Патриотическое воспитание дошкольников на логопедических занятиях. Планирование коррекционно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной логопедической группы. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с


Ольга Титовец

В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в возрасте до семи лет обычно очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности . Полезные советы и рекомендации психологов говорят о том, что при воздействии на эмоциональную сферу ребенка, можно заложить основные ценностные ориентиры , которые в будущем помогут в становлении личностной направленности.

Устное народное творчество выполняет очень важную роль в расширении кругозора детей, учит познавать традиции и обычаи своей страны, развивает интерес к родному языку.

Использование жанров устного народного творчества, в качестве речевого материала на логопедических занятиях – является одним из методов приобщения дошколят к своей исторической культуре. Пословицы и поговорки издавна точно отражали и отражают по сей день все стороны жизни и быта людей. На логопедических занятиях я как учитель -логопед использую пословицы, но особенно дети любят малые фольклорные формы, которые доступны для понимания и интересны в любом возрасте : народные сказки, загадки, заклички, потешки.

Однако, патриотическое воспитание в работе логопеда с детьми, заключается не только в отработке фольклорного речевого материала на коррекционных занятиях. Интеграция образовательных областей позволяет приобщить детей к родному языку, даёт возможность зажечь в их сердцах желание познавать традиции, интересоваться своими предками, ценить и любить свою родину и историю своей страны.

В течение последних пяти лет в МБДОУ детском саду ст. Милютинская проводится большая работа в патриотическом направлении . Она объединена в образовательные проекты такими как : «Россия – родина моя» , «Четыре художника» , «Согреем памятью сердца» . Совместная работа логопеда и всех специалистов детского сада направлена на реализацию этих проектов. К ним относится тематическая непосредственно образовательная деятельность на темы : «Слава Армии родной» , «Моя родина Россия, моя малая родина» , «День великой победы» ; «Подвиг солдата бессмертен» ,


«Олимпиада, вперед!» , «Олимпийские игры Сочи-2014» , «Наши космонавты» , «О чем мечтали дети войны» , «Семейный герой» ;

праздники и развлечения : «День рождение станицы» ,


«День пожилого человека» , «День матери» , «Малые олимпийские игры» .

Особое значение имеет подготовка и проведение мероприятий, посвящённых великому празднику - День Победы. Который год подряд, наш детский сад участвует в акциях «Читаем детям о войне» и «Георгиевская ленточка» .


Прекрасная традиция – праздничный концерт в преддверии 9 мая. Участие педагогов и воспитанников в акции «Россия, вперёд!» , посвященной Зимним Олимпийским играм, «День флага» , «Георгиевская ленточка» поднимает патриотический дух взрослых и детей.


Совместная проектная деятельность , участие в экскурсиях , творческих выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях помогает малышам развиваться, а педагогам радоваться за своих воспитанников , у которых в ходе этих мероприятий развивается речь, расширяется кругозор, интеллект, а главное – зарождаются и укрепляются патриотические чувства к своей стране и родному краю.


Цени и береги свою страну!

Красивый сохрани её язык!

Люби её прекрасную красу

И не позволь испортить гордый лик!

Публикации по теме:

"Неделя логопеда" "Неделя логопеда" успешно проведена в дошкольном учреждении. Эта форма работы является инновационной во взаимодействии.

Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра, как первая ступень театрализованной деятельности в дошкольной организации!» Цель: способствование развитию игровой деятельности воспитанников через создание предметно-игровой среды. Задачи: - обогащение содержания.

Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ

Васильева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 368" г. Перми
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Если ваш ребенок плохо говорит"
Дата публикации: 07.09.2016
Раздел: дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 368» г. Перми

Духовно-нравственное воспитание

дошкольников с нарушениями речи в

условиях логопункта
(выступление на краевой конференции по духовно- нравственному воспитанию по теме: «Духовно- нравственное воспитание детей и их родителей. Проблемы и пути их решения») Подготовила: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 368» г. Перми Васильева Татьяна Анатольевна Пермь, 27 июня 2016 г.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников с

