Дети с онр влияние физкультуры. Коррекционная направленность работы инструктора по физической культуре с детьми с онр. Задачи и средства физического воспитания


Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Для педагогического коллектива Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 47 комбинированного вида г. Североморска проблема сохранения и укрепления здоровья детей является приоритетной. В дошкольном образовательном учреждении, наряду с общеразвивающими группами функционирует группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с детьми данной группы имеет свои особенности, так как помимо речевой патологии, у детей часто встречаются вторичные отклонения в развитии.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей, результаты комплексной диагностики, проведенной педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателями, инструктором по физической культуре, а также наблюдений за детьми в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности, выявили следующее:

– дети с нарушениями речи имеют 2 и 3 группы здоровья;
– многие дети отличаются общей физической ослабленностью;
– у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность, которая отражается на общем здоровье ребенка, снижает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
– у некоторых детей наблюдается значительное отставание в развитии физических качеств –
отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
– некоторые дети с трудом переключаются с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий; отсутствует автоматизация движений; снижен темп выполнения движений;
– недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
– испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
– недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
– дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Все эти факторы учитываю при организации физкультурных занятий с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Физкультурные занятия строю с учетом возрастных, индивидуальных речевых и психофизических особенностей детей, а также решаемых в процессе обучения общеразвивающих и коррекционно-оздоровительных задач. Индивидуально-дифференцированный подход является ключевым в моей работе с детьми с речевой патологией.

Учитывая сложность задач, в каждое занятие включаю физические упражнения, направленные на развитие всех основных видов движений; общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса, мышц ног; формирование правильной осанки; подвижные игры и игровые упражнения с учетом изучаемой лексической темы; игровые упражнения с различными предметами, которые способствуют развитию точных движений.

Особое внимание на каждом занятии уделяю дыхательным упражнениям . Потому что дети с речевыми нарушениями при выполнении даже легких физических упражнений, нередко задерживают дыхание. Считаю, что правильному дыханию их нужно учить (работа над коротким вдохом и длительным речевым выдохом). Чтобы детям было интересно, предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»;
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Вагонная песенка», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Детям, имеющим речевую патологию, свойственны двигательное беспокойство, повышенная эмоциональная возбудимость. С учетом этих особенностей, широко использую на физкультурных занятиях средства психогимнастики .

Во вводной части занятия:

– игры и упражнения на развитие внимания (слухового, зрительного): «Будь внимателен», «Расставь часовых», «Четыре стихии», «Слушай хлопки»;
– игры и упражнения на развитие памяти: «Запомни свое место», «Слушай и выполняй»;
– на преодоление двигательного автоматизма: «Стоп», «Пожалуйста».

В заключительной части занятия:

– игры и упражнения, способствующие снятию напряжения, успокоению: «Штанга», «Сосулька; упражнения на расслабление в сочетании со спокойной музыкой: «Волшебный сон», «Ходит сказка по домам».

Становление речи тесно связано с развитием моторики, в частности, мелкой моторики пальцев руки. Поэтому особое место на физкультурных занятиях отвожу:
играм и упражнениям, способствующих развитию координации движений пальцев рук: «Цепочки», «Здравствуй, пальчик», «Пальчики играют»;
игровому самомассажу кистей и пальцев рук, оказывающему общеукрепляющее воздействие на организм ребенка («Ладошки», «Пальчики»);
пальчиковым играм с речевым сопровождением , которые повышают речевую активность ребенка, развивают внимание, координацию, мыслительную деятельность («Зарядка», «Мы во двор пошли гулять»);
упражнениям с различными предметами – массажным мячом, прицепками, карандашами;
пальчиковым упражнениям в сочетании со звуковой гимнастикой .

Эффективным средством коррекции координации движений детей с тяжелыми нарушениями речи считаю использование на занятиях по физической культуре игр и упражнений с мячом (речедвигательных игр с мячом ). Активное использование их в процессе занятий создает положительный эмоциональный настрой, формирует потребность в двигательной деятельности, положительно влияет на координацию движений, активизирует внимание, память, мышление, расширяет словарный запас детей, развивает ориентировку в пространстве («Закончи фразу», «Шаги», «Я знаю…», «Скажи по–другому», «Скажи слово с нужным звуком»).

