Совместная деятельность учителя – логопеда с педагогами ДОУ и родителями как результат эффективной коррекционной работы (педагогический проект) проект (логопедия) на тему. Логопедический проект "Маленькие Грамотеи" проект по логопедии (подготовительная гр


Тамаразова Юлия Николаевна,

учитель - дефектолог

МАДОУ ДС КВ "Ручеёк"

ЯНАО г. Новый Уренгой

Недооценка своевременного исправления

речевых дефектов у детей приводит в

последствии к трудностям в овладении

письмом и чтением. Такой ребенок будет

постоянно отстающим в школе, будет страдать

от того, что его старания не приводят к

положительному результату.

Его вины здесь нет.

Виноваты только родители, считавшие,

что малыш вырастет и «выговорится»

/Л.С.Белинсон/

МОЯ ВОЛШЕБНАЯ БУКВА

Проект учителя – логопеда

Без помощи родителей работа логопеда бывает очень длительной и даже бесполезной.
Все что на занятии с логопедом изучаем, дома обязательно с мамой, папой закрепляем!!!

Анализ ситуации

В настоящие время ни для кого не секрет, что с каждым годом все острее встает вопрос об обучении детей с речевой патологией. Является очевидным, что для полноценной логопедической работы необходимо тесное сотрудничество логопеда, учителя и родителей. Прежде всего, стоит отметить необходимость формирования мотивации к занятиям среди родителей. Многие родители имеют весьма отстраненные сведения о том, кем является логопед и каким образом осуществляется коррекционная работа. Необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка. С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Актуальность и востребованность проекта заключается в том, что с участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе необходимо.

Гипотеза: Будет решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестанут отстранятся от работы по исправлению речевых дефектов у детей. Они преодолеют возникшие определенные трудности в организации взаимодействия со своим ребенком

Цель проекта:

Формировать умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Определять отличия в названиях картинок.

Определять место заданного звука в слова.

Подбирать слова с заданным звуком.

Формирование и стимуляция мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком.

Задачи проекта:

Формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза детей;

Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;

Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;

Привлечь родителей к изготовлению книжек – малышек по пройденным звукам

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс может быть использована логопедами, воспитателями групп, родителями.

Тип проекта практико-ориентированный, индивидуальный

По продолжительности: долгосрочный (1 год, в течение всего периода коррекции звукопроизношения)

Участники проекта: учитель-логопед, родители детей группы, воспитатели группы, воспитанники группы.

Результаты проекта:

Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть дан­ный звук в слове или отсутствует).

Формирование действия вычленения звука от начала и конца слова
(по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?)

Выделение ударной гласной в слове.

Определение места звука слове (После какого звука слышится нужный
звук в слове? Перед каким звуком?)

Умение определять наличие (или отсутствие) заданного звука в слове.

Умение выделять первый звук из начала слова, последний – из конца слова.

Повышение компетентности родителей в вопросе развития детей;

Включение родителей в коррекционный процесс

Этапы проекта:

1 этап – подготовительный (информационно - аналитический)
Раскрытие смысла и содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и речевых возможностей детей.
Задачи:
1. Изучение состояние исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявление проблемы – диагностика актуального уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

2 этап – основной (практический)

Изготовление самодельных книжек – малышек на каждый пройденный звук, соблюдая определенный условия:

Сначала подбираем предметные картинки на заданный звук (звук находится в начале слова);

За тем подбираем картинки, в которых позиция звука определятся серединой слова;

Следующие картинки со звуком в конце слова.

Правила создания (формирования страниц)

Картинки на страницах книга должны соответствовать позиции звука в слове (вначале слова, в середин или в конце)

3 этап – заключительный (оформление мини библиотеки авторских пособий)

Презентация каждой книжки всеми участниками проекта (родители, дети, воспитатели) и оформление выставки (библиотеки) в детском саду.

Презентация опыта: готовыми книжками могут пользоваться педагоги ДОУ, логопеды, родители, а также сами дети, играя в различные игры. Например: «найди звук», «Где живет звук» и тд.