нарушениями речи в условиях логопункта
Уважаемые, коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи в условиях логопункта детского сада Дорогие коллеги, друзья! Мы сегодня все понимаем, Что без нравственности и духовности Кого мы сейчас воспитаем? Сейчас опасность в обществе нависла: Не экономика разваливается – нет. Агрессия, жестокость в нас проникла – И справедливости, великодушью места нет. Чтоб жизнь улучшилась в стране – Нам надо нравственность поднять И возродить духовные основы. А, значит, христианские традиции вернуть опять, И ценности культуры за основу. На современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) дошкольного образования. Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Дошкольный возраст
– важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Поэтому
в этом возрасте ребенку необходимо закладывать основы системы духовно- нравственных ценностей. Однако не стоит рассчитывать на то, что нравственность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий. Духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач как общей, так и специальной педагогики. Оно одинаково необходимо и детям с нормой речевого развития и детям с нарушениями речи. Однако наличие у детей с нарушениями речи определенных психофизических особенностей в отдельных случаях в значительной мере затрудняет формирование у них нравственных качеств личности. Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников? Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. - это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности, болезненное переживание по поводу своего дефекта речи Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их. По данным, полученным в ходе обследования старших дошкольников выяснилось, что 25% испытуемых среди детей с нарушениями речи имеют не адекватные, болезненные проявления эмоций, и лишь 13% дошкольников с нормой развития имеют те же проявления. Дети с нарушениямиречи заостряют свое внимание не на положительных чувствах, вызванных при соблюдении какой-либо нормы, а на последствиях события, то есть ребенок судит о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека («гетерономная мораль»). Данный вид морали характерен для детей более раннего дошкольного возраста. Основные задачи нравственного воспитания дошкольников с нарушениями речи заключается в формировании у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, основ моральных качеств, нравственных представлений и мотивов поведения. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в
единстве непосредственной и опосредованной образовательной деятельности детей. Работа по духовно-нравственному воспитанию детей с нарушениями речи не ограничивается только занятиями. С детьми организуется систематическая работа в разнообразных формах: - логопедические занятия; - чтение художественной литературы; - краткосрочные образовательные практики; - беседы; - детско-родительские мероприятия в рамках работы детско-родительского клуба МАДОУ «Детский сад № 368» «Семья от А до Я». Так как дети с нарушениями речи обладают преимущественно наглядно-образным мышлением, необходимо насытить окружающую действительность предметами и пособиями, позволяющими детям более точно представить то, о чём им говорят. На логопункте и в группах создана предметно-развивающая среда, содержащая материал по ознакомлению с родным городом (иллюстрации, наборы открыток, тематические папки «Пермь», «Экскурсия по Перми», карта города, символика города, макеты детского сада и его окружения), краем (карта области, гербы городов нашей области, материал, знакомящий детей со славой и достижениями области), страной (карта России, наборы открыток о городах нашей страны, природные зоны), государственной символикой (герб, флаг, гимн, портрет президента России), историческим прошлым России (иллюстрации и тематические папки по темам, предметы народного декоративно-прикладного искусства, русские игрушки, куклы в национальных костюмах, художественная литература и книги – раскраски, дидактические и сюжетно-ролевые игры), а также материл по духовно-нравственному воспитанию детей (фотографии с изображением храмов, художественная литература по фольклору – сказки, былины, предания). Для занятий с детьми, имеющими речевые нарушения всегда готовится более подробный обширный наглядный материал. В содержание духовно-нравственного воспитания детей с недостатками речи входит: - воспитание патриотизма; - бережного отношения к природе; - коллективизма, дружбы, товарищества; - гуманного отношения к людям; культуры поведения; - сознательной дисциплины; положительного отношения к труду; - правовое воспитание и тесно взаимосвязанные эстетическое, трудовое и экологическое воспитание. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, с е м е й н ы х т р а д и ц и й, в з а и м о о т н о ш е н и й в с е м ь е. Патриотическое воспитание дошкольников с нарушениями речи является средством коррекционно-развивающей работы: для формирования лексического запаса; обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка; развития навыков связной речи. Воспитание патриотизма невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков. Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе, можно и нужно начинать патриотическое воспитание дошкольников. Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы». На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их
привязанности и любви к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий. Кроме непосредственно логопедических занятий, мы проводим краткосрочные образовательные практики, в процессе которых знакомим детей с русскими традициями и обычаями: КОП «Сказочники», где дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком. Поэтому неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду является
приобщение

