Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей. Особенности развития общения в раннем возрасте Общение матери с ребенком раннего возраста



Ранним возрастом называется период развития малышей от одного до трех лет. Дети в этот период интересуются всем, что их окружает. Дети 1-3 лет развиваются в деятельности, которая связана с манипулированием предметами, смысл и предназначение которых малыши узнают посредством общения со взрослыми. Связь между словами и предметами дети начинают устанавливать с 1,5 лет. Малыши в этот период уже умеют называть отдельные слова. В дальнейшем уровень общения напрямую связан с развитием речи ребенка. Малыши еще не владеют навыками полноценного общения, но основы их уже были заложены в течение первого года жизни.
Вопросы общения детей в раннем возрасте всегда являются весьма актуальными, поскольку именно процесс общения - фундамент нормального психического развития личности. Без него становится невозможным установление контакта между собеседниками и формирование гармоничной личности. Недостаток общения взрослых и детей в раннем возрасте приводит к отклонениям: педагогической запущенности и даже задержке развития.   Именно в этот период закладываются основы здоровья как физического, так и психического. Будущее малышей полностью зависит от тех условий, в которых происходит их развитие в раннем детстве.

В период 1- 3 лет малыш еще сильно нуждается в тесном эмоциональном контакте с родными ему людьми. Но в этот же период у него уже проявляется потребность в партнерстве и совместных действиях со взрослыми.
Интересно наблюдать за детьми в раннем возрасте, когда они начинают "видеть" рядом с собой других детей. Очень важно родителям дать возможность побыть в обществе детей. Также очень полезно маленьким детям просто наблюдать за тем, как общаются между собой другие. Вы увидите, как через некоторое время им будет намного проще начать общаться и контактировать с другими детками и в первую очередь со сверстниками. Если ваш кроха воспитывается в основном в одиночестве, ему сложно будет вступать в диалог с окружающими и контактировать с ними.                 

У детей в раннем детстве (1-3 года) начинают появляться важнейшие функции: ходьба, речь, манипулирование предметами. Взрослые в процессе общения должны обязательно акцентировать внимание на функциональное предназначение предметов, окружающих малыша. В этот период именно взрослые - это главные люди, которые помогают крохе познавать мир.

Основным объектом общения являются предметы и их предназначение, которое так желают познать все без исключения малыши.

В раннем детстве у детей основой деятельности является подражание поведению окружающих его взрослых. Наши дети пытаются повторить за нами абсолютно все! У нас малыши обучаются использованию предметов именно так, как это принято в культурном обществе. К двухлетнему возрасту основным стимулом общения для ребенка становится безупречный авторитет взрослых. Дети копируют их движения, речь, мимику, интонацию. В процессе подражания взрослым, малыши осваивают новые модели поведения. Период раннего детства - это основное время, когда вырабатываются способы поведения ребенка в обществе, которые останутся с ним на всю жизнь. Получается, что люди совершают действия, которые совершили бы в подобной ситуации взрослые, которые окружали их в раннем детстве.

Основные потребности малышей в раннем детстве:

Главная потребность малыша 1-3 лет - это разнообразное общение. Потребности во взаимодействиях со старшими уже появилась у малыша в шестимесячном возрасте. Важную роль она будет играть до достижения возраста четырех лет.

Старшие для малышей в раннем детстве являются:

Партнерами в играх;
Оценщиками навыков, умений и знаний;
Источниками познаний;
Образцами для подражаний.

Если рядом с крохой будут заботливые и внимательные взрослые, то он овладеет всеми важными навыками в общении.

Особенности общения малышей со сверстниками:

Формирование отношений малыша со сверстниками проходит в несколько стадий:

1. Он воспринимает сверстника как объект (любит трогать его, прикасаться к частям его лица);
2. С 1,5 лет начинают появляться игры рядом;
3. К двухлетнему возрасту он начинает комментировать все свои действия от третьего лица;
4. После исполнения 2-х лет малыш начинает сравнивать себя с другими, у него происходит зарождение самооценки и основ взаимоотношений с другими людьми;
5. К трем годам появляются признаки самостоятельности ребенка.

