Как узнать, левша или правша ваш ребенок: простые тесты для определения ведущей руки. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Тест правша ты или левша онлайн


Нельзя выбрать, кем будет ваш ребёнок – правшой или левшой. По мере взросления дети сами определяются с тем, какой рукой им удобнее совершать различные действия. Когда это произойдёт, уже можно будет судить о том, праворукий или леворукий у вас ребёнок. Некоторые дети могут делать все дела одинаково хорошо обеими руками – таких называют амбидекстрами. И небольшая группа детей использует попеременно то правую, то левую руку для разной деятельности.

Что такое ведущая рука

Доминирование одной руки означает, что человек предпочитает выполнять этой рукой задания, включающие как крупную, так и мелкую моторику. Сюда относятся письмо, вырезание ножницами, игра с мячом.

Нельзя сказать, что человек выбирает доминирующую руку, потому что на самом деле это происходит неосознанно ещё в детстве. Какая рука окажется ведущей, зависит от наследственных факторов и особенностей работы мозга каждого конкретного человека.

Можно ли переучить левшу

Не рекомендуется пытаться переучить ребёнка писать и рисовать другой рукой – в этом нет никакой необходимости. Также не волнуйтесь, если малыш попеременно пользуется то правой, то левой рукой, и пока не может определиться, какой рукой ему удобнее выполнять все действия. Позвольте делу идти своим чередом, а если это вас сильно беспокоит, то поговорите с компетентным психологом или педиатром.
В давние времена бытовал варварский обычай переучивать левшей на правшей. Те, кто это пережил, с содроганием вспоминают то время. К сожалению, всего 20-30 лет назад наука не обладала такими обширными знаниями о работе мозга, и феномен леворукости виделся как нарушение, отклонение, которое необходимо устранить. Но на самом деле леворукость – это не причина, а следствие определённого порядка нейронных связей в головном мозге. Переучивание нарушает сложившийся порядок и всегда становится стрессом. К тому же, в процессе ребёнок нередко переносит унижения: за ним пристально следят, наказывают, если он в задумчивости взял карандаш «запретной» рукой, его стыдят.

Всё это не проходит бесследно для психики маленького человека. Часто наблюдаются признаки сильного стресса: ребёнок становится раздражительным, замкнутым, теряет аппетит, может даже начать мочиться в постель. Стоит ли сомнительное преимущество праворукости таких жертв?

Многие учителя пытаются переучивать левшей, потому что им удобнее, когда все дети в классе всё делают одинаково. Левшу надо сажать на определённое место, ему надо по-другому класть тетрадь и держать ручку при письме.
С почерком у левшей тоже приходится работать дольше. Эти дети часто режутся ножницами на уроках труда. Учителей отчасти можно понять: никому не хочется делать дополнительную работу. Однако здесь речь идёт не просто о привычке школьника, а об особенностях его головного мозга. Современная наука однозначно утверждает, что переучивать леворуких детей нет никакой необходимости, и это даже вредно. Поэтому учителям стоит посвятить один-два вечера изучению материалов по теме, зато в классе будет на одного счастливого ребёнка меньше. Кто знает, возможно, со временем этот ученик проявит себя на олимпиадах конкурсах, ведь правое полушарие мозга, задействованное при письме левой рукой, отвечает также за креативность и нешаблонное мышление.

Когда у ребёнка начинает доминировать правая или левая рука

Некоторые дети довольно рано начинают отдавать предпочтение одной руке. Вы можете заметить, что ваш сын или дочь пользуется намного чаще правой или левой рукой даже в таком раннем возрасте, как 7-9 месяцев. Однако помните, что всё ещё может поменяться.
В большинстве случаев ведущая рука проявляется у детей в возрасте 1,5-2 лет, хотя некоторые дети не могут «определиться» до 6-летнего возраста. Это могут подтвердить школьные учителя: они хоть раз, да замечали, что кто-то из учеников попеременно пишет то правой, то левой рукой. У малой доли детей это явление сохранится на всю жизнь, и они пополнят ряды амбидекстров.

Любопытный факт: среди близнецов в примерно 20% парах один будет леворуким, а другой – праворуким.

