Развитие у детей творческих способностей. Как развивать творческие способности у детей Какие есть творческие способности детей


Творческий потенциал особенно сильно ценится в современном мире, поэтому выявлять его нужно с первых лет жизни. Это поможет легче понять малыша, определить, что ему на самом деле необходимо, направить его таланты в нужное русло и не дать им исчезнуть. Нынешнее общество дает много возможностей реализовать творческие способности, начиная с самого раннего детства.

Как определить творческие способности у малыша

У малышей первого года просыпается желание постичь все новое, неизведанное. Однако, часто родители не относятся серьезно к фантазиям ребенка и делают это напрасно. Именно в этом возрасте могут впервые заявить о себе еще до конца не сформированные, творческие способности вашего ребенка. Дети не боятся пробовать все новое, каждый вид деятельности является для них открытием. Часто во время игры дети проявляют свои наклонности, поэтому именно игра для малышей является одним из способов выявления способностей. С помощью некоторых игровых тестов профессионалы могут определить, насколько развито у ребенка воображение, как устроено мышление.

Считается, что если ребенок – левша, тогда у него, возможно, имеется творческая одаренность, потому что правое полушарие, которое доминирует у таких малышей, отвечает именно за творческое начало, абстрактное мышление и развитое воображение. Среди левшей больше всего художников, а также танцоров и музыкантов.

Понаблюдайте за ребенком. Уже в возрасте 1-2 лет малыш может иметь хорошо развитое чувство ритма. Если ребенок четко улавливает мотив мелодии, чувствует ритм, может двигаться или что-то напевать в такт, возможно, у него имеется музыкальная одаренность.

В 3 года ребенок способен рисовать. Художественно одаренные дети хорошо чувствуют цвета, их оттенки, могут создавать картины.

В данной главе для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.

Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление - это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение №), простой или черный карандаш

Испытуемому предлагалось:

Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов - 3, минимальное - 0.

Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ - 0, максимальное - 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 - звери, пища, транспорт; 2 - игрушки, человек; 3 - герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 - мебель, рыбы; 5 - насекомые, техника; 6 - предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т.д.) - 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) - 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью- 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия - 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 - 9 баллов; получив по 1 - 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 - 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети набравшие меньше 2 - 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Тест №2: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) (Приложение №)и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.

Оценка результатов: Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов - отказ от работы).

Екатерина Валентинова
Понятия творчество и творческие способности. Основные условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Существует множество различных определений понятия творчества . Например, по мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей , которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций . Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества : «Творчество – это деятельность , порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности ».

Можно, очевидно, сказать, что творчество – это решение творческих задач . При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых (объективно или субъективно, т. е. неизвестных для этого человека) методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии. Творческая задача всегда является результатом какого-то противоречия, несоответствия реального и требуемого, желаемого.

Для необходимо знать не только структуру этих способностей к творчеству , но и самого ребенка.

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если мы внимательно рассмотрим поведение человека, его деятельность в любой области, то увидим два основных вида поступков . Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность , продуктом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида лежат творческие способности .

Таким образом, творческие способности – это индивидуальные качества и способности человека , которые проявляются в умении применить знания, умения и навыки в условиях нестандартной ситуации.

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределять тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие . Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Так что же такое творческие способности на самом деле ?

Существует множество определений способностей . Так, Б. М. Теплов считал, что способности – это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности или многих деятельностей. К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней». По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающей относительную легкость, высокое качество овладения определенной деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса, способности – это свойства личности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Способности – это психологические качества, которые необходимы для выполнения деятельности и в ней проявляются. (Л. А. Венгер) .

Способности человека могут развиваться спонтанно и организованно. В первом случае речь идет о свободном, естественном, сознательно не контролируемом и неуправляемом процессе развития способностей . Само же развитие в этом случае происходит по мере накопления человеком жизненного опыта. Правда, этот процесс нельзя назвать полностью неконтролируемым, так как взрослые люди в той или иной мере сознательно контролируют данный процесс у ребенка. Организованный процесс развития способностей связан с сознательными действиями, направленными именно на развитие соответствующих способностей .

