Покупка топаза и определение его стоимости. Огранка камней – виды и названия Формы огранки ювелирных камней


Камни гранят, чтобы придать им определённую форму, подчеркнуть блеск и игру света. Качественная огранка не даёт лучам проходить насквозь – они преломляются в гранях прозрачных и полупрозрачных камней и выходят обратно. Сначала создают и продумывают схему, учитывая форму камня, количество, размер и расположение граней и углов между гранями. Затем камни режут и полируют.

В ювелирном деле насчитывают около 250 разновидностей огранки. Они зависят не только от вкусовых предпочтений ювелиров, но и от физических и оптических характеристик камней. В процессе огранки важно сохранить массу камня и его природные достоинства. Огранку можно разделить на три большие группы: гладкую , фасетную и смешанную .

Гладкая огранка

Хотя формально её относят к огранкам, по сути это шлифовка. У обработанного таким образом камня нет граней, только отполированная поверхность.

Кабошон (от фр. caboche – «голова» или «гвоздь с широкой и круглой шляпкой») — самая известная разновидность гладкой огранки. Кабошон считают одной из первых, а потому самых старых огранок. У отшлифованного камня обычно плоское дно и гладкий, выпуклый купол. Чаще всего он выполнен в форме круга или овала, хотя встречаются и другие формы: прямоугольник, ромб, сердце, капля, лодочка, полумесяц.

Огранку кабошоном используют для непрозрачных и полупрозрачных камней, а также для камней с различными оптическими эффектами (астеризм, иризация, опалесценция, кошачий глаз). Так обрабатывают нефрит, бирюзу, янтарь, малахит, лазурит, змеевик, оникс, опал, тугтупит, иногда сапфиры, рубины и другие камни. Этот способ огранки не очень сложный, и качество исходного материала не играет большой роли.

Для разных задач и камней используют разные виды кабошонов. Непрозрачные камни с цветной поверхностью гранят одинарным кабошоном, у которого плоское основание и выпуклый верх. Для камней с внутренними дефектами подходит форма двойного (чечевичного) кабошона, у которого обе стороны выпуклые. Тёмные камни часто гранят полым кабошоном с вогнутым основанием. Также есть высокий кабошон с очень выпуклой верхней частью и плоский, похожий на застывшую каплю свечного воска.

Шар – ещё один вариант гладкой огранки. Таким образом обрабатывают полудрагоценные и поделочные камни: авантюрин, агат, аметист, кварц, малахит, оникс, яшму.

Фасетная огранка

Самый разнообразный тип огранки – фасетная или фацетная (от фр. facette – «грань»). Как следует из названия, при такой обработке на поверхности камня создаётся множество граней. Фасетную огранку используют при работе с прозрачными камнями: она выявляет их блеск, усиливает цвет и подчёркивает световые эффекты.

Чтобы понимать особенности разных вариантов фасетной огранки, нужно представлять анатомию огранённого камня.

Схема 1: строение огранённого камня

Верхнюю и нижнюю части камня разделяет тонкий поясок – рундист. Обычно на нём фиксируется оправа. Верхняя часть, расположенная над рундистом, называется корона. На ней находится площадка – плоская верхняя грань, самая большая грань камня. Нижняя часть, расположенная под рундистом, называется павильон. А точка схождения граней павильона в самом низу – калетта, она может быть в форме шипа, малой горизонтальной грани или линии.

Фасетная огранка делится на два вида: классическую или круглую бриллиантовую , и фантазийную .

Фасетная: круглая бриллиантовая

Круглая бриллиантовая огранка – самая распространённая форма обработки алмазов и других прозрачных камней с сильной дисперсией света.

Пионерами круглой формы считаются американцы Генри Морзе и Чарльз Филд, которые в 1870-е годы создали паровую машину для обработки алмазов.

Круглая огранка лучше всего демонстрирует блеск и игру света в камне и сводит к минимуму риск внешних повреждений. Бриллиант сверкает ярче всего, если соблюдены точные пропорции граней павильона – именно они обеспечивают полное внутреннее отражение света. Основной минус круглой огранки заключается в значительной потере веса самородка: после обработки может уйти до 60% изначальной массы.

Классическая или полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. На короне располагаются 33 грани, на павильоне – 24 грани. В первую очередь, эта огранка используется для крупных алмазов массой от 1 карата. Главную роль здесь играют пропорции, симметрия и качество обработки поверхности. Эталоном классической огранки считается «идеальный бриллиант», параметры которого в 1919 году рассчитал математик Марсель Толковский.

