История возникновения детской одежды. Конспект НОД для детей подготовительной группы с презентацией. Мы модельеры и дизайнеры. История возникновения и развития одежды


МБДО ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №43

Конспект занятия

«История возникновения одежды»

для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Дедюхина Л. Ю.

Программное содержание:

Расширятьпредставления детей об истории развития цивилизации, об образе жизни человечества в древности.

Формировать представления детей об истории происхождения одежды.

Формировать навыки сотрудничества у детей со сверстниками;

Развивать речь детей, расширять словарный запас.

Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность;

Воспитывать интерес к истории человечества, любознательность.

Материал для занятия: Иллюстрации, изображающие людей в одеждах различных эпох. Кусочки шерсти, различных тканей (мех, кожа и др.).

Ход занятия

Звучит музыка, дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на внешний вид детей, отмечает какие они все симпатичные, а какая одежда на них красивая.

Я хочу загадать вам загадку, отгадав которую, вы поймете, о чем пойдет речь сегодня на занятии.

Созданы людьми предметы

Чтоб на тело надевать,

Чтоб в жару не задохнуться,

И в мороз не замерзать! (Одежда)

Вы хотите узнать, как и когда появилась одежда? И какую одежду носили давным-давно люди?

Введение в проблему:

Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. Мы узнаем, как люди одевались раньше, и как со временем менялась одежда.

Для этого надо встать в круг, закрыть глаза и тот кого я коснусь рукой тот же час окажется в прошлом.

Вокруг вас я обойду, в путешествие возьму.

Один, два, три, четыре, пять можно глазки открывать.

Ребята, откройте глаза (воспитатель обращает внимание на экран проектора). Посмотрите, мы с вами перенеслись в древний мир.

(Слайд 1; 1мин ).

Обратите внимание на этого человека и его одежду.

Как он одет? (в шкуру животного)

А почему он одет в шкуру животного? (не было другого материала)

Одежда из шкур была основной одеждой у древних людей.

Шкуры животных древние люди обрабатывали простейшими орудиями труда: осколками камней (Слайд 2; 30 сек. ).

Позже они научились шить и даже придумали делать иглы из кости

(Слайд 3; 30 сек.).

Как вы думаете, для чего людям понадобилась одежда? (Нужно было закрыть себя от жары или холода, предотвратить свою кожу от укусов насекомых, змей и прочих животных).

- Время шло, менялся человек, а вместе с тем менялась и одежда человека. (Слайд 4; 1мин ).

В разных частях света люди одевались по-разному. Появилась ткань.

Вот так одевались в древней Греции. Они носили туники, а сверху повязывали кусок ткани, которая называлась – «пеплос», и прихватывая на плечах заколками.

Игра «Стань на время жителем Древней Греции».

Попытайтесь кусок ткани превратить в «пеплос»

(Детям предлагается кусок ткани, помогая друг другу, дети одевают ее на себя).

«Греческий танец»

Дети выполняют под музыку элементы греческого танца

- Посмотрите, как красиво одевались жители древней Руси!

(Слайд 5; 1 мин ).

Кто знает, что такое Русь? (Раньше наша страна - Россия называлась Русь).

Женская одежда состояла из рубахи, и одежды, похожую на сарафан, которая называлась «запона», обязательно был пояс. Женщины носили накидку, которая в те времена называлась «навершник».

Что носили мужчины?

Мужская одежда Древней Руси состояла из рубахи, пояса и штанов. Рубаха обязательно подпоясывалась. И также носили красивые накидки.

Но была и особая одежда, посмотрите.

(Слайд 6; 1 мин ).

Кто это? (богатыри)

Что делали богатыри? (защищали Русь от врагов)

Во что они одеты? (кольчуга, штаны, шлем, сапоги).

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встанем – раз, два, три –
Мы теперь богатыри!
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво.
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще, через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!

Менялись времена, менялась и одежда.

Посмотрите, как выглядела одежда чуть позже – в средние века

(Слайд 8; 30 сек.).

Какой стала одежда?

Как вы думаете, кто шил одежду? (портной)

(Слайд 8; 15 сек )

Дети вместе с воспитателем встают в круг «Машины времени» и медитируют, таким образом, как бы переносясь в современный мир.

Мы с вами перенеслись в наше время. Посмотрите, как изменилась одежда!

(Слайд 9; 15 сек)

Современная одежда очень разнообразна.

Назовите, какая бывает одежда? (спортивная, летняя, рабочая; детская, мужская, женская, праздничная и т.д.).

Воспитатель показывает слады, дети перечисляют виды одежды .

(Слайды с 10 по 15; 1мин).

Спортивная одежда

Летняя одежда
Зимняя одежда

Рабочая одежда

Праздничная одежда

Есть еще много видов одежды, но их мы рассмотрим в другой раз?

Кто придумывает одежду? (модельер)

Кто шьёт одежду? (портной, швея)

Из чего шьют одежду? (из ткани)

Дидактическая игра «Распредели ткани и материалы по сезонам».

Детям предлагаются карточки с изображением времен года и кусочки тканей и материалов. Задание заключается в том, чтобы разложить ткани и материалы, из которых может быть изготовлена одежда, рядом с картинками соответствующих сезонов:

Лето - ситец, лен, хлопок, шелк.

Зима – шерсть, мех.

Осень и весна – шерсть кожа.

Формулирование проблемы

Ребята, а вы хотели бы побывать в роли модельера?

Представьте, что вы модельеры и вам необходимо выпустить новую коллекцию одежды.

А вам какую одежду вам нравится носить?

Я приглашаю вас в творческую мастерскую. У вас у каждого есть своя модель (плоскостная кукла), ее нужно одеть. Вам нужно включить свою фантазию и одеть, свою модель так, как вам хочется.