4 варианта доминирования правой или левой руки


Две руки – одно общее дело

Хотя большинство дел мы делаем ведущей рукой, есть задачи, для решения которых требуются две руки. Это называется двусторонняя координация, и она играет значимую роль при выполнении многих дел. Например, мы задействуем обе руки, когда печатаем на клавиатуре, играем на фортепиано или гитаре, ведём автомобиль. Есть мнение, что такие занятия развивают мозг, улучшают память и логику.

Часто родители, замечая, что кроха тянется к погремушке левой рукой, огорчаются: «Левша растёт!» Однако поводов для огорчения нет никаких. Просто такова особенность маленького человека, и задача мамы и папы – отнестись с уважением и безусловной любовью к своему чаду. Тогда ребёнок сможет уверенно познавать мир и жить в гармонии с самим собой.

С развитием человека развивается и его мозг. Организм устроен так, что развитие одного полушария происходит быстрее, чем второго. Это в первую очередь касается координации, в том числе определяет и ведущую руку человека. У большинства жителей Земли (порядка 85%) преобладает владение правой рукой (правши). У 10-15% населения преобладает леворукость и 2-3% населения способны одинаково хорошо владеть обеими руками (амбидекстры). Нет строгой связи возникновения .

Как определить: ребенок правша или левша?

Определение ведущей руки стоит начинать с 18 месяцев. До этого времени все дети являются амбидекстрами, то есть они одинаково управляются и левой и правой рукой. Для того, чтобы понять как определить правша или левша ребенок внимательно наблюдайте за поведением малыша: какой рукой он старается дотянуться до предметов, в какой держит лопатку или игрушку. В этом возрасте не стоит ограничивать ребенка попытками сделать из него правшу, например, постоянно выкладывая ложку на стол с правой стороны. Это только создать неблагоприятный фон для общего развития и не повлияет на формирование левши.

Если вы обнаружили, что ребенок предпочитает работать левой рукой, то внимательно осмотрите окружающее малыша пространство. Стандарт мира - праворукость, поэтому большинство предметов созданы для удобства использования правой рукой: дверная ручка или большинство игрушек.

При достижении возраста в 36 месяцев формирование ведущего полушария мозга и, соответственно, ведущей руки практически завершается. Для определения левши можно воспользоваться рядом простых хитростей и игр.

  • Довольно простой способ как определить правша или левша ребенок - это игра в ладоши. Ведущая рука у ребенка будет всегда преобладать при попытке малыша хлопнуть вашу ладонь. Кроме этого весьма эффективно поиграть с ним в "сорока-ворона" (когда необходимо пальцем руки водить по вашей ладони). В этом случае ведущая рука всегда будет выступать в качестве указателя.
  • Попросите ребенка совершить простое действие с предметом. Это может быть как просьба открутить крышку у бутылочки или удержать воздушный шарик на веревочке. Мозг человека устроен так, что любое действие должно выполняться им с наибольшим комфортом и для осуществления операции будет выбираться ведущая рука.
  • Попросите ребенка погладить пушистую игрушку или животное. Развитие ведущей руки приводит не только к определению ее в качестве основного инструмента для совершения операций, но и значительно развивает чувствительность всех рецепторов. Для осуществления приятного действия ребенок задействует именно ведущую руку. Для этих же целей можно попросить ребенка выполнить какие-либо действия одной рукой. Например, рисование кисточкой или собирание пазла не требует использование одновременно двух рук и выполнять эти действия вполне можно одной рукой. Но с другой стороны они требуют концентрацию и собранность, что позволит успешно выполнить задачу.

Если вы обнаружили, что ваш ребенок является левшой, то ни в коем случае не стоит его "переучивать" на владение правой рукой. К этому привели не сбои в развитии, а особенность строения мозга и все действия по "перевоспитанию" приведут к психологическому дискомфорту и возникновению психологических комплексов на данной почве. Поэтому старайтесь наоборот поддерживать ребенка и помогать ему. Для этого стоит произвести небольшие изменения в быту для удобства пользования левой рукой: делать межкомнатные двери с ручкой с левой стороны или создавать арочные проемы без ручек, приобретать компьютерные комплектующие или другие предметы, созданные для левшей.

Ребенок левша: как научить писать?