Необходимым компонентом занятий по физической культуре с детьми с тяжелыми нарушениями речи считаю использование речевого материала и игр (с учетом речевых возможностей детей). Упражнения и игры на координацию речи с движением вызывают у детей интерес, активизируют их в речевом и двигательном плане («Снеговик», «Зима», «Три ежа», «Осенние листочки», «Яблонька»). Кроме того, с помощью стихотворений у детей вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Очень важно, чтобы занятия физической культурой были интересны детям, приносили им радость, увлекали их, вызывали желание выполнять предложенные игры и упражнения. Добиться этого мне позволяет проведение физкультурных занятий различных типов: сюжетно-игровых, тематических, тренирующих, контрольно-учетных, интегрированных.

Благодаря комплексному подходу, использованию средств физического воспитания, психогимнастики, интеграции и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, отмечается положительная динамика:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического развития и работоспособности детей с речевой патологией;
– у всех детей компенсирующей группы улучшились речевые и двигательные функции.

Я надеюсь, что и в будущем коррекционно-педагогическая работа, проводимая в нашем дошкольном образовательном учреждении, будет создавать детям определенный запас прочности, благодаря которому обеспечится хорошая школьная адаптация, успеваемость, укрепиться их здоровье.

Олейникова Ольга Юрьевна
учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №4 - комбинированного вида", г.Торжок
Оригинал статьи в формате MS Word скачать

Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.

У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения, которые характеризуются изменениями мышечного тонуса, нарушениями равновесия, координации движения, снижением кожной и мышечной чувствительности. Отмечается также выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно специально отрабатываются в учебных учреждениях с использованием специальных пособий.

Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они расплёскивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

Слабое развитие моторики сказывается и на других видах деятельности у детей с ОНР. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

В школьные годы недостатки моторики детей с общим недоразвитием речи существенно сглаживается под влиянием коррекционно-воспитательной работы, систематически осуществляемой на всех уроках и во внеурочное время. Движения учеников, постепенно приобретают четкость, координированность и плавность. К старшим годам обучения многие школьники легко и красиво ходят, танцуют, бегают на лыжах, играют в мяч, выполняют довольно сложные трудовые задания как бытового, так и производственного характера.

Такие учёные, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия изучили и подтвердили взаимосвязь общей и речевой моторики. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Следует отметить, что двигательная активность детей с ОНР на 20-30% ниже, чем у здоровых сверстников. Но высокий уровень двигательной активности доступен только небольшому числу детей с ОНР. Для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем физического состояния режим двигательной активности включает целенаправленные физические упражнения преимущественно средней интенсивности. При выполнении дозированной физической нагрузки организм таких детей адаптируется хуже, чем у здоровых дошкольников такого же возраста, это характеризуется, прежде всего, длительным периодом восстановления.

Коррекция особенностей моторного развития детей с ОНР, осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. В эти занятия могут входить разные виды упражнений: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия. В систему занятий можно включить нетрадиционные методы, имеющие различные цели: соединение личности и природы, развитие процессов дыхания, обоняния (ароматерапия), улучшение общего самочувствия ребенка. Применение таких методов позволит достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, а также содействовать коррекции звукопроизношения, улучшению координации и регуляции мышечных усилий с функциями различных анализаторов организма ребенка.

Подвижные игры одновременно помогут успешному формированию речи, и будут являться составной частью физкультурных, музыкальных занятий, способствуя развитию чувства ритма, гармоничности движений и положительно влиять на психологическое состояние детей.

Важно придерживаться последовательности и систематичности обучения в соответствии с двигательными возможностями детей, уровней их подготовки, не слишком усложняя, но и не занижая содержание упражнений и требований к качеству их выполнения; учитывать не только достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение к ним требований. Наибольшую пользу для целей комплексной коррекционной работы приносят спортивные игры, направленные на развитие двигательных функций кисти. К ним можно отнести всевозможные игры с мячом.