(Для работы детям были предложены различные материалы. Кусочки различных тканей, кусочки меха; клей, ножницы, плоскостные бумажные куклы)

В конце занятия дети рассказывают о своей деятельности и демонстрируют изготовленные модели.

Организуется выставку новой коллекции одежды.

Итоговое обсуждение деятельности о наиболее интересных и запоминающихся моментах.

Давайте вспомним, как появилась одежда. Ребята, как назывались люди, которые первый раз оделись в одежду? (Пещерные люди)

Какую одежду носили пещерные люди? (Одежду из шкур животных)

Как одевались люди Древней Руси?

А чем отличается современная одежда от одежды древних людей? (Современная одежда красивая, удобная, и очень разнообразная).

Детская одежда появилась лишь двести лет назад, и «изобрели» ее в Англии. До этого времени одежды для детей – тем более специально для мальчиков и девочек – не существовало. Детской моды тоже не было. Ребят постарше наряжали в подобие одежды для взрослых, а младенцы довольствовались куском ткани.

Одевать своих детей хорошо хотят все. И как же многогранно это желание: одежда должна быть красивой, модной, практичной и желательно с изюминкой. И изготовители детской одежды стремятся угодить мамам и папам. Современный рынок пестрит предложениями самых разных брендов и моделей. Родители обладают простой, но важной возможностью – выбором. А ведь выбор был не всегда.

Если говорить о моде вообще, то в своем развитии она идет нога в ногу с человечеством. От моды и внешнего вида многое зависит, ведь «по одежке встречают». Но это касается мира взрослых. Детская же мода –понятие сравнительно молодое. Сегодня это отдельная и серьезная часть индустрии. А первым настоящим детским модельером можно считать француженку Жанну Ланвен. Она открыла одежде для малышей и подростков дорогу в мир от­кутюр. Ее дочь Мари­Бланш стала ее музой и всегда была великолепно одета. И клиентки Ланвен просили ее шить одежду и для их детей. Но это случится лишь в начале ХХ века.

Если посмотреть в ретробинокль на разные эпохи, то мы увидим, что детей долгое время туго пеленали, поэтому одеждой им служил кусочек ткани. Лишь после Первой мировой войны гигиенисты сделали открытие, благодаря которому новорожденные «получили право» на свободу движений. Когда же ребенок подрастал, его одевали в тунику или свободно ниспадающее платье, при этом не имело значение, мальчик это или девочка.

В XVII веке на одежде, предназначенной для детей, появились вышивки. В основном ими украшали рубашки, передники и чепчики. А в начале ХIХ века стали шить одежду разной цветовой гаммы: для девочек предназначались наряды розового цвета, для мальчиков – голубого. В это же время у девочек появились платья с поясами, а у мальчиков – пиджаки. В моду вошел стиль ампир, когда девочки носили платья до колен с выглядывающими из­под него панталончиками, а мальчики – штаны с воланами и короткие туники.

В ХIХ веке в моду вошел матросский костюмчик, который остается востребованным до сих пор. Разумеется, матроска была самой популярной одеждой для мальчиков Belle époque. «Из самых ранних детских воспоминаний – поход в берлинский зоосад, когда я оказался в Берлине с родителями. На мне была матроска, купленная накануне, на макушке шикарная бескозырка с лентами, в руке – тросточка. Вела меня няня, очень моим видом довольная», – вспоминал князь Феликс Юсупов. Герой Валентина Катаева – Петя Бачей – тоже одет сообразно эпохе: «На Пете был городской праздничный костюм, из которого он за лето сильно вырос: шерстяная синяя матроска с пристроченными вдоль по воротнику белыми тесемками, короткие штанишки, длинные фильдекосовые чулки, башмаки на пуговицах и круглая соломенная шляпа с большими полями».

К концу века мальчиков, которых раньше до шести лет было принято одевать в платья и панталоны, крутить им локоны и с религиозным воздыханием называть ангелочками, переодели в коротенькие штанишки.
В XX веке различия между одеждой разных полов начинают сглаживаться. Девочки уже носят брюки. В числе фаворитов – яркие футболки, удобные ботинки без каблучков и джинсы. В ходу, прежде всего, удобная одежда для активного образа жизни.

В XXI веке модные тенденции детской одежды претерпели значительные изменения. Одежда становится ярче, разнообразней и выразительнее. К декору добавляются аппликации. Отдельно разрабатывают одежду для торжеств и праздников: бальные платья и костюмы с бабочкой. Аксессуарам уделяется больше внимания – теперь можно подобрать специальную сумочку к торжественному платью. Уже и дети, и взрослые относятся к моде серьезно. Многие родители следят за трендами не только во взрослой, но и в детской моде, и со знанием дела выбирают одежду в магазинах детских товаров.

Так выглядела история детской моды в общих чертах. А если приглядеться внимательнее, дело было так.

Становление

До конца XVIII века дети одевались так же, как и взрослые. Крошечные испанские инфанты, затянутые в корсеты над широченными юбками, малолетние прусские кронпринцы в мундирах и напудренных париках, юные графини в необъятных робронах – они смотрят на нас с портретов, вызывая восхищение и… жалость. Дети из прошлых столетий выглядели, безусловно, красиво. Да, красиво, но эти наряды были уж очень неудобны. Детская одежда повторяла взрослую до мелочей. Только в древнем Египте поступали иначе, там дети до юности вообще не носили одежды. А потом им позволяли носить только вещи, соответствующие их возрасту и социальному статусу.
Обязательная или обязывающая одежда сопровождала человека с самых ранних лет. Принцесса Вильгельмина Прусская, сестра Фридриха Великого, в своих воспоминаниях писала, что «… корсет, изготовленный из железных обручей, я начала носить в возрасте семи лет и должна была даже спать в нем, зато потом я имела “осиную” талию». Отношение к детям было совсем не таким, к которому мы привыкли. Ребенок из аристократической (а тем более – королевской) семьи с детства ощущал значимость своего положения. Он был «маленьким взрослым», примеряя на себя будущую роль в обществе. Роль и, соответственно, одежду. Британская исследовательница истории нижнего белья и корсетов Розмари Хоторн отмечает: «Чем более высокое положение занимала семья, тем раньше ребенок имел все шансы испытать на себе тиски из китового уса».