Игры рядом, а не вместе:

Ребенок раннего возраста играет в игры в непосредственной близости от сверстников, но еще не умеет играть вместе с детьми. Лучше всего у него получаются совместные игры такие, как бег толпой, выкрикивания, подпрыгивания, гримасы. В сюжетные игры дети в этот период не умеют играть, хотя уже появляются зачатки таких игр, когда партнерами являются не дети, а игрушки.

Играем в одиночестве: это нормально...:

Случается, что родители ребенка раннего возраста переживают по поводу того, что ребенок не дружит со сверстниками, а играет сам. Если понаблюдать за детьми в детском садике, то легко можно заметить, что они играются по одиночке, иногда могут объединяться, например, чтобы покатать кукол или управлять игрушечными машинами. Но через некоторое время они увлекаются другими объектами и продолжают играть сами по себе без каких-либо предупреждений. Такие поступки никогда не обижают других детей.

Застенчивость и осторожность малышей:

Дети до трех лет очень сложно вступают в контакт с другими малышами или незнакомыми, редко дают ответы на разные вопросы и просьбы, держатся как можно ближе к маме. Проявление застенчивости и осторожности у малышей в этом возрасте считается нормой. Наоборот, должно вызывать тревогу, когда ребенок раннего возраста свободно общается со всеми окружающими и не реагирует на реакцию родителей по поводу его поведения. Малыши в этом возрасте нуждаются в помощи близких, присутствии их рядом. У них еще имеется недостаточное развитие навыков общения, поэтому они чувствуют себя неуверенно в ситуации общения с посторонними. Это нормально и пройдет с возрастом.

Проверяем потенциал общения ребенка:

Дайте ответы "да" или "нет" на предлагаемые вопросы.

1. Интересуется ли малыш чужими детьми?
2. Проявляет ли малыш признаки доброжелательности, находясь рядом с чужими детками?
3. Может ли ваш ребенок вместе со знакомыми или малознакомыми детьми бегать, играть на площадке, визжать?
4. Делится ли ваш кроха своими игрушками с чужими малышами?
5. Малыш проявляет терпение в то время, пока чужой ребенок поиграет его игрушками?
6. Ваш ребенок во время игр смотрит в глазки другим детям?
7. Ребенок бывает инициатором общения (дает игрушечку, берет за руку, улыбается)?
8. Если вы скажете ребенку о встрече на площадке со знакомыми детьми, он начнет быстрее собираться?
9. Ваш малыш обладает способностью жалеть других ребят?
10. Воспитатель детского сада отмечает, что ваш малыш дружелюбен?

Если у вас большинство ответов «да», то у ребенка хороший потенциал общения.

Как развивать навыки общения:

Не завышайте требования к своему малышу. Не просите от малыша то, что он не сможет сделать из-за возрастных особенностей;
Дайте малышу оценить вашу реакцию на посторонних;
Во время проявления нерешительности и стеснения крохи, общайтесь с окружающими «от него», встречаясь с ним взглядом. При этом обязательно улыбайтесь;
Не заставляйте малыша очень быстро включаться в общение с посторонними;
Будьте ребенку отличным примером правильного общения;
Водите малышей в парки, посещайте разнообразные детские праздники;
Наблюдайте со стороны за общением вашего крохи с другими детками;
   Поощряйте самостоятельность.

Родители всегда должны помнить о том, что возраст 1-3 года является прочным фундаментом для формирования нормальной самооценки личности малыша. Это возраст, когда малыш впитывает от старших мнение о самом себе, которое оказывает очень сильное влияние на процесс дальнейшего развития.   Ребенку очень важны слова, которые говорят о нем близкие люди.

Критерии гармоничных отношений ребенка с родителями:

1. Уверенность ребенка в родительской любви и заботе;
2. Признание прав ребенка на проявление своей индивидуальности и своего мнения;
3. Ощущение чувства независимости в общении с родителями.

Уважаемые родители! Укрепляйте у ребенка уверенность в себе! Будьте авторитетом для своего малыша!


