье, надо взяться за руки, закрыть глаза и сказать волшебный пароль: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

А вот и наш маршрут. Давайте посмотрим на карту нашего путешествия. Посмотрите, сколько здесь разных улиц. (Рассматривают карту-схему, которая находится на доске). И первая улица, на которую мы с вами попадаем, это улица Витаминная.

На этой улице мы расскажем Симке, как надо питаться, чтобы быть здоровым. Чтобы быть здоровым, надо знать, какие продукты можно есть, а какие вредны для здоровья. (Ответы детей)

Молодцы!

Да, свежие фрукты и овощи, очень полезны для нашего здоровья, потому что в них содержатся витамины, которые укрепляют наш организм и помогают бороться с болезнями!

А сейчас давайте проверим хорошо ли вы знаете овощи и фрукты.

Для этого мы с вами поиграем в игру-эстафету.

Нам нужно разделиться на две команды (колонны) по 5 человек в каждой, капитаном первой команды будет Мила, называйте вашу команду:

1- «Апельсинка»

Наш девиз:

Мы как дольки апельсина.

Мы дружны и не делимы.

Капитаном второй команды будет Катя, называйте вашу команду:

2- «Неболейка»

Наш девиз:

Овощ кушаю всегда,

Не болею никогда!

По моей команде, вы по очереди берёте по одной картинке с фруктом команда «Апельсинка» с овощем команда «Неболейка» и добегаете до 2 стола, кладёте карточку на стол и убегаете в конец колонны своей команды. Чья команда выполнит задание, ровненько строится в колонну и капитан поднимает руку.

Ну что постарались, молодцы, садитесь отдыхайте!

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Я прочту вам стихотворение о здоровье:

Помни истину простую –

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок черничный пьет.

Очень важно спозаранку

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам,

И не только по утрам.

От простуды и ангины

Помогают апельсины.

А сейчас игра для пальчиков: «Мы делили апельсин»

Хорошо пальчики поиграли!

Воспитатель: ну что, продолжаем наше путешествие и отправляемся на другую улицу, которая называется Физкультурная.

Чтоб расти и развиваться

Не по дням, а по часам,

Нужно спортом заниматься

И зарядкой по утрам.

Что-то мы с вами, ребята, засиделись. Давайте покажем нашим гостям, что мы делаем с вами по утрам в детском саду (Ответы детей - утреннюю зарядку)

Зарядка »Фиксики».

Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь со мной на пол.

Дети садятся на пол.

Ребята, чтобы быть здоровым нужно заниматься спортом, а какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей) Хорошо и это вы знаете!

Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и делать зарядку! Нужно выполнять правила личной гигиены.

И последняя, самая главная улица, это улица Чистоты.

– Какие правила гигиены вы соблюдаете? (Мы умываемся по утрам и вечерам, чистим зубы, купаемся, надевать чистую одежду и т.д.)

– Для чего нам соблюдать эти правила? (Чтобы быть чистыми, хорошо выглядеть, чтобы смыть микробы.)

– Микробы попадают в организм когда мы чихаем и кашлеем, не прикрывая рот; если не моем руки перед едой, после туалета; не моем овощи, фрукты.)

Помогают нам бороться с микробами, помощники. Про них я загадаю загадки.

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его,

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

(мыло)

Вот какой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый подогретый,

На полу не видно луж.

Все ребята любят …

(душ)

Должен быть всегда в кармане
У Катюши, Миши, Тани,
Тети Люды, дяди Пети
И у всех людей на свете.
Без него никак нельзя!
Надо брать с собой, друзья,
В театр, парк иль на каток
Чистый...
(носовой платок)

Воспитатель: Молодцы! Устали? Вот какой, оказывается, трудный путь преодолели мы с вами по городу «Здоровье». Мы узнали много интересного и полезного. Я думаю и Нолик понял, что надо делать, чтобы не болеть.

Подойдите ко мне пожалуйста, давайте повторим для Симки и Нолика, что нужно делать чтобы не болеть!

  • всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета;
  • когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
  • есть только мытые овощи и фрукты;
  • есть только из чистой посуды;
  • Чистить зубы, утром и вечером.

Воспитатель: У меня есть для вас сюрприз. За ваши старания получите очень интересные книжки-малышки с заданиями.