Появление самостоятельного направления моды – детского костюма – исследователи связывают с разными причинами, в том числе и с воспитательными идеями Жан­Жака Руссо. Его роман­трактат «Эмиль, или О воспитании» во второй половине XVIII века становится настольной книгой всех просвещенных родителей. Он произвел настоящую революцию в мире детской моды. Руссо не только подробно описал одежду того века, но и раскритиковал ее. Он выступил против тяжелых громоздких вещей для детей. И после этого девочек стали наряжать не в корсеты и кринолины, а в легкие муслиновые платья, а мальчики начали носить пиджаки вместо тесной офицерской формы. А главное, общество отказалось от париков. Руссо пропагандировал «целебную детскую одежду», которая бы не сковывала детей. На этой волне в Англии были разработаны первые детские костюмчики, сшитые в соответствии с принципом «свободы движения». Екатерина II, считавшая себя образцовой воспитательницей, следуя этой моде, даже придумала свой вариант детской одежды – нечто похожее на комбинезон. Так что, по существу, она была первым дизайнером детской одежды в России.

Другой предпосылкой для создания детской одежды называют многочисленные трактаты врачей о детской и подростковой смертности. Одна из причин – ношение маленькими детьми корсетов, обуви на высоких каблуках и прочих атрибутов взрослой моды. В России идею создания «целебной» одежды распространила портретистка Элизабет Виже­Лебрен. За шесть лет, проведенных при русском дворе, она изменила стиль жизни людей. Она ввела в детскую моду морскую тематику, и матроски были популярны вплоть до XX века. Но сила сложившейся традиции была велика, и превращать ребенка в уменьшенную копию взрослого продолжали еще почти сто лет. В 1870‑е годы раздавались сетования, что иные дамы наряжают своих малолетних дочек в копии взрослых платьев с турнюром, думая исключительно об эстетической привлекательности. Но, так или иначе, детская мода к концу XIX века окончательно оформилась в самостоятельную отрасль и приобрела знакомые нам черты. Каталоги готового платья, такие как американское издание The ladies standard magazine, представляли вниманию публики новомодную одежду, демонстрируя костюмы для юных девушек и маленьких леди, не копирующие взрослые образцы.
Период XIX–XX веков называют Веком ребенка. Люди больше обращают внимание на детей, на их образ жизни, на воспитание.

В XXI веке одежда становиться разнообразнее и ярче. В ходу забавные аппликации и образы, понятные детям.

Что поведают музеи…

С точностью узнать, как эволюционирует детская одежда, довольно сложно, так как в Средние века детей изображали довольно редко. Но с XVII века по полотнам художников уже можно проследить, как менялись вкусы и мода.

В XIV веке мальчиков и девочек одевали одинаково – льняная рубашка, корсет, нижняя юбка, поверх – платье и передник. И, конечно же, чепчик. Были те, кто возражали против такого единообразия. Так, королю Людовику XIII очень не нравилось, что его одевали, как его сестру. Он был не одинок в своем желании выглядеть более мужественно, и примерно с XVII века верх платья для мальчиков уже напоминает мужской костюм. Но с появлением кружевного воротника мальчика от девочки до совершеннолетия почти невозможно отличить. И так вплоть до XVIII века, когда мальчики с четырех лет переставали носить платья. Получить представление об одежде Галантного века можно по картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», где мальчик и девочка изображены в стилизованных нарядах.

В XVIII веке предполагали, что для формирования хорошей фигуры детям нужно носить жесткий и тугой корсет. И эта часть туалета задержались в истории – от корсетов полностью отказались только после Первой мировой войны. В последнюю четверть этого столетия появились панталоны, которые стали незаменимой частью внешнего облика. Панталоны надевали как мальчики, так и девочки. Мальчики прекращали носить их с пяти лет, после семи лет они также могли не надевать корсет и нижнюю юбку, то есть они начинали ходить в мальчишеской одежде. А наряды девочек продолжали копировать женскую одежду.

Прорыв в детской моде произошел в XVIII веке во времена Французской революции, когда в моду вошел ампир. Своей торжественностью он переносил во времена античности. Девочки под платьями носили только рубашку без рукавов, а мальчики рубашку с кружевами и штаны.

А в XIX веке в моду снова вошел корсет: линия талии в платьях стала заниженной, а корсет помогал создавать «осиную» талию.

До 40‑х годов XIX века вопрос «разнополой» одежды для детей и подростков оставался закрытым. Происходило это по большей части из­за религиозных соображений того времени. Тема полового воспитания находилась под запретом. Одежда мальчиков и девочек не отличалась фасоном или тканью. Все дозволенные украшения сводились к однотипной вышивке. Праздничная детская одежда отличалась от будничной лишь цветом: вещи для торжеств шили в светлых пастельных тонах.

В это время законодателями моды были не только Англия и Франция, но и Германия и Австрия. Вот оттуда­то и был заимствован стиль бидермейер в одежде (Готлиб Бидермейер – псевдоним немецкого поэта Людвига Эйхродта). Отличительные черты этого стиля – сентиментальность, уют и удобство. Однако право называться законодательницей мод Франция не хотела уступать, поэтому там этот стиль назывался «стиль Луи­Филиппа». Стиль бидермейер воплотил в себе веяния новой эпохи – стремление к комфорту и простоте. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». И мальчишки той поры одевались в штаны­трубы, отделанный шнуром сюртук и украшали голову шляпой с козырьком. Верхней одеждой по­прежнему являются плащ и редингот. К ним добавляется пальто.