29. Общение детей раннего возраста.

Общение со сверстниками

Общение детей раннего возраста (до 3-х лет) друг с другом происходит с помощью различных действий. 1. Отношение к сверстнику как к «интересному объекту». Ребенок рассматривает сверстника, его одежду,

лицо, подходит близко к нему. Такие действия проявляются и по отношению к другим детям, и ко взрослым, и даже к неодушевленным предметам.

2. Действия со сверстником как с игрушкой. Причем эти действия отличаются бесцеремонностью. При этом сопротивление «игрушки» вовсе не интересует малыша, ребенок может схватить ровесника за волосы, потрогать за нос, похлопать по лицу. Эта форма взаимодействия уже не встречается в общении со взрослыми.

3. Наблюдение за другими детьми и подражание им. К этой категории действий (характерных как для общения с детьми, так и со взрослыми) относится взгляд глаза в глаза, улыбки, словесные формы общения.

4. Эмоционально окрашенные действия. Эта категория действий является специфической для детского общения и, как правило, не используется при контактах «взрослый-ребенок». Малыши прыгают вместе, хохочут, подражая друг другу, падают на пол и кривляются. Причем к этой категории относятся и негативные действия: дети пугают друг друга, дерутся, ссорятся.

1-й год жизни . Таким образом, если для детей 1-1,5 лет в большей степени характерно отношение к сверстнику категорий 1 и 2, то после 1,5 лет поведение ребенка становится не таким бесцеремонным. Все чаще и чаще дети обнаруживают поведение, характерное для 3-й и 4-й категорий.

2-й год жизни . Совместные действия между детьми второго года жизни еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, так как дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать обоюдные интересы. Очень часто конфликты возникают из-за игрушки. И, тем не менее, интерес к сверстнику постепенно растет. 3-й год жизни.

На третьем году общение между детьми активизируется. Они уже вступают в совместную игровую деятельность, которая доставляет им большое удовольствие. Большинство совместных игр основано на стремлении детей подражать друг другу. Помощь взрослого. Несмотря на то, что дети раннего возраста нуждаются в контактах со сверстниками, им все еще нужна помощь взрослого в установлении и поддержании контактов и в разрешении возникающих конфликтов. Эксперименты показывают, что если взрослый привлекает внимание детей друг к другу, обращается к ним по имени, хвалит детей в присутствии сверстников, подчеркивает достоинства, то в этом случае дети с большим интересом относятся к совместному общению: они чаще улыбаются, доброжелательнее относятся друг к другу, стремятся вызвать интерес к себе. В результате между ними чаще возникают совместные игры.

Общение с взрослыми

Большую роль в формировании будущих отношений между ребенком и другими людьми играет характер взаимодействия ребенка и взрослого в период раннего детства. Именно в этот период формируется ранняя детская привязанность. Считается, что для полноценного развития малыша необходимо тесное взаимодействие с одним человеком, обычно с матерью. Если эти отношения носят эмоционально положительный характер, то у ребенка формируется ранняя детская привязанность.

Привязанность - это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующихся потребностей ребенка в безопасности и любви. Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.. Существует еще и множественная форма привязанности, которая возникает в том случае, если за ребенком ухаживает сразу несколько человек. В любом случае тесные эмоциональные контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими его людьми. У ребенка после 1,5 лет появляется стремление к самостоятельности, но он все еще не может обойтись без помощи взрослого в освоении новых предметов и видов деятельности.

По словам Д.Б.Эльконина (1995), ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Деловой мотив становится главным мотивом общения. Если ребенку уделяют мало внимания в плане общения с ним, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые пытаются предвосхитить любой запрос малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную жестами, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия. Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, взрослому необходимо знать некоторые возрастные особенности детей. Так, ребенок раннего возраста лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем содержащие запреты, поэтому слово «нельзя» часто остается без внимания малыша. На третьем году жизни ребенок начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними. В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание малыша. Дети с удовольствием слушают все, о чем говорят старшие между собой, кроме того, они увлекаются сказками или стихами, которые читают им взрослые. Физическое и эмоциональное развитие ребенка также во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с малышом.

Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий - один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Не смотря на то, что на протяжении раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка, но уже на первом году жизни младенцы начинают проявлять интерес к сверстникам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»

Консультация

«Особенности общения детей раннего возраста с взрослыми».

Педагог-психолог

2013

Взрослый продолжает оставаться главной фигурой для детей З - го года жизни, т.к. дети во многом еще зависят от него. Взрослые - промежуточное звено между детьми и окружающим миром. Маленькие дети не могут познавать мир, если им не объяснят смысл того, что они видят, слышат и т.д. Пожарная машина остается для них шумной пугающей, непонятной вещью до тех пор, пока взрослый не объяснит, что это пожарная машина, она спешит с пожарными тушить огонь. Без помощи взрослого ребенок не может справиться с различными бытовыми ситуациями. Раздеться? - Пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому ребенку и не всегда. Самостоятельно есть ложкой, многие уже умеют, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют.

В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то больно ушиб коленку, то сверстник отнял лопатку и не отдаёт или сердитая собака бежит на встречу. Во всех случаях ребенок ищет помощи, сочувствия, защиты и может найти их только у взрослых.

Ребенку третьего года жизни необходимо знать чувствовать, что взрослый готов ему помочь, поддержать, защитить. Общение с взрослыми как бы вплетается в новую для ребенка сферу овладения предметными действиями. Взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания, как человек, оценивающий знания и умения ребенка.

Потребность ребенка в поддержке и оценке взрослыми его действий - один из основных стимулов поведения в раннем возрасте. Внимание взрослого придает ребенку уверенность в своих силах, поддерживает его тонус, дает ощущение важности его дел. Ведь недаром дети так любят устраивать со своими игрушками поближе ко взрослому. даже если они оба заняты своими делами, малыш чувствует себя спокойнее и увереннее в присутствии взрослого, который изредка поглядывает на него, разговаривает с ним или просто улыбается ему.

Строя свои взаимоотношения с ребенком второго года жизни, родителям необходимо знать, что ребенок лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении:

«Почему он не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные указания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по своему, как будто бы на зло». Нет, ребенок не пытается досадить Любиной маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания. В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!» сказать: «положи на место!» вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего - либо».

Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать свое поведение в соответствии с ними, В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой, В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки, стихи, которые читают им взрослые. И эту уникальную возможность не стоит упускать.

Не смотря на то, что на протяжении раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка, но уже на первом году жизни младенцы начинают проявлять интерес к сверстникам. Но до 1,5 лет дети обычно действуют со сверстником как с неодушевленным предметом, игрушкой и малочувствительны к протестам и гневу сверстников, недовольного тем, как с ним обращаются.

После 1 ,5 лет в отношении детей происходит заметный перелом. Идут на убыль действия с ровесником как с неодушевленным предметом, бурно нарастают инициативные действия, чтобы заинтересовать собою сверстника, одновременно нарастает чувствительность малышей к отношению сверстников.

Со сверстниками ребенок общается на горизонтальной плоскости. Перед ним равное существо, которое так же легко освобождается от внешних окон и готово разделить стремление к самовыражению. В общении с ровесниками ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в обществе.

Отсутствие опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей.

К концу второго года жизни возникает особая форма общения со сверстниками - эмоционально окрашенная игра. Большинство совместных игр основано на стремлении друг другу подражать, дети вместе прыгают, падают на пол, кривляются.

Примерно с 1,5 лет дети начинают бояться незнакомых детей. Они могут переставать играть, прятаться за маму, и даже плакать при приближении других детей. К 2 - 2,5 годам эта тревога при встрече с другими детьми должна пройти. Совместные действия детей в этом возраста еще не носят постоянного характера, они возникают спонтанно и быстро затухают, т. к. дети еще не умеют договариваться друг с другом и учитывать интересы друг друга. Очень часто возникают конфликты из-за игрушек. Играть игрушкой одному или уступить ее другому - решить в этом возрасте непросто. Нравиться нам это или нет, но дети в этом возрасте собственники. Поэтому, покушение на игрушку - это покушение на его безопасность, на его личное пространство, даже мы взрослые не любим делиться, но требуем этого от детей. А ведь для малыша обладание машинкой или куклой, тоже самое, что для нас владение телевизором или машиной. Необходимо осознать право ребенка на собственность - это снимет многие ненужные проблемы.