Всем спасибо! Будьте здоровы! До свидания!


Воспитатель:

Теперь мы поиграем в игру: «Да и Нет»

Если «ДА» встаем и поднимаем руки, если «НЕТ» - приседаем.

Каша – вкусная еда
Это нам полезно? (Да )
Лук зеленый иногда
Нам полезен дети? (
Да )
В луже грязная вода
Нам полезна иногда? (
Нет )
Щи – отличная еда
Это нам полезно? (
Да )
Мухоморный суп всегда –
Это нам полезно? (
Нет )
Фрукты – просто красота!
Это нам полезно? (
Да )
Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки? (
Нет )
Овощей растет гряда.
Овощи полезны? (
Да )
Сок, компотик иногда
Нам полезны, дети? (
Да )
Съесть мешок большой конфет
Это вредно, дети? (
Да )
Лишь полезная еда
На столе у нас всегда!
А раз полезная еда –
Будем мы здоровы? (
Да )

Конспект занятия «Здоровое дыхание»

Программные задачи:

1. Дать детям элементарные знания о строении организма, о функционировании жизненно важных органов, об охране здоровья.

2. Формировать у детей созидательное и ответственное отношение к собственному здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни.

3. Способствовать развитию внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и окружающему миру.

Материал: воздушные шары, мыльные пузыри, жилетки, набор предметов для экспериментально-опытнической деятельности, карточки-схемы.

Ход занятия:

Воспитатель заходит в группу с воздушным шариком.

Здравствуйте, дети! Я прилетела к вам сегодня на загадке. Хотите её отгадать? Первая загадка такая: что у меня спрятано в воздушном шарике? Выслушиваю версии детей.

Давайте посмотрим на свет. Что видно? Значит, это невидимое. Давайте проверим на звук. Приложите к уху. Что слышно? Значит, это неслышимое. Что же это такое – и невидимое, и неслышимое? Давайте развяжем шарик.

Развязываю шарф.

Что случилось? (версии детей) Что же вырвалось с силой и со свистом из шарика?

Да, это воздух.

Первую загадку отгадали. А вот и вторая загадка подоспела: откуда мы берём воздух, надувая шарик? (версии детей) Давайте попробуем надуть шарики.
«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Выпустим из них воздух. Положите свои руки на грудь, вдохните и задержите дыхание. Что вы почувствовали?

(грудь стала шире, наполнилась воздухом)

При вдохе грудь наполняется воздухом, растягивается, как шарик. Выдохните. Что произошло? Воздух вышел из груди, вылетел, как из шарика.

Вы всё верно сказали: внутри грудной клетки находятся два лёгких. Они наполняются воздухом при вдохе и расширяются. При выдохе лёгкие выпускают воздух и уменьшаются в размере. Чтобы точно узнать, где находятся лёгкие, я предлагаю вам примерить жилеты.

Примеряем жилеты, рассматриваем, дышим и слушаем.

Очень полезно дышать глубоко. Давайте так подышим. Полезно ли дышать ртом? У кого другое мнение? Почему?

Показ иллюстраций.

Воздух, проходя через нос, нагревается, вредные пылинки задерживаются волосками в носу. Итак, первое правило дыхания: дышать через нос.

Показ схемы.

Дыхательная гимнастика по А. А. Стрельниковой под музыку.

Скажите, а можно ли не дышать? Давайте задержим дыхание и попробуем не дышать, а я засеку время по песочным часам.

Игра «Ныряльщики»

Дольше всех не дышал… Можно ли совсем не дышать? Нет, организм нуждается в воздухе. Без воздуха нет жизни. Наши лёгкие работают днём и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом – всю нашу жизнь.

Хотите, устроим дыхательные соревнования:

1. Шторм на море (скорлупки на воде) .

2. Оркестр «Звонкое бульканье» (стаканчики с соломинками) .

3. Дыхательное упражнение «Поможем бабочке взлететь» (на палочке с ниткой бумажные насекомые) .

Существуют ещё правила полезного дыхания:

Не поднимай плечи при вдохе (выставляю схему);

В дыхании активно должен участвовать живот (выставляю схему) .

Попробуем подышать, выполняя все правила. Дышим все вместе.