Основные задачи коррекционной работы с детьми, страдающими ОНР

1. Научить детей ходить в определённом направлении (по прямой, по кругу) под заданный ритм.

2. Научить детей подниматься на 2-3-4 ступеньки, сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно.

3. Научить детей спускаться с лестницы шагом, а затем небольшими прыжками.

4. Научить детей стоять попеременно на правой (левой) ноге.

5. Научить детей подпрыгивать на двух ногах, затем на правой, левой ноге.

6. Научить детей попеременно вставать, приседать под счёт.

7. Научить детей поднимать руки вверх, вперёд, в стороны, на пояс; вытягивать руки вперёд; отставлять ногу в сторону; опускать голову вниз; наклоны вперёд в сторону, назад; левую руку к плечу, правую – на голову; выставить правую ногу вперёд, на пятку, на носок. Имеются в виду дети, у которых в структуре общего недоразвития речи выраженным является дизартрический синдром.

8. Научить детей ловить мяч двумя руками, одной рукой.

9. Научить детей ловить мяч после удара по полу, по стене.

10. Научить детей ловить мяч после нескольких ударов об пол (удары об пол левой, правой рукой с попеременным чередованием).

11. Научить детей катать мяч по полу с попаданием в заданную цель (ворота).

12. Научить детей перекатывать (перебрасывать) мяч с одной руки на другую.

13. Научить детей передачам мячей с небольшого расстояния в шеренгах.

14. Научить детей расстёгивать и застёгивать пуговицы на пальто, платье, кофточке, штанишках (затем перейти к кукольным вещам).

15. Используя ленты, а потом верёвочку, научить детей завязывать и развязывать узел, бант.

16. Научить детей сжимать и разжимать кулаки.

17. Научить детей сильно сжимать одну руку другой, пожимать папину, мамину руку.

18. Научить детей поочерёдно сгибать и разгибать пальцы правой, левой руки, делать решётку из пальцев.

19. Научить детей поочерёдно соединять большой палец и указательный, средний, безымянный, мизинец.

20. Научить детей ритмично выполнять движения «ладонь – кулак – ладонь».

Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития, активизации речи, многие проблемы можно решить. Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Введение

Здоровый ребенок - счастье семьи. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы физического здоровья. Двигательная активность - главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствования физических и интеллектуальных способностей маленького ребенка. Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно-временные связи предметов и явлений при помощи движений. Их развитие составляет центральную задачу физического воспитания.

Систематические физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, особенно на свежем воздухе, положительно влияют на процессы роста и развития детского организма, повышают функциональные возможности его ведущих систем, что способствует их совершенствованию.

Влияние двигательной активности на здоровье и физическое развитие детей с ОНР

недоразвитие речь дети логопедический

Физическое развитие связано с изменением роста, веса, увеличением мышечной силы, совершенствованием органов чувств, координации движений и т.д. В процессе психического развития происходят существенные изменения в познавательных, волевых, эмоциональных процессах, в формировании психических качеств и черт личности. Социальное развитие ребенка, осуществляется в процессе его включения в жизнь общества, проявляется в изменении его поведения, отношения к окружающим, в особенностях участия в делах коллектива и т.д.

В первые годы жизни развитие двигательной активности является основой всестороннего развития ребенка. В детстве закладывается фундамент здоровья и формируются некоторые важные черты личности. Успех в любой деятельности во многом определяется физическим состоянием ребенка. Детский организм остро реагирует на незначительные отклонения от нормы в окружающей среде, что связано с его развитием и недостаточной функциональной зрелостью отдельных органов и систем. Связи между соматическими и психическими процессами более тесные, чем у взрослых. Поэтому решение многих педагогических задач должно осуществляться с обязательным учетом физических возможностей и состояния ребенка.