Литература

1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Психология общения в детском возрасте, 3 – издание, из серии «Детскому психологу» Питер, 2008 г. - 272с

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости, Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001 г. - 464с.

3. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. - 164с.

4. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 г. - 445с.


Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить . Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает ; какой речевой фон привычен для ребенка , а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей , которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком .

Развитие умения вступать в диалог

Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком , не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

Давайте ребенку время , чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка . Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

Показывайте ребенку , как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать , что общение - дело благодарное .

Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки - это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией - это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка , как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас) .

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа : «ку-ку!» , «телефон» , «мне-тебе» ,строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство : «Это - мне, а это - тебе. Я говорю "алло!", теперь ты говори. Ку-ку - где малыш? Ку-ку - вот он! Ку-ку - где мама? Ку-ку - вот она» и пр.

Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

Копируйте вашего ребенка , проводя упражнения в игровой форме.

Давайте ребенку время на ответ . Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно : засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

При необходимости помогайте ребенку , дополнительно может понадобиться и физическая помощь : сделать движение совместно с ребенком , его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать :

Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос : «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком . Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения .

Умение отказываться :

Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет» , «не надо» .

Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами , сопровождая словом-отрицанием «нет» .

Умение здороваться и прощаться :

11 День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции , хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией :

Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету - назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку .

Вопросы «Что это?» , «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать :

Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры : предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Игра со звуками :

Покажите ребенку , какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни :

Ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов : «бах» , «бум» , «хлоп» и пр.

Несколько правил , важных для успешного развития навыков общения у ребенка

Давайте малышу время на ответ - это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

Слушайте. и ждите.

Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения : интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении .

Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка . Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения .

Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил , клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то , что ребенок не умеет , не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности - от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры , которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка .

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

Простые правила для совместной игры :

Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее , чем «правильная » игра - не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

Игрушки для игры отбирает сам ребенок . Не навязывайте свой выбор - это ведь только ваш выбор.

Не бойтесь шумной игры - шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку .

Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок - в этом виноват не ребенок , а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями» , не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно , но твердо. Нарушение ограничений - конец игре!

Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения - это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример : «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/) . Лучше : «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!» .

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия :

Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе : мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

Уделяйте ребенку позитивное внимание - поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

Не укоряйте ребенка за неумение играть ! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками : возня и валяние в обнимку с игрушками - это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание - это игра, катание и перетаскивание - это игра, прятанье и искание - это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) - это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка .

Как воспитывать зрительное восприятие :

Привлекать внимание ребенка к красивым , эстетичным предметам, картинам природы;

Рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

Находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления : «Ах, как красиво! Какая прелесть!» ",

Поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

Окружать малыша приятными глазу вещами : игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие :

Привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам , имитируя их звучание;

Учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

Читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

Создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.) ;

Разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию .

Как воспитывать тактильное восприятие :

Привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

Ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.) ;

Играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами : фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка . Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка , ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило , пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Рудный қаласының әкімдігі «№ 11 балабақша» КМҚК

КГКП «Ясли - сад №11» акимата города Рудного

«Эффективное взаимодействие

с детьми раннего возраста»

Педагог – психолог: Яковенко Т.В.

п. Качар

2017 г.

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Задачи:

Ознакомление педагогов с особенностями адаптационного периода детей раннего возраста,

Развитие навыков эффективного общения и взаимодействия с детьми раннего возраста,

Ознакомление педагогов с особенностями работы с родителями в период адаптации детей к ДО,

Улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья педагогов.