Опыт может транслироваться на городских методических объединениях, представлен на конкурсы различного уровня

В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов и родителей является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Анализ исследований российских учёных (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, М.В. Иванова, В.К. Котырло, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова, О.В. Огороднова, М.М. Рамазанова, З.И. Теплова и др.) позволяет рассматривать взаимодействие педагогов и родителей, как важное условие эффективности воспитания и развития детей.

Работа с детьми
- Знакомство с органами артикуляции посредством «Сказки о Веселом Язычке»
- Использование на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения игровых приемов анализа артикуляции Использование при анализе артикуляции изучаемого звука пособия «Артикуляционная гимнастика»
- Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки»

Работа с семьей

Выступление на тему: «Результаты проведенной коррекционно – развивающей работы в группе компенсирующей направленности»
- Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины»;
- Совместное с ребенком изготовление книжек – малышек на пройденный звук «Моя волшебная буква»
- Использование книг в процессе закрепления пройденного звука и при определении позиции данного звука в слове.

Работа с педагогами
- Консультация «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды»
- Оформление выставки (Библиотеки) с детьми «Моя волшебная буква» (на все пройденные звуки)
- Использование буклета в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда.

Практический результат проекта
- Презентация индивидуальных книжек - малышек «Волшебная буква», их практическое использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда
- Пополнение мини-библиотеки из книжек-самоделок.

Вывод: включение родителей в совместный у логопедом и воспитателем процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя – логопеда и родителей.

В перспективе: поиск и разработка новых инновационных форм коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.

Для оформления работы были использованы картинки со следующих сайтов

Файл: Умная сова.png

Фотографии можно напечатать в конце или начале публикации

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Светлана Филиппова

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений происходит быстрее, качественнее, а поставленные задачи выполняются решаются благодаря максимальной заинтересованности ребенка, и мотивации к совместной деятельности.

В нашем детском саду закончился краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи».

Цель проекта-

развитие основ речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений,привлечение родителей к совместному изготовлению игрушек для звукоподражания, закрепления, и введения звуков в речь, также развития связной речи как на логопедических занятиях, так и в повседневной жизни.

Задачи проекта

1. Сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

2. Совершенствование мелкой моторики через пальчиковые игры;

3. Повышение компетентности родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат:

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста;

Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;

Обогащение опыта родителей в воспитании детей.

В старшей группе №2 родители и дети приняли самое активное участие, и вот что у нас получилось:

Пальчиковые тренажеры «По дорожке я шагаю»

изготовили Булакина Даша с мамой Татьяной Николаевной. Вместе с куклой, одетой на пальчики, дети шагают по кочкам-дорожкам, автоматизируя звук, или произнося слоги, слова. Сочетание движения пальчиков и речи помогают детям в игровой форме быстрее справиться с автоматизацией.

Перчаточный Мишутка-язычок

Наш помощник при проведении артикуляционной гимнастики стал любимцем детей. Его придумали и смастерили Ярославцева Ангелина вместе с мамой. «Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык. И от кончика до края покусаю. покусаю…» Движения языка и движения руки выполняются синхронно,со стихами, например, Лопата копала,

Копала, копала,

Потом улеглась,

Видно, очень устала.

(упражнение «Лопаточка»)

Замечательная змейка для вызывания и закрепления звука Ш

получилась у Бондарева Влада с мамой Анной Александровной.

Змейка ползет и шипит Ш -Ш-Ш, звук нас учит говорить Ш-Ш –Ш

Ша-ша-ша- наша змейка хороша

Шо-шо-шо- все шипим мы хорошо


Трудолюбивая пчелка Жужа,

которую изготовила Муравьева Варя вместе с мамой помогает нам закреплять звук Ж,

Пчелка Жужа собирает нектар, и повторяет свои любимые песенки-чистоговорки;

Жа-жа-жа- пчелы весело жужжат

Жу-жу--жу -я как пчелка пожужжу

Жи-жи-жи-ты мне пчелку покажи


Пальчиковый театр по сказке «Теремок»

изготовили Мананников Алеша со своей мамой

Оразова Жасмин изготовили с мамой

пальчиковый театр по сказке» Репка»


Дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации сказок, закрепляя правильное произношение звуков и развивают связную речь.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Игрушки» Краткосрочный проект в первой группе раннего возраста «Солнышко» Воспитатель: Ананченко Т. С Паспорт проекта. Тема: «Игрушки» Тип проекта:.