Физическая активность по достижению цели действия определяется интеллекуально-сенсорной, познавательной, а также эмоционально-волевой и игровой активностью ребенка. Для развития движений детей с ОНР имеет значение и ощущение «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физическое напряжение, предметные препятствия и т.п.) и субъективного (нерешительность, боязнь и т.п.) характера стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличению работоспособности, повышению произвольности в выполнении различных действий. Деятельность в спортивном уголке позволяет обеспечивать достаточную двигательную активность в течение дня, способствует закреплению двигательных навыков, выработке физических качеств. При проведении физкультурных занятий необходим соревновательный элемент, т.к. эмоциональное возбуждение влияет на активизацию и повышение объема физических сил и возможностей ребенка с ОНР, тонизирует деятельность всей нервной системы и способствует прониканию импульсов не только к скелетной мускулатуре, но и к различным органам и системам организма. Для включения всех систем организма в активную деятельность необходимо, с физиологической точки зрения, применять интенсивные двигательные нагрузки. В основе любого спортивно-тренировочного процесса лежит выполнение значительных физических нагрузок. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. А поскольку дети с ОНР не в силах выдержать значительные и длительные физические напряжения, то это является препятствием к выполнению большого объема тренировочных нагрузок, и как следствие, к выступлению на соревнованиях, где требуются высокие способности нервной системы.

Немалую роль в развитии движений играет предметно-развивающая среда. Предметное окружение, по мнению многих педагогов, психологов имеет огромное значение для развития активности детей, формирование у них инициативного поведения и творчества. Развивающая роль предметной среды заключается в том, что она стимулирует поисковую активность маленького ребенка, побуждает к действенному познанию мира предметов, явлений, а также человеческих отношений и самого себя, своих сил и возможностей.

В качестве оптимального для детей с ОНР дошкольного возраста может быть рекомендован двигательный режим, позволяющий поступательно достичь и поддерживать выше среднего уровень физического состояния. Этот уровень характеризуется оптимальными возрастными значениями параметров морфо-функционального статуса, физической подготовленности и работоспособности, а также низкой заболеваемостью. В дошкольном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим детям с ОНР рекомендуются упражнения в ходьбе, беге, лазании, ползании, метании. При хорошем состоянии здоровья дети могут выполнять любые виды основных движений. Ограничения в нагрузках для них подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР. При этом необходим учет их физиологической подготовленности, функционального состояния и развития базовых качеств с достаточно глубоким представлением и анализом индивидуальных особенностей растущего организма.

Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую способность детей. Во время выполнения движений детьми воспитатель формирует у них нравственно-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно - поддерживает в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть).

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей, особенно это важно для детей с ОНР. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий.

В современной России обоснованную тревогу государственных и общественных деятелей, педагогов, психологов, медиков вызывает ухудшение состояния здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний день это стало едва ли не наиболее актуальной проблемой дошкольного и школьного образования. В ее решении активное участие призваны принимать педагоги по физической культуре и спорту - в силу потенциальных возможностей эффективного оздоровления личности посредством занятий физическими упражнениями .

При оценке состояния здоровья детей первоочередное внимание обращают на его физические параметры: функционирование мышечного аппарата, проявление двигательных качеств и т.д. Эти и другие составляющие здоровья совершенствуются посредством применения физических упражнений, организации оптимального двигательного режима детей, в целом обеспечения их здорового образа жизни.

Важнейшим показателем развития ребенка является его интеллектуальная деятельность, развитие которой связано с формированием способностей здраво, логично рассуждать, решать умственные задачи. Орудием мышления является речь, как средство оформления и выражения мысли. В данном контексте психологи и педагоги подчеркивают значение правильного развития речи у детей для эффективного формирования их интеллектуальных способностей .

По данным Научного центра здоровья детей российской академии медицинских наук, на возрастном отрезке от семи до семнадцати лет, совпадающим с периодом систематического образования, происходит значительное ухудшение физического и умственного состояния детей. Так, среди дошкольников и младших школьников можно признать здоровыми не более 20% детей; 34% имеют различные функциональные нарушения здоровья, а 46% - различные хронические патологии. В среднем и старшем школьном возрасте ситуация обостряется: здоровыми признаются не более 2-2,5% обучающихся; около 28,5% школьников отнесены ко II группе здоровья (функциональные нарушения); до 69% детей имеют хронические заболевания и отнесены к III-IV группам здоровья. Как результат -большинство обучающихся не соответствуют нормативам физического развития, не выполняют нормы физической подготовленности, не в состоянии качественно осваивать образовательные программы. Следовательно, важнейшей задачей дошкольной педагогики является создание условий для здоровьесбережения воспитанников, для их полноценной физической, психической, социальной подготовки к дальнейшему обучению в общеобразовательной школе.

