Конспект занятия по развитию связной речи. план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Конспекты по развитию связной речи


Тема: «Весна»

Цель:

Учить детей составлять описательный рассказ с опорой на схемы

Задачи:

1. Формировать навык составления описательного рассказа на тему «Весна» (с опорой на схемы), навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

2. Расширять и активизировать словарный запас по лексическим темам «Весна», «Поведение птиц, животных весной».

3. Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до семи элементов.

4. Развивать общую моторику.

5. Воспитывать доброту, отзывчивость.

6. Формировать правильное отношение к объектам природы.

Оборудование:

Схемы для составления описательных рассказов (солнце, небо, деревья, снег, земля, птицы и животные), ландыши из бумаги; магнитофон; диск с записью музыки; контурные изображения подснежников на каждого ребенка.

Организационный момент:

Л: Послушайте внимательно загадку.

Снег снова тает.

День прибывает,

Ночь убывает.

Подснежник расцветает.

Когда это бывает? (Весной)

Л: Сколько весенних месяцев? Как они называются? Какой месяц самый холодный (теплый)?

Что вы знаете о весне как о времени года?

Д: Весной солнце пригревает и тает снег. На крышах появляются сосульки. Птицы прилетают из теплых краев. В лесу на проталинах появляются первые цветы – подснежники. На деревьях набухают почки и появляются листочки.

Л: Вы назвали приметы весны. Приметы – это отличительное свойство, признак, по которому можно узнать кого-нибудь или что-нибудь.

Основная часть

1. Составление предложений по схемам

Л: Сегодня я к вам пришла с букетом из ландышей – это тоже весенние цветы, они не простые, а с сюрпризами – схемами, которые помогут нам составить рассказ о весне. Вот наш первый помощник первый ландыш-сюрприз. (Логопед размещает на доске схему «солнца»). О чем мы будем составлять предложения?

Д: О солнце.

Л: Какое бывает солнце?

Д: Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

Л: А как солнце светит и греет весной?

Д: Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом.

Л: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Логопед размещает на доске схему «неба»).

Д: О небе.

Л: Что можно сказать про весеннее небо?

Д: Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое.

Л: Что вы можете сказать о снеге весной? (Логопед размещает на доске схему «снега»).

Д: Снег темнеет, тает, превращается в воду.

Л: Что вы можете сказать о растениях, их наряде? Какими деревья становятся в начале весны, какими в конце? (Логопед размещает на доске схему «дерева»).

Д: Сначала на деревьях появляются почки, а потом первые листочки.

Л: О чем теперь будем составлять предложение? (Логопед размещает на доске схему «земли»).

Д: О земле.

Л: Что вы можете сказать о земле весной?

Д: Земля освобождается от снега, появляется трава и цветы.

Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

Л: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Солнце пригревает. В полях снег тает. Птицы прилетают. Подснежники расцветают. Дети поднимают руки вверх, разведя пальцы как лучи. Наклоняются вперед, одновременно делая взмахи руками в стороны. Выполняют резкие взмахи руками как крыльями. Приседают на корточки, руки перед собой, пальцы сжаты в кулачки. Выпрямляются, медленно поднимая руки вверх. Соединяют руки в виде цветочного бутона.

Л: Пока мы играли, появился новый ландыш со схемой. (Логопед размещает на доске схему «птицы»). О ком мы будем говорить?

Д: О птицах.

Л: Какие изменения происходят в жизни птиц весной?

Д: Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда.

Л: Для чего птицы вьют гнезда?

Д: Чтобы отложить яйца и вывести птенцов.

Л: Как люди могут помочь прилетающим птицам?

Д: Они строят для птиц скворечники.

Л: Что делают животные весной? (Логопед размещает на доске схему «животные»).

Д: Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

2. Развитие психологической базы речи

Логопед собирает букет из ландышей-схем и предлагает детям разместить их на доске в том же порядке. Дети выполняют задание.

3. Составление описательного рассказа по схемам

Л: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про весну, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа.

Весной солнце светит ярко, но греет не так сильно как летом. Небо весной голубое, но бывает серое, хмурое. Снег темнеет, тает, превращается в воду. Появляется трава и цветы. На деревьях сначала появляются почки, а потом первые листочки. Птицы прилетают из теплых краев и начинают вить гнезда, чтобы отложить яйца и вывести птенцов. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Белка и заяц меняют окраску шерсти. Медведь и еж выходят из зимней спячки.

Итог занятия

Л: Дети, что вам запомнилось, понравилось?

Вот и пришла пора расставаться. Вы все хорошо отвечали на вопросы. Старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам подснежники. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям о весне – прекрасном времени года, ее приметах.

прислала

Лукина Т. А.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ" . Также присоединяйтесь к нашей группе по логопедии в

К началу обучения в подготовительной группе значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям и пр. - то есть к связным высказываниям. И все-таки эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием.

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

При работе с детьми 4-летнего возраста, когда «рассказ» ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз, очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения (она подробно описана в книге «Если дошкольник плохо говорит»).

Работая с шестилетними детьми указанной категории, каждый раз убеждаешься в большом диапазоне индивидуальных и групповых различий их связной речи. Поэтому в перспективном плане занятия данного профиля не конкретизированы. Рассмотрим 3 основных варианта их последовательности.

Благодаря мастерству логопедов, усиленной работе родителей, а также высоким компенсаторным возможностям детей, планка сформированности их связной речи в некоторых группах поднимается достаточно высоко и большинству дошкольников удается не только достичь среднего уровня нормально говорящих сверстников, но и превысить его. Совершенствование в связных, продуманных, логичных, аргументированных высказываниях может продолжаться бесконечно.

В таких группах логопеду от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картине и т. п.) следует переходить к ее инициативным формам. К ним, помимо прочих, относится творческое рассказывание, которое в коррекционной педагогике считается наиболее сложным.

При обучении в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи мы рекомендуем педагогам использовать следующие виды творческого рассказывания:

добавление в рассказ предшествующих либо последующих событий,

составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени или результата действия,

составление рассказа с включением (исключением) объектов,

составление рассказа по комплекту игрушек,

рассказывание по частично закрытой сюжетной картине,

придумывание рассказа про знакомого героя,

составление рассказа по его названию,

придумывание рассказа по нескольким опорным словам и пр. При среднем уровне речевых возможностей детей, когда ими полностью

усвоена программа предыдущего года обучения, а к инициативным формам связного высказывания большинство дошкольников еще не подготовлено, мы советуем 21 занятие, предусмотренное перспективным планом для развития связной речи, распределить следующим образом:

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин - 4 занятия

Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов - 4 занятия

Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин - 4 занятия

Составление рассказа (с элементами творчества) по одной сюжетной картине - 2 занятия

Составление описательных рассказов (с использованием схем) - 5 занятий

Творческое рассказывание - 2 занятия

Если уровень сформированное связной речи большинства детей ниже среднего, в указанных видах рассказывания целесообразно использовать тексты с наиболее простым и доступным содержанием и то количество занятий на каждом этапе, которое логопед считает достаточным.

В предложенной схеме нарастание сложности происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым можно отнести все виды наглядности, а также моделирование плана высказывания. Рассмотрим их подробнее.

При пересказе с использованием серии сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, дающий детям необходимое лексико-грамматическое наполнение речи, а также зрительная наглядность, облегчающая построение высказывания и его плана.

В пересказе по опорным сигналам используются схематические картинки (см. приложение № 6). Для их изготовления логопедам не понадобятся художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Опорные картинки, являясь зрительным планом, направляют процесс связного высказывания, речевые средства которого обеспечивает текст рассказа.

Последующие 2 этапа - составление рассказа по серии картин и одной картине - лишены текстового образца, зато обеспечены наглядной опорой, уровень сложности которой логопед может регулировать по собственному усмотрению.

Составление описательного рассказа, для которого ребенку приходится выделить качества предмета или объекта, установить последовательность изложения, а также удерживать ее в памяти, вызывает немало затруднений у наших воспитанников. Мы разработали схемы, позволяющие решить эти проблемы и, следовательно, существенно облегчить детям данный вид рассказывания (см. приложения №6, 7).

В любой системе обучения непременно должно присутствовать поступательное движение от простого к сложному. Проанализируем, каким образом обеспечивается данный принцип в предлагаемой последовательности видов рассказывания - не только от этапа к этапу, но и на протяжении всего периода обучения в старшей группе.

Пересказ используется и в старшей, и в подготовительной группе, но в последней рекомендуется брать тексты, содержание которых более насыщено, а объем увеличен по сравнению с аналогичными в предыдущем году. То же можно сказать и о сериях сюжетных картин. Кроме того, усложнение в разделах, которые дублируются на первом и втором годах обучения, достигается за счет включения логопедом в занятия:

обсуждения вариантов поведения героев рассказа, их возможной речевой реакции на различные ситуации;

аргументированной нравственной оценки поступков действующих лиц;

проигрывания ситуаций общения (по материалам рассказа);

установления причинно-следственной зависимости действий в рассказе и пр.

Остановимся на некоторых организационных вопросах проведения занятий по развитию связной речи.

Составной частью всех занятий является анализ рассказа, или, другими словами, ответы детей на вопросы по его содержанию. Очень важно, чтобы вопросы были тщательно продуманы и подготовлены логопедом. От этого зависит качество рассказов, воспроизведенных или составленных детьми.

Важно, чтобы вопросы задавались педагогом не только по содержанию рассказа, последовательности событий, их причинно-следственной зависимости и пр. (см. выше), но и предусматривали моделирование каждого предложения, так как от структурного построения вопроса зависит лексико-грамматическое оформление каждой фразы рассказа.

Сравним, например, вопросы к одному и тому же действию из рассказа «Щенок и чашка» (см. указанное пособие Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше):

В чем Петя захотел признаться маме? - О чем мальчик поспешил рассказать маме? - Почему Петя рассказал маме о своем поступке? - За что Петя попросил у мамы прощения? И пр.

Очевидно, что каждый из данных вопросов предусматривает составление детьми своего, отличного по сложности, количеству, порядку слов и их связи варианта предложения. Вот почему в ходе анализа произведения мы рекомендуем вариативность вопросов логопеда к каждой фразе рассказа.

С другой стороны, на один и тот же вопрос дети могут ответить различными предложениями, например:

Петя захотел признаться маме, что это он разбил чашку; или:

Петя захотел признаться маме, что он ее обманул и щенок не виноват. И т. д.

Мы рекомендуем добиваться от дошкольников нескольких вариантов ответа на поставленный вопрос. Выбор одной, наиболее точной, емкой, грамотной и структурно доступной фразы из нескольких создает у детей дух соревнования, повышает их интерес к занятию и привлекает внимание воспитанников к конструкции предложений, составляющих рассказ.

Очень важно то, с каким настроем логопед слушает рассказы детей. Радостное, заинтересованное, восторженное отношение взрослого удивительно помогает самому застенчивому и неуспевающему воспитаннику. И наоборот: напряженное, недовольное выражение лица педагога может парализовать выступление самого способного ребенка.

Ниже приведем несколько конспектов занятий, в которых отражен каждый из шести этапов обучения детей связному рассказыванию в подготовительной к школе группе. Более подробно все занятия по совершенствованию связной речи дошкольников с общим ее недоразвитием планируется осветить в соответствующей «Логопедической тетради».

Цель:

    учить детей навыкам составления рассказа по сюжетной картине, с придумыванием предшествующих событий;

    учить выделять событийную основу и существенные детали изображения;

    активизировать и расширять словарь детей по теме;

    развивать навыки планирования развёрнутых высказываний;

    закреплять умение подбирать прилагательные к существительным и согласовывать эти части речи между собой;

    Развивать мелкую моторику;

    развивать координацию движений со словами стихотворения;

    развивать зрительный гнозис, умение находить две одинаковые фотографии

    развивать графические навыки детей,

    Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Оборудование: конверты с фотографиями на каждого ребёнка, демонстрационные фотографии 4 шт; с.к. «Одни дома» поссобие О.С.Гомзяк, листы с графической работой «Собери бусы» на каждого ребёнка, геометрические фигуры, мнемотаблица «Семья». Диск Т.Морозовой «Наши мамы».

Предшествующая работа : чтение русск. нар. сказки «Гуси - лебеди», заучивание домашнего адреса, рисование - «Моя семья», заучивание пословиц и поговорок.

Ход занятия.

Организационный момент:

Дети заходят в зал под музыку Т. Морозовой « Наши мамы» встают полукругом

Логопед : Сегодня на адрес нашего д/с пришло письмо от Кати и Вовы. Дети пишут: « Разгадайте ребус и узнаете, о чём мы хотим вам рассказать»

Логопед выставляет ребус

Какая цифра – 7

Какая буква – Я. Произнесите слитно. Какое слово получится? – СЕМЬЯ.

Назовите членов семьи – мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.

В письме дети спрашивают:« О ком мы так говорим?»

    Добрая, весёлая, строгая (кто?) – мама, бабушка

    Добрый, весёлый, строгий, (кто?) – папа, дедушка

    Добрые, весёлые, строгие, (кто?) – родители

    Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?

    Давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Семья», а поможет нам мнемотаблица.,

Бабушка и мамочка,

Дедушка и папочка,

Вот братишка, вот сестрёнка,

Он Антон, она Алёнка,

Всех назвал вам я –

Вот моя семья.

2. Логопед : Ребята нам прислали фотографии их семьи, но очень спешили. Внимательно рассмотрите их и найдите две одинаковые фотографии.

3 Логопед : «А вы знаете, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим. Игра «Кем приходится»

    Мальчик для папы и мамы кто? – Сын

    Девочка для мамы и папы кто? – Дочка

    Папа для бабушки и дедушки кто? – Сын

    Мама для бабушки и дедушки кто? – Дочь

    Мальчик для дедушки и бабушки кто? – Внук

    Девочка для дедушки и бабушки кто? – Внучка

    Мальчик кем приходится девочке? А девочка мальчику?

    Кто в семье самый старший, самый младший?

    Посмотрите на фотографию и скажите, какая семья? – Дружная, весёлая.

4. Логопед : «В своем письме Катя и Вова написали, что семья их большая и дружная, но иногда они ненадолго остаются одни дома. Хотите узнать, какая история однажды с ними случилась?

Дети садятся за столы.

5. Логопед выставляет сюжетную картину (из пособия О.С. Гомзяк).

Сегодня мы будем составлять рассказ о том, как Катя и Вова остались одни дома.

6. Рассматривание картины с последующим обсуждением.

Логопед : Вы видите на картине только окончание рассказа, а нужно придумать, что же случилось, пока мамы не было дома.

Кого вы видите на картине?

Ребёнок : На картине вижу маму, девочку и мальчика.

Какие игрушки вы видите на картине?

Ребёнок : Я вижу мишку и машинки.

Кто из детей любит играть с мишкой? А кто с машинками?

Ребёнок : С мишкой играет Катя. С машинками играет Вова.

Какое настроение у мамы? Чем она не довольна?

Ребёнок У мамы плохое настроение. Её бусы разорвали.

Когда это могло случиться?

Ребёнок : Пока мамы не было дома.

Как вы думаете, куда ходила мама?

Дети; мама ходила в магазин, на почту, к соседке.

Кто оставался дома один? Что дети пообещали маме?

Чем занималась Катя?

Дети : Она кормила мишку, клала спать, рассказывала сказку.

Дети : Катал машинку, ремонтировал машинку.

Чьи бусы рассыпались на полу?

Дети : Мамины.

А кто их взял?

Почему бусы оказались разорванными?

Что почувствовали дети, когда вернулась мама?

Что сделал Вова?

Какая стояла Катя?

Ребята, мы с вами видим, что произошло, когда вернулась мама: Вова от испуга спрятался под одеяло, а Катя стояла и виновато смотрела на маму. Им было стыдно, что они не выполнили свое обещание.

Логопед : А сейчас вы попробуете составить рассказ о детях. Составлять его будем по частям.

1. Сначала расскажите, куда ушла мама. Кто остался один дома. Что пообещали дети маме.

2. Что делала Катя, Вова.

3. Кто увидел бусы, что случилось.

4. Как дети вели себя, когда вернулась мама?

Составление рассказа 2-3 детьми

7. Логопед: Мама, конечно, огорчилась и рассердилась, но она не всегда расстраивается, подберите слова:

Мама (какая?) – добрая, весёлая, строгая, заботливая, требовательная, любимая.

Как вы относитесь к маме?

Упражнение на координацию речи и движения: «Маму я свою люблю»

Маму я свою люблю

Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю,

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

Я на цыпочках хожу,

Ни словечка, ни скажу.

Дети читают стихотворение, и выполняют движения, соответствующие каждой строчке.

8. Дети, вспомните пословицы и поговорки, которые подходят для нашего рассказа.

Одно дело сказать, другое делать.

Слово дал – держи.

От доброго не бегай, а дурного не делай.

Всякой вещи своё место.

Если знаешь, что хорошо, не поступай плохо.

Шила в мешке не утаишь.

9. Дети, конечно, маму огорчили, бусы разорвали, а мы постараемся маму порадовать и соберём ей новые бусы.

Дети выполняют графическую работу « Собери бусы»

10. Итог: О ком составляли рассказ? Кто оказался виноват в том, что бусы оказались разорванными? Как нужно вести себя, когда рядом взрослых нет дома?

Пособие для логопеда. Под ред. Р.И. Лалаевой - М. : ВЛАДОС, 2006.- 182 с.: ил.- (Коррекционная педагогика). - ISBN 5-691-01504-4.
Пособие предлагает доказавшую свою эффективность систему работы по развитию связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР) на третьем этапе коррекционной работы.
На основе практического опыта автора - учителя-логопеда общеобразовательной школы собран и систематизирован представленный материал. Он включает в себя планирование и конспекты логопедических занятий, материал для закрепления и контроля знаний, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, серии картин.
Пособие предназначено для логопедов, учителей начальных классов массовых и специальных школ V и VII вида, студентов факультетов коррекционной педагогики.

Устная связная речь.
1 занятие.
ТЕМА.
Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложении (полных ответов на вопросы).

ЦЕЛИ:
формировать умения отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;
развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

ОБОРУДОВАНИЕ:
предметные картинки, запись на доске, схема предложения.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто отгадает загадку, назовет предмет на картинке-отгадке и выделит гласный звук в начале слова (УТКА, АИСТ, ОКУНЬ, ИВОЛГА) (рис. 1)

Пухом богата, клюв - лопата,
В речке бродит, вперевалочку ходит.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома-
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.
Холит... (окунь) в глубине,
В глубине, на самом дне,
Равнодушным круглым оком
На меня косится... (окунь).

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Конспекты логопедических занятий по темам раздела «Устная связная речь».
Занятие 1. Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)
Занятие 2. Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы
Занятие 3. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего) лица по графическим (знаковым) схемам
Занятие 4. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы
Занятие 5. Последовательный пересказ текстов описательно-повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа
Занятие 6. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок опорных слов-действий
Занятие 7. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 8. Краткий пересказ. Составление плана пересказа
Занятие 9. Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа
Занятие 10. Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 11. Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа
Занятие 12. Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам
Занятие 13. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам
Занятие 14. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке
Занятие 15. Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам
Занятие 16. Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы
Занятие 17. Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов
Занятие 18. Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем
Занятие 19. Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов
Занятие 20. Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова Конспекты логопедических занятий по темам раздела. «Лексика»
Занятие 1. Определение лексического значения слов
Занятие 2. Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте
Занятие 3. Однозначные и многозначные слова.
Занятие 4. Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами
Занятие 5. Омонимы
Занятие 6. Этимология слов. Работа с этимологическим словарем
Занятие 7. Антонимы. Подбор антонимов к слову
Занятие 8. Нахождение антонимов в тексте
Занятие 9. Синонимы. Подбор синонимов к слову
Занятие 10. Нахождение синонимов в тексте. Обоснование выбора синонима в тексте
Занятие 11. Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов
Занятие 12. Прямое и переносное значение слова
Занятие 13. Образные слова и выражения. Загадки
Занятие 14. Фразеологизмы. Фразеологические обороты. Крылатые слова и выражения
Занятие 15. Пословицы и поговорки
Литература.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников, Устная связная речь, Лексика, Пособие для логопеда, Часть 1, Андреева Н.Г., 2009 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.

Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.

Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.

Задачи:

Развивать активный и пассивный словарь;

Совершенствовать навыки фонематического анализа;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед читает стихотворение:

У каждого дома

Вдоль нашей деревни

Раскинулись ветви.

Большие деревья.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.

2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.

- Отгадайте загадку:

Русская красавица стоит на поляне.

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе). Запишите тему занятия в тетрадь.

Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.

Онька (маленькая береза)

Овый (лист, прут)

Няк (лес, где растут только березы)

под ________ овик (гриб, который растет под березой)

3.Работа с текстом «Береза».

Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.

Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.

Объясните, ребята, что значит:

ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);

КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)

Что сначала описывается в тексте? (ствол)

Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.

Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)

Что затем описывается у березки? (веточки). Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.

Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).

Что описывается затем? (листочки). Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.

Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).

Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).

Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.

Дети записывают в тетрадь части березы и имена прилагательные.

4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».

Дети повторяют движения за логопедом.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки.

Плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем.

Руки на месте лежат.

5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).

Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.

6. Итог. Рефлексия.

Что вы узнали сегодня на занятии о березке?

Какое задание было самым интересным?

Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.

Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.

7. Домашнее задание. Выучить стихотворение о березе.