Зонирование в младшей группе по фгос. Организация и использование предметно-развивающей среды во второй младшей группе. Живой уголок: растения


Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
  2. ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
  3. Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.

Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС

Настольная игра «Залатай коврик»

Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.


Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).

А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.

Сенсорное панно «Подводный мир»

Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.

Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?

Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.


В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.

В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»


В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.

Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных

Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:


Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!

Предметно - пространственная развивающая среда в ДОУ.

Младшая группа детского сада "Солнышко"
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Н.Е. Веракса и Т.С. Комаровой и «Концепции построения развивающей среды» В.А. Петровского, соответствующей личностно – ориентированной модели взаимодействия с дошкольниками.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. Все предметы и материалы доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Создавая предметно - развивающую среду, необходимо помнить:
Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
В группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

Детский сад - это второй дом для сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным, оригинальным, тёплым, непохожим на другие.
В соответствии с рассмотренными принципами в младшей группе ДОУ «Солнышко» была создана следующая предметно-развивающая среда:
1. Центр театрализованной деятельности;
2. Центр «Ряжения» и ролевых игр;
3. Центр физического развития;
4. Центр книги;
5. Игровой центр
6. Центр развивающих игр;
7. Центр воды и песка;
8. Центр «Творческая мастерская» (для выставки детского рисунка, детского творчества,);
9. Подвесные модули
10. Информационные блоки.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Центр театрализованной деятельности.
Центр театрализованной деятельности - один из активных секторов в нашей группе.
Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
В уголке находятся реквизиты для различных видов театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, маски для разыгрывания сценок.





Центр ряжения.
В нашей группе есть уголок, который любят все дети без исключения. Каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность. Самостоятельно подбирают свой образ.




Центр физического развития.
Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях, необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте «физкультурном уголке». Подбор оборудования и содержание физкультурного уголка – определяется программными задачами, как физического, так и всестороннего воспитания детей. Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.
В нашей группе детского сада центр двигательной деятельности оформлен как часть большой игровой зоны. Для малышей есть игрушки-каталки; мячи разных размеров; мячики - ёжики; мешочки, наполненные горохом для рук; массажные коврики; массажные варежки; кегли; гантели; кольцебросс; обручи; скакалки; верёвки, шнуры;сухой бассейн; дети постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками. В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому в нашем центре есть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики; дыхательные тренажёры - домики. Обязательно есть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.






Центр книги.
Самым доступным и эффективным способом развития детей является чтение. Для многих родителей это также очень дешёвый способ заняться своим ребёнком. Развивающие способности детской книжки безграничны. Мышление, речь, память, внимание, воображение - всё это формируется благодаря общению с книгой. По этой причине мы и решили создать музей книги. В нашем музее представлены современные книги, книги из детства наших бабушек и дедушек, книги, созданные своими руками. Мамы, папы, бабушки и даже дедушки откликнулись на наше предложение о создании книги в кругу семьи. Темы были выбраны разнообразные: «Мои любимые домашние животные», «Вежливые слова», «Времена года», «Наш любимый детский сад», «Мои любимые бабушка и дедушка» и многие другие. Мы активно используем все представленные книги, т. к. художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.









Игровой центр.
В игровой зоне размещены разнообразные игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.









Центр развивающих игр.
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.








Центр воды и песка.
«Центр воды и песка» в нашей группе помогает организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Речь идет об игре-экспериментировании с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с водой и песком, мы не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и помогаем им закрепить представления о форме, величине, цвете предметов, развивать мелкую моторику рук, закладываем основы для обучения конструированию (формование из песка).




Подвесные модули.
Маленькие дети не умеют скучать, им требуется постоянно чем-то заниматься: что-то рассматривать, трогать, наблюдать - это для них такое же действие, как бегать, прыгать, играть. Поэтому, наличие в помещении подвесных фигурок, бабочек, птиц, звёздочек, создают атмосферу, в которой постоянно что-то меняется и движется. Очень полезным с точки зрения эстетики и психологии является цветовой каскад. В нашей групповой комнате множество таких каскадов.






Центр творчества.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. В оформлении приёмной всегда найдётся место для работ детей, их творчества. Очень красочно оформлена выставка, где мы размещаем рисунки и аппликации детей. В центре творчества постоянно что-то меняется в зависимости от лексических тем, осваиваемых техник.


Разделы: Работа с дошкольниками

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность детей помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога, это позволяет развивать такие качества, как любознательность инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

УГОЛОК ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.

Дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книжные уголки с соответствующей возрасту литературой; “Чудесный мешочек” с различными предметами.

УГОЛОК СПОРТА

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; Профилактика простудных заболеваний; Укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Доска гладкая и ребристая; - коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи; скакалка; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом (150-200 гр.); ленты, флажки.

УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: мольберт или пюпитр; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т.п.; кисточки - тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги; школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме.

УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ

Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.

ТЕАТР

Задачи: Формирование навыков слушания; Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); театр-драматизации – готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы; могут находиться книги (или рядом находится книжный уголок).

КНИЖНЫЙ УГОЛОК

Задачи:Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы , которые должны быть в уголке: Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр; Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; Альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.

УГОЛОК ПРИРОДЫ

Задачи: экологическое воспитание и образование детей

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: В группе находится 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция).; Ведётся активное наблюдение за объектами живой природы в естественных условиях. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.

УГОЛОК ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков; Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий;Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; Обогащение активного словаря детей; Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке:

Материалы по сенсорике и математике

1. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2. Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3. Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на “липучках”.

5. Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6. Блоки Дьенеша.

7. Палочки Кюизенера.

8. Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9. Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10. Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11. Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятель-ности.

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с дете-нышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной груп-пировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последователь-ности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тема-тикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7. Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; Формирование исполнительских навыков.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Задачи: Научить ребенка видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира, искусства и создавать ее в своей жизни.

Эстетическое воспитание детей осуществляется путем ознакомления детей с эстетикой быта, с прекрасным в труде, в природе, общественных явлениях, и средствами искусства.

УГОЛОК ПО ПДД

Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ

Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.

УГОЛОК НАХОДОК

Задачи: Учить детей находить в окружающем мире что-то необычное, интересное, уметь объяснить, чем интересен и необычен тот или иной предмет. Учить детей усовершенствовать, видоизменить предмет, знать его назначение. Помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и пр.), развивать познавательную активность, любознательность, творческое мышление, воображение, фантазию.

РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ

Задачи: Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы; Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом; Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, “алгоритм” процесса одевания; Стенды для взрослых: постоянно обновляющаяся выставка работ детей; постоянно обновляющаяся фотовыставка; информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду; рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и т.п.; Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационные стенды.

Документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003;
  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91;
  3. Письмо Минобразования России от 15.03.2004 № 03-51-46ин/14-03 "О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье";
  4. Письмо Минобразования России от 17.05.1995 № 61/19-12 "О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях" (вместе с Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек, Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек, Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек");
  5. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, 1993 г.);
  6. Концепция дошкольного воспитания (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский, 1989 г.).
  7. Требования ФГТ к среде ДОУ (проект).

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 88

Предметно – развивающая среда

в младшей группе «Веселые капельки».

Новосибирск, 2014г.

Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим на другие. Группа детского сада, где наши дети проводят большую часть дня, должна быть уютной, безопасной, удобной и, самое главное, соответствовать возрасту детей. В младшем возрасте ребенок проживает первый опыт адаптации, от которого, зачастую, зависит успешность дальнейшего вхождения малыша в социум. Поэтому предметно-развивающая среда группы должна стать для ребенка источником познавательного интереса, активности, любознательности, которые будут обеспечивать эффективное развитие личности воспитанника и чувство максимального комфорта.

Посмотрите, вот как мы живем.

Конечно, все начинается с нашего веселого, разноцветного участка, на котором много газонов, клумб с разными видами цветов. Наш участок с сохраненными природными деревьями и созданной аллеей выпускников, есть спортивная площадка с велосипедной дорожкой и оборудованы участки для каждой группы.

В углу участка притаилась сказочная избушка, чтобы к ней подойти, необходимо пройти по волшебным пенькам.

В приемной комнате оформлен уголок для родителей, информационные стенды,

папки с консультациями, советами, папки передвижки.

Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО.


Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – погремушки, бубны, ленточки, кегли, гантели, платочки. В группе имеется стационарная горка, большие машины,

мягкие модули «Жираф», «Слон», «Собака», «Динозавр», лошадки-качалки, сухой бассейн,

мягкая модульная полоса препятствий, направленная на развитие ловкости, координации движений, формирования чувства равновесия,

В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски.

Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.


Зона сенсорно-моторного развития создана для развития моторики, сенсорного восприятия, развития речи, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, игрушки-шнуровки, мозаики разного вида, пирамидки различной величины, настольно-печатные игры, игрушки головоломки, неваляшки, юлы, игры с разнообразными застежками.