Одной из лежащих в данной плоскости проблем является рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, о чем свидетельствуют данные Министерства здравоохранения Российской Федерации и Всемирной организации здравоохранения. В частности, в раннем возрасте речевые дефекты разной степени тяжести обнаруживаются у более чем 30% детей. Среди первоклассников процент обучающихся с нарушениями речи составляет 20%-30%. Это дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), и с задержкой психического развития (ЗПР), и с различными формами Нерезко выраженных общих нарушений речи (НВ ОНР): дизартрией, заиканием, нарушением голоса и пр. Указанные и иные нарушения речевого развития детей могут устранены в период дошкольного детства при условии целенаправленной и систематической работы специалистов дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях общеразвивающего вида организованы логопедические пункты. Однако это имеет как положительную (больший охват детей с нарушениями речи), так и отрицательную стороны (детям с тяжелыми нарушениями речи очень трудно оказать полноценную помощь в таких пунктах). А в связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте, с нехваткой мест в логопедических садах, в дошкольные учреждения общеразвивающего вида стали попадать дети с более сложными речевыми дефектами, преодоление которых затруднено в условиях логопедического пункта. Это потребовало перестройки работы, существующей в детских дошкольных образовательных организациях, с тем, чтобы создать условия для продуктивной работы специалистов по коррекции дефектов речи у дошкольников.

Теория физической культуры и спорта свидетельствует, а практика подтверждает, что дети, посещающие различные спортивные секции, занимающиеся физической культурой физически более развиты, меньше болеют, быстрее усваивают образовательную программу по сравнению со сверстниками, не занимающимися физической культурой и спортом. Систематические занятия физическими упражнениями специальной направленности положительно влияют на состояние здоровья, в том числе, способствуют и преодолению у детей различных речевых патологий. Это связано с тем, что в коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Поэтому работа по формированию и совершенствованию произвольной моторики может рассматриваться как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно-педагогического воздействия. Чем больше уделяется внимание этому вопросу, тем эффективней и быстрее достигается положительный результат. Заметим, что логоритмика способствует развитию речи и когнитивных процессов у детей дошкольного возраста, что выражается в исправлении дефектов речи, увеличении словарного запаса дошкольников, а также в улучшении внимания и памяти . Наибольший эффект возможен при интегрированном подходе, когда в коррекционной работе участвуют все основные группы специалистов детского сада, а также родители воспитанников.

Вышеуказанные соображения послужили основой для планирования и проведения педагогического эксперимента, направленного на организацию комплексной медико-психолого-педагогической деятельности по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников. В качестве основного комплексного средства были определены физические упражнения и системы физического воспитания специального - логопедического - назначения, предназначенные для детей дошкольного возраста.

На первом в учебном году методическом собрании детского сада были утверждены поставленные ключевые задачи, определены ориентировочные направления работы. Далее было проведено обследование уровня развития речи и уровня физического развития и физической подготовленности детей старших групп детского сада (5 лет). Серьезных патологий в развитии речи у детей медицинскими работниками выявлено не было. Однако инструктор по физической культуре отметил, что практически у всех детей недостаточно развита координация движений рук и ног, отсутствует четкость выполнения движений, слабо сформированы умения выполнять словесные инструкции из двух - трех действий. Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показало, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), в лицевой и артикуляционной, в тонких движениях кистей и пальцев рук, а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.

По результатам обследования была сформирована экспериментальная группа, состоящая из 24 детей, и разделенная на две подгруппы: в первую (I) подгруппу вошли физически более развитые воспитанники (10 человек), во вторую (II) - дети с более низким уровнем физического развития (14 человек). Далее был составлен перспективный план работы подгрупп с учетом физического, речевого и умственного развития детей.