А вот животные не всегда выполняют все правила. Например, собаки после бега дышат часто, даже язык вываливают

Раз, два, три – обернись

И в собаку превратись.

Встаньте на четвереньки, высуньте язык и подышите часто-часто, как собака. Очень похоже.

Киты делают очень глубокий вдох, а потом выпускают его маленькими порциями, даже фонтанчики пускают.

Раз, два, три – обернись

И в кита превратись.

Сделайте глубокий вдох, а выдыхайте отрывисто и резко, сначала через одну ноздрю, а потом через другую. Настоящие киты! Чтобы вы слышали выдох можно добавить звук. Вдохните носом и на выдохе добавьте звук «М».

Хотите быть оркестром? Я – ваш дирижёр и показываю, где усилить, а где убавить звук. Попробуем?

У меня есть для вас сюрприз. И снова нам поможет правильное дыхание. Мы будем пускать мыльные пузыри.

Делаем салют из мыльных пузырей.

Всем спасибо!


Конспект НОД на тему: «Быть здоровым хорошо!» (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Цель: сформировать у детей понимание значения и необходимости соблюдения гигиенических процедур, физических упражнений и режима дня.

Задачи:

Образовательные:
- Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных

ценностей;

Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи

здоровья и питания; - Обогатить и активизировать речь детей по теме; - Продолжать учить анализировать, делать выводы.

Развивающие:
- Продолжать развивать связную речь, мышление, внимание, сообразительность; - Формировать потребность в соблюдении культурно – гигиенических навыков,

режима дня;

Развивать выразительность при чтении стихов, умение отгадывать загадки;

Развивать интерес к заботе о своем здоровье, проявление самостоятельности,

умение проявлять знания в игровой и речевой форме.

Воспитательные:
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;

Воспитывать чувство коллективизма, умение быть командой;

Воспитывать привычку к чистоте и порядку.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент

Познавательная деятельность с оздоровительной направленностью,

Двигательные упражнения

Игра

Словесные методы

Наглядные методы

Предварительная работа:

Беседа с детьми о здоровом образе жизни;

Проведение дней и недель здоровья;

Чтение пословиц и поговорок о ценности здоровья;

Разучивание стихотворения « Микроб»;

Сюжетно – ролевые игра «Больница»

Чтение художественной. литературы о здоровье.

Интеграция образовательных областей :

Чтение художественной литературы - Коммуникация - Социализация - Познание

Материал:
- эмблемы для команд «Яблочки», «Морковки»; - магнитная доска, мел; - мяч среднего диаметра; - книга с загадками; - корзина с яблоками.

Плакаты « Распорядок дня»

Ход занятия.

Ребята, хотите отправиться в путешествие? Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, вот как здорово!А вы знаете, что слово « здорово» произошло от слова « здравствуйте»? произносите это слово вслух каждый день, делайте это как можно чаще, и тогда у вас будет хорошее настроение, будете здоровы.

Дети,это слово мы произносим не только, что бы приветствовать другого человека, но и еще пожелать ему что, как вы думаете?

Правильно (желаем человеку здоровья).

Вот сейчас мы с вами стоим в кругу и держимся за руки!Закроем глаза, руки опустим, вокруг себя покружимся и отправимся в страну « Здоровья»

Раз, два, три! Открываем глаза. Вот и оказались мы в стране « Здоровье» (дети проходят за столы.),

Дети, древние греки говорили: “В здоровом теле - здоровый дух”.

Задумывались ли вы, что у здоровья есть много верных и добрых друзей?

Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым?

(Зарядка, правильно питание, чистота, свежий воздух, режим дня)

Правильно, ребята. Чтобы начать разговор о первой помощнице здоровья, давайте поиграем в игру «Мое утро». Передавая мяч по кругу, мы расскажем друг другу, что делаем по утрам.

Молодцы! Первая помощница здоровья - вода. Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, чистим зубы, моем руки, она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с нее микробы.

А что такое микробы? Что вы о них знаете? (Ответы детей).

Микроб – ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет – и спокойно там живет.

Залезет, шалопай, и где захочется

Гуляет по больному и щекочется.

Он горд, что столько от него хлопот:

И насморк, и чихание, и пот.

Вы, куклы, мыли руки перед ужином?

Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.

Постой-ка, у тебя горячий лоб:

Наверное, в тебе сидит микроб!

Иногда микробы попадают не только на руки или лицо, но и в нос, горло, и тогда мы начинаем чихать и кашлять. А как защитить себя от таких микробов?

(находиться в проветренном помещении, прикрывать нос и рот носовым платком,

соблюдать везде чистоту, порядок…).

Правильно. А сейчас я предлагаю вам выполнить комплекс закаливающего носового дыхания.

    Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице, сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (5 – 6 раз).

    Сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем – через левую,

по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

    Сделать вдох носом. На выходе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделать резкий выдох через нос (з – 4 раза).

    Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть

язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнесите:

а-а-а (5 – 6 раз).

Второй наш друг, как вы правильно уже заметили, - это утренняя гимнастика.

Подумайте, какую пользу она нам приносит? (Она прогоняет сон, дарит нам бодрое, хорошее настроение, укрепляет мышцы, укрепляет наше здоровье).

Правильно. Не только люди, но и животные приводят себя в порядок после сна. Давайте вспомним нашу физкультминутку «Хомячок» и немного разомнемся.

Физкультминутка

Хома, хома, хомячок

Носит рыжий пиджачок,

Хома рано встает,

Моет лапки, чистит рот.

Все приводит он в порядок

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять –

Хома прыгает опять.

Ребята, а как называется определенный распорядок дня, который помогает нам оставаться здоровыми?

(Режим дня).

Верно. Если всегда в одно и то же время просыпаться, завтракать, ходить на прогулку, ложиться спать, то у нашего организма вырабатывается определенный ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.

Сюрпризный момент.

Стук в дверь.Входит Доктор Айболит.

Здравствуйте, дети! Ребята, я слышал вы говорите здесь о здоровье, о гигиенических процедурах. А я хочу вас проверить знаете ли вы о том какая пища полезная, какая нет? Я предлагаю вам необычную игру-викторину « Дает силы нам всегда витаминная еда».

В соревновании будут участвовать две команды: «Яблочки» и «Морковки».

(Дети делятся на 2 команды).

Итак, первый конкурс «Разминка» .

Я буду задавать вопросы, а за каждый правильный ответ команда получает один балл. (Записываются на доске).

Вопросы:

    Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).

    При помощи чего мы ощущаем разный вкус? (Языка).

    Какие очень полезные ягоды созревают под снегом? (Клюква).

    Какую кашу можно сварить из пшена? (Пшённую).

    Прибор для резки хлеба? (Нож).

    Как называется сушёный виноград? (Изюм).

    Когда лучше есть жирную пищу – зимой или летом? (Зимой).

    Какие овощи надо есть, чтобы не простудиться? (Чеснок, лук).

    А что ещё необходимо человеку кроме пищи? (Вода).

    Какую воду лучше пить? (Кипячёную, очищенную).

    Арбуз – это овощ или фрукт? (Ягода).

    На чём растут финики? (На пальме).

    Что называют лесным мясом? (Грибы).

    Как называется утренний приём пищи? (Завтрак).

Подведем итоги первого конкурса.

(Считаются баллы).

Продолжаем нашу игру.

Второй конкурс “Загадки”.

В овощах и фруктах есть. Сколько их не перечесть. Есть еще в форме таблетки Вкусом лучше чем конфетки. Для Мишани и Полины Что полезно? - ... (Витамины)

В этом модном магазине Ты увидишь на витрине Не игрушки, не продукты, И не бабушкины туфли. Здесь микстура и таблетки, Мази, капли и пипетки. Для того чтоб не болеть Куда надо приходить? - ... (В Аптеку)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики -

Из далёкой Африки. (Апельсин)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)

Взяли мы ее одежку,

В кадочках теперь не пусто -

В них заквасится... (капуста)

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

Голова, а сверху ус.

Нет, не сладок он на вкус.

Прибежали со всех ног

Мы к обеду рвать... (чеснок)

На арбуз похожая -

Тоже толстокожая.

К платью желтому привыкла,

Греется на солнце... (тыква)

Лезут по веревочке

Братья с грядки-горочки.

Эти братья - близнецы,

А зовут их... (огурцы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

Желтый мячик в землю врос,

Сверху лишь зеленый хвост.