Есть сенсорно-дидактический столик с пальчиковыми лабиринтами, сортерами, рамками-вкладышами, звучащими кубиками, набор «Блоки Дьенеша», игра для забивания. Дидактический стол является частью развивающих игр , наполняемость его периодически меняется, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно.

Игровые центры

Основной вид деятельности наших малышей - игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует коммуникативные навыки, игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.

«Жилая комната»

В центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: куклы, посуда, кроватки, коляски, одежда для кукол, стиральные машинки. Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли ими играть, а потом убирать на место.


«Больница»

Играя в «Больницу» дети знакомятся с трудом взрослых. В больнице людей лечит врач, медсестра, больным ставят градусники, дают таблетки, смотрят горло, делают уколы. Врач и медсестра в белых халатах внимательны и заботливы. В уголке содержатся игрушечные атрибуты из пластика - банки, стетоскоп, шпатели, градус­ники, телефон.


«Парикмахерская и уголок ряжения»

Большой интерес у детей вызывает этот уголок. Ряжение может сочетаться с ролевыми играми и быть частью «Парикмахерской», (бусы, ленты, венки, браслеты, ободки и пр.) Дети очень любят наряжаться, украшать себя, для этого в шкафчике имеются юбочки, фартуки, шляпки, косынки, много разнообразных сумочек. Для театрализованной деятельности имеются костюмы медведя, зайца, мышки и др. Дети с удовольствием наряжаются и играют


Книжный уголок и музыкально-театральный центр

Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей , то в уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Малыши любят, когда им читают книги и сами рассматривают картинки, поэтому здесь у нас много книг в жестком переплете. Выставляются большие картины и иллюстрации к сказкам.

Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а кроме того, развивают фонема тический слух и чувство ритма у малышей: бубны, погремушки, барабаны, дудочки и т. д. Дети очень любят играть на них, узнают знакомые мелодии, исполненные воспитателем. Обязательный элемент среды группы – магнитофон. Каждый день дети слушают детские песенки, музыку для подвижных игр и ритмических движений, а так же звуки природы. В уголке есть пальчиковый, кукольный, настольный, фланелевый, теневой театр, би-ба-бо, фланелеграф, маски для игр-драматизаций, музыкальные и заводные игрушки. Все виды театра используются для показа любимых сказок, потешек, для театрализованных игр. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.


Уголок ИЗО

Малыши в свободное от режимных процессов время любят полепить и порисовать. Специальный стеллаж отведен и для этих видов самостоятельной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть мольберт, на котором можно рисовать фломастерами и мелками, наборы карандашей, фломастеры, мелки, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти. Эти материалы значимы тем, что способствуют развитию первых изобразительных умений.


Уголок природы

Уголок природы расположен у окна, удобен для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы. Вместе с детьми ухаживаем за растениями, на окне весной располагаем мини-огород, где выращиваем рассаду цветов и наблюдаем за их ростом. В уголке находится календарь природы: картины - пейзажи по временам года, модели (солнце, облако, капельки, снежинка), которые помогают детям познать явления окружающего мира. Для игр и работы с водой имеются тазы, ведерки, лейки, палочки для рыхления почвы, фланелевые варежки для протирания листьев растений, ветряки. Чтобы дети оставались сухими после игры с водой, предусмотрены фартучки.


Место для уединения

Любят дети уголок уединения, в котором можно посмотреть в одиночестве книжку, посидеть с любимой игрушкой, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, посотрудничать с взрослым и просто отдохнуть.

П. Лич, автор книги о развитии детей до 5 лет утверждает: «Если Вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он – экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя, когда таковой ему потребуется). Что он будет делать с этим оборудованием – это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость».

Елена Дмитриевна Цуканова

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе .

Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку,

облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить – развиваться

собственной самодовлеющей жизнью,

его духовный рост будет совершенствоваться

из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды . Правильно позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда , окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них .

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов , людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов , разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть , что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (М. Н. Полякова, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе . Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе , мы опиралась на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголки уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Мы стараемся обогатить среду такими элементами , которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки-микроцентры для самостоятельной деятельности детей :

Центр сюжетно-ролевой игры.

Задачи : способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал.

уголке : кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом» , «Магазин» , «Парикмахерскую» , «Больницу» , «Моряков» , «Водителей» и др. ; куклы; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние ; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др. ; кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряжения.