Упрощённая бриллиантовая огранка состоит из 33 или 17 граней. Она используется при обработке маленьких и средних камней: 33 грани – для камней весом до 0,99 карата, 17 граней – для «бриллиантовой крошки» весом до 0,29 карата. Таким образом обрабатывают алмазы, родолиты, аметисты, сапфиры, рубины, хризолиты, топазы и многие другие камни.

Фото 1: классическая или полная бриллиантовая огранка, автор этой и других фотографий — Дмитрий Столяревич

Виды круглых огранок, у которых больше 57 граней, называют модификациями бриллианта. Это, например, бельгийская Хайлайт (73 грани), разработанные в Нью-Йорке Кинг (86 граней) и Магна (102 грани) или Королевская огранка (154 грани).

Фасетная: фантазийная. Ступенчатые разновидности

При такой огранке грани располагаются параллельно и друг над другом, как ступеньки. Широкая верхняя площадка выполнена в виде многоугольника, а боковые грани – в форме трапеций или равнобедренных треугольников.

Ступенчатая огранка не вызывает бриллиантовый блеск, а подчёркивает окраску камня. Поэтому она применяется для прозрачных камней «средних цветовых тонов»: высокая огранка усиливает цвет, низкая – ослабляет.

Таблица или столовая огранка – одна из самых простых ступенчатых огранок. Обычно это плоский камень с большой площадкой: корона состоит из пяти граней, павильон – из четырёх. Вариацией можно считать огранку Зеркало с очень большой площадкой и неглубоким павильоном. Таблица применяется в основном для полудрагоценных и поделочных камней, которые часто используют в перстнях-печатках.

Багет – удлинённая версия Таблицы, огранка в форме прямоугольника. Такие формы, как Трапеция и Квадрат (Каре) , часто относят к разновидностям Багета.

Современная версия этой огранки появилась в начале 20 века. Её название происходит от фр. bague – до 17 века это слово обозначало драгоценные камни в целом. У Багета 14 граней, также встречаются 24-гранные версии. Технически она довольно проста, но в силу открытости граней требует высокой чистоты камня. В основном так гранят небольшие боковые камни в украшениях: алмазы, рубины, изумруды, топазы.

Другие четырёхугольники – Ромб, Воздушный змей, Эполет, Бочка, – считаются разновидностями Багета. Они отличаются наклоном углов и изогнутостью сторон. Как самостоятельные формы также выделяют Пятигранник и Шестигранник.

Изумруд (Изумрудная) или Октагон – ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Состоит она из 58 или 65 граней и внешне напоминает Багет, но углы здесь не острые, а скошенные.

Современные стандарты Изумруда были приняты в 1940-е – изначально эта огранка предназначалась именно для изумрудов, но со временем так стали гранить и сапфиры, и турмалины, и бериллы, и другие камни. Здесь тоже требуется высокая чистота и прозрачность камня, иначе недостатки будут заметны невооружённым глазом. Зато свет, который падает на поверхность, отражается широкими и яркими вспышками. По стоимости и по сложности это одна из самых доступных огранок.

Ашер – восьмиугольная огранка, которая выполнена в форме квадрата и по характеристикам похожа на Изумруд. Разработал её в 1902 году знаменитый голландский ювелир Джозеф Ашер, но популярность она обрела только в 1920-е годы. Оригинальная версия насчитывает 58 граней, а её модификация, Королевский Ашер, – 74 грани.

Фото 2: огранка изумруд

Фото 3: огранка ашер

Фасетная: фантазийная. Клиньевые разновидности

Клиньевые формы огранки часто считают вариациями круглой бриллиантовой. В данном случае на поверхность наносится множество граней в виде клиньев, которые хорошо раскрывают цвет камня и оживляют игру света в нём.

Овал – эта огранка выгодно отличается от круглой сохранением веса камня. Создал её в 1960-е годы ювелир Лазарь Каплан. У камней, огранённых овалом, обычно 57 граней, хотя их число может меняться. Удлинённая форма позволяет создать иллюзию большего размера камня, особенно выгодно она смотрится в кольцах. Используется овальная огранка в основном для крупных прозрачных камней – аквамаринов, аметистов, сапфиров, топазов.

Маркиз (Маркиза) представляет собой овал с заострёнными концами, похожий на лодочку. Эту огранку создали во Франции, в середине 18 века, и по легенде она посвящалась улыбке маркизы де Помпадур. Маркиз также насчитывает 57 граней и отличается небольшой потерей веса самородка: если изначально камень продолговатый, удаётся сохранить до 80%. Так гранят алмазы, аметисты, изумруды, рубины. Вариацией Маркиза считается огранка Челночок – у неё уже верхняя площадка и немного меньше граней.