Каковы же оптимальные условия развития способностей ?

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий , способствующих формированию их творческих способностей . На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита, Б. Н. Никитина, и Л. Кэррола, мы выделили шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей .

Первым шагом к успешному является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей . Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и развивали бы в нем именно то , что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться . Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса , который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее , чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством , решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется, взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Четвертое заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т . д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей . Самое главное здесь – не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка – распространенный среди родителей способ «помощи» детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения .

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом , хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало : не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность . Оказывается (и педагогическая практика доказывает это, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники , не теряя своеобразия творчества , создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей , но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие данных условий ведет к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определенной деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию творческих способностей . Неоспорим также тот факт, что самым главным условием является наличие необходимых задатков у человека. В соответствии с наличием определенных задатков выстраивается план развития способностей человека .

Сегодня всем хорошо известно, что высоких профессиональных результатов достигают люди творческие – те, кто с детства имел собственную точку зрения, не боялся высказывать её, демонстрируя новый, нестандартный подход к ситуации. Чем раньше мы начнём формировать у ребёнка творческий подход ко всему – тем успешнее он будет в жизни. С чего начать - расскажет наша статья.

Что такое творческие способности?

Творческие способности – это сочетание личностных качеств, предполагающее наличие свойства, которое делает новым и оригинальным продукта совершаемой деятельности, тем самым повышая её результативность. Другими словами, творческие способности заключаются в умении находить .

Творческие способности детей дошкольного возраста

2. Создавайте с ребёнком «шедевры» из разнообразных материалов!
Этим вы будете способствовать развитию творческого мышления и мелкой моторики. Например, создайте зимний ночной пейзаж с помощью клея и соли. Нарисуйте произвольный рисунок клеем на чёрном листе бумаги, а после посыпьте бумагу солью - получится «снег». Стряхните лишнее и увидите, что зимний пейзаж готов. Если же использовать различные крупы – вы сможете создавать разноцветные творения, что принесёт большое удовольствие от подобной игры и вам, и малышу! Получившийся «шедевр» станет приятным подарком родственникам или важным элементом семейной галереи.

3. Чаще общайтесь с природой!
В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. В окружающей нас среде есть всё для развития творческого начала малыша. Учите его наблюдать за явлениями природы, сравнивать, анализировать, размышлять… Гуляя, фантазируйте, на что похожи облака или силуэты деревьев. Известно, что таким способом пользовался Леонардо да Винчи при поиске идей. Развитию творческого взгляда ребёнка на мир способствует изготовление поделок из природных материалов: листьев, семян, шишек, каштанов, ракушек, морских камешков, песка. Такой способ очень быстро даст положительные результаты, которые будут выражаться в стремлении ребёнка к познанию, развитии креативного и логического мышления.

4. Не забывайте о развитии речи!
Для того чтобы ребёнок научился выражать свои идеи словесно, важно развивать и его речь. Придумывайте вместе с малышом , создавайте новых героев, сочиняйте продолжения существующих сказок, переселяйте героев из одних сказок в другие. Давайте ребёнку слова с просьбой найти к ним рифму, сочиняйте стихи и песни. Полезно играть в разные ассоциативные игры, где малышу будет предложено отыскать связь между двумя ничем не связанными предметами, словами, и составить с ними рассказ, который можно снабдить иллюстрациями! Хорошим продолжением этой увлекательной истории может быть игра на этой основе, где героев будут ждать удивительные приключения.

Развитие творческих способностей через игру

Как основной способ деятельности дошкольников влияет на формирование личности, в том числе и творческого начала. Развивайте малыша, играя с ним. В арсенале у ребёнка должны быть развивающие игры, игрушки, конструкторы, мозаики, раскраски, аппликации.


Займитесь с малышом и этими увлекательными играми-занятиями:
1. «Весёлые картинки»
Изобразите на бумаге геометрические фигуры и предложите ребёнку «превратить» их во что-то новое. Это может быть всё, что угодно: солнышко, цветок, кукла и т.д.
2. «Угадай!»
Поместите любой предмет какой-нибудь предмет в коробку с крышкой и предложите малышу угадать, что там. Пусть ребёнок размышляет: задаёт вопросы, фантазирует, выстраивает логическую цепочку.
3. «Хорошо и плохо»
Родители называют предмет либо явление, а ребёнок должен размышляет о его положительных и отрицательных качествах. К примеру, снег: хорошо, что можно кататься на санках, плохо, что можно простудиться. Печь: хорошо, что можно приготовить пищу, плохо то, что обжечься.
4. «Слова»
Едете в транспорте, стоите в очереди с малышом, гуляете – не теряйте время попусту, играйте в «Слова»! Скажите любое слово и предложите маленькому выдумщику подобрать к нему антонимы (противоположные по значению слова): холодный - горячий, весёлый - грустный; синонимы (близкие по значению): хороший - отличный, обманывать - врать и т. д.
5. «Необычное использование предмета»
Предложите ребёнку находить необычные способы использование самых обычных предметов. Здесь приветствуется безграничная фантазия! Например, в кувшин можно не только наливать компот, но и ставить туда цветы и т. д. Пусть он придумает необычный способ использования ложки, стула, гвоздя и других предметов! Не ленитесь, придумывайте различные логические задачки! Кстати, это прекрасный повод развить и ваше логическое мышление. Пополняйте запасы своих головоломок из специальной литературы или всемирной паутины.
6. «А вдруг?»
Предложите малышу развить какую-либо тему: а что бы было, если бы вдруг, например, все стали лилипутами или животные начали бы разговаривать по-человечески?

Домашний кукольный театр. Развитию творческого начала будут способствовать и представления домашнего кукольного театра, которые можно устраивать во время уикендов и семейных праздников. Пальчиковые куклы и «петрушки», вручную сшитые игрушки для театра, оригинальные декорации создадут непринуждённую атмосферу, позитивно влияющую на полёт фантазии вашего ребёнка! А одобрение присутствующих на представлении членов семьи и гостей продемонстрируют малышу, как замечательно творчески проявлять себя, фантазировать!


Рисование. Первые опыты по изобразительному искусству можно начинать, когда малышу едва исполнится 6 месяцев. В этом возрасте вместо кисти малыши используют свои ладошки - это называется «пальчиковое рисование», которое относится к методикам раннего развития. Сегодня оно очень популярно. Усадите малыша на высокий стульчик со столиком, повяжите фартук, положите лист бумаги и разрешите окунать пальчики в краски! Увидите, какие необычные картины получатся! Это не только доставит удовольствие вам и вашему ребёнку, но поможет больше узнать ему о цветах, фактурах и свойствах предметов. А работа пальчиками будет стимулировать деятельность головного мозга маленького художника! Когда малыш подрастёт, снабдите его всеми средствами для рисования: альбомами, фломастерами, карандашами, акварельными красками и гуашью, кисточками. Покажите малышу, как верно держать карандаш и кисточку, использовать разные краски. В процессе рисования малыш выучит цвета, запомнит геометрические фигуры и формы предметов, а через время порадует пейзажами и портретами!

«Это интересно! Выдающийся педагог Василий Сухомлинский писал, что ум ребёнка находится на кончиках его пальцев, имея ввиду, что там расположены нервные окончания, отвечающие за работу головного мозга. Следовательно, пальчиковое рисование и лепка будут стимулировать развитие мозга вашего малыша!»

Лепка. Лепить очень полезно, ведь это стимулирует нервные окончания кончиков пальцев, развивает мелкую моторику ребёнка, творческое мышление и воображение. Приобретите качественный нетоксичный пластилин, специальную массу или глину для лепки – и пусть малыш катает шарики, колбаски и колечки! Не ограничивайте фантазию – в технике лепки можно научиться делать даже картины или сказочных героев!
Аппликация. Научите малыша вырезать фигуры. Предварительно объяснив правила работы, дайте ребёнку ножницы: пусть с вашей помощью он вырежет по контуру рисунок, а потом наклеит его на картон. Можно начать с несложной из геометрических фигур или использовать готовый комплект для аппликаций.
Чтение. Читайте ребёнку ежедневно, никак не меньше 30 минут в день. Стихи, сказки, рассказы, загадки и поговорки - всё это принесёт малышу радость, благотворно повлияет на развитие памяти. Когда ребёнок подрастёт - обязательно запишитесь в детскую библиотеку. Хорошая книга развивает фантазию, воображение, позитивно влияет на развитие речи.