Платья прекрасной половины тоже претерпели изменение: широкая линия плеч, которая достигалась за счет преувеличено пышных рукавов («жиго») и более открытого декольте. Юбки стали шире и объемнее благодаря воланам и рюшам и позволяли открыть не только туфли, но и щиколотки. Шляпки буквально покрывались цветами, лентами и воланами, а верхняя одежда (пальто, пелерины, ротонды) повторяли силуэт платья.

…и расскажут фотографии

В 1869–1875 годах девочки и женщины были вынуждены – опять же диктат моды – носить неудобный турнюр (приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре). Сверху надевали жакет, что доставляло еще больше неудобств. К концу XIX века детская одежда начала напоминать современные образцы. Изготавливались специализированные костюмы – для купания, игры в теннис, верховой езды, гимнастики… Одежда стала ярче, нарядней, легче и удобней. Ее стали украшать кружевами и вышивкой, особенно красиво вышитым было белье. Нарядная детская одежда включала в себя в обязательном порядке чулки, туфельки и сапожки без каблука. Были популярны туфельки, созданные французом Пине в 70‑х годах XIX столетия, которые получили название пинетки.

Первая мировая война стала началом робких изменений. Детей стали одевать в короткие платьица и шортики. Люди наконец­то поняли, что дети очень сильно отличаются от взрослых. Но только после Второй мировой войны одежда детей начала походить на современную. Крой становился свободнее, модели – разнообразней. Важным шагом в европейской истории детской моды стало появление в первой половине прошлого столетия специализированных магазинов, где можно было купить готовую одежду.

А что в России?

А у нас дети, кроме малышей самого раннего возраста, практически всегда носили униформу: в гимназиях, гостях и порой даже дома ребенок был одет в такую одежду. Разнообразием не отличались и ткани для пошива костюмов: в основном это был английский камлот и шелк для праздников. Единственной сменой повседневному образу были спортивные и купальные костюмы из легких хлопковых тканей. Образцы западной моды, заказываемые обычно в Париже, могло себе позволить лишь дворянское сословие. Позже – купечество. Крестьянские дети не знали, что такое мода.

Детям Belle époque довелось стать и свидетелями и участниками всех войн и революций века двадцатого. Именно им, детям в матросках и белых платьицах, взрослые прочили новую и прекрасную жизнь, когда вся Россия будет «вишневым садом». Они, рожденные и воспитанные для радости, оказались заложниками идей и социальных экспериментов.

Послереволюционные времена и годы Советского Союза тоже нельзя считать расцветом в развитии индустрии детской одежды.

Внешний вид подрастающего поколения находился под строгим контролем учебных и общественных заведений. Невыразительная одежда призвана была поддерживать идею о всеобщем равенстве. Эта одинаковость привела к тому, что донашивать костюмы старших братьев или родителей стало привычным делом, особенно после войны. Чего не скажешь про взрослую моду – война, какой бы разрушительной она ни была, открыла границы. И многие
«Мосшвейпромом» уже не ограничивались, обращаясь в ателье и копируя модели из «тамошнего» кино.

У элиты, конечно, была совсем другая жизнь. Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров со всего света… Именно такими в период карточной системы тридцатых годов, всеобщего дефицита и голодных очередей многим запомнились торгсины. Слово «торгсин» впервые прозвучало в начале 30‑х годов, а уже с осени 1931 года эти магазины открыли двери и для простого населения, что вызвало огромный ажиотаж.

С изобилием и дальше не сложилось. И вторая половина XX века стала временем тотального дефицита и заграничного блата. Недоступное для большинства жителей страны элитное потребление сосредоточилось в магазинах «Березка», остальные обращались к фарцовщикам и выстраивались в нескончаемые очереди в магазины с названиями столиц социалистических государств. 90‑е годы стали сменой вех. Во всем. В том числе и в развитии детской моды.

Современная индустрия детской моды развивается стремительно. Индивидуальный стиль, одежда на каждый день и для торжеств, модные бренды, пошив на заказ – перечень доступных родителям вариантов сегодня бесконечен. Хотя стоит признать, что детская мода консервативна. Она развивается по своим законам и в значительной степени отстает от одежды взрослых. Достаточно вспомнить платья фасона «принцесса» или тот же матросский костюмчик, которые до сих пор актуальны. Глядя на многие платьица начала прошлого века, можно представить любую из современных девочек­дошкольниц, одетую так же. Рукав фонариком, юбка солнце­клеш, разноцветные ленты в волосах – этот образ одинаково применим и к Belle époque, и к дню сегодняшнему.

Детство – самое насыщенное, наполненное открытиями и впечатлениями время в жизни человека, и хотелось бы, чтобы детская мода успевала «расти» вместе с детьми и их интересами.


История детской одежды

Детская мода сделала свои первые, очень робкие шаги более 200 лет назад. Родилась она в Англии и начала с претворения в жизнь призыва . Жана-Жака Руссо «Назад, к природе». Родители решили, что детей нельзя одевать как взрослых, омрачая этим их самые радостные годы. И мальчишки меняют тесную офицерскую униформу на пиджак. Девочки избавляются от тиранства корсетов и неудобных кринолинов, отныне они вслед за маленькими англичанками будут носить свободные муслиновые платьица с пояском. Увлечение новой удобной, легкой одеждой сделало жизнь детворы значительно проще. Немного позже мальчишки с удовольствием воспримут широкие матросские брюки и модные вплоть до нашего времени матросские воротники. Волосы их уже не задыхаются под париками, а свободно вьются по плечам и обрамляют лицо. Так было в 80-х годах XVIII века...