    «Кубик настроений»

Воспитатели говорят о своём настроении в данный момент, затем подкидывают кубик и говорят об эмоциональном состоянии (в какие моменты они его испытывают), которое изображено на верхней грани кубика.

    «Ассоциации»

Воспитатели подбирают слова – ассоциации, характеризующие детей раннего возраста.

    «Мозговой штурм»

Педагоги перечисляют признаки, особенности, характеризующие детей раннего возраста.

    «Проигрывание ситуаций»

Каждый воспитатель берёт карточку – задание и обыгрывает с педагогами заданный игровой момент. Психолог по ходу создаёт ситуации, которые требуют применения эффективных методов и приёмов во взаимодействии с детьми раннего возраста.

Варианты заданий:

    провести пальчиковую гимнастику;

    привлечь внимание детей к игре;

    рассказать сказку;

    организовать режимный момент по привитию культурно – гигиенических навыков.

Взаимодействие взрослых с детьми раннего возраста имеет свою специфику. Маленький ребенок способен воспринимать обращения взрослых преимущественно тогда, когда они адресованы ему лично. Занятия, в ходе которых воспитатель обращается не к каждому малышу, а к группе в целом, менее эффективны. Даже на тех занятиях, которые предполагают коллективные формы организации (музыкальные, физкультурные и др.), необходимы не только обращения к группе в целом, но и индивидуально к каждому ребенку. Маленькому ребенку важно присутствие рядом взрослого, взгляд в глаза, ласковое прикосновение. При общении с детьми раннего возраста необходимо опираться на их практические действия в конкретной ситуации. На этом этапе развития чисто вербальные методы воспитания и обучения - инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию и т. п. - чаще всего оказываются неэффективными. Мышление и речь маленького ребенка тесно связаны с его непосредственным опытом, его обобщения и суждения зависят от степени овладения предметными действиями, поэтому многие абстрактные объяснения и требования взрослых могут быть непонятны малышу. Речевое общение с ребенком должно быть включено в контекст его реальной жизнедеятельности, главное место в которой занимают действия с предметами. В работе с детьми раннего возраста следует учитывать характерную особенность их психической организации - непосредственность и эмоциональность восприятия окружающего мира. Они способны сосредоточивать свое внимание только на том, что им интересно, что их увлекает. Эмоциональное вовлечение детей в ту или иную деятельность, включенность в нее воспитателя создают «общее смысловое поле» взаимодействия, стимулируют собственную активность каждого ребенка.

    Все воздействия взрослых должны быть выразительными, эмоциональными и «заразительными».

    Слова воспитателя должны быть не просто включены в контекст реальных действий, но иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами, движениями, мимикой.

Приложение 1

    Установите определенные правила в группе, ежедневное следование которым поможет вам избежать большого количества нотаций, а детям стать увереннее и спокойнее.

    Введите чёткую систему запретов. Их должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности ребенку. Старайтесь следовать им неукоснительно. Будьте последовательными. Не позволяйте детям то, что ещё вчера было запрещено, и не запрещайте то, что еще вчера было позволено.

    Будьте вежливы с детьми. Тогда ребенок, скорее всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия. Сотрудничайте с детьми, а не командуйте ими. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку. Контакт глаз и общение на равных необходимы при взаимодействии с детьми.

    Формулируйте запреты кратко, конкретно. Лучше сказать ребенку: «Горячо!», «Грязно!», чем «Нельзя!». «Нельзя» (произносится решительно и громко, глядя ребенку в глаза) употребляйте в случае реальной опасности жизни и здоровью ребенка.

    Расширяйте поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ребенку, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте детям примеры различных реакций на события.

    Используйте в общении с детьми краткие, четкие, понятные им инструкции. Не увлекайтесь распространенными нотациями: скорее всего, из вашей речи дети поймут лишь то, что вы недовольны ими или не любите их (дети чутко реагирует на интонационную выразительность гораздо больше, чем на смысловую сторону речи).

    Оценивайте поступки и действия ребенка, а не его личность. Нет плохих детей, есть нежелательные для взрослых поведенческие реакции малыша.

    Будьте терпеливыми. Не допускайте чрезмерных эмоциональных вспышек в ответ на поведение ребенка.

    Чаще хвалите детей, говорите, что рады их видеть, рады что дети пришли в детский сад.

ВНИМАНИЕ!!! Манера общения между взрослыми в присутствии детей, является определяющим моментом для становления личности и развития малышей.

Приложение 2

Как составлять правила для детей раннего возраста

    Правило должно быть конкретным: «после игры ОБЯЗАТЕЛЬНО убираем игрушки и т.д..». Одно и то же правило лучше повторить для детей несколько раз: «Поиграли – уберем игрушки. Сейчас уберем игрушки и т.д..».

    Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими (сами соблюдают порядок, моют руки перед едой, говорят тихо). Это послужит хорошим примером для детей.

раннего возраста.

Быть последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.

Быть вежливым с ребенком. Тогда ребенок, скорее всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия.

Сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.

Вводить четкую систему запретов. Их должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности ребенку. Старайтесь следовать им неукоснительно.

Формулировать запреты кратко, конкретно. Лучше сказать ребенку: «Горячо!», «Грязно!», чем «Нельзя!». «Нельзя» (произносится решительно и громко, глядя ребенку в глаза) употребляйте в случае реальной опасности жизни и здоровью ребенка.

Устанавливать определенные правила в семье, ежедневное следование которым поможет вам избежать большого количества нотаций, а ребенку стать увереннее и спокойнее.

Расширять поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ребенку, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте детям примеры различных реакций на события.

Использовать в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь распространенными нотациями: скорее всего, из вашей речи ребенок поймет лишь то, что вы недовольны им или даже не любите его (ребенок чутко реагирует на интонационную выразительность гораздо больше, чем на смысловую сторону речи).

Оценивайте поступки и действия ребенка, а не его личность. Нет плохих детей, есть нежелательные для родителей поведенческие реакции малыша.

Наказывая ребенка, будьте не чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша (предпочтительнее использовать метод разъяснений и бесед в доброжелательной форме).

Быть терпеливыми. Не допускать чрезмерных эмоциональных вспышек в ответ на поведение ребенка.

Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки.

Контакт глаз обязателен.

Общение на равных.

ВНИМАНИЕ!!! Манера общения между взрослыми в присутствии ребенка, является определяющим моментом для становления личности и развития малыша.

Как составлять правила для детей раннего возраста

Правило должно быть конкретным.

После игры ОБЯЗАТЕЛЬНО убираем игрушки и т.д..

Одно и то же правило лучше повторить для ребенка несколько раз.

Поиграли – уберем игрушки. Сейчас уберем игрушки и т.д..

Правило можно не только произнести, но и нарисовать.

Взрослый рисует картинку-обозначение, действие, понятное ребенку.

Повторяя ребенку правило, постарайтесь, чтобы оно прозвучало не как приказ, а как доброжелательный совет, обосновывая его разумность.

Проговаривая правило, взрослый следит за своей интонацией, обозначая совместное действие с ребенком: «Перед едой МОЕМ руки, чтобы они были чистые» и т.д..

Правила должны быть сформулированы в позитивной форме.

Лучше сказать: «ГОВОРИ ТИХО », чем «Не кричи», «ДАВАЙ ИГРАТЬ ДРУЖНО», вместо «Не дерись» и т.д..

Если ребенок испытывает правило на прочность, провоцируя вас на крик, оставайтесь спокойным и «твердым» в выполнении правила.

Используем игровые моменты: «Мы обязательно помоем руки перед едой, и они нам улыбнутся» (после мытья рук поиграть с ладошками и пальчиками, лучше с проговариванием потешек).

Взрослые должны сами неукоснительно выполнять правила, введенные ими. Это послужит хорошим примером для ребенка.

Взрослые члены семьи сами соблюдают порядок, моют руки перед едой, говрят тихо и корректно и т. д.

Совместные действия с ребенком (вместе чистим зубы,чистим зубы кукле, моем руки, моем руки кукле, убираем игрушки и т.д.)