Консультация для воспитателей «Логопедический режим ДОУ как условие эффективной коррекции речи детей» Работа по коррекции речевых нарушений и формированию правильной речи дошкольников, выполняющей в полном объеме коммуникативную функцию,.

Краткосрочный проект для старше-подготовительной группы «Народные игрушки» МБДОУ ЦРР Д/с №11 «Сулусчаан» Утверждаю: Заместитель заведующего по УМР ___/О. В. Сыроватская/ Краткосрочный проект «Народная.

Краткосрочный проект «Мордовские народные игрушки» Проект «Мордовские народные игрушки» Средняя группа.

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Игрушки» Тип проекта: исследовательско – творческий Вид проекта: краткосрочный (5 дней) Участники проекта: Дети 2-3 лет, педагоги, родители воспитанников.

«МБДОУ» 16 г. Кропоткин Еремкина Лариса Владимировна воспитатель Цель: научить детей играть дружно, бережно относиться к играм и игрушкам.

Раздел I: Информационная часть

Паспорт проекта

Раздел II: Содержательная часть проекта

1. Аннотация проекта

Данный проект предполагается реализовать в четыре этапа:

II этап – организационно – проектировочный вторая неделя сентября 2016 г.

Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой. Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности.

Данный проект направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической помощи детям. Проект рассчитан на детей от 6 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение.

К участию в проекте были приглашены дети подготовительной группы компенсирующей направленности, их родители и педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на один год обучения.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

2. Актуальность темы и проблема, на решение которой направлен проект

В последние годы увеличилось количество детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Проблема нарушения письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из целей обучения превращается для учащихся в средство дальнейшего получения знаний.

Поэтому целенаправленную работу по профилактике нарушений чтений и письма следует проводит в старшем дошкольном возрасте. Профилактика нарушений письменной речи является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования.

Дети с Общим недоразвитием речи находятся в группе риска по вероятности возникновения дисграфий и дислексий. Нарушения письма и чтения являются наиболее распространенной причиной школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Психофизиологические предпосылки для овладения письмом и чтением в онтогенезе формируются задолго до начала обучения грамоте
Актуальность профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза, несформированность монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления. Имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дисграфий в условиях логопедической группы детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

3. Цели и задачи проекта.

Цель проекта - создание и организация коррекционной непосредственно организованной деятельности (далее КНОД) на базе группы компенсирующей направленности, обеспечивающего индивидуальный подход к ребёнку с речевой патологией и последующие равные стартовые возможности при обучении в школе.

Задачи проекта:

  • разработать организационную базу для создания и функционирования КНОД группы компенсирующей направленности, апробировать организационно – содержательные и методические условия индивидуальных КНОД в присутствии родителей.
  • обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
  • познакомить с правилами школьной жизни;
  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
  • познакомить с терминами (звук, буква, слог, предложение, ударение);
  • обогащать словарный запас и развивать речь;
  • формирование грамматического строя речи ребенка;
  • проделать первые шаги к рефлексии.

Ценность проекта:

  • создание условий для оказания своевременной коррекционно-развивающей логопедической помощи в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ и изменения материально-технического и дидактического оснащения коррекционно-образовательного процесса ДОУ.
  • оказание помощи родителям детей с ОВЗ.
  • реализация инновационной деятельности по проекту позволит обобщить многолетний педагогический опыт учителя-логопеда, что в свою очередь, будет способствовать изменению социально-педагогического имиджа ДОУ.

Подготовительная (исследовательская) часть проекта.

Успешность построения механизма реализации проекта на основании сформулированной актуальности требует определения объекта и предмета работы.

Объектом проекта является дети с ОВЗ, посещающие подготовительную группу компенсирующей.

Предмет проекта - комплекс организационно-развивающих мероприятий, направленных на повышение речевых возможностей дошкольников и профилактики нарушений чтения и письма.