Пляжный ансамбль 1809 г

А до этого одежда на щадила и детей. Грудного ребенка закутывали в пеленки так, что он был похож на мумию. Считали, что так он будет вне опасности простудиться и пораниться. Но, кроме того, детей пеленали и с целью помешать двигаться - родители были убеждены, что движение в этом возрасте деформирует кости... Только после Первой мировой войны, когда современные понятия о гигиене и здоровье начали пробивать себе путь, новорожденные «официально» получили право двигать руками и ногами. Вместо мерзких пеленок им начали вязать детскую одежду, и непременно девочкам розовую, а мальчикам голубую.

Для детей постарше освобождение от тирании одежды наступило после Французской революции, с утверждением стиля «ампир». Еще с 1807 года девочкам позволялось носить платьица до колен - с потайными штанишками, которые кокетливо выглядывали из-под юбочек.

Кружево и воланы. 1850 г .

Такие штанишки им пришлось носить еще долгие годы... С 1845 года девочки уже носили под кринолинами юбки, а мальчики выглядели как девочки - носили короткие туники, из-под которых были видны штанишки, также украшенные воланами. Кроме этого, они носили обувь на высоком каблуке с пуговицами, а позже - русские рубашки и шотландские юбочки.

С 1869 до 1875 г. девочки, как и их матери, вынуждены были носить смехотворный турнюр - целую конструкцию из слоновой кости или подушечку под многочисленными воланами и складками на юбке, а поверх всего этого - жакет, чтобы придать женщине «вполне благопристойный» вид.

В середине XIX века появилась детская одежда, которая до сего дня остается любимой и модной - матросский костюмчик.

К 1890 году дамы еще защищались от солнечных лучей с помощью широкополых шляп и кокетливых зонтиков, но и взрослые, и дети уже начали наслаждаться солнцем и прогулками по берегу моря. Наступило время целомудренных купальных костюмов с длинными рукавами и штанинами, а также туник. Спорт становится частью жизни, и перед детьми открывается невиданная свобода. В прошлом одному портному риходилось обшивать не только все семейство, но и кукол детей - куклы должны были быть одеты, как люди. Но во второй половине XIX века начала бурно развиваться легкая промышленность, торговцы обращали все большее внимание на детскую моду. Появились магазины детской одежды и сразу же начали процветать. Даже высокая мода заинтересовалась этим вопросом.

Первым детским модельером стала Жанна Ланвен - первая женщина, открывшаядверь в мир Haute Couture. На клиенток произвел впечатление тот факт, что ее обожаемая дочь Маргарита всегда была чудесно одета, и они уговорили ее шить и для их детей.

Безумные двадцатые годы двадцатого столетия освободили и родителей, и детей от тирании «общепринятых норм» ношения одежды. «Американское платье» - воздушное платьице с двумя отверстиями для рук, а также короткая пелеринка стали криком моды. Талия - свободна, ноги - открыты, легкая ткань ласкает кожу. Но самая большая перемена началась со Второй мировой войны. Девочки в первый раз натянули брюки. Равноправие между полами в области одежды затронуло и детскую моду. Сегодняшние дети любят детали - кармашки, пуговицы, но любят и удобство. Девочки снова тянутся к романтичным платьицам, а мальчики как огня сторонятся всего того, что, по их мнению, является «девчачьим». Как и во все времена, родители стремятся одевать детей красиво и прививать им хороший вкус.

Форменное великолепие

В дореволюционной России существовало чрезвычайно уважительное отношение ко всяким униформам - на то были свои исторические причины, порожденные реформами петровского времени. В гардероб ребенка обязательно входила форменная одежда. Вот один из примеров - записи из приходно-расходной книги ростовской помещицы 40-х годах XIX века говорят о том, что для подрастающего сына Миши покупались дорогие костюмы. Когда мальчику исполнилось 4 года, он получил парадный костюм, состоящий из платья, шляпы, парика и шпаги (86 руб.). В пять лет ему были приобретены «платье казацкое» и «платье гусарское», каждое стоимостью в 100 рублей.
Одежда для учащихся школ, гимназий, училищ не избежала сложившейся традиции. Дети носили форму не только в учебное время, но и в театр, в гости, на праздники и балы. У гимназисток была повседневная и парадная форма (белый передник, пелерина или подобие большого белого воротника-косынки с воланами и кружевом). Девочки 15-16 лет использовали любую возможность, чтобы блеснуть во взрослой одежде.
В знаменитом французском интернате для девочек в Сен-Сире, и в Смольном (многие его обычаи заимствованы у Сен-Сира) каждому «возрасту» был присвоен свой цвет платья: для воспитанниц 6-9 лет - коричневый (кофейный), 9-12 лет - голубой, 12-15 лет - серый и 15-18 лет - белый. В Смольном такие цвета имели парадные платья учениц, сшитые из шелка. В обычные дни носили платья из камлота, выписываемого специально из Англии. Есть предание, что костюмы учениц придумала сама Императрица Екатерина II. Девочки первых трех возрастов носили белые передники, старшие - шелковые зеленые, а на шее - ленточку цвета, выбранного их благотворителем. Особый статус был у пансионерок, которых содержали на деньги Императрицы - они носили зеленые платья с белой пелериной. До 12 лет девочкам коротко подстригали волосы.

Спорт и дети

Влияние спорта в конце XIX века стало настоящим спасением для детей. С уходом корсета исчезли чрезмерно стройные талии, но вместе с ними и мигрени, и нездоровый цвет лица. Впервые за многие века «маленькие взрослые» получили свободу движения и самовыражения. Теннис, коньки, велосипед, гимнастика, плаванье - вот немногие из популярных видов спорта тех лет.

