Взаимодействие воспитателя с сотрудниками доу материал на тему. Взаимодействие воспитателя с работниками доу Взаимодействие воспитателя с медицинским персоналом доу по вопросам здоровья детей


Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом

Педагоги учат детей умываться, мыть ноги перед сном, следить за состоянием рук, ногтей, мыть руки перед принятием пищи, пользоваться унитазом и туалетной бумагой, правильно применять предметы индивидуального пользования (расческу, носовой платок, полотенце, зубную щетку и т.п. Формируют привычку к здоровому образу жизни на занятиях, проводят познавательную работу о вреде вредных привычек. Формирует знания и умения детей по основам безопасности жизнедеятельности, освоению схемы поведения детей в опасных ситуациях.

Обеспечивают максимальное пребывание детей на свежем воздухе. Организуют музыкальные и спортивные развлечения, активный отдых на прогулке, походы, экскурсии на природу. Обеспечивают регулярное посœещение кружка детьми с выявленным диагнозом ʼʼупрощенная стопаʼʼ, ʼʼплоскостопиеʼʼ.

Включают в режим дня упражнения по профилактике нарушений плоскостопия, осанки, зрения. Учат детей контролировать собственную осанку, посадку за столом во время занятий. Соблюдают санитарные правила организации занятий: свет слева, достаточная освещенность рабочего и игрового места͵ подбор мебели по росту детей. Осуществляют медико – педагогический контроль за соблюдением режима двигательной активности в течение дня. Контролируют соблюдение санитарно – гигиенических норм проведения занятий, моторной плотности и физической нагрузки на детей во время организованных форм работы по физическому воспитанию детей

Медицинский персонал осуществляет контроль за качеством работы педагогов ДОУ по формированию культурно – гигиенических навыков, выполнением санитарных правил, установленных органами Роспотребнадзора. Консультирует родителœей по основам здорового питания. Консультируют педагогов и родителœей по обеспечению безопасности детей в летний период, по профилактике детского травматизма, солнечного удара, укусов насекомых, отравлений ядовитыми грибами, ягодами, растениями.

Оказывает первую помощь при заболеваниях детей, контролирует выполнение закаливающих процедур естественных факторов закаливания (солнца, воздуха, воды). Проводит отбор детей на кружок по медицинским показаниям. Подбирают в соответствии с заболеваниями комплексы лечебной гимнастики, упражнений, игр.
Размещено на реф.рф
Проводит диагностику состояния у детей зрения, осанки, стопы. Контролирует выполнение в группах комплексной системы оздоровительных мероприятий в ДОУ.

Проведение работы по профилактике детского травматизма в детском образовательном учреждении

Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Способы взаимодействия воспитателя с медицинским персоналом" 2017, 2018.

Консультация для педагогов: «Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы».

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

Приступая к работе, инструктор по физической культуре должен определить для себя несколько первоочередных задач:

1 . Работа любого специалиста, прежде всего, должна начинаться со знакомства с образовательной программой, по которой работает дошкольное учреждение, и учебно-методическим комплектом.

2 . Необходимо внимательно изучить цели и задачи образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», над которыми предстоит работать с детьми разных возрастов.

3. Проанализировать условия необходимые для решения поставленных задач.

4. Провести ревизию оснащения физкультурного зала и физкультурной площадки на улице.

Комплекс диагностических мероприятий в дошкольном учреждении, осуществляется целым коллективом специалистов (воспитателями, медиками, узкими специалистами):

1.медицинский персонал (оценка физического развития и здоровья);

2.инструктор по физической культуре и воспитатели (оценка уровня двигательной активности и физической подготовленности);

3.педагог-психолог (выявление отклонений в становлении отдельных сторон личности дошкольников: эмоциональное состояние, познавательные процессы);

4.музыкальный руководитель (оценка музыкально-ритмического развития детей).

Взаимодействие с медицинским персоналом

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинского персонала.

Основными проблемами, требующими совместной деятельности, прежде всего, являются:

*Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале года, после оценки физического развития и здоровья детей, совместно с медицинской сестрой заполняются листы здоровья, физического и двигательного развития детей. Необходимо получить дополнительную информацию о детях от психолога, логопеда и родителей, через анкетирование, индивидуальные беседы.

* Профилактика заболеваний ОДА, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Совместно с медицинским работником необходимо разработать рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выделить дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно необходимо включать упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно вести совместныйконтроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенесших заболевания.