Держится за грядку крепко

Круглый овощ. Это... (репка)

Раскололся старый дом:

Было мало места в нем.

Все жильцы встревожены.

Кто они? (Горошины)

(Считаются баллы).

Молодцы! А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть перед последним, самым важным состязанием. (Доктор Айболит проводит с д. физминутку. «Раз подняться, потянуться»).

Физкультминутка

Раз подняться, потянуться,

Два согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

А четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Ну, а шесть – можно сесть!

Последний конкурс “Что нам нужно для здоровья”.

Я буду называть вам слова и кидать мяч. Если это нужно вам для того, чтобы быть здоровыми - ловите мяч, если нет- отталкиваете.

Наша игра-викторина закончилась. Молодцы,ребята! Со всеми заданиями справились. Я вижу здесь мне больше делать нечего. Здоровья вам! (Доктор Айболит уходит.)

Воспитатель: Ребята, наше знакомство с друзьями здоровья подошло к концу. Что нового, интересного вы узнали? Что понравилось больше всего?

Давайте еще раз повторим с вами, что нужно для того, что бы быть здоровым?

(Ответы детей).

Сегодня вы все были молодцы. Большое вам спасибо! А это вам от меня вкусный и витаминный подарок. (Педагог дарит детям корзину с яблоками).

Воспитатель и дети подходят к дорожке. На ней белые и красные следы.

Воспитатель: Что это такое? Как вы думаете, чьи это красные, горячие

следы? А когда бывает высокая температура?(Ответы детей)

Все верно. И когда человек болеет, то у него плохое настроение и нет сил. Вы хотите быть бодрыми и веселыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку.

Физкультминутка

Рано утром на зарядку

Друг за другом мы идем.

И все дружно по порядку

Упражнения начнем.

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

Воспитатель: А эти белые следы – следы здоровья. По каким

следам мы с вами отправимся в путь? Почему?(Ответы детей) Молодцы, тогда в путь!

Дети переменным шагом идут по белым следам.

Под музыку входит Куталка.

Куталка: Здравствуйте, ребята! Меня все называют - Куталка!

Всегда одеваюсь тепло, но почему-то все время болею, мерзну. Как вы

думаете: почему? (Ответы детей)

Куталка: (начинает раздеваться) Я понял, сейчас разденусь и пойду гулять.

Воспитатель: Также нельзя надевать раньше времени и легкую одежду. Давай вместе с ребятами посмотрим историю про девочку Свету.

Презентация «Не одевай раньше времени легкую одежду»

по стихотворениям Г. Шалаевой

Куталка: Спасибо ребята. Теперь я знаю, как надо одеваться, чтобы не болеть.

Воспитатель: Да, Куталка, одевайся по погоде и не болей. А мы с вами пойдем дальше.

Воспитатель и дети подходят к «необычному» дереву. На дереве

висят:зубная щетка, зубная паста, мочалка, мыло, шампунь, расческа.

Воспитатель: Что растет на дереве? Зачем нужны эти предметы? (Ответы детей)

Дидактическая игра «Что для себя, а что для семьи?»

(Воспитатель предлагает детям «собрать урожай»с дерева, разложив их

в 2 корзины определить, какими предметами могут пользоваться все

члены семьи, а какие только для личного пользования.)

(Звучит бодрая музыка. Появляется Здоровячок.)

Здоровячок : Ребята вы меня узнали? Меня раньше все называли Куталкой, а теперь я стал Здоровячком.

Воспитатель: А кто тебе помог стать Здоровячком?

Здоровячок: Это добрый волшебник Спорт-он

Злых делает добрыми,

Трусливых - смелыми,

Слабых - сильными,

Больных - здоровыми.

Волшебник Спорт научил меня оздоравливающему точечному

массажу. Давайте я вас научу!

Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики.

Греем наши ручки. (Соединить ладони потереть ими до нагрева.)

Греем кончик носа.(Слегка подергать кончик носа.)

Тонкий носик.(Указательными пальцами слегка потянуть нос.)

Греем ушки.(Указательным и большим пальцами по ушной раковине проводим сверху вниз.)

Лебединая шейка.(Поглаживаем шею рука отгрудного отдела до подбородка.)

Носик, дыши!(Вдох через правую ноздрю, выдох – через левую. Затем наоборот.)

Сдуем снежинку.(Вдох через нос, выдох через рот
(2-3 раза).

(Воспитатель и дети благодарят Здоровячка.)

Здоровячок: На прощанье мой наказ вам дети:

Чтобы вырасти здоровым, энергичным и толковым,

Чтоб прогнать усталость, лень,

Рано утром не ленитесь, на зарядку становитесь!

Помогают нам всегда – солнце, воздух и вода!

Крепла чтоб мускулатура, занимайтесь физкультурой!

До свиданья, детвора! Всем привет! Физкульт – ура!

(Звучит грустная мелодия под которую выходит принцесса Апчхи,

садится вокруг «микробов-шаров»,громко чихает в руках у неё

белые шары - «микробы».)

Воспитатель: Капельки-микробы тоже похожи на шарики, только они такие маленькие, что нам их не видно. Они летают по воздуху там, где есть больные люди и могут попасть к здоровым людям в нос и в рот и вызвать болезнь. Грипп, простуда передаются по воздуху, когда зараженный человек кашляет или чихает-это называется воздушно-капельный путь. Микробы живут в некипячёной воде, в несвежих продуктах, на грязных руках. Если человек не чистит зубов, то микробы селятся у него во рту.

Принцесса Апчхи:

Я веселилась и играла,

Ни что меня не огорчало.

Пока здоровою была

Шли хорошо мои дела.

Но в плен меня взяла простуда,

Микробы разбросала всюду.

С микробаи нельзя дружить,

Их очень трудно победить.

Я очень плохо чувствую себя.

Надежда вся на Вас!

Вы мне поможете друзья?

Воспитатель: Дети, нам надо победить микробов и спасти принцессу Апчхи. Поможем ей?

Подвижная игра «Микробы».

(Принцесса Апчхи кидает в детей «микробы» (шары). В кого попадет, тот должен ответить на вопрос: «Как победить микробов?» Во время правильных ответов воспитатель прокалывает шары.)

Воспитатель предлагает оказать принцессе Апчхи и ребятам, в которых попали « шарики-микробы» «Скорую витаминную помощь»

Презентация «Скорая витаминная помощь»

Воспитатель : Какие вы молодцы, ребята! Принцессу Апчхи расколдовали и она превратилась в здоровую девочку Алиночку. Предлагаю Вам сделать гимнастику для глаз, что б укрепить и снять с наших глазок напряжение.

«Весёлая неделька» гимнастика для глаз.

Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Воспитатель: Что бы никогда не привращаться в принца или принцессу Апчхи надо закаливать свой организм. Для чего мы закаливаемся?(Ответы детей) А вам нравится закаляться? Есть такая пословица:

«Смолоду закалишься, на весь век сгодишься».

Контрастотермия.

Воспитатель предлагает детям подойти к столам, на которых находятся комплекты состоящие из: 1 блюдца со льдом, 1-го с теплой водой. Дети попеременно опускают руки в емкости с теплой водой и со льдом, водят льдинкой по ладоням проговаривая стихотворение:

Мы научимся ледок.

Между пальцами катать,

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать.

(Дети вытирают руки.)

Воспитатель :Молодцы! Давайте порадуем свой организм витаминами, которые живут в этих фруктах (показ яблока, мандарина, киви, винограда). Я предлагаю вам сделать вкусный и очень полезный фруктовый шашлычок. Но прежде чем приступить к изготовлению шашлычка и к еде, что необходимо сделать? (Ответы детей). Конечно, помыть руки, чтобы микробы с наших немытых рук не попали на пищу, а оттуда к нам в организм.

(Дети и воспитатель идут мыть руки).

Приготовление «фруктового шашлычка».

Воспитатель: На эти шпажки (показ) мы нанизываем вот эти нарезанные кусочками фрукты (показ). В процессе приготовления воспитатель оказывает помощь детям испытывающим затруднения. Задает вопросы: Какой из этих фруктов твой любимый? Сейчас ты нанизываешь какой фрукт? По окончании работы желает всем приятного аппетита.

Угощают шашлычком гостей.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу.

«Влево, вправо повернись,

В детский сад наш возвратись!»