Фото 3: огранка овал

Фото 5: огранка маркиз

Груша – эта огранка визуально напоминает каплю: один конец у неё закруглённый, другой – заострённый. Иногда её считают гибридом круглой бриллиантовой огранки и Маркиза. Гладкая площадка тоже выполнена в форме капли, граней-клиньев обычно 57. Такой камень должен иметь чёткую симметрию в точке сужения, поскольку именно там концентрируется игра света.

В форме Груши гранят аквамарины, аметисты, топазы. Огранка Панделок представляет собой вариант Груши, только павильон у неё более глубокий и округлый.

Бриолет, Капля, Маслина (Оливка) – разновидности вытянутой каплевидной формы. В отличие от Груши, у них нет ни площадки, ни рундиста. Поверхности Бриолета и Маслины полностью покрыты клиньями, только форма Маслины напоминает эллипс со срезанными концами. У Капли узкую верхнюю часть образуют длинные грани, вытянутые вниз, а округлую нижнюю часть – небольшие клинья. Камни, огранённые таким образом, преимущественно используют в качестве подвесок.

У вытянутых огранок Овал, Маркиз, Груша при нарушении пропорций и симметрии может проявляться оптический эффект «галстука-бабочки»: тёмное пятно в центре площадки.

Фото 5: огранка груша

Принцесса – прямоугольная клиньевая огранка, вторая по популярности для алмазов. Создал её в 1980-е годы ювелир Бецалель Амбар – первоначальную версию с 49 гранями он брендировал под названием Квадриллион . Принцесса имеет квадратные очертания и острые углы, а глубокий павильон, где сосредоточена игра света, оканчивается шипом. 58 граней создают блеск, который не уступает круглым бриллиантам, но при этом после огранки сохраняется около 80% камня.

Фландерс – модификация Принцессы, у которой 61 грань. Её тоже изобрели в 1980-е годы, назвав в честь бельгийского региона Фландрия. Отличается срезанными углами и очень сложной симметрией, поэтому процесс огранки занимает в три раза больше времени, чем создание круглого бриллианта.

Фото 6: огранка принцесса

Антик (Античная) или Кушон (Подушка) – эта огранка существует более ста лет и в своё время была почти так же популярна, как сегодня круглая бриллиантовая. По форме Кушон (англ. cushion – «подушка») действительно напоминает подушку. У камня закруглённые углы, 72 грани, он может быть квадратным или немного вытянутым. Так гранят алмазы, аметисты, сапфиры, изумруды, рубины, кварц и его разновидности. Кстати, другое своё название – Антик – огранка получила в знак признания исторических корней: её предшественницей считают Старую шахтную огранку 18 века.

Триллиант (Триллиан, Триллион) – клиньевая огранка треугольной формы, которую создали братья Ашер в начале 20 века. Углы камня могут быть острыми, скошенными или скруглёнными, у некоторых вариантов есть ярко выраженная треугольная площадка, у некоторых – нет. У классического Триллианта 43 грани, но современные варианты могут иметь 50 граней и больше. Эта огранка хорошо подходит светлым камням: алмазу, аквамарину, бериллу, белому сапфиру. Некоторые ювелиры с её помощью осветляют тёмные камни – танзанит, аметист, родолит. Разновидностями Триллианта можно считать огранки Щит и Троидиа, у которых стороны слегка выгибаются наружу.

Сердце – одна из самых сложных и дорогостоящих форм клиньевой огранки. Часто её применяют в эксклюзивных украшениях. По принципу она напоминает Грушу, но расщепляется с закруглённой стороны, принимая форму сердца. Камень обычно имеет равную длину и ширину, состоит из 59 граней – их число может меняться в зависимости от исходного размера камня. Так гранят рубины, аметисты, топазы, гранаты, иногда – цветные алмазы.

Шар или Сфера – довольно редкая разновидность клиньевой огранки, которая насчитывает от 120 граней и больше. Несмотря на то, что обработанный таким образом камень не будет сверкать очень ярко, сама огранка крайне трудоёмкая и требует высокого мастерства.

Фото 7: огранка сердце

Также стоит отметить коллекцию многоугольных «цветочных» огранок (Огненная роза, Подсолнух, Георгина, Календула, Цинния), которые создал знаменитый ювелир Габи Толковский, племянник создателя «идеального бриллианта». Они разработаны специально для сырых алмазов весом более 0,25 карата и основаны на необычных параметрах углов. Российские специалисты разработали десятиугольную огранку Хэппи, которая насчитывает 81 грань. Визуально она очень похожа на круглую бриллиантовую, но, как и многие другие фантазийные варианты, отличается меньшей потерей веса камня.