*Способствовать предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

* Осуществлять 2 раза в год медико-педагогический контроль над физкультурными занятиями. Качественный и количественный контроль эффективности занятия, как правило, проводит медицинская сестра, а анализирует методист и инструктор по физическому воспитанию.

*Проводя работу по формированию у детей начальных представлений о ЗОЖ, необходимо привлекать медиков к проведению интегрированных занятий по валеологии, развлечений, консультаций для педагогов и родителей.

Взаимодействие с воспитателями

Конечно, за успешное выполнение всех задач образовательной программы отвечает воспитатель, а инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателю по различным вопросам физического развития детей.

Руководящую роль на занятии занимает инструктор.Но воспитатель, зная методику проведения физкультурных занятий, следит за качеством выполнения общеразвивающих упражнений и основных видов движений, помогает в регулировании физической нагрузки на каждого ребенка. Воспитатель на занятии не только помогает инструктору по физической культуре, но и фиксирует то, что необходимо закрепить с некоторыми детьми в индивидуальной работе..

Воспитатель является связующим звеном между инструктором и родителями (проводит с ними беседы по моим рекомендациям, дает консультации, предлагает разнообразные домашние задания, индивидуально для каждого ребенка). Вместе с воспитателями инструктор привлекает родителей к совместным мероприятиям - праздникам и развлечениям. Потому что успехов в укреплении здоровья детей, их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться только при единстве системы физического воспитания в детском саду и семьи, что требует тесного взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение. На утренней гимнастике, занятии или развлечении необходимо музыкальное сопровождение, которое инструктор вместе с музыкальным руководителем подбирает музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков - полька, галоп. Общеразвивающие упражнения имеют свою структуру, поэтому для них нужно подбирать произведения определенного строения. И самое главное сначала попробовать самому инструктору выполнить эти упражнения под музыку. При необходимости можно подбирать музыку и к ОВД , но следует помнить, что выполнение трудных движений (лазание, равновесие) требует от ребенка больших усилий, внимания, координации. Музыка в данном случае не желательна и является отвлекающим фактором.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений.

Совместно с музыкальным руководителем нужно проводить музыкально-спортивные праздники и развлечения. Такие мероприятия планируются согласно годовому календарно-тематическому плану.

Очень важно помнить, что :

* недопустимо выполнение физических упражнений вне ритма и темпа;

* противопоказано уточнять ритмичность движения под музыку счетом или непрерывными хлопками, так как это может привести к частичному искажению музыкально-ритмических ощущений.

Взаимодействие с педагогом-психологом

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому в некоторые физкультурные занятия и развлечения включаются игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов.

Таким образом, должна быть создана модель взаимодействия инструктора по физической культуре с педагогами, медицинским персоналом.

Модель взаимодействия

Инструктора по физической культуре

1.С заведующим, зам. Заведующего - создает условия для физкультурно-оздоровительной работы, координируют работу педагогов.

2.С медицинской сестрой - участвует в проведении лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу среди педагогов и родителей.

3.С воспитателем - способствует обеспечению гибкого оздоровительного режима, формированию привычки здорового образа жизни, развитию двигательной культуры, профилактики заболеваний.

4.С музыкальным руководителем- участвует в двигательном развитии детей, способствует развитию чувства ритма, темпа, речевого дыхания, координации движений.

5. С педагогом-психологом - способствует развитию эмоционально - волевой сферы дошкольников, познавательных процессов

6.С младшим воспитателем - способствует соблюдению санитарно - гигиенических требований.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательных областей «Здоровье», «Физическая культура» возможны при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых к детям.

Консультация для педагогов: «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»

Сохранение и укрепление здоровья детей -основная цель любого дошкольного учреждения. Это не случайно, так как констатируется снижение двигательной активности, начиная с раннего детства. Все больше детей вырастает, когда прогулки ребенка проводятся в коляске, хотя он умеет ходить; автоматизация и компьютеризация быта, учёбы и труда; пассивный отдых, развитие индустрии развлечения, практически не требующих мышечных затрат; развитие транспортной индустрии- определяют малоподвижный образ жизни современного человека. Плюс к этому, завышенные требования, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Ни для кого ни секрет, что существует ограничения детей в сфере движения в условиях и детского сада, так и в семье. Из прогулок зачастую исчезают подвижные игры и спортивные упражнения, как организованные взрослыми, так и самостоятельного характера. При режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья наших детей.

Коллектив ДОУ большое внимание уделяет укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и в соответствии с этим решает задачи воспитательно-образовательной работы.

Сегодня я хочу вас познакомить с инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.