С развитием железных дорог, стало модным выезжать на воды, появились первые курорты, куда отправлялись целыми семьями. Портные разработали специальную одежду, свободную для движения, облегченную и скромную. Для девочек и их мам предложили своеобразные туники, стянутые поясом и панталоны ниже колен. К такому наряду прилагались черные купальные чулки и легкая обувь. Ансамбль заканчивался головным убором. В начале двадцатого века девичий купальный костюм стал цельнокроеным, более блузообразным в верхней части, талия подчеркивалась кушачком. Для детей купальный костюм выполнялся из светлых хлопковых материалов.
Повсеместное развитие физической культуры в первой половине XIX века в Западной Европе (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) тоже предполагало наличие специальной одежды. Тогда появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики. В России это произошло в середине XIX в. В военных учебных заведениях, например, в Стрелковой офицерской школе, в фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П.Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования.
Развитие спортивного платья двигалось по тому же принципу, что и купальный костюм. Верхнее платье с узким лифом, но с укороченным рукавом комплектовалось обязательными штанишками ниже колен, под которые одевались чулки. В дальнейшем верхняя часть костюма стала более свободна, а в последствии свободный лиф стали объединять с очень широкими шароварами. Но сколько столетий прошло, пока дети получили такую долгожданную свободу!

Детский праздник в столице Российской Империи - в Рождество 1913-1914 гг

Дети в Стране Советов

В неспокойный XX век в России идеализированный образ ребенка полностью поменялся. И не только образ. Дети перестали быть ангелочками, они превратились в младших товарищей. Ведь главной задачей молодой советской власти было создание нового человека с новым мышлением, новым сознанием и… новым телом.
Крепкое загорелое тело строителя коммунизма не признавало понятия пола. Мы до сих пор встречаем в произведениях советского реализма эти образы. Эта идея отразилась и на детях. Вспомните советские фильмы 30-х годов, девочки и мальчики в одинаковых белых рубашечках и панамках, свободных шароварах маршируют под дробь барабана. Идея сама по себе замечательная, ведь после многолетних «оков» одежды, свободные маечки и трусики, в которые одели детей, как нельзя отвечали гигиеническим требованиям. Но детское белье сразу потеряло свое лицо, свою особую эстетику и уникальность. Остался лишь голый функционал.
Стиль под названием «советское белье» появился не сразу, он оттачивался десятилетиями. Казарменный, унифицированный и милитаристский. Исчез социальный символизм, так как было провозглашено равенство классов. Массовое унифицированное производство породило этого некрасивого ребенка, без всяких признаков на пол, эксклюзивность и приватность. Правительство СССР раз в 5 лет решало, какие детские модели будут шить и какие нововведения должны быть, чтобы выполнить пятилетку, какие размеры могут быть, вплоть до кол-ва пуговиц на детском белье. И производство давало. Над образом советского человека работали целые проектные бюро. Унификация и стандартизация - вот основные постулаты в белье, задушившие все остальные.

Эта идея особенно была сильна в 20-30-40-м военных годах при попытке создания коллективистского общества. Но в первые десятилетия после утверждения Советской власти что-то из детского белья предыдущей поры, конечно же, сохранилось. Малышей еще по-прежнему одевали в вещи сделанные до революции или частным образом. Но нужно признать, что фабрики, например, «Мосбелье», в какой-то степени сохранили в своем ассортименте «дореволюционные модели».
Такой был контраст между коллективистским идеалом, одинаковой одеждой и тем, что люди носили на самом деле, что-то как раз очень приватное, очень разное. А практика сохранения детских вещей жива и по нынешний день. Распространенная в советской культуре, она приближала обычные вещи к статусу реликвий.
Одним из ее проявлений является «донашивание». Особенно часто в практику передачи вещей по наследству включалась детская одежда и белье - дети «вырастают». Но вот пример, как на это реагировали сами дети. Моя хорошая знакомая, будучи девочкой, боролась как могла с этим явлением, донашивая одежду старшей сестры, а особенно колготки. Она разрезала их ножницами и выбрасывала в мусор, утверждая, что они износились. Ее мечтой стала собственная красивая одежда.

Многие 50-летние помнят, конечно, и детский лифчик, простой, с пристегивающимися чулочками. Его носили и мальчики, и девочки в детском саду. Причем женские чулки пристегивались спереди и сзади, а детские - только спереди. Они всегда провисали, чуть ли не до колен, а и из-под штанишек и юбок всегда торчали голые ноги. Это выглядело очень не эстетично и психологически многих травмировало. Поэтому некоторые проявляли не дюжинную смекалку, прибегая к «непреднамеренным социальным изобретениям». Примером могут служить «эрзац-колготки» - сшитые вместе чулки и трусы.

К слову сказать, чулки были страшно неудобной одеждой. Постоянно отстегивались или «выглядывали». А колготок промышленность в тот период не предлагала. Кроме того, чулки носили на круглых резинках, очень неудобных, натиравших кожу, но бывших большим дефицитом.

О появившихся позже детских колготках тоже можно вспомнить много интересного. Например, в условиях тотального дефицита не всегда можно было найти необходимый размер. Поэтому покупали имеющийся, а потом удлиняли! Для этого колготки распускали по петельным столбикам с определенной периодичностью и удлиняли на нужную величину.
Другой оригинальной находкой «народного дизайна детского белья» выступала майка, перешитая в купальник для ребенка: по нижнему срезу в нужном месте которой был проложен шов или пришиты плоские бельевые кнопки.