Специалисты, участвующие в эксперименте, проанализировали связь двигательной сферы с речью и изменили цели каждого занятия, акцентируя внимание на коррекции / устранении речевых нарушений у детей дошкольного возраста. В качестве основного средства воздействий были выбраны игры и упражнения, направленные на развитие произвольной моторики (общей, мелкой моторики пальцев рук, мимической и артикуляционной). Исходя из цели работы, были сформулированы общие задачи коррекционно-педагогической деятельности:

Логопед: устранение речевых нарушений,

Музыкальный руководитель: развитие дыхания и голоса,

Воспитатели и логопед: выработка умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности,

Инструктор по физической культуре: совершенствованию двигательной сферы,

Психолог: активизации всех психических процессов (внимания, памяти: слуховой, зрительной, двигательной, словесно-логической).

В соответствии с идеей комплексности работы в начале учебного года с родителями воспитанников экспериментальной группы было проведено собрание, на котором присутствовали все специалисты. Логопед познакомила с целями и задачами работы специалистов в группе, обратила внимание на проведение занятий, которые носят как общую оздоровительную направленность, так направленность на коррекцию речевых и двигательных нарушений. Родители одобрили начинание; родительский комитет разработал рекомендации для родителей в области участия в эксперименте. В частности, родителям было рекомендовано:

Проводить подвижные игры с детьми (суббота, воскресенье);

Выполнять дома с детьми каждое задание, полученное от логопеда;

По возможности присутствовать на открытых занятиях в детском саду;

Фиксировать появление положительных тенденций в двигательной и речевой сфере детей;

Поддерживать контакт с логопедом, инструктором по физической культуре, воспитателем и психологом.

В перспективном плане для I подгруппы была предусмотрена обязательная связь речевых и двигательных упражнений, игр, логоритмики и маршировок. Во II подгруппе работа была ориентирована на дальнейшее совершенствование двигательных и речевых функций.

В календарный план были внесены конкретные изменения, связанные с построением и содержанием занятий. Логопед, работая в подгруппе I, тесно связывал коррекцию речи и развитие двигательных функций детей. С этой целью в каждое занятие включили физминутки, двигательные паузы для отдыха, которые соединялись с речевым материалом.

Содержание деятельности инструктора по физической культуре исходило из того, что сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования.

В контексте экспериментальной работы в начале учебного года учитель-логопед ознакомил инструктора по физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой). После выявления уровня психоречевого развития детей, были совместно определены цели, задачи формирования речедвигательных навыков, составлен план коррекционной работы. Целью проведения такой работы инструктором по физической культуре стало: развитие общей и мелкой моторики, пространственной ориентации, физиологического и речевого дыхания, координации речи с движением; развитие речи у детей.

Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текстов в процессе занятий по физической культуре подбирались в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического воздействия. Был, преимущественно, использован речевой материал из пособия Е.Н. Вареник с соавт. «Физическое и речевое развитие дошкольников» , а также рифмовки собственного сочинения. Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой структуры слова. Дети вслушиваются в звуки, слова, контролируя собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется артикуляционный аппарат ребёнка, развивается фонематический слух.

В свою очередь, в коррекционной работе логопеда присутствовал двигательный компонент, что способствовало развитию у детей общей и мелкой моторики. Систематическое использование речевых рифмовок обеспечивало закрепление результатов логопедической работы и осуществление преемственности в работе специалистов.

Воспитатели работали в полном контакте с логопедом, инструктором по физической культуре и другими специалистами. Каждый день во второй половине дня они проводили занятия, закрепляющие материал, пройденный на занятиях других специалистов. Особое внимание воспитатели уделяли общению детей друг с другом и с педагогами. Они поправляли детей, добиваясь правильного произношения слов, построения предложений, пересказов. Помимо этого, в арсенале воспитателей имелись различные игры, применение которых способствовало развитию общей моторики, мелкой моторики, правильного дыхания, голоса, выразительности высказывания.