·Приём детей, утренняя гимнастика на улице, которая повышает эмоциональный тонус, активизирует мышечный тонус, закаляет организм, повышает двигательную активность.

·«Динамический час»-организуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18-20 минут в группах младшего и среднего возраста, 25-30 минут в группах старшего дошкольного возраста. Содержание «динамического часа» определяется в соответствии с возрастом детей, упор делается на основной вид деятельности -игру.

Структура «динамического часа» состоит из 2 частей:

·Оздоровительная разминка, она подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега. Прыжков, иммитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.

·Оздоровительно-развивающая часть-тренировка определённого вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры. Число заданий зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения «динамического часа». Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты.

Варианты построения «динамического часа»

Игровые упражнения и подвижные игры;

Игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

Спортивные игры и игровые упражнения;

Игровые упражнения и игры -эстафеты;

Игровые упражнения и хороводные игры.

В нашем ДОУ спортивный и музыкальный зал совмещён, поэтому в холодные месяцы «динамический час» ,а он организуется в центрах двигательной активности-в холлах детского сада, спортивных залах при соблюдении температурного режима и облегчённой одежды, затруднителен.

·Следующий подход - оздоровительно-игровой час.

При внедрении новой формы работы оздоровительно-игрового часа (подвижный час) следует учитывать: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объёме и в виде основных движений. Следует учитывать, что двигательная активность повышается в весенне-летний период и снижается в осенне-зимний период.

Основным приёмом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 1.5 до 2 лет -8 минут, с 2 до 3 лет-8-10 минут. Ведущая роль в данной форме работы с детьми принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход, воспитатель может заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, вести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остаётся учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.

·Другой формой физического развития детей дошкольного возраста является «час» двигательного творчества. Детям предоставляется возможность самим выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнёра и т. д. Другими словами дети могут почувствовать себя хозяевами на спортивной площадке, освоить её пространство. Отсутствие внешних указаний со стороны взрослого позволяет им оценивать собственные действия, как успешные и неуспешные. Самостоятельные перемещения способствуют снятию зажатости, нерешительности, скованности. Развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастии к общему делу. Для «часа» двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной с взрослыми или сверстниками деятельности в организованном физическом пространстве. «Час» двигательного творчества проводится во второй половине дня на улице летом с 17 до 18 часов под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется так же участие родителей. Всё это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются на спортивной площадке.

·Эффективным способом повышения двигательной активности стало использование нестандартного оборудования, поддерживающего интерес детей к занятиям физическими упражнениями в разных видах деятельности в течении всего дня.

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий, реализуемая в дошкольном учреждении и контроль за организацией инновационных форм двигательной активности позволяет снизить заболеваемость воспитанников, позволит предложить детям, насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность без увеличения нагрузки и реализовать главную их потребность-потребность в движении.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ . Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности . Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в

освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса , и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна , разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов . Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования : обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий :

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой

сотрудничества , является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми . Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например : «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное?» , «Как поют птенчики высоким или низким голоском?» . Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее

доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием . Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач : общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов : консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико- педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере :

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на :

контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;

соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;

обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;

учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;

производится совместный ежедневный утренний прием детей;

участие в педагогических советах , посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;

санитарно-просветительская работа родителей;

соблюдением графика получения пищи группой;

ведение табелей на питание детей по группе;

организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит :

участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;

создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;

совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;

организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;

участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;

несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;

одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;

обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;

выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;

обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;

совместная работа с детьми;

взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие .

Учебно-методическая публикация. Выступление на городском методическом объединении инструкторов по физкультуре и музыкальных руководителей, 2016 г.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Создание образовательного пространства в ДОУ во многом определяется целесообразной организацией образовательного процесса. Немаловажным при этом является соблюдение нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность педагога и всего педагогического коллектива при организации воспитания и обучения детей.

Один из таких нормативно - правовых документов является Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 г. В ст. 64 п.1 говорится, дошкольное образование направленно на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Еще один нормативно - правовой документ это Федеральные Государственные Образовательные Стандарты ДОУ. Одна из задач стандарта: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому очень важен процесс образовательного взаимодействия.

Слаженность в работе - залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в т. ч. пе-дагогическом, тем более что деятельность всех педагогов и специалистов ДОУ направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения де-тей.

Так, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества педагогов.