Музыка. Разнообразную музыку (детские песенки, классику для детей) нужно включать ребёнку с самого раннего детства. Музыка чудесно развивает слух, память, образное мышление, помогая стать творческой личностью. Пойте песни вместе с малышом, поощряйте его первые танцевальные движения. Если вы заметите, как ребёнок легко запоминает и воспроизводит мелодию - можете смело отдавать в музыкальную школу.

Видео, раскрывающее секрет регулярных успешных творческих занятий с ребёнком

Радуйтесь творческим успехам!

«Совет. Радуйтесь вместе с ребёнком его творческим начинаниям! Малышу важно одобрение творчества, ведь это закрепляет его веру в собственные силы».

Увидев, как взрослые с улыбкой поощряют художественные опыты маленького творца, малыш будет стремиться к созиданию снова и снова. В сознании ребёнка закрепится положительный образ того, что делать что-то своими руками, придумывать, создавать – это хорошо. Малыш будет активным, инициативным, находчивым, будет стремиться учиться новому и совершенствовать приобретённые навыки.
Не ругайте ребёнка, если он испачкался или испортил что-то. Застелите рабочее пространство ребёнка газетами или полиэтиленом, наденьте малышу фартук. По окончанию работы или игры - сделайте уборку вместе с ребёнком: – тоже важный момент!
Именно из творческих личностей получаются настоящие профессионалы, хорошие руководители, харизматичные лидеры. Способность нестандартно рассматривать проблему, иметь несколько вариантов её решения формируется в детстве, и чем раньше родители поймут значимость творческого развития малыша – тем более успешной личностью он будет!

Творческие способности заложены в каждом ребенке и зависят от природных задатков. Их развитие должно идти наравне с другими элементами сознания (памятью, мышлением, вниманием и другими). Творчество откроет возможность для ребенка думать и принимать решения уникальным образом, не так как все. И эта особенность добавит новых красок в жизнь вашего малыша при раннем развитии творческих способностей детей

Что такое творческие способности и творчество

  • Творчество - способность реализации уникальных данных.
  • Творческие способности - пути реализации творчества.

Эти понятия объединяют в себя множество граней:

  • активность и интуиция;
  • воображение и изобретательность;
  • стремление и познание;
  • фантазия и инициативность;
  • знания и опыт;
  • видеть невидимое;
  • нестандартный подход;
  • навыки и идеи;
  • передача объекта и раскрытие сюжета;
  • понятия и эмоциональный образ.

Есть много методик проверки, на каком уровне развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста . Один из них - методика синтеза рисунков. Выяснив, что малышу удается без особого труда, стоит обратить внимание на моменты, где необходимо помочь данным развиться.

Лучшего времени, чем дошкольный период для раннего развития творческих способностей детей, не существует, ведь именно в нем скрыта жажда познавать все новое. Так где же начинается творческий путь?

Раннее развитие творческих способностей детей.

Малыш растет и развивается, а значит и возможностей развивать творчество становится больше. Рассмотрим особенности каждого возраста:

  • .Сам ребенок в этом возрасте подскажет, к чему его тянет. Может дитя ритмично двигает ручками или художественно размазывает кашу по лицу. Понаблюдайте, и вы обязательно найдете что-то особенное.
  • .Возраст, когда необходимо перепробовать все возможности. Самый активный творческий возраст. Обращайтесь чаще к игровым методикам, и найдете свою, уникальную.
  • .Все становится сложней, в дело вступают элементы подготовки навыков, которые необходимы в школьном обучении (фантазия, таланты, воображение).
  • 7-8 лет.В этом возрасте и проявятся результаты, которые родители смогли развить в раннем возрасте. Это могут быть театральные способности, изобразительные или музыкальные, а может и фольклорные.