Музыкальный руководитель в содержание каждого занятие также включал элементы логоритмики. В данной части работы основными целями логоритмики были определены: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной). В образовательные задачи входило формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела, с некоторыми музыкальными понятиями («музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»). К воспитательным задачам относились воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

В целом логопедическая работа разных специалистов в течение дня включала:

Утреннюю гимнастику с речевками и звукоподражаниями;

Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям;

Речевые игры перед едой;

Логоритмические паузы на занятиях;

Динамические паузы между занятиями;

Физкультурные театрализованные занятия с использованием речевого материала;

Бодрящая гимнастика со звукоподражанием;

Подвижные игры с пением (на прогулке);

Игры малой подвижности (в группе);

Логоритмические досуги.

В настоящее время экспериментальная работа продолжается. Однако, уже первые (промежуточные) результаты свидетельствуют о ее эффективности: воспитанники экспериментальной группы стали быстрее отвечать на вопросы, активнее участвовать в проведении занятий, у них четче проходят физкультминутки, занятия по логоритмике. Собственно, речевые успехи проявляются в том, что дети стали легче делить слова на слоги, правильно определять количество слов в предложении, четче артикулировать; повысилась выразительность их речи. Это определяет целесообразность продолжения начатой работы.

Ирина Кириленко
Физическое воспитание и оздоровление детей с ОНР и ЗПР

Воспитание , охрана здоровья и физическое развитие подрастающего поколения- дело государственной важности.

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные учреждения. Учитывая важность преодоления психологических и физических проблем у детей с З . П. Р. и О. Н. Р. для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки к школе, изучение данного вопроса особенно важно.

Наличие речевого и психологического дефекта у детей параллельно приводит к ярко выраженным изменениям основных показателей психофизического развития ребёнка . Таким детям свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия . Им присущи повышенная возбудимости, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность или наоборот- заторможенность, апатичность, чувство ущемлённости, неполноценности от сознания своего дефекта.

Всестороннее обследование двигательной сферы детей с О . Н. Р. и О. Н. Р. позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития :

Гипер- или гиподинамия;

Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, метание)

Общая скованность и замедленность в выполнении движении;

Дискоординация движений;

Несформированность функций равновесия;

Недостаточное развитие чувства ритма;

Нарушение ориентации в пространстве;

Замедленность процесса освоения новых движений;

Нарушение осанки, плоскостопие;

Заметное отставание в показателях основных физических качеств : силы, ловкости, скорости.

Поэтому основными задачами физического воспитания являются :

Забота об охране и укреплении здоровья детей ;

Комплексная и ранняя диагностика состояния здоровья и показателей психофизического развития детей ;

Разработка содержания коллективных и индивидуальных форм коррекционной работы;

Развитие общей, сенсомоторной, речедвигательной моторики;

Развитие пространственно- координационных и ритмических способностей;

Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции;

Построение двигательного режима;

Формирование жизненно необходимых двигательных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Обеспечение физического и психического благополучия.

Для решения этих задач необходимо смоделировать двигательный режим в Д. О. У. следующим образом. Главную и основополагающую роль играют физкультурно- оздоровительные занятия . Это : утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10- 12 минут, двигательная разминка во время перерыва между занятиями ежедневно 7- 10 минут, физкультурная минутка, проводимая ежедневно по мере необходимости по 3-5 минут, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, дифференцированные игры- упражнения на прогулке, оздоровительный бег- 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3- 7 минут, ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными процедурами- ежедневно после дневного сна по2- 3 минуты, гимнастика пробуждения -5 минут, занятия Л. Ф. К., занятия ритмической гимнастикой.

Следующим структурным моментом модели двигательного режима в Д. О. У. является специально организованные занятия в течение дня. Это : занятия по физической культуре , которые проводятся 3 раза в неделю : в часы прогулки, самостоятельная двигательная активность- ежедневно под руководством воспитателя , продолжительность зависит от индивидуальных особенностей.

Очень важны физкультурно- массовые мероприятия : неделя здоровья 2 раза в год, физкультурно- спортивные праздники на открытом воздухе 2 раза в год, физкультурные досуги 1 раз в месяц.

Нельзя забывать и о совместной физкультурно- оздоровительной работе Д . О. У. и семьи : домашние задания, определяемые воспитателем , участие родителей в физкультурно- массовых мероприятиях, которое выражается в подготовке, проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

Таким образом методы оздоровления таковы :

1. Обеспечение здорового образа жизни :

Щадящий режим (адаптация) ;

Гибкий режим

2. Физические упражнения :

Утренняя гимнастика;

Физкультурно- оздоровительные занятия4

Подвижные и динамические игры;

Профилактическая гимнастика (дыхательная, звуковая, йога,

улучшение осанки, плоскостопия, зрения);

Спортивные игры;

Дозированная ходьба.

3. Гигиенические и водные процедуры :

Умывание,

Мытьё рук;

Игры с водой;

Обеспечение чистой среды.

4. Свето- воздушные ванны :

Проветривание помещений;

Прогулки4

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

5. Активный отдых :

Развлечения, праздники, игры, забавы;

Дни здоровья.

6. Арома- и фитотерапия :

Ароматизация помещений;

Сеанс фитоаэронизации;

Фитопитание (чай, коктейли, отвары)

7. Диетотерапия :

Рациональное питание;

Индивидуальное меню (аллергия)

8. Свето и цветотерапия :

Обеспечение светового режима;

Цветовое и световое сопровождение учебного процесса.

9. Музыкотерапия :

Музыкальное сопровождение режимных моментов;

Музыкальное сопровождение фона занятий;

Музыкально- театральная деятельность.

10. Аутотренинг и психогимнастика :

Игры и упражнения на подавление отрицательных эмоций и снятие

невротических состояний;

Игры и упражнения на развитие эмоциональной среды;

Коррекция поведения.

11. Спецзакаливание :

Босоножье, игровой массаж;

Дыхательная гимнастика.

12. Физиотерапия :

Люстра Чижевского;

Тубус- кварц;

Для выполнения этих оздоровительных мероприятий необходимо соблюдать такие условия, как : 1) чёткая организация теплового и воздушного режима в помещении; 2) следить за рациональной одеждой детей ; 3) ежедневно проводить утреннюю гимнастику, организовывать с детьми подвижные игры и упражнения на свежем воздухе; 4) обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе ; 5) исключать шумные игры за 30 минут до возвращения детей с прогулки ; 6) обеспечить условия для преобладания положительных эмоций во всех видах двигательной активности ребёнка; 7) обеспечить спокойную обстановку при подготовке детей ко сну ; 8) строго соблюдать время, отведённое для сна; 9) выполнять специальные закаливающие мероприятия : воздушные ванны в сочетании с воздушными упражнениями для ног, плеч, туловища, рук, на дыхание.

Соблюдение всех этих правил особенно необходимо при работе с детьми с З. П. Р. и О. Н. Р., которые требуют специфического внимания к ним. Ведь благодаря системе физического воспитания и оздоровительных мероприятий такие дети быстрее адаптируются к условиям жизни, режиму детского учреждения, их физические и психические недостатки блокируются, исправляются. Дети с О. Н. Р. и З. П. Р. в результате становятся полноправными гражданами общества, здоровыми физически и психически , в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Тем более важно взаимодействие всех участников учебно- воспитательного процесса , включая родителей.

Работа с такими детьми нелегка, сложна, но необходима. Здоровье всех детей , окружающих нас- основная, главная задача.

Используемая литература

1. Коррекционно- педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития. Под общей редакцией д. м. н. Е. М. Мастюковой, Москва, Аркти, 2002г.

2. Дошкольник. Оздоровительная работа в Д . О. У. по программе «Остров здоровья» . Автор- составитель Е. Ю. Александрова, Волгоград, Учитель, 2006г.

3. Физкультурно- оздоровительная работа в Д . О. У., практическое пособие. Автор- составитель О. Н. Моргунова, Воронеж, 2007г.