Методы исследования – анализ средового пространства, анкетирование, мониторинг потребностей и возможностей социума, изучение концептуальных подходов политики Департамента образования г. Москвы в сфере дошкольного образования.

Анкетирование родителей младших и средних групп показало, что 100 % родителей считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что:

  • речевые нарушения затрудняют общение со сверстниками в ДОУ - 21 %;
  • являются причиной будущих проблем при обучении в школе - 35 % семей;
  • помешают полноценному общению с людьми в будущем - 44 % опрошенных.

Для преодоления трудностей: 72 % - считают целесообразной консультацию и занятия со специалистом ДОУ; 47 % - видят проблемы в развитии своего ребёнка; в то же время 40 % - не придают значения недостаткам речевого развития в этом возрасте.

4. Возможные риски и пути их преодоления.

В ходе нашего исследования мы просчитали возможные риски и предусмотрели пути их преодоления.

Факторы, представляющие возможности
(благоприятные факторы) внешней среды:
  • семьи и дети получат своевременную помощь специалиста учителя-логопеда.
  • возможность (при необходимости) раннего вмешательства, консультирования ребёнка у узких специалистов (невропатолога, психиатра, ЛОР и т.д.)
  • возможности изучения опыта инновационной деятельности других школ;

Факторы, представляющие угрозы для ОУ:

Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка.

Сильные стороны ОУ:

  • у учителя-логопеда имеется большой опыт работы с детьми раннего дошкольного возраста
  • режим работы детского сада позволяет организовать занятия в утреннее и вечернее время.
  • потенциал педагогического коллектива достаточно высок, т.е. педагоги работающие в с детьми способны к внедрению инноваций и работе в проектной деятельности
  • система стимулирования работников ДОУ за инновационную деятельность, разработку и реализацию логопедических программ и пополнение материальной базы и развивающей среды.
  • в практике ДОУ используются парциальные программы, а также имеются различные программы, что облегчает разработку логопедических программ и их индивидуализации под конкретного ребенка.
  • функционирует сайт школы имеется электронная почта, что позволит обеспечить открытость деятельности учреждения по оказанию логопедической помощи детям
  • на базе школы существует психологическая служба

Слабые стороны ОУ:

  • Недостаточный уровень квалификации некоторых воспитателей для выполнения отдельных видов работ, внедрения инноваций.

Определение возможной стратегии реализации проекта:

Использование сильных сторон для извлечения преимуществ из новых возможностей:

  • Организовать и провести родительское собрание с предоставлением данных обследования детей, обозначить проблемы и приоритетные направления их преодоления.
  • Познакомить родителей и педагогов учреждения с проектом, пригласить их к сотрудничеству.
  • Провести опрос родителей младших и средних групп ДОУ через анкетирование с целью выявления востребованности услуг в рамках проекта.

Компенсация слабых сторон за счет хороших возможностей:

  • КНОД в присутствии родителей предоставлять в вечернее время с 15.00 до 19.00.
  • Провести консультации для педагогов по реализации логопедической программы в ДОУ
  • Использовать Интернет в разработке и подборе методического сопровождения КНОД в присутствии родителей.

Использование сильных сторон для смягчения угроз:

  • Изучить опыт по данной проблеме.
  • Организовать на базе учреждения консультационный пункт для родителей с целью их педагогического просвещения

5. Планирование работы по реализации проекта.

Поэтапный план-график реализации проекта

Проект предполагается реализовать в четыре этапа:

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года.

II этап – организационно – проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

(I и II этапы проходят в ускоренном режиме ввиду подготовленной методической и практической базы).

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года.

Продолжительность проекта – 8 месяцев.