Основной вид деятельности наших малышей – игровой. В игровом центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта . Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Центр физической культуры :

Задачи : Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе , стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза .

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : доска гладкая и ребристая; коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) ; палки гимнастические; мячи; корзина для метания мячей; обручи; скакалки; кегли; дуга; кубы; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий; лестница гимнастическая; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды .

Центр изобразительного искусства :

Задачи : Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

уголке : мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани, доки для рисования фломастером и мелом.

Музыкально – театральный центр :

Задачи : Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, металлофон, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.) ; театр, сделанный воспитателем (на ложках) декорации, готовые костюмы, маски для постановки сказок, самодельные костюмы; рядом находится книжный уголок.

Дети в восторге от нашего музыкально – театрального центра. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Книжный центр :

Задачи : Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем .

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке : стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания : «Профессии» , «Времена года» , «Детский сад» ; альбом с семейными фотографиями детей группы ; наборы сюжетных и предметных картинок ; игры по познавательному и речевому развитию и т. д.

В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недель. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой : знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги только там (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Центр строительных игр :

Задачи : Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке : пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания.

Дети нашей группы очень любят играть как с Лего так и с модулями. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки.


Центр природы :

Задачи : Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование и материалы, которые есть у нас уголке : в группе находится 4 комнатных растения (фикус, бегония, герань,бальзамин) ; подобраны картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования :микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки) ; природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, распылитель для цветов, палочки для рыхления земли.

Дети нашей группы научились узнавать растения и называть основные части растения (стебель и листья) . Мы разместили в уголке природы растения, с ярко выраженными основными частями и красиво, обильно и долго цветущие. Дети научились поливать растение под руководством воспитателя; научились правильно держать лейку и лить воду аккуратно. В уголке мы создали условия для игр с водой и песком.


Учебный уголок :

Задачи : Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов ; обучение группировки предметов по цвету , размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один) ; развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы , последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках ; ознакомление со светофором.

Взрослый организует действия с различными объектами : мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке :

Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

Наборное полотно, магнитная доска.

Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал.

Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

Блоки Дьенеша.

Палочки Кюизенера.

Матрешки (из 5-7 элементов, доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета) .

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) .

Разрезные предметные картинки , разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали) .

Полотно с изображением дорог, средний транспорт ; макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; небольшие игрушки (фигурки людей, животных) .

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

Наборы картинок для группировки , до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода .

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.) .

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) .

- Серии из 4 картинок : части суток (деятельность людей ближайшего окружения) .

- Серии из 4 картинок : времена года (природа и сезонная деятельность людей) .

Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой) .

Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

Дети очень любя дидактические игры : «Собери машинку» , «Светофор» , игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.


Мини – музей :

«Лошадь-живое чудо, взращенное человеком» .

Профиль музея : познавательный.

Задачи : Знакомство детей с ролью лошади в жизни человека; воспитание заботливого отношения к животному миру; формирование навыков исследовательского поведения.

В музее собраны мягкие игрушки-лошадки; резиновые лошадки; пластмассовые; лошадки, сделанные вместе с родителями из пластилина и бумаги; различные поделки. Наш музей мы постоянно пополняем загадками, детскими высказываниями, стихами, песенками, рисунками, считалочками, сувенирами по данной тематике. Вместе с детьми мы сочиняем сказки про лошадей и раскрашиваем раскраски.


Наша группа :

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.


Наша спальня :

На сон ребенка во многом влияет оформление спальни. Мы создали уютную спальню для детей.

Уголок «Уединения» находится у нас в спальной комнате.

Здесь мы предлагаем посмотреть фотоальбом детских и семейных фотографий в тишине. Включаем музыку или слушание сказок, также здесь дети могут поиграть с куклами или настольными играми, посмотреть свои любимые книги.

Заходишь в спальню где спят детки, слышишь тихое посапывание.

Тихо-тихо-тихо-тихо,

В наши двери входит Тихон,

Не аукать, не кричать,

А баюкать и качать.

Тихон песенку поет,

Сны ребятам раздает :

«В этом сне – воздушный шарик,

В этом сне - собака Шарик,

В этом – голуби летят,

В этом – дети спать хотят».

Тихо-тихо-тихо-тихо,

Сумрак, дрема и покой.

Дети спят. Уходит Тихон

В тихий домик за рекой.


В нашей группе создана прекрасная предметно -пространственная развивающая среда , которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.