детей

родному языку, привитие любви к родной речи.
Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, стихотворениях, песенках, пословицах, поговорках и т.д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка. В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности. Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. На логопедических занятиях ежедневно разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки. Дети дома с родителями повторяют разученные пословицы, поговорки, чистоговорки и разучивают новые. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Нельзя не отметить с точки зрения формирования патриотических чувств праздники, которые проводятся в течение учебного года: «День победы», «День Защитников Отечества», «Масленница», «Рождество», «Проводы зимы» и др. При подготовке к праздникам учим с детьми стихи, песни, роли. Праздники в детском саду являются эффективным средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, так как они отражают национальные ценности нашего края, призывают к труду, добру, к красивым поступкам, нравственному поведению, в них отражаются традиции и обычаи русского народа. Немаловажным условием нравственного воспитания дошкольника с речевой патологией является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа логопеда с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, мы используем нетрадиционные формы работы с родителями: мастер- классы, семинары-практикумы, тренинги на темы: «Борьба за чистоту речи», «Я у мамочки родился», «В гостях у сказки», «Использование в работе по нравственно- патриотическому воспитанию детей в детском саду воспитательного потенциала семьи », « Использование поэтических произведений в воспитании любви к родному краю», групповые и индивидуальные консультации - « Система взаимодействия семьи и детского сада в вопросах нравственного воспитания», « Требования современного общества к уровню развития ребёнка». В рамках клуба организуются речевые детско – родительские праздники «Праздник правильной речи», « Встречи с книжными героями», интеллектуальные игры для каждой возрастной группы «Маленькие знатоки», « В стране грамматики»; консультации для родителей: «Речевые нарушения и причины их возникновения», «Советы для родителей, имеющих детей с нарушениями речи», «Как развить слуховое восприятие у детей», «Мы учим детей рассказывать», «Воспитание и обучение ребенка с нарушениями речи». Радует тот факт, что количество заинтересованных родителей, участвующих в заседаниях клуба, возрастает. В рамках «Недели открытых
дверей» мы знакомим родителей с методикой ознакомления дошкольников с флорой и фауной Урала и средней полосы России. Итог нашей системной работы с детьми, имеющими речевые нарушения – дети самостоятельно научились рассказывать сказки, знают много загадок, пословиц, примет, с большим удовольствием разучивают стихи о природе, играют в народные игры, приобщились к народному творчеству. Улучшились отношения между детьми в игре, в труде. Дети больше стали заниматься сообща, стали отзывчивее относиться друг к другу, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи. Дети научились построению развернутых высказываний, стали более уверенными в своих коммуникативных способностях, и как следствие – стали более активно общаться со сверстниками и взрослыми. Они стали с уважением относиться к людям других национальностей, к труду взрослых и их отдыху. Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком, и воспринимается им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.

Организация: МБДОУ Детский сад №328

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его “маленькой” Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и о многом другом).

В нашем дошкольном учреждении в настоящее время имеется большой контингент детей с нарушениями речи, для этих детей не выявлены и не обоснованы с позиций современных научных достижений сущностные характеристики процесса формирования основ патриотического воспитания и на фоне высоких требований, которые на сегодняшний день общество предъявляет к патриотическому воспитанию дошкольников, к сожалению отсутствуют теоретические и методические разработки для формирования патриотической воспитанности у детей с речевыми нарушениями.

Дети с нарушениями речи испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка; неспособность к построению развернутого высказывания; инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Учитывая все вышесказанное, постепенно в детском саду стала складываться определенная система по ознакомлению с родным краем, нами были разработаны:

  • комплексное перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию «Люби и знай свой родной край»;
  • конспекты коррекционно – развивающих занятий по воспитанию патриотических чувств;
  • методические рекомендации к проведению занятий.

Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным городом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной детской деятельности.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Учитель-логопед проводит комплекс интегрированных занятий с воспитателем по тематическому плану работы патриотического воспитания и осуществляет логопедическую коррекцию на фронтальных занятиях по лексическим темам патриотической направленности;

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение музея боевой славы ребятами старшего дошкольного возраста.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности Самарского края. Он должен продумать, о чём рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного города со всей страной.

Поэтому для педагогов нашего образовательного учреждения организуются семинары, круглые столы, мастер – классы, посещение курсов повышения квалификации, консультирование с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников с нарушениями речи с учетом их актуальных и потенциальных возможностей

Понимая важность предметно-развивающей среды в формировании личности ребенка сотрудники уделяют большое внимание созданию, как в группах, так и в помещении ДОУ “краеведческих уголков”, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал, иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства), которые способствуют формированию патриотизма и гражданственности у воспитателей, дошкольников и их родителей.

Работу ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В детском саду проводятся родительские собрания посвященные проблеме патриотического воспитания, анкетирование родителей, деловые игры по теме «Люби и знай свой родной край», в рамках перечисленных мероприятий мы расширяем представления взрослых о родном крае, побуждаем проводить работу с детьми по изучению истории, культурного наследия нашего края, воспитывать любовь к культуре и историческому прошлому Самарской области, желание познать и стать настоящими ценителями и хранителями своего Отечества. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника сформировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.