Смешанные виды огранки

Смешанная огранка сочетает в разных комбинациях гладкую и фасетную, клиньевую и ступенчатую. Например, с одной стороны камень имеет грани, а с другой остаётся гладким – плоским или закруглённым. Иногда огранка смешивается на одной и той же половине камня. При обработке учитывают оптические свойства камней разного цвета: от этого зависят такие параметры огранки, как, например, высота павильона.

К смешанному типу можно отнести и устаревшую огранку Роза : у неё плоское основание, нет ни рундиста, ни павильона. По сути это кабошон, выпуклая часть которого огранена клиньями. Первая Роза появилась в 16 веке, изначально у неё было не больше шести граней. За столетие их число увеличилось, изменилось размещение на короне, а также высота самой короны. Грани не всегда были симметричными, чаще встречались довольно неправильные очертания. Самые известные разновидности Розы:

  • Голландская
  • Полуголландская
  • Двойная голландская
  • Крестовая
  • Антверпенская

Французская огранка тоже считается смешанной. Появилась она в начале 1400-х годов, но в моду вошла лишь через два столетия. Площадка и рундист у неё квадратные, корона огранена треугольными клиньями, которые образуют диагональный крест, а павильон может быть ступенчатым. Её контуры в сочетании с 21 гранью обеспечивают высокую светоотдачу.

Барион – огранка, которую в 1971 году представил ювелир Базиль Уотермейер и назвал в честь себя и своей жены Марион. Один из вариантов имеет квадратную форму со слегка изогнутыми сторонами, 62 грани и сочетает ступенчатую корону с бриллиантовым павильоном. У огранки Барион две особенности: грани на рундисте выполнены в форме полумесяца, а четыре грани павильона, если смотреть на них сверху, через площадку, образуют крест.

Радиант также представляет собой комбинацию ступенчатой и бриллиантовой огранки. Разработал её в 1977 году Генри Гроссбард. Камень имеет прямоугольную или квадратную форму, восьмиугольный контур, срезанные углы и 70 граней. Название говорит само за себя – radiant в переводе означает «сияющий, лучистый». Совмещая лучшие черты двух видов огранки, она усиливает окраску цветных камней и сияние бесцветных.

В этом тексте мы постарались обобщить и выстроить в единую логику самые распространенные классификации камней. На выходе получился полный гид по огранкам. За аналитическую работу и создание структуры гида благодарим автора текста Ольгу Мартынову.

Для придания украшениям изысканного и благородного вида используется огранка камней. Это мастерство оттачивалось столетиями и имеет некоторые нюансы. Любой неограненный самоцвет не будет выглядеть привлекательно. Только опытный огранщик при минимальных потерях драгоценной массы способен создать настоящий ювелирный шедевр. Существует несколько типов огранки, которые позволяют обеспечить неповторимую игру света в драгоценных камнях.

Смысл обработки самоцветов

Огранка - механическая обработка драгоценных и полудрагоценных камней, предназначенная для придания им структуры, способной обеспечить максимальное проявление особенностей минерала. Суть этого процесса заключается в формировании на поверхности камней геометрически правильных фигур, складывающихся в единую форму. В результате создается необходимый эффект восприятия блеска и цветовой палитры.

Переливчатые световые эффекты создаются благодаря большому количеству граней, расположенных так, чтобы лучи света многократно отражались и преломлялись. Кроме этого, огранка полудрагоценных камней должна обеспечить в момент преломления луча света его разложение на спектральные составляющие. Каждый граненый самоцвет обладает не только уникальным видом граней, но и внешней формой.

Это весьма трудоемкий процесс, справиться с которым под силу лишь опытному специалисту. Минимальное количество граней составляет 30, а максимальное может превышать 200. Кроме этого, они должны располагаться под определенным углом и иметь идеально ровную поверхность. Также обработка самоцветов выполняет и другие функции, например:

  • проявление колорита минерала;
  • минимальные потери драгоценной массы;
  • совмещение стиля камня с конструкцией и палитрой украшения и т. д.

Виды огранки драгоценных камней, а также их форма, выбирается в соответствии с особенностями материала, размером и назначением ювелирного изделия.