Направления

Действия по реализации задач

Ожидаемые результаты

Участники реализации

I этап – подготовительный: первая неделя сентября 2016 года

Изучение нормативно-правовой базы регионального и федерального уровня

Ранжирование законодательной базы по осуществлению деятельности в условиях реализации ФГОС

Оформление папки «Нормативно-правовое сопровождение дошкольников с ОВЗ

Учитель-логопед

II этап – организационно-проектировочный: вторая неделя сентября 2016 г.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Разработка изменений для внедрения проекта.
  • Перспективные планы.
  • Пакет «Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность группы компенсирующей направленности

Учитель-логопед,

педагог-психолог и

педагоги работающие с детьми

Проектирование модели комплекса коррекционных занятий в группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с ОВЗ

  • определение направлений,
  • форм деятельности

Комплекс коррекционных занятий

Программно-методическое обеспечение

Пакет документов по каждому направлению:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Перспективно-календарное планирование

Методическое обеспечение

Диагностические материалы

Создание условий для реализации проекта

Оснащение материально-технической базы; приобретение материалов и оборудования согласно требованиям СанПиН

Комфортная предметно-развивающаясреда по всем направлениям.

III этап – практический: 15.09.2016 – 30.05.2017 г.

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик», «Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву», «Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая азбука».

Учитель-логопед,
педагог-психолог педагоги
дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Речь и речевое развитие

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква», «Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная литература

Чтение : Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»; В.Крупин «Первый букварь»; В.Драгунский «Заколдованная буква».
Заучивание стихотворений: С.Михалков «Лесная академия»; В.Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»; С.Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б.Заходер «Песенка-азбука».
Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная деятельность

Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в ряд!», «Такая разная «Азбука»
Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего имени».
Аппликация на тему: «Надела буква праздничный наряд».
Сотворчество детей с родителями по теме проекта.

Учебная деятельность

Познавательные занятия.
Подготовка к обучению грамоте.

  • Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки», «Баба-Яга учится читать».
  • Беседа: «Об истории азбук и букварей».
  • Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
    «Скоро в школу мы пойдем!»
  • Создание альбомов «От звука к слову»
  • Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «По дороге к АЗБУКЕ»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!»
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем – фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе», «Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши дети».
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать ребенку»
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
Участие в логопедическом досуге «По дороге к АЗБУКЕ».

IV этап – аналитический: сентябрь 2017 года

Промежуточный мониторинг

  • Анализ результатов выполнения проекта:
  • Анкетирование;
  • Анализ эффективности работы логопедической КНОД.

Учитель-логопед

Формы работы:

  • занятия: подготовка к обучению грамоте
  • экскурсии (библиотека, школа)
  • игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
  • конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-музеев в ДОУ.
  • речевые праздники.
  • презентация мини-музея «Моя любимая буква»
  • работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН

6. Образ конечного результата, критерии его оценки.

Результат проекта – модель организации коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ.

Ожидаемые результаты проекта:

Качественные

  • Снижение количества детей с проблемами нарушений письменной речи;
  • Создание банка методических материалов (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Обогащенная пространственная и предметно-развивающая среда групп ДОУ.
  • Наличие логопедической программы психолого-педагогической поддержки семей воспитанников (критерий оценки – наличие описания опыта деятельности пед. коллектива).
  • Удовлетворенность родителей и педагогов (критерий оценки – результаты анкетирования потребителей).
  • Планирование работы консультационного пункта для родителей (тренинги, семинары, консультации).

Количественные

  • Выполнение ФГОС по повышению качества образования и предоставления равных возможностей детям с ОВЗ при поступлении в школу.
  • Привлечение в систему дошкольного образования родителей, как равных партнёров в проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
  • Высокая и регулярная посещаемость ребенком группы, снижение заболеваемости
  • Увеличение доли детей с нормальным речевым развитием к началу школьного обучения
  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе

Результат проекта:

  • Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка.
  • Разработана и апробирована система коррекционных занятий для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
  • Проведена профилактика дисграфии, результатом которой является отсутствие у детей оптической формы дисграфии
  • Создана копилка методических, практических и электронных пособий, картотек.
  • Выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах подхода в воспитании.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «По дороге к азбуке»: проводить логопедическую НОД от 5 до 6 лет.
  • Публикации опыта работы.
  • Выступления на семинарах, конференциях различного уровня.

Логопедический проект

«В стране

гласных звуков и букв»

Составитель:

Учитель-логопед Пархоменко Н.С.

Логопедический паспорт

«В волшебной стране гласных звуков и букв»

Тип проекта: Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты. В логопедическую группу поступают дети с 5 лет с недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики.

