Почему солнце светит днём, а звёзды ночью. Неутомимый почемучка снова одолевает вопросом: "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" Что такое солнце


Урок по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник А.А.Плешакова.

Тема : Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?

Цель: Формировать представление о звёздах, Солнце;

Развивать мыслительные операции, творческие способности, речь учащихся;

Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, слайды на экране, записи на доске,

Ход урока .

Ι. Организационный момент.

Доброе утро! Желаю вам хорошего настроения.

ΙΙ. Повторение пройденного.

На уроке мы узнаем много интересного, а о чём – догадайтесь сами. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». На экране будет 4 слова, выберите из них «лишнее». Из первых букв «лишних» слов мы соберём ещё одно слово.

Начинаем! 1)заяц, корова, лошадь, свинья. Лишнее слово заяц, т.к. это дикое животное, а остальные домашние. Значит берём букву З.

2) май, январь, вторник, сентябрь. Лишнее слово вторник, это день недели, а остальные – названия месяцев. Берём букву В.

3)берёза, ель, клён, дуб. Лишнее слово ель – это хвойное дерево. Берём букву Е.

4)зебра, пингвин, морж, медведь. Лишнее – зебра, живёт в тёплых странах. Буква З.

5) слон, страус, носорог, динозавр. Лишнее – динозавр, это вымершее животное.

6)папа, брат, астроном, сестра. Лишнее – астроном – это название профессии.

Чем занимается астроном? (изучает звёзды)

Какое слово получилось? (звезда)

Отгадайте загадку: Голубой платок,

Алый клубок

По платку катается,

Людям улыбается. (солнце)

ΙΙΙ.Постановка цели урока .

Значит, мы будем говорить о Солнце и звёздах. Что вам хочется узнать о них?

Муравьишка Вопросик приготовил для нас вопрос – прочитайте его (на доске). Читаем хором.

Как вы ответили бы на него?

Чтобы узнать больше о Солнце и звёздах, полетим к ним?! Начинаем подготовку к запуску космического корабля. Я даю команду, а вы её повторяете со словом «есть!». Встали.

К космическому полёту приготовиться!

Есть приготовиться!

Соединить контакты!

Есть соединить контакты!

Завести моторы!

Есть завести моторы!

5 4 3 2 1 Пуск!

(Слайд «Солнечная система)

ΙV. Работа над темой урока.

Сейчас мы с вами находимся в Солнечной системе. В её центре раскалённый шар – Солнце. Раскалённое вещество излучает свет. Свет от Солнца до Земли идёт 8 минут. А на самолёте до Солнца пришлось бы лететь 15 лет! Вокруг Солнца вращается 9 планет, одна из них – наша Земля. Какой стороной Земля поворачивается к Солнцу, там день, а на противоположной стороне Земли – ночь.

Отметьте на рисунках, в какой части Земли день, а в какой – ночь (слайд). Подпишите на линиях слова «день» и «ночь». А некоторым ребятам я усложнила задание: им нужно ещё нарисовать Солнце. Догадайтесь, где оно должно быть!

Проверьте. Объясните, как вы рассуждали. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок!

Значит, Солнце не просто светит нам днём, оно создаёт нам день. А мы могли бы жить без Солнца? Почему? (Солнце даёт нам свет и тепло. Без него не могут жить ни растения, ни животные)

Посмотрите на экран. Подумайте, почему днём не видно звёзд? (слайд: появляется солнце – на небе гаснут звёзды). Как вы думаете, почему днём не видно звёзд?

Прочитаем, как говорится об этом в учебнике.

Ответьте на вопросы. Что такое звёзды? (огромные пылающие шары)

Почему они кажутся маленькими точками?

Почему днём не видно звёзд?

Звёзд на небе очень много, и запомнить их все невозможно. Люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия и дали им названия.

Отгадайте загадку: Из какого ковша не пьют, не едят,

А только на него глядят? (ковш созвездия Большой Медведицы)

Про это созвездие древние греки придумали легенду, её вам расскажет Марина.

-«Давным-давно жил царь, у него была дочь Каллисто. Она была очень красивой, прекраснее самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Каллисто Аркас не знал об этом, и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Хвост вытянулся, и звёздная медведица оказалась хвостатой.»

Поиграйте со звёздами в догонялки, звёзды из созвездия Большой Медведицы будут одна за другой мигать, а вы следите за ними глазками.

Понравилась игра?

Теперь соберите сами ковш Большой Медведицы: соедините линиями звёзды на карточке – помните, у ковша 7 ярких звёзд.

Проверьте, правильно ли вы сделали.

V. Проверка усвоения нового материала .

А теперь возвратимся из космоса, приземлимся и проверим, что вы запомнили. На доске записаны предложения, но в них не хватает слов. Убежавшие слова на карточках. Вам надо вернуть их на место. Я читаю предложение, а вы его заканчиваете.

Звёзды – это огромные пылающие….(шары)

Днём на небе не видно звёзд, потому что их свет…..(незаметен при свете Солнца)

Звёзды кажутся нам маленькими точками, потому что находятся ….(далеко) от нас.

Самая ближайшая к Земле звезда – это….(Солнце)

VΙ. Рефлексия.

А может ли солнышко быть весёлым или грустным? Когда?

Нарисуйте на одном листочке весёлое, а на другом – грустное солнышко.

Соберём вместе наши солнышки; прикрепите сюда весёлое солнышко, если вам на уроке было интересно, грустное – если вы скучали.

О чём ещё вам хотелось бы узнать на уроках?

VΙΙ. Домашнее задание.

Понаблюдайте за небом, звёздами, научитесь с помощью взрослых находить созвездие Большой Медведицы.

Спасибо за хорошую работу.

екатерина абдельнасир


Задачи;Формировать представления детей о Солнце и звездах . Развивать познавательный интерес о космосе;а также речь;мышление;воображение.

НОД образовательная деятельность

1. Игровой сюрпризный момент.

В гости приходит к детям Звездочет и приглашает их в путешествие на космическом корабле. Звездочет говорит какая самая близкая к Земле звезда (Солнце ) .Солнце это круг или шар ?Земля это шар. Если небесные тела похожи друг на друга;значит Солнце имеет форму шара .

Как вы думаете;далеко ли до Солнца ?Если идти пешком то нехватит жизни. Если ехать на машине понадобится 200 лет;на ракете несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит быстро за 8 минут. И он может рассказать как жарко на Солнце .

А что было бы без Солнца ? Подумай?Предложить картинки цветущей планеты Земля и опустошенной.

Звездочет . Солнце не просто светит днем ;оно создает нам день. И только ночью ;когда Солнца нет ;звезды видны .

Загадка :Поле не меряно (небо)

Овцы не считаны (звезды )

А пастух рогат (месяц)

Звезд на небе много . И при помощи телескопа можно увидеть лишь маленькую часть звезд .

2. Беседа""Зачем летают в Космос?"".

Звездочет спрашивает кто был первым космонавтом (Юрий Алексеевич Гагарин) показ фотографии. Сейчас космонавты живут и работают на космических станциях. Они проводят научные исследования. Результаты наблюдений передают по радио и телевидению на Землю. Они дают информацию о погоде;циклонах;полезных ископаемых.

Была создана выставка к Дню Космонавтики.

Солнце не просто светит днем, без него день бы никогда не начался. Когда солнце поднимается, оно освещает Землю и у нас начинается день. Когда Солнце заходит, у нас начинается ночь. Некоторые дети считают, что звезды вечером зажигаются, а утром гаснут. На самом деле звезды светят и днем, и ночью.
Звёзды - это раскаленные небесные тела. Все, что раскалено - светится. Почему же мы их не видим?

Как-то утром не спеша
Надувает красный шар,
А как выпустит из рук –
Станет вдруг светло вокруг.
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
Чтобы доехать от Земли до Солнца на автомобиле со скоростью 80 километров в час, машине пришлось бы безостановочно ехать 200 лет.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» №1115 ЮЗАО города Москвы
Презентация по
окружающему миру для
1
класса по программе «Школа России» на тему:
«Почему солнце
светит днем,
а звезды –ночью?»
Презентация подготовлена учителем начальных классов Савиной Еленой Сергеевной
С помощью какого прибора звездочеты наблюдали за звёздами?
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Но и она находится от Земли на расстоянии 150 миллионов километров.
Белые цветочки
Вечером расцветают,
А утром увядают.
Рассмотрим наиболее известные звёзды в некоторых созвездиях.
Альдебаран
Регул
Солнце
Сириус
В какое время суток лучше всего наблюдать за звездами? Вспомните как

раньше называли ученых-астрономов?
Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так, что звезды становятся невидимыми. Во время полетов в космос космонавты хорошо видят одновременно и звезды, и Солнце, потому что в космосе нет воздуха.
После того как Солнце скрывается за горизонтом, а с ним «выключается» и свет, рассеянный воздухом, атмосфера становится «прозрачной» и на небе видны звезды.

Многие из звёзды гораздо больше по размеру, чем Солнце, но на небе они кажутся совсем маленькими. По цвету звёзды бывают разные. Это зависит от температуры.
Когда температура высокая, то цвет у звезды красный. Если температура очень высокая, то звезда оранжевая. Если температура еще выше и звезда очень горячая, то она белого или голубоватого цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Почему солнце светит днем, а звезды ночью

1.Дать представления детям о формах звёзд.созвездий,обогощение словаря2. развивать интелектуальны и ппрактические умения детей.3. Воспитывать наблюдательность и развивать мышление детей.4.воспи...

Презентация к уроку-проекту "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?" "

Презентацию можно использовать для урока по окружающему миру 1 класс "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"...

Звёзды - это огромные шары раскалённого газа, излучающие свой собственный свет. Звёзды возникают из облаков пыли и газа, которые постепенно притягивают к себе всё новые и новые частицы. Со временем это скопление превращается в большой газовый шар, давление внутри которого постоянно возрастает. По мере увеличения давления растёт и температура газа, которая постепенно становится настолько высокой, что происходят термоядерные реакции и звезда начинает излучать свет. Рождение звезды - очень долгий процесс, который может занимать миллионы лет.
Наше Солнце - это также звезда, хотя и не очень большая и яркая. Она ничем не примечательная звезда по космическим меркам: жёлтая, со средней температурой и среднего размера. Много миллионов звезд намного меньше нашего Солнца, в то же время другие звезды - во много раз больше его.
Так почему же солнце светит нам только днём?
Земля, как и другие планеты Солнечной системы, вращается вокруг своей оси, а так же вокруг Солнца. Вращение вокруг собственной оси вызывает смену дня и ночи. На той стороне планеты, которая обращена к Солнцу, - день и мы наблюдаем на небе наше светило, а на обратной стороне в это время - ночь, и нам светят звёзды.

Но почему звезды светятся только ночью?
Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Для сравнения: следующая ближайшая к нам звезда - Проксима Центавра - находится примерно в 40 триллионах километров от Земли.
Из-за такого небольшого, по космическим меркам, расстояния до Земли днём солнечный свет затмевает свет других космических объектов и нам кажется, будто другие звёзды не излучают света днём, хотя на самом деле это не так, они светят постоянно.
Найди на рисунке Солнце. Обведи его изображение. Объясни, по каким признакам тебе удалось узнать его среди других звёзд.


Мы обвели эту звезду, так как Солнце это звезда средних размеров жёлтого цвета. Существует много планет, которые больше её по размерам.

Созвездия

Вам наверняка попадались рисунки, состоящие из множества разбросанных точек. Чтобы увидеть картинку, нужно было соединить все точки в определённом порядке. То же самое делали древние люди, глядя в ночное небо, но вместо точек они соединяли воображаемыми линиями звёзды. Рисункам, которые получались в результате, давали названия, например, Дракон, Большая и Малая Медведицы, Парус и другие. Эти небесные картины получили общее название созвездия, что переводится с латинского языка как "группа звёзд". Одними из первых давать названия созвездиям стали жители Древнего Вавилона. Они называли группы звёзд именами героев мифов, царей и цариц, животных и птиц. Сегодня астрономы насчитывают 88 созвездий. Одновременно увидеть все 88 созвездий невозможно. Часть из них видна только из Северного, а часть только из Южного полушария. Кроме того, по мере вращения Земли вокруг Солнца, часть созвездий исчезает за горизонтом, а часть появляется, поэтому многие из них видны только в определенное время года.
За долго до появления компасов и других навигационных приборов моряки использовали созвездия, чтобы ориентироваться в море. Опытные капитаны знали очертание каждого созвездия и его положение в небе, поэтому для определения верного курса им достаточно было просто взглянуть на звёздное небо.