Виды облагораживания

В первую очередь необходимо разобраться в терминах, используемых огранщиками. Зная их, можно при взгляде на самоцвет узнать много интересного. Принято выделять следующие элементы огранки:

Круглая огранка

А сейчас стоит рассмотреть виды огранки камней с названиями. Наиболее простой среди них является круглая. Уже по наименованию можно предположить, что минерал в этом случае не имеет граней. Наиболее распространенным видом круглой огранки является кабошон. Обработанный самоцвет чаще всего имеет плоское дно, а также выпуклый купол. При этом формы купола могут быть различными, например, лодочка, ромб, капля, сердце и т. д.

Именно таким способом обрабатываются полупрозрачные и непрозрачные минералы: нефрит, бирюза, опал и другие. Также существует несколько разновидностей кабошона. Так, непрозрачные самоцветы имеют плоское основание, а верх делается выпуклым.

Если в минерале есть внутренние дефекты, то чаще всего обе оконечности камня делают выпуклыми. Авантюрин, малахит, оникс и некоторые другие самоцветы после обработки имеют форму шара, и это еще один вид круглой огранки.

Фасетная круглая бриллиантовая

Используется при обработке прозрачных самоцветов, обладающих сильной световой дисперсией. Именно этот вид огранки в большинстве случаев позволяет качественно продемонстрировать игру света и блеск драгоценного камня при минимальных рисках нанесения внешних повреждений. Однако у этого вида обработки есть один существенный недостаток - большие потери массы, достигающие порядка 60%.

Среди других видов круглой фасетной огранки можно отметить еще два:

Фасетная ступенчатая фантазийная

Не позволяет добиться максимального блеска камня, но подчеркивает его окраску. Чаще всего используется для обработки прозрачных минералов, обладающих средними цветовыми тонами. Наиболее популярными являются следующие формы огранки драгоценных камней:

Фасетная клиньевая фантазийная

В большинстве случаев это вариации круглой бриллиантовой огранки. На самоцвет наносится большое количество граней, имеющих форму клина. Это позволяет не только раскрыть цвет минерала, но и качественно передать игру света в нем. Наиболее востребованными являются следующие виды клиньевой фасетной огранки:

Также следует вспомнить и о смешанных способах огранки драгоценных камней. При такой обработке используются различные сочетания гладкой, фасетной, ступенчатой и клиньевой, например, радиант, барион, французская, крестовая и другие виды огранки.

Процесс обработки камня

Облагораживание самоцветов можно разделить на несколько этапов. Сначала ювелир разделяет камень на части путем распиливания либо раскалывания. В первом случае потребуется специальное оборудование, а во втором - особая оснастка. Форма минералу придается с помощью одного из двух методов:

  • Обдирка.
  • Обточка.

Эти операции выполняются на станке, внешне напоминающем токарный, но значительно меньших габаритов. Сама же огранка состоит из шлифовки и полировки. Для выполнения первой операции применяется станок, оснащенный специальным вертикальным инструментом, вращающимся со скоростью около 3 тыс. об/мин.

Для шлифовки самоцветов применяется особая смесь, состоящая из алмазного порошка и оливкового масла. Шлифовальный состав наносится на специальные чугунные пластины станка, после чего проводится обработка самоцвета.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Ювелиры - квалифицированные мастера, способные увидеть в мутном осколке минерала прекрасный драгоценный камень и придать ему великолепную форму. Виды классической огранки драгоценных камней сегодня используются многими мастерами каменного дела и включают в себя три основных типа огранки - кабошон, круг и фацетная - которые, в свою очередь, подразделяются на 250 разновидностей. Конкретный тип обработки подбирается ювелиром в зависимости от определенных факторов: размера и вида минерала, его чистоты, твердости, оптических свойств и умений и навыков самого мастера.

Ниже представлен список видов камней, используемых мастерами всего мира.

Кабошон

Самый древний вид огранки драгоценных камней, при которой минералу придается выпуклая форма без фацетов. Обычно такой тип обработки используется для огранки непрозрачных либо полупрозрачных вставок, минералов с эффектом «кошачьего глаза». Огромную роль играет качество полировки и шлифовки камня, поскольку главным требованием к кабошонам является идеально гладкая поверхность.

Круг

Круг - классическая огранка драгоценных камней. Виды другими способами появились значительно позже ее. Впервые круглая огранка была придумана в 1900 годах. Именно в это время были изобретены алмазные пилы, которые дали мастерам-ювелирам возможность работать с алмазами и с их помощью обрабатывать другие алмазы, превращая их в бриллианты.