С нехваткой белья и ситуацией дефицита справлялись традиционно: с помощью спиц и швейной машинки. Теплое белье для малышей вязали. А первые рубашечки шили из выношенной хлопковой ткани. Вообще опыт изготовления белья был в каждой семье, как и машинка Зингер. Приобрести навыки по шитью позволяли школы, кружки или курсы кройки и шитья, которые функционировали в Советской России начиная с 1920-х годов. Со временем мастерство рукоделия вошло в обязательную школьную программу для девочек. Умение шить прививалось на уроках в школе не только в годы дефицита, но и в период «оттепели», когда проблемы с доступностью товаров стали менее актуальными. Что характерно, на этих уроках сначала учили шить трусы и ночные рубашки, а потом все остальное. Вот, например, книжка «Рукодельница» 1950 года учит: «Каждая девушка должна уметь шить себе бюстгальтер и трусы».
Мне кажется, что именно после войны сохранилась традиция утеплять свой быт. Мамы и бабушки говорили, что самое главное - это носить рейтузы. И детство всех девочек того поколения прошло в ужасе от этих слов и самого предмета обсуждения. Тут надо сказать отдельное спасибо китайским товарищам, фабрика «Дружба» предлагала очень симпатичные теплые панталоны, которые, от стирки к стирке сохраняли свой цвет и качество.
Что касается затронутой темы импортного белья, то много импортного детского белья попадало в СССР из стран Варшавского договора: Восточной Германии, Чехии и т.д. Доблестные жены военных, приезжая в отпуск на родину, привозили полные чемоданы детской одежды и белья. Понятное дело, что качество этих вещей очень отличалось от «совкового», за этим бельем тщательно ухаживали и передавали из рук в руки. А порой и продавали, даже ношенное.

Многие, наверное, помнят, что Советская пионерская мораль запрещала девочкам, например, под школьной формой что-то более женственное, нежели маечку и трусики. За комбинацию могли вызвать в родительский комитет и отчитать. А уроки физкультуры? Кто не помнит этих хлопчатобумажных трико со штрипками фиолетово цвета. У них оттягивались коленки, они жутко линяли при стирке, а неопытная прачка могла запросто испортить всю остальную одежду этой фиолетовой синевой. Позже мальчишки из старших классов носили их под брюками вместо колготок. Кальсоны для мальчиков уже были на задворках истории, а колготки уже не позволял носить статус взрослеющего мальчика.
Мое же поколение долго не вылезало из маечек и топиков, игнорируя «взрослое белье» - бюстгальтер, хотя формы давно уже вышли за параметры детских. Думаю, это было вследствие начинающихся перемен: перестройки, музыки Новой волны, а может и быть и банального дефицита. Но я помню, с каким удовольствием моя подруга с 12 лет носила бюстик отечественного производства из хлопка на каркасах в цветочек. Чуть позже очень модным считался бюстик с застежкой спереди, прозванный «Анжеликой». И наша подростковая субкультура утверждала, что только такой бюстик должен быть у взрослеющей девочки… или никакого вообще. Первый мой «взрослый» комплект белья был черного цвета с кружевом. Фирма Lauma, 90-й год... И чувствовала я себя совершенно взрослой.
Эпоха Советского периода сложна, интересна и неоднозначна. Идеи равенства и братства, тотального спорта во многом может быть были хороши. Но как я рада, что современные детки имеют то, чего были лишены их бабушки, мамы - разнообразия, удобства и индивидуальности.

Лариса Тренина
Конспект НОД для детей старшей группы «Знакомство с историей одежды»

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности

Тема : «Знакомство с историей одежды »

Для детей старшей группы

Цель :

Познакомить детей с историей создания одежды ; активизировать познавательную деятельность.

Задачи :

Обучающая : Побудить детей ориентироваться в прошлом одежды ; вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды . Научить понимать, что человек создает одежду для своей жизни .

Развивающая : Помочь осознать, что все вещи созданы людьми; развивать способность к преобразовательной деятельности. Совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы. Упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями в роде, числе, подборе описательных прилагательных, в употреблении антонимов.

Воспитывающая : Воспитывать коммуникативные умения и навыки; воспитывать доброту, заботливость, любовь, ласку к окружающим.

Материал к занятию : «Машина времени» , костюмы людей прошлого, разрезные картинки с изображением одежды , изображение Золушки.

1. Вводная часть

Дети стоят в кругу

Воспитатель : Ребята, какие вы красивые, нарядные, аккуратные. А для чего людям нужна одежда ?

Какую одежду носят девочки ?

Какую одежду носят мальчики ?

Дидактическая игра «Мой, моя, мое»

Дети передают мяч друг другу

Воспитатель : Ты катись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам,

У кого веселый мячик,

все про свою любимую одежду

Быстро расскажет нам.

Раз, два, три – говори!

Ребенок : Моя любимая футболка пятнистая, зеленая, легкая

Ребенок : Мое любимое платье.

(игра повторяется несколько раз)

2. Основная часть

Дети садятся на стулья (две команды)

Воспитатель : Я знаю, что все вы любите путешествовать.Наше сегодняшнее путешествие будет очень необычным : мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Мне нужны два смельчака.

Воспитатель приглашает двоих детей сесть в «Машину времени» и надевает на них костюмы первобытных людей, сделанные из листьев и из шкуры животного.

Воспитатель : Сережа и Ваня оказались у нас в далеком прошлом, и вы видите на них одежду первобытных людей . Расскажите, пожалуйста, о своей одежде .

Воспитатель : Чем была хороша одежда из листьев , а чем плоха?

Ответы детей . Одежду из листьев легко изготавливать, она легкая, в ней не жарко, она необычная; быстро приходит в негодность, недолговечная, быстро рвется, листья высыхают и рассыпаются, надо часто менять.

Одежда из шкур животных теплая, ее можно долго носить, ее можно делать разнообразней; ее трудно добывать, надо выследить и поймать животное, снять шкуру и т. д. ; жалко животных

Воспитатель : Приглашает следующего смельчака и надевает на него следующий костюм (обматывает куском ткани)

Прошло много времени прежде, чем люди научились делать ткань. Сначала человек просто заворачивался в кусок ткани. Ткань была значительно прочнее листьев, но была ли удобной такая одежда .

Ответы детей . Такая одежда не давала свободно двигаться, она все время спадывает, неудобно бегать

Воспитатель : Тогда человек сшил края ткани нитками, так получилось одежда похожая на нашу . Когда люди научились изготавливать ткань и сшивать ее, появилась разная одежда . Какие виды одежды вы знаете ?

Ответы детей .

Воспитатель : Интересно, зависит ли ваше настроение от того, какая одежда на вас надета ?

Этюд «Мое настроение»

Попробуйте показать, что вы думаете, если на вас надеты красивый сарафан или летний костюм, тесная маленькая одежда , мягкая пушистая шубка, мятая юбка или брюки, бальное платье или вечерний костюм…

Воспитатель : Теперь прямо в этих бальных костюмах и отправимся на нашей «Машине времени» в сказку

Тише, тише, тишина.

Сказка к нам идет сама

Ветерком прохладным вея,

В сказку дверь открыла… фея

Эти буквы нам принесла настоящая сказочная фея. Если их выложить в том же порядке что и цвета радуги, то мы узнаем, в какую сказку попадем.

З – красного цвета

О – оранжевого

Л - желтого

У - зеленого

Ш – голубого

К – синего

А – фиолетового

Дети на фланелеграфе выкладывают название сказки

Появляется Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята! Сегодня моя мачеха и сестры едут на бал во дворец. Мне так хочется хоть в окошко посмотреть, как они будут веселиться. Но я не могу. Мачеха задала мне очень много работы, а я и так за весь день ни разу не присела.

Воспитатель : Милая, Золушка, чем же мы можем тебе помочь

Золушка. Мачеха приказала мне сшить три бальных платья за один вечер. Боюсь, что я не успею

Воспитатель : Ребята, с радостью тебе помогут.

Игра «Собери картинку»

Дети собирают из разрезных картинок три платья.

Золушка благодарит детей .

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Воспитатель : Мачеха злая, жадная. А Золушка…

Мачеха грубая, а Золушка (нежная, добрая)

Мачеха неряшливая, а Золушка (аккуратная)

Мачеха ленивая, а Золушка (трудолюбивая, работящая)

Мачеха рассеянная, а Золушка (внимательная)

Мачеха, а Золушка. (нежная)

Воспитатель : А как ты, Золушка трудишься, что делаешь?

Золушка : Я буду говорить, что делаю, а вы добавляйте

Игра «Добавь словечко»

Золушка : Я готовлю. (обед)

Я чищу. (посуду)

Я стираю (белье)

Я глажу (платья, рубашки)

Я шью. (одежду )

Я штопаю (носки)

Я поливаю (огород)

Я колю. (дрова)

Я мою. (полы)

Воспитатель : Какая пословица подходит Золушке?

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Умелые руки не знают скуки.

Делу – время, потехе – час.

Дети выбирают «Умелые руки не знают скуки»

Воспитатель :Я еще одну пословицу знаю : «Кто трудиться, у того все сбудется!» Запомните ее пожалуйста.

Дети повторяют пословицу несколько раз.

Воспитатель : Золушка, наши ребята прекрасно разбираются в тканях, и знают, из каких тканей шьют теплую одежду .

Дети. Из драпа, шерсти, трикотажа, вельвета, фланели.

Воспитатель : Из каких тканей шьют легкую, нарядную одежду .

Дети. Из шелка, капрона, нейлона, бархата, атласа, парчи.

Золушка : Помогите мне выбрать ткань для бального платья (дети вместе выбирают)

Золушка : (достает мешочек для шитья) . Угадайте, без каких помощников мне не обойтись. Отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки, Золушка достает предметы из мешочка.

Птичка – невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной.

(иголка с ниткой)

Инструмент бывалый,

Не большой, не малый,

У него полно забот,

Он и режет и стрижет

(ножницы)

На пальце одном

Ведерко вверх дном.

(наперсток)

Кошка лапой мня катала

На мне все нитки размотала

(катушка с нитками)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься – кусается

(утюг)

Словесная игра «Бесконечное предложение»

Золушка садится и начинает шить.

Воспитатель : Что делает Золушка?

Дети : Золушка шьет.

Воспитатель : Сколько слов в этом предложении?

Дети : Два слова.

Воспитатель : Какая Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет что?

Дети : Платье.

Воспитатель : Увеличьте это предложение. Расскажите, какое платье шьет Золушка?

Дети : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье.

Воспитатель : Для кого она это делает?

Дети : Для мачехи сестер.

Воспитатель : Зачем нужны эти платья.

Дети : Чтобы нарядить их на бал.

Воспитатель : Добрая, трудолюбивая, аккуратная Золушка шьет бальные шелковые платья для мачехи и сестер, чтобы нарядить их на бал

Воспитатель : Ребята, давайте развеселим Золушку.

Игра «Придумай нелепицу»

Воспитатель берет два предмета, используемые для шитья, например ножницы и ткань.

Воспитатель : Придумайте предложение про эти два предмета.

Дети : Ножницами разрезали ткань.

Воспитатель : А теперь придумайте небылицу про эти предметы

Дети : Ткань разрезали ножницы. (Наперсток уколол иголку. Нитка шила иголкой. и т. д)

Воспитатель : Ребята, а не хочется ли вам сделать для Золушки что – нибудь приятное.

Ответы детей .

Воспитатель : Давайте, как настоящие модельеры придумаем для нее настоящее бальное платье. А каким оно, будет нам помогут узнать эта таблица и кубик.

(На гранях кубика написаны цифры (1 – 5) . Одна грань пустая).

Дети по очереди бросают кубик, выбирают ткань, ворот, рукава, детали отделки, рисуют получившуюся модель.

Получившийся рисунок закладывают в «машину времени» и через мгновение достает красивое бальное платье.

3. Заключительная часть

Золушка благодарит детей .

Воспитатель : Дорогие ребята, вы сегодня были настоящими феями и волшебниками. Ваша дружба помогла Золушке стать счастливой.