Наибольшую сложность вызовет вопрос как научить писать ребенка левшу. Несмотря на полноценное развитие мозга, почерк левшей практически всегда отличается от почерка правшей. Это связано в большинстве случаев с привычным для правшей расположением школьной мебели и тетрадей. Для улучшения почерка рекомендуется использовать в классах специальные парты (при возможности) и предупредить преподавателя о ведущей левой руке для создания ребенку более комфортных бытовых условий. Кроме этого можно приобретать специальные письменные принадлежности с дополнительными модификациями для формирования правильного использования и выравнивания почерка.

Левша или правша?

Долгое время считалось, что различная мозговая деятельность происходит в разных полушариях мозга. Область точных знаний и математических способностей была отдана правому полушарию, а для левого - области творчества и искусства. Но статистический анализ многолетних наблюдений показал, что не существует строгого соответствия между ведущей рукой и набором талантов человека. Картина такова, что соотношение технарей и людей искусства среди левшей практически 50 на 50. А вот проблем у левшей по жизни возникает гораздо больше. Кроме проблем в школе, взрослая жизнь готовит "леворуким" такие неприятные сюрпризы, как ориентированность львиной доли технических приспособлений и иных изобретений строго праворукая. Это создает излишние неудобства для левшей и данный вопрос в последнее время все больше вызывает обсуждений и, соответственно, надежд на решение.

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Тесты для определения ведущей руки

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

Похожие материалы



Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка

Правша или левша: как узнать , в каком возрасте определяется ведущая рука ребенка, показательны ли тесты для определения ведущей руки, как их проводить и как оценивать результаты.

Как узнать, правша или левша?

Очень важно перед обучением рисованию, лепке, аппликации и особенно перед обучением письму в школе или подготовке к письму в детском саду определить ведущую руку ребенка. Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие знаменитые люди.

Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься. неврозы. Так, есть факт – среди подростков с девиантным поведением (т.е. с отклонящимся поведением) очень много переученных левшей. Но это скорее связано с тем стрессом и давлением, которые они испытывали при обучении и переучивании и с возникшим у них протестом против мира праворуких взрослых. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье. Поэтому к нежеланию ребенка рисовать или писать правой рукой и его словам «мне левой удобнее» нужно относиться с вниманием и пониманием.

Тесты для определения ведущей руки ребенка

Определять ведущую руку ребенка , по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.

Обычно, когда детей обучают держать ложку, карандаш, фломастер, кисточку, ножницы, то всем им одинаково вкладывают эти предметы в правую руку. Так природный левша начинает незаметное для него переучивание и превращается в скрытого левшу. Сначала проблем не видно, но они проявляются очень бурно, когда ребенок начинает писать или делать графические задания по подготовке руки к письму в детском саду. Поэтому лучше всего узнать ведущую руку ребенка уже в дошкольном возрасте – в 4 года. Тем более что это легко сделать даже в домашних условиях.

Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.

Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.

Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, полный набор теста для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий :

  • завинтить крышку на бутылке,
  • разрезать бумагу ножницами,
  • нанизать бусины,
  • почистить обувь щеткой,
  • стереть ластиком крестики,
  • намотать нитку на катушку,
  • перелить воду из одного сосуда в другой,
  • разложить карточки,
  • отвинтить гайку рукой и ключом,
  • проколоть дырочки дыроколом,
  • продеть нитку в иголку,
  • почистить одежду от пыли,
  • капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
  • достать бусинку ложкой из стакана,
  • позвонить колокольчиком,
  • закрыть и открыть молнию на сумке,
  • взять стакан и выпить несколько глотков воды).

Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей руки такие задания как:

  • полить цветы,
  • почистить зубы,
  • перемешать песок лопаткой,
  • толкнуть палкой шарик,
  • достать книги с полки,
  • вынуть пробку из ванной,
  • положить фишки в коробку и другие.

Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.

Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М.Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским . Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:

  • Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
  • Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
  • Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
  • Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
  • Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.

Тест 1. Рисование.

Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».

Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.

Тест 2. Открывание спичечного коробка.

Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите: «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.

Тест 3. Построй домик из палочек.

Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.

Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.

Тест 5. А) Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т.п).

Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.

Б) Раскладывание карточек лото.

Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.

Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.

Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.

Тест 7. Выполнение вращательных движений – отрывание 2-3 пузырьков с завинчивающимися крышками.

Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.

Тест 8. Развязывание узелков.

А) Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.

Б) Если во варианте А) малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда делаем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.

Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.

Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали.

Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.

Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».

Анализ результатов тестов на определение ведущей руки ребенка.

Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов. В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором – четвертом столбике будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В третьем столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.

Если в семье были левши, ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только правши, то в четвертый столбец.

Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – левша.

Для уточнения результатов теста дайте малышу дополнительные задания (см. выше в статье – тесты М. Озьянс) – причем отберите для тестирования неизвестные малышу действия. Они наиболее информативны.

Если получилась такая ситуация: в рисунке (тест 1) явно определена ведущая правая рука, а в бытовых действиях явно видна ведущая левая рука, то это тоже один из вариантов «левшей». В этом варианте человеку легче выполнять графические работы (письмо, рисование) правой рукой, а бытовые действия – левой рукой. То есть есть «графические правши» и «графические левши», «бытовые правши» и «бытовые левши».

Есть и дети – амбидекстры , т.е. дети, одинаково хорошо владеющие и левой и правой рукой. При этом может быть вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим правшой» (т.е в быту ребенок очень хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно ведущая правая рука). Или вариант «бытового амбидекстра» в сочетании с «графическим левшой» (т.е. ребенок в быту одинаково хорошо владеет обеими руками, но в письме и рисовании у него явно обнаруживается ведущая левая рука).

Дополнительные тесты для уточнения результатов и определения ведущей руки у ребенка дошкольного возраста.

Тест-проба на одновременное рисование обеими руками с закрытыми глазами.

Очень информативный тест для определения ведущей руки, т.к. скорее всего, ребенка специально этому заданию никто не обучал. В этом случае нивелируется эффект обучения ребенка и его переучивания в правшу.

Дайте ребенку в каждую руку по карандашу и попросите закрыть глаза и нарисовать одновременно двумя руками круг, затем квадрат, треугольник. Рисунок, выполненный ведущей рукой, будет отличаться от другого рисунка: линии более четкие и ровные, движения более медленные, плавные и точные, меньше дрожание руки, углы четкие и не сглаженные, точки соединения линий не расходятся. Если фигуры получились на рисунке одинаково хорошими, то обратите внимание на: 1) точность передачи формы – она выше у ведущей руки, 2) точность соединений линий – она выше у ведущей руки.

Тест для оценки скорости движений ведущей руки.

Посчитайте число постукиваний указательным пальцем по столу за 10 секунд. Сделайте упражнение три раза и высчитайте среднее значение. Сравните его у правой и левой руки. Скорость всегда выше у ведущей руки ребенка.

Тест «Переплетение пальцев рук»

Быстро попросите ребенка сделать замок. У левшей сверху ложится большой палец левой руки. Тест очень известен, но не всегда дает надежный информативный результат.

Тест «Поза Наполеона» — скрещивание рук на груди.

У левшей сверху находится кисть левой руки, а правая находится под левым преплечьем.

Тест «Апплодирование»

Тест подходит только для взрослых, так как дети обычно апплодируют обеими ладонями. У взрослых левшей при апплодировании более активная левая рука.

Что делать, если ребенок левша, а уже два года как пишет правой рукой?

Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.

Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.

Всем родителям детей – левшей и всем педагогам очень советую познакомиться с книгами Марьяны Михайловны Безруких о детях-левшах:

М.М. Безруких — это физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии РАО.

  • Безруких М.М., Безруких М.В. Леворукий ребенок. Тетрадь для занятий с детьми.
  • Безруких М.М. Прописи для детей с трудностями обучения и леворуких. – М.. 2001.
  • Безруких М.М., Князева М.Г. Если Ваш ребенок левша.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины. Диагностика, комплексная помощь.
  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука и рабочие тетради.

Многие родители, заметив, что ребенок предпочитает играть, рисовать, писать или есть левой рукой, сразу же впадают в панику, сравнивая леворукость чуть ли не с серьезными заболеваниями. Они пытаются “отучить” ребенка быть левшой, выдергивают у него из руки ручку или ложку, стараются доказать, что правой писать удобнее, а порой даже ругают ребенка за его врожденную особенность – леворукость. Не передать словами, какой стресс испытывает ребенок левша, когда его собственные родители готовы чуть ли не тащить его к психологу, чтобы избавить от этого дефекта, родственники и близкие в ужасе охают: “Левша?! Ужас какой, бедная малютка!”, а сверстники сторонятся и, частенько, опускаются до издевательств.

Не надо переживать, если ребенок левша, просто примите это как есть

Чтобы предотвратить все вышеперечисленное и не превратить своего ребенка в забитого и закомплексованного подростка с девиантным поведением, следует вовремя определить – ребенок левша или правша. Если же выйдет так, что малыш все-таки левша – не нужно печалиться и пытаться его переучивать, ведь зная правильный подход к обучению леворуких детей, из него может вырастить очень умного и способного человека.

Что такое леворукость и праворукость?

Леворукость – это активное использование левой руки во время работы, доминирование правого полушария головного мозга над левым. Она может быть внешне не заметна (если в детстве переучили), но в стрессовых и требующих быстрого вмешательства ситуациях скрытая леворукость может проявится.

Например, в повседневности человек может орудовать и правой рукой, но при попытке поймать падающий со стола стакан, скрытый левша рефлекторно потянется к нему левой рукой. Также есть одна особенность: если попросить левшу переплести пальцы рук, сверху ляжет палец левой, а не правой руки.

Праворукость – это активное использование правой руки во время работы. Доминирование левого полушария головного мозга над левым.



В младшем возрасте ребенок может орудовать обеими руками, леворукость же определяется к четырем годам

Когда начинает проявляться леворукость?

Ученые утверждают, что леворукость и праворукость формируются уже на второй-третий месяц жизни, но до трех лет малыш может орудовать обеими руками с одинаковой активностью, сей факт говорит о том, что доминантность полушарий головного мозга еще не определена. Взрослым не стоит поторапливать малыша для определения его ведущей руки, пока ему не исполнится 4-5 лет, но к этому времени родители должны определить праворукость или леворукость своего ребенка, ведь именно в этом возрасте начинается подготовка к школе и усиленное развитие мелкой моторики ведущей руки.

Незнание родителей о леворукости чада может пагубно сказаться на обучении и развитии, а попытки сделать из левши правшу, лишь отобьют у ребенка всякое желание заниматься и обучаться письму.

Как определить, левша или правша ребенок?

Узнать можно и просто наблюдая за малышом, достаточно лишь проследить, какой рукой малыш берет предметы, пишет, рисует, ест или играет. Также для определения можно воспользоваться специальными тестами для определения леворукости.

Для определения важно:

  • все задания необходимо проводить только в игровой форме;
  • нельзя рассказывать ребенку о том, что вы проводите тест на определение ведущей руки;
  • малыш должен быть расслаблен и чувствовать себя непринужденно;
  • особенно следует наблюдать за теми действиями ребенка, которым его еще не обучали;
  • во время проведения теста все вещи должны быть спрятаны в коробку, доставать их следует по мере необходимости;
  • доставая вещи, их следует класть перед ребенком на одинаковом расстоянии от обеих рук;
  • подготовьте жетоны (вырезав из яркого картона кругляшки) и поощряйте ими малыша, также пообещайте затем поменять все его выигранные жетоны на приз (это может быть шоколадка, игрушка, поход в парк – что угодно).

Определение ведущей руки следует выполнять в игровой форме или тайно, посматривая, какой рукой чаще пользуется малыш

Как пройти тест на леворукость?

Моторика :

  • завяжите несколько ярких атласных лент в несложные узлы и предложите детке их распутать, затем проведите обратное: попросите ребенка завязать узлы на лентах;
  • предложите малышу на скорость успеть открыть несколько бутылочек;
  • положите в спичечные коробки различную мелочь (монету, кнопку, пуговицу и т.д.), в некоторые не кладите ничего и предложите малышу на скорость найти нужные предметы, открывая коробки.

Ловкость :

  • предложите малышу поиграть в ловлю мяча, который обязательно должен быть маленьким, чтобы при ловле не задействовались обе руки;
  • бросайте мяч так, чтобы поймать его было не слишком легко, но и не слишком сложно, а также поощряйте каждый пойманный бросок жетоном, чтобы ребенок был максимально заинтересован и старался поймать его изо всех сил (в таких случаях скрытый левша инстинктивно проявляет себя).


Веселые игры и другие занятия помогут определить ведущую руку ребенка

Рутина :

  • предложите малышу убраться в комнате, помыть посуду и т.д.

Креативность :

  • дайте малышу лист бумаги, карандаши и попросите нарисовать что-нибудь, лучше всего, если вы не будете наблюдать за процессом и поторапливать его. Достаточно лишь проследить, какой ручкой малыш начал рисовать (если следить за ребенком во время процесса, он начнет нервничать, переживать и, возможно, стесняться, поэтому пристально наблюдать за его действиями не стоит). Когда ребенок закончит, предложите ему, чисто интереса ради, попробовать нарисовать что-нибудь другой рукой. Рисунок, выполненный рабочей рукой, будет значительно опрятней и аккуратней.

Во время выполнения малышом заданий, внимательно наблюдайте за его рабочей рукой (не исключено, что некоторые вещи ребенок может делать и правой, и левой), разумеется, одного проведения теста недостаточно, чтобы убедиться в праворукости или леворукости человека, поэтому постарайтесь проводить такие игры с малышом как можно чаще, а в идеале нужно каждый раз добавлять в тест что-то новое, либо менять порядок игр. Результаты лучше фиксировать.

В чем уникальность левши?

У левшей более активно правое полушарие мозга, которое отвечает за креативность и фантазию, поэтому из левшей вырастают отличные художники, писатели и музыканты. Левши отличаются импульсивностью, повышенной эмоциональностью и ранимостью, именно поэтому не следует акцентировать внимание на их особенности, а тем более пытаться их переучивать. Так дети все воспринимают в штыки.

Многие люди также используют свою особенность в спорте и активных играх, ведь противникам сложно понять ход рабочей руки левши (например: единоборства, бадминтон, теннис, фехтование и прочее, где требуется активное участие ведущей руки). Левша и правша не имеют разницы в умственном развитии, но первые часто предлагает необычные решения математическим задачам.



В школе левше будет труднее, чем правше, поэтому приобретите канцтовары и прописи, подходящие для ребенка, а в случае снижения оценок из-за почерка, поговорите с учителем
  • Ни в коем случае не пытайтесь переучивать левшу, это может привести к категорическому отказу ребенка от обучения. Также не стоит акцентировать внимание на непохожести и неправильности малыша. Попытайтесь убедить его, что он вовсе не ненормальный, а уникальный и особенный.
  • Поговорите с учителем или воспитателем и предупредите об особенности, также скажите, что вы против того, чтобы вашего ребенка насильно заставляли писать правой рукой.
  • Купите специальные принадлежности для левшей (качественные выпускаются фирмой Mamped).
  • Для письма приобретите ребенку ручки лайнеры или рапидографы, они имеют стойкие чернила, которые не будут размазываться рукой, что сделает почерк аккуратнее.
  • Если вы узнаете, что учитель занижает оценки из-за почерка или неправильного наклона букв – сразу идете в школу, обговаривайте ситуацию с учителем, либо с директором.
  • Вероятно и такое, что ваше чадо будет подвергаться насмешкам со стороны сверстников. Не советуем сразу бежать разбираться с детьми. Какой бы нравоучительный и воспитательный разговор вы бы с ними ни провели, ситуации это вряд ли поможет, а возможно и наоборот, одноклассники лишь пуще начнут смеяться. Лучше всего поговорить с самим ребенком, объяснить ему, что он должен уметь постоять за себя, либо же обговорить ситуацию с родителями на собрании, но не с детьми.
  • Больше разговаривайте с ребенком, обсуждайте с ним все на свете, он должен видеть в вас друга и не бояться вам довериться, так будет легче узнавать о проблемах, с которыми он сталкивается.
  • В некоторых, запущенных случаях, когда, например, ученику так и продолжили снижать оценки за почерк и пытаться переучить его, а сверстники и дальше пускают шутки и издевки в его сторону, малыш может превратится в очень нервного, замкнутого, необщительного и неконтролируемого подростка. В таких случаях нужно без промедления идти к психологу за профессиональным советом.