Детям с ОНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения : развитие фонематического слуха у детей с ОНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения : дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: использование игровой деятельности, облегчающей процесс усвоения грамоты, делающей его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта:

  1. Учитель –логопед
  2. Воспитатели коррекционной группы.
  3. Воспитанники группы с общим недоразвитием 3 уровня.
  4. Родители

Цель : развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ОНР к изучению гласных звуков родного языка,

Задачи:

Предполагаемый результат проекта:

  1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
  2. расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
  5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
  6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
  7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта:

  1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи.

Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подобор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составленме плана основного этапа

1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

  1. Этап: Практический (4 недели)

Задачи.

Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков.

1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях»

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

8. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

9. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

  1. Этап: Заключительный (1 неделя)

Практическая значимость проекта:

1.Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми: «Интересные гласные» (Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Подбери домик» (Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» (Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» (Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» (Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки), «Следы» (Цель: Формирование фонематического восприятия у детей с ОВЗ), . пропевание гласных звуков с движениями, Пропевание гласных и их сочетаний с различной силой и высотой звучания, Игры с мячом для закрепления произношения гласных звуков и развития плавного, сильного выдохов: Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем», Игра «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук».

2. Для решения задачи знакомства с гласными звуками и умения подбирать слова, начинающиеся на гласные звуки, введён такой игровой приём, как составление звуковых историй. Используя картинки , названия которых начинаются на изучаемый звук, составляли звуковые истории про гласных девочек.

При составлении звуковых историй дети значительно быстрее и легче запоминают слова, начинающиеся на гласные звуки. Детям нравится знакомиться с гласными девочками, они активно включаются в работу. При этом истории могут быть разнообразные, творческие.

Заключение:

Целенаправленная, комплексная работа взаимодействия воспитателей, логопеда и родителей с использованием игровой деятельности, способствует устранению у детей логопедических групп, имеющихся трудностей при усвоении грамоты. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать фонематический слух дошкольников. Использование игровой деятельности на этапах обучения грамоте, закрепления полученных навыков на коррекционном часе воспитателя, дома при выполнении рекомендаций логопеда помогло успешно детям усвоить основы грамоты в детском саду.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29

Долгосрочный логопедический проект

«Здоровячок-речевичок»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

Муртазина Айсылу Радиковна

учитель-логопед

МАДОУ детский сад № 29

г. Нефтекамск

Введение……………………………………………………………………………...3

Понятие о здоровье и здоровьесберегающих технологиях……………………….5

Этапы работы над проектом………………………………………………………...6

Подготовительный

Основной (практический)

Заключительный

Заключение………………………………………………………………………….10

Список литературы…………………………………………………………………11

Введение

ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач. В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий.

На основании анализа теоретической и методической литературы, а также данных констатирующего эксперимента были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29 «Сказка» г. Нефтекамск

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Дети подготовительных групп № 3, № 4, родители, педагоги.

Время реализации проекта:

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.

Задачи проекта:

Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.

Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.

Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

изучение и анализ литературы

эксперимент - констатирующий, формирующий, контрольный

теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)

диагностические методы

Ожидаемые результаты:

правильное речевое дыхание у детей;

сформированные движения пальцев рук, общая моторика;

положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;

отсутствие напряжения и скованности у детей;

улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;

использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология - пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:

Сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;

Создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка;

Обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий :

Принцип «Не навреди!»;

Принцип сознательности и активности;

Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

Принцип систематичности и последовательности;

Принцип доступности и индивидуальности;

Принцип всестороннего и гармонического развития личности;

Принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.

Выявление проблемы.

Определение системы мероприятий по реализации проекта.

Изучение уровня компетентности родителей по проблеме - анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап - основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика в театрализованной деятельности как средство профилактики речевых нарушений».

Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».

Консультация для инструктора физической культуры «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями».

Проведение мастер-класса для воспитателей «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика - основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».

Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».

Использование традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

Дыхательная гимнастика

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Логопедический и точечный массаж

Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

5. Пальчиковая гимнастика

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

6. Зрительная гимнастика

Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот - расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Физкультминутки

При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда