Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях. Планирование коррекционно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с
Ольга Титовец
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности . Полезные советы и рекомендации психологов говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры , которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.
Устное народное творчество выполняет очень важную роль в расширении кругозора детей, учит познавать традиции и обычаи своей страны, развивает интерес к родному языку.
Использование жанров устного народного творчества, в качестве речевого материала на логопедических занятиях – является одним из методов приобщения дошколят к своей исторической культуре. Пословицы и поговорки издавна точно отражали и отражают по сей день все стороны жизни и быта людей. На логопедических занятиях я как учитель -логопед использую пословицы, но особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны для понимания и интересны в любом возрасте : народные сказки, загадки, заклички, потешки.
Однако, патриотическое воспитание в работе логопеда с детьми, заключается не только в отработке фольклорного речевого материала на коррекционных занятиях. Интеграция образовательных областей позволяет приобщить детей к родному языку, даёт возможность зажечь в их сердцах желание познавать традиции, интересоваться своими предками, ценить и любить свою родину и историю своей страны.
В течение последних пяти лет в МБДОУ детском саду ст. Милютинская проводится большая работа в патриотическом направлении . Она объединена в образовательные проекты такими как : «Россия – родина моя» , «Четыре художника» , «Согреем памятью сердца» . Совместная работа логопеда и всех специалистов детского сада направлена на реализацию этих проектов. К ним относится тематическая непосредственно образовательная деятельность на темы : «Слава Армии родной» , «Моя родина Россия, моя малая родина» , «День великой победы» ; «Подвиг солдата бессмертен» ,
«Олимпиада, вперед!» , «Олимпийские игры Сочи-2014» , «Наши космонавты» , «О чем мечтали дети войны» , «Семейный герой» ;
праздники и развлечения : «День рождение станицы» ,
«День пожилого человека» , «День матери» , «Малые олимпийские игры» .
Особое значение имеет подготовка и проведение мероприятий, посвящённых великому празднику - День Победы. Который год подряд, наш детский сад участвует в акциях «Читаем детям о войне» и «Георгиевская ленточка» .
Прекрасная традиция – праздничный концерт в преддверии 9 мая. Участие педагогов и воспитанников в акции «Россия, вперёд!» , посвященной Зимним Олимпийским играм, «День флага» , «Георгиевская ленточка» поднимает патриотический дух взрослых и детей.
Совместная проектная деятельность , участие в экскурсиях , творческих выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях помогает малышам развиваться, а педагогам радоваться за своих воспитанников , у которых в ходе этих мероприятий развивается речь, расширяется кругозор, интеллект, а главное – зарождаются и укрепляются патриотические чувства к своей стране и родному краю.
Цени и береги свою страну!
Красивый сохрани её язык!
Люби её прекрасную красу
И не позволь испортить гордый лик!
Публикации по теме:
"Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.
Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной.
Консультация «Сюжетно-ролевая игра, как первая ступень театрализованной деятельности в дошкольной организации!» Цель: способствование развитию игровой деятельности воспитанников через создание предметно-игровой среды. Задачи: - обогащение содержания.
Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ
Васильева Татьяна Анатольевна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт:
г. Пермь
Наименование материала:
статья
Тема:
"Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации:
07.09.2016
Раздел:
дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми
Духовно-нравственное воспитание
дошкольников с нарушениями речи в
условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно-
нравственному воспитанию по теме: «Духовно-
нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и
пути их решения»)
Подготовила: учитель-логопед МАДОУ
«Детский сад № 368» г. Перми
Васильева Татьяна Анатольевна
Пермь, 27 июня 2016 г.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников с
нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по
духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях
логопункта детского сада
Дорогие коллеги, друзья!
Мы сегодня все понимаем,
Что без нравственности и духовности
Кого мы сейчас воспитаем?
Сейчас опасность в обществе нависла:
Не экономика разваливается – нет.
Агрессия, жестокость в нас проникла –
И справедливости, великодушью места нет.
Чтоб жизнь улучшилась в стране –
Нам надо нравственность поднять
И возродить духовные основы.
А, значит, христианские традиции вернуть опять,
И ценности культуры за основу.
На современном этапе развития образования духовно-нравственное
воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего
поколения. В нравственном воспитании современных детей появились
негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран
телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые
смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной
чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях
возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о
гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и
великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают
из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над
развитием нравственных и духовных качеств маленького человека.
Педагоги
заново
пытаются
понять,
каким
образом
привить
современным
детям
духовно-нравственные ценности. Актуальность
этой
задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном
образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования.
Так в Общих
положениях
отмечено,
что
одним
из
основных
принципов
ДО
является
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в
этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно-
нравственных ценностей.
Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у
ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических
воздействий.
Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач
как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и
детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако
наличие
у
детей
с
нарушениями
речи
определенных
психофизических
особенностей
в
отдельных
случаях
в
значительной
мере
затрудняет
формирование у них нравственных качеств личности.
Кому как не им - детям
с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения
со стороны нормально развивающихся сверстников?
Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с
нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные
трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер.
-
это
несформированность
чувства
языка,
неспособность
к
построению
развернутого
высказывания,
инертность
в
выборе
языковых
средств,
обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное
переживание по поводу своего дефекта речи
Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой
общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в
формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной
регуляции
поведения.
Это
может
привести
к
нежеланию
общаться
со
сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым,
что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи
таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости,
они объясняют простым незнанием их.
По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников
выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не
адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с
нормой развития имеют те же проявления.
Дети
с
нарушениямиречи
заостряют
свое
внимание
не
на
положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а
на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их
последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный
вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста.
Основные
задачи
нравственного
воспитания
дошкольников
с
нарушениями
речи
заключается
в
формировании
у
детей
нравственных
чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных
качеств, нравственных представлений и мотивов поведения.
Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к
мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности
детей.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями
речи
не
ограничивается
только
занятиями.
С
детьми
организуется
систематическая работа в разнообразных формах:
- логопедические занятия;
- чтение художественной литературы;
- краткосрочные образовательные практики;
- беседы;
- детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского
клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я».
Так
как
дети
с
нарушениями
речи
обладают
преимущественно
наглядно-образным
мышлением,
необходимо
насытить
окружающую
действительность
предметами
и
пособиями,
позволяющими
детям
более
точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана
предметно-развивающая
среда,
содержащая
материал
по
ознакомлению
с
родным
городом
(иллюстрации,
наборы
открыток,
тематические
папки
«Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты
детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей
области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области),
страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные
зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента
России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки
по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские
игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и
книги
–
раскраски,
дидактические
и
сюжетно-ролевые
игры),
а
также
материл
по
духовно-нравственному
воспитанию
детей
(фотографии
с
изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки,
былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения
всегда готовится более подробный обширный наглядный материал.
В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками
речи входит:
- воспитание патриотизма;
- бережного отношения к природе;
- коллективизма, дружбы, товарищества;
- гуманного отношения к людям; культуры поведения;
- сознательной дисциплины; положительного отношения к труду;
- правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и
экологическое воспитание.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь
к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но
начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к
своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье
закладываются
основы
патриотизма
духовно-нравственных
ценностей,
с е м е й н ы х
т р а д и ц и й,
в з а и м о о т н о ш е н и й
в
с е м ь е.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
с
нарушениями
речи
является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования
лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических
категорий родного языка; развития навыков связной речи.
Воспитание
патриотизма
невозможно
без
знакомства
с
историей
и
русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в
процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь»,
«Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город»,
«Моя улица».
В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за
счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему
«посуда»,
они
знакомятся
не
только
со
значениям
слов
«перечница»,
«соусник»,
«самовар»
и
др.,
но
и
«ухват»,
«коромысло»,
«ступка».
Они
узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не
только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.
Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма.
Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать
патриотическое воспитание дошкольников.
Изучая
на
логопедических
занятиях
различные
лексические
темы,
связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие
птицы»,
«Перелетные
птицы»,
«Животные»,
«Деревья»,
«Цветы»,
дети
знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна,
узнают,
что
ее
нужно
беречь:
зимой
подкармливать
птиц
и
животных,
бережно
относиться
к
деревьям
и
цветам,
а
также
решаются
чисто
логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных
прилагательных, единственного и множественного числа существительных и
прилагательных,
предлогов,
дети
учатся
образовывать
существительные
уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы
«У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы».
На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия»,
«Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий.
Кроме
непосредственно
логопедических
занятий,
мы
проводим
краткосрочные
образовательные
практики,
в
процессе
которых
знакомим
детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети
слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы,
учатся их
пересказывать,
сочинять
и
анализировать. Сказки несут в себе глубокую
народную
мудрость,
пронизанную
христианской
нравственностью.
Совместный
с
детьми
анализ
сказочных
ситуаций
и
характеров
героев
способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных
ситуациях
(«Сестрица
Алёнушка
и
братец
Иванушка»,
«Волк
и
семеро
козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей
следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и
миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет,
следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги»,
«Не
завидуй»,
а
к
тем,
кто
нарушает
заповеди,
приходит
возмездие.
Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского
народа:
бескорыстия,
мужества,
справедливости,
чувства
собственного
достоинства, трудолюбия.
В формировании нравственных представлений, конечно же, важную
роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью
логопедической
работы
в
детском
саду
является
приобщение
детей
родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной
литературе,
особенно
в
произведениях
устного
народного
творчества
(сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно
фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном
творчестве
сохраняются
особенные
черты
национального
характера,
присущие ему нравственные ценности.
Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей,
являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно
разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.
Дети
дома
с
родителями
повторяют
разученные
пословицы,
поговорки,
чистоговорки
и
разучивают
новые.
Яркость,
емкость,
эмоциональность
образа
–
всё
это
воздействует
на
нравственно-эмоциональную
сферу
дошкольников.
В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко
оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные
качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя
не
отметить
с
точки
зрения
формирования
патриотических
чувств
праздники,
которые
проводятся
в
течение
учебного
года:
«День
победы»,
«День
Защитников
Отечества»,
«Масленница»,
«Рождество»,
«Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи,
песни, роли.
Праздники
в
детском
саду
являются
эффективным
средство
эстетического
воздействия
на
подрастающее
поколение,
так
как
они
отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к
красивым
поступкам,
нравственному
поведению,
в
них
отражаются
традиции и обычаи русского народа.
Немаловажным
условием
нравственного
воспитания
дошкольника
с
речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с
этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как
именно
семья
является
основой,
в
которой
формируются
нравственные
качества
ребенка,
которые
так
необходимы
при
исправлении
речевых
недостатков.
Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу,
мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер-
классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту
речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в
работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском
саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических
произведений
в
воспитании
любви
к
родному
краю»,
групповые
и
индивидуальные
консультации
-
«
Система
взаимодействия
семьи
и
детского
сада
в
вопросах
нравственного
воспитания»,
«
Требования
современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба
организуются
речевые
детско
–
родительские
праздники
«Праздник
правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные
игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране
грамматики»;
консультации
для
родителей:
«Речевые
нарушения
и
причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с
нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы
учим
детей
рассказывать»,
«Воспитание
и
обучение
ребенка
с
нарушениями речи».
Радует
тот
факт,
что
количество
заинтересованных
родителей,
участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников
с флорой и фауной Урала и средней полосы России.
Итог
нашей
системной
работы
с
детьми,
имеющими
речевые
нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают
много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают
стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному
творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети
больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к
другу,
радоваться
успехам
своих
товарищей,
сопереживать
в
случае
неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали
более
уверенными
в
своих
коммуникативных
способностях,
и
как
следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми.
Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к
труду взрослых и их отдыху.
Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет
в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества –
патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего
общества.
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их
жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка
играет
среда,
в
которой
он
развивается
и
растет.
Поэтому
переоценить
важность
семьи
в
нравственном
воспитании
дошкольников
невозможно.
Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком,
и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Обобщая
вышесказанное,
можно
сказать,
что
в
организованной
определенным
образом
логопедической
работе
всегда
найдется
место
духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных
качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.
Организация: МБДОУ Детский сад №328
Населенный пункт: Самарская область, г. Самара
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).
В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.
Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.
Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению с родным краем, нами были разработаны:
- комплексное перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»;
- конспекты коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств;
- методические рекомендации к проведению занятий.
Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной детской деятельности.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Учитель-логопед проводит комплекс интегрированных занятий с воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания и осуществляет логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение музея боевой славы ребятами старшего дошкольного возраста.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности Самарского края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.
Поэтому для педагогов нашего образовательного учреждения организуются семинары, круглые столы, мастер – классы, посещение курсов повышения квалификации, консультирование с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи с учетом их актуальных и потенциальных возможностей
Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих уголков”, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства), которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей.
Работу ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В детском саду проводятся родительские собрания посвященные проблеме патриотического воспитания, анкетирование родителей, деловые игры по теме «Люби и знай свой родной край», в рамках перечисленных мероприятий мы расширяем представления взрослых о родном крае, побуждаем проводить работу с детьми по изучению истории, культурного наследия нашего края, воспитывать любовь к культуре и историческому прошлому Самарской области, желание познать и стать настоящими ценителями и хранителями своего Отечества. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.
Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.
Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.
Нужно чтобы у дошкольника сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Литература:
- Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
- Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2010. – №1 том 3,
- Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.)
Разделы: Логопедия
На логопедических занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, основное внимание уделяется формированию средств общения (коррекции произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, развитию связной монологической речи).
Опыт работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи, указывает на необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков общения, а также речевой инициативы.
В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на занятиях по коррекции речи мы стараемся воспитать в учащихся патриотические чувства - гордости за свою страну, свой народ, уважения к героическому прошлому и настоящему народа нашей страны. Для чтения, слушания, декламации подбираем тексты, развивающие чувство гордости за соотечественников-ровесников, не пожалевших свои жизни во время Великой Отечественной войны. Тем самым расширяем кругозор школьников, формируем патриотическое мировоззрение.
На логопедических занятиях формирование навыка правильного чтения, автоматизацию, введение в речь поставленных звуков проводим на материале произведений о Великой Отечественной войне. Дети читают о маленьких героях большой войны, о том, как они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Сражались повсюду, и не дрогнули их юные сердца! Детство этих ребят было наполнено тяжелейшими испытаниями. Это было в истории нашей страны, было в судьбах её детей - обыкновенных девчонок и мальчишек.
Ученики с удовольствием слушают, читают о Зине Портновой, Володе Казначееве, Лёне Голикове и многих других юных героях.
Ещё до того, как дети с ограниченными возможностями здоровья научатся оценивать поступки героев, они учатся сочувствовать им. После чтения и обсуждения прочитанного, дети рисуют иллюстрации. Эти произведения открывают перед учащимися с ОВЗ мир новых знаний, опыт первых серьёзных переживаний. Слушая о Зине Портновой, о подвигах членов подпольной комсомольской организации “Юные мстители”, школьники стараются представить себя на месте героев. Они с восторгом пересказывают произведения, разыгрывают события, описанные в них. Это становится для них открытием мира. Слушая или читая, дети огорчаются, беспокоятся, радуются вместе с героями, что способствует их душевному и духовному росту. На материале этих книг воспитывается человечность - умение волноваться за героев, переживать чужую боль, как свою. Чувствовалось, как дети волновались за Зину, сумевшую осуществить жестокую и эффективную операцию по отравлению фашистов в столовой. Чтение товарищей о том, как “Юные мстители” расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов, как с их помощью были устроены диверсии на железной дороге, а это задержало отправление вражеских эшелонов на фронт, школьники слушали, затаив дыхание, пересказывали с дрожью в голосе.
Таким образом, на логопедических занятиях, кроме коррекционной, мы ставим цель воспитания гордости за свой народ, свою Родину. Ребята читают, что Марат Казей за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Так формируется патриотизм, чувство гордости за героев.
Детям нравятся уроки, на которых используется мультимедийные презентации, включающие фотографии, тексты, размеры которых можно изменять с учётом возможностей учащихся. К демонстрации такой презентации добавляем голосовое и музыкальное сопровождение. Школьники прослушивают и исполняют, с помощью музыкального работника, песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни.
Понимание смысла текста основывается на знании значения отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формировании общего смысла прочитанного. При смысловом анализе текста у учащихся развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это оказывает влияние на формирование личности. На занятии идёт работа по обогащению словаря. По заданию учащиеся подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее. Приведём пример такого задания: “Марат ходил в разведку; участвовал в рейдах; подрывал эшелоны; поднял своих товарищей в атаку; пробился сквозь вражеское кольцо; получил медаль “ За отвагу”. В мае 1944-го года Марат погиб, возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев; отстреливался; залёг в ложбинке; был тяжело ранен; держал оборону; одну гранату бросил в немцев; второй взорвал себя вместе с врагами”.
Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале прочитанного идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о мире.
На таких занятиях перед учениками открывается ряд событий и обстоятельств, которые они осмысливают, переживают, пытаются ответить на множество вопросов. Дети учатся рассуждать: почему герои совершали свои подвиги, какие обстоятельства определяли их действия. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход, некоторым ученикам даёт пошаговую инструкцию в помощь оформления высказывания.
Совместное чтение книги о Великой Отечественной войне с учителем-логопедом систематизирует положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья чтение – труд, и нужно сделать его интересным, занимательным, подвести их к выводу о том, что хорошо и что плохо. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о мире, определяют своё отношение к нему.
Встреча с героическими личностями, интересными судьбами помогает открыть в себе запас доброты и душевной красоты. Школьники учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их. На таких занятиях дети особенно стараются правильно произносить “трудные” звуки, соблюдать нужную интонацию. Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях. Во внеурочное время школьники рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни. Часто логопедические занятия проводятся в виде организационно-коммуникативной игры, где язык произведения сближает участников, а само произведение способствует становлению творческих способностей.
Характер самостоятельного связного высказывания у школьников находится в зависимости от индивидуально-личностного отношения к тем или иным условиям общения и к содержанию высказывания. Общение строится по схеме “педагог-ученик”:это позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема “ученик-ученик” способствует обучению учащихся совместному обсуждению произведения, выработке общих позиций, осуществлять самоконтроль за речью. Ребята учатся согласовывать своё мнение с мнением товарищей, вести диалог, составлять предварительный план высказывания в соответствии с задуманным.
Итак, в коррекционно-логопедической работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы используем произведения о героических и трагических годах Великой Отечественной войны, о детях-героях. Одновременно с коррекцией речи на логопедических занятиях идёт воспитание патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.
Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.
Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.
Например, изучается тема “ Тело человека. ”
Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.
Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:
“Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;
”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;
“Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.
Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./
Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.
И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.
Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.
Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.
Используются следующие дидактические словесные игры:
“Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;
“Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/
Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.
В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.
Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.
Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т.д./ Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.
Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.
Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы.”, отрабатываются лексико-грамматические категории.
Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра “У кого кто? «Пойдём в огород, да расскажем, что в Рязани на грядках растёт», «А в Рязани грибы с глазами, в гости леший пригласил, грибы собрать вас попросил».
В теме “Профессии”.
Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.
В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:
- Они учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны...”.
В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.
Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.
В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./
Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.
Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.
Используются словесные дидактические игры:
“Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./; “Назови ласково” - .
При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.
Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.
Игры:
- «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/
- Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».
Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.
- «Собери герб из фрагментов»
Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.
- «ГЕРБ родного края»
Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Рязани, родного поселка из других знаков.
В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.
Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.
Используются игры:
“Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;
“Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.
Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .
Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.