Предмет: Окружающий мир

УМК «Школа России»

Тема: Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?

Класс: 1

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при индивидуальной и групповой работе; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные:

общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели ;

Регулятивные:

- ориентирование в учебнике и рабочей тетради;

Принимают и сохраняют учебную задачу;

- оценивают результат своих действий;

Коммуникативные:

Умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя;

Согласовывать свои действия с партнером;

Строить понятные речевые высказывания.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Научатся:

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

- работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку;

- использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва;

- работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва;

Метапредметные:

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата в соответствии с темой урока.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; устанавливают взаимосвязь между объектом знаний, умений, навыков и исследовательских умений как интегративных, сложных умений; логические – сравнивают свои знания о том, что им предстоит узнать за учебный год; осуществляют поиск существенной информации.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения и задавать вопросы

Формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника

Формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока;

Личностные:

Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

Развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время работы в паре, умения не создавать конфликтов и находить выходы из сложных ситуаций.

Оборудование:

Теллурий, футбольный мяч, горошина, цветные карандаши, учебники, тетради, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийное оборудование, экран.

Ход урока

    Организационный момент:

У нас сегодня гости на уроке. Поздоровайтесь с гостями.

Солнце на небе проснулось, Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучи солнышка возьмём И к сердечку поднесём.

Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Улыбнитесь и пожелайте друг другу добра. Я вижу настроение у вас хорошее, итак за работу.

Комментарии. Настрой обучающихся на слаженную и продуктивную работу на уроке.

    Сообщение темы и цели урока.

Сегодня к нам на урок пришли верные друзья -Мудрая черепаха и муравей Вопросник, которые приготовили для вас загадки. Отгадайте их.

Не огонь, а греет.

Не лампа, а светит.

Как мячик, круглое.

Как тыква, жёлтая. (Солнце)

В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики. (Звезды)

Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

Откройте учебник на с.32 и прочитайте тему урока. «Почему Солнце светит днём, звёзды – ночью?» Кто может ответить на этот вопрос?

Комментарии. Определение обучающимися темы урока проводится в соответствии с особенностями восприятия и психологией младшего школьного возраста.

    Что такое Солнце?

Без чего не могут жить растения и животные?

Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло. Какие правила вы знаете, когда загораете на солнце?

Что же такое солнце? На с.32 прочитайте о солнце? (Ближайшая к земле звезда)

Эл. Приложение (демонстрация, фрагмент о Солнце).

Солнце - огромный пылающий шар. Солнце - шар великан, в 109раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн.км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернётся, там и день, на обратной стороне Земли - ночь. (Продемонстрировать на теллурии).

Вывод: Значит, солнце не просто светит днём, оно-то и создает нам день. Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь.

Комментарии. Использование видеоряда из электронного приложения способствует активизации мыслительной деятельности. Наглядность (футбольный мяч и горошина, теллурий) на этом этапе урока – важнейший приём, который помогает усвоить новый материал.

Физминутка

Что такое звёзды?

Загадка: Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром – нет ничего. (Звёзды)

В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды? (Ответы детей, чтение хорошо читающим учеником текста учебника на с. 32)

В учебнике на с. 32 прочитайте что такое звезды. Как вы думаете, почему мы не видим днем звезды?

Днем не заметен слабый блеск других далеких звезд. И только ночью когда Солнца нет, они видны.

На стр. 32 учебника рассмотрите звезды и прочитайте их названия: Регул, Сириус, Солнце, Альдебаран. (Название прикрепить на доску)

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды – очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звёзды холоднее белых. Они примерно такие же, как наше Солнце. Звёзды красноватого цвета холоднее Солнца.

Эл. Приложение (демонстрация, окончание фрагмента)

Как правильно работать в парах? На ваших партах лежат звезды. Расположите предложенные звезды в порядке увеличения их размера. (Работа в парах)

Подведение итогов (на доске прикрепить готовые модели на чёрном фоне).

Закрепление пройденного (Тетрадь, задание 1 на с.21).