Очень часто творчество проявляется у детей в придуманных ими фантастических рассказах. Выдуманный мир должен быть воспринят родителями со всей серьезностью. Это первый звоночек о нереализованном творческом потенциале, не нашедшем себе выхода в дошкольном возрасте.

Раннее развитие творческих способностей детей, лежит в ваших руках

У творческих родителей и ребенок такой же. Именно беря с родителей пример, развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста и таланты раскрываются быстрей. Даже если вы считаете себя нетворческой личностью, это не повод не заниматься с ребенком.

Для начала, превратитесь хотя бы на время сами в ребенка. Поддержите его выдумку и присочините вместе продолжение. Поиграйте с ребенком и помогите ему направить свои идеи в обычные вещи. Сочиняйте вместе несуществующих персонажей, цветы, игрушки, сказки. Созданная вами психологическая атмосфера сблизит и поможет вам расслабиться, а малышу - приобрести новые творческие способности.

Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  1. С этим видом творчества ребенок знакомится еще в утробе, и в первые годы жизни. Недаром рекомендуют беременным женщинам слушать классическую музыку. Она хорошо развивает образное мышление, слух и память. Постарше можно слушать детские песенки, подпевать, выбивать палочками или руками ритм, хлопать в ладоши. Мамина колыбельная - самая лучшая музыкальная традиция перед сном. Позже вместе пойте и танцуйте под музыку.
  2. Чтение. Как можно больше читайте малышу разнообразные детские жанры (стихи, потешки, сказки, рассказы, прибаутки, загадки и другое). Всегда учитывайте возраст маленького слушателя. Постарше, когда малыш будет читать самостоятельно, запишите его в библиотеку. Читайте с ним по ролям.
  3. Рисование. Самые первые детские рисунки начинаются с рисованием пальцев, ладошек и стоп. Уже позже можно научить пользоваться кистью, карандашами, мелки, фломастерами и альбомом. В рисовании ребенок изучит форму, цвет и размер. Рисуйте вместе и получайте удовольствие.
  4. Окружающий мир.Каждый раз, как только ребенок встал с кровати, начинается новая страничка знакомства с окружающим миром. Не забывайте рассказывать обо всем, с чем сталкивается ребенок. Гуляя, рассматривайте насекомых, животных, птиц, растения и явления природы.
  5. Лепка.Пальчики малыша при лепке получают прекрасный массаж и возможность в различных движениях. Глина, пластилин, песок, гипс, тесто - все это подойдет для создания творческих шедевров. Обычные колесики и шарики со временем превратятся в образы.
  6. Аппликация. Цветная бумага, ножницы и клей - что может быть эффективней для развития детского творчества? Координируя движения ножниц, вырежьте фигурки и наклейте их на бумагу. Есть прекрасные наборы для маленьких с готовыми вырезанными фигурами, их надо только снять с трафарета и наклеить.

Советы, улучшающие развитие творческой деятельности детей дошкольного возраста

  • Терпение, старайтесь ответить правильно на каждый детский вопрос;
  • Помогайте и уважайте своего малыша;
  • Приободряйте словом и делом новые начинания;
  • Не судите строго результат творчества и не пытайтесь его переделать;
  • Погрустите вместе, когда случается разочарование или творческий застой;
  • Найдите малышу друга по творческим интересам;
  • Если ребенок просит побыть сам и заняться творчеством - разрешите сделать это;
  • Не перегружайте ребенка, пусть творчество пройдет в игре;
  • Контролируйте рамки дозволенного поведения;
  • Покажите личный пример;
  • Поддерживайте решимость к творчеству;
  • Стимулируйте малыша к задаванию различных вопросов;
  • Предоставьте ребенку весь необходимый арсенал для творчества;
  • Хвалите малыша заслуженно;
  • Окружайте ребенка творческими вещами;
  • Проводите обучение в игре.

Творческие способности даны каждому ребенку. Лучше, если они расцветут в дошкольном возрасте. Ухаживайте и регулярно поливайте семя творчества своего малыша, и вы получите замечательные всходы.