Литература:

  1. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И., Козлова С. А. Родной край. - М., Просвещение, 1990
  2. Борисова Е. В., Орлова О. С. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи//Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. – 2010. – №1 том 3,
  3. Борисова Е. В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009.- №3 (25).- С.65-67 (0,2 п. л.)

Разделы: Логопедия

На логопедических занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, основное внимание уделяется формированию средств общения (коррекции произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя, развитию связной монологической речи).

Опыт работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи, указывает на необходимость целенаправленного развития коммуникативных навыков общения, а также речевой инициативы.

В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на занятиях по коррекции речи мы стараемся воспитать в учащихся патриотические чувства - гордости за свою страну, свой народ, уважения к героическому прошлому и настоящему народа нашей страны. Для чтения, слушания, декламации подбираем тексты, развивающие чувство гордости за соотечественников-ровесников, не пожалевших свои жизни во время Великой Отечественной войны. Тем самым расширяем кругозор школьников, формируем патриотическое мировоззрение.

На логопедических занятиях формирование навыка правильного чтения, автоматизацию, введение в речь поставленных звуков проводим на материале произведений о Великой Отечественной войне. Дети читают о маленьких героях большой войны, о том, как они сражались рядом со старшими-отцами, братьями. Сражались повсюду, и не дрогнули их юные сердца! Детство этих ребят было наполнено тяжелейшими испытаниями. Это было в истории нашей страны, было в судьбах её детей - обыкновенных девчонок и мальчишек.

Ученики с удовольствием слушают, читают о Зине Портновой, Володе Казначееве, Лёне Голикове и многих других юных героях.

Ещё до того, как дети с ограниченными возможностями здоровья научатся оценивать поступки героев, они учатся сочувствовать им. После чтения и обсуждения прочитанного, дети рисуют иллюстрации. Эти произведения открывают перед учащимися с ОВЗ мир новых знаний, опыт первых серьёзных переживаний. Слушая о Зине Портновой, о подвигах членов подпольной комсомольской организации “Юные мстители”, школьники стараются представить себя на месте героев. Они с восторгом пересказывают произведения, разыгрывают события, описанные в них. Это становится для них открытием мира. Слушая или читая, дети огорчаются, беспокоятся, радуются вместе с героями, что способствует их душевному и духовному росту. На материале этих книг воспитывается человечность - умение волноваться за героев, переживать чужую боль, как свою. Чувствовалось, как дети волновались за Зину, сумевшую осуществить жестокую и эффективную операцию по отравлению фашистов в столовой. Чтение товарищей о том, как “Юные мстители” расклеивали листовки, добывали для партизан сведения о действиях фашистов, как с их помощью были устроены диверсии на железной дороге, а это задержало отправление вражеских эшелонов на фронт, школьники слушали, затаив дыхание, пересказывали с дрожью в голосе.

Таким образом, на логопедических занятиях, кроме коррекционной, мы ставим цель воспитания гордости за свой народ, свою Родину. Ребята читают, что Марат Казей за мужество и отвагу был удостоен звания Героя Советского Союза. В Минске поставлен памятник юному герою. Так формируется патриотизм, чувство гордости за героев.

Детям нравятся уроки, на которых используется мультимедийные презентации, включающие фотографии, тексты, размеры которых можно изменять с учётом возможностей учащихся. К демонстрации такой презентации добавляем голосовое и музыкальное сопровождение. Школьники прослушивают и исполняют, с помощью музыкального работника, песни военных лет. Так прививается чувство сопричастности к делам и подвигам предыдущих поколений, происходит осмысление собственной жизни.

Понимание смысла текста основывается на знании значения отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова, формировании общего смысла прочитанного. При смысловом анализе текста у учащихся развиваются навыки речевого мышления и познавательной деятельности в целом, а это оказывает влияние на формирование личности. На занятии идёт работа по обогащению словаря. По заданию учащиеся подбирают слова, обсуждают, сравнивают содержание с прочитанным ранее. Приведём пример такого задания: “Марат ходил в разведку; участвовал в рейдах; подрывал эшелоны; поднял своих товарищей в атаку; пробился сквозь вражеское кольцо; получил медальЗа отвагу”. В мае 1944-го года Марат погиб, возвращаясь с задания вдвоём с командиром разведки, они наткнулись на немцев; отстреливался; залёг в ложбинке; был тяжело ранен; держал оборону; одну гранату бросил в немцев; второй взорвал себя вместе с врагами”.

Коррекционная работа направлена на формирование единства, включающего в себя представления об акустическом, артикуляционном, оптическом и кинестетическом образе слова. На материале прочитанного идёт формирование фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи, закрепляется правильное звукопроизношение, расширяются познания о мире.

На таких занятиях перед учениками открывается ряд событий и обстоятельств, которые они осмысливают, переживают, пытаются ответить на множество вопросов. Дети учатся рассуждать: почему герои совершали свои подвиги, какие обстоятельства определяли их действия. На занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход, некоторым ученикам даёт пошаговую инструкцию в помощь оформления высказывания.

Совместное чтение книги о Великой Отечественной войне с учителем-логопедом систематизирует положительный жизненный опыт, развивает навыки коммуникативной деятельности, воспитывает чувство патриотизма.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья чтение – труд, и нужно сделать его интересным, занимательным, подвести их к выводу о том, что хорошо и что плохо. К выводу учащиеся приходят сами, с помощью педагога они получают информацию о мире, определяют своё отношение к нему.

Встреча с героическими личностями, интересными судьбами помогает открыть в себе запас доброты и душевной красоты. Школьники учатся жить в мире людей, оценивать поступки героев, характеризовать их. На таких занятиях дети особенно стараются правильно произносить “трудные” звуки, соблюдать нужную интонацию. Постепенно ребята учатся разбираться в собственных мыслях, чувствах, переживаниях. Во внеурочное время школьники рисуют понравившихся героев, пересказывают запомнившиеся эпизоды. Так формируются важнейшие нравственные ценности, образуется связь между военными событиями и поведением в реальной жизни. Часто логопедические занятия проводятся в виде организационно-коммуникативной игры, где язык произведения сближает участников, а само произведение способствует становлению творческих способностей.

Характер самостоятельного связного высказывания у школьников находится в зависимости от индивидуально-личностного отношения к тем или иным условиям общения и к содержанию высказывания. Общение строится по схеме “педагог-ученик”:это позволяет приобрести умение воспринимать информацию. Схема “ученик-ученик” способствует обучению учащихся совместному обсуждению произведения, выработке общих позиций, осуществлять самоконтроль за речью. Ребята учатся согласовывать своё мнение с мнением товарищей, вести диалог, составлять предварительный план высказывания в соответствии с задуманным.

Итак, в коррекционно-логопедической работе с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, мы используем произведения о героических и трагических годах Великой Отечественной войны, о детях-героях. Одновременно с коррекцией речи на логопедических занятиях идёт воспитание патриотизма, гордости за свою страну, за свой народ.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма. Необходимо уделять внимание этому направлению при развитии речи дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по воспитанию гражданственности и патриотизма у дошкольников в коррекционной работе логопеда.

Наша задача, как можно раньше, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Эта проблема касается и узких специалистов ДОУ, в частности, учителей-логопедов. Поэтому при планировании логопедических занятий по лексическим темам наряду с коррекционно-речевыми задачами, планируются задачи, направленными на нравственно-патриотическое воспитание детей.

Например, изучается тема “ Тело человека. ”

Задачи: закрепление представлений о себе, формирование пространственной ориентации и координации движений, воспитание коммуникабельности, формирование элементарных знаний о правах ребёнка.

Для усвоения этой темы ребенку помогут такие словесные игры, как:

“Что для чего нужно?” / Голова нужна человеку для того, чтобы думать, мыслить... руки, уши, рот, глаза и т.д./;

”Подбери признак” / Глаза - большие, маленькие, голубые, карие, внимательные, грустные, весёлые и т.д./;

“Назови ласково” /Голова-головушка, ноги-ножки, колени-коленки, спина-спинка/.

Дети учатся образованию сложных слов. /У меня русые волосы -я русоволосый, у тебя голубые глаза - ты голубоглазый и т.д./

Дошкольники начинают более внимательно относиться к себе и к своим товарищам. Они видят, что все они разные.

И это поможет ребенку в дальнейшем принимать себя таким, какой он есть, быть более коммуникабельным и легко вступать в контакт со сверстниками.

Благодатную почву дают занятия на тему “Семья”.

Задачи: формирование представлений о семье и родственных отношениях в ней, воспитание любви и привязанности к семье, чувства взаимопомощи и ответственности за родных и близких.

Используются следующие дидактические словесные игры:

“Подбери признак” / Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др./;

“Обязанности в семье” /Что делает папа? Что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата?/

Развивается связная речь: дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам и по плану.

В лексической теме “Детский сад” пополняется словарный запас, развивается связная речь.

Задачи: знакомство со всеми службами и профессиями сотрудников детского сада; воспитание уважения к людям разных профессий, посвятивших себя нелёгкому труду-заботе о детях и любви к своему второму дому.

Через игру “Кто что делает?” развивается и совершенствуется глагольный словарь /Что делает воспитательница? - учит, объясняет, заботится, помогает. Что делает повар? - варит, жарит, моет, режет, печёт. Что делает младший воспитатель? и т.д./ Дети учатся составлять предложения о людях, работающих в детском саду.

Дети составляют рассказы по сюжетным и сериям картинок “Один день в детском саду”, “Чем мы занимаемся в детском саду”.

Планируя цикл занятий по темам “Растения. Животные. Птицы.”, отрабатываются лексико-грамматические категории.

Задачи: формирование бережного отношения и любви ко всему живому реализуются через игры “С какого дерева лист?”, “Чей это хвост?” “Кто как голос подаёт?” Игра “У кого кто? «Пойдём в огород, да расскажем, что в Рязани на грядках растёт», «А в Рязани грибы с глазами, в гости леший пригласил, грибы собрать вас попросил».

В теме “Профессии”.

Задачи: закрепление представлений о наиболее распространённых профессиях, создание интереса к изучению неизвестных профессий, воспитание уважения к труду.

В играх: "Кто что делает?", "Четвёртый лишний", "Угадай, кем я хочу быть?", "Кто больше?", "Кто работает на машинах?", "Расскажи о себе", "Разгадай слово", "Продолжи предложение", "Небылицы" дети обогащают свой словарный запас названиями профессий:

  • Они учатся составлять небольшие сообщения о профессиях своих родителей и на темы “Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?”, “Все профессии нужны, все профессии важны...”.

В феврале дети знакомятся с темой “Защитники Отечества”.

Задачи: воспитание уважения и чувства благодарности к людям, защищающим Родину от врагов.

В играх: “Защитники Отечества” «Разные войска» «Назови военную профессию» словарь детей пополняется новыми словами-синонимами -Отечество - Отчизна - Родина; защитник Отечества - боец, воин, солдат; защищать Родину - охранять, беречь. Также дети учатся словообразованию на примере различных военных профессий / граница -пограничник, артиллерия - артиллерист, и др./

Первый весенний месяц всегда посвящен теме “Международный женский день”.

Задачи: воспитание любви и чувства уважения к маме, бабушке, сестрёнке, воспитателю.

Используются словесные дидактические игры:

“Расскажи какая?” /мама - добрая, ласковая, любимая, весёлая; бабушка - заботливая, мудрая, трудолюбивая; сестренка - маленькая, смешная, любознательная; воспитательница - добрая, внимательная, умная, красивая, справедливая и др./; “Назови ласково” - .

При изучении темы “Мой родной город, родная страна”.

Задачи: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношения к ней.

Игры:

  • «Букет красивых слов»- Словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу/
  • Дидактическая игра «Угадай места достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город».

Цель – закрепить в дошкольниках знания родного города и страны, полученные в процессе бесед воспитателя с детьми; патриотическое воспитание.

  • «Собери герб из фрагментов»

Цель: способствовать закреплению знаний о гербе родного края, развить логическое мышление, память дошкольника.

  • «ГЕРБ родного края»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного края; уметь выделять герб Рязани, родного поселка из других знаков.

В конце учебного года - тема великого праздника - “День Победы”.

Задачи: воспитание уважения к героям Великой Отечественной войны, гордости за победу над фашисткими завоевателями, глубокой благодарности к ветеранам войны.

Используются игры:

“Подбери синоним” /смелый - храбрый, отважный, геройский/;

“Подбери родственное слово” /герой - геройский, героический, героиня/.

Словарный запас детей пополняется новыми словами и словосочетаниями /подвиг, Победа, героический поступок, ветеран, «мир строит, война - разрушает» и др./ .

Вот так, решая очень важный момент в жизни наших малышей, как вопрос воспитания гражданственности и патриотизма, мы -логопеды ДОУ выполняем свои прямые профессиональные обязанности - развиваем речь детей, работая над расширением и актуализацией словаря, над лексико-грамматическими категориями и связной речью.