Мы выделили некоторые формы взаимодействия специалистов:

  • Коррекционная работа
  • Консультации
  • Педсоветы
  • Семинары-практикумы
  • Праздничные мероприятия
  • Индивидуальные беседы
  • Совместные проекты
  • Медико-педагогический контроль

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего коллектива ДОУ.

Взаимодействие инструктора и воспитателя

Современные требования предусматривают интеграцию и «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности.

Мы вместе с воспитателями проанализировали об-разовательные области, с которыми интегрируется область «Физическая культура» по со-держанию и средствам.

Интеграция образовательной области «Физическая развитие» с другими образовательными областями по содержанию : «Здоровье» — использование здоровьесберегающих техноло-гий и специальных физических упражнений для укрепления органов и систем (дыхательная гимнастика и гимнастика для глаз), воздушное закаливание.

«Социализация» — взаимо-действие и помощь друг другу во время эстафет и спортивных мероприятий, справедливая оценка результатов игр или со-ревнований.

«Безопасность» — формирова-ние навыков безопасного пове-дения во время подвижных игр, при пользовании спортивного инвентаря.

«Труд» — помощь в раздаче и уборке пособий и спортивного инвентаря.

«Познание» — активизация мышления детей, подвижные игры и упражнения, закрепляющие полученные знания.

Интеграция образовательной области «Физическая культура»

с другими образовательными областями по средствам:

«Коммуникация» — беседы инструктора с детьми и детей друг с другом, с целью учить высказывать предположе ния и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих и т.д.

«Чтение художественной ли-тературы» — чтение стихотворе-ний инструктором и детьми.

«Художественное творчество» — подготовка различных материалов для оформления помеще-ния, для использования в различных мероприятиях.

«Музыка» — проведение игр, эстафет, закрепление навыков основных видов движений, дыхатель-ной гимнастики - под музыку.

Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
В свою очередь, инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников: подбирать упражнения для утренней гимнастики, физкультминуток, бодрящей гимнастики, организовывать игры на прогулке, а также самостоятельную двигательную деятельность воспитанников.

Взаимодействие с педагогом-психологом

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не надо. Важно, чтобы методами психопрофилактики и психокоррекции владели не только педагоги- психологи, но и воспитатели и инструктор по физической культуре в том числе, а главное, чтобы они могли использовать их в своей повседневной работе с детьми, учитывая их индивидуальные психологические особенности и проблемы.

Поэтому здесь очень необходимо сотрудничество с педагогом-психологом, который подскажет, какие игры и упражнения предложить детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивостью, замкнутостью, с неврозами и другими нервно-психическими расстройствами.

Надо отметить, что и практически здоровые дети тоже нуждаются в психопрофилактической работе.

Поэтому была совместно создана картотека, где собраны игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, на использование выразительных движений, мимики и жестов, которые я включаю физкультурные занятия и развлечения

Взаимодействие с музыкальным руководителем

Кроме того, что музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность, музыкальное сопровождение способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Вот здесь и необходима помощь музыкального руководителя.

Очень важно, чтобы музыка на занятии не звучала только ради того, чтобы прозвучать, она должна естественно вплетаться в занятие, в каждое движение, соответствовать тематики. Поэтому если на утренней гимнастике, занятии или развлечении мне необходимо музыкальное сопровождение мы вместе подбираем музыкальные произведения к различным упражнениям и играм. Энергичный бодрый марш для ходьбы, легкая танцевальная музыка для прыжков - полька, галоп.

Чаще всего используем музыку, в том числе и звукозаписи, в подвижных и хороводных играх, во время проведения эстафет и соревнований, а так же в заключительной части занятия, когда музыка выступает как успокаивающее, обеспечивающее постепенное снижение физической нагрузки, средство. В этой части использую звуки природы и звучание лирических произведений, релакс.

Совместно с музыкальным руководителем мы создали дискографию, которую постоянно пополняем, она служит незаменимым помощников в организации двигательной деятельности.

Взаимодействие с медицинским работником

В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при взаимодействии педагогов и медицинского персонала.

Основными аспектами, совместной деятельности, прежде всего, являются:

  • Физическое состояние детей посещающих детский сад. Так, в начале и в конце года, совместно с медицинской сестрой осуществляется мониторинг физического развития и подготовленности детей.
  • Профилактика заболеваний опорно - двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем. Вместе разрабатываем рекомендации к построению педагогического процесса с детьми, имеющими отклонения в развитии, выде-ляем дифференцированные группы детей, требующие коррекционной работы. Поэтому я кроме индивидуальной работы с такими детьми, в занятия обязательно включаю упражнения на профилактику осанки и плоскостопия, дыхательные игры и упражнения. Обязательно ведем совместный контроль над организацией щадящего режима занятий или медотвода для детей перенёсших заболевания.
  • Способствуем предупреждению негативных влияний интенсивной образовательной деятельности, т.е. рациональному чередованию нагрузки (оптимальное составление сетки занятий), соблюдению режима дня и двигательного режима.

Взаимодействие инструктора и учителя-логопеда

Учитель - логопед работает над коррекцией звукопроизношения у детей, инструктор по физвоспитанию обучает детей основным видам движений, поэтому взаимосвязь инструктора и логопеда можно проследить в двигательно-речевой деятельности.

Речевые игры, потешки, скороговорки, считалки и т.д. помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, и физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные виды движений, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.

Таким образом, решаются следующие задачи:

  • коррекция звукопроизношения;
  • упражнение детей в основных видах движений;
  • становление координации общей моторики;
  • умение согласовывать слово и жест;
  • воспитание умения работать сообща.
  • Развитие психических процессов (эмоции, чувства, мышление, память, внимание, и т.д.)

Совместно были подобраны и разработаны речедвигательные игры, которые направлены на закрепление основных видов движений.

Таким образом, регулярная, сов-местная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда непременно приведет к выполнению поставленных задач.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД:

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания, как отдельных педагогов, так и всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с речевыми расстройствами определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, - неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, словесно-лексического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

В любой специальной группе основное внимание уделяется коррекционным процессам. Но полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития. Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинских работников и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, принимает участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Личностно-ориентированное взаимодействие специалистов на интегрированной основе;

Индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;

Учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;

Интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов и врачей.

Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя и учителя-логопеда, которые организуют их взаимодействие в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Кроме того, учитель-логопед планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-медико- педагогического обследования, которое проводится учителем- логопедом совместно с педагогом-психологом ДОУ. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог и специалисты проводят комплексное обследование развития детей и на заседаниях круглого стола обсуждают и анализируют результаты диагностики, выявляют причины нарушений, затем приступают к планированию коррекционной работы.

Педагогическая диагностика позволяет определить уровень знаний и умений, подобрать индивидуальные программы развития, дифференцировать планирование образовательного процесса и проследить динамику развития детей.

Нередко в одной речевой группе оказываются дети с разными логопедическими заключениями (ФФН, ОНР). Даже у детей с ФФН наблюдаются некоторые отставания в лексико- грамматическом развитии, а также отмечаются не явно выраженные, но стойкие нарушения в овладении языковыми механизмами словообразования, словоизменения, лексико- грамматическое недоразвитие. В связи с этим в системе планирования используется принцип понедельного изучения лексических тем, которого придерживаются все специалисты ДОУ. На основе предложенных учителем-логопедом лексических тем происходит и разработка блочного интегрированного календарно- тематического плана, на основании которого строится вся последующая работа.

Комплексный подход всех специалистов ДОУ дает возможность наметить коррекционную работу в разных жизненных ситуациях.

Учитель-логопед осуществляет:

 обследование воспитанников ДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно- логопедической помощи;

 изучение уровня речевого, познавательного, личностного, физического развития и индивидуально- типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них;

 систематическое проведение необходимой

профилактической икоррекционно- логопедической работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами;

 оценку результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;


 формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды;

 координацию усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Деятельность педагога-психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этой цели возможна только при тесном взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Деятельность педагога-психолога направлена на:

 создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи;

 развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

* развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью;

 совершенствование мелкой моторики;

 развитие слухового внимания и фонематического слуха;

 развитие зрительно-моторной координации;

 развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

 активизацию отработанной лексики;

 снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия;

 обеспечение психологической готовности к школьному обучению;

 повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя-логопеда и педагога- психолога видна общая логика построения коррекционно- образовательного процесса.

Педагог-психолог и учитель-логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми определенного возраста; осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать


проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Работа воспитателя тесно переплетается с работой учителя-логопеда. Иногда она предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования правильной речи. Например, если запланирована тема «Дикие животные», то воспитатель проводит познавательное занятие, лепку или рисование по этой теме, дидактические, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, знакомит детей с произведениями художественной литературы по данной тематике.

В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Здесь он полностью руководствуется методическими указаниями логопеда, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей и логопеда по каждому ребенку в отдельности и всей группе в целом.

Воспитатель включает в свои повседневные обязанности наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждый период обучения. Воспитатель контролирует их речевую активность, правильное использование поставленных звуков, отработанных грамматических форм, расширяет словарный запас, совершенствует мелкую моторику, развивает основные психические процессы. Эти мероприятия проявляются не только на специальных занятиях, но и в течение всего дня, во время основных режимных моментов ДОУ. Кроме того, воспитатель управляет процессом взаимодействия с семьями воспитанников.

Специальными исследованиями установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. Поэтому речевое развитие рекомендуется стимулировать тренировкой движений пальцев рук, особенно у детей с речевой патологией. Применение народных игр с пальчиками и обучение детей ручному труду обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.

Музыкальный руководитель на занятиях проводит работу по активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. Педагог осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь детей музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов засыпания и пробуждения. Использование музыкального фона в процессе игровой, трудовой и учебной деятельности повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы, сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы.

На логоритмических занятиях совершенствуются общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи. Речевые упражнения, связанные с движением, не утомляют детей, а снимают статическое напряжение. Преподнесенные в игровой форме, они помогают удерживать внимание, совершенствовать координацию общих движений.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий является важным условием в ходе коррекционноых занятий. Помимо традиционных физминуток на определенном этапе включаются: режим смены поз, кинезиотерапия, психогимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, сколиоза и др.

В ДОУ уделяется серьезное внимание физической культуре. Инструктор по физической культуре работает над оздоровлением детского организма, постановкой диафрагмально- речевого дыхания, совершенствованием просодических

компонентов речи, координации основных видов движений, мелкой моторики руки, над формированием положительных личностных качеств в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, над воспитанием самоконтроля, смелости, решительности, отзывчивости и др.

Медицинская сестра осуществляет консультативно- просветительную работу с педагогами и родителями по профилактике заболеваний и соблюдению санитарно- гигиенических правил; оказывает необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу ДОУ в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, дает рекомендации родителям по лечению и реабилитации детей, направляет их в случае необходимости к другим специалистам; участвует в медико-психолого-педагогическом обследовании состояния здоровья ребенка по запросам педагогов или родителей с привлечением специалистов других профилей; при поступлении ребенка в ДОУ собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях его развития и поведения; участвует в родительских собраниях.

Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов в ДОУ выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др. В процессе такого взаимодействия удается вооружить сотрудников теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогики и психологии, логопедии. А также сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом, выработать потребность в непрерывном самообразовании.

Созданию единой, сплоченной команды, координации действий помогают психолого-медико-педагогические консилиумы, где обсуждаются актуальные вопросы профилактики,

коррекции речи, обеспечивается интегрированное коррекционно- развивающее образование, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизацию режимных моментов и содержания других занятий.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде.

Содержание коррекционно-развивающего процесса строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи - и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, экологического, художественно- эстетического развития ребенка. Реализация этой установки обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития: кукло- и сказкотерапии, кинезотерапии, психогимнастики, артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, точечного массажа, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапии, логоритмики. При этом щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, доброжелательность, педагогическая поддержка выходят на первый план.

Организация коррекционно-развивающей среды заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка. Поэтому в группах компенсирующей направленности оборудованы речевые зоны, где находятся зеркала для мимической и артикуляционной гимнастики, подобран наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, основным фонетическим группам, имеются сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, зрительной памяти и фонематического слуха. Кроме того, составляющей частью предметно-развивающей среды групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи являются коррекционные уголки, в которых дошкольники имеют возможность выполнять задания логопеда.

По рекомендациям педагога родители дома также организуют уголки, стимулирующие речевое развитие детей, мелкой моторики, психических процессов и др. Ни одна даже самая лучшая программа и методика не может гарантировать полного

результата, если ее задачи не решаются с семьей. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года педагоги знакомят родителей с основными направлениями коррекционной работы. В течение учебного года на консультациях, индивидуальных встречах, на стендах родительского уголка информируют родителей о достижениях детей в этом направлении. В конце учебного года проводятся КВНы между родителями и детьми, на которых помимо вопросов по обучению грамоте, математике, рисованию проводятся конкурсы на лучшую физминутку, дыхательную гимнастику, упражнения для снятия усталости с глаз, массаж кистей рук, релаксацию; открытые итоговые занятия, на которые приглашаются родители, учителя начальных классов.

Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается нами как стержень полноценного формирования личности ребенка-до-школьника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Взаимодействие всех заинтересованных в коррекционно-развивающем образовании лиц положительно сказывается на качестве работы.