Круглая огранка камней и ее виды, разнящиеся в зависимости от количества граней, помогают создать уникальные и оригинальные украшения. Оптимальным видом считается огранка в 57 фацет - она придает бриллиантам блеск и показывает всю красоту и игру света в их гранях. Наиболее максимально такая огранка ценится при перекупке камней. Небольшие камни обрабатываются в 33 грани или 17 граней.

Большая потеря веса камня - характерная особенность данного типа огранки. Обработка минерала забирает порядка 50% первоначальной массы.

Овал

Виды огранок драгоценных камней включают в себя одну из разновидностей круглой обработки - овал. Ювелиры используют ее в основном для круглых самородков. Впервые овальная огранка появилась только в 1960-х годах.

Груша

Несмотря на столь необычное название, камни, обработанные таким образом, больше напоминают каплю. Боковые фацеты выполнены в виде клиньев, верхняя площадка гладкая, что обеспечивает игру света. Таким образом обрабатываются как средние, так и крупные камни. Груша подразделяется на такие виды огранок ювелирных камней, как бриолет и капля.

Маркиз

Данный вид обработки драгоценных камней был назван в честь маркизы де Помпадур - фаворитки короля Людовика XV. Кокетливая улыбка всемирно известной красавицы была увековечена в овальной огранке драгоценностей с продолговатыми, заостренными кончиками. По форме обработанные таким образом камни больше похожи на лодочку.

Ограненные под «маркиза» камни очень хрупкие: их удлиненные кончики легко можно сломать, поэтому такие украшения носятся очень аккуратно.

Багет

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя прямоугольную обработку - багет. По сути, он является показателем качества, поскольку показывает как минусы, так и плюсы камня. Во вставках такой формы невооруженным глазом можно заметить внутренние дефекты или ошибки огранки. По этой причине при выборе подобных украшений желательно обращать внимание на качество обработки камня.

Принцесса

Для «принцессы» характерна необычная игра света в камне, но при этом она выполняется в квадратной либо прямоугольной форме. Впервые появилась в 1960-1970 годах. Стоимость такого камня меньше, поскольку во время огранки он практически не теряет в весе. Бриллианты обрабатываются в форме «принцесса» для украшения обручальных колец. При помещении камня в оправу стараются закрыть прямые углы, поскольку они являются наиболее хрупкими.

Октагон

Виды огранок драгоценных камней ступенчатого типа включают в себя восьмигранную обработку. Самой популярной считается изумрудная огранка, защищающая минералы от сколов и повреждений, показывая с выигрышной стороны чистоту и оттенок камня.

Изумруд

Такой тип огранки представляет собой прямоугольник со срезанными углами и большими фацетами. Используют его в основном для обработки крупных камней идеальной чистоты, поскольку спрятать изъяны самородка за большим количеством граней невозможно. Не так играет светом, как круглая огранка или огранка «принцесса», но по яркости и силе преломляемых вспышек значительно их превосходит.

Триллион

Самая эффектная огранка драгоценных камней. По форме напоминает треугольник с клиньями. В зависимости от дизайна готового украшения, характеристик самоцвета и фантазии и умения ювелира могут меняться количество фацетов и форма камня, то является преимуществом триллиона. Впервые такой вид огранки был придуман в Амстердаме, а на сегодняшний день он является самым популярным в мире.

Сердце

Сложные и дорогостоящие виды огранок драгоценных камней включают данный тип - сердце. Используют его только при изготовлении эксклюзивных украшений. Красота каменного сердца зависит от мастерства ювелира, поэтому при выборе таких изделий в первую очередь смотрят на ровность контура.

Кушон

Нередко такой вид огранки драгоценных камней именуется античной, или антиком. Ювелиры прибегают к нему в тех случаях, когда требуется сохранить изначальный вид минерала. К примеру, практически все бриллианты огранялись именно в такой форме.

Радиант

Внешне камень, которому придали такую огранку, похож на квадрат или прямоугольник с обрезанными углами. Радиант объединяет в себе черты таких огранок, как "изумруд" и "принцесса". Ювелиры применяют его для минералов, которые должны быть показаны во всей красе: игра света, цвет, чистота, прозрачность и размеры камня демонстрируются при такой обработке. Такая огранка имеет больше мужественный и брутальный характер, поэтому ее нередко выбирают для создания мужских украшений. Визуально такие изделия укорачивают фаланги пальцев.

Ашер

Квадратные виды огранок драгоценных камней включают такую разновидность, как Ашер. Он во многом похож на Изумруд, но имеет большее количество фацетов. Изобретена такая огранка была в 1902 году в Бельгии братьями-мастерами по камню Ашер, наиболее популярна она стала в 1930 годах. В зависимости от размера камня изменяется количество граней. С ограненными в таком виде камнями изготавливаются изделия в стиле ар-деко.

Зачем обрабатываются драгоценные камни?

Огранка - механическая обработка полудрагоценных и драгоценных самоцветов, проводимая с целью придания камням нужной формы и строения, которые обеспечивают полное проявление особенностей материала. Во время процесса обработки на поверхности камня формируются правильные геометрические поверхности, которые складываются в нужную фигуру.

Огранка создает игру света, при которой демонстрируется оптимальное восприятие блеска и цветовой палитры самоцветов. Большое количество граней и их расположение гарантируют переливчатый световой эффект. Формирование и расположение фацетов и поверхностей многократно преломляет и отражает световые лучи, фокусируемые камнем. Цветовые переливы дают составляющие оттенки спектра, на которые раскладываются преломленные лучи.

Ограночная технология и обработка драгоценных и полудрагоценных камней с ее помощью подразумевает под собой два основных элемента: вид граней и внешнюю форму камня. Виды и формы огранки драгоценных камней на сегодня многочисленны, однако сам процесс придания самоцвету нужной формы очень трудоемок и длителен. Минимальное число фацетов составляет 30, а в сложных формах оно может достигать 240. При этом каждая из них должна быть выполнена под идеально правильным углом и с ровной поверхностью.

Исключая игру света в камне, огранка должна соответствовать нескольким критериям. Это:

  • Шлифовка материала.
  • Минимальная потерянная масса.
  • Проявление формы и колорита.
  • Соответствие камня всему украшению по цвету, форме, стилю.

В зависимости от типа камня, его размера и назначения готового украшения ювелир подбирает определенную форму огранки. Для некоторых видов камней - к примеру, изумрудов и бриллиантов - имеются свои формы огранки, для других используются любые типы.

Придать любому украшению благородный и привлекательный внешний вид может огранка драгоценных камней. Виды и способы обработки самоцветов изобретались и совершенствовались веками, и каждый из них обладает своими характерными особенностями. Без огранки любой, даже самый дорогой и будет казаться безделушкой. Только в руках настоящего мастера-ювелира самоцвет получает вторую жизнь и радует людей своей красотой, изяществом и неповторимостью.

Чтобы придать драгоценному камню правильную форму и раскрыть его истинный цвет, блеск и игру, ювелиры прибегают к помощи такого технически сложного процесса, как огранка. Руководствуясь знаниями о виде, размере, твердости и чистоте минерала, мастера наносят на его поверхность геометрически правильные грани и создают тем самым из грубых и неотшлифованных камней великолепные образцы, которые займут центральное место в ювелирном украшении.

Серебряные круглые серьги «Митра Ювелир» E-1038-IML с фианитом/ Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1038-IML с фианитом/ Серебряный кулон «Митра Ювелир» P-1038-IML с фианитом

Круглая огранка

«Круглая» огранка – одна из самых популярных, ее стали использовать одной из первых. Существует несколько разновидностей этого вида, самая популярная – «бриллиантовая», количество граней в которой доходит до 57. «Круглая» огранка хорошо пропускает свет и красиво его преломляет, максимально передавая всю красоту и уникальность камня.

Золотой кулон SOKOLOV 731526 с фианитом

Овал

«Овал», появившийся в конце 1950-х – начале 1960-х годов, представляет собой разновидность «круглой» огранки, он имеет вытянутую форму и клиновидные грани, которые преломляют свет и отражают все сияние и блеск минерала. Удлиненный силуэт является дополнительным преимуществом – «овал» создает иллюзию более крупного драгоценного камня. К тому же, например, кольцо с камнем такой формы позволяет визуально сделать пальцы более длинными и изящными.

Серебряные серьги Liza Geld 2453H/0-040051VL с фианитом

Багет

Эта разновидность огранки имеет прямоугольный контур, она появилась в 1920-1930-х годах, в период распространения стилей ар-деко и модерн. «Багет» сразу стал очень популярным благодаря простым линиям и стильной геометричной форме, которая сильно отличалась от традиционных. При изготовлении «багетов» требуется меньшее количество срезов, чем в других огранках, однако этот тип подойдет лишь для камней исключительной чистоты, иначе будут видны даже мельчайшие изъяны.

Золотые классические серьги SOKOLOV 6024039 с бриллиантом, топазом

Изумруд

Изумрудная огранка имеет форму прямоугольника со срезанными углами. При такой обработке драгоценных камней акцент делается не столько на блеске, сколько на прозрачности и оттенке минерала, которые в этом случае проявляются особенно ярко. Изначально этот вид был разработан специально для обработки изумрудов, но позже стал использоваться и для работы с другими драгоценными камнями, имеющих крупную форму и высокую чистоту.

Серебряные длинные серьги «Национальное Достояние» SEZ5719-B-nd с кварцем, цирконом

Кабошон

«Кабошон» представляет собой технику огранки, а также и сам камень с плоским основанием и полуокружностью правильной формы без каких-либо граней. Название впервые появилось во Франции и происходит слова «caboche», что переводится как «голова». Традиционный «кабошон» имеет овальную форму, но может быть круглым или грушевидным. И хотя большинство ювелиров предпочитают многогранные способы обработки минералов, некоторые драгоценные камни смотрятся выигрышно именно в таком виде. Сегодня этот вид чаще всего используется для полупрозрачных и непрозрачных минералов, имеющих изъяны или невысокие показатели преломления света.

Серебряные серьги «Митра Ювелир» E-1121-SA с сапфиром, фианитом / Серебряное кольцо «Митра Ювелир» R-1121-SA с сапфиром, фианитом

Груша

Этот вид огранки произошел от классической круглой. Он имеет каплевидную форму, плоскую поверхность и клиновидные фасеты по краям, которые красиво отражают свет и дают великолепное сияние. При грушевидной обработке драгоценных камней важно стремиться к идеальной симметрии: заостренная вершина должна совпадать с центром закругленной стороны – только при этом условии концентрация блеска будет максимальной. Такая форма огранки особенно выигрышно смотрится в таком украшении, как кулон или длинные классические серьги.

Золотое кольцо SOKOLOV 713585 с раухтопазом, фианитом

Квадрат

Ее название произошло от латинского слова «exquadra», что так и переводится – «квадратная форма». Драгоценные камни в виде квадрата выглядят необычно за счет сторон одинаковой длины и «ступенчатой» огранки, при которой все фасеты – грани – наносятся поэтапно и строго параллельно краям, образуя подобие пирамиды со срезанной вершиной. «Квадрат», как и другие геометричные и угловатые фигуры, чаще всего используется для изготовления вставок в кольца, браслеты, а также серьги.

Золотые классические серьги «Национальное Достояние» 40966A-nd с фианитом

Принцесса

Огранка «Принцесса» занимает второе по популярности место среди остальных видов после круга. В отличие от «квадрата», она имеет большее количество граней, которые отражают свет от поверхности минерала. Преимущества этого вида огранки особенно хорошо видны на прозрачных драгоценных камнях. К тому же, «принцесса» позволяет максимально сохранить первоначальный вес минерала.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S122-4394AM с аметистом, фианитом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» ЛК122-4394АМ с аметистом, фианитом

Маркиз

По легенде столь необычный тип огранки появился во Франции во времена правления Людовика XV. Желая сделать своей возлюбленной подарок, король выбрал поистине роскошный и необычный способ. Удлиненный силуэт камня, по задумке, должен был напоминать великолепную улыбку его фаворитки, маркизы де Помпадур. Для этого типа главное – стремление к совершенной симметрии. Две конечные точки должны совпадать друг с другом, деля камень на две идеальные половины. Камни с огранкой «маркиз» чаще устанавливаются вертикально и, как правило, встречаются в кольцах, серьгах и ожерельях.

Золотые классические серьги «Ювелирные Традиции» S120-1363TL с топазом / Золотое кольцо «Ювелирные Традиции» K120-1363TL с топазом

Триллион

Огранка с оригинальным названием «триллион» является самым молодым способом обработки минералов, возникшим в 1980-е годы в Амстердаме, и имеет интересную форму треугольника с ровными или закругленными краями. При такой обработке тоже очень важна симметрия и пропорции – для правильного рассеивания света. Только так удается наилучшим образом подчеркнуть блеск и цвет драгоценных камней в ювелирных изделиях .

Серебряные классические серьги «Национальное Достояние» MT1247-E1335A51BRR_001WG-nd с цирконом / Серебряное кольцо «Национальное Достояние» MT1247-R1335A0BRR_001_WG-nd с цирконом

Сердце

Сердцевидная огранка напоминает «грушу», но в отличие от нее имеет вырез в верхней части. Романтичная форма и изумительное сияние достигаются не только за счет искусной симметричной обработки, но и во многом благодаря интуиции ювелирного мастера при выборе камня. Две половинки сердца должны быть закругленными и совершенно одинаковыми, а вырез – четким и пропорциональным относительно всего камня. Сердце считается очень популярным выбором для сережек, подвесок и колец.